Научная статья на тему 'О легитимности использования криминологического понятия «Этническая преступность»'

О легитимности использования криминологического понятия «Этническая преступность» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимина Татьяна Николаевна

Анализ национальной политики, научных, теоретико-прикладных исследований, данных уголовной статистики и нормативно-правовых актов РФ позволяет сделать вывод о наличии этнической преступности, которая, в свою очередь уже является предметом изучения новой отрасли преступностиведения криминологии национальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О легитимности использования криминологического понятия «Этническая преступность»»

КРИМИНОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 343.9 ББК 67.51

Т.Н. Тимина

О ЛЕГИТИМНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ»

Аннотация: Анализ национальной политики, научных, теоретико-прикладных исследований, данных уголовной статистики и нормативно-правовых актов РФ позволяет сделать вывод о наличии этнической преступности, которая, в свою очередь уже является предметом изучения новой отрасли преступностиведения - криминологии национальных отношений.

Ключевые слова: криминология национальных отношений; этническая преступность; этнос. T.N. Timina

ON LEGITIMACY OF USAGE OF CRIMINOLOGICAL CONCEPT «ETHNIC CRIME»

Summary: Analysis of national policy, scientific, theoretical and applied researches, crime statistics and legal acts reveals existence of ethnic crime. In its turn, ethnic crime is the subject of study for a new branch of criminology - criminology of national relations.

Key words: criminology of national relations; ethnic crime; ethnos.

Вопрос существования этнической преступности, в том числе, этнической организованной преступной деятельности, вызывает неоднозначное отношение в научных кругах. Мнения по данному вопросу диаметрально противоположны. Одни признают наличие этнической преступности: Л.С. Арутюнов [1], М.А. Касьяненко [4], М.П. Клеймёнов [6], Д.А. Шестаков [18]. Другие же являются противниками этого подхода, считая, что употребление понятия «этническая преступность» в публичных выступлениях, печати и научных исследованиях следует рассматривать как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (С.У. Ди-каев и др.) [3].

О наличии в современном глобальном мире этнической преступности свидетельствует масса примеров, большинство из которых находится «на слуху»: итальянская мафия «Коза Ностра», японские «Якудзы», «русская мафия». В России многочисленные научные исследования данной проблематики и судебно-следственная практика позволяют говорить о существовании преступных объединений, созданных по этническому, религиозному или признаку «землячества».

Например, такие группировки как азербайджанская, таджикская, армянская, афганская, вьетнамская, китайская и другие [7].

Следует отметить, когда речь заходит о наличии в России этнической преступности или преступных формирований, объединённых по этническому признаку, возникает масса нюансов, позволяющих вести по этому вопросу острую дискуссию. Это обусловлено тем, что:

• во-первых, существует недопустимость нарушения прав и свобод личности любой этнической принадлежности. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17); все равны перед законом и судом и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав

граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ) [8];

• во-вторых, активная национальная политика, направленная на обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, осуществляется в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [14], призванной развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей). Стратегия представляет собой систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

• в-третьих, Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На её территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры [14];

• в-четвёртых, проявления межнациональной нетерпимости запрещены уголовным законодательством: 1) наличие уголовной ответственности за преступления, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (например, п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ; п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ; п. «б» ч. 2 ст. 213 УК РФ и др.); 2) наличие ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина», предусматривающей уголовную ответственность за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национально-

сти, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам; 3) установление уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности: «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 280 УК РФ), «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» (ст. 280.1 УК РФ), «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ), «Организация экстремистского сообщества» (ст. 282.1 УК РФ), «Финансирование экстремистской деятельности» (ст. 282.3 УК РФ);

• в-пятых, на государственном уровне в Концепции общественной безопасности [9] признаётся, что одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Об этом речь ведётся и в Стратегии государственной национальной политики, где актуализируется внимание на существующие проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы: недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики РФ, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах РФ;

• в-шестых, существующая система сбора информации о преступлениях, совершённых лицами, принадлежащими к какой-либо этнической группе, не отражает реальной картины рассматриваемой преступности; официально собираемые уголовно-статистические данные позволяют получить криминологически значимую информацию лишь о личности преступника, если преступление

совершено иностранными гражданами и лицами без гражданства, лицами, прибывшими из стран СНГ или государств Балтии, гражданах России, проживающих на территории стран СНГ или государств Балтии, а также информацию о преступлениях, совершённых в отношении иностранных граждан; социально-криминологическую информацию о количестве преступлений, совершённых за определённый период организованной группой или преступным сообществом, без конкретизации этнической принадлежности;

• в-седьмых, существует проблема определения национальной идентичности, ведь в официальных документах граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства указывается лишь место рождения, этническая принадлежность не определяется;

• в-восьмых, уголовный закон не устанавливает ответственности за совершение преступлений в составе этнических преступных формирований, поэтому говорить о них как об отдельном виде преступлений не корректно с точки зрения формального (конвенционального) подхода к понятию преступления. С другой стороны, исходя из материального (социологического) определения преступления, ставящего во главу угла не наличие официального запрета, а существенный вред, опасность деяния для общества (преступление в криминологическом смысле) [17, с. 8], мы можем рассматривать этническую преступность, по меньшей мере, в двух значениях. Первое - как часть организованной преступной деятельности, то есть организованная этническая преступная деятельность, второе - как составляющая часть преступности экстремистской направленности. Поэтому, на наш взгляд, введение понятия «этническая преступность» вне зависимости от наличия специальных норм, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, всё же оправдано с криминологической позиции: для глубокого изучения данного вида преступности, личности преступника, факторов, влияющих на объединение преступных групп по этническому признаку, и разработки предупредительных мер воздействия на этническую преступность;

• в-девятых, на сегодняшний день в российском законодательстве не закреплено понятий «этническая преступность» или её

составных частей, но проблема этнической преступности признаётся на государственном уровне. Об этом свидетельствуют проанализированные нами нормативно-правовые акты. Например, Президент РФ В.В. Путин в Указе от 7 мая 2012 г. N° 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [15] в целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа РФ и обеспечения условий для его полноправного развития постановил Правительству РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ обеспечить до ноября 2012 года разработку комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти РФ по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу (выделено мной - Т.Т.);

• в-десятых, современное нормативно-правовое регулирование противодействия криминальной деятельности групп (сообществ), сформированных по этническому признаку, разрознено, понятийный аппарат скуден и бессистемен. Для разрешения этой проблемы в Приложении № 3 «Инструкции о порядке заполнения и представления учётных документов» Приказа «О едином учёте преступлений» [11] в разделе «Порядок заполнения и представления статистической карточки формы № 1.1» даётся понятие «этнические преступные формирования». В качестве них учитываются группы, сообщества (организации), представляющие собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, то есть объединяющие в своём составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований). Авторы Приказа уточняют, что отнесение преступной группировки к этнической не определяется однородностью её национального состава, он может быть и смешанным. Этническую принадлежность группировки определяют те, кто занимает в ней лидирующее положение;

• в-одиннадцатых, в России нормативно-правовые акты не устанавливают понятие «этнос», поэтому формулировка этого термина зависит от подхода, избираемого исследователем проблемы в зависимости от разработанной теории или концепции. Например, примордиализм, дуалистическая теория этноса, социобиологическое направление, теория Пьера ван ден Берга, пассионарная теория и другие. На федеральном уровне существует лишь понятие «коренные малочисленные народы Российской Федерации». К ним законодатель относит народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями [16].

Для формулировки криминологического определения «этническая преступность» мы обратились к существующим исследованиям в этой области. Н.А. Горюнова этническую преступность понимает как «преступность относительно устойчивых групп, преимущественно состоящих из представителей одного этноса и действующих на территории проживания другого этноса» [2, с. 36].

М.П. Клеймёнов определяет этническую преступность «как массовую криминальную эксплуатацию этнической идентичности» [5; 6, с. 61]. Признавая неоднородность этнической криминологической реальности, он выделяет три вида этнической преступности: политическую, организованную и общеуголовную [6, с. 63].

Другой подход к пониманию этнической преступности продемонстрировала Н.В. Кузьмина, говоря о ней как о массовом, исторически изменчивом, социально-правовом, антиобщественном явлении, слагающемся из совокупности действий, запрещённых уголовным законом (преступлений), совершаемых на определённой территории в тот или иной период времени по линии этнической общности. Н.В. Кузьмина относит к этнической преступности, в широком смысле, все

преступления, совершаемые в сфере межнациональных отношений, в области национально-государственного и социального управления; в узком смысле - те преступления экстремистской направленности, которые совершаются по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды либо кровной мести [10].

Касьяненко М.А. говорит об этнической преступности, как явлении современного криминального мира лишь в случае, когда этнический признак выступает как мотива-ционный признак объединения лиц для совершения противоправных действий, и тем самым идентифицирующий определённое преступное формирование в структуре организованной преступной деятельности. Она считает, что выделять этнический признак в структуре преступности можно только в случае объединения двух или более лиц для достижения общих преступных целей, т.е. посредством соучастия [4].

Объединяющими рассмотренные понятия признаками являются: групповой (организованный) характер и принадлежность к определённому этносу (этнической общности) [13].

Таким образом, этническую преступность можно определить как обладающую высокой степенью общественной опасности форму социальной патологии, выражающуюся в воспроизводстве запрещённых уголовным законом деяний, совершённых в составе этнического (национального) формирования, обладающего такими признаками как целостность, синергичность, делимость, структурированность, закрытость и адаптивность.

Проанализированные нами вопросы национальной политики РФ, научные, теоретико-прикладные исследования, данные уголовной статистики и нормативно-правовые акты позволяют сделать выводы о наличии этнической преступности, которая, в свою очередь уже является предметом изучения новой отрасли преступностиведения - криминологии национальных отношений [18, с. 115-116].

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. К вопросу о легитимности понятий «этническое преступное формирование» и «этническая преступность» в системе наук уголовно-правового цикла и их соотношение с основополагающим принципом равенства всех перед законом и судом // Мировой судья. М.: Юрист, 2008. № 9. С. 19-21.

2. Горюнова Н.А. Культурологический аспект этнической преступности и противодействие ей. Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002.

3. Дикаев С.У. О так называемой этнической преступности и экстремизме // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 1 (24). С. 38-44.

4. Касьяненко М.А. Криминологические особенности и основы противодействия организованной преступности с признаками этнической идентичности: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М. 2011.

5. КлеймёновМ.П. Криминология: учебник. М.: Норма, 2008.

6. Клеймёнов М.П. Этническая организованная преступность и экстремизм // Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом. Под ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008.

7. Клишков В.Б., Костыря Е.А., Платонов А.В. и др. Методика выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых этническими организованными преступными группами: научно-практические рекомендации. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. С. 257-262.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

9. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 года № Пр-2685). URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/page/68 (дата обращения 15.09.2015).

10. Кузьмина Н.В. Активизация деятельности организованной этнической преступности // Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы. Под ред. профессора А.И. Долговой. М., Российская криминологическая ассоциация, 2010. С. 289-290.

11. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учёте преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учётных документов») // Российская газета. - 2006. - 25 января.

12. Репецкая А.Л. Китайская организованная преступность в Восточной Сибири: характеристика, проблемы борьбы // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сборник материалов международной научно-практической конференции (7-8 февраля 2003 г.). Часть 1. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003.

13. Тимина Т.Н. Современный подход к пониманию этнической преступности // Уголовное законодательство: вчера, сегодня, завтра (памяти профессора С.Ф. Кравцова): материалы ежегодной научно-практической конференции. В двух частях. Часть I, 19-20 ноября 2015 года / Под ред. С.А. Денисова, Л.В. Готчиной и А.В. Никуленко // сост.: А.В. Никуленко, Л.В. Готчина. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. С. 256-262.

14. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

15. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2339.

16. Федеральный закон РФ от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

17. Шестаков Д.А. Введение в криминологию закона. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс, 2011.

18. Шестаков Д.А. Преступность политики. Размышления криминолога. СПб.: Издательский дом «Алеф-Пресс», 2013.

REFERENCES

1. Arutyunov L.S., Kasyanenko M.A. K voprosu o legitimnosti ponyatiy «etnicheskoe prestupnoe formiro-vanie» i «etnicheskaya prestupnost» v sisteme nauk ugolovno-pravovogo tsikla i ikh sootnoshenie s osnovo-polagayushchim printsipom ravenstva vsekh pered zakonom i sudom. [On legitimacy of the concepts «ethnic criminal group» and «ethnic crime» in criminal law sciences and their correlation with the fundamental principle of equality before the law and the court]. Mirovoy sudya. M.: Yurist, 2008, no. 9, pp. 19-21.

T.H THMHHa. O .MrHTHMHOCTH HCnO.HL3OBAHHfl

81

2. Goryunova N.A. Kulturologicheskiy aspect etnicheskoy prestupnosti i protivodeystvie ey. Reagirovanie na prestupnost: kontseptsii, zakon, praktika. [Cultural aspect of ethnic crime and its prevention. Responding to crime: concepts, law, practice]. M.: Rossiyskaya krminologicheskaya assotsiatsiya, 2002.

3. Dikaev S.U. O tak nazyvaemoy etnicheskoy prestupnosti i ekstremizme. [On so-called ethnic crime and extremism]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2012, no. 1 (24), pp. 38-44.

4. Kasyanenko M.A. Kriminologicheskie osobennosti i osnovy protivodeystviya organizovannoy prestupnosti s priznakami etnicheskoy identichnosti: avtoreferat dis.. .kand.yurid.nauk. [Criminological characteristics and basics of organized crime prevention with the features of ethnic identity]. M., 2011.

5. KleymenovM.P. Kriminologiya: uchebnik. [Criminology: textbook]. M.: Norma, 2008.

6. Kleymenov M.P. Etnicheskaya organizovannaya prestupnost i ekstremizm. Sovershenstvovanie borby s organizovannoy prestupnostyu, korruptsiey i ekstremizmom. [Ethnic organized crime and extremism. Improvement of counteraction to crime, corruption and extremism]. Pod red. A.I. Dolgovoy. M.: Rossiyskaya krimino-logicheskaya assotsiatsiya, 2008.

7. Klishkov V.B., Kostyrya E.A., Platonov A.V i dr. Metodika vyyavleniya, preduprezhdeniya i raskrytiya prestupleniy, sovershaemykh etnicheskimi organizovannymi prestupnymi gruppami: nauchno-prakticheskie re-komendatsii. [Methods to detect, prevent and solve crimes committed by ethnic organized criminal groups: scientific and practical recommendations]. SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2008, pp. 257-262.

8. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993). [The Constitution of the Russian Federation (adopted by national referendum on December 12, 1993)] // SZ RF. 2014, no. 31. St. 4398.

9. Kontseptsiya obshchestvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii (utv. Prezidentom RF 14.11.2013 goda № Pr-2685). [National Security Concept of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on November 14, 2013 No. Pr-2685)]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/page/68 (date of submission: 15.09.2015).

10. Kuzmina N.V. Aktivizatsiya deyatelnosti organizovannoy etnicheskoy prestupnosti. Ekstremizm: sotsi-alnye, pravovye I kriminologicheskie problemy. [Revitalization of organized ethnic crime. Extremism: social, legal and criminological problems]. Pod red. professora A.I. Dolgovoy. M.: Rossiyskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya, 2010, pp. 289-290.

11. Prikaz Genprokuratury Rossii № 39, MVD Rossii № 1070, MCHS Rossii № 1021, Minyusta Rossii № 253, FSB Rossii № 780, Minekonomrazvitiya Rossii № 353, FSKN Rossii № 399 ot 29.12.2005 «O edinom uchete prestupleniy» (vmeste s «Tipovym polozheniem o edinom poryadke organizatsii priema, registratsii i proverki soobshcheniy o prestupleniyakh», «Polozheniem o edinom poryadke registratsii egolovnykh del i uche-ta prestupleniy», «Instruktsiey o poryadke zapolneniya i predstavleniya uchetnykh dokumentov»). [The Decree of 29.12.2005 by the General Prosecutor;s Office no. 39, no. 1010 of MIA of Russia, no. 1021 of MES of Russia, no. 253 of Ministry of Justice of Russia, no. 780 of FSS of Russia, no. 353 of MEDT of Russia, no. 399 of FDCS of Russia «On uniform crime reporting» (along with «Model regulations on common order of reception, registration and verification of reported offenses», «Regulation on unified order of registration of criminal cases and crime reporting», «Instructions on completion and submission of the records»]. Rossiyskaya gazeta, 2006, January 25.

12. RepetskayaA.L. Kitayskaya organizovannaya prestupnost v Vostochnoy Sibiri: kharakteristika, problem borby. Aktualnye problem borby s prestupnostyu v Sibirskom regione: Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (7-8 fevralya 2003 g.). [Chinese organized crime in the Eastern Siberia: characteristics, prevention problems. Actual problems of crime prevention in the Siberian region: publications of the international scientific conference (February 07-08, 2003)]. Chast 1. Krasnoyarsk: Sibirskiy yuridiches-kiy institute MVD Rossii, 2003.

13. Timina T.N. Sovremenniy podkhod k ponimaniyu etnicheskoy prestupnosti. Ugolovnoe zakonodatel-stvo: vchera, segodnya, zavtra (pamyati professora S.F. Kravtsova): materialy ezhegodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. [Modern approach to ethnic crime concept. Criminal legislation: yesterday, today, tomorrow (in memory of S.F. Kravtsov): materials of the international scientific conference]. V dvukh chastyakh. Chast I, 19-20 noyabrya 2015 goda. Pod red. S.A. Denisova, L.V. Gotchinoy i A.V. Nikulenko // sost.: A.V. Nikulenko, L.V Gotchina. SPb.: Izd-vo SPb un-ta MBV Rossii, 2015, pp. 256-262.

14. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 «O strategii gosudarstvennoy natsionalnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda». [Decree of the President of the Russian Federation No. 1666 of December 19, 2012 «On the strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period until 2025»]. SZ RF. 2012, No. 52, St. 7477.

15. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 602 «Ob obespechenii mezhnatsionalnogo soglasiya». [Decree of the President of the Russian Federation No. 602 of May 07, 2012 «About providing international consent»]. SZ RF. 2012, No.19, St. 2339.

16. Federalniy zakon RF ot 30 aprelya 1999 goda № 82-FZ «O garantiyakh prav korennykh malochislenny-kh narodov Rossiyskoy Federatsii». [Federal Law No. 82-FZ of April 30, 1999 «On guarantees of the rights of indigenous»]. SZ RF. 1999, no. 18, St. 2208.

17. ShestakovD.A. Vvedenie v kriminologiyu zakona. [Introduction to criminology of law]. SPb.: Izdatelst-vo «Yuridicheskiy tsentr Press», 2011.

18. Shestakov D.A. Prestupnost politiki. Razmyshleniya kriminologa. [Criminal character of the politics. Reflections of a criminologist]. SPb.: Izdatelskiy dom «Alef-Press», 2013.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Татьяна Николаевна Тимина - кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Tatiana Nikolaevna Timina - PhD in Laws, deputy head of the department of criminal law at St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]

риминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.