Научная статья на тему 'О механизме предупреждения банкротства проблемных банков в России'

О механизме предупреждения банкротства проблемных банков в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовое оздоровление / макропруденциальные инструменты / финансовая стабильность и финансовая устойчивость / международная практика / платёжеспособность банка / устойчивость банковской системы / меры по предупреждению банкротства банков / механизмы санации проблемных банков / financial recovery / macroprudential instruments / financial stability and financial sustainability / international practice / bank solvency / stability of the banking system / measures to prevent bank bankruptcy / mechanisms for reorganizing problem banks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кроливецкая В.Э., Масловская Е.О.

Задача статьи заключается в том, чтобы на основе действующего законодательства «О несостоятельности (банкротстве)» проанализировать и охарактеризовать меры, принимаемые банками как самостоятельно, так и в принудительном порядке уполномоченными органами в отношении проблемных кредитных организаций, испытывающих серьёзные финансовые трудности, с целью предотвращения их банкротства. Для этого рассмотрены: санкционные ограничения, оказывающие влияние на экономику России, инструменты макропруденциальной политики и регуляторные послабления с целью поддержания финансовой стабильности и устойчивости, международная практика применения мер финансового оздоровления; основания для применения конкретных мер, сами меры (инструменты), а также источники денежных средств для санации банков и механизм финансирования за счёт их мероприятий по предупреждению банкротства, санированию проблемных банков. Особое внимание уделено механизму санирования проблемных банков самим Банком России через Фонд консолидации банковского сектора. Цель статьи – выявить преимущества и недостатки данных мер, механизмов санации и финансирования в отношении кредитных организаций, испытывающих финансовые трудности, уполномоченными органами (Банком России, Агентством по страхованию вкладов, Фондом консолидации банковского сектора), а также предложить альтернативный механизм. В связи с введением санкций, направленных на различные сектора экономики России, в том числе и банковский сектор, наблюдается рост кредитных организаций, испытывающих ухудшение финансового положения, и вынужденных в дальнейшем столкнуться с реорганизацией, а в худшем – подвергнуться отзыву лицензии и ликвидации, в чем и заключается актуальность статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the mechanism for preventing the bankruptcy of problem banks in Russia

The objective of the article is to, on the basis of the current legislation «On Insolvency (Bankruptcy)» analyze and characterize the measures taken by banks, both independently and forcibly by authorized bodies, in relation to problem credit institutions experiencing serious financial difficulties, in order to prevent them bankruptcy. For this purpose, the following are considered: sanctions restrictions affecting the Russian economy, macroprudential policy instruments and regulatory easing in order to maintain financial stability and sustainability, international practice of applying financial recovery measures; the grounds for the application of specific measures, the measures (instruments) themselves, as well as sources of funds for the rehabilitation of banks and the financing mechanism through their measures to prevent bankruptcy and rehabilitate problem banks. Particular attention is paid to the mechanism for rehabilitating problem banks by the Bank of Russia itself through the Banking Sector Consolidation Fund. The purpose of the article is to identify the advantages and disadvantages of these measures, rehabilitation and financing mechanisms for credit institutions experiencing financial difficulties, by authorized bodies (Bank of Russia, Deposit Insurance Agency, Banking Sector Consolidation Fund), and also to propose an alternative mechanism. In connection with the introduction of sanctions aimed at various sectors of the Russian economy, including the banking sector, there is an increase in credit institutions experiencing a deterioration in their financial situation, and forced to subsequently face reorganization, and in the worst case, undergo liquidation and revocation of their license, which lies the relevance of the article.

Текст научной работы на тему «О механизме предупреждения банкротства проблемных банков в России»

УДК 336.71:330.3

DOI: 10.17586/2310-1172-2023-16-4-141-152 Научная статья

О механизме предупреждения банкротства проблемных банков в России

Д-р. экон. наук, доцент Кроливецкая В.Э. mail26@yandex.ru Государственный институт экономики, финансов, права и технологий 188300, Россия, Ленинградская обл., г. Гатчина, Рощинская ул., д. 5 Масловская Е.О. eomaslovskaia@itmo.ru Университет ИТМО Научно-образовательный центр «Институт лазерных технологий» (ИЛТ) 197101, Россия, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49

Задача статьи заключается в том, чтобы на основе действующего законодательства «О несостоятельности (банкротстве)» проанализировать и охарактеризовать меры, принимаемые банками как самостоятельно, так и в принудительном порядке уполномоченными органами в отношении проблемных кредитных организаций, испытывающих серьёзные финансовые трудности, с целью предотвращения их банкротства. Для этого рассмотрены: санкционные ограничения, оказывающие влияние на экономику России, инструменты макропруденциальной политики и регуляторные послабления с целью поддержания финансовой стабильности и устойчивости, международная практика применения мер финансового оздоровления; основания для применения конкретных мер, сами меры (инструменты), а также источники денежных средств для санации банков и механизм финансирования за счёт их мероприятий по предупреждению банкротства, санированию проблемных банков. Особое внимание уделено механизму санирования проблемных банков самим Банком России через Фонд консолидации банковского сектора. Цель статьи - выявить преимущества и недостатки данных мер, механизмов санации и финансирования в отношении кредитных организаций, испытывающих финансовые трудности, уполномоченными органами (Банком России, Агентством по страхованию вкладов, Фондом консолидации банковского сектора), а также предложить альтернативный механизм. В связи с введением санкций, направленных на различные сектора экономики России, в том числе и банковский сектор, наблюдается рост кредитных организаций, испытывающих ухудшение финансового положения, и вынужденных в дальнейшем столкнуться с реорганизацией, а в худшем - подвергнуться отзыву лицензии и ликвидации, в чем и заключается актуальность статьи.

Ключевые слова: финансовое оздоровление, макропруденциальные инструменты, финансовая стабильность и финансовая устойчивость, международная практика, платёжеспособность банка, устойчивость банковской системы, меры по предупреждению банкротства банков, механизмы санации проблемных банков.

Scientific article

About the mechanism for preventing the bankruptcy of problem banks in Russia

D.Sc. Krolivetskaya V.E. mail26@yandex.ru State institute of economics, finance, law and technology 188300, Russia, Leningrad region, Gatchina, Roshchinskaya st., 5 Maslovskaya E.O. eomaslovskaia@itmo.ru ITMO University

Scientific and Educational Center "Institute of Laser Technologies" (ILT) 197101, Russia, St. Petersburg, Kronverksky pr., 49

The objective of the article is to, on the basis of the current legislation «On Insolvency (Bankruptcy)» analyze and characterize the measures taken by banks, both independently and forcibly by authorized bodies, in relation to problem credit institutions experiencing serious financial difficulties, in order to prevent them bankruptcy. For this purpose, the

following are considered: sanctions restrictions affecting the Russian economy, macroprudentialpolicy instruments and regulatory easing in order to maintain financial stability and sustainability, international practice of applying financial recovery measures; the grounds for the application of specific measures, the measures (instruments) themselves, as well as sources of funds for the rehabilitation of banks and the financing mechanism through their measures to prevent bankruptcy and rehabilitate problem banks. Particular attention is paid to the mechanism for rehabilitating problem banks by the Bank of Russia itself through the Banking Sector Consolidation Fund. The purpose of the article is to identify the advantages and disadvantages of these measures, rehabilitation and financing mechanisms for credit institutions experiencing financial difficulties, by authorized bodies (Bank of Russia, Deposit Insurance Agency, Banking Sector Consolidation Fund), and also to propose an alternative mechanism. In connection with the introduction of sanctions aimed at various sectors of the Russian economy, including the banking sector, there is an increase in credit institutions experiencing a deterioration in their financial situation, andforced to subsequently face reorganization, and in the worst case, undergo liquidation and revocation of their license, which lies the relevance of the article. Keywords: financial recovery, macroprudential instruments, financial stability and financial sustainability, international practice, bank solvency, stability of the banking system, measures to prevent bank bankruptcy, mechanisms for reorganizing problem banks.

Финансовая система каждой страны включает в себя следующие структурные элементы, на которые возложена задача по проведению экономических операций, а именно: банки, страховые компании, небанковские кредитные организации, рынок ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, а также поставщиков платежных услуг, клиринговые контрагенты, центральные банки, органы финансового регулирования и надзора. Стоит отметить особую роль центральных банков, финансового регулирования и надзора, которая заключается в проведении сбалансированной денежно-кредитной политики, а также стимулировании трансформации сбережений в инвестиции посредством различных механизмов с целью поддержания экономического роста. Центральные банки стран используют различные инструменты (к примеру, макропруденциальную политику) с целью обеспечения финансовой устойчивости и стабильности финансовой системы в отношении различных шоков, как внутренних, так и внешних. К внешним шокам можно отнести торговые войны, ухудшение внешнеэкономического положения, различные кризисы, в том числе и глобальные, возникновение трудностей при импорте и экспорте товаров, введение санкций, направленных на различные сектора национальной экономики, в свою очередь внутренние шоки проявляются в «перегреве экономики» отдельных рынков, а также в утрате устойчивости системно значимыми кредитными организациями, последнее может оказать негативное влияние на банковскую систему страны в целом.

При возникновении финансовых кризисов происходит нарушение финансового посредничества, ослабляется эффективность денежно-кредитной политики, возникают экономические спады, фиксируются отток капитала и снижение валютных курсов. В результате чего Центральные банки вынуждены оказывать экстренную финансовую помощь проблемным финансовым организациям. В связи с уязвимостью финансовой системы и взаимосвязанности ее структурных элементов, финансовые потрясения одних элементов могут оказывать негативное влияние на другие элементы и в дальнейшем распространяться за пределы самой финансовой системы, в том числе и за границы национальных экономик, тем самым способствовать возникновению глобального финансового кризиса, другими словами мирового. Глобальные финансовые кризисы являются в том числе и следствием недостаточного и непрозрачного регулирования, надзора Центральных банков в отношении финансовых организаций. В связи с чем Международный Валютный Фонд (МВФ) усилил свою помощь странам, испытывающим проблемы в устойчивости их финансовых систем.

Согласно докладу МВФ по вопросам глобальной финансовой стабильности, опубликованному весной 2023 года, последние потрясения в банковском секторе (крах банков в США Silicon Valley Bank и Signature Bank, утрата доверия клиентов к банку в Европе Credit Suisse) и усилению геополитической напряженности, финансовой фрагментации вскрыли большие пробелы в надзоре и недостатки во внутренней практике управлениями рисками, в том числе и риском потери ликвидности. При этом данные потрясения могут в большей степени отразиться на странах с формирующимся рынком и банках с недостаточным, то есть низким уровнем капитализации. В своем докладе МВФ, во-первых, предлагает Центральным банкам стран решать проблемы ликвидности кредитных организаций, а не их платежеспособности. Во-вторых, директивным органам рекомендует работать над программой реформы урегулирования с тем, чтобы проблемы системно значимых банков можно было эффективно решать и при этом не рисковать государственными денежными средствами. Как отмечает МВФ, после окончания мирового финансового кризиса международному сообществу еще только предстоит дать оценку происходящих событий и сформулировать выводы относительно эффективности механизмов урегулирования. Таким образом,

Введение

исследование механизмов предупреждения банкротства проблемных банков и их совершенствование являются актуальными вопросами, а также представляют особый интерес для мирового сообщества.

Российская экономика в период санкционных ограничений

В начале 2022 года в отношении различных секторов экономики России были введены беспрецедентные санкции по своим масштабам, которые оказали колоссальное негативное влияние на ее функционирование. В результате санкций увеличилась стоимость кредитования (ввиду повышения Банком России ключевой ставки, а также закрытия доступа к внешним источникам финансирования), снизились импорт и экономическая активность, заметно замедлились темпы роста экономики, наблюдается рост инфляции и сокращение реальных располагаемых доходов населения.

Несмотря на это, Банк России по-прежнему пытается адаптировать финансовую систему страны к работе в сложившейся ситуации под «давлением санкций», а также поддерживать финансовую стабильность и устойчивость на достаточном уровне. В условиях неопределенности мегарегулятор разрабатывает всевозможные механизмы с целью обеспечения финансовой стабильности, а также сохранения доверия к банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков, минимизирует валютные риски посредством сокращения использования и обращения «токсичных» валют (процесс девалютизации), а также активно развивает корреспондентские отношения с банками дружественных стран, пытаясь при этом сохранять и поддерживать интерес зарубежных партнеров, инвесторов к фондовому рынку России и сбережениям в рублях. Несмотря на это, стоит отметить тот факт, что запас капитала банковского сектора сохраняется на высоком уровне и составляет 6 трлн руб. Этот показатель удалось достичь благодаря тому, что в 2022 году многие банки отказались от выплаты дивидендов в размере 139 млрд руб. с целью наращивания запаса капитала, а также регуляторных послаблений, которые действовали до начала 2023 года. Данные меры позволили банковской системе выдержать внешние шоки и достичь в первом квартале 2023 года чистую прибыль в размере 0,9 трлн руб.

Несмотря на мировой финансовый кризис в банковском секторе, Российская экономика, согласно докладу МВФ, опубликованному летом 2023 года, оказалась более устойчива к санкциям, чем ожидалось, но в среднесрочной перспективе влияние санкций будет усиливаться. В докладе также отмечается, что российский экспорт нефти и газа в 2022 году вырос на 20%, что привело в свою очередь к рекордной прибыли нефтегазовой отрасли. Этому способствовало сочетание нескольких факторов, а именно рост цен на нефть и газ, переориентация экспорта на новые рынки. Однако, эксперты МВФ предупреждают, что в 2023 году ситуация изменится, так как потолок цен на нефть, введенный западными странами, и эмбарго Евросоюза на импорт нефти и газа из России, приведут к снижению налоговых поступлений и сокращению производства. В долгосрочной перспективе влияние санкций будет заметно усиливаться, а именно ограничения в сфере торговли, финансах, доступе к передовым современным технологиям и «утечке» высококвалифицированных кадров будут способствовать замедлению производства России, прогнозное значение производства в 2027 году окажется на 8% ниже, чем до введения санкций, при этом МВФ оценивает рост экономики России в 2023 году на уровне 0,7%.

Макропруденциальная политика и регуляторные послабления с целью поддержания финансовой стабильности и устойчивости

Макропруденциальные инструменты - это меры, которые направлены на поддержание финансовой стабильности. Они применяются регуляторами для предотвращения или смягчения системных банковских кризисов. Впервые макропруденциальные инструменты широко использовались после кризиса 2007-2009 годов. В период пандемии коронавирусной инфекции регуляторы также во многих странах стали принять меры по смягчению требований к банкам, чтобы поддержать банковскую систему и обеспечить доступ к кредитованию.

Рассмотрим основные меры, которые направлены на смягчение макропруденциальных инструментов:

1. уменьшение требований к капиталу банков (частичное или полное высвобождение контрциклического буфера капитала, а также снижение размера надбавки в отношении системно значимых банков);

2. полное снятие или частичное снятие ограничений к различным секторам экономики;

3. снижение требований к ликвидности банков (размер норматива краткосрочной ликвидности временно устанавливается ниже допустимого значения).

Регулятор также применяет меры по поддержанию ликвидности банковского сектора. Банк России использует следующие основные меры по поддержанию ликвидности:

1. смягчение требований к обеспечению (Банк России разрешил банкам использовать в качестве обеспечения более широкий спектр активов, включая ценные бумаги, выданные нерезидентами);

2. расширение перечня принимаемых в обеспечение активов (Банк России разрешил банкам использовать в качестве обеспечения новые виды активов, такие как залоги на недвижимость и оборудование);

3. введение новых инструментов по предоставлению ликвидности (Банк России разработал новые инструменты по предоставлению ликвидности банкам, такие как кредиты на срок до одного года с пониженной процентной ставкой);

4. осуществление операций по покупке или продаже иностранной валюты (Банк России может проводить операции по покупке или продаже иностранной валюты для поддержания курса рубля).

Таким образом, макропруденциальные инструменты являются одним из важных инструментов для обеспечения устойчивости финансовой системы. Регуляторные органы применяют их для предотвращения или смягчения системных банковских кризисов.

В мировой практике существует широкий спектр мер, направленных на поддержание финансовой стабильности и оздоровление банков. Данные меры можно классифицировать по нескольким группам, рассмотрим их более подробно.

Итак, первая группа мер - это меры по снижению уровня риска, в основном они направлены на повышение устойчивости банков к финансовым потрясениям, к таким мерам можно отнести:

• выкуп «плохих» активов (перевод активов в «плохой банк») — этот метод позволяет банкам избавиться от проблемных активов, которые могут привести к их банкротству;

• гарантирование активов или обязательств банков — этот метод снижает риски для кредиторов банков, позволяя банкам продолжать предоставлять кредиты;

• прямое вхождение в капитал банков (bail-out) — этот метод позволяет банкам получить средства для покрытия своих убытков посредством приобретения части акций проблемных банков регуляторами или выполнения функции временного управления надзорными органами.

Вторая группа мер - механизмы bail-in. Направлен на использование средств кредиторов банков для их спасения. Эти механизмы призваны снизить риски для налогоплательщиков и предотвратить злоупотребление государственной поддержкой.

И, наконец, третья группа мер - требования TLAC (total loss-absorbing capacity). Это требования к общей способности поглощать убытки для глобальных системно значимых банков. Эти требования призваны обеспечить банкам достаточный объем капитала и обязательств для поглощения убытков в случае несостоятельности.

Хотим заметить, что все вышеперечисленные меры могут быть эффективными лишь в краткосрочной перспективе, при этом они также создают риски для налогоплательщиков и могут привести к злоупотреблению государственной поддержкой. Международный опыт применения мер финансового оздоровления показывает, что нет единого универсального подхода к этой проблеме. Выбор конкретных мер зависит от конкретных обстоятельств и целей. В последние годы в зарубежной практике наблюдается тенденция к развитию механизмов bail-in и требований TLAC, так как эти подходы направлены на снижение рисков для налогоплательщиков и предотвращения злоупотребления государственной поддержкой.

Рыночный путь становления и развития российской экономики сопровождался бурным развитием банковского сектора как в институциональном, так и в функциональном плане. До финансового кризиса 1998 года количество банков в России росло высокими темпами и на 1 января 1998 года составило 1675 единиц. Во время кризиса многие банки потеряли свою платёжеспособность, обанкротились или добровольно ушли с рынка в процессе слияний и присоединений к более устойчивым в финансовом отношении кредитным организациям.

После этих событий в банковском секторе чётко наметился тренд на сокращение количества банков в силу происходящего процесса концентрации и централизация банковского капитала, а также потери (разорения) действовавших участников кредитного рынка в ходе происходивших в стране очередных финансово-экономических кризисов, что наглядно видно из диаграммы (см. рис. 1).

Международная практика применения мер финансового оздоровления

Ликвидация кредитных организаций в банковском секторе Российской Федерации

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

1675

1697

1998

1315

1349

2000

924

1143

1189

2007

893 1058

1108

2009

762

616

859 681 371

923 733 402 442

2014 2016 2020

303 326 361

2023

I КО, включенные в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов, всего банки

I КО, имеющие право на осуществление банковских операций

Рис. 1. Динамика сокращения кредитных организаций в банковском секторе РФ

с 1998 по 2023 гг. [1]

Прекращение деятельности коммерческих банков (уход с рынка) в России происходит как правило путём их реорганизации или ликвидации. В России преобладает второй способ прекращения деятельности банков, который осуществляется как добровольно на основании решения общего собрания учредителей, так и принудительно по решению ЦБ РФ, чему предшествуют соответственно аннулирование или отзыв банковской лицензии1. Данные табл. 1 показывают, что ликвидация банков в России осуществляется преимущественно в принудительном порядке и в основном по причине несостоятельности (банкротстве).

Таблица 1

Динамика ликвидации КО в банковском секторе РФ в период с 2015 по 2022 гг. [1]

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

1. КО, по которым принято решение о ликвидации, в том числе: 265 329 351 382 385 379 373 339

1.1 добровольная ликвидация по решению учредителей (участников) 2 4 2 6 3 11 9 9

1.2 принудительная ликвидация, из них: 263 325 349 376 382 368 364 330

- по причине нарушения банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ 50 37 29 34 33 28 31 20

- по причине несостоятельности (банкротстве) 213 288 320 342 349 340 333 310

Принудительная ликвидация коммерческих банков, с одной стороны, способствует сохранению устойчивости банковской системы страны, освобождая её от нежизнеспособных банков, а с другой стороны, приводит к материальным потерям государства, бизнеса и населения, подрыву доверия общественности к банковской системе страны. Поэтому очень важным является своевременное выявление проблем в деятельности того или иного банка, объективная оценка его финансовой устойчивости и проведение мероприятий в целях предотвращения его неплатёжеспособности и признания банкротом. Последние могут применяться как

1 Так по состоянию на 01.01.2016 общее количество ликвидированных в качестве юридического лица кредитных организаций по данным официальной банковской статистки составило 2147 единиц, в том числе в связи с отзывом (аннулированием) лицензии - 1660 единиц.

добровольно, то есть самими банками, испытывающими серьезные финансовые трудности, так и принудительно по решению уполномоченных органов (см. рис. 2) [2], [3].

Меры в целях предотвращения банкротства кредитных организаций

Применяемые как добровольно, так и принудительно

Финансовое эздоровление кредитной организации

о

Введение временной администрации для управления

Реорганизация кредитной организации

Применяемые только принудительно на основании решения Совета директоров Банка России

Предупреждение банкротства банка-участника системы страхования вкладов (с участием АСВ)

Предупреждение банкротства банка (с участием Банка России)

Рис. 2. Меры в отношении банков, испытывающих серьезные финансовые трудности

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в целях предотвращения банкротства кредитных организаций

Рассмотрим более подробно меры, применяемые к кредитным организациям с целью предупреждения их банкротства и повышения устойчивости банковского сектора.

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №127 от 26.10.2002 базовые основания для введения мер по финансовому оздоровлению (самооздоровлению) кредитных организаций и применяемые меры представлены на рис. 3.

Основания для проведения мероприятий по финансовому самооздоровлению

последние 6 месяцев требований кредитора (кредиторов) по денежному обязательству (неуплата обязательных платежей) в 3-х дневный срок с момента наступления даты оплаты (полное отсутствие или недостаточность средств на корсчетах -организации).

Нарушение любого из определённых Банков России нормативов достаточности капитала.

САбсолютное снижение величины собственных ' средств (капитала) в сравнении с их максимальной величиной, которая достигнута за предшествующие 12 месяцев более чем на 20%, с одновременным нарушением одного из обязательных нормативов достаточности.

Нарушение норматива текущей ликвидности больше чем на 10% (на протяжении последнего месяца).

Уменьшение величины капитала за отчётный месяц ниже размера уставного капитала, который определён учредительными документами банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание мероприятий по финансовому самооздоровлению кредитных организаций

Оказание финансовой помощи кредитной организации её учредителями (участниками) и иными лицами.

Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации.

Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины её собственных средств (капитала).

Изменение организационной структуры кредитной организации.

Иные меры осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Рис. 3. Базовые основания и меры по финансовому оздоровлению

В случае принудительного финансового оздоровления банка по инициативе регулятора от руководства банка требуется разработка и реализации плана мероприятий по финансовому оздоровлению. Более радикальные меры по предупреждению банкротства - это реорганизация и введение временной администрации, они применяются при наличии наиболее серьёзных проблем в финансовом положении кредитной организации (см. рис. 4) [4].

Неудовлетворение требованиям кредиторов по

денежным обязательствам

Неисполнение обязанности по оплате обязательных платежей в сроки превышающие 7 дней и более

Снижение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев более, чем на 30%

Нарушение норматива текущей ликвидности в

течение последнего месяца более, чем на 20%

Рис. 4. Основания и меры, применяемые к кредитной организации в случае реорганизации или введении временной администрации

Что касается предупреждения банкротства с участием Агентства по страхованию вкладов (АСВ), то основанием для применения данной меры является наличие признаков неустойчивого финансового положения банка, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы в целом.

В соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 г.» № 175 от 27.10.2008 АСВ было наделено новой функцией - функцией финансового оздоровления банков. По истечении срока действия этого закона данная функция была закреплена за АСВ в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 (в редакции ФЗ № 432 от 22.12.2014 г.) с сохранением ранее установленных предыдущим законом двух основных механизмов санации проблемных банков: частичной и полной.

Частичная санация проблемного банка осуществляется АСВ после отзыва у этого банка лицензии на осуществления банковских операций и заключается в передаче части обязательств и активов на эквивалентную сумму из проблемного банка в финансово устойчивый банк, и в ликвидации оставшейся части проблемного банка. Частичная санация с участием АСВ, как показывает практика, является хорошо зарекомендовавшей себя мерой, так как позволяет обеспечить непрерывность банковского обслуживания и более высокую отдачу от активов нежизнеспособного банка.

Полномасштабная санация проблемного банка выступает альтернативой отзыву у такого банка лицензии на осуществление банковской деятельности. Банк России принимает решение о санации в следующих случаях, если:

1. банк является системнозначимым и следовательно, в случае прекращения его деятельности последствия могут привести к возникновению проблем для банковской системы страны в целом или региона;

2. бизнес-модель банка не является криминальной2;

3. санация экономически обоснована3.

АСВ проводит санацию проблемного банка на основании согласованного и утвержденного Банком России плана ее участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства банков. Полномасштабная санация проблемных банков осуществляется с привлечением частного инвестора или в случае отсутствия такового, с приобретением на первом этапе его акций АСВ (см. рис. 5) [5], [6].

Инвестору

Банку

Рис. 5. Условия и меры по восстановлению платежеспособности проблемных банков

2 Банк не принимает участие в обслуживании нелегальной экономики.

3 Объём ресурсов, направляемых на санацию, сопоставим с выплатами застрахованным вкладчикам по линии АСВ.

148

Вышеописанный процесс санации проблемных банков с участием АСВ, основанный на использовании им кредитных средств Банка России по льготной ставке для оказания финансовой помощи проблемным банкам или привлекаемым к санации на конкурсной основе банкам - санаторам (или другими инвесторами) действовал до середины 2017 года, так как оказался очень затратным (дорогим) и неэффективным, что потребовало поиска новых решений в области нормативно-правового регулирования процедур банкротства. Согласно данным Табл. 2 сумма выплаченного страхового возмещения с 2009 г. по 2016 г. выросла с 21,9 млрд руб. до 1339,2 млрд руб., за этот же период произошло снижение количества банков-участников системы страхования вкладов (ССВ) с 925 до 811 и увеличение количества банков, в отношении которых наступил страховой случай с 83 до 384. Данные изменения обусловлены ликвидацией кредитных организаций и «зачисткой» банковского сектора от недобросовестных участников [7].

Таблица 2

Сведения по страховым выплатам АСВ в период с 2009 по 2023 гг. (нарастающим итогом) [7]

Дата Банки-участники ССВ Банки, в отношении которых наступил Страховая ответственность АСВ по банкам, в отношении которых Сумма выплаченного страхового возмещения (млрд руб.)

страховой случаи наступил страховой случай (млрд руб.)

01.01.2010 925 83 22,4 21,9

01.01.2011 909 99 37,8 31,3

01.01.2012 896 116 59,4 58,4

01.01.2013 891 130 73,5 72,7

01.01.2014 873 157 198,7 176,6

01.01.2015 861 218 384,9 379,0

01.01.2016 842 295 827,9 748,3

01.01.2017 811 384 1367,2 1339,2

01.01.2018 784 424 1746,7 1721,1

01.01.2019 758 481 1924,0 1909,4

01.01.2020 723 506 1983,0 1968,8

01.01.2021 691 523 2001,9 1990,9

01.01.2022 650 545 2056,1 2044,5

01.01.2023 622 549 2057,2 2046,2

Реализация мер по предупреждению банкротства Фондом консолидации банковского сектора

В октябре 2016 г. на совещании Правительства РФ было поддержано предложение Банка России об изменении механизма санации финансово неустойчивых банков путем перехода от кредитного механизма санации к капитальному4. В результате 2 мая 2017 года на основании ФЗ от 01.05.2017 года № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был учрежден Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС)5 [8]. Его работу курирует специализированная управляющая компания ООО «УК ФКБС», являющаяся автономным подразделением Банка России, его функции представлены на Рис. 6. [8], [9].

4 Вместо льготного кредита проблемный банк напрямую будет докапитализироваться Банком России.

5 Является государственным надзорным органом, проводит политику ЦБ РФ в области санации проблемных банков.

Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора

Участие в реализации долгового механизма санации по аналогии с действующим порядком участия АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства банков и урегулированию его обязательств

Осуществление доверительного управления приобретёнными в рамках санации акциями, иным имуществом, правами требования санируемого банка

Реализация от имени Банка России мер, направленных на докапитализацию санируемого банка

Рис. 6. Основные функции специализированной управляющей компании ООО «УК ФКБС»

«Фонд консолидации банковского сектора формируется за счёт денежных средств Банка России по решению Совета директоров. Он обособлен от остального имущества регулятора. Банку России предоставлено право за счёт средств этого фонда приобретать и осуществлять продажу акций (долей), иного имущества санируемых банков, предоставлять им субординированные и иные кредиты, размещать в санируемых банках депозиты для укрепления их ресурсной базы, предоставлять банковские гарантии, а также предоставлять кредиты управляющей компании ФКБС для финансирования урегулирования обязательств банка в случае привлечения её Банком России для этих целей, передавать в доверительное управление управляющей компании приобретённые Банком России акции (доли) в уставном капитале, имущество кредитных организаций, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства. Банк России считает, что переход от кредитной схемы (через АСВ) к прямому его участию в капитале санируемых банков позволит сократить объёмы финансирования мер по санации, а главное в короткие сроки восстановить показатели финансового состояния банка до приемлемых значений. Предупреждение банкротства путём прямой докапитализации санируемого банка Банком России предполагается использовать в качестве основной модели санации. Однако одновременно с этим закон сохраняет возможность использовать и кредитный механизм санации банков6» [10, с. 323].

Фонд консолидации банковского сектора имеет некоммерческий характер и не является юридическим лицом. Эффективность использования средств Фонда оценивается ежегодно главным аудитором Банка России. Эффективность процесса санации можно определить по финансовым результатам санируемого банка, а также по степени решения задач, поставленных перед фондом, которыми являются:

1. сокращение расходов Банка России на санацию по сравнению с кредитными механизмом через АСВ [9];

2. исключение зависимости санации от финансового состояния банка инвестора (санатора) [9];

3. осуществление более строгого государственного контроля за расходованием и целевым использованием средств на санацию.

Использование нового механизма санации неустойчивых в финансовом отношении коммерческих банков началось сразу же после принятия соответствующего законодательства. Так, в августе 2017года Банк России принял решение о применении мер финансового оздоровления (санации) в отношении одного из самых крупных коммерческих банков страны и системно значимого ПАО «ФК Открытие». Еще через месяц аналогичная ситуация возникла с де-факто системно значимым банком ПАО «БИНБАНК». Докапитализация ПАО «ФК Открытие» составила 456,2 млрд руб. Банк России через ФКБС приобрел 99,99% акций этого банка. Аналогичная процедура была применена к ПАО «БИНБАНК». Его докапитализация с целью санации составила 57 млрд руб., при этом в дальнейшем он был реорганизован посредством присоединения к ПАО «ФК Открытие» [11], [12].

В 2018-2019 гг. санации за счет средств ФКБС по решению Совета директоров Банка России были подвержены такие банки, как ПАО «Промсвязьбанк», Банк «ТРАСТ» (ПАО), АО «РОСТ БАНК», АО «Московский Индустриальный банк», АО «Волго-Окский коммерческий банк», АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», АО Банк «Советский» и АО «АВТОВАЗБАНК» [13].

Следует отметить, что все вышеперечисленные банки являлись одними из крупнейших банков России по размеру активов и входили в ТОП-20 банков или ТОП-ЗО банков. Соответственно, мегарегулятор принимал все возможные меры по улучшению их финансового состояния и устойчивости с целью выполнения обязательств перед

6 По состоянию на 1 июня 2023 года АСВ принимает участие в финансовом оздоровлении 13 банков, санация которых осуществляется с привлечением инвесторов.

клиентами этих банков. Между тем механизм по оздоровлению (санации) проблемных банков в лице ФКБС не является «благотворительностью», так как к собственникам банков предъявлены иски на основании возбужденных уголовных дел. Банк России планирует проводить аукционы по продаже санируемых банков. Так, в частности, 17.09.2021 г. состоялись торги акций АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», которые у Банка России выкупил TOO «Pioner Capital Invest», выплатив 963 млрд руб. [14].

Финансирование санации проблемных банков из ФКБС, на наш взгляд, не лишено недостатков. Во-первых, решая задачу укрепления банковской системы страны, освобождая её от нежизнеспособных кредитных организаций и предотвращая банкротство проблемных банков, новый механизм санации повышает степень (уровень) огосударствления банковского сектора и усиливает его монополизацию. Во-вторых, этот механизм санации проблемных банков не исключает привлечения бюджетных средств на поддержку Фонда санации Банка России, так как имеется вероятность неполной компенсации затраченных Банком России средств в результате продажи им своей доли в проблемном банке частным игрокам.

В конечном счёте исходя из мировой практики остаётся только использовать чрезвычайные источники финансирования санации проблемных системообразующих банков: государственные кредиты или государственное финансирование со стороны правительства с использованием государственных облигационных займов.

Подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить следующее. Анализ действующего в России законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций позволяет сделать вывод, что российский законодатель постарался к настоящему времени в нормативно-правовых документах по максимуму использовать имеющиеся в зарубежной практике методы [15] и инструменты по предотвращению банкротства банков, как самими банками (самостоятельно, без вмешательства регулятора), так и непосредственно банковским регулятором. На наш взгляд, чтобы не доводить дело до крайности, то есть до отзыва лицензии «в каждой кредитной организации должна работать система раннего предупреждения банка (СРПБ) - комплекс мер, направленных на выявление рисков и предотвращение возможных проблем в деятельности кредитных организаций, который должен включать в себя: мониторинг финансовых показателей деятельности банка, а также анализ изменения этих показателей; анализ управленческой деятельности банка; оценку различными методами банковских рисков; разработку плана мероприятий, направленных на предотвращение кризисных ситуаций и улучшение финансового состояния банка» [16; с.72].

В целях предупреждения банкротства банков должен повысить эффективность своей деятельности Департамент банковского надзора ЦБ РФ, особое внимание уделяя консультационному надзору, который нацелен на выявление проблем в работе банков и выработку плана мероприятий для собственников банков по их устранению на ранних стадиях. Его ключевыми инструментами являются: мотивированное суждение, оценка бизнес-модели и система управления рисками в кредитной организации.

В настоящее время рентабельность банковского бизнеса, а, следовательно, его возможность наращивать свой капитал и быть финансово устойчивым на рынке банковских услуг, во многом зависит от внедрения банками новейших финансовых продуктов и технологий. Именно переход традиционных банков на цифровую бизнес-модель в сочетании с использованием СРПБ позволит им снизить риски банкротства.

1. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cbr.ru/

2. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.10.2002 г. № 127 - ФЗ // СПС «Гарант»

3. Кроливецкая В.Э., Кроливецкая Л.П. О санации и банкротстве российских банков // Банки и финансовые рынки XXI века - потенциал развития / коллектив авторов; под ред. д-ра экон. наук, профессора Ю.И. Новикова. и д-ра экон. наук, профессора Н.П. Радковской. - 2016. - СПб. - Изд-во: СПбГЭУ. - С.234-242

4. Лаутс Е.Б. Правовые аспекты антикризисного регулирования рынка банковских услуг и институт банкротства кредитных организаций: монография / Е.Б. Лаутс. - М.: Юстицинформ, 2018

5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.06.2002 г. № 86 - ФЗ // СПС «Гарант»

6. О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций [Электронный ресурс]: Инструкция Банка России от 11.11.2005 г. № 126 - И // СПС «Гарант»

7. Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.asv.org.ru/

Заключение

Литература

8. Панова Г.С. Фонд консолидации банковского сектора как инструмент повышения безопасности на рынке финансовых услуг // Экономическая безопасность. — 2020. — Том 3. — № 1. — С. 41-52

9. Сайт экспертно-аналитических материалов по проблемам экономики. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://economytimes.ru/

10. Кроливецкая В.Э. Банк России как орган банковского регулирования // Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов под ред. Л.П. Кроливецкой - 2019. - Москва: изд-во «Кнорус». - С. 315-324

11. Пресс - релиз о мерах по повышению устойчивости ПАО «Бинбанк» // Центральный банк РФ https://cbr.ru/press/pr/?file=21092017_092005ik2017-09-21T09_19_31.htm

12. Пресс - релиз о мерах повышения финансовой устойчивости ПАО Банк «ФК Открытие» // Центральный банк РФ https://cbr.ru/eng/press/PR/?file=29082017_170003ik2017-08-29T16_54_35.htm

13. История санации банков через Фонд консолидации банковского сектора // https://tass.ru/info/6026281

14. Банки на санации // Центральный банк РФ https://www.cbr.ru/banking_sector/PrBankrot/bfo/

15. Ковалева Н.А. Международная практика поддержки банков, попавших в сложную экономическую ситуацию // Банковское дело. - 2022. - №6. - С.68-72

16. Шевченко А.С. Система раннего предупреждения банка (СРПБ) и ее влияние на показатели банка // Банковское дело. - 2023. - №5. - С.72-75

References

1. Ofizialnyii sait ZB RF [Elektronniy resurs] // Regim dostupa: https://cbr.ru/

2. O nesostoyatelnosti (bankrotstve) [Elektronniy resurs]: feder. zakon ot 26.10.2002 g. № 127 - FZ // SPS «Garant».

3. Krolivetskaya V.E., Krolivetskaya L.P. O sanazii i bankrotstve rossiiskih bankov // Banki I finansovye rinki XXI veka - potenzial razvitiya / kollektiv avtorov; pod red. d-ra ekon. nayk, professora Y.I. Novikova i d-ra ekon. nayk, professora N.P. Radkovskoyi. - 2016. - SPb. - Izd-vo: SPbGEU. - P.234-242.

4. Lauts E.B. Pravovye aspecty anticrizisnogo regulirovaniya rinka bankovskih uslug i institute bankrotstva kreditnych organizazii: monografiya / E.B. Lauts. - M.: Ustizinform, 2018.

5. O Zentralnom banke Rossiiskoi Federazii (Central bank of Russia) [Elektronniy resurs]: feder. zakon ot 10.06.2022 g. № 86 - FZ // SPS «Garant»

6. O poryadke regulirovania otnoshenii, svyazanyx s osushestvleniem mer po predupregdeniu nesostoyatelnosti (bankrotstva) kreditnych organizazii [Elektronniy resurs]: Instrutzia Central bank of Russia ot 11.11.2005 g. № 126 -I // SPS «Garant».

7. Ofizialnyii sait Agentstva po strachovaniu vkladov [Elektronniy resurs] // // Regim dostupa: https://www.asv.org.ru/

8. Panova G.S. Fond konsolidazii bankovskogo sectora kak instrument povisheniya bezopasnosti na rinke finansovyx uslug // Ekonomisheskaya besopasnost. - 2020. - Tom 3. - № 1. — P. 41-52.

9. Sait expertno-analiticheskih materialov po problemam ekonomiki [Elektronniy resurs] // Regim dostupa: https://economytimes.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Krolivetskaya V.E. Bank of Russia kak organ regulirovania i nadzora // Dengi, credit, banki: uchebnik / kollectiv avtorov pod red. L.P. Krolivetskoi. - 2019. - Moscow: Izd-vo: «Knorus». - P.315-324;

11. Press - reliz o merah po povysheniu ustoichivosti PAO «Binbank» // Central bank of Russia https://cbr.ru/press/pr/?file=21092017 092005ik2017-09-21T09 19 31.htm

12. Press - reliz o merah po povysheniu finansovoi ustoichivosti PAO Bank «FK Otkrytie» // Central bank of Russia https://cbr.ru/eng/press/PR/?file=29082017_170003ik2017-08-29T16_54_35.htm.

13. Istoria sanazii bankov cherez Fond kosolidazii bankovskogo sectora // https://tass.ru/info/6026281Banki na sanazii // Central bank of Russia https://www.cbr.ru/banking_sector/PrBankrot/bfo/

14. Banki na sanazii // Central bank of Russia https://www.cbr.ru/banking_sector/PrBankrot/bfo/

15. Kovaleva N.A. Megdunarodnaya praktika poddergki bankov, popavshih v slognyiu ekonomicheskuiy situaziyu // Bankovskoe delo. - 2022/ - №6. - P.68-72.

16. Shevhenko A.S. Sistema rannego predypregdenia banka (SRPB) i vliyanie na pokazateli banka // Bankovskoe delo. -2023. - №5. - P.72-75.

Статья поступила в редакцию 07.11.2023 Received 07.11.2023

Принята к публикации 07.12.2023 Accepted for publication 07.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.