Научная статья на тему 'О механизме социальной адаптации иностранных студентов в российском вузе'

О механизме социальной адаптации иностранных студентов в российском вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
769
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартюшов Владимир Филиппович

Рассматривается механизм социальной адаптации иностранных студентов в российском вузе, его основные элементы, связи и взаимодействия. Понимание этого механизма необходимо для выработки наиболее эффективных способов и мероприятий целенаправленного управления адаптационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О механизме социальной адаптации иностранных студентов в российском вузе»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

УДК 378.1

О МЕХАНИЗМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

В.Ф. МАРТЮШОВ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Евстифеевой Е.А.

Рассматривается механизм социальной адаптации иностранных студентов в российском вузе, его основные элементы, связи и взаимодействия. Понимание этого механизма необходимо для выработки наиболее эффективных способов и мероприятий целенаправленного управления адаптационными процессами.

Изучение социальных механизмов можно по праву назвать одним из наиболее актуальных направлений современных социальных исследований. Под социальным механизмом общественного процесса в самом общем виде понимается «устойчивая система взаимодействий социальных факторов разных типов и уровней, конечным результатом которых служит удовлетворение определенной общественной потребности» [1, с. 8].

Идея социальных механизмов экономических, политических и иных общественных процессов базируется на предположении о том, что совокупность определяющих эти процессы явлений, факторов и зависимостей образует целостный феномен, анализ устройства которого позволяет более полно и глубоко разобраться в изучаемых закономерностях. Перспективность категории «социальный механизм» подтверждается не только ее использованием широким кругом обществоведов разного профиля, но и тем, что в последние годы она все более становится одним из базовых элементов методологии целого ряда социологических школ. Основная особенность социальных механизмов состоит в способности регулировать общественные процессы, что объясняется особой значимостью, силой и устойчивостью социальных связей, обуславливающих их системность. В механизмах социальных процессов сосуществуют элементы, принадлежащие прошлому и настоящему, и поэтому они отличаются достаточно большой инерционностью и их обновление всегда имеет частичный характер. Более того, в них сосуществуют феномены, сознательно создаваемые для достижения определенных целей и развивающиеся спонтанно, и т.д. Характер социальных механизмов определяется, прежде всего, особенностями их институциональной структуры, а также функциональными потребностями либо в воспроизводстве сложившихся отношений (т.е. поддержание стабильности и устойчивости), либо в определенных социальных изменениях. Чем более общий характер носит социальный процесс, тем сложнее и многограннее регулирующий его механизм и, значит, тем более условный характер приобретают попытки его конкретизации.

Понятно, что такое понятие как «механизм социальной адаптации» представляет собой научную абстракцию, поскольку в действительности этот процесс регулируется множеством механизмов, «отвечающих» за более конкретные процессы. Тем не менее, применение рассматриваемой категории оправдывается возможностью представить процесс социальной адаптации, в нашем случае, иностранных студентов в российском вузе как некоторую целостность, включающую, с одной стороны, активное их приспособление к новой системе обучения на неродном языке в неродной материальной и социокультурной среде, нормам и ценностям этой среды, а с другой стороны, определенное изменение самой среды в соответствии с потребностями и особенностями контингента иностранных студентов, как объекта социальной адаптации.

Именно этой цели и служит аналитическая схема, раскрывающая строение и принципы функционирования механизма социальной адаптации иностранных студентов (рисунок). Она

призвана показать, каким образом социальная среда и, прежде всего, образовательная среда российского вуза, субъект этой образовательной среды воздействуют на иностранного студента и/или группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, и со своей стороны иностранный студент и/или группа, поскольку обладают известной активностью, влияют на образовательную и в целом на социальную среду, в определенной степени преобразуя ее, в результате чего и происходит процесс активного включения иностранцев на всех этапах обучения в многообразные формы социального взаимодействия, освоение ими социальной роли студента и согласование требований и ожиданий субъектов адаптации.

Рассмотрим содержание изображенных на схеме блоков.

Блок I раскрывает объект адаптации - иностранных студентов, которые могут быть рассмотрены на двух уровнях: индивидуальном - иностранный студент, свойства его личности; на коллективном уровне - группы иностранных студентов, образуемые по различным основаниям: по совместной учебе (академические), по национально-культурным признакам (землячества), по совместному проживанию, по полу, по вероисповеданию, по интересам и т.д.

Блок II - внешняя среда, включает в себя:

1) природную среду, влияние которой на иностранных студентов особенно велико и значимо на начальном этапе адаптации, когда они только приезжают на учебу в Россию из природно-климатических зон, например, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и др., во многом отличающихся от наших российских условий; 2) социальную среду, которая понимается как совокупность условий, необходимых для осуществления образовательного процесса и в ней, в свою очередь, могут быть выделены такие компоненты, как: а) собственно образовательная среда, представляющая собой систему обучения иностранных студентов, в состав которой входят учебно-организационная и учебнометодическая составляющие. Учебно-организационная составляющая представляет собой формы учебных занятий, предусмотренные учебными планами, организацию проведения учебных занятий, систему контроля выполнения студентами учебного плана. Учебнометодическую составляющую образуют содержание учебных дисциплин, определенное учебными программами, технологии обучения, система методического обеспечения процесса обучения; б) социокультурная среда, которая должна учитывать национально-культурную специфику иностранных студентов и, с одной стороны, обеспечивать возможность выполнения иностранцами соответствующих национальных культурных норм и традиций, а с другой стороны, создавать условия для освоения ими норм, правил поведения, ценностей, принятых в нашей стране; в) сфера межличностного и межгруппового общения, составляющая условия создания благоприятного социально-психологического климата и обеспечения коммуникативной активности иностранных студентов в межличностном и межгрупповом взаимодействии с российскими студентами и преподавателями; г) сфера быта и досуга, включающая организацию бытовых условий иностранных студентов (проживание, питание, коммунальные услуги) и их свободного времени.

Блок III, представляющий собой субъект образовательной среды, куда входят администрация вуза (ректорат, деканат), профессорско-преподавательский состав, учебновспомогательный и обслуживающий персонал учебного заведения. От субъекта образовательной среды в значительной степени зависит успешность решения проблемы социальной адаптации иностранных студентов в вузе, а значит и эффективность их обучения и качество подготовки. На факультеты, центры обучения иностранных граждан в российских вузах ложится задача «включения» иностранных студентов в новую социокультурную и социопедагогическую среду. В последнее время все более осознается необходимость специальной профессиональной подготовки преподавателей, работающих с иностранными студентами.

Рис.1. Механизм социальной адаптации иностранных студентов в российском вузе (аналитическая схема)

«Особенности педагогической системы (обучение на неродном языке параллельно с изучением языка обучения учащихся, овладевающих языком обучения, ориентированных на определенную профессиональную область и имеющих национально-специфический опыт учебной деятельности, в условиях интенсивной социально-психологической и физиологической адаптации и межкультурного взаимодействия) предъявляют к профессиональному мастерству преподавателя нетрадиционные требования. Умение строить учебный процесс в иноязычной аудитории в условиях взаимодействия культур закономерно влияет на эффективность педагогической системы» [2, с. 160]. Понятно, что это, прежде всего, и в большей мере относится к довузовскому этапу подготовки, где от преподавателей, для успешной работы с иностранными студентами, требуется лингвометодическая и поликультурная компетентность, необходимость учета особенностей адаптационных процессов иностранных студентов и уровня владения ими языком обучения. Но, как показывают практики и исследования, в том числе зарубежных специалистов, и для преподавателей и персонала, работающих с иностранными студентами на основных курсах, для эффективной педагогической и адаптационной деятельности нужны адекватные знания о социокультурных различиях обучаемых, т. е. требуется межкультурная подготовка самих преподавателей и сотрудников, занятых с иностранными студентами.

Блок IV отражает адаптационную активность иностранных студентов. Необходимо учитывать, что иностранные студенты, поступающие и обучающиеся в российских вузах - это уже достаточно зрелые, социализированные личности, сформированные под влиянием той среды, в которой они находились на родине. Таким образом, иностранные студенты в процессе адаптации это не только «объект», на который направляется адаптационная деятельность, но и «субъект» этой самой деятельности, проявляющий себя как на индивидуальном уровне -личность иностранного студента, так и на коллективном уровне - академические группы, землячества иностранных студентов и пр. Как субъект адаптационной деятельности

иностранные студенты участвуют в формировании целей адаптации, оказывают определенное влияние на субъект образовательной среды и в целом на окружающую социальную среду, своей активностью влияют на условия протекания адаптационных процессов, их результаты и критерии оценки. Активная творческая деятельность иностранных студентов как субъектов адаптации обеспечивает непрерывный содержательный обмен с образовательной средой и субъектом этой среды, и в итоге способствует качественному обновлению среды, индивида/группы, переходу их на более высокий уровень.

Блок V показывает цели (ожидания) адаптации. Согласно теории деятельности наличие цели, мотива, иерархичность структуры есть важнейшие характеристики человеческой деятельности. При анализе процесса социальной адаптации иностранных студентов в российском вузе цель также играет ключевую роль, она выступает главным системообразующим фактором, определяющим содержание и основные направления функционирования адаптационного процесса. От степени корректности в формулировании целей механизма социальной адаптации, в конечном счете, зависит эффективность его функционирования. Поэтому, если недостаточно четкое целеполагание еще в какой-то мере может иметь место на этапе чисто эмпирического подхода к процессу социальной адаптации, то уровень теоретического осмысления требует четкого, продуманного, научно обоснованного формирования иерархической структуры целей адаптационного процесса. Иерархия целей адаптации иностранных студентов в российском вузе базируется на иерархии целей обучения иностранных студентов и конкретизируется спецификой процесса адаптации, отличающегося от процесса обучения.

Глобальная, обобщенная цель социальной адаптации может быть сформулирована как создание условий для усвоения норм и ценностей социального взаимодействия субъектом адаптации и определенное изменение, преобразование социальной среды в соответствии с потребностями и особенностями объекта адаптации. Эта цель конкретизируется в подцелях, определяемых видами (или направлениями) социальной адаптации. В рамках социальной адаптации иностранных студентов мы выделяем такие виды адаптации, как личностнопсихологическая, учебная, ролевая, социокультурная, социально-психологическая, социальнобытовая и физиологическая. Соответственно подцелями социальной адаптации будут:

а) создание условий, обеспечивающих активное приспособление личности иностранного студента к образовательной среде высшего учебного заведения РФ;

б) создание условий (учебно-организационных, учебно-методических), способствующих активному включению иностранных студентов в процесс обучения;

в) создание условий, помогающих иностранцам осваивать требования, предъявляемые российской высшей школой к студентам, т.е. осуществлять процесс социализации по овладению ролью студента;

г) осуществление мероприятий по ослаблению национально-культурной напряженности, связанной с попаданием иностранных студентов в неродную материальную и социокультурную среду;

д) создание благоприятного психологического климата в межличностном и межгрупповом взаимодействии иностранных студентов с другими иностранными и российскими студентами и с преподавателями;

е) создание условий для обеспечения нормального быта иностранных студентов, организации разнообразных форм досуга;

ж) осуществление мероприятий, обеспечивающих облегчение приспособления человеческого организма к изменившимся условиям природной среды, к изменившимся условиям жизнедеятельности.

Блок VI отражает факторы адаптации, как условия, способствующие или препятствующие адаптационному процессу. Для повышения эффективности управления социальной адаптацией иностранных студентов в вузе, необходимо адекватное понимание адаптационных трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе обучения. Ведь решение проблемы

социальной адаптации иностранных студентов включает в себя не только приспособление их к условиям, нормам и ценностям образовательной системы российского вуза, но и изменение этой новой социокультурной и социопедагогической среды в соответствии с потребностями и особенностями иностранных студентов. Эта задача - приспособление образовательной среды к специфическим особенностям иностранных студентов в современных условиях ложится, прежде всего, на сами вузы, на их структуры (факультеты, центры обучения), которые организуют подготовку специалистов для зарубежных стран и обеспечивают управление этой подготовкой. Многие российские вузы, например, СПбГПУ, РУДН, МАДИ (ГТУ), МГТУ ГА, Воронежский госуниверситет, Тверской государственный технический университет (ТГТУ) и др. осуществляют диагностику факторов социальной адаптации, используя для этих целей различные социологические приемы - анкетирование, анализ документов, интервьюирование и т.д. Системное исследование факторов адаптации предполагает разделение их на: объективные и субъективные; индивидуальные и групповые; универсальные и специфические; личностные и социально-психологические; адаптационные, неадаптационные и дезадаптационные и пр. Причем для целей более эффективного управления социальной адаптацией иностранных студентов наибольший интерес представляют объективные факторы, перечень которых может быть ограничен и формализован. Изучение факторов социальной адаптации позволяет вузам, в том числе ТГТУ, осуществляющему подготовку иностранных специалистов в течение 25 лет, вести поиск и внедрение действенных средств снижения адаптационных трудностей, возникающих у иностранных студентов на разных этапах подготовки (об этом достаточно подробно было описано мною ранее [3, 4], поэтому здесь останавливаться не буду).

Блок VII раскрывает содержание процесса социальной адаптации иностранных студентов в российском вузе как целостного образования, в котором могут быть выделены виды (направления) адаптации, отражающие отдельные аспекты адаптационного процесса:

1. Физиологическая адаптация означает процесс приспособления человеческого организма к изменившимся физическим условиям жизнедеятельности. Особую значимость это направление адаптации имеет для иностранных студентов на довузовском этапе подготовки, когда они только приезжают в Россию и вынуждены приспосабливаться к совершенно иным климатическим условиям, новому временному поясу, природной среде обитания, режиму двигательной активности и пр. В физиологической адаптации выделяют две стадии - срочную и долговременную. Срочная стадия обеспечивается существующими в человеческом организме механизмами мобилизации резервных сил. В период долговременной стадии, в процессе длительного воздействия на организм изменившихся условий внешней среды ресурсное обеспечение взаимодействия систем организма переходит в качественно новое устойчивое состояние. «Именно переход от срочной адаптированности к долговременной знаменует узловой момент адаптационного процесса, так как именно этот переход делает возможной жизнь организма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся среде» [5, с.110].

2. Личностно-психологическая адаптация предполагает обретение состояния психологического равновесия личности иностранного студента с самим собой, изменившимся окружающим миром, той новой социокультурной и образовательной средой, в которой он оказывается.

3. Учебная адаптация означает приспособление иностранных студентов к особенностям организации учебного процесса в российском вузе, к новым формам и методам обучения и имеет специфические отличия на этапах довузовской и профессиональной подготовки иностранных граждан, поскольку во многом изменяются организационные формы и цели подготовки.

4. Ролевая адаптация представляет собой овладение иностранными гражданами социальными нормами и требованиями, предъявляемыми высшим учебным заведением к студентам. Она происходит в процессе усвоения иностранцами ролевых функций студента и в определенной мере совпадает с процессом социализации иностранных граждан в России.

5. Социокультурная адаптация предполагает включение иностранных граждан в культурную среду российского общества (овладение языком, ознакомление с традициями, обычаями, правилами поведения, характерными специфическими чертами российской культуры).

6. Социально-психологическая адаптация означает процесс приспособления психики иностранных студентов к изменившимся условиям межличностного и межгруппового взаимодействия, основу которого составляют российские граждане.

7. Социально-бытовая адаптация, охватывающая деятельность в быту и сфере досуга, происходит, во-первых, в рамках определенных социально-экономических условий, складывающихся в России, во-вторых, в систему факторов и критериев социально-бытовой адаптации иностранных студентов также входит материальное положение их самих и их семей.

Деление адаптационного процесса на направления довольно условное. Так, например, учебная адаптация осуществляется в тесной связи с ролевой адаптацией, а их реализация неразрывна от личностной и социально-психологической и т.п. Подобные примеры можно продолжить, но мы здесь хотим, прежде всего, отметить то обстоятельство, что практически все направления социальной адаптации взаимосвязаны и взаимообусловлены, и в единстве образуют целостность изучаемого процесса социальной адаптации иностранных студентов.

Блок VIII обозначает критерии адаптации, которые показывают, насколько эффективно реализуются условия, составляющие образовательную среду в комплексе направлений социальной адаптации. Выделяют объективные и субъективные критерии социальной адаптации. «Объективные критерии фиксируют меру успешности выполнения иностранными студентами определенных функций (видов деятельности) по основным направлениям адаптации. Показателями этих критериев являются объективные характеристики иностранных студентов. Субъективные критерии характеризуют оценочные отношения иностранных студентов, их показателем является степень удовлетворенности иностранными гражданами формами, содержанием и условиями учебного процесса, социокультурными, бытовыми условиями, условиями межличностного взаимодействия» [6, с.73].

Блок IX отражает результаты адаптации, которые могут быть представлены в следующих основных вариантах: 1) конформность, понимаемая как полное принятие иностранным студентом принятых в российском обществе норм и ценностей, а также институциально одобряемых средств их достижения; 2) сохранение индивидуальности с одновременной модернизацией личностных характеристик, при этом личность активно впитывает явления новой культуры, сохраняя самоидентификацию; 3) девиантность, под которой будем понимать социальное поведение, не совпадающее с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе. Причем, если первый и второй варианты могут быть отнесены к успешной адаптации (адаптированности), то третий вариант - девиантное поведение представляет собой неуспешную адаптацию (дезадаптированность).

Американский социолог Р.Мертон предложил классификацию типов девиантного поведения. В зависимости от того, признает ли человек господствующие ценности и следует ли он правилам достижения ценностных благ, Р. Мертон выделяет такие типы девиантного поведения, как инновация, ритуализм, ретреатизм и бунт [7, с. 218]. Девиантное поведение, чаще всего, говорит о том, что личности иностранного студента не удается приспособиться к новым социальным условиям, к новой образовательной среде, а следствиями этого могут быть плохая учеба, физические и психические заболевания, и в конечном счете, прекращение обучение и отчисление из вуза.

Внешнее влияние на субъектов адаптационной деятельности связано, прежде всего, со значительным изменением внешних условий, в которых происходит образовательный и адаптационный процессы (это могут быть серьезные трансформационные процессы, происходящие в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах общества, реформа высшего образования, изменение принципов и условий приема

иностранных граждан на учебу в российские вузы, мотивация студентов и преподавателей и т.д.).

Функционирование изучаемого механизма обеспечивается прямыми и обратными связями, действующими как между блоками механизма, так и между отдельными элементами этих блоков.

Прямые связи 1,2,3,4 и 5 показывают воздействие субъекта образовательной среды на формирование целей адаптационной деятельности, на условия образовательной среды, на адаптационную активность иностранных студентов, на факторы и критерии адаптации.

Связи 6,7,8,9,11 и 12 раскрывают, как адаптационная активность иностранных студентов отражается на целях адаптации, как она оказывает взаимное влияние на субъект образовательной среды и в целом на социальную среду, влияет на факторы и критерии адаптации и в конечном итоге обеспечивает определенные результаты адаптации.

Связи 10,13,14,15,16 и 17 отражают, что на факторы адаптации, характер и содержание адаптационных процессов влияют условия внешней среды, адаптационная активность иностранных студентов, цели адаптации.

Связи 18,19,20 показывают, как через воздействие на иностранных студентов, как на объекты адаптации, получаются определенные результаты адаптационной деятельности.

Обратные связи 22,23,24,25 придают изучаемому социальному механизму относительную замкнутость и раскрывают, как, с одной стороны, результаты адаптации отражаются на иностранных студентах, как объекте и субъекте адаптации, а с другой стороны, эти результаты вызывают определенные изменения в субъекте образовательной среды и в социальной среде в целом.

Подводя итог нашему рассмотрению, можно отметить, что предложенная концепция социального механизма адаптации иностранных студентов в российском вузе позволяет исследовать названный механизм как целостный феномен, все элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы, а это в свою очередь дает возможность выявить «белые пятна» и нестыковки в изучении процесса социальной адаптации иностранных студентов, сформулировать новые задачи, способствующие углублению научных знаний в данной области, стимулирует междисциплинарные исследования адаптационных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социол. исслед. 2002. №8. С. 3 -16.

2. Сурыгин А.И. Дидактический аспект обучения иностранных учащихся (основы теории обучения на неродном для учащихся языке). - С.-Пб., 1999.

3. Мартюшов В.Ф. Социальная адаптация иностранных студентов в российских вузах и проблемы управления адаптационными процессами//Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №67, 2003. С. 138-145.

4. Мартюшов В.Ф. Диагностика факторов социальной адаптации иностранных студентов как условие повышения эффективности управления адаптационными процессами в вузе//Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование. №82(6), 2004. С. 99-104.

5. Зинковский А.В. К проблеме адаптации иностранных студентов к обучению в вузах России//Обучение иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки: Сборник научно-методических статей.- С.-Пб.: СПбГТУ, 1996.

6. Гаранина О.Д. Методологические основы разработки принципов построения системы социальной адаптации иностранных граждан к образовательной среде технического вуза России//Научный Вестник МГТУ ГА, серич Общество, .экономика, образование, №43, 2001. С.70-75.

7. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.

SOCIAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Martushov V.P.

Social adaptation mechanism of foreign students in russian high school, it is main elements, links and intercourses are analised. This mechanism understanding is nesessary for the elaboration effektive means and actions for the rationaly aimed adaptation processed government.

Сведения об авторе

Мартюшов Владимир Филиппович, 1956 г.р., окончил Калининский политехнический институт (1978), кандидат философских наук, доцент кафедры философии и психологии Тверского государственного технического университета (ТГТУ), автор около 40 научных работ, область научных интересов - социальная философия, социология управления образованием, проблемы международного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.