Научная статья на тему 'РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ ЛИШЕНИЯ НАГРАД ГОСУДАРСТВА И ОТМЕНЫ РЕШЕНИЯ О НАГРАЖДЕНИИ'

РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ ЛИШЕНИЯ НАГРАД ГОСУДАРСТВА И ОТМЕНЫ РЕШЕНИЯ О НАГРАЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАГРАДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАСЛУГА / ПОДВИГ / ЛИШЕНИЕ НАГРАДЫ / ОТМЕНА РЕШЕНИЯ О НАГРАЖДЕНИИ / ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров Владимир Анатольевич

Статья посвящена осмыслению стадий российского наградного процесса, касающихся лишения наград государства (государственных наград и наград государственных органов), а также отмены решения о награждении в случае установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению. Вопросы использования в наградном законодательстве понятий «отмена решения о награждении» и «лишение награды» рассмотрены через призму норм Конституции Российской Федерации, а также применительно к требованиям Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099, и некоторых актов Правительства Российской Федерации. Обозначены проблемы использования данных понятий в наградном законодательстве субъектов Российской Федерации. Презюмирована невозможность лишения награды государства, которой человек был удостоен на законных основаниях, независимо от каких-либо иных дальнейших жизненных ситуаций. При этом поставлена проблема сохранения за лицом, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление, высшего звания государства. В заключении сформулированы предложения по устранению обнаруженных недостатков, которые позволят сохранить авторитет наград государства на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARGUMENTS ON THE TOPIC OF DEPRIVATION OF STATE AWARDS AND CANCELLATION OF THE AWARD DECISION

The article is devoted to the understanding of the stages of the Russian award process concerning the deprivation of state awards (state awards and awards of state bodies), as well as the cancellation of the award decision in case of establishing the unreliability of the information contained in the documents submitted to represent the person for the award. The issues of the use in the award legislation of the concepts of "cancellation of the award decision" and "deprivation of the award" are considered through the prism of the norms of the Constitution of the Russian Federation, as well as with regard to the requirements of the Regulations on State Awards of the Russian Federation approved by Decree of the President of the Russian Federation dated September 7, 2010 No. 1099, and some acts of the Government of the Russian Federation. The problems of using these concepts in the award legislation of the subjects of the Russian Federation are outlined. In conclusion, proposals are formulated to eliminate the detected shortcomings, which will preserve the authority of the awards of the state at a high level.

Текст научной работы на тему «РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ ЛИШЕНИЯ НАГРАД ГОСУДАРСТВА И ОТМЕНЫ РЕШЕНИЯ О НАГРАЖДЕНИИ»

УДК 342.51; 342.7

DOI 10.52575/2712-746X-2022-47-3-498-507

Рассуждения на тему лишения наград государства и отмены решения о награждении

Винокуров В.А.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 149 E-mail: tigp@igps.ru

Аннотация. Статья посвящена осмыслению стадий российского наградного процесса, касающихся лишения наград государства (государственных наград и наград государственных органов), а также отмены решения о награждении в случае установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению. Вопросы использования в наградном законодательстве понятий «отмена решения о награждении» и «лишение награды» рассмотрены через призму норм Конституции Российской Федерации, а также применительно к требованиям Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099, и некоторых актов Правительства Российской Федерации. Обозначены проблемы использования данных понятий в наградном законодательстве субъектов Российской Федерации. Презюмирована невозможность лишения награды государства, которой человек был удостоен на законных основаниях, независимо от каких-либо иных дальнейших жизненных ситуаций. При этом поставлена проблема сохранения за лицом, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление, высшего звания государства. В заключении сформулированы предложения по устранению обнаруженных недостатков, которые позволят сохранить авторитет наград государства на высоком уровне.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, государственные награды Российской Федерации, награды субъектов Российской Федерации, заслуга, подвиг, лишение награды, отмена решения о награждении, премии Правительства Российской Федерации

Для цитирования: Винокуров В.А. 2022. Рассуждения на тему лишения наград государства и отмены решения о награждении. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(3): 498-507.

DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-3-498-507

Arguments on the Topic of Deprivation of State Awards and Cancellation of the Award Decision

Vladimir A. Vinokurov

Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 149 Moskovsky Ave, Saint-Petersburg, Russia E-mail: tigp@igps.ru

Annotation. The article is devoted to the understanding of the stages of the Russian award process concerning the deprivation of state awards (state awards and awards of state bodies), as well as the cancellation of the award decision in case of establishing the unreliability of the information contained in the documents submitted to represent the person for the award. The issues of the use in the award legislation of the concepts of "cancellation of the award decision" and "deprivation of the award" are considered through the prism of the norms of the Constitution of the Russian Federation, as well as with regard to the requirements of the Regulations on State Awards of the Russian Federation approved by

Decree of the President of the Russian Federation dated September 7, 2010 No. 1099, and some acts of the Government of the Russian Federation. The problems of using these concepts in the award legislation of the subjects of the Russian Federation are outlined. In conclusion, proposals are formulated to eliminate the detected shortcomings, which will preserve the authority of the awards of the state at a high level.

Key words: The Constitution of the Russian Federation, state awards of the Russian Federation, awards of the subjects of the Russian Federation, merit, feat, deprivation of awards, cancellation of the award decision, awards of the Government of the Russian Federation

For citation: Vinokurov V.A. 2022. Arguments on the Topic of Deprivation of State Awards and Cancellation of the Award Decision. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 47(3): 498-507 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-3-498-507

Введение

Конституция Российской Федерации (далее также - Основной Закон государства, Основной Закон страны) предусматривает наличие в нашей стране государственных наград Российской Федерации, которые находятся в ведении Российской Федерации (п. «с» ст. 71) 1. Награждение указанными государственными наградами осуществляет Президент Российской Федерации (п «б» ст. 89).

Формулировка «государственные награды Российской Федерации» не совсем точна, на что автор уже обращал внимание в своих работах [Винокуров, 2014, с. 15-16]. Неудач-ность данной формулировки объясняется тем, что из ее буквального толкования, учитывая некоторые другие нормы Основного Закона государства, сложно однозначно понять, относятся ли к вопросам Российской Федерации только государственные награды Российской Федерации или Российская Федерация вправе регулировать не только федеральные государственные награды, но и государственные награды субъектов Российской Федерации. К сомнениям в безусловной верности изложенной конституционной нормы подтолкнули некоторые положения Конституции Российской Федерации. С одной стороны, это территория Российской Федерации, которая «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ч. 1 ст. 67), и это федеральные государственные стандарты, устанавливаемые Российской Федераций (1, ч. 5 ст. 43), а с другой стороны, в числе предметов ведения исключительно Российской Федерации находится федеральная государственная собственность, федеральная государственная служба (1, п. «д» и п. «т» ст. 71), а также государственные награды Российской Федерации (1, п. «с» ст. 71).

Практика пошла по пути, который предполагает, что государственные награды Российской Федерации - это только федеральные государственные награды, то есть субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы собственных государственных наград, используя соответствующую конституционную норму (1, ст. 73).

По итогам исследования государственных наград в стране в целом автором предлагалось заменить в пункте «с» ст. 71 Конституции Российской Федерации словосочетание «государственные награды и почетные звания Российской Федерации» более точной формулировкой: «федеральные государственные награды», в том числе с учетом того, что почетные звания Российской Федерации - не отдельные награды государства, а вид федеральных государственных наград [Винокуров, 2008, с. 39].

Отсутствие федерального закона, регулирующего правовые отношения в части государственных наград Российской Федерации, который должен быть принят, как это преду-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). 2020, 4 июля. № 0001202007040001.

смотрено ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации, привело к существенному и не всегда оправданному, на взгляд автора, росту числа государственных наград в стране. Так, по состоянию на 1 июля 2022 г. в Российской Федерации насчитывается 110 видов федеральных государственных наград (без учета степеней), в том числе: два высших звания; восемнадцать орденов; один знак отличия ордена; девятнадцать медалей; один почетный знак; три знака отличия; шестьдесят шесть почетных званий (п. 2) 1.

На подходе еще одна государственная награда Российской Федерации - звание «Мать-героиня». Глава государства на встрече с семьями, награждёнными орденом «Родительская слава», состоявшейся 1 июня 2022 г., пообещал «вернуть, как это было ещё в советские времена, почетное звание "Мать-героиня"» 2. Следует отметить, что в Советском Союзе почетное звание «Мать-героиня» было учреждено в 1944 г.3 В утвержденном в 1979 г. Общем положении об орденах, медалях и почетных званиях СССР это звание было размещено в статье, посвященной высшим степеням отличия Советского Союза 4. В указанное выше Положение изменение в статусе награды было внесено в 1980 году: звание «Мать-героиня» стало именоваться высшей степенью отличия - званием «Мать-героиня».

Самостоятельный, но часто плохо структурированный и слабо объяснимый с правовой точки зрения процесс учреждения государственных наград субъектами Российской Федерации привел к тому, что число таких наград по состоянию к середине 2022 года превысило 1 900 наименований. По состоянию на 1 января 2014 г. насчитывалось 1 672 наименования государственных наград субъектов Российской Федерации [Винокуров, 2014, с. 320].

Следует обратить внимание на то, что автором анализировались государственные награды или награды субъектов Российской Федерации, учрежденные (установленные) законами соответствующих субъектов Российской Федерации. В различных субъектах России число государственных наград неодинаково и в зависимости от исторических и национальных традиций, других особенностей варьируется от 1 (в Карачаево-Черкесской Республике 5) до 56 (в Республике Башкортостан 6 и в Республике Татарстан 7).

В результате столь значительного числа государственных наград в стране увеличилось количество лиц, безосновательно получивших награды, то есть награжденных за за-

1 Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 37. Ст. 4643.

2 Встреча с семьями, награждёнными орденом «Родительская слава» // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/events/president/news/68548 (дата обращения 27.06.2022).

3 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.06.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 37.

4 Указ Президиума Верховного совета СССР от 03.07.1979 «Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 28. Ст. 479.

5 Закон Карачаево-Черкесской Республики «О знаке отличия Карачаево-Черкесской Республики "Образцовая семья"» (принят Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики 21.02.2020, подписан Главой Карачаево-Черкесской Республики 28.02.2020 № 10-РЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). 2020. 3 марта. № 0900202003030002

6 Закон Республики Башкортостан «О государственных наградах и почетных званиях Республики Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан 22.12.2005, подписан Президентом Республики Башкортостан 30.12.2005 № 271-з) // Республика Башкортостан. 2006. 6 января.

7 Закон Республики Татарстан «О государственных наградах Республики Татарстан» (принят Государственным Советом Республики Татарстан 15.09.2011, подписан Президентом Республики Татарстан 10.10.2011 № 74-ЗРТ) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2011. № 10. Ст. 1216.

слуги, которых фактически не было, за подвиги и достижения, которые не совершались, а лишь «правильно» оформлялись.

Основная часть

В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099, существует норма, позволяющая восстанавливать справедливость в решении наградных вопросов на федеральном уровне. Пункт 10 указанного Положения предусматривает, что в случае установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению государственной наградой, Президент Российской Федерации издает указ об отмене своего указа о награждении данного лица государственной наградой или о внесении соответствующего изменения в указ главы государства.

Отдельной нормой упомянутого выше Положения о государственных наградах Российской Федерации предусмотрена возможность лишения награжденного государственной награды, но лишь вступившим в законную силу приговором суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (п. 9). Данное положение корреспондируется с требованиями Уголовного кодекса Российской Федерации, в котором предусмотрено, что «при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его... государственных наград». (ст. 48) 1.

Автор обращал внимание на то, что лишение государственных наград не должно осуществляться судом, поскольку суд определяет виновность или невиновность человека и не исследует вопрос о наличии или отсутствии заслуг, за которые он был удостоен государственной награды [Винокуров, 2012, с. 37], а тем более суд не вправе, да и не может ни физически, ни юридически вычеркнуть тот подвиг или те заслуги перед государством и обществом, за которые человек был справедливо удостоен государственной награды.

По нашему мнению, взвешенными и более справедливыми в данном вопросе являлись нормы советского законодательства, по которым решение о лишении государственной награды в случае осуждения лица за тяжкое преступление принималось по представлению суда наградившим органом, то есть Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета РСФСР 2. Справедливости ради следует отметить, что лишение государственных наград СССР и РСФСР могло быть осуществлено указанными органами и по другим основаниям, в частности, в связи с совершением лицом проступка, порочащего его как награжденного, или в случае лишения награжденного гражданства СССР.

Аналогичным способом осуществлялось лишение орденов в монархический период. Так, в Своде законов Российской империи было предусмотрено, что «в случаях проступков, долгу и чести противных, или уголовного преступления, кавалеры исключаются из ордена. но не иначе как по суду и с Высочайшего соизволения» (ст. 201) 3.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 24.05.1996, одобрен Советом Федерации 05.06.1996, подписан Президентом Российской Федерации 13.06.1996 № 63-Ф3) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 Ст. 40 Указа Президиума Верховного совета СССР от 03.07.1979 «Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 28. Ст. 479; Ст. 33 Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.01.1983 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1983. № 5. Ст. 164.

3 Свод законов Российской империи. Том первый. Книга восьмая «Учреждение Орденов и других знаков отличия». Раздел второй «Статуты орденов и орденских знаков отличия». Отделе-

Обратимся к терминам. В толковых словарях русского языка слово «лишить» означает отнять что-то у кого-то, а слово «отменить» - объявить недействительным, упраздняемым или подлежащим неисполнению [Лопашенко, 2021, с. 338, 487].

В Конституции Российской Федерации наряду с основополагающей нормой, по которой «основные права и свободы человека неотчуждаемы» (ч. 2 ст. 17), термин «лишение» при закреплении основных прав и свобод человека и гражданина используется в следующем контексте:

-лишены избирательных прав граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (1, ч. 3 ст. 32);

-предусмотрена возможность по решению суда лишить человека и гражданина права на свое имущество и права на жилище (1, ч. 3 ст. 35; ч. 1 ст. 40);

-установлен запрет на лишение человека и гражданина права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (1, ч. 1 ст. 47).

Кроме того, основами конституционного строя закреплен запрет на лишение гражданина Российской Федерации своего гражданства или права изменить его (1, ч. 3 ст. 6).

Термин «отмена» в части прав и свобод человека и гражданина используется тексте Основного Закона государства для установления нормы, по которой в Российской Федерации «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (1, ч. 2 ст. 55).

В российском законодательстве понятие «лишение права» рассматривается, в первую очередь, как вид наказания: уголовного (например, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) (ст. 44) или административного (лишение специального права, предоставленного физическому лицу) (ст. 3.2) 1. Но и в этих, казалось бы, однозначно сформулированных нормах ученые выделяют различные проблемы [Лопашенко, 2021; Бриллиантов, 2017; Исаева, 2007; Якимов, 2015; Максимов, 2005; Кузнецов и Макарейко, 2005].

Данное понятие существует и в нормах гражданского права, поэтому также активно исследуется. Так, С.Ю. Филиппова, рассматривая вопросы лишения права, делает общий вывод, по которому под «лишением права предлагается понимать исключение существования правовой возможности приобретения любого указанного или определенного субъективного права субъектом, либо реализации имеющегося у него субъективного права на определенный срок или бессрочно вследствие определенного социально не одобряемого поведения этого лица, специально не направленного на прекращение его права» [Филиппова, 2013, с. 141-142]. Данный вывод при сегодняшнем правовом регулировании обосновывает наличие в российском наградном законодательстве возможности лишения государственной награды (лишения права на государственную награду) в данном случае именно как реакцию государства на противоправное поведение в случае совершения уголовного преступления.

Однако остается открытым вопрос: можно ли уничтожить заслугу человека перед государством и обществом, в числе которой - и подвиг, являющийся высшим выражением заслуги? Ответ очевиден: определенно нет. Современное наградное законодательство Российской Федерации позволяет не удостаивать государственной награды, несмотря на наличие заслуги, поскольку формулировки, за которые можно наградить, не отличаются четкостью, и многое зависит от субъективного мнения лица, подготавливающего наград-

ные третье «О случаях возвращения орденских знаков в Капитул и лишения орденов». СПб.: Русское книжное товарищество «Деятель», 1912.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Государственной Думой 20.12.2001, одобрен Советом Федерации 26.12.2001, подписан Президентом Российской Федерации 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

ные документы. Но если заслуга существует, оценена всеми лицами, на которые главой государства возложена такая обязанность, и решение о награждении человека награждающим субъектом принято, то лишить награды невозможно.

Несомненно, необходимо отменять решения о награждении в связи с неправомерным получение награды, то есть тогда, когда заслуга фактически отсутствовала, подвиг был совершен другим лицом или это был не подвиг, документы содержат недостоверную информацию и т. п. Поэтому, учитывая различные правовые смысловые значения понятий «отмена» и «лишение» в Положении о государственных наградах Российской Федерации предусмотрено как лишение государственных наград (при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления), так и отмена решения о награждении государственными наградами в случае фактического отсутствия заслуг.

В то же время в законах только двадцати девяти субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность отменить решение о награждение государственной наградой в случаях выяснения недостоверности документов, на основании которых было осуществлено награждение, или, как указано в Законе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного округа -Югры», «в случаях выявления фактов подачи заведомо ложных сведений о награжденном, удостоенном почетного звания, фальсификации наградных документов» 1. Причем в Законе Республики Мордовия «О государственных наградах Республики Мордовия» вопрос отмены указа о награждении по указанным основаниям включен в статью, предусматривающую порядок лишения государственных наград Республики Мордовия 2; Закон Удмуртской Республики «О государственных наградах Удмуртской Республики и почетных званиях Удмуртской Республики» предусматривает возможность отмены указа только о присвоении почетного звания, в отношении иных государственных наград данная процедура не предусмотрена 3; Закон Кировской области «О почетных знаках Кировской области» содержит путаницу в терминологии, поскольку предусматривает возможность «лишения почетного знака... в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, внесенных для представления лица к награждению почетным знаком, Губернатором области, который издает указ об отмене указа. о награждении почетными знаками в отношении названного лица.» (курсив мой - В.В.) 4. В законодательстве иных субъектов Российской Федерации предусмотрена лишь процедура лишения государственных наград (наград) субъектов России, как правило, за совершение умышленных преступлений.

Изложенные выше рассуждения в отношении государственных наград Российской Федерации и субъектов России в полной мере следует экстраполировать на награды иных государственных органов, в частности, на правительственные награды, в число которых входят и премии Правительства Российской Федерации. Следует отметить, что, рассмат-

1 Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О наградах и почетных званиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа -Югры 26.11.2015, подписан Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.11.2015 № 125-оз) // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2015. № 11 (ч. II, т. 1). Ст. 1276.

2 Закон Республики Мордовия «О государственных наградах Республики Мордовия» (принят Государственным Собранием Республики Мордовия 04.09.2014, подписан Главой Республики Мордовия 10.09.2014 № 61-З) // Известия Мордовии. 2014, 12 сентября.

3 Закон Удмуртской Республики «О государственных наградах Удмуртской Республики и почетных званиях Удмуртской Республики» (принят Государственным Советом Удмуртской Республики 17.04.2001, подписан Президентом Удмуртской Республики 03.05.2001 № 22-РЗ) // Известия Удмуртской Республики. 2001. 4 мая.

4 Закон Кировской области «О почетных знаках Кировской области» (принят Законодательным Собранием Кировской области 27.09.2007, подписан Губернатором Кировской области 08.10.2007 № 170-ЗО) // Вятский край. 2007, 17 октября.

ривая наградную систему в стране, автор предложил именовать федеральные государственные награды, награды субъектов Российской Федерации, а также награды, учреждаемые государственными органами, наградами государства [Винокуров, 2008, с. 18 и др.].

Положением о премии Правительства Российской Федерации в области культуры, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2022 г. № 79, предусмотрено, что присуждение премии осуществляется на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премии Правительства Российской Федерации в области культуры 1. Положение о проведении конкурса на соискание премии Правительства Российской Федерации в области культуры, утвержденное, как это предусмотрено названным выше правительственным постановлением, Министерством культуры Российской Федерации, содержит достаточно сложную процедуру проведения конкурса, включающую, кроме высоких требований к выдвигаемым работам, три этапа: первый - отбор работ соискателей соответствующим департаментом Минкультуры России; второй - проведение независимой оценки работ соискателей премии экспертами; третий - рассмотрение Межведомственным советом работ соискателей премии, отобранных экспертами, и принятие решения по номинантам конкурса на соискание премии. И лишь после завершения указанных действий принимается акт Правительства Российской Федерации о присуждении премии в области культуры 2.

Установленные горнила конкурса, на всех этапах которого были признаны достижения лиц, поименованных в конечном итоге в правительственном акте, то есть подтвержден их значительный вклад в развитие российской культуры, логичным результатом которого является постановление о присуждении премии, не позволяют усомниться в непредвзятости принимаемых, в том числе коллегиально, решений. Поэтому внесенное в пункт 10 Положение о премии Правительства Российской Федерации в области культуры дополнение, позволяющее изменить уже принятое решение о присуждении премии «до вручения диплома лауреата премии, почетного знака лауреата премии и удостоверения к нему» 3, противоречит самой сути и основным требованиям данного Положения и проводимого в соответствии с ним конкурса. Как видим, вместо апробированных в наградном праве понятных терминов появилось словосочетание «изменить решение», смысл которого с точки зрения права не раскрыт (является ли это лишением награды или отменой решения о награждении). Но, несмотря на явное нарушение права человека на награду за подтвержденные в установленном порядке заслуги перед государством и обществом, Правительство Российской Федерации воспользовалось новой нормой, что не могло не сказаться на имидже правительственной премии 4.

Учитывая высказанный С.Ю. Филипповой вывод, по которому «лишение права представляет собой реакцию на противоправное или иное социально неодобряемое поведение» [Филиппова, 2013, с. 142], полагаем, что для наградного права как института конституционного права России данный подход возможен, но при подготовке и согласовании наградных документов, то есть до принятия решения о награждении. В данном случае при осуществлении лицом, представляемым к награде, противоправного или иного социально неодобряемого поведения право на награду не будет ему предоставлено. После принятия

1 Положение о премии Правительства Российской Федерации в области культуры, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2022 № 79 // СЗ РФ. 2022. № 6. Ст. 888.

2 Положение о проведении конкурса на соискание премии Правительства Российской Федерации в области культуры, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.03.2022 № 460 // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). 2022. 24 июня. № 0001202206240021.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 884 «О внесении изменения в Положение о премии Правительства Российской Федерации в области культуры» // СЗ РФ. 2022. № 21. Ст. 3460.

4 См.: распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 1187-р. СЗ РФ. 2022. № 21. Ст. 3504; от 17.12.2021 № 3671-р. СЗ РФ. 2021. № 52 (ч. II). Ст. 9249.

решения, юридически подтвердившего наличие заслуг, основания для лишения награды, на наш взгляд, отсутствуют, особенно если исходить из того, что никто не вправе и не может отменить заслугу человека, вычеркнув из жизни государства и общества его подвиг. Таким образом, лишение награды государства должно стать юридически невозможным, а решение о лишении награды - юридически ничтожным.

Несомненно, с точки зрения морали, остается открытым вопрос, может ли Герой Российской Федерации или Герой Труда Российской Федерации, то есть лицо, которое весьма явственно отождествляется с наградившим его государством, носить это высокое звание, совершив после награждения преступление? Ведь геройский подвиг этого человека (боевой, трудовой) никто не может отменить. Определить соотношение морали и права в подобных случаях весьма сложно. Поэтому решение о лишении высших званий Российской Федерации должно осуществляться исключительно тем должностным лицом, которое принимало решение о их присвоении, то есть Президентом Российской Федерации. Основанием для лишения указанных званий, на наш взгляд, должно быть заключение Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам. При этом указанная Комиссия вправе принять решение о нецелесообразности лишения конкретного лица высшего звания.

Заключение

Высказанные автором в ранее опубликованных работах суждения и проведенное исследование позволяют предложить следующее:

1) исключить такой вид дополнительного уголовного наказания, как лишение государственных наград (включая лишение почетного звания), для чего следует внести соответствующие изменения в статьи 44, 45, 48 и 71 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) изложить п. 9 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», в следующей редакции:

«9. Награжденный не может быть лишен государственной награды, за исключением звания Героя Российской Федерации, звания Героя Труда Российской Федерации.

Решение о лишении звания Героя Российской Федерации, Героя Труда Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании заключения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам, которая рассматривает соответствующее представление суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления»;

3) сократить количество федеральных государственных наград, наград федеральных государственных органов, а также государственных наград (наград) субъектов Российской Федерации;

4) предусмотреть в положениях о наградах возможность отмены решений о награждении в случаях установления недостоверности сведений, содержавшихся в документах, внесенных для представления лица к награждению;

5) установить запрет на лишение наград государства, полученных на законных основаниях за подтвержденные в установленном порядке заслуги (включая подвиг);

6) сохранить аналогично предложению, сформулированному в пункте 2 предложений, как исключение из общего правила возможность лишения высшей государственной награды (награды) субъекта Российской Федерации за совершение умышленного преступления.

Реализация сформулированных предложений позволит не только облегчить громоздкую систему наград государства и в результате сократить число лиц, незаконно получающих награды, но и исключить юридическую несправедливость, когда человек, получивший заслуженную награду, по сути незаконно лишается права оставаться ее кавалером.

Список литературы

Бриллиантов А.В. 2017. О назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Уголовное право, 2: 21-25.

Винокуров В.А. 2014. Государственное наградное право. М., Издательство Московского университета, 608 с.

Винокуров В.А. 2008. Награды государства как атрибут российской государственности. М.: Издательство Московского университета, 624 с.

Винокуров В.А. 2012. Комментарий к Положению о государственных наградах Российской Федерации 2010 года. СПб., Экслибрис-Норд, 413 с.

Исаева В.Ю. 2007. Организационно-правовые формы легального лишения права человека на жизнь. Современное право, 2: 19-25.

Кузнецов А.П., Макарейко Н.В. 2005. Соотношение дисквалификации и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Юрист, 2: 39-44.

Лопашенко Н.А. 2021. Об уголовном наказании в России: заметки на полях Уголовного кодекса (от настоящего к будущему). Закон, 12: 33-48.

Максимов И.В. 2005. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как мера административного наказания. Административное право и процесс, 3: 19-23.

Якимов А.Ю. 2015. Установление и применение административного наказания в виде лишения специального права (разновидности данного наказания и их особенности). Административное право и процесс, 6: 32-40.

Филиппова С.Ю. 2013. Лишение права как частноправовой феномен: природа, основания, функции. Правоведение, 5: 124-142.

References

Brilliantov A.V. 2017. O naznachenii nakazaniia v vide lisheniia prava zanimat opredelennye doljnosti ili zanimatsia opredelennoi deiatelnostiu [On the imposition of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities]. Ugolovnoepravo, 2: 21-25.

Vinokurov V.A. 2014. Gosudarstvennoe nagradnoe pravo [State Award Law]. M., Publ. Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 608 р.

Vinokurov V.A. 2008. Nagrady gosudarstva kak atribut rossijskoj gosudar-stvennosti [Awards of the state as an attribute of Russian statehood]. M., Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 624 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vinokurov V.A. 2012. Kommentarij k Polozheniyu o gosudarstvennyh nagradah Rossijskoj Federacii 2010 goda [Commentary to the Regulations on State Awards of the Russian Federation in 2010]. SPb., Publ. Ekslibris-Nord, 413 р.

Isaeva V.Iu. 2007. Organizacionno-pravovye formy legalnogo lisheniia prava cheloveka na jizn [Organizational and legal forms of legal deprivation of a person's right to life]. Sovremennoe pravo, 2: 19-25.

Kuznecov A.P., Makareiko N.V. 2005. Sootnoshenie diskvalifikacii i lisheniia prava zanimat opredelennye doljnosti ili zanimatsia opredelennoi deiatelnostiu [The ratio of disqualification and loss of the right to hold certain positions or engage in certain activities]. Iurist, 2: 39-44.

Lopashenko N.A. 2021. Ob ugolovnom nakazanii v Rossii: zametki na polyah Ugo-lovnogo kodeksa (ot nastoyashchego k budushchemu) [About criminal punishment in Russia: notes on the margins of the Criminal Code (from the present to the future)]. Zakon, 12: 33-48.

Maksimov I.V. 2005. Lishenie specialnogo prava, predostavlennogo fizicheskomu licu, kak mera administrativnogo nakazaniia [Deprivation of a special right granted to an individual as a measure of administrative punishment]. Administrativnoepravo iprocess, 3: 19-23.

YAkimov A.YU. 2015. Ustanovlenie i primenenie administrativnogo nakazaniya v vide lisheniya special'nogo prava (raznovidnosti dannogo nakazaniya i ih osobennosti) [Establishment and application of administrative punishment in the form of deprivation of a special right (varieties of this punishment and their features)]. Administrativnoe pravo i process, 6: 32-40.

Filippova S.YU. 2013. Lishenie prava kak chastnopravovoj fenomen: priroda, osnovaniya, funkcii [Deprivation of the right as a private law phenomenon: nature, grounds, functions]. Pravovedenie, 5:124-142.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалась. Conflict of interest: no potential conflict of interest has been reported.

Поступила в редакцию 18.04.2022 Поступила после рецензирования Принята к публикации 01.06.2022

Received April 18, 2021 15.05.2022 Revised May 15, 2022

Accepted June 1, 2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Винокуров Владимир Анатольевич, профессор кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский университета ГПС МЧС России, заслуженный юрист Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

(ЖСГО: 0000-0003-0002-3010

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Vladimir A. Vinokurov, professor of the department of theory and history of state and law, Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia honored lawyer of the Russian Federation, St-Petersburg, Russia

ORCID: 0000-0003-0002-3010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.