Научная статья на тему 'Изучение конъюнктуры фармацевтического рынка Республики Таджикистан на основе анкетирования потребителей лекарственных средств'

Изучение конъюнктуры фармацевтического рынка Республики Таджикистан на основе анкетирования потребителей лекарственных средств Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
185
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЪЮНКТУРА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ИМПОРТНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ПРОДАЖА ЛЕКАРСТВ ЧЕРЕЗ АПТЕКИ / АНКЕТИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЛЕКАРСТВ / BUSINESS ENVIRONMENT OF THE PHARMACEUTICAL MARKET / DOMESTIC AND IMPORTED DRUGS / SALES OF DRUGS THROUGH PHARMACIES / QUESTIONNAIRE OF CONSUMERS OF DRUGS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Малкова Т. Л., Сайфуллоева Д. Ф.

В статье рассматриваются и обсуждаются вопросы формирования фармацевтического рынка Республики Таджикистан. При этом важно изучение конъюнктуры рынка лекарственных средств в сложившихся в настоящий момент социально-экономических условиях, а также имеющегося соотношения спроса, предложения и цены на определенные группы лекарственных средств. На данный момент производством отечественных лекарств занимается более 30 фармацевтических предприятий. Однако согласно проведенным в 2017 году исследованиям более 95% таджикского фармацевтического рынка составляют лекарственные препараты импортного производства. Необходимо быстрое развитие фармацевтической науки и практики, проведение инновационных научных исследований в сфере разработки и внедрения в медицинскую практику современных эффективных и безопасных лекарственных средств, подготовка компетентных специалистов фармацевтического профиля. Важным результатом проведенного анкетирования является то, что население Республики Таджикистан поддерживает отечественное производство и готовы приобретать лекарственные препараты, производимые отечественными фармацевтическими предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET RESEARCH PHARMACEUTICAL MARKET OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN ON THE BASIS OF A QUESTIONNAIRE OF CONSUMERS OF DRUGS

The article discusses and discusses the formation of the pharmaceutical market of the Republic ofTajikistan. It is important to study the market conditions of medicines in the current socio-economic conditions, as well as the existing ratio of demand, supply and price for certain groups of medicines. At the moment, more than 30 pharmaceutical companies are engaged in the production of domestic medicines. However, according to the research conducted in 2017, more than 95% of the Tajik pharmaceutical market consists of imported medicines. There is a need for rapid development of pharmaceutical science and practice, innovative research in the development and implementation of modern effective and safe medicines in medical practice, training of competent pharmaceutical specialists. An important result of the survey is that the population of the Republic of Tajikistan supports domestic production and is ready to purchase medicines produced by domestic pharmaceutical enterprises.

Текст научной работы на тему «Изучение конъюнктуры фармацевтического рынка Республики Таджикистан на основе анкетирования потребителей лекарственных средств»

УДК 303.425.7:303.621.34:614.27:614.12 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-12-111-115

ИЗУЧЕНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Малкова1 Т.Л., Сайфуллоева2 Д. Ф. ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия», г. Пермь, Российская Федерация 2Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются вопросы формирования фармацевтического рынка Республики Таджикистан. При этом важно изучение конъюнктуры рынка лекарственных средств в сложившихся в настоящий момент социально-экономических условиях, а также имеющегося соотношения спроса, предложения и цены на определенные группы лекарственных средств. На данный момент производством отечественных лекарств занимается более 30 фармацевтических предприятий. Однако согласно проведенным в 2017 году исследованиям более 95% таджикского фармацевтического рынка составляют лекарственные препараты импортного производства. Необходимо быстрое развитие фармацевтической науки и практики, проведение инновационных научных исследований в сфере разработки и внедрения в медицинскую практику современных эффективных и безопасных лекарственных средств, подготовка компетентных специалистов фармацевтического профиля. Важным результатом проведенного анкетирования является то, что население Республики Таджикистан поддерживает отечественное производство и готовы приобретать лекарственные препараты, производимые отечественными фармацевтическими предприятиями. Ключевые слова: конъюнктура фармацевтического рынка, отечественные и импортные лекарственные средства, продажа лекарств через аптеки, анкетирование потребителей лекарств. MARKET RESEARCH PHARMACEUTICAL MARKET OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN ON THE BASIS OF A QUESTIONNAIRE OF CONSUMERS OF DRUGS Malkova1 T.L., Sayfulloeva2 D.F. 1Perm state pharmaceutical academy, Perm, Russian Federation 2Tajik national university, Dushanbe, Republic of Tajikistan Annotation. The article discusses and discusses the formation of the pharmaceutical market of the Republic ofTajikistan. It is important to study the market conditions of medicines in the current socio-economic conditions, as well as the existing ratio of demand, supply and price for certain groups of medicines. At the moment, more than 30 pharmaceutical companies are engaged in the production of domestic medicines. However, according to the research conducted in 2017, more than 95% of the Tajik pharmaceutical market consists of imported medicines. There is a need for rapid development of pharmaceutical science and practice, innovative research in the development and implementation of modern effective and safe medicines in medical practice, training of competent pharmaceutical specialists. An important result of the survey is that the population of the Republic of Tajikistan supports domestic production and is ready to purchase medicines produced by domestic pharmaceutical enterprises. Key words: business environment of the pharmaceutical market, domestic and imported drugs, sales of drugs through pharmacies, questionnaire of consumers of drugs.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17 мая 2018 года) [Закон Республики Таджикистан от 06.08.2001 г. № 39]. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30415411. [2] О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» [Закон Республики Таджикистан от 03.07.2012 г. № 861]. URL: URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31236029. REFERENCES [1] On medicines and pharmaceutical activities (with amendments and additions as of may 17, 2018) [Law of the Republic of Tajikistan dated 06.08.2001 № 39].URL: http://continent-online. com/Docu-ment/?doc_id=30415411. [2] On the Introduction of Amendments and Additions to the Law of the Republic of Tajikistan 'On Pharmaceuticals and Pharmaceutical Activities [Law of the Republic of Tajikistan No. 861 of July 3, 2012]. URL: http://online.za-kon.kz/Document/?doc id=31236029.

Обеспечение населения страны эффективными и безопасными лекарственными средствами является одной из важнейших задач любого государства. Фармацевтическая отрасль как одна из основных производственных и социально-значимых отраслей страны должна быть всесторонне развита. Однако данная отрасль в Республики Таджикистан формируется довольно медленно. Согласно статистическим данным отдела регистрации Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты за 2017 год более 95% таджикского фармацевтического рынка составляют лекарственные препараты импортного производства, что показывает импортозависимость республики и свидетельствует о медленном темпе развития отрасли.

Термин конъюнктура происходит от латинского слова «conjungo», что означает «соединяю, связываю». Конъюнктура рынка или рыночная конъюнктура представляют собой конкретную экономическую ситуацию, сложившуюся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени, отражающую текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг. Основная цель изучения конъюнктуры рынка - установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.

Исследование конъюнктуры рынка включает два основных блока: изучение общехозяйственной конъюнктуры (анализ общеэкономической ситуации) и изучение конъюнктуры конкретного товарного рынка (исследование спроса (потребителей), исследование предложения, тенденций развития рынка. При составлении прогноза рынка как части общего маркетингового прогноза используют информацию из разнообразных аналитических маркетинговых исследований (среды, потребителя, товара, предприятия). В задачу данного исследования входило изучение спроса, то есть потребителей лекарственных средств, приобретающих

лекарства в аптечных учреждениях нескольких городов Таджикистана.

В законах Республики Таджикистан от № 39 06.08.2001 г. «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» (с изменениями и дополнительными от 17 мая 2018 года) и № 861 от 03.07.2012 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» определены правовые основы государственной политики в сфере обращения лекарственных средств, медицинских товаров и фармацевтической деятельности, порядок регулирования отношений, возникающих в связи с разработкой, изготовлением, доклиническими и клиническими испытаниями, контролем качества, эффективности и безопасности, а также в сфере торговли лекарственными средствами. С правовых позиций закона аптека - это учреждение, где осуществляется хранение, изготовление, приобретение, контроль качества, торговля лекарственными средствами по рецепту и без рецепта, медицинскими товарами, а также предоставляется соответствующая информация [1, 2].

Проведен социологический опрос населения путем раздаточного анкетирования. Макет анкеты является оригинальным и разработан авторами. Были опрощены жители г. Душанбе, г. Бохтар, г. Худжанд. Исследование проводилось на протяжении 4 месяцев, с августа по ноябрь 2018 года. В ходе исследования учитывались гендерные характеристики респондентов, возраст, уровень их образования, предпочтения и степень доверия к препаратам определенных стран-производителей, желание или его отсутствие приобретать и использовать для профилактики и лечения лекарственные средства отечественного производства. В ходе проведенного исследования путем раздаточного анкетирования были опрошены 400 респондентов. Данные анализировались с помощью программы STATA 12.0 с использованием 95% уровня значимости.

Средний возраст респондентов составил 35 лет. Из числа опрошенных 64% (256 человек) составляют мужчины и 36% (144 человека) - женщины (рисунок 1).

Рис. 1. Распределение респондентов проведенного исследования по тендерному признаку.

В процессе работы было определено, что 27,75% опрощенных респондентов имеют высшее образование, 53,25% неполное высшее, 4,75% среднее, 2,5% среднее специальное, 12,25% начальное (рисунок 2).

Рис. 2. Распределение респондентов проведенного исследования по уровню образования.

По результатам опросов в форме раздаточного анкетирования, проведенных в городах Душанбе, Бохтар и Худжанд, получены следующие данные при ответе на вопрос «Предпочитаете ли вы лекарственные препараты, производимые в какой-либо определенной стране?». Оказалось, что 39% респондентов при ответе на вопрос выбрали лекарства российского происхождения, 22,20% респондентов - немецкого, 21,88% -

индийского, 8,9% - украинского, 3,5% - таджикского. На долю лекарственных средств других стран-производителей пришлось 13,42%. Динамика, представленная на рисунке 3, показывает, что наибольший процент респондентов предпочитает лекарственные препараты российского, немецкого и индийского происхождения (рисунок 3).

Рис. 3. Распределение стран-производителей лекарств, предпочитаемых респондентами проведенного исследования.

Также в разработанную нами анкету был включен вопрос: «Хотели бы Вы видеть в аптеках лекарственные препараты отечественного производства?», на который 81% респондентов ответили положительно. 19% респондентов не хотели бы при лечении имеющихся у них заболеваний использовать отечественные препараты. Данные представлены на рисунке 4.

19%

31%

предпочитают лп отечественного производства ■ не пр едпочит ают лп от ече ств енного пр оизв од ств а

Рис. 4. Распределение мнений респондентов о выборе лекарств отечественного или импортного производства.

Приведенные данные показывают, что довольно большой процент респондентов хотел бы видеть лекарственные препараты отечественного производства в аптеках страны и приобрести их для лечения различных заболеваний.

19% респондентов из общего числа (76 человек из 400), не имеющие желания покупать в аптечных учреждениях отечественные препараты, конкретизировали свой ответ по предлагаемому в анкете алгоритму. На вопрос «Почему Вы не хотите приобретать лекарственные препараты отечественного производства?» 27 человек ответили, что считают плохим качество производимых в Республике Таджикистан лекарственных препаратов. Отсюда вытекает необходимость решения одной из важнейших задач повышения качества отечественных лекарственных средств, а именно обеспечение государственного контроля и надзора в сфере фармацевтического производства. Необходимо решать вопросы не только организационных аспектов контрольной функции госструктур, но и обеспечения центров по контролю качества лекарств в материально-техническом отношении, закупку современного аналитического оборудования и стандартных образцов.

24 респондента посчитали недостаточным количество специалистов в республике по заводскому изготовлению лекарств, тем самым предлагая активизировать деятельность в сфере фармацевтического образования по подготовке отечественных кадров. При этом внимание должно быть уделено подготовке специалистов не только для аптечных учреждений, но и для фармацевтических предприятий. Решению этого вопроса помогут заключаемые медицинскими и фармацевтическими учебными заведениями высшего образования Таджикистана договоры о сотрудничестве с Российскими ВУЗами. Здесь возможны разные формы

взаимодействия, начиная со специалитета, производственных практик студентов на фармацевтических предприятиях РФ, вплоть до подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре. Такой опыт уже есть в рамках сотрудничества Таджикского национального университета и Пермской государственной фармацевтической академии.

9 респондентов при выборе причины нежелания приобретать в аптеках отечественные препараты выбрали вариант более высоких цен в сравнении с импортными препаратами. Необходим тщательный анализ рынка лекарственных средств, который позволит определить параметры рынка, выявить положение отечественных фармацевтических предприятий на нем, определить конкурентов в отрасли и оценить уровень конкуренции, изучить потребность и спрос потребителей на товары фармацевтического профиля, изучить степень удовлетворенности покупателей лекарственных препаратов, прогнозировать (моделировать) перспективы снижения цен на товары отечественного производства, определять направления деятельности с целью удовлетворения меняющихся потребностей покупателей и развитием лекарственного обеспечения населения республики.

16 человек посчитали возможным выделить в качестве причины нежелания покупать отечественные препараты тот факт, что, по их мнению, у отечественных лекарственных препаратов много побочных эффектов. В основополагающих законах Республики Таджикистан об обращении лекарственных средств четко прописаны порядок и процедуры государственной регистрации лекарственных средств, полномочия органов государственной власти в сфере медицины и фармации, порядок установления стандартов и требований к качеству лекарственных средств и медицинских

товаров, порядок наблюдения за проведением клинических испытаний, в том числе наблюдения за побочным действием лекарственных средств [1, 2]. Следует больше информировать население республики об этих действиях, показывать видеоматериалы о системе обеспечения качества лекарственных средств, имеющихся лабораториях, центрах по контролю качества, чтобы переломить сложившееся не без участия средств массовой информации бытовое представление о полном отсутствии качества лекарств. Необходимо взращивать доверие населения к собственной производственной и контрольной базе в отношении лекарственных препаратов.

Таким образом, важным результатом проведенного анкетирования является то, что население Республики Таджикистан в основном (81%) поддерживает отечественное производство и готовы приобретать лекарственные препараты, производимые отечественными фармацевтическими предприятиями.

На данный момент производством лекарств в республике занимается более 30 фармацевтических предприятий. Не все они проводят полный цикл

производства лекарственных средств от субстанции до лекарственной формы. Необходимо расширять спектр производственных операций, закупать необходимое оборудование для обеспечения современных технологий. Одним из условий их дальнейшего развития и поддержания производства лекарственных средств, может быть также введение органами, регулирующими оборот лекарств, запрета на ввоз в страну тех препаратов, которые производятся в Республике Таджикистан. Необходимо быстрое развитие фармацевтической науки и практики, проведение инновационных научных исследований в сфере разработки и внедрения в медицинскую практику современных эффективных и безопасных лекарственных средств, подготовка компетентных специалистов фармацевтического профиля. Всё это будет способствовать формированию современного наукоёмкого фармацевтического рынка, способного конкурировать с зарубежными производителями лекарств, тем самым обеспечивая внутри страны импортозамещение как одну из поставленных руководством страны задач развития здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.