Научная статья на тему 'О матрично-функциональной координации участия субъектов в управлении экономическим поведением работников на рынке труда'

О матрично-функциональной координации участия субъектов в управлении экономическим поведением работников на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елкина О. С.

The article describes problems and categorizes is matrix-functional coordination of participation of the subjects in control of economical behavior of the workers on a labour market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About matrix and functional coordination of subjects' participation in administration of economic behaviour of employee in labour market

The article describes problems and categorizes is matrix-functional coordination of participation of the subjects in control of economical behavior of the workers on a labour market.

Текст научной работы на тему «О матрично-функциональной координации участия субъектов в управлении экономическим поведением работников на рынке труда»

ЭКОНОМИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2007. № 4. С. 127-135.

УДК 342.15 О.С. Елкина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

О МАТРИЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ РАБОТНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

The article describes problems and categorizes is matrix-functional coordination of participation of the subjects in control of economical behavior of the workers on a labour market.

Для эффективного воздействия, а значит и для эффективного управления экономическим поведением работника на рынке труда структура субъекта управления должна копировать структуру объекта, расчленять его на уровни и тем самым обеспечивать гармоничное единство с объектом. Это связано с тем, что объект управления всегда лимитирует действия субъекта.

Помимо работника и работодателя в управлении экономическим поведением в той или иной степени участвуют самые разнообразные субъекты всех уровней: государственных, корпоративных, частных и общественных структур. Их цели, интересы и действия часто сталкиваются и пересекаются, что требует не просто конкретной, разовой координации, но постоянной и комплексной системы саморегулирования их взаимодействия.

Основные субъекты управления должны классифицироваться на основе «вертикального» и «горизонтального» членения субъекта управления. Наиболее эффективной конструкцией такой системы могла бы стать иерархически выстроенная по уровням федерального, регионального и муниципального управления система государственных, корпоративных, частных и общественных организаций - полисубъектная пирамида. Полисубъектность проявляется в наличии широкого круга субъектов управления, в той или иной степени участвующих или заинтересованных в результатах процесса управления.

Предлагаемая конструкция представляет собой многогранную пирамиду, состоящую из двух сред, которые в совокупности уровней соответствуют федеральному, региональному и муниципальному уровням, уровню корпораций и личностных факторов. Первые три уровня составляют макросреду, последние два - микросреду стратегий экономического поведения работников на рынке труда. Естественно, непосредственное воздействие на стратегию работника осуществляется на уровне микросреды, но правовая среда, организационные, финансовые и социальные условия воздействия в значительной степени формируются на уровне макросреды. Наиболее полное представление содержания,

© О. С. Елкина, 2007

конкретного наполнения процессов и процедур управления экономическим поведением работников на рынке труда определяется составом функций, выполняемых участвующими в нем субъектами.

Государству на федеральном уровне присущи функции разработки и принятия законов, постановлений правительства, инструкций и других нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения, оперативное управление социальнотрудовыми процессами в Федерации. Поэтому на федеральном уровне субъектами управления выступают:

- государственные органы: Федеральное собрание, правительство РФ, верховные судебные органы;

- работодатели: отраслевые министерства, ассоциации, союзы работодателей, объединения предприятий;

- общественные организации: творческие союзы, центральные органы управления общественных организаций, советы правления профсоюзов, центральные органы религиозных конфессий;

- органы социального управления: образовательные организации, фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования), центральные правления банков.

Субъектами Федерации принимаются законодательные и другие нормативные акты, регулирующие процессы формирования и реализации трудового потенциала, социально-трудовых отношений, используемые с четом специфики или для регулирования социальных процессов с учетом задач региона, осуществляющие оперативное управление социальнотрудовыми процессами в регионе. Поэтому на уровне субъектов Федерации субъектами управления выступают:

- областная дума, представитель президента, губернаторство, правительство области;

- работодатели: областные министерства, ассоциации, союзы работодателей, объединения предприятий;

- общественные организации: областные творческие союзы, областные органы управления общественных организаций советы правления профсоюзов, областные органы религиозных конфессий;

- органы социального управления: региональные образовательные организации, фонды (социального страхования,

медицинского страхования), региональные правления банков.

Муниципальные органы управления принимают нормативные акты местного значения и осуществляют оперативное управление социальными процессами в области трудовых отношений. Поэтому на муниципальном уровне субъектами управления выступают:

- городской совет, мэр, администрация города, городские судебные органы;

- работодатели: городские предприятия, подчиненные министерствам области, городские ассоциации, союзы работодателей, объединения предприятий;

- общественные организации: городские творческие союзы, городские органы управления общественных организаций, городские советы правления профсоюзов, городские органы религиозных конфессий;

- органы социального управления: муниципальные образовательные организации, фонды (социального страхования, медицинского страхования), центральные правления банков.

В нашу схему введены общественные организации. Это связано с тем, что профсоюзные органы, советы ветеранов, молодых специалистов содействуют повышению трудовой и творческой активности, способствуют развитию личности, осуществляют регулирование социальнотрудовых отношений посредством согласования нормативных документов, обеспечивают формирование и деятельность общественных комиссий, советов по различным направлениям деятельности.

Корпорации выделены в отдельный уровень субъекта управления в связи с тем, что организации исполняют внутренние нормативные акты (коллективный договор, решения собрания акционеров, конференций коллектива, приказы руководства); управляют процессами формирования и развития трудового потенциала, трудовыми отношениями посредством деятельности функциональных служб. Кроме того, как известно, именно корпорации формируют ограничения, действующие со стороны спроса на труд.

Личностные факторы выступают в качестве ресурсных ограничений работника. Субъект не является структурноорганизованной социальной общностью, однако он выполняет функции руководства и воздействует на объект с целью

перевода его в новое состояние. Личностные факторы раскрывают жизненный ресурс и личностную ситуацию индивида, определяют степень свободы действий. Так, например, семья обеспечивает формирование общетрудовых установок, выбор профессии, приобретение трудовых навыков, передачу жизненного опыта, соответствие уровня жизни условиям трудовой деятельности.

Человеку как субъекту управления собственной стратегий экономического поведения присущи определенные направления собственной деятельности и развития, формирование и развитие интеллектуального и трудового потенциала в соответствии с индивидуальными особенностями личности (обучаемостью, выбором профессии и т. д.). Следовательно, эти факторы обуславливают и ограничивают выбор, совершаемый человеком, а значит, воздействуют на объект.

Субъекта управления можно структурировать следующим образом:

- социально-демографические характеристики: субъектом управления здесь выступают семья, человек;

- доступ к более доходному использованию имеющихся ресурсов: органы, аккумулирующие информацию, такие как средства массовой информации, службы занятости, кадровые агентства, семья, дружеское и профессиональное окружение, учебные заведения и т. д.;

- источники получения дохода: субъектами управления выступают корпорации, пенсионная система государства, семья, органы социального обеспечения и т. д.;

- факторы досуга: субъектом управления выступает семья, социальное окружение индивида, средства массовой информации, человек;

- целевые ориентиры: субъектом управления выступает семья, социальное окружение индивида, средства массовой информации, человек и т. д.

Таким образом, субъект управления структурирован по различным направлениям ресурсных ограничений. Кроме приведенной структуризации, организационно данный субъект может быть представлен и органами управления уровней макро- и микросреды.

Здесь необходимо отметить широкий спектр разнообразных, часто противоречивых интересов субъектов, в ряде случаев

вступающих между собой в открытые или латентные противоречия. Иначе и не может быть, поскольку в рыночных условиях именно в этих противоречиях реализуется действие такого эффективного рычага повышения динамичности и наполнения содержанием всех процессов, как конкуренция. На рынке труда только конкуренция между работниками по поводу производительности, качества, инициативности, между работодателями по поводу оплаты, содержания, условий труда, между другими субъектами управления стратегиями экономического поведения по поводу реализации их целевых функций может обеспечить принципиально и качественно новый уровень построения трудовых отношений и установления равновесия на рынке труда.

Но такая конкуренция не должна противоречить возможности построения единого, скоординированного процесса управления экономическим поведением работников, а значит не только допускать, но и предопределять организацию специфической системы управления.

Построение полисубъектной пирамиды управления экономическим поведением работников на рынке труда позволяет перейти к функциональному оснащению содержания процесса управления ими. Прежде всего, это необходимо сделать с целью наиболее полного выявления и моделирования самого процесса в сферах пересечения интересов и действий участвующих в нем субъектов. Наиболее эффективной моделью решения такой задачи могла бы стать функциональная матрица субъектов управления стратегиями экономического поведения работников.

Построение этой матрицы, состав субъектов и содержание функций существенно дифференцируются по уровням полисубъектной пирамиды, что вызывает необходимость разработки самостоятельных систем для каждого уровня.

На федеральном уровне такая матрица будет отражать стратегические, концептуальные, законодательные процессы и формы взаимодействия, например, такие как совершенствование и развитие трудового законодательства, приведение его в соответствие с рыночными принципами; построение новой концепции трудовых отношений; реорганизация системы общего и профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квали-

фикации работников; перестройка системы трудового страхования; проведение пенсионной реформы; обеспечение эффективных социальных гарантий.

Само содержание деятельности и взаимодействия субъектов на этом уровне носит фундаментальный для последующего процесса характер (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Функциональная матрица субъектов управления стратегиями экономического поведения

на федеральном уровне

Субъекты управления Функции

Федеральное собрание (Государственная Дума, Совет Федерации) Разработка и принятие федеральных законов, нормативных актов по воспроизводству и подготовке трудовых ресурсов, воспитанию и образованию молодежи, охраны материнства и детства, молодежной политике; в области социальнотрудовых отношений, законодательной базы развития производства, налоговой политики, политики занятости; в сфере социального и пенсионного обеспечения, улучшения социально-бытовых условий, защиты старости, охраны здоровья; создания альтернативной пенсионной системы. Разработка нормативных актов для реализации программ развития рынка труда, исходя из государственных целей его развития и на основе сегментирования рынка посредством стратегий экономического поведения работников. Разработка нормативных актов, стимулирующих развитие таких сфер приложения труда, которые соответствуют государственным целям развития рынка труда. Разработка нормативных актов, стимулирующих реализацию стратегий экономического поведения работников, соответствующих государственным целям состояния рынка труда. Законодательная координация направления развития рынка труда. Утверждение бюджета на эти цели

Федеральное правительство Разработка и реализация программ, планов и мероприятий по воспроизводству и подготовке трудовых ресурсов, образованию и воспитанию молодежи, молодежной политике, охране материнства и детства; в области развития производства, предпринимательства, обеспечения занятости, совершенствования социальнотрудовых отношений, подготовки и повышения квалификации, охраны труда и т. д. Обеспечение необходимого жизненного уровня, социально-бытового и медицинского обслуживания, разработка федеральных программ, направленных на обеспечение старости. Разработка и реализация программ стратегического развития рынка труда. Формирование позитивного отношения к предприятиям. Формирование сегментов приложения труда, соответствующих стратегии развития рынка труда и соответствующих развитию определенных стратегий экономического поведения работников. Координация развития рынка труда. Разработка, реализация и координация программ стимулирования развития определенных стратегий экономического поведения в определенных отраслях, определенной территории

Центральные банки (государственные и коммерческие) Финансирование программ, планов по воспроизводству и подготовке трудовых ресурсов, образованию и воспитанию молодежи, молодежной политике, охране материнства и детства. Финансирование программ, планов развития производства, реализация инвестиционных проектов, кредитование предприятий и организаций, обеспечение выплаты заработной платы. Организация сбережений, финансирование программ социальной помощи и поддержки. Финансирование программ стратегического развития рынка труда. Финансирование образования сегментов приложения труда, соответствующих целям развития рынка труда. Финансирование программ по достижению определенных показателей с целью реализации стратегий экономического поведения, соответствующих государственным целям развития рынка труда

Пенсионный фонд РФ Развитие системы пенсионного страхования. Формирование и реализация персонифицированного учета пенсионных взносов работающих. Организация системы пенсионного обеспечения и выплат пенсий. Содействие возможности реализации стратегий экономического поведения работников трудоспособного возраста

Окончание табл. 1

Субъекты управления Функции

Советы профсоюзов (федеральные и отраслевые) Содействие воспитанию и образованию молодежи. Организация досуга и отдыха. Финансирование этих программ за счет профсоюзов. Регулирование социально-трудовых отношений через трехсторонние соглашения между правительством, работодателями и профсоюзами. Защита интересов работников через систему коллективных договоров и соглашений. Участие в разработке законодательных и нормативных актов в сфере социального и пенсионного обеспечения. Содействие в организации досуга пенсионеров и улучшения их социально-бытовых условий с использованием средств профсоюзов на эти цели. Содействие развитию действий, направленных на увеличение потенциальных возможностей повышения или стабилизации благосостояния, расширение уровня доступа к более прибыльному приложению труда, способствующих расширению его потенциальной сферы

Общественные организации, творческие союзы Содействие воспитанию и образованию молодежи. Профессиональная подготовка, привлечение молодежи к художественному и техническому творчеству. Содействие повышению профессионального уровня, квалификации работников, развитию творческих способностей. Защита их интересов. Координация работы общественных организаций на местах по оказанию помощи работникам, ветеранам труда. Содействие развитию действий, направленных на увеличение потенциальных возможностей повышения или стабилизации благосостояния, расширение уровня доступа к более прибыльному приложению труда, способствующих расширению его потенциальной сферы

Конфессии (церковь и другие религиозные организации) Воспитание молодежи, привитие работникам нравственных и моральных ценностей, помощь в организации специальных образовательных учреждений, приютов. Содействие в разрешении социально-трудовых конфликтов, создание в обществе атмосферы уважения к честному труду. Моральная поддержка работников, содействие развитию социальных программ по сохранению здоровья, улучшению социально-бытовых условий и материального положения работников. Привитие ценностей, ориентированных на стратегии экономического поведения работников, соответствующие государственным целям развития рынка труда

Субъекты и функции управления экономическим поведением работников на рынке труда на региональном и местном уровнях представлены в функциональной матрице в табл. 2. В этой матрице на основе законода-

тельных, исполнительных и отраслевых нормативных актов федерального значения представлена деятельность субъектов на последующем уровне управления.

Т а б л и ц а 2

Функциональная матрица субъектов управления стратегиями экономического поведения на региональном и муниципальном уровне

Субъекты управления Функции

Законодательные органы (Совет депутатов) Разработка и принятие нормативных актов по воспроизводству и подготовке трудовых ресурсов; местных нормативных актов, способствующих развитию производства, новых рабочих мест, созданию нормальных социально-бытовых условий работников. Разработка и принятие нормативных документов в области социального обеспечения. Разработка нормативных актов для реализации программ стратегического развития регионального рынка труда. Утверждение бюджета на эти цели. Разработка нормативных актов, стимулирующих развитие таких сфер приложения труда, которые соответствуют региональным целям развития рынка труда в рамках государственных целей его развития. Разработка нормативных актов, стимулирующих реализацию стратегий экономического поведения работников, соответствующих региональным целям состояния рынка труда. Законодательная координация направления развития регионального рынка труда

Окончание табл. 2

Субъекты управления Функции

Исполнительные органы (администрация) Подготовка и реализация региональных программ (планов) воспроизводства и подготовки трудовых ресурсов. Решение текущих и перспективных вопросов в этой области. Подготовка и реализация программ развития производства, создания новых рабочих мест, занятости, содействие предприятиям в развитии производства. Решение социальнобытовых вопросов работников. Разработка и реализация программ социального обеспечения. Разработка и реализация программ стратегического развития регионального рынка труда. Формирование сегментов приложения труда, соответствующих стратегии развития рынка труда и развитию определенных стратегий экономического поведения работников. Координация развития регионального рынка труда. Разработка, реализация и координация программ стимулирования развития определенных стратегий экономического поведения в определенных отраслях

Городские предприятия, подчиненные министерствам области, городские ассоциации, союзы работодателей, объединения предприятий Подготовка и реализация системы целевой подготовки кадров. Обеспечение стабильной работы предприятий, развитие производства и повышение его эффективности. Повышение социального статуса предприятия. Разработка и реализация программ дополнительного пенсионного страхования, материального и социального обеспечения. Формирование позитивного отношения к предприятиям. Формирование сегментов, соответствующих стратегии развития рынка труда

Центр занятости Подготовка и реализация программ занятости, финансирование программ, обучение профессиям, необходимым в регионах. Разработка и реализация программы занятости населения, содействие созданию новых рабочих мест в регионе. Содействие занятости пенсионеров и созданию для них рабочих мест. Подготовка и реализация программ, направленных на увеличение действий, способствующих достижению, поддержанию и улучшению качества труда для определенного рабочего места. Подготовка и реализация программ, направленных на увеличение действий, способствующих расширению потенциальной сферы приложения труда. Реализация программ по подготовке работников для занятия сегментов рынка труда в соответствии с принятой стратегией его развития

Учебные заведения Реализация совместно с предприятиями и организациями системы целевой подготовки кадров. Воспитательная работа с учащимися. Осуществление контроля над адаптацией и профессиональным ростом выпускников. Привлечение ветеранов труда для воспитательной и профессиональной работы с учащимися. Реализация программ по увеличению действий, направленных на достижение, поддержание и улучшение качества труда для определенного рабочего места. Реализация программ по расширению потенциальной сферы приложения труда

Медицинские учреждения Реализация мероприятий по охране здоровья. Медицинское обслуживание. Реализация мероприятий по охране здоровья работников предприятий и организаций региона, их медицинское обслуживание. Поддержание действия личностных факторов.

Общественные организации, профсоюзы, союзы ветеранов, молодежные организации и т. д. Воспитательная работа с молодежью, организация досуга работников. Содействие эффективному производству и социальнобытовому обустройству работников через коллективные договор и воспитательную работу. Стимулирование повышения жизненной активности личности

Как видно из приведенных в матрице функций, по мере приближения к самому объекту управления управление экономическим поведением приобретает более конкретный характер с учетом специфики региона. Субъекты и функции управления

экономическим поведением работников на рынке труда на уровне микросреды представлены в функциональной матрице в табл. 3. В этой матрице представлена деятельность субъектов на последующем уровне управления.

Т а б л и ц а 3

Функциональная матрица субъектов управления стратегиями экономического поведения на уровне микросреды

Субъекты управления Функции

Предприятия, организации Подготовка и реализация системы целевой подготовки кадров для обеспечения выполнения производственных планов, преемственности в работе. Обеспечение стабильной работы предприятия, развитие производства и повышение его эффективности. Повышение социального статуса предприятия, жизненного уровня работников, достигших высокой мотивации труда. Разработка и реализация программ дополнительного пенсионного, материального, социального и медицинского обеспечения работников. Оказание финансовой поддержки учебным заведениям. Формирование дохода работника. Содействие развитию действий, способствующих достижению, поддержанию и улучшению качества труда для определенного рабочего места. Стимулирование ориентации на сложный труд. Содействие развитию действий, способствующих увеличению потенциальных возможностей повышения или стабилизации благосостояния, расширению уровня доступа к более прибыльному приложению труда

Финансово- банковские структуры Подготовка и реализация программ подготовки специалистов для своих нужд в регионе. Обеспечение финансовой помощи поддержки учебных заведений, финансовое содействие развитию производства и социальной сферы. Формирование дохода работника

Семья Планирование и развитие семьи. Развитие трудовых навыков детей. Влияние на выбор профессии. Создание нормального микроклимата, способствующего эффективной работе, содействие физическому, духовному и интеллектуальному развитию членов семьи. Моральная и физическая поддержка людей, создание нормальной обстановки в семье. Влияние на трудовую ситуацию человека. Влияние на доступ к информации о возможном трудоустройстве. Влияние на личностные факторы

Работник Подготовка к труду, освоение трудовых навыков. Физическое и духовное развитие личности. Выбор профессии. Профессиональное совершенствование и саморазвитие, здоровый образ жизни, интеллектуальное и духовное развитие. Сохранение жизненной активности, самостоятельного социально-бытового обеспечения. Влияние на трудовую ситуацию. Формирование отношения к досугу. Формирование целевых ориентиров. Формирование отношения к сферам приложения труда. Формирование действий, способствующих увеличению потенциальных возможностей повышения или стабилизации благосостояния, расширению уровня доступа к более прибыльному приложению труда. Формирование действий, способствующих расширению потенциальной сферы приложения труда. Формирование действий, способствующих достижению, поддержанию и улучшению качества труда для определенного рабочего места. Формирование отношения к информации, правовой культуре, каналам трудоустройства. Формирование ориентации на труд определенной сложности. Формирование ориентации на определенную продолжительность занятости. Формирование долгосрочных целей. Определение типа реализуемой стратегии экономического поведения на рынке труда

Средства массовой информации, службы занятости, кадровые агентства, учебные заведения и т. д. Формирование доступа к информации, доверия к ней. Содействие занятости. Влияние на доступ к более эффективному использованию имеющихся ресурсов. Формирование целевых ориентиров

Социальное окружение работника Формирование доступа к информации. Влияние на формирование целевых ориентиров, отношения к досугу

Содержание деятельности субъектов управления стратегиями экономического поведения должно постоянно видоизменяться, корректироваться, в зависимости от

социально-экономической стратегии общественного развития, интересов отрасли, региона, предприятия и самого человека, а также от уровня эффективности управлен-

ческого воздействия с целью достижения конкретных практических результатов.

Решение задач управления экономическим поведением работников приобретает особое значение для социально-экономического развития муниципального образования, организации и ее работников, в условиях формирования и функционирования градообразующего предприятия. В этих условиях налоговые поступления предприятия являются основным источником его наполнения. Само предприятия -основным источником дохода для основной массы работников города. С другой стороны, эффективная, прибыльная работа градообразующего предприятия непосредственно зависит от решения социальных вопросов, обеспечивающих воспроизводство трудового потенциала, таких как формирование и развитие трудовых ресурсов, оптимальных условий проживания, воспитания, обучения и профессиональной ориентации работников, организация досуга, социальное обеспечение и т. д. Решение этих вопросов во многом определяет качество жизни населения и являются важнейшим фактором возможности реализации стратегии экономического поведения.

В этой связи особое значение приобретает деятельность различных координирующих органов, которые реализуют задачи управления стратегиями экономического поведения работников с учетом специфики развития региона.

В качестве примера рассмотрим основы эффективного взаимодействия предприятий и органов муниципального управления, которое может быть выстроено следующим образом:

- формирование совместно с администрацией города и советом депутатов ос-

новных направлений стратегического развития рынка труда;

- определение более эффективного вложения финансовых и материальных ресурсов на основе взаимных интересов предприятий и региона для достижения целей стратегического развития рынка труда;

- координация деятельности городских служб и служб предприятий в вопросах развития города и предприятий в целях формирования определенных сегментов экономического поведения работников на рынке труда;

- координация и кооперация деятельности предприятий и организаций, городской и региональной администрации по созданию и развитию сегментов рынка труда, соответствующих стратегическому развитию рынка труда.

Должна быть построена система взаимодействия совета директоров предприятий и региональной и городской администрации, депутатского корпуса, основанная на принципах конструктивного сотрудничества в решении задач формирования условий для реализации определенных типов стратегий экономического поведения работников, поскольку это одинаково важно как для региона, так и для самих предприятий.

Обеспечение воспроизводства и формирование трудового потенциала составляет основу деятельности службы персонала современного предприятия. Реализация этих задач невозможна без активного сотрудничества с муниципальными и региональными органами управления. Это взаимодействие должно строиться на принципах партнерства и взаимной заинтересованности в решении вопросов. Пример такого взаимодействия представлен в таблице 4.

Т а б л и ц а 4

Направления взаимодействия субъектов управления на муниципальном уровне и службы персонала корпораций, действующих на уровне микросреды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организации, службы, должностные лица Направления взаимодействия

Глава администрации, его заместители, начальник управления службы персонала Решение стратегических, наиболее важных и принципиальных вопросов развития рынка труда в отношении структуры реализуемых стратегий экономического поведения работников. Планирование качества трудовых ресурсов, воспроизводства и подготовки кадров. Решение вопросов социальной напряженности в регионе. Развитие наиболее приоритетных сегментов рынка труда в виде стратегий экономического поведения работников

Окончание табл. 4

Организации, службы, должностные лица Направления взаимодействия

Глава администрации, заместитель главы администрации по образованию, культуре и спорту, школы, учебные заведения, советы ветеранов Реализация системы целевой подготовки, профориентационная работа, шефская работа и оказание технической помощи, социально-психологическая диагностика и социологические исследования, создание и работа специализированных школ, классов, учебно-методическая деятельность, воспитательная работа

Заместитель главы администрации по социальным вопросам, отделы социального обеспечения, советы ветеранов Оказание социальной помощи, социально-бытовое обеспечение и вопросы медицинского обслуживания

Центр занятости населения Подготовка и переобучение кадров, обмен информацией о наличии свободных рабочих мест и трудоустройству, информация о возможном увольнении с предприятий, подготовка аналитических материалов по рынку труда. Обеспечение информацией о потоках перемещения и распределения рабочей силы на основе информации о реализуемых стратегиях. Прогнозирование распределения этих потоков. Выявление резервов трудовой, профессиональной, творческой активности и инициативы. Диагностика в отношении реализуемых стратегий экономического поведения. Разработка методик по диагностике качественного потенциала работников

Заместитель главы администрации по экономике, плановый отдел администрации Планирование потребности в трудовых ресурсах, подготовка и представление в администрацию годовых отчетов и прогнозных показателей, подготовка целевых программ и раздела плана социально-экономического развития региона, обучение работников по вопросам экономики и управления. Прогнозирование распределения потоков перемещения молодежи в структуре образования, и состояния сфер приложения труда

Заместитель главы администрации по вопросам работы с молодежью Работа с молодежью по месту жительства, организация работы детских клубов, кружков технического творчества

Собственно матрично-функциональная координация участия субъектов в управлении экономическим поведением работников отражает только статику их намерений и договоренностей в самом общем виде. Для того чтобы реально вос-

произвести весь этот процесс, необходимо построить последовательности, алгоритмы, процедуры такого взаимодействия, т. е. механизм соучастия субъектов в управлении экономическим поведением работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.