Научная статья на тему 'О ЛИШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАГРАД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТМЕНЕ РЕШЕНИЙ О НАГРАЖДЕНИИ'

О ЛИШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАГРАД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТМЕНЕ РЕШЕНИЙ О НАГРАЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
29
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАГРАДЫ СУБЪЕКТОВ РФ / ЗАСЛУГА / ПОДВИГ / ЛИШЕНИЕ НАГРАДЫ / ОТМЕНА РЕШЕНИЯ О НАГРАЖДЕНИИ / ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров В. А.

Статья посвящена осмыслению стадий российского наградного процесса, касающихся лишения наград государства (государственных наград и наград государственных органов), а также отмены решения о награждении в случае установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению. Цель исследования - рассмотрение через призму норм Конституции РФ и применительно к требованиям Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099, вопросов использования в наградном законодательстве Российской Федерации и субъектов РФ понятий «отмена решения о награждении» и «лишение награды». Обозначены проблемы использования данных понятий в наградном законодательстве субъектов РФ. Проанализированы нормы Положения о премии Правительства РФ в области культуры, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2022 г. № 79 (с изм. от 16.05.2022). Презюмирована невозможность лишения награды государства, которой человек был удостоен на законных основаниях, независимо от каких-либо иных дальнейших жизненных ситуаций. Одновременно в качестве дискуссионной поставлена проблема сохранения за лицом, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление, высшего звания государства. Сформулированы предложения по устранению обнаруженных недостатков, которые позволят сохранить авторитет государственных наград Российской Федерации и наград субъектов РФ, а также федеральных правительственных премий на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF DEPRIVATION STATE AND GOVERNMENT AWARDS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND CANCELLATION OF AWARD DECISIONS

The article is devoted to the understanding of the stages of the Russian award process concerning the deprivation of state awards (state awards and awards of state bodies), as well as the cancellation of the award decision in case of establishing the unreliability of the information contained in the documents submitted to represent the person for the award. The purpose of the study is to consider through the prism of the norms of the Constitution of the Russian Federation and in relation to the requirements of the Regulations on State Awards of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated September 7, 2010 № 1099, the issues of the use in the award legislation of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation of the concepts of "cancellation of the award decision" and "deprivation of the award". The problems of using these concepts in the award legislation of the subjects of the Russian Federation are outlined. At the same time, the norms of the Regulations on the Award of the Government of the Russian Federation in the field of culture, approved by Decree of the Government of the Russian Federation № 79 of February 1, 2022, as amended by Decree of the Government of the Russian Federation of May 16, 2022, were analyzed. As a result of the study, the impossibility of depriving the state of the award, which a person was awarded legally, regardless of any other further life situations, is presumed. At the same time, the problem of preserving the highest rank of the state for a person who has committed a grave or especially grave crime is raised as a debatable one. In conclusion, proposals are formulated to eliminate the identified shortcomings, which will preserve the authority of the state awards of the Russian Federation and awards of the subjects of the Russian Federation, as well as federal government awards at a high level.

Текст научной работы на тему «О ЛИШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАГРАД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТМЕНЕ РЕШЕНИЙ О НАГРАЖДЕНИИ»

УДК 342.51

Б01: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/4/54-68

О ЛИШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАГРАД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТМЕНЕ РЕШЕНИЙ О НАГРАЖДЕНИИ

В. А. Винокуров

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Поступила в редакцию 28 июля 2022 г.

Аннотация: статья посвящена осмыслению стадий российского наградного процесса, касающихся лишения наград государства (государственных наград и наград государственных органов), а также отмены решения о награждении в случае установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению. Цель исследования - рассмотрение через призму норм Конституции РФ и применительно к требованиям Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099, вопросов использования в наградном законодательстве Российской Федерации и субъектов РФ понятий «отмена решения о награждении» и «лишение награды». Обозначены проблемы использования данных понятий в наградном законодательстве субъектов РФ. Проанализированы нормы Положения о премии Правительства РФ в области культуры, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2022 г. № 79 (с изм. от 16.05.2022). Презюмирована невозможность лишения награды государства, которой человек был удостоен на законных основаниях, независимо от каких-либо иных дальнейших жизненных ситуаций. Одновременно в качестве дискуссионной поставлена проблема сохранения за лицом, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление, высшего звания государства. Сформулированы предложения по устранению обнаруженных недостатков, которые позволят сохранить авторитет государственных наград Российской Федерации и наград субъектов см РФ, а также федеральных правительственных премий на высоком уровне.

Ключевые слова: Конституция РФ, государственные награды Российской Федерации, награды субъектов РФ, заслуга, подвиг, лишение награды, отмена решения о награждении, премии Правительства РФ.

CN О CN

54

Abstract: the article is devoted to the understanding of the stages of the Russian award process concerning the deprivation of state awards (state awards and awards of state bodies), as well as the cancellation of the award decision in case of establishing the unreliability of the information contained in the documents submitted to represent the person for the award. The purpose of the study is to consider through the prism of the norms of the Constitution of the Russian Federation and in relation to the requirements of the Regulations on State Awards of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated September 7, 2010 № 1099, the issues of the use in the award legislation of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation of the concepts of "cancellation of the award decision" and "deprivation of the

© Винокуров В. А., 2022

award". The problems of using these concepts in the award legislation of the subjects of the Russian Federation are outlined. At the same time, the norms of the Regulations on the Award of the Government of the Russian Federation in the field of culture, approved by Decree of the Government of the Russian Federation № 79 of February 1, 2022, as amended by Decree of the Government of the Russian Federation of May 16, 2022, were analyzed. As a result of the study, the .

impossibility of depriving the state of the award, which a person was awarded ro

legally, regardless of any other further life situations, is presumed. At the same time, the problem of preserving the highest rank of the state for a person who

has committed a grave or especially grave crime is raised as a debatable one. In p

O

conclusion, proposals are formulated to eliminate the identified shortcomings, which will preserve the authority of the state awards of the Russian Federation and awards of the subjects of the Russian Federation, as well as federal government awards at a high level.

o

л

Key words: the Constitution of the Russian Federation, state awards of the E

Russian Federation, awards of the subjects of the Russian Federation; merit, и

feat, deprivation of awards, cancellation of the award decision, awards of the s

Government of the Russian Federation. °

g

Конституция Российской Федерации1 предусматривает наличие в Q

нашей стране государственных наград Российской Федерации, которые находятся в ведении Российской Федерации (п. «с» ст. 71). Награждение е указанными государственными наградами осуществляет Президент РФ ы (п. «б» ст. 89). .

Формулировка «государственные награды Российской Федерации» не х совсем точна, на что автор уже обращал внимание2. Неудачность данной Р формулировки объясняется тем, что из ее буквального толкования, учи- д тывая некоторые другие нормы Основного закона, сложно однозначно . понять, относятся ли к вопросам Российской Федерации только государственные награды Российской Федерации или Российская Федерация вправе регулировать не только федеральные государственные награды, но и государственные награды субъектов РФ. К сомнениям в безусловной верности изложенной конституционной нормы подтолкнули некоторые положения Конституции РФ. С одной стороны, это территория Российской Федерации, которая «включает в себя территории ее субъектов,

внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над_

ними» (ч. 1 ст. 67), и это федеральные государственные стандарты, уста- 55 навливаемые Российской Федерацией (ч. 5 ст. 43), а с другой — в числе _ предметов ведения исключительно Российской Федерации находится федеральная государственная собственность, федеральная государственная служба (п. «д» и «т» ст. 71), а также государственные награды Российской Федерации (п. «с» ст. 71).

Практика пошла по пути, который предполагает, что государственные награды Российской Федерации - это только федеральные государ-

1 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru

2 См., например: Винокуров В. А. Государственное наградное право. М., 2014. С. 15-16.

Ol

CN CN О

CN

ственные награды, т. е. субъекты РФ самостоятельно решают вопросы собственных государственных наград, используя норму ст. 73 Конституции РФ.

По итогам исследования государственных наград в стране в целом предлагалось заменить в п. «с» ст. 71 Конституции РФ словосочетание «государственные награды и почетные звания Российской Федерации» более точной формулировкой: «федеральные государственные награды», в том числе с учетом того, что почетные звания Российской Федерации -не отдельные награды государства, а вид федеральных государственных наград3.

Отсутствие федерального закона, регулирующего правовые отношения в части государственных наград Российской Федерации, который должен быть принят, как это предусмотрено ч. 1 ст. 76 Конституции РФ, привело к существенному и не всегда оправданному, на наш взгляд, росту числа государственных наград в стране. Так, по состоянию на 1 июля 2022 г. в Российской Федерации насчитывается 110 видов федеральных государственных наград (без учета степеней)4, в том числе: два высших звания; восемнадцать орденов; один знак отличия ордена; девятнадцать медалей; один почетный знак; три знака отличия; шестьдесят шесть почетных званий.

На подходе еще одна государственная награда Российской Федерации — звание «Мать-героиня». Глава государства на встрече с семьями, награжденными орденом «Родительская слава», состоявшейся 1 июня 2022 г., пообещал «вернуть, как это было еще в советские времена, почетное звание "Мать-героиня"»5. Следует отметить, что в Советском Союзе почетное звание «Мать-героиня» было учреждено в 1944 г.6 В Общем положении об орденах, медалях и почетных званиях СССР7, утвержденном в 1979 г., это звание было размещено в статье, посвященной высшим степеням отличия Советского Союза. В указанное выше Положении измене-

3 См.: Винокуров В. А. Награды государства как атрибут российской государ_ственности. М., 2008. С. 39.

56 4 О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Россий-

-ской Федерации : указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 (п. 2) // Собр.

законодательства Рос. Федерации. 2010. № 37. Ст. 4643.

5 Встреча с семьями, награжденными орденом «Родительская слава» // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/68548 (дата обращения: 27.06.2022).

6 Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» : указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 37.

7 Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР : указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 28. Ст. 479.

ние в статусе награды было внесено в 1980 г.: звание «Мать-героиня» стало именоваться высшей степенью отличия — званием «Мать-героиня»8.

Самостоятельный, но часто плохо структурированный и слабо объяснимый с правовой точки зрения процесс учреждения государственных наград субъектами РФ привел к тому, что число таких наград по состоянию к середине 2022 г. превысило 1900 наименований9.

В прилагаемой к статье таблице указано количество государственных наград (наград) субъектов РФ, учрежденных (установленных) законами соответствующих субъектов РФ. Следует иметь в виду, что термины «государственные награды» и «награды» в нашем случае рассматриваются автором как синонимы, поскольку данный вид государственного поощрения определен законами субъектов РФ (за некоторыми исключениями, о которых указано в примечании к таблице).

Т а б л и ц а

КОЛИЧЕСТВО государственных наград (наград) субъектов РФ, учрежденных (установленных) законами субъектов России

№ пп № в разделе Наименование субъекта Российской Федерации Количество наград субъекта Российской Федерации

1 2 3 4

I. Республики в составе Российской Федерации

1 1 Республика Адыгея (Адыгея) 35

2 2 Республика Алтай 40

3 3 Республика Башкортостан 56

4 4 Республика Бурятия 10

5 5 Республика Дагестан 45

6 6 Республика Ингушетия 25

7 7 Кабардино-Балкарская Республика 28

8 8 Республика Калмыкия 24

9 9 Карачаево-Черкесская Республика 1

10 10 Республика Карелия 37

11 11 Республика Коми 47

12 12 Республика Крым 48

13 13 Республика Марий Эл 39

14 14 Республика Мордовия 52

15 15 Республика Саха (Якутия) 51

16 16 Республика Северная Осетия — Алания 47

17 17 Республика Татарстан (Татарстан) 56

В X X

о

у

и

О р

о

л

X

Е

а> х

о

у

£1

О

и

т

го

0

1 X

I О -1

и о £1

57

8 О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР : указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1980 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 30. Ст. 613.

9 По состоянию на 1 января 2014 г. насчитывалось 1672 наименования государственных наград субъектов РФ (см.: Винокуров В. А. Государственное наградное право. М., 2014. С. 320).

П р о д о л ж е н и е т а б л.

1 2 3 4

18 18 Республика Тыва 38

19 19 Удмуртская Республика 36

20 20 Республика Хакасия 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 21 Чеченская Республика 54 (см. примечание)

22 22 Чувашская Республика — Чувашия 44

II. Края

23 1 Алтайский 31

24 2 Забайкальский 8

25 3 Камчатский 13

26 4 Краснодарский 7

27 5 Красноярский 12

28 6 Пермский 3

29 7 Приморский 26

30 8 Ставропольский 7

31 9 Хабаровский 38

III. Области

32 1 Амурская 20

33 2 Архангельская 3

34 3 Астраханская 8

35 4 Белгородская 14

36 5 Брянская 2

37 6 Владимирская 7

38 7 Волгоградская 2

39 8 Вологодская 3

40 9 Воронежская 14

41 10 Ивановская 3

42 11 Иркутская 27

43 12 Калининградская 4

44 13 Калужская 37

45 14 Кемеровская — Кузбасс 25

46 15 Кировская 23

47 16 Костромская 30

48 17 Курганская 2

49 18 Курская 30

50 19 Ленинградская 11

51 20 Липецкая 17 (см. примечание)

52 21 Магаданская 32

53 22 Московская 33

54 23 Мурманская 11

55 24 Нижегородская 19

56 25 Новгородская 27

57 26 Новосибирская 34

58 27 Омская 10

58

О к о н ч а н и е т а б л.

1 2 3 4

59 28 Оренбургская 3

60 29 Орловская 3

61 30 Пензенская 29

62 31 Псковская 21

63 32 Ростовская 6

64 33 Рязанская 27

65 34 Самарская 44

66 35 Саратовская 1

67 36 Сахалинская 25

68 37 Свердловская 8

69 38 Смоленская 8

70 39 Тамбовская 23

71 40 Тверская 22

72 41 Томская 6

73 42 Тульская 13

74 43 Тюменская 27

75 44 Ульяновская 38

76 45 Челябинская 23

77 46 Ярославская 3

IV. Города федерального значения

78 1 Москва 8

79 2 Санкт-Петербург 3

80 3 Севастополь 38

V. Автономная область

81 1 Еврейская 21

VI. Автономные округа

82 1 Ненецкий 41

83 2 Ханты-Мансийский — Югра 16

84 3 Чукотский 12

85 4 Ямало-Ненецкий 5

Итого 1913

П р и м е ч а н и я.

1. Для подготовки таблицы были использованы данные, содержащиеся в информационном банке «Сводное региональное законодательство» справочно-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

2. В графе «Количество наград субъекта РФ» указано число наград, поименованных в законах как награды субъекта РФ; награды государственных органов субъекта РФ, установленные законами, не учитывались.

3. Количество наград Чеченской Республики определено в соответствии с Указом Главы Чеченской Республики от 30 декабря 2020 г. № 246 «О мерах по совершенствованию наградной системы Чеченской Республики» // Вести Республики. 2020. 30 дек.

4. Областные награды Липецкой области учреждаются постановлением Липецкого областного Совета депутатов (см. п. 3 ст. 30 Устава Липецкой области), поэтому в соответствующей графе указано число наград, учрежденных соответствующими постановлениями Липецкого областного Совета.

59

Из таблицы видно, что в различных субъектах России число государственных наград неодинаково и в зависимости от исторических и национальных традиций, других особенностей варьируется от 1 (в Карачаево-Черкесской Республике10) до 56 (в Республике Башкортостан11 и в Республике Татарстан12).

В результате столь значительного числа государственных наград в стране увеличилось количество лиц, безосновательно получивших награды, т. е. награжденных за заслуги, которых фактически не было, за подвиги и достижения, которые не совершались, а лишь «правильно» оформлялись.

В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 109913, существует норма, позволяющая восстанавливать справедливость в решении наградных вопросов на федеральном уровне. Пункт 10 указанного Положения предусматривает, что в случае установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению государственной наградой, Президент РФ издает указ об отмене своего указа о награждении данного лица государственной наградой или о внесении соответствующего изменения в указ главы государства.

Отдельной нормой упомянутого выше Положения о государственных наградах Российской Федерации предусмотрена возможность лишения награжденного государственной награды, но лишь вступившим в законную силу приговором суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (п. 9). Данное положение корреспондируется с требованиями Уголовного кодекса РФ14, по ст. 48 которого «При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом ^ личности виновного суд может лишить его ... государственных наград». о: Автор обращал внимание на то, что лишение государственных наград . не должно осуществляться судом, поскольку суд определяет виновность или невиновность человека и не исследует вопрос о наличии или отсут-сч ствии заслуг, за которые он был удостоен государственной награды15, а тем более суд не вправе, да и не может ни физически, ни юридически вычеркнуть тот подвиг или те заслуги перед государством и обществом, за которые человек был справедливо удостоен государственной награды.

60

10 О знаке отличия Карачаево-Черкесской Республики «Образцовая семья» : закон Карачаево-Черкесской Республики // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). 2020. 3 марта. № 0900202003030002.

11 О государственных наградах и почетных званиях Республики Башкортостан : закон Республики Башкортостан // Республика Башкортостан. 2006. 6 янв.

12 О государственных наградах Республики Татарстан : закон Республики Татарстан // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2011. № 10. Ст. 1216.

13 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 37. Ст. 4643.

14 Там же. 1996. № 25. Ст. 2954.

15 См.: Винокуров В. А. Комментарий к Положению о государственных наградах Российской Федерации 2010 года. 2-е изд., испр. СПб., 2012. С. 37.

По нашему мнению, взвешенными и более справедливыми в данном вопросе являлись нормы советского законодательства, по которым решение о лишении государственной награды в случае осуждения лица за

тяжкое преступление принималось по представлению суда наградившим р

органом, т. е. Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом р

Верховного Совета РСФСР16. Справедливости ради следует отметить, что в

лишение государственных наград СССР и РСФСР могло быть осущест- н

влено указанными органами и по другим основаниям, в частности в свя- у

зи с совершением лицом проступка, порочащего его как награжденного, о или в случае лишения награжденного гражданства СССР.

Аналогичным способом осуществлялось лишение орденов в монархи- О

ческий период. Так, в Своде законов Российской империи было предусмо- и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трено, что «в случаях проступков, долгу и чести противных, или уголов- е

ного преступления кавалеры исключаются из ордена, ... но не иначе как и по суду и с Высочайшего соизволения»17.

Обратимся к терминам. В толковых словарях русского языка слово С

«лишить» означает отнять что-то у кого-то, а слово «отменить» — объявить д

18

недействительным, упраздняемым или подлежащим неисполнению18. с В Конституции РФ, наряду с основополагающей нормой, по которой в «основные права и свободы человека неотчуждаемы» (ч. 2 ст. 17), термин н «лишение» при закреплении основных прав и свобод человека и гражда- х нина используется в следующем контексте: р

лишены избирательных прав граждане, признанные судом недееспо- § собными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору а суда (ч. 3 ст. 32); р

предусмотрена возможность по решению суда лишить человека и гражданина права на свое имущество и права на жилище (ч. 3 ст. 35; ч. 1 ст. 40);

установлен запрет на лишение человека и гражданина права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).

Кроме того, основами конституционного строя закреплен запрет на лишение гражданина Российской Федерации своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6).

61

16 См.: Статья 40 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979 № 28. Ст. 479 ; статья 33 Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 января 1983 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1983. № 5. Ст. 164.

17 Свод законов Российской империи. Т. 1, кн. 8 «Учреждение орденов и других знаков отличия». Раздел 2 «Статуты орденов и орденских знаков отличия». Отделение 3 «О случаях возвращения орденских знаков в Капитул и лишения орденов». Статья 201. СПб., 1912. С. 335.

18 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. С. 338, 487.

Термин «отмена» в части прав и свобод человека и гражданина используется тексте Основного закона для установления нормы, по которой в Российской Федерации «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55).

В российском законодательстве понятие «лишение права» рассматривается, в первую очередь, как вид наказания: уголовного (например, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — ст. 44 Уголовного кодекса РФ) или административного (лишение специального права, предоставленного физическому лицу — ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Но и в этих, казалось бы, однозначно сформулированных нормах ученые выделяют различные проблемы19.

Данное понятие существует и в нормах гражданского права, поэтому также активно исследуется. Так, С. Ю. Филиппова, рассматривая вопросы лишения права, делает общий вывод, по которому под «лишением права предлагается понимать исключение существования правовой возможности приобретения любого указанного или определенного субъективного права субъектом либо реализации имеющегося у него субъективного права на определенный срок или бессрочно вследствие определенного социально не одобряемого поведения этого лица, специально не направленного на прекращение его права»20. Данный вывод при сегодняшнем правовом регулировании обосновывает наличие в российском наградном законодательстве возможность лишения государственной награды (лишения права на государственную награду), в данном случае именно как реакцию государства на противоправное поведение в случае совершения уголовного преступления.

Однако остается открытым вопрос: можно ли уничтожить заслугу человека перед государством и обществом, в числе которой и подвиг, яв-2 ляющийся высшим выражением заслуги? Ответ очевиден: определенно ^ нет. Современное наградное законодательство Российской Федерации § позволяет не удостаивать государственной награды, несмотря на нали-041 чие заслуги, поскольку формулировки, за которые можно наградить, не

_отличаются четкостью, и многое зависит от субъективного мнения лица,

62 подготавливающего наградные документы. Но если заслуга существует, _ оценена всеми лицами, на которые главой государства возложена такая обязанность, и решение о награждении человека награждающим субъектом принято, то лишить награды невозможно.

19 См., например: Лопашенко Н. А. Об уголовном наказании в России : заметки на полях Уголовного кодекса (от настоящего к будущему) // Закон. 2021. № 12. С. 39 ; Якимов А. Ю. Установление и применение административного наказания в виде лишения специального права (разновидности данного наказания и их особенности) // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 32—40.

20 Филиппова С. Ю. Лишение права как частноправовой феномен : природа, основания, функции // Правоведение. 2013. № 5. С. 141—142.

Несомненно, необходимо отменять решения о награждении в связи с неправомерным получение награды, т. е. тогда, когда заслуга фактически отсутствовала, подвиг был совершен другим лицом или это был не подвиг, документы содержат недостоверную информацию и т. п. Поэто- О му, учитывая различные правовые смысловые значения понятий «отме- > на» и «лишение», в Положении о государственных наградах Российской в Федерации предусмотрено как лишение государственных наград (при о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления), так и отмена ре- у шения о награждении государственными наградами в случае фактиче- о ского отсутствия заслуг. р

В то же время в законах только 29 субъектов РФ предусмотрена возможность отменить решение о награждении государственной наградой и в случаях выяснения недостоверности документов, на основании кото- е рых было осуществлено награждение, или, как указано в Законе Хан- и ты-Мансийского автономного округа — Югры «О наградах и почетных Г званиях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»21, «в случаях С выявления фактов подачи заведомо ложных сведений о награжденном, а удостоенном почетного звания, фальсификации наградных документов». с Причем в Законе Республики Мордовия «О

Республики Мордовия»22 вопрос отмены указа о награждении по указан- н ным основаниям включен в статью, предусматривающую порядок лише- X ния государственных наград Республики Мордовия; Закон Удмуртской : Республики «О государственных наградах Удмуртской Республики и § почетных званиях Удмуртской Республики»23 предусматривает возмож- а ность отмены указа только о присвоении почетного звания, в отношении рр иных государственных наград данная процедура не предусмотрена; Закон Кировской области «О почетных знаках Кировской области»24 содержит путаницу в терминологиях, поскольку предусматривает возможность «лишения почетного знака ... в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, внесенных для представления лица к награждению почетным знаком, губернатором области, который издает указ об отмене указа ... о награждении почетными знаками в отношении названного лица.» (курсив мой. — В. В.). В законодательстве

--63

21 Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры 26 ноября-

2015 г., подписан губернатором Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

27 ноября 2015 г. № 125-оз // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. 2015. № 11 (ч. 2, т. 1). Ст. 1276.

22 Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 4 сентября 2014 г., подписан Главой Республики Мордовия 10 сентября 2014 г. № 61-З // Известия Мордовии. 2014. 12 сент.

23 Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 17 апреля 2001 г., подписан Президентом Удмуртской Республики 3 мая 2001 г. № 22-РЗ // Известия Удмуртской Республики. 2001. 4 мая.

24 Принят Законодательным Собранием Кировской области 27 сентября 2007 г., подписан губернатором Кировской области 8 октября 2007 г. № 170-ЗО // Вятский край. 2007. 17 окт.

иных субъектов РФ предусмотрена лишь процедура лишения государственных наград (наград) субъектов России, как правило, за совершение умышленных преступлений.

Изложенные выше рассуждения в отношении государственных наград Российской Федерации и субъектов России в полной мере следует экстраполировать на награды иных государственных органов25, в частности на правительственные награды, в число которых входят и премии Правительства РФ.

Положением о премии Правительства РФ в области культуры, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2022 г. № 7926, предусмотрено, что присуждение премии осуществляется на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премии Правительства РФ в области культуры. Положение о проведении конкурса на соискание премии Правительства РФ в области культуры, утвержденное, как это предусмотрено названным выше правительственным постановлением, Министерством культуры Российской Федерации27, содержит достаточно сложную процедуру проведения конкурса, включающую, кроме высоких требований к выдвигаемым работам, три этапа: первый — отбор работ соискателей соответствующим департаментом Минкульту-ры России; второй — проведение независимой оценки работ соискателей премии экспертами; третий — рассмотрение Межведомственным советом работ соискателей премии, отобранных экспертами, и принятие решения по номинантам конкурса на соискание премии. И лишь после завершения указанных действий принимается акт Правительства РФ о присуждении премии в области культуры.

Установленные горнила конкурса, на всех этапах которого были признаны достижения лиц, поименованных в конечном итоге в пра-^ вительственном акте, т. е. подтвержден их значительный вклад в развитие российской культуры, логичным результатом которого является постановление о присуждении премии, не позволяют усомниться в непредвзятости принимаемых, в том числе коллегиально, решений. Поэто-сч му внесенное в п. 10 Положения о премии Правительства РФ в области культуры дополнение, позволяющее изменить уже принятое решение о присуждении премии «до вручения диплома лауреата премии, почет-

64

25 Рассматривая наградную систему в стране, автор предложил именовать федеральные государственные награды, награды субъектов РФ, а также награды, учреждаемые государственными органами, наградами государства (см., например: Винокуров В. А. Награды государства как атрибут российской государственности. М., 2008. С. 18 и др.).

26 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 6. Ст. 888.

27 Положение о проведении конкурса на соискание премии Правительства Российской Федерации в области культуры : утв. приказом Министерства культуры РФ от 30 марта 2022 г. № 460 // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). 2022. 24 июня. № 0001202206240021.

ного знака лауреата премии и удостоверения к нему»28, противоречит самой сути и основным требованиям данного Положения, а также проводимому в соответствии с ним конкурсу. Как видим, вместо апробированных в наградном праве понятных терминов появилось словосочетание Р «изменить решение», смысл которого с точки зрения права не раскрыт > (является ли это лишением награды или отменой решения о награжде- го нии). Но, несмотря на явное нарушение права человека на награду за о подтвержденные в установленном порядке заслуги перед государством у

и обществом, Правительство РФ воспользовалось новой нормой29, что не о

>

могло не сказаться на имидже правительственной премии.

Учитывая высказанный С. Ю. Филипповой вывод, по которому «лишение права представляет собой реакцию на противоправное или иное и социально неодобряемое поведение»30, полагаем, что для наградного е права как института конституционного права России данный подход и возможен, но при подготовке и согласовании наградных документов, -,

тз °

т. е. до принятия решения о награждении. В данном случае при осущест- у

влении лицом, представляемым к награде, противоправного или ино- §

го социально неодобряемого поведения, право на награду не будет ему ТТ

предоставлено. После принятия решения, юридически подтвердившего е

наличие заслуг, основания для лишения награды, на наш взгляд, отсут- х

ствуют, особенно, если исходить из того, что никто не вправе и не может >

отменить заслугу человека, вычеркнув из жизни государства и общества х

его подвиг. Таким образом, лишение награды государства должно стать -

и

юридически невозможным, а решение о лишении награды — юридически

>

ничтожным. >>

Несомненно, с точки зрения морали остается открытым вопрос, может ли Герой Российской Федерации или Герой Труда Российской Федерации, т. е. лицо, которое весьма явственно отождествляется с наградившим его государством, носить это высокое звание, совершив после награждения преступление? Ведь геройский подвиг этого человека (боевой, трудовой) никто не может отменить. Определить соотношение морали и права в подобных случаях весьма сложно. Поэтому решение о лишении высших

28 О внесении изменения в Положение о премии Правительства Российской 65

Федерации в области культуры : постановление Правительства РФ от 16 мая-

2022 г. № 884 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 21. Ст. 3460.

29 За значительный вклад в развитие российской культуры распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 3671-р была присуждена премия Правительства РФ 2021 г. в области культуры за постановку спектакля «ЦАРЬ ЭДИП» работникам федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова» директору К. И. Кроку и художественному руководителю Р. Туминасу. Однако последний распоряжением Правительства РФ от 16 мая 2022 г. № 1187-р был исключен из числа лауреатов данной премии, причем без каких-либо официальных оснований // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 52 (ч. 2). Ст. 9249 ; 2022. № 21. Ст. 3504.

30 Филиппова С. Ю. Указ. соч. С. 142.

званий Российской Федерации должно осуществляться исключительно тем должностным лицом, которое принимало решение о их присвоении, т. е. Президентом РФ. Основанием для лишения указанных званий, на наш взгляд, должно быть заключение Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам. При этом указанная Комиссия вправе принять решение о нецелесообразности лишения конкретного лица высшего звания.

Учитывая высказанные автором в ранее опубликованных работах суждения и проведенное исследование, предлагаем следующее:

1) исключить такой вид дополнительного уголовного наказания, как лишение государственных наград (включая лишение почетного звания), для чего следует внести соответствующие изменения в ст. 44, 45, 48 и 71 Уголовного кодекса РФ;

2) изложить п. 9 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», в следующей редакции:

«9. Награжденный не может быть лишен государственной награды, за исключением званий «Герой Российской Федерации», «Герой Труда Российской Федерации».

Решение о лишении званий «Герой Российской Федерации», «Герой Труда Российской Федерации» принимается Президентом РФ на основании заключения Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам, которая рассматривает соответствующее представление суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.»;

3) сократить количество федеральных государственных наград, наград федеральных государственных органов, а также государственных

^ наград (наград) субъектов РФ;

4) предусмотреть в положениях о наградах возможность отмены решений о награждении в случаях установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица

сч к награждению;

5) установить запрет на лишение наград государства, полученных на законных основаниях за подтвержденные в установленном порядке заслуги (включая подвиг);

6) сохранить аналогично предложению, сформулированному в п. 2, как исключение из общего правила возможность лишения высшей государственной награды (награды) субъекта РФ за совершение умышленного преступления.

Реализация сформулированных предложений позволит не только облегчить громоздкую систему наград государства и в результате сократить число лиц, незаконно получающих награды, но и исключить юридическую несправедливость, когда человек, получивший заслуженную награду, по сути, незаконно лишается права оставаться ее кавалером.

66

Библиографический список

Винокуров В. А. Государственное наградное право. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2014. 608 с.

Винокуров В. А. Комментарий к Положению о государственных наградах Российской Федерации 2010 года. 2-е изд., испр. СПб. : Эксли- ^ брис-Норд, 2012. 413 с. и

Винокуров В. А. Награды государства как атрибут российской госу- g дарственности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. 624 с. Р

Лопашенко Н. А. Об уголовном наказании в России : заметки на по- о лях Уголовного кодекса (от настоящего к будущему) // Закон. 2021. № 12. С. 33-48. 0

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : 1 Азъ Ltd, 1992. 960 с. Н

Филиппова С. Ю. Лишение права как частноправовой феномен : при- 1 рода, основания, функции // Правоведение. 2013. № 5. С. 124-142.

Якимов А. Ю. Установление и применение административного на

Г]

CD X X

I Q -1

TD

казания в виде лишения специального права (разновидности данного а наказания и их особенности) // Административное право и процесс. 2015. с № 6. С. 32-40.

References

Vinokurov V. A. State award law. M. : Publishing House of Moscow University, 2014. 608 p.

Vinokurov V. A. Commentary on the Regulations on State Awards of the Russian Federation in 2010. 2nd ed., ispr. SPb. : Exlibris-Nord, 2012. 413 p. g

Vinokurov V. A. State awards as an attribute of Russian statehood. M. : = Moscow University Press, 2008. 624 p.

Lopashenko N. A. On criminal punishment in Russia: notes on the margins of the Criminal Code (from the present to the future) // Law. 2021. № 12. P. 33-48.

Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory Dictionary of the Russian language. M. : Az Ltd, 1992. 960 p.

Filippova S. Yu. Deprivation of the right as a private law phenomenon: nature, grounds, functions // Pravovedenie. 2013. № 5. Р. 124-142. _

Yakimov A. Yu. Establishment and application of administrative pun- gy

ishment in the form of deprivation of a special right (varieties of this pun--

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ishment and their features) // Administrative law and process. 2015. № 6. Р. 32-40.

Для цитирования:

Винокуров В. А. О лишении государственных и правительственных наград в Российской Федерации и отмене решений о награждении // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 4 (51). С. 54-68. DOI: https://doi. org/10.17308/law/1995-5502/2022/4/54-68

Recommended citation:

Vinokurov V. A. On the issue of the deprivation of State and Government awards in the Russian Federation and the cancellation of award decisions // Proceedings of Voronezh

State University. Series: Law. 2022. № 4 (51). P. 54-68. DOI: https://doi.org/10.17308/ law/1995-5502/2022/4/54-68

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Винокуров В. А., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права, .заслуженный юрист Российской Федерации

E-mail: tigp@igps.ru

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia

Vinokurov V. A., Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Theory and History of State and Law Department, Honored Lawyer of the Russian Federation

E-mail: tigp@igps.ru

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.