Научная статья на тему 'Общая характеристика высших и средних учебных заведений фармацевтического профиля Республики Таджикистан'

Общая характеристика высших и средних учебных заведений фармацевтического профиля Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
252
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сайфуллоева Д.Ф., Сайфуллоев Ф.Ф., Малкова Т.Л.

Работа посвящена изучению структуры учебных заведений Таджикистана по подготовке специалистов со средним и высшим фармацевтическим образованием для оценки ситуации по обеспечению системы здравоохранения Республики высококвалифицированными кадрами в необходимом количестве и с соответствующим уровнем подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Сайфуллоева Д.Ф., Сайфуллоев Ф.Ф., Малкова Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика высших и средних учебных заведений фармацевтического профиля Республики Таджикистан»

Результаты исследования.

В таблице 1 представлены данные о степени экстракции мономекаина из его водных растворов.

Таблица 1

Степень экстракции мономекаина из водных растворов

Растворитель Степень экстракции, % (n=6) Метрологические характеристики

Гексан 40,81 40,81 42,76 42,76 39,59 39,59 X ср. = 42,13 SD = 1,63 RSD = 3,87

Хлороформ 93,73 96,55 95,83 94,22 93,93 96,10 X ср. = 95,06 SD = 1,24 RSD = 1,30

Метилтретбутиловый эфир 89,93 87,57 92,11 91,02 90,85 89,70 X ср. = 90,20 SD = 1,55 RSD = 1,72

Диэтиловый эфир 76,24 79,50 74,38 76,52 74,66 75,41 X ср. = 76,12 SD = 1,86 RSD = 2,44

Установлено, что наиболее полно мономекаин из водных щелочных растворов извлекается хлороформом и метилтретбутиловым эфиром. Данные органические растворители перспективны для разработки методик пробоподготовки биологических объектов на основе жидкость-жидкостной экстракции.

Список использованной литературы: 1. Руководство по проведению доклинических исследований лекарственных средств. Часть первая. - М.: Гриф и К. 2012.

© Саидов Н.Д., Булгакова Е.А., Малкова Т.Л., 2019

УДК 615.1:377.5:378.09

Д.Ф. Сайфуллоева, ассистент ТНУ, г. Душанбе, РТ E-mail: Saifulloeva-dilbar@mail.ru Ф.Ф. Сайфуллоев, канд. мед. наук, научный сотрудник Научно-исследовательского центра фармации Академии медицинских наук Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан E-mail: Sff66@mail.ru Т.Л. Малкова, д. фарм. наук, зав. кафедрой токсикологической химии ФГБОУ ВО ПГФА Минздрава России, г. Пермь, РФ

E-mail: kaftox1@mail.ru

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Аннотация

Работа посвящена изучению структуры учебных заведений Таджикистана по подготовке

специалистов со средним и высшим фармацевтическим образованием для оценки ситуации по обеспечению системы здравоохранения Республики высококвалифицированными кадрами в необходимом количестве и с соответствующим уровнем подготовки.

Ключевые слова:

Фармацевтическое образование, высшие учебные заведения, средние учебные заведения,

развитие здравоохранения

Введение. В системе здравоохранения любого государства фармацевты и провизоры являются особой группой кадровых ресурсов, определяющей эффективность формирования здоровой нации. Развитию отдельных сфер здравоохранения посвящены принятые в Таджикистане концептуальные документы: «Стратегия сокращения бедности Республики Таджикистан», «Концепция реформы медицинского и фармацевтического образования в Республике Таджикистан» [2].

На сегодняшний день система фармацевтического образования в Таджикистане направлена на подготовку специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием. После окончания соответствующих учебных заведений выпускникам присваивается квалификация «специалист фармацевт (провизор)» и «помощник фармацевта».

Целью работы явилось изучение организации подготовки фармацевтических кадров в Республике Таджикистан (РТ) на базе высших и средних специальных учебных заведений.

Материалы и методы. В ходе проведенного исследования собрана информация обо всех функционирующих в Таджикистане высших и средних специальных учебных заведениях Республики фармацевтического профиля. Нами использовались также данные Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения, Национального центра тестирования и Агентства по статистике при президенте РТ [1].

Подготовкой кадров в области фармации занимаются 2 ВУЗа и 19 медицинских колледжей. Оба медицинских ВУЗа, имеющие фармацевтические факультеты, являются государственными образовательными учреждениями: Таджикский государственный медицинский университет имени Абу али ибн Сины (ТГМУ), Таджикский национальный университет (ТНУ). С каждым годом растет число их выпускников, причем ТНУ лидирует по числу подготовленных специалистов-провизоров (более 75 % от общего числа выпускников). В таблице 1 представлены сведения о средних медицинских образовательных учреждениях, включающие принадлежность колледжа к государственной образовательной системе и место расположения на территории Республики Таджикистан.

Таблица 1

Характеристика средних медицинских образовательных учреждений Республики Таджикистан

№ Наименование колледжа Государств. Город, район, область

п/п или негосударст.

1 Республиканский медицинский колледж ГОУ г. Душанбе

2 Медико-социальный колледж НОУ г. Душанбе

3 Медицинский колледж района Рудаки НОУ Район республикан-ского значения

4 Медицинский колледж г. Вахдат ГОУ Район республикан-ского значения

5 Медицинский колледж г. Турсунзода ГОУ Район республикан-ского значения

6 Медицинский колледж г. Гиссар ГОУ Район республикан-ского значения

7 Медицинский колледж района Яван ГОУ Хатлонская область

8 Медицинский колледж г. Бохтар ГОУ Хатлонская область

9 Медико-социальный колледж г. Бохтар НОУ Хатлонская область

10 Медицинский колледж района Вахш НОУ Хатлонская область

11 Медицинский колледж района Мир Сайид Али Хамадони НОУ Хатлонская область

12 Медицинский колледж г. Куляб ГОУ Хатлонская область

13 Медицинский колледж г. Куляб НОУ Хатлонская область

14 Медицинский колледж г. Худжанд ГОУ Согдийская область

№ Наименование колледжа Государств. Город, район, область

п/п или негосударст.

15 Медицинский колледж Б.Гаффурова НОУ Согдийская область

16 Медицинский колледж г. Гулистон НОУ Согдийская область

17 Медицинский колледж г. Истаравшан ГОУ Согдийская область

18 Медицинский колледж г. Конибодом ГОУ Согдийская область

19 Медицинский колледж г. Хорог ГОУ Горно-бадахшанская автономная область

Таким образом, в столице Таджикистана Душанбе и близлежащих районах республиканского значения расположено 6 средних медицинских учебных заведений и 2 ВУЗа. 7 учебных заведений расположены в Хатлонской области, 5 - в Согдийской и 1 - в Горно-бадахшанской автономной области. В каждой из представленных областей есть учебные заведения как государственные, так и негосударственные. Следует отметить, что независимо от этого, во всех учебных заведениях, как высших, так и средних специальных обучение платное.

Три колледжа из 19 могут предложить вечернюю форму обучения, помимо дневной (ГОУ «Республиканский медицинский колледж», ГОУ «Медицинский колледж г. Бохтар», ГОУ «Медицинский колледж района г. Куляб»). Преподавание на двух языках (таджикском и русском) возможно только в высших учебных заведениях и двух коллежах (ГОУ «Республиканский медицинский колледж», ООО «Медико-социальный колледж г. Душанбе»).

За последние 5 лет значительно выросло число подготовленных в медицинских колледжах специалистов со средним фармацевтическим образованием. При этом около половины выпускников обучалось в столичных колледжах. Между тем, исследование показало, что наблюдается переизбыток подготовленных кадров в целом по РТ. Не все выпускники смогли найти работу по специальности. Необходимо дальнейшее изучение проблемы кадрового обеспечения фармацевтической отрасли с учетом оценки трудоустройства выпускников.

Список использованной литературы:

1. Здравоохранение в Республике Таджикистан / под ред. Г.К. Хасанзода. Душанбе: Управление оперативной полиграфии ГВЦ Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2018. 85 с.

2. Об утверждении Концепции реформы медицинского и фармацевтического образования в Республике Таджикистан: постановление Правительства Республики Таджикистан от 31 октября 2008 года № 512 (www.adlia.tj).

© Сайфуллоева Д.Ф., Сайфуллоев Ф.Ф., Малкова Т.Л., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.