Научная статья на тему 'О мерах по подготовке квалифицированных фармацевтических кадров в Республике Таджикистан'

О мерах по подготовке квалифицированных фармацевтических кадров в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
210
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ И СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАДРОВ / PHARMACY / PHARMACEUTICAL EDUCATION / HIGHER AND SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / HUMAN RESOURCING / RATIONAL USE OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сайфуллоева Д. Ф., Малкова Т. Л., Сайфуллоев Ф. Ф., Хомидов Д. К.

Целью работы явилось изучение организационно-методических и географических характеристик высших и средних медицинских учебных заведений Республики Таджикистан (РТ), осуществляющих подготовку кадров в области фармации. Необходимо было определить количество выпусников этих учебных заведений за последние 5 лет и дать оценку их трудоустройства с учетом имеющихся в республике рабочих мест, а также подготовить рекомендации для повышения качества подготовки квалифицированнх фармацевтических кадров.Собрана подробная информация о специалистах отрасли, окончивших учебные заведения фармацевтического профиля в период с 2014 по 2018 годы. При этом также были задействованы данные Национального центра тестирования при президенте РТ, использованы методы статистически, наблюдения, сравнительного анализа, описания. Данные анализировались посредством программы Microsoft Eхcеl 2016.Результаты исследования показали, что число специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием в РТ с каждым годом растет. Так, за последние 5 лет выпущено более 6000 специалистов. Однако число рабочих мест достаточно ограничено. В РТ функционирует около 30 фармацевтических предприятий, которые занимаются производством и фасовкой лекарственных средств. Однако эти предприятия, как правило, небольшие, так как в них преобладает в основном процесс фасовки зарубежных препаратов, поэтому руководители этих предприятий не могут обеспечить большое количество рабочих мест для специалистов с фармацевтическим образованием.По данным Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения РТ на июнь 2018 года в республике функционировало 2359 аптечных учреждений. Если учесть, что в 2019 году в учебные заведения будет принято более 2500 тысяч студентов по специальности фармацевтического профиля, а в 2020 году получат дипломы около2000 человек, то даже без точных подсчетов можно сделать вывод о переизбытке фармацевтических кадров в РТ.Таким образом, необходимо совершенствование путей обеспечения Таджикистана высококвалифицированным кадровым потенциалом в сфере здравоохранения. Нами разработаны и рекомендованы меры по координации трех основных компонентов развития системы подготовки фармацевтических кадров: планирование, подготовка и рациональное использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Сайфуллоева Д. Ф., Малкова Т. Л., Сайфуллоев Ф. Ф., Хомидов Д. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MEASURES FOR TRAINING QUALIFIED PHARMACEUTICAL PERSONNEL IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The aim of the work was to study organizational, methodological and geographical characteristics of higher and secondary medical educational institutions of the Republic of Tajikistan (RT), providing education in pharmaceutical field. It was necessary to determine the number of graduates of these educational institutions over the past 5 years and assess their employment, taking into account the existing jobs in the country, as well as to prepare recommendations to improve the quality of training qualified pharmaceutical personnel. Detailed information was collected about the industry specialists who graduated from educational institutions of pharmaceutical profile in the period from 2014 to 2018, while the data of the National testing center under the President of the Republic of Tajikistan were also used. The methods of statistical processing, observation, comparative analysis, description were used. Data were analyzed by Microsoft Eхcеl 2016.The results of the study showed that the number of specialists with higher and secondary pharmaceutical education in Tajikistan is increasing every year. Thus, over the past 5 years, more than 6,000 specialists have graduated from the institutions. However, the number of jobs is quite limited. There are about 30 pharmaceutical enterprises in Tajikistan, which are engaged in the production and packaging of medicines. However, these enterprises, as a rule, are small, because the process of packaging of foreign drugs predominates, so the administration of these enterprises can not provide a large number of jobs for specialists with pharmaceutical education.According to the state supervision Service of health and social protection of the population of the Republic of Tajikistan in June2018, there were 2359 pharmacies in the country. If we take into account that in 2019 more than 2500 thousand students will be admitted to educational institutions in the specialty of pharmaceutical profile, and in 2020 about 2000 people will receive diplomas, even without accurate calculations, we can conclude that there is an overasupply of pharmaceutical personnel in Tajikistan.Thus, it is necessary to improve ways of providing Tajikistan with highly qualified human resources in the field of health. We have developed and recommended measures to coordinate the three main components of the development of the pharmaceutical training system: planning, training and rational use.

Текст научной работы на тему «О мерах по подготовке квалифицированных фармацевтических кадров в Республике Таджикистан»

ЛИТЕРАТУРА

1. Филина, И.А. Фармацевтическая информация среди потребителей аптечных товаров/ И.А.Филина, А.Г. Хворостянова// Вестник ВГУ. Химия. Биология. Фармация. - 2018. - № 3. - С. 263-270.

2. Allmendinger, R. Surrogate-Assisted Multi-Criteria Optimization: Complexities, Prospective Solutions and Business Case/ R. Allmendinger, M. Emmerich, J. Hakanen // Journal of Multi-Criteria Decision Analysis. - 2017. - N° 24. - P. 5-24.

3. Ertz, M. Dual Roles of Consumers: Toward an Insight into Collaborative Consumption Motives/ M. Ertz, A. Lecompte, F. Durif // International Journal of Market Research. - 2017. - № 59. - P. 725-748.

4. Ertz, M. An Analysis of the Origins of Collaborative Consumption and its Implications for Marketing/ M. Ertz, F. Durif, M. Arcand // Academy of Marketing Studies Journal. - 2017. - № 21. - P. 3-5.

5. Goundrey-Smith, S. Information Technology in Pharmacy / S. Goundrey- Smith. - London: Springer-Verlag, 2013. - P.1-2.

REFERENCES

1. Filina I.A. Pharmaceutical information among consumers of pharmaceutical goods/ I.A. Filina, A.G. Khvorostyanova// Bulletin of VGU. Chemistry. Biology. Pharmacy. - 2018. - № 3. - P. 263-270. (In Russ.)

2. Allmendinger, R. Surrogate-Assisted Multi-Criteria Optimization: Complexities, Prospective Solutions and Business Case/ R. Allmendinger, M. Emmerich, J. Hakanen // Journal of Mul4ti-Criteria Decision Analysis. - 2017. - № 24. - P. 5-24.

3. Ertz, M. Dual Roles of Consumers: Toward an Insight into Collaborative Consumption Motives/ M. Ertz, A. Lecompte, F. Durif // International Journal of Market Research. - 2017. - № 59. - P. 725-748.

4. Ertz, M. An Analysis of the Origins of Collaborative Consumption and its Implications for Marketing/ M. Ertz, F. Durif, M. Arcand // Academy of Marketing Studies Journal. - 2017. - № 21. - P. 3-5.

5. Goundrey-Smith, S. Information Technology in Pharmacy / S. Goundrey- Smith. - London: Springer-Verlag, 2013. - P.1-2.

УДК 615.15:377.5:378.09 © Коллектив авторов, 2019

Д.Ф. Сайфуллоева1, Т.Л. Малкова2, Ф.Ф. Сайфуллоев3, Д.К. Хомидов1 О МЕРАХ ПО ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

1 Таджикский национальный университет, г. Душанбе 2ФГБОУВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь 3Научно-исследовательский фармацевтический центр Академии медицинских наук Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, г. Душанбе

Целью работы явилось изучение организационно-методических и географических характеристик высших и средних медицинских учебных заведений Республики Таджикистан (РТ), осуществляющих подготовку кадров в области фармации. Необходимо было определить количество выпусников этих учебных заведений за последние 5 лет и дать оценку их трудоустройства с учетом имеющихся в республике рабочих мест, а также подготовить рекомендации для повышения качества подготовки квалифицированнх фармацевтических кадров.

Собрана подробная информация о специалистах отрасли, окончивших учебные заведения фармацевтического профиля в период с 2014 по 2018 годы. При этом также были задействованы данные Национального центра тестирования при президенте РТ, использованы методы статистически, наблюдения, сравнительного анализа, описания. Данные анализировались посредством программы Microsoft Ехсе1 2016.

Результаты исследования показали, что число специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием в РТ с каждым годом растет. Так, за последние 5 лет выпущено более 6000 специалистов. Однако число рабочих мест достаточно ограничено. В РТ функционирует около 30 фармацевтических предприятий, которые занимаются производством и фасовкой лекарственных средств. Однако эти предприятия, как правило, небольшие, так как в них преобладает в основном процесс фасовки зарубежных препаратов, поэтому руководители этих предприятий не могут обеспечить большое количество рабочих мест для специалистов с фармацевтическим образованием.

По данным Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения РТ на июнь 2018 года в республике функционировало 2359 аптечных учреждений. Если учесть, что в 2019 году в учебные заведения будет принято более 2500 тысяч студентов по специальности фармацевтического профиля, а в 2020 году получат дипломы около 2000 человек, то даже без точных подсчетов можно сделать вывод о переизбытке фармацевтических кадров в РТ.

Таким образом, необходимо совершенствование путей обеспечения Таджикистана высококвалифицированным кадровым потенциалом в сфере здравоохранения. Нами разработаны и рекомендованы меры по координации трех основных компонентов развития системы подготовки фармацевтических кадров: планирование, подготовка и рациональное использование.

Ключевые слова: фармация, фармацевтическое образование, высшие и средние учебные заведения, кадровое обеспечение, рациональное использование кадров.

D.F. Saifulloeva, T.L. Malkova, F.F. Saifulloev, D.K. Khomidov ABOUT MEASURES FOR TRAINING QUALIFIED PHARMACEUTICAL PERSONNEL IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The aim of the work was to study organizational, methodological and geographical characteristics of higher and secondary medical educational institutions of the Republic of Tajikistan (RT), providing education in pharmaceutical field. It was necessary to determine the number of graduates of these educational institutions over the past 5 years and assess their employment, taking into account the existing jobs in the country, as well as to prepare recommendations to improve the quality of training qualified pharmaceutical personnel.

Detailed information was collected about the industry specialists who graduated from educational institutions of pharmaceutical profile in the period from 2014 to 2018, while the data of the National testing center under the President of the Republic of Tajikistan were also used. The methods of statistical processing, observation, comparative analysis, description were used. Data were analyzed by Microsoft Eхcеl 2016.

The results of the study showed that the number of specialists with higher and secondary pharmaceutical education in Tajikistan is increasing every year. Thus, over the past 5 years, more than 6,000 specialists have graduated from the institutions. However, the number of jobs is quite limited. There are about 30 pharmaceutical enterprises in Tajikistan, which are engaged in the production and packaging of medicines. However, these enterprises, as a rule, are small, because the process of packaging of foreign drugs predominates, so the administration of these enterprises can not provide a large number of jobs for specialists with pharmaceutical education.

According to the state supervision Service of health and social protection of the population of the Republic of Tajikistan in June 2018, there were 2359 pharmacies in the country. If we take into account that in 2019 more than 2500 thousand students will be admitted to educational institutions in the specialty of pharmaceutical profile, and in 2020 about 2000 people will receive diplomas, even without accurate calculations, we can conclude that there is an overasupply of pharmaceutical personnel in Tajikistan.

Thus, it is necessary to improve ways of providing Tajikistan with highly qualified human resources in the field of health. We have developed and recommended measures to coordinate the three main components of the development of the pharmaceutical training system: planning, training and rational use.

Key words: pharmacy, pharmaceutical education, higher and secondary educational institutions, human resourcing, rational use of personnel.

В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, Таджикистан является социальным государством [4]. В начале 2000-х годов в Республике Таджикистан при поддержке авторитетных международных институтов начали проводиться комплексные экономические реформы [7]. Разработан и утвержден документ «Стратегия сокращения бедности в Республике Таджикистан» [2]. Наряду с другими направлениями сектора экономики одна из глав настоящего документа посвящена здравоохранению. Также при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) была разработана и утверждена «Концепция реформы здравоохранения Республики Таджикистан» [5].

Одним из главных приоритетных направлений для достижения поставленных целей является подготовка и эффективное использование человеческих ресурсов, в том числе фармацевтических кадров. В связи с этим государственная политика направлена на обеспечение лечебно-профилактических и аптечных учреждений высококвалифицированными кадрами в необходимом количестве и с соответствующим уровнем подготовки [8].

В системе здравоохранения провизоры и фармацевты составляют особую группу человеческих ресурсов. Фармацевты имеют опыт и навыки по изготовлению, производству, контролю качества, ценообразованию, транспортировке, распределению и хранению лекарственных средств. Названая цепочка действий обеспечивает результативность деятельности всей системы здравоохранения [1,3]. Грамотное фармацевтическое консультирование уменьшает число побочных эффектов используемых лекарственных средств и повышает результативность терапии. Наличие профессиональных компетенций и коммуникативных навыков работника аптеки в значительной мере влияет на здоровье потребителя [11].

На сегодняшний день система фармацевтического образования в Таджикистане функционирует в соответствии с «Концепцией реформы медицинского и фармацевтического образования в Республике Таджикистан», осуществляется подготовка кадров с высшим и средним фармацевтическим образованием. Присваиваемые специальности, соответственно, называются «специалист фармацевт (провизор)» и «помощник фармацевта» [6,9].

Целью данной работы явилось изучение организационно-методических и географических характеристик высших и средних медицинских учебных заведений Республики Таджикистан, осуществляющих подготовку кадров в области фармации.

Материал и методы

В ходе проведенного исследования собрана информация о специалистах отрасли, окончивших учебные заведения Республики Таджикистан фармацевтического профиля в период с 2014 по 2018 годы. Статистические данные предоставили Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибн Сины, Таджикский национальный университет, Республиканский медицинский колледж, Государственное образовательное учреждение (ГОУ) «Медицинский государственный колледж», г. Худжанд, ГОУ «Медицинский государственный колледж», г. Куляб, ГОУ «Медицинский государственный колледж», г. Бохтар, Негосударственное образовательное учереждение (НОУ) «Медицинский колледж», район Рудаки, ООО «Медико-социальный колледж», г. Душанбе, НОУ»Медицинский колледж», район Бободжона Гаффурова, НОУ «Медицинский колледж», г. Куляб. Также в исследовании были использованы данные Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения, Национального центра тестирования и Агентства по статистике при президенте Республики Таджикистан.

При проведении исследования были использованы методы статистически, наблюдения, сравнительного анализа, описания. Данные анализировались при помощи программы Microsoft Ехсе1 2016.

По данным Национального центра тестирования при президенте Республики Таджикистан только 21 профессиональное медицинское образовательное учреждение занимается подготовкой кадров в области фармации. К сфере высшего профессионального медицинского образования относятся Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибн Сины и Таджикский национальный университет, а 19 являются средними учебными заведениями (медицинские колледжи).

Административно-хозяйственное подчинение представленных учебных заведений выглядит следующим образом: 8 учебных заведений фармацевтического профиля находятся на территории районов республиканского подчинения, 7 - в Хатлонской области, 5 - в Согдийской области и 1 расположен на территории Горно-Бадахшанской автономной области. Данные учебные заведения являются как государственными (ГОУ), так и негосударственными (НОУ). Согласно собранным данным, 13 учебных заведений из общего числа являются государственными, а 8 - негосударственными. В перечень специальностей многих медицинских колледжей включена специальность «фармацевтическое дело». Более того, в городах Куляб и Бохтар подготовкой кадров фармацевтического профиля занимаются по 2 медицинских колледжа в каждом.

Результаты и обсуждение

При проведении исследования было выявлено, что за период 2014-2018 гг. высшими и средними профессиональными учебными заведениями Республики Таджикистан было

Подготовкой фармацевтических кадров со средним профессиональным образованием занимается 19 государственных и негосударственных колледжей. Сравнительные данные по ряду учебных заведений приведены в табл. 2.

выпущено 6077 специалистов. 1424 (23,76%) выпускника получили дипломы об окончании высших учебных заведений, а 4653 (76,23%) выпускника - средних учебных заведений (рис. 1).

■ кадры с высшим образованием

■ кадры со средним образованием

Рис. 1. Распределение количества выпускников в области фармации по учебным заведениям за период 2014-2018 гг.

Исходя из данных, приведенных на рис. 1, можно сделать вывод о том, что большинство специалистов в области фармации в Республике Таджикистан имеют среднее специальное образование - более 76 %.

Подготовкой кадров с высшим образованием по специальности «фармация» занимаются Таджикский государственный медицинский университет имени Абу али ибн Сины (ТГМУ) и Таджикский национальный университет (ТНУ). Сравнительные данные по этим высшим учебным заведениям приведены в табл. 1. По количеству выпускников по специальности «фармация» среди высших учебных заведений республики первое место занимает Таджикский национальный университет. За последние 5 лет на его долю приходится 1102 выпускника (77,39 %). На долю Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибн Сины - 322 (22,61%) выпускника. При этом в целом следует отметить значительный рост числа специалистов с фармацевтическим образованием, подготовленных двумя крупными вузами республики.

Результаты исследования показывают, что за последние 5 лет с каждым годом наблюдается увеличение числа выпускников со средним фармацевтическим образованием. Если рассмотреть представленные в табл. 3 средние учебные заведения по месту их рас-

Таблица 1

Сравнительный анализ количества выпускников с высшим образованием в области фармации за период 2014-2018 гг._

Наименование высших учебных заведений Годы наблюдения Общее количество выпускников

2014 2015 2016 2017 2018

Таджикский национальный университет 52 114 246 286 404 1102

% 44,07 64,41 83,11 81,02 84,17 77,39

Таджикский государственный медицинский университет 66 63 50 67 76 322

% 55,93 35,59 16,89 18,98 15,83 22,61

Итого выпущено в двух вузах... 118 177 296 353 480 1424

% 8,28 12,43 20,79 24,79 33,71 100

положения, то будет выявлено следующее соотношение выпускников: 2154 выпускника (46,29%) обучались в медицинских колледжах г. Душанбе, 1311 выпускников (28,17%) -в Хатлонской области, 955 (20,52%) - в Согдийской области и 233 (5,00%) - в районах республиканского подчинения. Среди меди-

В ходе исследования на основании данных Национального центра тестирования при президенте Республики Таджикистан был проведен сравнительный анализ численности подготовленных за последние 5 лет специалистов и запланированного количества мест для абитуриентов на 2019 - 2020 учебный год (табл. 3).

Обучение в вузах и медицинских колледжах Республики Таджикистан по специальности «фармация» платное, причем в каждом учебном заведении стоимость обучения разная. Сумма обучения для получения высшего и среднего образования составляет 705012350 сомани (47000-82333 рублей) и 2100-8937 сомони (14000-59580 рублей) соответственно.

Если рассмотреть возможность обучения не только по дневной, но и по вечерней форме обучения, то такую образовательную услугу могут предложить только ГОУ «Республиканский медицинский колледж», ГОУ «Медицинский колледж», г. Бохтар, ГОУ «Медицинский колледж» района г. Куляб.

Преподавание на двух языках (таджикском и русском) возможно только в высших учебных заведениях и двух коллежах (ГОУ «Республиканский медицинский

цинских колледжей, которые готовят кадры в области фармации, первое место занимает ГОУ «Медицинский республиканский колледж». На его долю приходится 2039 выпускников, подготовленных в период 20142018 гг., что является довольно высоким показателем.

Таблица 2

Таблица 3

колледж», ООО «Медико-социальный колледж», г. Душанбе).

Изучение проблемы кадрового обеспечения фармацевтической отрасли невозможно без проведения оценки устройства выпускников на работу по специальности. Исследование проводилось на примере выпускников НОУ «Медицинский колледж», район Б. Гаф-фурова с 2016 по 2018 годы. Всего за указанный период было выпущено 135 выпускников (рис. 2).

не смогли устроиться по ■ специальности

Рис. 2. Сравнительная оценка трудоустройства выпускников колледжа НОУ «Медицинский колледж», район Б. Гаффурова по специальности «фармацевтическое дело»

Сравнительный анализ количества выпускников со средним образованием в области фармации за период 2014-2018 гг.

Наименование средних учебных заведений Годы наблюдения Общее количество выпускников

2014 2015 2016 2017 2018

ГОУ «Республиканский медицинский колледж» 322 403 465 424 425 2039

% 51,03 50,37 52,01 40,03 33,50 43,82

ГОУ «Медицинский государственный колледж», г. Худжанд 114 159 176 201 170 820

% 18,07 19,88 19,69 18,98 13,40 17,62

ГОУ «Медицинский государственный колледж», г. Бохтар 59 82 79 75 168 463

% 9,35 10,25 8,84 7,08 13,23 9,96

ГОУ «Медицинский государственный колледж», г. Куляб 136 156 174 195 156 817

% 21,55 19,50 19,46 18,41 12,30 17,56

НОУ «Медицинский колледж", района Рудаки - - - 82 151 233

% 7,75 11,90 5,00

НОУ »Медицинский колледж" района Б. Гаффурова - - - 82 53 135

% 7,75 4,17 2,90

НОУ «Медицинский колледж», г. Куляб - - - - 31 31

% 2,44 0,67

ООО «Медико-социальный колледж", г. Душанбе - - - - 115 115

% 9,06 2,47

Итого выпущено специалистов... 631 800 894 1059 1269 4653

% 13,56 17,19 19,21 22,76 27,27 100

Сравнительный анализ подготовки кадров за 2014-2018 гг. и плана абитуриентов на 2019-2020 учебный год

Категория учебных заведений Годы

2014 2015 2016 2017 2018 2019-2020

Высшие учебные заведения 118 177 296 353 480 170

Средние учебные заведения 631 800 894 1059 1269 2265

Итого специалистов по годам. 749 977 1190 1412 1749 2435

При анализе предоставленных данных было выявлено, что 40 (29,62%) выпускников нашли работу по полученной в колледже специальности. Однако 95 (70,37%) человек не смогли трудоустроиться. В итоге 18 выпускников уехали в Российскую Федерацию на заработки, 4 человека поступили в университеты страны для продолжения обучения, остальные 73 выпускника оказались безработными.

Исследование показало, что число специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием с каждым годом растет. Так, за последние 5 лет выпущено более 6000 специалистов. Чтобы оценить достаточность и необходимость кадров для фармацевтической отрасли, следует охарактеризовать возможные рабочие места для выпускников вузов и колледжей.

В Республике Таджикистан функционирует более 30 фармацевтических предприятий, которые занимаются производством и фасовкой лекарственных средств. Однако эти предприятия, как правило, небольшие и не могут обеспечить специалистам достаточное количество рабочих мест [10]. По данным Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения на июнь 2018 года в республике функционировало 2359 аптечных учреждений. Если учесть, что в 2019 году в учебные заведения будет принято более 2500 тысяч студентов по специальности фармацевтического профиля, а в 2020 году получат дипломы около 2000 человек, то даже без точных подсчетов можно сделать вывод о переизбытке фармацевтических кадров в Республике Таджикистан.

С другой стороны, увеличение квот приема на фармацевтические специальности в высшие и средние учебные заведения может оказаться чрезмерной нагрузкой для существующей учебной базы и отрицательно повлиять на качество подготовки кадров. Между тем развивающейся фармацевтической отрасли республики нужны именно квалифицированные кадры как для производственной сферы, так и для реализации лекарств через аптечные сети. Национальный центр тестирования при Президенте Республики Таджикистан определяет количество мест для абитуриентов, в том числе и для вузов и колледжей по специальности «фармацевтическое дело». Описанные нами квоты на места обучения представляют собой значительное число. Однако эти цифры контролируются только на момент приема абитуриентов, а в ходе обучения студентов происходит ротация студентов, как правило, в сторону увеличения их количе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства и именно по фармацевтической специальности. Значительное число абитуриентов поступают в медицинские вузы и колледжи, минуя Национальный центр тестирования, для получения второго высшего или среднего профессионального образования.

Заключение

Здравоохранение является особой отраслью, которая не подчиняется правилам рыночной экономики с точки зрения участников рынка и процессу саморегуляции в соответствии со спросом и предложением. В других секторах экономики рынок труда быстро реагирует на закон спроса и предложения, и процессы адаптации могут быть простыми и менее затратными. Любая неадекватная кадровая политика, которая поощряет перепроизводство персонала, в итоге может привести к большим финансовым затратам государства и населения, ухудшению качества медицинских и фармацевтических услуг, коррупционным действиям фармацевтов и врачей, ухудшению деятельности всей системы здравоохранения. В связи с этим необходимо активное вмешательство государства в процесс планирования кадров на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы [8].

Конечной целью реформы высшего медицинского и фармацевтического образования является подготовка творчески мыслящего, конкурентоспособного специалиста в области медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения. Пути совершенствования кадрового потенциала отрасли требуют координации трех основных компонентов развития фармацевтических кадров: планирование, подготовка и рациональное использование. Нами подготовлены рекомендации по каждому из трех направлений.

Требуется разработка научно обоснованных подходов к формированию государственного заказа на подготовку специалистов в соответствии с изученной реальной потребностью отдельных регионов республики в фармацевтических кадрах. С учетом данных, полученных нами в ходе проведенного исследования, следует уменьшить количество квот высшим и особенно средним образовательным учреждениям фармацевтического профиля по специальности «фармацевтическое дело». Так как фармацевтическое образование в Республике Таджикистан является платным, целесообразно ежегодно на основе конкурса определять количество бесплатных мест в вузах и медицинских колледжах для способных абитуриентов, не имеющих возможности оплатить обучение.

Высокий уровень отечественного фармацевтического образования должен обеспечиваться такими структурными элементами как материально-техническая база вузов и колледжей, уровень преподавательского состава, учебно-методическая литература, государственные образовательные стандарты и контроль за их соблюдением. Методическую основу совершенствования системы обучения в образовательных учреждениях фармацевтического профиля в условиях модернизации здравоохранения должна составить работа по созданию системы организационных моделей - стандартов для провизоров разных направлений: провизоры-технологи, провизоры-аналитики, провизоры-организаторы. По каждой должности должны быть определены объемы необходимых теоретических знаний и практических навыков. Необходимо проверить медицинские колледжи на наличие специализированных лабораторий для проведения практических занятий по специальности «фармацевтическое дело» в целях подготовки высококвалифицированных специалистов по фармацевтической технологии, контролю качества лекарственных средств, фармакогнозии, управлению и экономике фармации. Осуществить проверку наличия в медицинских колледжах соответствующих учебных программ, методического обеспечения, учебной литературы. В колледжах и вузах преподавателей принимать на работу на основании конкурса для улучшения качества образования. Направлять молодых преподавателей на стажировки за счет государственных дотаций в страны с хорошо развитой фармацевтической отраслью, близкой по своей структуре к

аналогичной структуре Республики Таджикистан. Требовать соблюдения антикоррупционной составляющей профессиональной деятельности преподавателей вузов и колледжей.

Необходимо разработать современную модель, регламентирующую рациональное использование фармацевтических кадров, упорядочить номенклатуру должностей в аптечных учреждениях, разработать новое поколение квалификационных характеристик, а также систему аттестации кадров и их допуска к практической деятельности. Кадровые ресурсы являются самыми дорогостоящими ресурсами здравоохранения, и стоимость их возрастает по мере приобретения практического опыта и знаний, полученных через систему дополнительного профессионального образования, которое должно быть реализовано в крупных образовательных учреждениях высшего и среднего фармацевтического образования в соответствии с Перечнем, утвержденным на республиканском уровне. Для оценки реальной ситуации количества и рассредоточения подготовленных фармацевтических кадров по отдельным регионам Республики Таджикистан разработать информационную форму для выпускников фармацевтических вузов и колледжей и вменить в их обязанность, предоставлять указанные в форме сведения в Министерство здравоохранения в течение 3 месяцев после окончания образовательного учреждения. Организовать работу по созданию единой информационной базы контроля качества и рационального использования на территории республики специалистов со средним и высшим фармацевтическим образованием.

Сведения об авторах статьи: Сайфуллоева Дилбар Файзидиновна - ассистент кафедры фармации Таджикского национального университета. Адрес: 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17. E-mail: Saifulloeva-dilbar@mail.ru.

Малкова Тамара Леонидовна - д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой токсикологической химии ФГБОУ ВО ПГФА Минздрава России. Адрес: 614990, г. Пермь, ул. Полевая, 2. Тел. (342) 282-58-65. E-mail: kaftox1@mail.ru. Сайфуллоев Файзиддин Файзуллоевич - к.м.н., научный сотрудник Научно-исследовательского фармацевтического центра Академии медицинских наук Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан. Адрес: г. Душанбе, ул. Шевченко, 69. E-mail: Sff66@mail.ru.

Хомидов Далер Комилович - ассистент кафедры фармации Таджикского национального университета. Адрес: 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17. E-mail: daler-khamidov@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Володин, Н.Н. Кадровое обеспечение здравоохранения в условиях модернизации отрасли / Н.Н. Володин // Вестник РГМУ. -2010. - № 2. - С. 52-59.

2. «Стратегия сокращения бедности в Республике Таджикистан". Утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от 19 июня 2002 года N° 666 [Электронный ресурс]. - 2002. - Режим доступа: www.adlia.tj.

3. Кадровый менеджмент в фармации / Э.А. Серинбаева [и др.] // Вестник КазНМУ. - 2014. - № 4. - С. 304-306.

4. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года [Электронный ресурс]. - 1994. - Режим доступа: http://prokuratura.tj/ru/legislation/the-constitution-of-the-republic-of-tajikistan.html.

5. «Концепция реформы здравоохранения Республики Таджикистан». Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 марта 2002 года № 94 [Электронный ресурс]. - 2002. - Режим доступа: http://moh.tj/wp-content/uploads/2017/07.

6. «Концепция реформы медицинского и фармацевтического образования в Республике Таджикистан». Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 октября 2008 года № 512 [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: www.adlia.tj.

7. Мирзоев, А.И. Становление и развитие фармацевтического рынка Таджикистана и факторы его определяющие / А.И. Мирзоев // Вестник ТГУПБП. - 2018. - С. 33-46.

8. Немченко, А.С. Исследование обеспеченности фармацевтическими кадрами в Украине, странах ЕС и СНГ / А.С. Немченко, И.В. Сушарина, В.Н. Хоменко // Вестник КазНМУ. - 2014. - № 2(2). - С. 342-344.

9. Распоряжение министра здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан «Об утверждении перечня должностей медицинских и фармацевтических работников организаций и учреждений системы здравоохранения Республики Таджикистан» от 07-08-2017 года N° 602 [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http://moh.tj/wp-content/uploads/2017/07.

10. Сайфуллоева, Д.Ф. О деятельности фармацевтических предприятий Республики Таджикистан / Д.Ф. Сайфуллоева, Т.Л. Малко-ва // «Вестник Пермской государственной фармацевтической академии». - 2018. - № 22. - С. 209-212.

11. Эльяшевич, Е.Г. Новые функции провизора на современном этапе развития фармации / Е.Г. Эльяшевич // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2014. - №13(4). - С. 6-11.

REFERENCES

1. Volodin, N.N. Staffing health care in the modernization of the industry / N.N. Volodin // Vestnik RSMU. - 2010. - Vol. 2. - P. 52-59. (In Russ.).

2. Strategy poverty reduction in the Republic of Tajikistan. Approved by Government resolution No. 666 of 19 June 2002 [Electronic resource]. - 2002. - Mode of access: www.adlia.tj. (In Russ.).

3. Personnel management in pharmacy / Serikbaeva E.A. [and others] // Vestnik KazNMU. - 2014. - Vol. 4. - P. 304-306. (In Russ.).

4. Constitution of the Republic of Tajikistan of 6 November 1994 [Electronic resource]. - 1994. - Mode of access: http://prokuratura.tj/ru/legislation/the-constitution-of-the-republic-of-tajikistan.html. (In Russ.).

5. Concept of health care reform of the Republic of Tajikistan. Approved by Resolution No. 94 of the government of the Republic of Tajikistan of 4 March 2002 [Electronic resource]. - 2002. - Mode of access: http://moh.tj/wp-content/uploads/2017/07. (In Russ.).

6. Concept of reform of medical and pharmaceutical education in the Republic of Tajikistan. Approved by Government resolution No. 512 of 31 October 2008 [Electronic resource]. - 2008. - Mode of access: www.adlia.tj. (In Russ.).

7. Mirzoev, A.I. Formation and development of the pharmaceutical market of Tajikistan and the factors determining it / A.I. Mirzoev // Herald of TSULBP. - 2018. - P. 33-46. (In Russ.).

8. Nemchenko, A. S. a study of the provision of pharmaceutical personnel in Ukraine, the EU and the CIS / A.S. Nemchenko, I.V. Ashari-na, V.N. Khomenko // Bulletin Of KazNMU. - 2014. - Vol. 2(2). - P. 342-344. (In Russ.).

9. Order of the Minister of health and social protection of the Republic of Tajikistan «on approval of the list of positions of medical and pharmaceutical workers of organizations and institutions of the health care system of the Republic of Tajikistan» dated 07-08-2017 No. 602 [Electronic resource]. - 2017. - Mode of access: http://moh.tj/wp-content/uploads/2017/07. (In Russ.).

10. Sayfullaeva, D.F. On the activities of pharmaceutical enterprises of the Republic of Tajikistan, Republic of / D.F. Sayfullaeva, T.L. Malkova // «Vestnik of Perm state pharmaceutical Academy». - 2018. - Vol. 22. - P. 209-212. (In Russ.).

11. Elyashevich, E.G. New functions of pharmacist at the present stage of pharmacy development / E.G. Elyashevich // Bulletin of Vitebsk state medical University. - 2014. - Vol. 13(4). - Р. 6-11. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.