Научная статья на тему 'О культуросозидающих аспектах телевизионного творчества'

О культуросозидающих аспектах телевизионного творчества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
150
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩИЕ АСПЕКТЫ / СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ НАЧАЛА / ТЕЛЕПРОГРАММЫ / СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИ ИСКУССТВА / ПРОИЗВОДСТВО И ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рахматкариева Гулчехра Рустамовна, Хамидова Марфуа Азизовна

В настоящей статье речь идет о специфике, функциях телевидения, о национальных, универсальных началах и культуросозидательных аспектах телевизионного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О культуросозидающих аспектах телевизионного творчества»

30. Слепцов-Ойунский П. Указание председатель Якутского Губревко-ма П. А. Ойунского заведующему отделом народного образования Г. С. Ефимову о создании трудовых школ//НА РС (Я) ПЯО КПСС Ф.2, оп. 1, д.599.

31. Тезисы к докладу на пленум Облкома ВКП (б) «О состоянии и задачах политико-просветительной работы».//Автономная Якутия 1927. 21 июня.

Raxmatkariyeva Gulchexra Rustamovna, doctoral candidate-researcher of State institute of arts and culture of Uzbekistan

E-mail: grahmatkarieva@gmail.com Xamidova Marfua Azizovna, professor, doctor of art criticism the Faculty of Cinema, TV and radio

E-mail: mirzokozimxon@gmail.com

About culture-building aspects of television creativity

Abstract: In the present article it is a question of specifics, television functions, of the national, universal beginnings and the culture-building aspects of television creativity.

Keywords: National television, culture-building aspects, socializing beginning, TV programs, means of translation of art, production and culture reproduction, personal aspects of culture.

Рахматкариева Гулчехра Рустамовна, докторант-соискатель Государственного института искусств и культуры Узбекистана E-mail: grahmatkarieva@gmail.com Хамидова Марфуа Азизовна, профессор Государственногоинститута искусств и культуры Узбекистана,

факультет «Кино, телевидения и радио» E-mail: mirzokozimxon@gmail.com

О культуросозидающих аспектах телевизионного творчества

Аннотация: В настоящей статье речь идет о специфике, функциях телевидения, о национальных, универсальных началах и культуросозидательных аспектах телевизионного творчества.

Ключевые слова: Национальное телевидение, культуросозидающие аспекты, социализирующие начала, телепрограммы, средство трансляции искусства, производство и воспроизводство культуры, личностные аспекты культуры.

Сегодня, когда человек во многом оказывается в психологической зависимости от экрана, идентифицируя себя с увиденным, сверяя с ним собственное мироощущение и поступки, выработка собственной концепции реализации нравственноэтических установок, укрепляющих на базе непреходящих ценностей национальной и мировой культуры духовный стержень и позитивный взгляд личности на мир, — важнейшая моральная и идейно-творческая задача телеискусства Узбекистана.

Развивая человеческие знания, навыки и умения, выступая как средство регуляции потребления и распределения, сохранения, распространения, производства и воспроизводства культурных ценностей, как инструмент формирования общественно-социальных сил, телевидение проявляет свои универсальные социализирующие и культуросозидающие начала в сфере социальной жизни в широком смысле, в сфере художественного творчества, в частности.

Универсальность ТВ прослеживается не только в динамическом (производство — распределение — потребление), но и в статистическом планах, если рассматривать его в качестве механизма приобщения личности к культуре в вертикальном и горизонтальном срезах, включая культуру политическую, экологическую, правовую, социально-поведенческую, художественную, производственную и т. д.

Материалы контент-анализа телепрограмм также подтверждают духовновоспроизводящие прерогативы телевидения, которое из средства сохранения и распространения культурных ценностей, превратилось в средство трансляции в экранной версии явлений художественной реальности, осуществляемой прямо или в записи, в оригинальном или переработанном и адаптированном к новым условиям виде; в средство производства и воспроизводства культуры способами, методами ТВ.

Транслируя разнообразные виды и жанры искусства, телевидение служит пропаганде и популяризации того или иного артефакта, творчества учреждений культуры, ищет пути сотрудничества, объединения, синтеза средств выражения, стимулируя живую практику на поиск, самоутверждение и провоцируя ее развитие. Не мудрено в данном случае:

• возрождение в новом качестве телетеатров, телецирков, телециклов, освещающих вопросы истории и теории культуры, жизнь и творчество известных представителей традиционного, академического и современного искусства;

• появление новых телефильмов;

• возникновение новых синтетических форм, таких как телебалет, телеопера, телевыставка, телемузей, теледизайн, телесимфоджаз и т. д.

Все это в комплексе говорит в пользу культуросозидающей деятельности телевидения в широком и конкретном понимании.

Телевидение примечательно и возможностью регуляции основных функций культуры, в том числе — человекотворческой, формирующей адекватный

социальной системе тип личности, что означает (по Цицерону) «cultura animi» — возделывание, взращивание духа.

Наибольшее воздействие на личность оказывают:

• беспрерывность получения телеинформации и раннее в нее включение;

• доминирование телесмотрения в структуре культурной деятельности;

• универсальность;

• компенсаторность;

• условия (домашние, камерные) потребления.

Успешная реализация положительного воздействия телевидения на личность и максимальное исключение отрицательного (формирование пассивности, рекреационных установок, ориентаций на опосредованное массовое общение в противовес непосредственному межличностному, «мозаичности» в потреблении культуры) возможны при совершенствовании системы телекоммуникации и формировании культуры потребления.

Помимо основных функций, совокупности разнообразных сфер производственно-творческой деятельности, связанной с развитием всех видов и жанров искусства, сложением новых форм и новых идейно-эстетических концепций, под культуросозидающими началами ТВ подразумевается его способность влиять на развитие электронных и традиционных искусств, творческой практики в целом, использовать в эфире материал как в оригинале, так и в последующих вариантах и редакциях.

Актуализируются эти начала как в процессе формирования культуры коллективной, массовой, социальной, профессиональной, общественной, так и бытовой, индивидуальной, включая, включая культуру одежды, речи, манер, мысли, чувств и т. д.

Культуросозидающая деятельность телевидения осуществляется в непосредственной связи с его функциями:

• распространение по телевизионным каналам культурной информации — с информативной функцией;

• производство новых ценностей культуры — с культурно-просветительской;

• повышение уровня культуры отдельного человека — с познавательнорекреативной;

• конструктивный принцип, по которому образ, возникающий ассоциативно под влиянием изображения, музыки и слов в закадровом тексте, потенциально способен рождать новые смыслы в общем телевизионном контексте — со смыслообразующей;

• художественно-творческий, рецепционно-эстетический, духовно-культурный — с репродуктивной, продуктивной функциями.

Личностные аспекты культуры персонифицированы и проявляются в тех ценностных константах, которыми руководствуется здравомыслящий человек

во всех жизненных сферах. Как свойство развитого интеллекта и богатых душевных качеств, как продукт универсального воспитания, основанного на традициях классической этики и этикета, культура мышления отражается:

• во внешнем облике;

• внутренней содержательности;

• в образе жизни людей в целом, включая научно-исследовательские, аналитические, профессиональные, социально-поведенческие, бытовые стороны жизнедеятельности;

• в умении строить, выражать идеи, мысли, моделировать собственную идейно-мировоззренческую, нравственную концепцию и следовать таковой соответственно правилам общечеловеческой культуры и морали.

Не врожденная по природе культура мышления формируется и развивается в результате освоения окружающей действительности и овладения знаниями, накопленными человечеством. Тому служит целый спектр возможных способов:

• обогащение собственного умственного опыта путем чтения научной и художественной литературы;

• системное, осознанное освоение законов, правил, приемов познавательной деятельности, что составляет содержание культуры мышления и актуализируется посредством познавательно-адаптивного и художественного телевещания в том числе.

В рассуждениях о культуре чувств, человеческого чувствования и способах его проявления следует помнить, что при всей своей естественности и непринужденности этот дар реализуется в той форме, которая предопределена конкретным укладом быта, нормами и установками, в которых растет и воспитывается человек. Стыд, сдержанность, вежливость, сопереживание, воспитанность — явления социальные.

Специалисты по этике определяют культуру чувств как степень общественной развитости, «очеловеченности», «эмоциональной одухотворенности» личности, а сами чувства, по которым можно судить о воспитанности человека, как продукт жизненного, общественного опыта и общения со средой.

Поскольку культура охватывает целостный духовно-нравственный мир людей, она не исчерпывается одной только просвещенностью, и в разряд невоспитанных часто попадает человек образованный.

Подлинность в данном понимании — это осознанное стремление:

• раскрыть, развить в себе способности и возможности тонкого чувствования;

• обогатить свое бытие всеми красками, соцветиями и созвучиями живого мира;

• поделиться со всеми, кто готов и способен принять накопленные душой богатства;

• сочувствовать, сострадать всему живому и сущему.

Если нет такой внутренней потребности, никакие уловки и ухищрения не помогут скрыть душевную бедность, ущербность человека, чьи «приличия», словно чужие наряды, спадают при первом серьезном столкновении с реальностью.

Как проявляется культура чувств в ежедневном, ежечасном общении?

Интонации, взгляды, жесты, улыбка, позы могут быть приятными или раздражающими, независимо от того, кто, где и когда их демонстрирует. Грубый окрик, недоброжелательность, ироничные ухмылки — все эти внешние проявления определенного свойства характера или сиюминутного душевного дискомфорта не только не способствуют взаимопониманию, но, напротив, отталкивают от человека.

Поэтому культура эмоций — необходимое условие полноценной нравственной жизни, один из признаков культуры мышления, социально-поведенческой культуры личности в целом.

Как видно, реализуя свои разносторонние функции, которые являются одновременно культуросозидающими, культурообразующими, телевидение комплексно воздействует на человека, на общество. В этом плане вполне справедливо его соотнесение с массовой культурой и осмысление в аспекте формирования культуры в рамках ТВ и за его пределами.

Сегодня, вступая на пороге третьего тысячелетия в новую цифровую среду, телевидение во всем мире превращается в мощную глобальную инфраструктуру, наблюдая, отражая и во многом стимулируя эволюционный социально-преобразующий процесс.

Включение в каналы как можно больше культурно-развлекательных программ, обеспечивающих высокие рейтинги и служащих мощным, с большими функциональными возможностями, коммуникативным средством, объясняется развившимися до высокого уровня структурирования творческими и техническими ресурсами, которые оказывают опосредованное воздействие одновременно на эмоциональную и рациональную стороны восприятия зрителя, опираясь на его непроизвольное внимание.

Играя важнейшую роль в реализации одной из важнейших составляющих социальной политики независимого государства — культурного строительства, Национальное телевидение осуществляет многогранную пропагандистскую, организационную, просветительскую деятельность, выполняя задачи формирования духовно-нравственного и интеллектуального потенциала современного общества.

Практика телеискусства немыслима без поиска собственного языка, тех экранных средств выражения, которые обусловлены спецификой ТВ как вида искусства и как СМИ.

Обогащение содержания программ, расширение информационных потоков связаны с развитием и совершенствованием съемочной и вещательной техники, способов фиксации и трансляции изображения и звука, которые прошли путь

от зеркальной, механической, ксерокопированной демонстрации жизненных и художественных реалий до полифонизации, символизации, поэтизации последних и выявления образных сфер.

Маневренность, совмещенность различных пространственно-временных, композиционных, объемных, колористических, закадровых и внутрикадровых наслоений изменили качество экранной выразительности, мобилизовали энергетические, творческие ресурсы ТВ, влияющие на конечный результат.

Сегодня в арсенале аудиовизуальных средств — многомерные изображения, дизайн, фотомонтаж, графический рисунок, слово, музыка. Зритель окунается в незнакомые миры, проникает в глубины цивилизаций, культур, наблюдает жизнь неизвестных городов, созерцает планеты в разных проекциях, черпает всесторонние знания, занимается самообразованием, самовоспитанием. В этом еще раз значение современного телевидения как социокультурного института.

Цель Национального телевидения — служение социальному прогрессу, сохранение мира в его целостности. Оно не может по своему гражданскому и профессиональному назначению быть равнодушным к судьбам людей, страны в целом и работает на ее процветание, провозглашая ценности свободы, человеческой жизни, передовые идеалы эпохи.

Список литературы:

1. Мустак,ил телерадио каналларни ислох к,илиш ва ривожлантириш чора-тад-бирлари тугрисида: Узбекистан Республикаси Президентининг Фармони. -2005. - 8 ноябрь//Узбекистон Республикаси конун хужжатлари туплами. -2005. - № 45. - М. 338.

2. Каримов И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч. - Т.: Узбекистан, 2008.

3. Гаспарян В. В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985 -1998 гг.).- М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000.

4. Егоров В. В. Телевидение: теория и практика: Учебное пособие. - М.: МНЭ-ПУ 1992.

5. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: Аспект Пресс, 2003.

6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-Пресс, 2004.

7. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004.

8. Электронный ресурс - Режим доступа - http://www.mtrk.uz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.