УДК 331.34
моделирование организационного
механизма рынка труда
инвестиционно привлекательного
региона как условие повышения
конкурентоспособности человеческих ресурсов
е. е. пономаренко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: kubuniver2009@yandex. ru А. Н. МОЛОЧНИКОВ,
аспирант кафедры прикладной экономики и управления персоналом E-mail: 007@mail. ruban. ru Кубанский государственный университет
В статье раскрывается необходимость моделирования организационного механизма рынка труда региона с инвестиционным статусом. Исследованы вопросы институционального оформления факторов повышения конкурентоспособности человеческих ресурсов на инвестиционно привлекательных территориях в условиях посткризисной модернизации.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, инвестиционно привлекательная территория, безработица, человеческие ресурсы.
Эффективность организационного механизма рынка труда инвестиционно привлекательных территориальных образований во многом зависит от критериев, положенных в основу разрабатываемой технологии, а также от степени реальности поставленных целей и задач конкретной модели. Перечень и детализация разрабатываемого организационного механизма рынка труда обусловлена иерархическим уровнем и спецификой социально-экономического развития указанных территориальных образований. Для России в целом и инвестиционно привлекательных регионов в
частности подходы к разработке такого механизма неидентичны.
Проведем детальный анализ специфики целей и задач законодательных актов и программ содействия занятости населения. В Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998—2000 годы (постановление Правительства РФ от 24.07.1998 № 828) речь идет о формировании благоприятных условий для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий. В то же время основная цель, определяемая Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010), состоит в обеспечении полной занятости и формировании эффективной государственной системы социально-трудовой поддержки
населения. На региональном уровне цели и задачи
1 *
программ занятости существенно отличаются1 .
По мнению авторов, значимым моментом в формулировке задач по реализации организационного
1*См.: закон Краснодарского края от 27.09.2007 № 1333-К3 «О краевой целевой программе «Содействие занятости населения Краснодарского края» на 2008—2010 годы».
механизма рынка труда инвестиционно привлекательного региона должно выступать их деление на:
• комплекс мер, ориентированных на регулирование занятости лиц, находящихся на рынке труда инвестиционно привлекательного региона;
• комплекс превентивных мероприятий, направленных на снижение численности лиц, попадающих на официальный рынок труда инвестиционно привлекательного региона;
• мероприятия по укреплению экономической базы в виде крупных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства.
1 (5,2%)
3 (4,4%)
10 (26,4%)
9 (13,1%)
4 (1,8%)
5 (8,6%)
8 (7,6%)
Рис. 1. Структура спроса на рынке труда Краснодарского края в 2009 г.: 1 — руководители; 2 — специалисты высшей квалификации; 3 — специалисты средней квалификации; 4 — служащие; 5 — сфера обслуживания; 6 — квалифицированные сельскохозяйственные работники; 7 — квалифицированные рабочие; 8 — операторы; 9 — неквалифицированные рабочие; 10 — без профессии
1 (5,2%)
9 (17,3%)
3 (9,8%)
8 (14,7%)
7 (22,0%)
6 (4,5%)
Рис. 2. Структура предложения на рынке труда Краснодарского края в 2009 г.: 1 — руководители; 2 — специалисты высшей квалификации; 3 — специалисты средней квалификации; 4 — служащие; 5 — сфера обслуживания; 6 — квалифицированные сельскохозяйственные работники; 7 — квалифицированные рабочие; 8 — операторы; 9 — неквалифицированные рабочие
38 -
При изучении конъюнктуры рынка труда Краснодарского края следует учитывать не только баланс спроса и предложения рабочей силы, но и их структурное соответствие (рис. 1, 2) [7, с. 137].
Напряженность на рынке труда Краснодарского края обусловлена несоответствием профессионально-квалификационных качеств граждан, обратившихся в службы занятости, профессиональной структуре заявленных вакансий. Вместе с тем, несмотря на относительную стабильность рынка труда Краснодарского края по сравнению с другими регионами России, в социально-трудовой сфере сохраняется ряд нерешенных проблем — высокий уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ); падение занятости населения в сельских поселениях; недостаточная обеспеченность экономики края квалифицированными кадрами; старение и отток кадров из социально-экономической сферы; дефицит кадров рабочих специальностей в градостроительном комплексе; низкий уровень квалификации персонала в сфере обслуживания.
Вопросы регулирования рынка труда остаются ключевыми при создании благоприятных условий жизни населения Краснодарского края, повышении инвестиционной, туристической и рекреационной привлекательности данного региона. Еще более актуальными эти вопросы стали в связи с утверждением города Сочи местом проведения зимней Олимпиады 2014 г.
Используемый ранее аргументированный подход к формированию региональных программ, по мнению авторов, был не в полной мере реализован как на стадии разработки Программы содействия занятости населения Краснодарского края на 2005—2007 гг., так и на стадии ее реализации. Причинами сложившейся ситуации выступают: недостаточный объем финансирования и несовершенство нормативно-правовой базы в вопросах регулирования занятости населения и повышения инвестиционной привлекательности, что не позволяет в полной мере использовать ресурсный потенциал региона по предупреждению безработицы.
^ 6 (1,9%)
4 (1,5%)
5 (16,9%)
Авторы разделяют точку зрения Г. Г. Вукович о том, что особенность Программы содействия занятости населения Краснодарского края на 2005—2007 гг. заключалась в ориентации на необходимость привязки мероприятий к проектам социально-экономического развития края и его территорий. Программа содействия занятости населения Краснодарского края выступала составной частью краевых целевых программ, охватывающих различные направления экономической и социальной политики [3].
При разработке Программы содействия занятости населения Краснодарского края на 2008—2010 гг. (далее — Программа) ее ключевая цель формулировалась в более общем виде и менее конкретно. Цель Программы заключается в обеспечении защиты населения Краснодарского края от безработицы посредством содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников. Приоритетными направлениями Программы выступают:
• реализация специальных программ и осуществление социальной поддержки безработных граждан;
• совершенствование системы социального партнерства на рынке труда;
• поиск новых направлений их взаимодействия и реализация мер информационной поддержки государственной политики занятости населения;
• повышение эффективности деятельности центров занятости населения путем совершенствования технологии работы;
• улучшения качества оказания государственных услуг в области содействия занятости населения;
• развитие и повышение качества системы профессиональной подготовки безработных граждан и профессиональной ориентации населения Краснодарского края в целях обеспечения их труда и удовлетворения спроса предприятий и организаций Краснодарского края на рабочую силу;
• анализ обеспеченности организаций кадрами разного уровня профессионального образования, оценка перспективной потребности края в профессиональных кадрах.
В реализуемых программах содействия занятости населения традиционно формулируются цели в редакции обеспечения полной и эффективной занятости посредством совершенствования организации рынка труда, повышающей интенсивность движения рабочей силы и эффективность использования ресурсной базы [8, с. 15—17]. Для достижения сформулированной цели решаются следующие задачи:
1) повышение эффективности функционирования рынка труда;
2) реализация превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
3) усиление координации деятельности всех субъектов рынка труда и социальных институтов, оказывающих на него непосредственное влияние (службы занятости, государственных органов власти, образовательных учреждений профсоюзов, союзов предпринимателей, частных посредников и др.);
4) дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда.
В качестве основного подхода оптимизации программы обеспечения занятости населения целесообразно применение комплексного подхода к решению проблем занятости, но с корректировкой приоритетов, а именно:
• усиление селективной поддержки депрессивных территорий, отраслей и предприятий;
• осуществление эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу в результате ликвидационных мероприятий или реконструкции производства, снижение социальной напряженности на градообразующих предприятиях региона;
• обеспечение адресной поддержки социально незащищенных категорий населения;
• создание условий на рынке труда для достижения баланса интересов работников и работодателей;
• повышение роли социального партнерства на рынке труда.
В контексте упомянутого ключевое значение для регулирования рынка труда региона имеет структура программы обеспечения занятости населения. Ряд разделов данной программы необходим для любого уровня территориальной иерархии. Программа, по мнению авторов, должна включать ряд следующих блоков:
• оценку результатов реализации программы содействия занятости населения за предшествующий период;
- 39
Моделируемый вход
Я
Я,
• анализ сложившейся социально-экономической ситуации в регионе;
• прогноз состояния рынка труда на период
действия программы.
Достоверность расчетов прогнозируемого состояния рынка труда региона зависит от качества анализа по первым двум блокам и объективности сведений, полученных по их результатам. Все последующие блоки программы разрабатываются на базе количественных и качественных параметров, полученных в третьем блоке.
Рассмотрим эффективность программ занятости населения Краснодарского края за ряд последних лет. Для этого проанализируем показатели программ занятости населения Краснодарского края на этапе их разработки и фактически полученные показатели. Корректность прогнозов существенно повышается. Так, если в 2006 г. ошибка прогнозируемых показателей, характеризующих региональный рынок труда, оценивалась от 15 до 25 %, то в 2009 г. указанная ошибка колебалась в интервале от 5 до 10 %. Вместе с тем наряду с предложенными разделами в структуре программ содействия занятости населения целесообразно ввести раздел о разработке мер регулирования рынка труда региона на прогнозируемый период. Структура подразделов данного раздела программы зависит от специфики и уровня иерархии территориального образования. По мнению авторов, программа содействия занятости населения должна содержать разделы информационного, нормативно-правового и финансового обеспечения реализации программы. Необходим раздел, характеризующий эффективность деятельности служб занятости региона. Уровень детализации разделов целесообразно связывать со спецификой территориального образования, для которого разрабатывается программа.
Наиболее качественный анализ состояния и тенденций социально-экономического развития Краснодарского края, а также государственной политики на рынке труда инвестиционно привлекательного региона представлен в Программе, разработанной на период
40 -
2008—2010 гг., а также ведомственной целевой программе «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края на 2009 год», утвержденной постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 157. В программах рассмотрены направления активной политики занятости с пошаговым разделением мер по предупреждению безработицы и по содействию занятости неработающего населения.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что во всех анализируемых программах содействия занятос-
Z2,•■■ , 2п
*
I,, 1,2, /3, .., 1п
+
Я1, , Яп
Корреспондирование
Нп
II
Сравнение АМ,, АМп с Я,, Яп
Перераспределение средств X
я
я ч я »о и
а
Корреспондирование
Сравнение Р,, Р2, Рп с Zl, Zn
Сравнение Рс 2
Выход из модели
Я
я ч я »о и
а
я
я ч я »о и
а
Корреспондирование
Примечание. На схеме обозначены: сплошной линией — информационный вектор о корреспондировании с целью; прерывистой линией — информационный вектор дисфункции.
Рис. 3. Модель организационного механизма регулирования рынка труда инвестиционно привлекательного региона: I — блок формирования цели;
II — блок координации использования и перераспределению ресурсов;
III — блок мониторинга
I
ти населения Краснодарского края отсутствует определение элементов системы регулирования регионального рынка труда: объекта, субъекта и самого механизма регулирования рынка труда, т. е. механизма реализации мероприятий по стабилизации ситуации на региональных рынках труда, что минимизирует эффективность реализации данных программ.
Авторы считают целесообразным осуществлять разработку региональных программ содействия занятости населения на основе системно-функционального подхода с применением моделирования организационного механизма регулирования состояния рынка труда инвестиционно привлекательного региона. Предлагаемая авторами модель организационного механизма регулирования рынка труда инвестиционно привлекательного региона состоит из трех блоков: блок I — блок формирования цели; блок II — блок координации использования и перераспределения ресурсов; блок III — блок мониторинга (рис. 3).
В блоке I — осуществляется формирование цели на базе данных проведенного анализа инвестиционной ситуации. В регионе определяется цель (2 регулирования рынка труда региона, а также функциональные задачи муниципалитетов (2Х, 2п), устанавливаются оценочные инди-
каторы деятельности !2,..., /), определяются достаточные для реализации задач трудовые, финансовые, материальные и другие виды ресурсов
Оценочные индикаторы деятельности обусловливаются спецификой установленной цели. В качестве индикаторов правомерно применять показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда региона. Следующим шагом после определения индикаторов служит разработка комплекса мероприятий, позволяющих к концу прогнозируемого периода сохранить показатели на соответствующем уровне. Очередной шаг — это расчет ресурсной базы, необходимой для реализации разработанного комплекса мероприятий. Таким образом, функциями блока I в фазе разработки программы по регулированию рынка труда региона выступают: разработка задач функционирования его отдельных компонентов; определение оценочных индикаторов и расчет ресурсной базы для реализации цели.
Обработанная в блоке I информация направляется к входам отдельных компонентов (Н1, Н2,..., Нп), в качестве которых могут фигурировать как отдельные районы и города, так и локальные территории внутри них.
В блоке II — осуществляется координация использования и перераспределения ресурсов на базе сравнительного анализа фактического использования ассигнованных для обеспечения эффективного функционирования отдельных компонентов средств (АМ1, АМ2,..., АМп), а также результатов их деятельности (Р1, Р2, Рп); информация корреспондируется с блоком I.
В блоке III — блоке мониторинга — осуществляется сравнение результатов функционирования отдельных компонентов (Р) с установленными для них целями и задачами и передает информацию в блок I — блок формирования цели для анализа эффективности функционирования и коррекции входных воздействий.
Исходя из предлагаемой авторами модели организационного механизма регулирования рынка труда, представляется необходимым создание на региональном уровне организации (структуры) по регулированию рынка труда, объединяющей представителей работодателей, профессиональных союзов, властных структур как федерального, так и регионального уровней и других общественных организаций. Данная структура будет определять оперативную цель регулирования рынка труда инвестиционно привлекательного региона и, в зависимости от складывающейся ситуации, конкретизировать ее для муниципалитетов [1, 9]. Совместно с рабочими группами в муниципалитетах формируются оценочные индикаторы функционирования локальных рынков труда, и осуществляется расчет требуемых финансовых средств для достижения поставленных подцелей с разграничением их объемов финансирования между субъектами управления [6, с. 51]. На основе первоначальной информации, поступившей от рабочих групп, осуществляется разработка программ содействия занятости населения в 64 территориальных образованиях Краснодарского края (38 районов, 26 городов). Разрабатываемые программы должны включать два раздела, соответствующие цели регулирования рынка труда региона. Традиционно они содержат:
• мероприятия, ориентированные на ограничение численности лиц, предположительно стремящихся на рынок труда региона;
• мероприятия, направленные на регулирование занятости автохтонного населения региона.
В административной структуре Краснодарского края необходимо создание аппарата, контролирующего реализацию разработанных программ, а также мониторинг соответствия запланированных расходов фактическим. При значительных откло-
- 41
нениях от запланированных темпов осуществления мероприятий информация направляется в рабочую группу, принимающую решение о перераспределении средств (ресурсов) или о поиске источников дополнительного финансирования.
Остановимся на некоторых прикладных аспектах превентивного управления занятостью населения применительно к конкретным условиям Краснодарского края.
В Программе содействия занятости населения Краснодарского края на 2005—2007 гг. в рамках раздела «Основные направления активной политики содействия занятости» выделялись следующие направления: предупреждение безработицы и содействие занятости. Первое представляет собой набор мер по превентивным действиям служб занятости в ограничении масштабов региональной безработицы, в рамках которых предусматривается шесть блоков программных мероприятий:
1) гармонизация информационного пространства рынка труда;
2) создание регионального и межтерриториального автоматизированных банков вакансий;
3) профессиональная ориентация и психологическая поддержка граждан;
4) действия службы занятости по поддержке инфраструктуры рынка труда;
5) оперативное реагирование на критические ситуации на рынке труда;
6) развитие института социального партнерства на Кубани.
Подробнее рассмотрим проблематику реализации каждого из указанных разделов программных мероприятий.
Целью первого раздела выступает оптимизация функционирования рынка труда путем информирования граждан и работодателей о ситуации, складывающейся на рынке труда, и процессах, происходящих в сфере занятости.
Ключевая цель второго блока мероприятий превентивного характера — формирование регионального и межтерриториального банков имеющихся вакансий. Среди проблем, оказывающих негативное влияние на использование банка вакансий, следует отметить: отсутствие жилья; низкую заработную плату; высокие требования работодателей к профессиональным и личностным компетенциям работников.
Цель блока профессиональной ориентации и психологической поддержки состоит в обоснованности выбора вида профессиональной деятельности и форм занятости в соответствии с личными интересами и склонностями, а также с учетом пот-
42 -
ребностей рынка труда. Однако ведомственная разобщенность структур и сокращение мероприятий по повышению профессионально-квалификационного уровня специалистов-профконсультантов снижает эффективность профориентационной деятельности.
Важное значение в современных условиях придается деятельности региональных служб занятости по формированию и поддержке развитой инфраструктуры рынка труда, основными задачами которой являются: содействие населению в трудоустройстве; оказание услуг по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке и переподготовке; содействие развитию предпринимательства; формирование баланса спроса и предложения на рынке труда [2; 5].
Как было указано ранее, в 2005—2007 гг. служба занятости Краснодарского края активно создавала, поддерживала и развивала инфраструктуру рынка труда. На сегодняшний день созданы и действуют новые организационные структуры, обеспечивающие его цивилизованное функционирование: 10 молодежных бирж в различных городах и районах Кубани; 4 бизнес-центра (Краснодар, Новороссийск, Анапа и Сочи); 7 информационно-консультационных центра (Краснодар, Геленджик, Ейск, Новороссийск, Тимашевск, Анапа и Сочи); 7 учебных центров различного типа при органах службы занятости (Краснодар, Новороссийск, Ейск, Анапа, Сочи, Приморско-Ахтарский и Вы-селковский районы); 150 коммерческих организаций по содействию в трудоустройстве населения.
Инфраструктуре регионального рынка труда присущи специфические целевые установки, задачи и проблемы. Для молодежных бирж Кубани актуально увеличение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, содействие трудоустройству выпускников учебных заведений, организация трудоустройства несовершеннолетних на временную работу.
Цель деятельности бизнес-центров — стимулирование и развитие инфраструктуры, поддерживающей малый и средний бизнес Кубани. К задачам их функционирования относятся: реализация финансово-кредитной и спонсорской помощи; сопровождение предприятий в первоначальной фазе становления; обеспечение консалтинговых услуг; мотивация к расширению сферы интересов и созданию новых рабочих мест в сфере малого бизнеса [4, с. 71—72]. Сформированные при службах занятости учебные центры обязаны оперативно реагировать на потребности рынка труда инвестиционно привлекательного региона
в плане подготовки квалифицированной рабочей силы, а также предоставлять незанятому населению и безработным услуги, способствующие росту их профессиональной подготовки и многоуровневой конкурентоспособности. Коммерческие учреждения оказывают содействие в трудоустройстве граждан посредством совершенствования кадровой политики и целенаправленного сотрудничества с отечественными и иностранными инвесторами в целях сбора оперативной информации о вакантных рабочих местах.
Целью раздела оперативного реагирования при критических ситуациях на рынке труда служит организация мероприятий по предотвращению массовых сокращений работников с предприятий региона. К находящимся под угрозой массового увольнения относятся следующие работники:
• в отношении которых работодателем в установленном ТК РФ порядке введен режим неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя);
• находящиеся в простое (временной приостановке работ);
• находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;
• в отношении которых реализуются мероприятия по высвобождению.
В муниципалитетах организованы комиссии или координационные комитеты содействия занятости населения, задачами которых являются: регулирование критических ситуаций на рынке труда; интеграция органов исполнительной и законодательной власти, профессиональных союзов и работодателей в кризисных обстоятельствах на рынке труда; реализация мероприятий по снижению уровня безработицы в Краснодарском крае.
Раздел развития института социального партнерства посвящен технологиям повышения эффективности координации действий в сфере занятости населения органов законодательной и исполнительной власти, работодателей, профсоюзов и органов службы занятости. Такое взаимодействие осуществляется через: участие в реализации целевых, региональных и местных программ развития; участие в работе координационных комитетов, советов, межведомственных комиссий и отраслевых соглашений.
В настоящее время, по мнению авторов, необходимо активизировать работу служб занятости населения Краснодарского края, для чего привлечь следующие структуры:
• краевой и территориальные координационные комитеты по содействию занятости населения в Краснодарском крае;
• коллегию уполномоченных государственных представителей по вопросу ускоренного порядка применения процедур банкротства;
• межведомственный совет по проблемам социально-демографического развития Краснодарского края;
• межведомственную комиссию по организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков, молодежи в летний период на Кубани;
• координационный совет по профессиональной подготовке рабочих кадров для промышленности Краснодарского края;
• администрации городов и районов Кубани. На сегодняшний день наиболее проблемными
направлениями деятельности служб занятости населения являются: недостаточно высокий уровень представительства в координационных комитетах по содействию занятости и профессиональной подготовке рабочих кадров со стороны работодателей из реального сектора экономики, выступающих потребителями основного количества рабочей силы; ограниченность средств государственного фонда поддержки малого предпринимательства; неэффективность деятельности краевого, городских и районных объединений работодателей.
По мнению авторов, содействие занятости населения целесообразно акцентировать на мерах по социальной поддержке безработных. В посткризисных условиях затруднено финансирование превентивных мероприятий по предупреждению безработицы на Кубани, поскольку переподготовка высвобождаемых работников сопровождается в настоящее время ограничением в финансировании некоторых социально-трудовых программ, таких как краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2009—2012 годы», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.03.2009 № 150.
Формализованный авторами и изложенный ранее механизм регулирования регионального рынка труда позволит более корректно регулировать процессы формирования и использования трудового потенциала Краснодарского края. Эффективное функционирование указанного механизма предполагает тесную взаимосвязь работы региональных органов регулирования с предприятиями и организациями, расположенными на территории Кубани. Трудно не согласиться с Г. Г. Вукович в том, что упреждающее регулирование занятости населения в действующих в настоящее время законодательных
43
условиях невозможно без активного участия территориальных органов власти в финансировании мероприятий, направленных на смягчение ситуации на рынке труда Краснодарского края как инвестиционно привлекательного региона путем сдерживания высвобождения работников местных предприятий. При этом целесообразно использовать селективный подход к регулированию занятости в отдельных депрессивных отраслях, на отдельных территориях региона с либо трудоизбыточным, либо трудоде-фицитным статусом и для ряда наиболее уязвимых на этапе посткризисной фазы развития категорий населения Кубани [3, с. 378].
Глобальный финансово-экономический кризис негативно повлиял на ситуацию на региональных рынках труда. Условия, при которых разрабатывался Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», значительно отличались от существующих как по социальной конъюнктуре, так и по состоянию экономики России. По мнению авторов, ряд поправок, внесенных в закон, некорректен. Эскалация кризисных флуктуаций дестабилизировала ситуацию с занятостью населения на всех иерархических уровнях, повысив уровень официально регистрируемой безработицы и увеличив невыплаты в фонд занятости. Часть территориальных образований не обеспечивалась ресурсами не только на проведение эффективной политики в сфере занятости, но и на выплату пособий безработным.
Итак, в посткризисных условиях ключевой задачей остается разработка конструктивных подходов к решению проблемы безработицы на базе совершенствования действующих нормативно-законодательных актов по вопросам занятости населения. Полагаем, что если законодательство по вопросам занятости не обновлять, то безработица значительно превысит естественный уровень. Некорректность действующей редакции Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в
Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010), по мнению авторов, заключена в том, что данный закон регулирует не занятость населения, а уровень официальной безработицы. При регулировании занятости населения, по мнению авторов, необходимы нормативно-правовые акты, защищающие интересы трудящегося населения, поскольку они способствуют разработке и реализации мер превентивного характера, направленных на снижение уровня безработицы на инвестиционно привлекательных рынках труда.
Список литературы
1. Аверьянов Ю, Калашникова И. Регулирование занятости с точки зрения теории // Человек и труд. 2005. № 5. С. 54-57.
2. ВуковичГ. Г., Боговиз А. В. Эколого-террито-риальное воздействие на формирование рынка труда // Предпринимательство. 2009. № 7. С. 42-47.
3. Вукович Г. Г. Региональный рынок труда: факторный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 376-382.
4. Вукович Г. Г. Теоретико-методологический анализ кадровой политики экономических систем // Человек и труд. 2009. № 8. С. 71—72.
5. Вукович Г. Г., Гостяева И. Н. Повышение мотивации к труду на основе управления трудовым поведением работников // Человек и труд. 2009. № 12. С. 62—65.
6. Капелюшников Р. И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики. 2006. № 10. С. 50—53.
7. Кубань в цифрах. Официальное издание. Краснодар, 2010. С. 136—142.
8. Назарова У., Игнатьева Е. Региональный рынок труда и его регулирование // Экономика и управление. 2005. № 1. С. 15—17.
9. Рязанцев С. В. Безработица и новые формы занятости населения на Северном Кавказе // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 84—87.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected] НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность