Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / БАНКРОТСТВО / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / САНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубкова Светлана Валерьевна, Зудина Анастасия Валерьевна

Предмет/тема. Статья посвящена анализу практики финансового оздоровления кредитных организаций в России, выявлению существующих проблем и определению путей совершенствования. Цели/задачи. Своевременное обнаружение собственниками и Банком России недостатков в деятельности кредитных организаций будет способствовать снижению количества проводимых санаций. Учитывая, что банковская система России нуждается в системном оздоровлении, грамотно налаженный механизм санации является одним из значимых факторов в достижении данной задачи. Методология. При написании работы применялись общие и специальные методы исследования. Вывод. Исследована практика финансового оздоровления кредитных организаций в России, а также выявлены существующие проблемы в указанной сфере. По результатам поведенного анализа предложены пути возможного совершенствования процесса санации на основе применения комбинированного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF FINANCIAL RECOVERY OF CREDIT INSTITUTIONS IN RUSSIA

Subject/Topic. The article is devoted to the analysis of the practice of financial rehabilitation of credit institutions in Russia, identifying existing problems and identifying ways to improve them. Goals/Objectives. Timely detection by the owners and the Bank of Russia of shortcomings in the activities of credit institutions will help to reduce the number of ongoing remediations. Given that the Russian banking system needs a systemic recovery, a well-established mechanism of rehabilitation is one of the significant factors in achieving this goal. Methodology. General and special research methods. Conclusions and Relevance. The article examines the practice of financial recovery of credit institutions in Russia, as well as identifies existing problems in this area. Based on the results of the analysis, the ways of possible improvement of the rehabilitation process based on the use of the combined method are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ»

Проблемы развития механизма финансового оздоровления кредитных организаций в России

Зубкова Светлана Валерьевна,

кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации E-mail: zubkovasv@inbox.ru

Зудина Анастасия Валерьевна,

магистр экономики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: a.v.zudina@mail.ru

Предмет/тема. Статья посвящена анализу практики финансового оздоровления кредитных организаций в России, выявлению существующих проблем и определению путей совершенствования. Цели/задачи. Своевременное обнаружение собственниками и Банком России недостатков в деятельности кредитных организаций будет способствовать снижению количества проводимых санаций. Учитывая, что банковская система России нуждается в системном оздоровлении, грамотно налаженный механизм санации является одним из значимых факторов в достижении данной задачи. Методология. При написании работы применялись общие и специальные методы исследования. Вывод. Исследована практика финансового оздоровления кредитных организаций в России, а также выявлены существующие проблемы в указанной сфере. По результатам поведенного анализа предложены пути возможного совершенствования процесса санации на основе применения комбинированного метода.

Ключевые слова: банк, банкротство, финансовое оздоровление, санация.

Развитие новых явлений и тенденций в банковском секторе предъявляют высокие требования к финансовой устойчивости кредитных организаций, поэтому отклонение от устойчивого состояния их деятельности требует повышенного внимания со стороны органов правления банка и мега-регулятора, в том числе возможного осуществления мер по финансовому оздоровлению.

С этой целью Банком России на постоянной основе проводится наблюдение за подконтрольными кредитными организациями путём осуществления дистанционного и контактного надзора. Постоянный мониторинг способствует оперативному выявлению возникающих негативных тенденций в банковском секторе и принятию оперативных мер по их пресечению, минимизации.

Вопросы, связанные с «проблемными» банками, решаются путем отзыва лицензии на осуществление банковских операций, либо применения мер, поименованных в статье 189.9 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1], в том числе осуществления финансового оздоровления, введения процедуры санации.

Под санацией понимается комплекс мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, применяемых для предотвращения её банкротства. В целом, процедура санации осуществляется с целью оздоровления и восстановления платежеспособности кредитной организации, что позволяет предотвратить её банкротство, и соответственно расценивается, как позитивная.

Целесообразность применения финансового оздоровления обусловлена следующими обстоятельствами:

a) большое значение для экономики страны или отдельного региона;

b) банк входит в число системно значимых кредитных организаций в соответствии с Указанием Банка России от 22.07.2015 № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций» (по состоянию на 05.06.2021 в указанный Перечень включены 121 кредитных организаций) [2];

ф устойчивость банка пошатнулась в связи с внешними факторами [3]. В настоящее время в России существует два правовых режима осуществления санации кредитных организаций, а именно с помощью:

в

см л

1 АО ЮниКредит Банк, Банк ГПБ (АО), ПАО «Совкомбанк», Банк ВТБ (ПАО), АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО Сбербанк, ПАО «Московский Кредитный Банк», ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО РОСБАНК, ПАО «Промсвязьбанк», АО «Райффайзенбанк», АО «Россельхозбанк».

- Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее - ГК АСВ, Агентство), функционирующей на основании Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» [4], где для осуществления страховых выплат предусмотрен фонд, формируемый в основном из страховых взносов банков -участников, а также доходов от инвестирования временно свободных средств. В функции ГК АСВ входит, в том числе осуществление оценки денежных сумм, необходимых «проблемному» банку для поддержания жизнеспособности, поиск банка - санатора, а также представление утвержденному банку - санатору долгосрочного кредита на санацию «проблемного» банка под низкие проценты (порядка 0,5% годовых).

По состоянию на 01.06.2021 объём средств, направленных Агентством на реализацию мер по предупреждению банкротства банков, составил 1 122,28 млрд рублей (в том числе за счет кредитов Банка России в размере 1 055,55 млрд рублей или на 94%) и Агентство принимает участие в финансовом оздоровлении 14 банков с привлечением инвесторов [5].

С момента санации указанных банков их капитал, в большинстве своём, так и не начал расти, поэтому схему оздоровления банковского сектора через Гк АСВ, основанную на льготном кредитовании, сложно оценить положительно, так как результаты последних санаций закончились достаточно плачевно (банкротство банков - санаторов и отсутствие достаточной прибыльности оздорав-ливаемых банков) [6].

Кроме того, ввиду существующей в 2014 г. тенденции к отзыву лицензий у значительного количества банков и санаций денежные средства фонда ГК АСВ стали стремительно направляться на выплаты пострадавшим вкладчикам и, в конечном итоге, исчерпали себя.

Банком России было принято решение исключить направление средств по указанному пути, а сконцентрировать средства внутри структуры для более точного контроля за расходованием денежных средств и снижением нецелевого использования;

□ Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора (далее - УК ФКБС), деятельность которой регламентируется Федеральным законом от 01.05.2017 № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7]. Санации по новому механизму осуществляются Банком России без помощи ГК АСВ, а финансирование самих процедур осуществляется за счет Фонда, формируемого из денежных средств Банка России. В основе указанного метода санации используется предупреждение банкротства банков путем прямой докапитализации его Банком России без участия посредников, с целью дальнейшей реализации покупателю.

Стоит отметить, что после введения нового механизма санации, можно проследить нисходящий тренд количества проектов санации с участием ГК АСВ, и обратный тренд на санации, проводимые с участием УК ФКБС (рисунок 1).

20 —

15 12

10

5

0

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 ■Количество новых проектов санации

Завершенные проекты по предупреждению банкротства

■Количество новых проектов передачи имущества и обязательств банков

Банки, в ходе которых были отозваны лицензии на осущетсвление банковской деятельности "Количество проектов на конец года

Рис. 1. Динамика проведения мер по предупреждению банкротства кредитных организаций ГК АСВ

Источник: составлено автором на основе данных из годового отчёта ГК АСВ за 2019 год URL: https://www.asv.org.ru/agency/ annual/2019/2019_year.pdf (Дата обращения: 25.05.2021)

В качестве наглядного примера, в котором санируемый банк сразу после применения к нему мер финансового оздоровления несколько улучшил финансовый результат, можно привести историю ПАО Банк «ФК Открытие», к которому впервые применился новый механизм финансового оздоровления через УК ФКБС [8].

Проведенные УК ФКБС мероприятий по предотвращению банкротства ПАО Банк «ФК Открытие» позволили обеспечить его бесперебойную деятельность по обслуживанию клиентов, снизилась величина формированных резервов по проблемным активам, что позволило сократить потенциальные риски и восстановить его устойчивое финансовое положение.

По состоянию на 01.05.2021 ПАО Банк «ФК Открытие» занимает уже 8 место в банковской системе России с размером активов в размере 2 850,34 млрд рублей [9], соблюдает все обязательные банковские нормативы [10], а также требования к финансовой устойчивости со стороны мегарегулятора, что позволило выйти на общий режим надзора наравне с иными кредитными организациями.

Таким образом, на примере ПАО Банк «ФК Открытие» был показан результат эффективной работы по управлению проблемным банком, а также положительный эффект функционирования УК ФКБС. Успешное завершение процедур оздоровления, как отмечают эксперты, за такое короткое время является беспрецедентным событием для отечественного рынка.

сз о

со £

m Р

сг

от А

Q. в

СМ

л

Стоит обратить внимание, что Банком Открытие были переданы проблемные и непрофильные активы (в том числе акции ВТБ) на сумму порядка 438 млрд рублей в банк непрофильных активов, созданного на базе Банка «ТРАСТ» (ПАО)1 [11]. Выкуп активов производился за счёт предоставленного Банком России льготного кредита данному банку, что ставит под сомнение выгодность и эффективность сделки для государства. При этом Банк «ТРАСТ» получил активы, имеющие отрицательную динамику стоимости, и соответственно, генерирующие расходы в виде отрицательной переоценки.

В обзоре рейтингового агентства «Moody's» отмечается, что новый режим более эффективный и менее затратный, но негативен для малых банков и субординированных кредиторов, что обусловлено тем, что Банк России поддерживает спасение системно значимых кредитных организаций, отстраняясь от поддержки более мелких игроков рынка и отзывая у них лицензии [12]. Указанное подрывает доверие вкладчиков к небольшим частным банкам и усиливает существующий в настоящее время переход клиентов из мелких банков в крупные.

Кроме того, новый механизм санации имеет определенные риски, которые выражаются в увеличении доли Банка России в санируемых банках (происходит «огосударствливание» банковского сектора), что по мнению авторов, будет и дальше продолжаться, чему способствуют следующие обстоятельства:

- «расчистка» банковского сектора и соответственно уменьшение количества частных банков, сокращению совокупных активов частного сектора банковской системы;

- переток клиентов в банки с более высоким кредитным качеством, что ассоциируется с ведущими банками, ввиду наличия высокой вероятности их поддержки со стороны государства. Указанное может подтвердиться и тем, что попытка в 2018 году реализации первого санируемого через УК ФКБС банка Азиатско-Тихоокеанский Банк (ПАО) (далее - Банк АТБ) оказалась неудачной, что может быть обусловлено тем, что частные банки в России заняты собственным выживанием и не имеют больших свободных средств даже для приобретения хорошего бизнеса. Следующая попытка продать Банк АТБ планировалась в апреле 2020 года, однако из-за сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации с COVID-19, аукцион перенесён на неопределённый срок и по настоящее время информация о его продаже размещена на официальных сайтах структур.

Стоит также учесть, что наиболее успешные из коммерческих банков активно прорабатывают способы диверсификации бизнеса за счет повышения доли эффективных направлений. Покупка

1 Деятельность банка «плохих долгов» основана в июле 2018 года и направлена на эффективное управление активами, что позволит компенсировать государству затраты на проведение санаций крупнейших отечественных банков.

банка по завышенной цене вряд ли может быть названа эффективной сделкой. Из указанного следует, что покупателя просанированных кредитных организаций Банк России в этих условиях будет вынужден не искать среди банковского сектора, а назначать из числа банков с государственным капиталом.

В качестве примера данных действий можно привести ситуацию, произошедшую в конце 2020 года с ПАО «Промсвязьбанк» (далее - ПСБ) и ПАО «Московский индустриальный банк» (далее - МИнБанк) [13]. В декабре 2020 года стало известно о намерении Банка России присоединить санируемый с 2019 года МИнБанк к ранее санируемому ПСБ (на докапитализацию «проблемного» банка Банк России выделил 128,7 млрд рублей) [14]. Таким образом, ПСБ присоединит к себе уже второй санируемый банк (после «Роскосмос-банк»).

Стоит отметить, что санация ПАО «МИнБанк» вызывает много вопросов со стороны экспертов. В частности, временная администрация, назначенная Банком России, так и не смогла вывести банк на операционную эффективность, стимулировать развитие бизнеса, а также разработать понятную и эффективную стратегию его развития. Мало того, за период работы временной администрации данный банк терял свои позиции на рынках корпоративного и розничного обслуживания клиентов. Возможно, перед временной администрацией изначально была поставлена другая задача, нежели вывод банка на эффективную работу, но, возможно, дело в профессионализме временной администрации и способности принимать бизнес-решения. Но факт остается фактом, банк не стали развивать, а предпочли присоединить его к Промсвязьбанку.

Представители Банка России сообщили информационному агентству «РИА Новости», что данные особенности бизнес-модели снижают привлекательность санируемого банка для частных инвесторов, но при этом могут быть интересны для ПСБ, развивающего близкие направления [15]. Однако некоторые эксперты считают, что МИн-Банк неинтересен Промсвязьбанку, а это является непосредственным решением мегарегулятора.

В то же время необходимо отметить, что МИн-Банк имеет хорошо развитый розничный бизнес, который может существенно укрепить позиции Промсвязьбанка на рынке обслуживания розничных клиентов. В этом случае Промсвязьбанк станет конкурентом других крупных банков с государственным участием, активно позиционирующих себя на этом рынке. Можно предположить, что решение о присоединении назрело уже давно, а Банку России проще присоединить МИнБанк, чем пытаться сделать его эффективно работающим (что явно, пока не получилось), а потом продать.

Таким образом, через УК ФКБС будет продолжаться огосударствление банковской системы России, что может сделать её менее конкурентной и менее эффективной, что в будущем приведет

к конфликту интересов, а также может стать причиной снижения качества надзора за кредитными организациями со стороны мегарегулятора.

Любая кредитная организация, находящаяся на процедуре санации, способна выстроить эффективную работу по оздоровлению проблемных активов, и не допустить глобального роста дефолтов по выданным кредитам и займам. Грамотно разработанные методы достижения поставленных задач в совокупности с высококвалифицированной командой профессионалов дает возможность для дальнейшего развития банка в условиях тенденций современной экономики.

Данное требование должно относиться как к сотрудникам кредитных организаций, так и к санато-рам проблемных банков, которые оказались неспособны поддержать свою устойчивость на рынке и оказались на грани банкротства.

В качестве мер по совершенствованию финансового оздоровления банков может быть предложено внедрение в отечественную практику финансового оздоровления третьего механизма санации банков - аналогичному механизму санации с участием АСВ, но в качестве инвестора выступает уже просанированный через УК ФКБС банк. Такой механизм предположительно позволит сократить сроки санации кредитных организаций через ГК АСВ. Однако оценить эффективность указанного предложенного метода в настоящее не представляется возможным из-за отсутствия прецедентов.

Литература

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (последняя редакция) «О несостоятельности (банкротстве);

2. Указание Банка России от 22.07.2015 № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций»;

3. Официальный сайт Банка России - Текст: электронный. - URL: https://cbr.ru/press/ pr/?file = 291 0202 0_141842PR2020-10-29T14_13_19.htm (Дата обращения: 05.06.2021).

4. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

5. Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов. - Текст: электронный. - URL: http:// www.asv.org.ru (Дата обращения: 25.05.2021);

6. Одинцов, С.В. Процедура финансового оздоровления - основные положения банковского права Великобритании и РФ// Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. -№ 10 (157). - С. 80-87;

7. Федеральный закон от 01.05.2017 № 84-ФЗ (последняя редакция) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8. Официальный сайт Фонда консолидации банковского сектора. - Текст: электронный. - URL: www.amfbc.ru (Дата обращения: 06.06.2021);

9. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. - Текст: электронный. -URL: http://www.cbr.ru (Дата обращения: 15.05.2021);

10.0фициальный сайт ПАО Банк «ФК Открытие». - Текст: электронный. - URL: https://www. open.ru/ (Дата обращения: 05.06.2021); 11.Банк непрофильных активов - Текст: электронный. - uRl: https://www.trust.ru/about/ (Дата обращения: 09.06.2021). 12.Официальный сайт Информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» - URL: http://www. rbc.ru/finances/25/10/2017/59f09f4d9a794746343 5b0ee. (Дата обращения: 06.06.2021);

13.Информационный сайт «СамИнвестор». -Текст: электронный. - URL: https://saminvestor. ru/news/2020/12/29/74485/ (Дата обращения: 14.05.2021);

14.Международная информационная группа «Интерфакс» - Текст: электронный. - uRl: https:// www.interfax.ru/business/763948 (Дата обращения: 08.06.2021);

15.Газета «Коммерсантъ». - Текст: электронный. -URL: https://www.kommersant.ru/doc/4636883 (Дата обращения: 14.05.2021).

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF FINANCIAL RECOVERY OF CREDIT INSTITUTIONS IN RUSSIA

Zubkova S.V., Zudina A.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Subject/Topic. The article is devoted to the analysis of the practice of financial rehabilitation of credit institutions in Russia, identifying existing problems and identifying ways to improve them. Goals/Objectives. Timely detection by the owners and the Bank of Russia of shortcomings in the activities of credit institutions will help to reduce the number of ongoing remediations. Given that the Russian banking system needs a systemic recovery, a well-established mechanism of rehabilitation is one of the significant factors in achieving this goal. Methodology. General and special research methods. Conclusions and Relevance. The article examines the practice of financial recovery of credit institutions in Russia, as well as identifies existing problems in this area. Based on the results of the analysis, the ways of possible improvement of the rehabilitation process based on the use of the combined method are proposed.

Keywords: bank, bankruptcy, financial improvement, rehabilitation. References

1. Federal Law dated 26.10.2002 No. 127-FZ (last edition) "On insolvency (bankruptcy);

2. Ordinance of the Bank of Russia dated July 22, 2015 No. 3737-U "On the Methodology for Determining Systemically Important Credit Institutions";

3. Official website of the Bank of Russia - Text: electronic. - URL: https://cbr.ru/press/pr/?file=29102020_141842PR2020-10-29T14_13_19.htm (Date of access: 05.06.2021).

4. Federal Law No. 177-FZ of 23.12.2003 "On Insurance of Deposits of Individuals in Banks of the Russian Federation";

5. Official site of the Deposit Insurance Agency. - Text: electronic. - URL: http://www.asv.org.ru (Date of access: 25.05.2021);

6. Odintsov, S.V. The procedure for financial recovery - the main provisions of banking law in Great Britain and the Russian Federation // Property relations in the Russian Federation. 2016. -No. 10 (157). - P. 80-87;

7. Federal Law No. 84-FZ dated 01.05.2017 (last edition) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation";

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

8. The official website of the Fund for the Consolidation of the Banking Sector. - Text: electronic. - URL: www.amfbc.ru (Date of treatment: 06.06.2021);

9. Official website of the Central Bank of the Russian Federation. - Text: electronic. - URL: http://www.cbr.ru (Date of access: 15.05.2021);

10. Official site of PJSC Bank FC Otkritie. - Text: electronic. - URL: https://www.open.ru/ (Date of treatment: 05.06.2021);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bank of non-core assets - Text: electronic. - URL: https://www. trust.ru/about/ (Date of access: 09.06.2021).

12. The official website of the Information Agency "RosBusinessConsulting" - URL: http://www.rbc.ru/finances/25/10/2017/59f09f-4d9a7947463435b0ee. (Date of treatment: 06.06.2021);

13. Information site "Samlnvestor". - Text: electronic. - URL: https:// saminvestor.ru/news/2020/12/29/74485/ (Date of access: 05/14/2021);

14. International Information Group "Interfax" - Text: electronic. -URL: https://www.interfax.ru/business/763948 (Date of treatment: 06/08/2021);

15. Newspaper "Kommersant". - Text: electronic. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4636883 (Date of access: 05/14/2021).

e

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.