2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
№ 94(12)
УДК 378.1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Е.В.СТЕПАНЕНКО
Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.
Рассматриваются структурные компоненты образовательной среды вуза, определяющие успешность социальной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских технических вузах.
Изучение проблемы адаптации исторически связано с возникновением и развитием биологии. Именно в этой области знаний зародились первые попытки исследования взаимосвязи организмов с окружающей средой, для характеристики которой было разработано понятие «адаптация».
В современной литературе описаны механизмы приспособления организма к условиям среды, разработана терминология, развивающая общепринятые подходы.
Сегодня в биологии, психологии, медицине адаптация понимается как процесс, являющийся составной частью приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования. Система, реагируя на изменение существенных для нее параметров и факторов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Понятие адаптации описывает также состояние системы в результате адаптивного процесса. Механизм адаптации может включать как морфофизиологические реакции, так и поведенческие, в зависимости от уровня организации системы.
Главная задача адаптации - это сохранение внешних функций системы по отношению к среде, т.е. обеспечение гомеостаза между системой и средой, при котором структурные связи системы приводятся в соответствие с изменившимися параметрами среды.
Особым видом адаптации является социальная адаптация, целью которой является интегрирование личности в сложившуюся систему социальных связей и отношений. В словаре «Современная западная социология», выпущенном в 1990 г., социальная адаптация определяется как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент социальной адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее как реальный уровень, так и потенциальные тенденции развития среды и субъекта.
Сущность социальной адаптации заключается в том, что в процессе вхождения в данную социальную среду субъект адаптации и его социальное окружение согласовывают цели совместной деятельности так же, как и средства для достижения этих целей. При этом активность субъекта адаптации заключается, прежде всего, в таком корректировании целей и средств деятельности, чтобы, с одной стороны, они соответствовали более общим целям коллектива, организации, а с другой, - чтобы обеспечить реализацию индивидуальных потребностей данной личности.
Социальная адаптация имеет интерактивный характер, проявляющийся во взаимосвязи адаптивной и адаптирующей активности человека или группы по отношению к социальной среде. Интерактивность адаптационного процесса заключается в том, что, с одной стороны, социальная среда воздействует на человека или группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своими внутренними особенностями, с
другой стороны, человек или группа будучи адаптивными элементами со своей стороны активно воздействуют на социальную среду, преобразуя ее в своих интересах и играя в этом отношении роль адаптирующего элемента. Важнейшим условием успешной социальной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности человека или группы, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций, то есть правильное определение того, в какой мере и к любому ли компоненту социальной среды возможна адаптация. Основой этого процесса является творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен человека или группы с социальной средой, способствующие качественному обновлению обоих взаимодействующих сторон, переходу их на более высокий уровень развития.
Другой особенностью социальной адаптации является непрерывность, которая характеризуется относительной завершенностью, так как активная деятельность адаптанта притормаживается, когда наступает адаптированность - результат адаптации, состояние соответствия личности характеристикам и требованиям социального окружения. Адаптивная активность тогда принимает иную форму - потенциальную. Подчеркнем, что в данном случае адаптация не прекращается, а лишь приостанавливается.
Социальная адаптация - процесс комплексный. Комплексность обуславливается тем, что данный процесс осуществляется не в какой-либо одной области жизнедеятельности социальной группы, а охватывает все сферы жизнедеятельности людей. В этой связи необходимо отметить, что указание на комплексность адаптации подчеркивает важность ее системного изучения. С позиции системного подхода при анализе того или иного вида адаптации нужно рассматривать его не изолированно, а в контексте других адаптационных процессов, то есть учитывать место определенного вида адаптации в целостной системе. В то же время, не исследуя основных параметров отдельных элементов адаптационного процесса, трудно объяснить основания достижения его гомеостаза.
Социальная адаптация, понимаемая как процесс включения иностранных граждан на всех этапах обучения в многообразные виды социального взаимодействия (профессионального, учебного, бытового, культурного и др.), в результате чего осуществляется освоение социальной роли студента и достижение социально-психологического комфорта, имеет сложную структуру. Основными элементами этой структуры являются субъекты социальной адаптации (иностранные студенты) и образовательная среда университета как объект социальной адаптации. Учитывая интерактивный характер адаптационного процесса, можно сделать вывод, что иностранные студенты могут рассматриваться не только как субъекты, но и как объекты социальной адаптации, поскольку они подвергаются влиянию образовательной среды, которая преобразуется в соответствии с интересами иностранных учащихся (рис.1)
Рис. 1. Свойство социальной адаптации - интерактивность
Обратим внимание еще на один очень существенный аспект, имеющий важное значение для уяснения рассматриваемой проблемы. Социальная адаптация имеет несколько видов,
например, добровольная и вынужденная. Данные виды социальной адаптации выделяются в зависимости от интересов субъекта адаптации, нацеленных на сохранение жизнеспособности.
В процессе вынужденной адаптации субъект приспосабливается к социальным условиям, которые не совпадают с его коренными интересами, но в определенный период времени определяют социальную ситуацию его жизни. При добровольной адаптации субъект приспосабливается к социальным условиям, которые соответствуют его интересам.
Следует отметить, что добровольность и вынужденность можно рассматривать как две взаимосвязанные стороны адаптационного процесса. Взаимосвязь вынужденной и добровольной адаптации, их взаимопереход проявляются при переходе от адаптации на социальном микроуровне к адаптации на социальном макроуровне. В этом смысле можно говорить о разных видах социальной адаптации на разных уровнях социальной среды. Первый, исходный вид - адаптация, происшедшая в среде, в которой непосредственно и осуществляется жизнедеятельность: адаптация к профессии, учебе, работе, к группе, приспособление к особенностям и условиям по месту жительства и др. Второй вид предполагает адаптацию к макросоциальной среде. На этом уровне объектом освоения выступает социум, общественные отношения и характер социальных взаимодействий. Природные, экономические, социальные, социокультурные, этносоциальные и другие особенности определяют специфические особенности адаптационного процесса.
Отмечая разнообразность видов социальной адаптации можно отметить, что успешное осуществление адаптационного процесса зависит от видов деятельности, выполняемой иностранными студентами в России в период получения высшего образования. Если рассматривать структуру деятельности как единство трех компонентов («цель - средство -результат»), то возникает методологическая база для развертывания программы управления от постановки целей адаптации, формирования средств достижения этой цели и оценки результата. В соответствии с оценкой результата социальной адаптации, цель адаптивной деятельности определяется потребностями человека или социальной группы, приспосабливающимися к социальной среде.
Исходя из проделанного ранее анализа содержания понятия социальной адаптации, предположим, что общей, стратегической целью социальной адаптации, рассматриваемой как идеальное устремление, является достижение эффективной деятельности человека в результате оптимизации взаимодействия человека и социальной среды. Следовательно, общая идеальная цель социальной адаптации иностранных студентов, являющихся субъектами адаптации, трактуется нами как достижение высоких результатов во всех видах деятельности на основе оптимизации взаимодействия иностранных студентов с образовательной средой вуза, выступающей объектом адаптации.
Конкретизация стратегической цели (то есть переход от идеальных устремлений к реальным результатам) социальной адаптации должна отражать содержание трех ключевых понятий (оптимизация, иностранный студент, образовательная среда), а также учитывать основные виды социальной адаптации. Оптимизация взаимодействия иностранного студента с образовательной средой предполагает приведение субъекта адаптации в соответствие с нормами и направлениями развития образовательной среды. Происходит изменение субъекта адаптации, которое определяется как усвоение иностранными студентами социальной роли студента, обеспечивающее успешное освоение учебных программ, адекватное отношение к требованиям образовательной среды, а также нормам социокультурного и межличностного взаимодействия. В результате такого взаимодействия основными элементами адаптационного процесса являются объект социальной адаптации (иностранный студент) и субъект социальной адаптации (администрация и профессорско-преподавательский состав университета), а также образовательная среда университета как основа социальной адаптации, претерпевающая изменения в соответствии с целенаправленными плановыми действиями администрации вуза (рис.2).
Образовательная среда понимается нами как система, включающая совокупность условий и ресурсов, обеспечивающих реализацию адаптационных условий и виды деятельности иностранных студентов, адаптирующихся к соответствующим условиям.
Адаптационная деятельность иностранных студентов определяется совокупностью условий, необходимых для осуществления учебно-воспитательного процесса, включающего следующие элементы:
- учебные (академические), в состав которых включаются учебно-организационные и учебно-методические. В содержание учебно-организационного элемента образовательной среды включаются формы учебных занятий, предусмотренные учебными планами, организация проведения учебных занятий, а также система контроля выполнения учебного плана студентами. В учебно-методические элементы включаются: содержание учебных дисциплин, определяемое учебными программами, система методического обеспечения процесса обучения, методическая компетентность преподавателей;
- ролевой идентификации, включающие условия, помогающие иностранным гражданам освоить роль студента: знание прав и обязанностей, правил участия в учебной и социокультурной деятельности, норм общежития;
- социокультурные, предполагающие учет национально-культурной специфики иностранных студентов и условий, способствующих их культурному развитию (язык, религия, соблюдение национальных традиций и др.). В состав социокультурного спектра образовательной среды также входит совокупность мероприятий, обеспечивающих организацию внеучебного (свободного от занятий) времени иностранных студентов;
- социально-психологические, содержание которых составляют условия создания благоприятного психологического климата и обеспечения коммуникативной активности иностранных студентов (межличностное взаимодействие российских и иностранных студентов);
- социально-бытовые, обеспечивающие организацию быта иностранных студентов (проживание, питание, коммунальные услуги).
Для создания и обеспечения функционирования образовательной среды используются следующие ресурсы:
- экономические возможности обучения, составляющие экономическую основу пребывания иностранных студентов в России (оплата за обучение, оплата за улучшенные условия проживания, оплата за медицинскую страховку, другие виды платежей). Обучение в Университете для иностранных граждан платное и осуществляется на контрактной основе;
- предметные (материальные), представляющие собой лабораторно-техническую базу учебного процесса (оборудованные должным образом аудитории для проведения лабораторных работ, компьютерные классы, учебные базы по направлениям обучения). Согласно документальным источникам, фиксирующим наличие необходимого оборудования, уровень укомплектованности компьютерных классов, а также технические условия практики на учебных базах Университета, предметные составляющие присутствуют в необходимом для реализации своих функций объеме;
- антропологические, состоящие из людей, с которыми иностранные студенты взаимодействуют, приезжая на учебу (сотрудники деканата, профессорско-преподавательский состав, представители административных служб, российские студенты, другие иностранные студенты);
- административно-организационные, представляющие собой: законы и правила
пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации; правила регистрации иностранных граждан; контракт-соглашение, определяющее условия обучения; протокол (дополнение) к контракту, где определены условия оплаты за обучение; правила внутреннего распорядка Университета, в которых указаны нормы и правила поведения; правила обучения в Университете, содержащие основные положения учебного порядка (посещение лекций, практических и семинарских занятий, правила выполнения контрольных и курсовых работ, а также правила сдачи зачетов и экзаменов); положение о студенческом общежитии, определяющем правила проживания в общежитии.
Можно предположить, что успешность адаптационного процесса определяется как наличием в вузе ресурсной базы, обеспечивающей развитие условий, составляющих образовательную среду, так и включенностью в деятельность по освоению этих условий. Если иностранные учащиеся не могут освоить те или иные компоненты образовательной среды, то у них возникают трудности в адаптации и, как следствие, трудности в учебной и других сферах деятельности. Отмечая доминирующее влияние на адаптационный процесс социальных условий, выделим следующие виды деятельности по овладению содержания компонентов образовательной среды:
- деятельность по включению в учебный процесс - посещение всех форм учебных занятий, предусмотренных расписанием, овладением знаниями, необходимыми для успешного прохождения промежуточного и итогового контроля по изучаемым дисциплинам;
- деятельность по овладению социальной роли студента - изучение прав и обязанностей учащихся в вузе, освоение правил учебного процесса, а также норм и правил поведения, выполнение правил проживающих в общежитии;
- деятельность по освоению российского языкового и культурного пространства -изучение и овладение русским языком, знакомство с русской культурой путем посещения организованных в свободное от учебы время экскурсий, непосредственное участие в тематических вечерах, конкурсах, участие в спортивных мероприятиях, проводимых в рамках университетских соревнований, в дружеских неформальных спортивных играх;
- коммуникативная деятельность - осуществляемая, прежде всего, через межличностное взаимодействие с российскими студентами (здесь может рассматриваться осуществление различных коммуникационных отношений как в процессе учебной деятельности, так и в свободное время);
- деятельность по овладению правилами общежития - изучение и соблюдение правил общежития, налаживание бытовых условий (обустройство выделенной университетом для проживания комнаты, организация питания, а также решение других проблем, возникающих во время проживания в Российской Федерации).
Принимая во внимание качественный анализ образовательной среды как системообразующей основы адаптационного процесса иностранных граждан, структуру образовательной среды представим следующим образом (рис.3).
Таким образом, образовательная среда многоаспектна и многокачественна. Вследствие этого социальная адаптация иностранных студентов может быть разнообразна и противоречива, возможно несколько ее вариантов. Например, студент может быть полностью адаптирован к образовательной среде и плохо учиться, иногда учащийся получает хорошие отметки в вузе, но не может адаптироваться к новым социальным условиям.
Поэтому успешная адаптация в одной из сфер жизни иностранного студента не предполагает быстрой и удачной адаптации в целом. Это важно учитывать в организации процесса обучения иностранных студентов в российских вузах.
Предметные (материальные) ресурсы а) экономические возможности обучения; б) лабораторно-техническая база учебного процесса
Антропологические ресурсы администрация, профессорско-преподавательский состав, студенты
Административно-организационные ресурсы нормативно-законодательные акты, рассматривающие процесс обучения формы и способы включения иностранных студентов в образовательную среду
Условия обучения в техническом университете (учебные компоненты)
Условия ролевой идентификации (ролевые компоненты)
Социокультурные условия (социокультурные компоненты)
Социально-психологические условия (социально-психологические компоненты)
Бытовые условия (бытовые компоненты)
Рис.З. Структура образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаранина О.Д., Прохоров А.В. Социологические особенности учебной деятельности иностранных студентов. // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, № 47, 2002. С. 87-94.
2. Фигуровская В.М., В.Ф. Мартюшов. Социальная адаптация иностранных студентов в российских вузах и проблемы управления адаптационными процессами. // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, №47, 2003. С. 138-145.
3. Дмитриева Т.Б., Воложин А.И. Социальный стресс и психическое здоровье. - М.: ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2001. С. 27-28.
4. Современная западная социология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT IS LIKE A SYSTEMCONSTITUTIVE BASIS OF SOCIAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS
Stepanenko E.V.
Structural components of educational high school environment, which determine results a process of foreign students social adaptation in Russian Technical higher education are considered.
Сведения об авторе
Степаненко Елена Владимировна, окончила РГГУ (1994), кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор более 10 научных работ, область научных интересов - социальное управление, проблемы международного образования.