Научная статья на тему 'О результатах Федерального государственного надзора за оборотом табачной продукции и курительных смесей'

О результатах Федерального государственного надзора за оборотом табачной продукции и курительных смесей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
353
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ / FRAMEWORK CONVENTION / МЕРОПРИЯТИЯ / EVENTS / "ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ" / "ROAD MAP" / "АНТИТАБАЧНЫЙ ЗАКОН" / "ANTI-SMOKING LAW" / ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ / PENALTIES / КУРИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ / SMOKING MIXES / PRIMORSKY REGION / RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шивыдкина Татьяна Леонидовна, Аралова Мария Сергеевна

В Российской Федерации Роспотребнадзор является одним из органов государственной власти, реализующих задачи (меры) Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Как орган надзора Роспотребнадзор контролирует соблюдение законодательства о защите граждан от воздействия табачного дыма и последствий курения табака при проведении плановых и внеплановых мероприятий, рассмотрении обращений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шивыдкина Татьяна Леонидовна, Аралова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE OUTCOME OF THE FEDERAL GOVERNMENT SURVEILLANCE TRAFFIC TOBACCO PRODUCTS AND SMOKING MIXES

The Federal Service of the Russian Federation is one of the government bodies that implement tasks (actions) ofthe Framework Convention of the World Health Organization on Tobacco Control. As supervisor Rospotrebnadzorsupervises compliance with the law on the protection of citizens from exposure to tobacco smoke and the effects oftobacco smoking during planned and unplanned events, consideration of appeals.

Текст научной работы на тему «О результатах Федерального государственного надзора за оборотом табачной продукции и курительных смесей»

9. Оценка эффективности деятельности меди- 10. Шамшурина Н.Г. Показатели социально-эко-цинских организаций. Под ред. проф. А.И. Вялкова. номической эффективности в здравоохранении. М.: М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. МЦФЭР, 2005.

O A. Stolbun

PERFORMANCE INDICATORS AND PERFORMANCE BRANCH «HYGIENE AND

EPIDEMIOLOGY CENTER IN PRIMORSKY REGION IN USSURIYSK»

The branch of the Federal State Institution of Health «Center for Hygiene and Epidemiology in the Primorye Region in Ussuriysk», Ussuriysk, Primorsky Region, Russia.

The article describes the period 2009-2014 period. performance indicators (efficiency, economy, quality, innovation) and efficiency (social, medical and economic) to ensure the activities of the territorial department of Rospotrebnadzor At the edge of the sea, in the city of Ussuriysk. A comparative analysis of a number of indicators in comparison with the average value of the region. It has been established that the social and medical effectiveness is the determining-conductive when choosing a technology implementation activities.

Keywords: Sanitary Epidemiological Service, Center for Hygiene and Epidemiology Branch, effectiveness, quality, social, medical and economic efficiency, dynamics, Primorsky Region, Ussuriysk, Russia.

Citation: Stolbun O.A. Performance indicators and performance branch «Hygiene and epidemiology Center in Primorsky Region in Ussuriysk». Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 53-58. URL: https://yadi.sk/i/m2r9UDtiiTjoW.

Сведения об авторе

Столбун Ольга Александровна, главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г.Уссурийск». 695525, Приморский край, г.Уссурийск, ул. Комсомольская, д. 40; тел./факс 8(4234) 33-31-93; e-mail: ussurisk@fguzpk.ru

© Т.Л. Шивыдкина, М.С. Аралова, 2015 г. УДК 343 (470.57)

Т.Л. Шивыдкина, М.С. Аралова

О РЕЗУЛЬТАТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ОБОРОТОм

табачной продукции и курительных смесей

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, г. Владивосток.

В Российской Федерации Роспотребнадзор является одним из органов государственной власти, реализующих задачи (меры) Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Как орган надзора Роспотребнадзор контролирует соблюдение законодательства о защите граждан от воздействия табачного дыма и последствий курения табака при проведении плановых и внеплановых мероприятий, рассмотрении обращений.

Ключевые слова: рамочная конвенция; мероприятия; «дорожные карты»; «антитабачный закон»; штрафные санкции; курительные смеси.

Цитировать: Шивыдкина Т.Л., Аралова М.С. О результатах федерального государственного надзора за оборотом табачной продукции и курительных смесей // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. №4(62). С. 58-63. URL: https://yadi.sk/i/9UXLBWsuiTjoY.

В соответствии с резолюцией Всемирной организации здравоохранения о глобальной табачной эпидемии (2011 г.), употребление табака продолжает быть ведущей глобальной причиной предотвратимой смертности. В мире оно ежегодно убивает почти шесть миллионов человек и приносит экономических ущерб в сотни миллиардов долларов1.

Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) демонстрирует глобальную политическую волю в

усилении борьбы против табака и спасении жизней и выделяет комплекс основных антитабачных мер, направленных на снижение спроса на табак.

Употребление табака продолжает быть одной из ведущих причин предотвратимой смертности. Снижение потребления табака и связанных с ним последствий мировое сообщество взяло под особый контроль, приняв РКБТ ВОЗ. РФ присоединилась к РКБТ ВОЗ 03.06.2008 г., то есть 7 лет назад.

В России, в целях реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, установленных статьями 41 и 42 Конституции РФ, реализуется Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 1563-р; принимаются меры, направленные на снижение потребления табака и связанных с ним последствий, в числе которых:

- издание Указа Президента РФ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 г. № 606;

- принятие Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В Приморском крае реализуются государственные программы, направленные на реализацию демографической политики РФ, ведение «здорового» образа жизни, профилактику наркомании и табакокурения среди населения:

- долгосрочная целевая программа «Приморье без наркотиков» на 2011-2015 гг.», утвержденная постановлением администрации Приморского края от 25.01.2011 г. № 10-па;

- «Развитие здравоохранения Приморского края» на 2013-2017 гг.», утвержденная постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 г. № 397-па;

- «Развитие образования Приморского края на 20132017 гг.», утвержденная постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 г. № 395-па;

- «Информационное общество» на 2013-2017 гг.», утвержденная постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 г. № 385-па;

- «Развитие культуры Приморского края на 20132017 гг.», утвержденная постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 г. № 387-па.

Распоряжением Губернатора Приморского края от 01.07.2008 г. № 136-рг создана и утверждена Указом Президента РФ от 18.10.2008 г. № 1374 Антинаркотическая комиссия Приморского края.

Участие в решении комплекса вопросов, связанных с реализацией «дорожных карт» по снижению масштабов потребления табачной продукции на территории Приморского края, в рамках реализации Указов Президента РФ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 г. № 606, Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2013-2018 гг. по реализации майских Указов Президента РФ - неотъемлемая и приоритетная составная часть в деятельности Управления Роспотреб-надзора по Приморскому краю [1-3, 5].

Законодательное регулирование реализации табачной продукции, ограничения торговли, запреты курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах установлены Федеральным законом от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (с 15.05.2016 г. технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» ТР ТС 035/2014, принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 г. № 107).

Кодекс РФ об административных правонарушениях наделяет Роспотребнадзор полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (ст. 23.49 КоАП РФ) за нарушение законодательства, регулирующего оборот табачных изделий, нарушения запретов курения.

Контроль за соблюдением запретов при реализации табачных продуктов, установленных ст. 19 Федерального закона от 23.02.13 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» осуществляется Управлением Роспотребнадзо-ра по Приморскому краю в соответствии с Планом деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2013-2018 гг. по реализации Указов Президента РФ «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 г. № 606, Планом мероприятий Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на 2013-2018 гг. по реализации майских Указов Президента РФ, при этом контролируется реализация табачной продукции в местах ее ограничения по месту реализации и должен быть осуществлен не менее чем в 90% случаев от числа проведенных плановых проверок, посредством:

- проведения осмотра территорий, прилегающих к торговым объектам, реализующим табачную продукцию на предмет наличия в границах 100 м (по прямой линии), границ территорий образовательных организаций (оформление протокола осмотра);

- определения расстояний от границ торгового объекта до границ образовательного учреждения (направления запросов в муниципальные образования Приморского края о предоставлении документированной информации - выкопировки из топографического плана, с нанесенными промерами расстояний от входа в стационарный торговый объект до границ территории образовательных организаций);

- принятия административных мер к хозяйствующему субъекту при выявлении в границах

100 м от торгового предприятия, реализующего табачную продукцию, границ территорий образовательных учреждений.

Результаты работы Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в 2013-2014 гг. по данному направлении выглядят следующим образом.

Всего на территории Приморского края зарегистрировано 3994 субъекта, осуществляющих розничную продажу табачной продукции, из них Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в 2014 г. проведены проверки в отношении 165 субъектов (189 объектов), в 2013 г. в отношении 186 субъектов. При проведении 64 проверок выявлены нарушения действующего законодательства РФ (39%), в 2013 г. при проведении 46 проверок (25% от числа проведенных проверок) [6].

В ходе проверок проинспектировано 21877 пачек табачной продукции (в том числе 677 пачек импортного производства). Реализация табачной продукции с нарушением обязательных требований установлена при реализации 52 пачек (все отечественного производства).

По результатам проведенных проверок в 2014 г. выявлено 93 нарушения действующего законодательства Российской Федерации (в 2013 г. - 61 нарушение), в том числе в разрезе статей Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федерального закона от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» [1, 2, 4, 5]:

- нарушение требований ст.13 Закона № 15-ФЗ (реализация по цене ниже минимальной цены) - 2;

- нарушение требований ст.13 Закона № 15-ФЗ (реализация по цене выше максимальной цены) -1;

- нарушение требований п. 2 ч.7 ст.19 Закона № 15-ФЗ (розничная продажа на расстоянии менее 100м до общеобразовательного учреждения) - 4;

- нарушение ст.12 № Закона 15-ФЗ (несоблюдение запрета курения табака на отдельных территориях, помещениях и на объектах) - 15;

- нарушения требований п.п. 4, 5 ст.19 Закона № 15-ФЗ (розничная продажа табачной продукции с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговых объектах) - 12;

- нарушение п. г. ч.1 с.16 Закона № 15-ФЗ (мотивация курения табака и табачных изделий, стимулирование потребления табачной продукции) - 1;

- нарушения ч. 5 ст.12 Закона № 15-ФЗ (отсутствие знаков о запрете курения) - 26;

- нарушения требований иных нормативных правовых актов (Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1, «Правил продажи отдельных видов товаров...», ут-

вержденных Постановлением Правительства от 19.01.1998 г. № 55) - 32.

По результатам проверок в розничных предприятиях Приморского края по выявленным нарушениям при реализации табачной продукции составлено 93 протокола об административных правонарушениях (в 2013 г. - 61), из них 7 протоколов составлено в отношении юридических лиц, 62 протокола составлено в отношении должностных лиц и 24 - в отношении граждан.

В разрезе статей Кодекса об административных правонарушениях, протоколы составлены по 16 составам, в том числе [6]:

- статья 6.24 (15), по РФ - 4600 (при расчете на 1-го Управление - 54);

- статья 6.25 (30), по РФ - 1012 (при расчете на 1-го Управление - 12);

- статья 14.3.1 ч.1 (1), по РФ - 149 (при расчете на 1-го Управление - 2);

- статья 14.53 (12), по РФ - 3000 (при расчете на 1-го Управление - 35);

- иные статьи, предусматривающие нарушение законодательства в области защиты прав потребителей: 14.2 (1), 14.5 ч.1 (2), 14.6 (3), 14.8ч.1 (5), 14.15 (17); нарушения административного законодательства: 19.4.1ч.1, 19.4.1ч.2, 6.4, 14.7, 14.1ч.1 (7).

В 2013 г. были использованы только 7 составов административного кодекса, в том числе: 145.1.ч.1 (1), 14.2 (17), 14.6 (2), 14.7. (3), 14.15 (31), 14.45ч.1 (1), 14.53 ч.1 (6).

Общая сумма штрафных санкций составила в 2014 г. 418,5 тыс. руб., из них на юридических лиц - 145,0 тыс. руб., на должностных лиц - 243,5 тыс. руб., на граждан - 30,0 тыс. руб. (в 2013 г. сумма штрафных санкций составила 308,3 тыс. руб.).

Таким образом, в целом по Управлению Роспо-требнадзора по Приморскому краю по сравнению с 2013 г. повысились показатели организации государственного надзора по следующим мероприятиям: по числу проверенных предприятий с выявленными нарушениями - на 39%; по числу выявленных нарушений и составленных протоколов об административном правонарушении - на 52.5%; по сумме штрафных санкций, назначенных по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении на 10,3%. Результативность надзорной деятельности выросла с 0,3 нарушений на 1 проверку в 2013 г. до 0,6 в 2014 г.

Одним из направлений антитабачной политики государства является контроль за содержанием в курительных смесях наркотических, психотропных и иных запрещенных веществ, осуществляемый Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю

в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. № 681; Перечень растений, содержащих такие вещества и подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 г. № 934.

Контроль за соблюдением данных правовых актов на территории Приморского края осуществляет Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю.

Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю осуществляет пресечение распространения веществ, не включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, обладающих психоактивным действием, схожим с воздействием наркотических средств, но не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, руководствуясь совместным письмом ФСКН России (от 06.05.2010 г. № ВИ-1710) и Роспотребнадзора (от 29.04.2010 г. № 01/6616-10-32) «О дополнительных мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации курительных смесей, содержащих подконтрольные средства и вещества, и смесей (продукции), не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан» [1, 2, 4].

При этом исполнение законодательства, направленного на противодействие потреблению и незаконному обороту курительных смесей и веществ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, осуществляется Роспотребнадзо-ром в рамках исполнения Постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.04.2009 г. № 23 «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей», от 08.12.2009 г. № 72 «О мерах по пресечению оборота курительных смесей на территории Российской Федерации» [1, 3].

Предметом проверок исполнения законодательства, направленного на противодействие потреблению и незаконному обороту курительных смесей и веществ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, является выявление в обращении курительных смесей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (лист шалфея предсказателя (Salvia divinorum), семена розы гавайской (Argyreia nervosa), цветки и листья голубого лотоса Nymphea caerulea), сальвинорин-А, синтетические каннабиноиды и др.).

Основные требования к реализации курительных смесей устанавливаются в зависимости от их состава. Так в случае реализации табачных курительных смесей (курительные смеси, содержащие в своем составе табачные изделия, понятие которых дано в статье 2 Федерального закона от 22.12.2008 г.

№ 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»), на подобную продукцию действуют все требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (с 15.05.2016 г. технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» ТР ТС 035/2014, принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55.

В случае реализации не табачных курительных смесей (курительных смесей, не содержащих в своем составе табачных изделий) действуют требования, установленные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55.

В связи с вступлением в силу положений пункта 6 части 1 статьи 12 , части 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», установившего запрет курения табака в организациях общественного питания и ограничения розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, многие субъекты предпринимательской деятельности начали активно использовать не табачные курительные смеси (например, для приготовления кальяна) [5].

Законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей установлены требования к обороту такой продукции в части:

- наличия обязательной информации для потребителей (наименование продукции, наименование производителя, его местонахождение, дата производства, срок годности, состав входящих в него компонентов, др.);

- отсутствия в составе используемых при производстве курительных смесей запрещенных компонентов (наркотических, психотропных, сильнодействующих), содержащихся в растительном сырье (лист шалфея предсказателей, семена розы гавайской, цветки и листья голубого лотоса, сальвинорин-А, синтетические каннабиноиды, др).

При этом данные товары (не табачные курительные смеси) не подлежат обязательной оценке подтверждения соответствия, что вызывает обоснованные сомнения в их безопасности для жизни и здоровья граждан.

В 2014 г. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю контроль за соблюдением законодательства, направленного на противодействие потреблению и незаконному обороту курительных смесей и веществ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан осуществлен при проведении 35 проверок [6].

В ходе проверок фактов реализации курительных смесей, содержащих в составе растения и вещества, включенные в Перечень подконтрольных средств и веществ, и смесей (продукции) не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, не выявлено.

В 2014 г. информация от Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю о фактах выявления курительных смесей и иной аналогичной продукции, обладающей психоактивным действием, схожим с воздействием наркотических средств и психотропных веществ, но не содержащей средства и вещества, включенные в Перечень за истекший период 2014 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю не поступала.

Обращений граждан (органов, организаций), содержащих сведения о фактах нарушений при реализации курительных смесей в 2014 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю не поступало.

Информация от медицинских учреждений в адрес Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в 2014 г. поступила по 14-ти случаям острых отравлений химической этиологии, связанных с употреблением курительных смесей (по РФ - 7052 случая), в том числе детей и подростков - 7. Летальных исходов от отравлений зарегистрировано 2 случая, все взрослые. Места приобретения курительных смесей при расследовании данных фактов не установлены [6].

В целях активизации деятельности по выявлению в обороте курительных смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю выполнены следующие мероприятия:

- инициировано проведение рабочей встречи с Управлением ФСКН России по Приморскому краю по вопросам взаимодействия (исх. № 14976 от 30.10.2014);

- заключено Дополнительное соглашение к Соглашению от 02 апреля 2013 г. с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю. Предметом заключения Дополнительного соглашения явилось информирование Сторон о фактах выявления в реализации курительных смесей, с нарушениями установленных требований; возможность на безвозмездной основе проведения Управлением

ФСКН России по Приморскому краю исследования продукции, смесей, веществ с целью выявления в их составе наркотических средств, а также веществ, обладающих психоактивным действием схожим с воздействием наркотических средств и психотропных веществ, но не являющихся таковыми (при обоснованной необходимости); предоставление Управлению сведений о результатах исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, проведенных Управлением ФСКН России по Приморскому краю; участие в совместных проверках (в случае привлечения Управлением ФСКН России по Приморскому краю) и др;

- в рамках взаимодействия в 2014 г. осуществлялось информирование Сторон о фактах выявления в реализации курительных смесей, с нарушениями установленных требований [6].

Принятие мер по реализации законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, в том числе организация зон, свободных от табачного дыма, гарантирующих обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и мотивирующих потребляющих табак людей отказаться от его потребления, в организациях общественного питания и торговли, образовательных и медицинских учреждениях, учреждениях культуры и спорта, общественном транспорте и детских площадках является одним из приоритетных направлений в деятельности Управления Роспотребнад-зора по Приморскому краю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Всемирной организации здравоохранения о глобальной табачной эпидемии. М. 2011. 16 с.

2. Рамочная конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ). М., 2010. 24 с.

3. Технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» ТР ТС 035/2014, принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107, СПС «Консультант-Плюс».

4. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», СПС «Консультант-Плюс»;

5. Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», СПС «Консультант-Плюс»;

6. Шивыдкина Т.Л., Аралова М.С. Надзор в сфере ограничения потребления табака как одно из направлений деятельности органов Роспотребнадзора по Приморскому краю // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. Т. 58. № 4. С. 63-8.

T.L. Shivydkina, M.S. Aralova

ON THE OUTCOME OF THE FEDERAL GOVERNMENT SURVEILLANCE TRAFFIC TOBACCO PRODUCTS AND SMOKING MIXES

Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Primorsky Territory, Vladivostok, Russia.

The Federal Service of the Russian Federation is one of the government bodies that implement tasks (actions) of the Framework Convention of the World Health Organization on Tobacco Control. As supervisor Rospotrebnadzor supervises compliance with the law on the protection of citizens from exposure to tobacco smoke and the effects of tobacco smoking during planned and unplanned events, consideration of appeals.

Keywords: the Framework Convention; Events; «Road map»; «Anti-smoking law»; penalties; smoking mixes, Primorsky Region, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation: Shivydkina T.L., Aralova M.S. On the outcome of the federal government surveillance traffic tobacco products and smoking mixes. Health. Medical ecology. Science. 2015; 4(62): 58-63. URL: https://yadi.sk/i/9UXLBWsuiTjoY.

Сведения об авторах

Шивыдкина Татьяна Леонидовна, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотреб-надзора по Приморскому краю, (423) 244 32 09, e-mail zpp@pkrpn.ru

Аралова Мария Сергеевна, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспо-требнадзора по Приморскому краю, (423) 244 35 70, e-mail zpp@pkrpn.ru

© Коллектив авторов, 2015 г УДК 613.955:612.31(053.2)

А.К. Яценко, Л.В. Транковская, А.Г. Черток

динамика показателей биологического возраста детского населения

ВЛАДИВОСТОКА: ЭПОХАЛЬНыЙ СРЕЗ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 690002, г. Владивосток, Россия.

Проведено исследование показателей, характеризующих биологическое развития детей 3-11 лет Владивостока. Представлены статистические данные параметров биологического возраста подрастающего поколения. Изучена зубная зрелость, как основной показатель биологического созревания организма ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Осуществлен анализ динамики росто-весовых показателей детского населения за последние десятилетия.

Ключевые слова: дети, длина тела, масса тела, зубная зрелость, биологическое развитие, Владивосток. Цитировать: Яценко А.К., Транковская Л.В., Черток А.Г. Динамика показателей биологического возраста детского населения Владивостока: эпохальный срез // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. №4(62). С. 63-66. URL: https://yadi.sk/i/I68FlSF_iTjoa.

К числу важнейших показателей здоровья детского населения и его неотъемлемой частью является биологическое развитие [1, 4, 7, 8]. Известно, что биологическое развитие - это совокупность морфофунк-циональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. Сам термин «биологический возраст» появился в 30-40-е годы ХХ в. в трудах российских ученых В.Г. Штефко, Д.Г. Рохлина и др. В зарубежной литературе используется термин «возраст развития», который является синонимом биологического развития [10, 12, 13].

Существуют четкие критерии для оценки биологического возраста, которые и позволяют производить его сопоставление на самых различных уров-

нях. Специалисты по гигиене детей и подростков считают, что оценка уровня биологической зрелости детского организма осуществляется по длине тела, ее погодовой прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков. В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина и масса тела, прибавка длины тела за последний год, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.