Научная статья на тему 'О МЕРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

О МЕРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT / INFORMATION / ACTIVITY / AUTOMATION / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барчуков Вадим Каримович

В статье приводится классификация мероприятий, направленных на упорядочивание и повышение эффективности информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. Цель исследования: классификация мер информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов. Результатами исследования является разработка мероприятий, направленных на упорядочивание и повышение эффективности информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов, дифференцированных по разным комплексам. В ходе исследования автор делает вывод о том, что в целях организации информационного обеспечения правоохранительных органов необходимо проведение мероприятий, состоящих из следующих комплексов: правовых, научных, технических, ресурсных и кадровых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MEASURES OF INFORMATION SUPPORT IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT

The article provides a classification of measures aimed at streamlining and increasing the efficiency of information support for the activities of law enforcement agencies. Purpose of the study: classification of information support measures in the activities of law enforcement agencies. The results of the study are the development of measures aimed at streamlining and increasing the efficiency of information support for the activities of law enforcement agencies, differentiated by different complexes. In the course of the study, the author concludes that in order to organize information support for law enforcement agencies, it is necessary to carry out activities consisting of the following complexes: legal, scientific, technical, resource and personnel.

Текст научной работы на тему «О МЕРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

12.00.13

Информационное право / Information law

13. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.13)

13.1. О мерах информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов

©Барчуков Вадим Каримович

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Аннотация

В статье приводится классификация мероприятий, направленных на упорядочивание и повышение эффективности информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов.

Цель исследования: классификация мер информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов.

Результатами исследования является разработка мероприятий, направленных на упорядочивание и повышение эффективности информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов, дифференцированных по разным комплексам.

В ходе исследования автор делает вывод о том, что в целях организации информационного обеспечения правоохранительных органов необходимо проведение мероприятий, состоящих из следующих комплексов: правовых, научных, технических, ресурсных и кадровых.

Ключевые слова: правоохранительные органы, информация, деятельность, автоматизация, безопасность.

Для цитирования: Барчуков В.К. О мерах информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 454-457.

On measures of information support in the activities of law enforcement

©Barchukov Vadim Karimovich

Moscow State University named after M. V. Lomonosov Abstract

The article provides a classification of measures aimed at streamlining and increasing the efficiency of information support for the activities of law enforcement agencies. Purpose of the study: classification of information support measures in the activities of law enforcement agencies. The results of the study are the development of measures aimed at streamlining and increasing the efficiency of information support for the activities of law enforcement agencies, differentiated by different complexes.

In the course of the study, the author concludes that in order to organize information support for law enforcement agencies, it is necessary to carry out activities consisting of the following complexes: legal, scientific, technical, resource and personnel.

Keywords: law enforcement, information, activity, automation, security.

For citation: Barchukov V.K. On measures of information support in the activities of law enforcement //Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 454-457. (in Russ.).

Введение

Правоохранительным органам необходимо постоянно следить за развитием новых технологий для обеспечения готовности1.

В настоящее время, по обоснованному мнению некоторых исследователей [1], для состояния организации информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов характерно: отсутствие какой бы то ни было общей для всех органов методики решения задач организации информационного обеспечения; наличие отдельных, зачастую разрозненных между собой, подходов к организации информационного обеспечения в каждой конкретной сфере правоохранительной деятельности; направленность на изолированное решение, стоящих перед правоохранительными органами задач, без учета взаимосвязи с

1 Обзор отдельных вопросов в области больших данных и искусственного интеллекта III ВЫПУСК. М.: ГИАЦ МВД России, 2020. С. 13.

назначением других органов (именно такое положение дел стало одной из причин упразднения ФСКН России2). В таких условиях, а также с учетом того, что происходит непрекращающееся совершенствование информационного обеспечения, создание новых баз данных и автоматизированных информационных систем, становится актуальным разработка и решение организационных проблем информационного обеспечения, а также поиск таких решений, которые будут универсальны для всех органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Исследование

Организация, как процесс упорядочивания, подготовки или отладки чего-либо, должен основываться на четко выстроенной системе принципов. Процесс организации, должен состоять из комплекса мероприятий,

2 Год без наркополиции: кто выиграл от реформы. URL: https://ria.ru/20170418/1492101573.html (дата обращения:

16.05.2020)

454 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

О мерах информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов

Барчуков В.К.

реализуя которые, будет происходить наладка, как систем информационного обеспечения конкретных правоохранительных органов, так и в целом единой системы информационного обеспечения и искусственного интеллекта. Комплекс данных мероприятий неоднороден, дифференцирован с учетом потребностей правоохранительных органов и информационного обеспечения их деятельности.

Так, в Концепции обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации до 2020 года3 предложены следующие комплексы мероприятий, направленные на обеспечение информационной безопасности: правовые, научные, организационно-технические, ресурсные и кадровые.

В Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры указаны следующие комплексы мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленных в ней задач: научно-методический, организационно-правовой, ресурсный.

На наш взгляд, все из указанных комплексов мероприятий являются в большей степени организационными, невозможными без принятия соответствующих управленческих решений, а также требующие более конкретных действий, непосредственно по их воплощению. Кроме того, и это следует из самих указанных документов, организационно-технические и организационно-правовые мероприятия по содержанию практически однородны.

Результаты

В связи с этим все предложенные ниже мероприятия, направленные на упорядочивание и повышение эффективности информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов, являются организационными, однако с учетом потребностей и сферы будут дифференцированы по разным комплексам.

Комплекс правовых мероприятий должен создать нормативно-правовую основу для организации информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, организация информационного обеспечения правоохранительной деятельности отдельных правоохранительных органов осуществляется на достаточно объемной нормативно-правовой основе, включающей общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства, нормативные правовые акты отдельных министерств и ведомств [2]. Кроме того, по обоснованному мнению отдельных исследователей, если говорить о совокупности правоохранительных органов в целом, то все нормативные правовые акты, принятые в различных органах, характеризуются разнонаправленностью, а их комплекс бессистемностью [3]. Все это обуславливает принятие следующего комплекса мер правового характера:

3 Приказ МВД России от 14 марта 2012 года № 169 «Об утверждении Концепции обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации до 2020 года» // Документ опубликован не был. Доступ из спав.-прав. сист. «Кон-сультантПлюс».

1) принятие Доктрины использования Единой системы информационного обеспечения и искусственного интеллекта в деятельности правоохранительных органов, направленной на создание единых, фундаментальных принципов организации информационного обеспечения всех правоохранительных органов;

2) на основе указанной Доктрины совершенствование ведомственной нормативной правовой базы, регулирующей деятельность отдельных правоохранительных органов, признание утратившими силу тех нормативных правовых актов, которые не обеспечивают реализацию заложенных в нее принципов;

3) организация совместной разработки различными правоохранительными органами совместных приказов, регулирующих сферу общественных отношений, в которой действуют несколько органов, примеры таких приказов существуют как в информационной сфере, так и в других сферах правоохранительной деятельности (приказ ФСБ РФ № 416, ФСТЭК РФ № 489 от 31.08.20104, приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.20095, приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и ФСБ России от 1 августа 2017 г. № 391/4376 и др.).

Любые организационные решения должны быть основаны на комплексных научных исследованиях, именно научные решения, как отмечено Президентом Российской Федерации, позволят придать мощную динамику развития Российской Федерации7.

В комплекс научных мероприятий необходимо включить:

1) совместную организацию среди всех правоохранительных органов единой научно-технической политики по созданию, совершенствованию и развитию системы информационного обеспечения, за счет координации действий научных организаций и подразделений различных правоохранительных органов (университетов и институтов);

2) организацию оперативного внедрения результатов научных исследований в правоприменительную практику, а также осуществление научных исследований по заявкам различных правоохранительных органов (написание «заказных» тем), с целью наполнения практической деятельности научной основой по требуемым направлениям;

3) организацию разработки научно-технических решений, направленных на создание Единой системы информационного обеспечения и искусственного интеллекта в деятельности правоохранительных органов.

4 Приказ ФСБ РФ № 416, ФСТЭК РФ № 489 от 31.08.2010 «Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования» // Российская газета. № 240. 22.10.2010.

5 Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. № 173. 16.09.2009.

6 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и ФСБ России от 01.08.2017 № 391/437 «Об утверждении типовых Требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий». URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/6150/ (дата обращения: 17.05.2020).

7 Современное образование: что сказал Путин на заседании президиума Госсовета. URL: https://regnum.ru/news/poNt/285-0456.html (дата обр.: 17.05.2020)

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 455

ISSN 2310-7049 (online)

12.00.13

Информационное право / Information law

Необходимость принятия комплекса технических и ресурсных мероприятий обусловлена такими факторами, как: отсутствие у многих сотрудников правоохранительных органов доступа к ресурсам системы информационного обеспечения (так, к имеющейся в органах прокуратуры системе межведомственного электронного взаимодействия подключено лишь около 2% сотрудников8; только около 30% сотрудников органов внутренних дел подключены к системе электронного документооборота9); а также необходимость обновления оргтехники, ее комплектующих, дополнение файловых накопителей, ввиду увеличивающегося объема информации и создания новых информационных систем.

В связи с вышеизложенным, необходимо предусмотреть следующий комплекс технических мероприятий:

1) разработка и принятие технических решений, обеспечивающих защиту системы информационного обеспечения правоохранительных органов;

2) разработка системы различного уровня доступа, в зависимости от допуска сотрудника к тому или иному виду информации;

3) разработка систем активного противодействия от несанкционированных атак на серверы систем информационного обеспечения правоохранительных органов;

4) обеспечение стабильной работы всех сервисов и элементов системы информационного обеспечения;

5) организация комплексного технического контроля за состоянием функционирования информационного обеспечения правоохранительных органов.

К ресурсным мероприятиям следует отнести:

1) обеспечение сотрудников правоохранительных органов необходимыми техническими устройствами, а также обеспечение доступа к автоматизированным рабочим местам и информационным сервисам правоохранительных органов;

2) постоянное обновление программного обеспечения, технических устройств, а также увеличение возможностей по хранению больших объемов информации на внутренних серверах правоохранительных органов (разработка технологий BIG DATA [4]);

3) увеличение количества подсистем правоохранительного сегмента «Безопасный город», камер видеонаблюдения с возможностью антропометрического анализа, а также иных технических средств, направленных на повышение эффективности правоохранительной деятельности.

Как верно отмечают некоторые исследователи, вопрос подготовки квалифицированных кадров для правоохранительных органов стоит сегодня особенно остро [5]. Усугубляет проблему низкой квалификации кадров правоохранительных органов и необходимость обучать и переучивать опытных сотрудников, которые не обладают специальными познаниями в компьютерах и других цифровых устройствах. Таким образом, к кадровым мероприятиям следует отнести следующие:

1) организация подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов по работе с различными информационными системами, ресурсами;

2) обеспечение сотрудников необходимыми методическими и обучающими материалами по работе с системой информационного обеспечения;

3) отбор квалифицированных кадров, совершенствование систем отбора сотрудников, обладающих специальными знаниями в сфере информационных технологий, минимальной компьютерной грамотностью.

Заключение

С учетом имеющихся нормативных правовых актов и определенных в них мероприятий, на наш взгляд, для организации информационного обеспечения правоохранительных органов необходимо проведение мероприятий, состоящих из следующих комплексов: правовых, научных, технических, ресурсных и кадровых.

8 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. №627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (вместе с «Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года») // Законность. № 12. 2017.

9 Сводный отчет по России «Отчет о результатах работы подразделений информационных технологий, связи и защиты информации территориальных органов МВД России за январь-декабрь 2019 г. Доступ предоставлен ГИАЦ МВД России.

456 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

О мерах информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов

Барчуков В.К.

Список литературы:

1. Юрасов В.Г. Организация информационного обеспечения систем управления // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. №3-1. С. 12.

2. Соловьев М.Г. Нормативно-правовые основы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел // Вестник ВЭГУ. №3 (77). С. 201

3. Андреева О.И., Иванов В.В., Нестеров А.Ю., Трубникова Т.В. Технологии распознавания лиц в уголовном судопроизводстве: проблема оснований правового регулирования использования искусственного интеллекта // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 449. С. 206.

4. Назаренко Ю.Л. Обзор технологии «Большие данные» и программно-аппаратных средств, применяемых для их анализа и обработки // European science. 2017. № 9 (31). С. 25-26.

5. Победкин А.В. Уголовный процесс: состояние вне права. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 207.

References:

1. Yurasov V.G. Organization of information support for control systems // Bulletin of the Voronezh State Technical University. 2013. No. 3-1. P. 12.

2. Soloviev M.G. Regulatory framework for information support of the activities of internal affairs bodies // Vestnik VEGU. No. 3 (77). P. 201.

3. Andreeva O.I., Ivanov V.V., Nesterov A.Yu., Trubnikova T.V. Facial recognition technologies in criminal proceedings: the problem of the grounds for legal regulation of the use of artificial intelligence // Bulletin of the Tomsk State University. 2019. No. 449. P. 206.

4. Nazarenko Yu.L. Review of Big Data technology and software and hardware used for their analysis and processing // European science. 2017. No. 9 (31). P. 25-26.

5. Pobedkin A.V. Criminal procedure: state outside the law. M.: Jurlitinform, 2013. P. 207.

Рецения

на научную статью соискателя Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Барчукова В.К. на тему «О мерах информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов»

Представленная на рецензию научная статья, подготовленная В.К. Барчуковым, посвящена проблемным вопросам информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов.

В рецензируемой статье автор проводит исследование текущего состояния информационного обеспечения в правоохранительной сфере Российской Федерации, обосновывает актуальность научных изысканий и необходимость принятия конкретных мер по упорядочиванию и совершенствованию информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов, повышения уровня информационной безопасности.

В научной статье автор ставит конкретные задачи, направленные на преодоление имеющегося информационного несовершенства в системе правоохранительных органов, путем разработки комплекса специальных организационных мероприятий правового, научного, кадрового, ресурсного и технического характера.

Автором использовались современные методы научного исследования, проанализированы мнения различных ученых, имеющаяся нормативная база по исследуемой проблеме, а также рассмотрены примеры и статистические данные состояния информационного обеспечения и безопасности в различных правоохранительных органах. Автор раскрыл выявленные им недостатки в указанной области, сделал собственные выводы и внес конкретные предложения.

Научная статья написана юридически грамотным языком. Содержание статьи полностью раскрывает ее название, оформление и оригинальность соответствуют предъявляемым требованиям.

Вывод: научная статья В.К. Барчукова на тему «О мерах информационного обеспечения в деятельности правоохранительных органов» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и может быть опубликована в открытой печати.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доктор юридических наук, профессор С.В. Расторопов

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 91,86%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Барчуков Вадим Каримович, соискатель Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. E-mail: rastoropov_sv@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Barohukov Vadim Karimovioh, applicant for the Graduate School of Public Audit Moscow State University named after M.V. Lomonosov. E-mail: rastoropov_sv @mail.ru

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 457

ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.