Научная статья на тему 'О культах римской кавалерии'

О культах римской кавалерии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
405
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКАЯ АРМИЯ / ROMAN ARMY / КАВАЛЕРИЯ / CAVALRY / КУЛЬТЫ КАВАЛЕРИИ / CULTS TO CAVALRIES / РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ АРМИИ / RELIGION TO ROMAN ARMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьянов Н.И.

Начиная со времени после Пунических войн в римской армии все чаще основной частью конницы были галльские кавалеристы, единообразно вооруженные и организованные в подразделения, именовавшиеся «алы» («крылья») под руководством префектов из римлян. Особенно характерным это явление стало для времени принципата. Используя разнообразные эпиграфические материалы, автор настоящей статьи предлагает очерк истории культов римской кавалерии. Наряду с римскими богами, в пантеоне достаточно широко присутствовали и варварские.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

After Punic wars by more often main part of cavalry of the time of Principat were a gallic cavalrymen, uniform armed and organized in scarlet under the direction of prefect from Romans. Especially characteristic of this phenomenon was the time for the principality. Using a variety of epigraphic materials, the author of this article offers a survey of the history of the Roman cavalry cults. Along with Roman gods in the pantheon of widely attended and barbaric.

Текст научной работы на тему «О культах римской кавалерии»

УДК 937. 07

О КУЛЬТАХ РИМСКОЙ КАВАЛЕРИИ ABOUT CULTS OF THE ROMAN CAVALRY

Н.И. Соловьянов N.I. Solovyanov

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева 660077, г. Красноярск, ул. Взлетная, 20,

Krasnoyarsk state pedagogical university name V. P. Astafiev 660077 г. Krasnoyarsk, Vzletnaya str., 20

e-mail: nikolai_solovyanov@mail.ru

Аннотация. Начиная со времени после Пунических войн в римской армии все чаще основной частью конницы были галльские кавалеристы, единообразно вооруженные и организованные в подразделения, именовавшиеся «алы» («крылья») под руководством префектов из римлян. Особенно характерным это явление стало для времени принципата. Используя разнообразные эпиграфические материалы, автор настоящей статьи предлагает очерк истории культов римской кавалерии. Наряду с римскими богами, в пантеоне достаточно широко присутствовали и варварские.

Resume. After Punic wars by more often main part of cavalry of the time of Principat were a gallic cavalrymen, uniform armed and organized in scarlet under the direction of prefect from Romans. Especially characteristic of this phenomenon was the time for the principality. Using a variety of epigraphic materials, the author of this article offers a survey of the history of the Roman cavalry cults. Along with Roman gods in the pantheon of widely attended and barbaric.

Ключевые слова: римская армия, кавалерия, культы кавалерии, религия римской армии.

Key words: roman army, cavalry, cults to cavalries, religion to roman army.

Римская цивилизация представляет большой интерес с точки зрения воплощенного в ней исторического опыта. Она имеет обширную документальную источниковую базу, а поэтому давно остается в центре внимания исследователей.

С конца XIX в. изучение ее военной истории развивается наиболее динамично. Источнико-вая база для этих исследований постоянно, можно даже сказать ежедневно, пополняется за счет новых эпиграфических открытий. Историки все больше внимания обращают на жизненные темы, такие как культурная и идеологическая роль армии, прежде всего в провинциях римской державы.

С момента своего основания Рим был обречен на ведение войн как оборонительных, так и наступательных. Вопрос об основании Города (Urbs) в мировой историографии остается открытым. Если отвлечься от легендарной версии в сторону археологических и исторических реалий, то ситуация предстает примерно в таком виде.

В связи с активизацией эллинской колонизации в Западной части Средиземноморья, освоением переселенцами южной Италии и Сицилии, возникла угроза морского вторжения эллинов в Этрурию через устье Тибра. Именно в связи с этим, на наш взгляд, этрусский военно-религиозный союз построил крепость в Лации, по археологическим данным «Рома квадрата», по всем правилам военной архитектуры, которой в Италии VIII в. до н. э. могли обладать только этруски. Позднее, после разгрома этрусского союза кельтами (галлами) в VI в. до н. э., римляне освободились от власти этрусков и приступили к завоеванию окружающих их земель.

К концу II в. до н. э. Рим превратился в «мировую державу», захватив Италию (IV в. до н. э.), Западное Средиземноморье и Северную Африку (III в. до н. э.), а также Балканы и Восточное Средиземноморье (II в. до н. э.). После серии гражданских войн II-I вв. до н. э., став Империей, Римская держава продолжила захватнические воины и лишь в середине II в. н. э. вынуждена была перейти к обороне. А это все войны, войны и войны.

Римляне после Пунических войн чаще использовали не конницу из римских всадников и союзников-италийцев, а нумидийские, галльские, германские, испанские и прочие наемные отряды, или как отдельные части - алы (300—400 человек) или по 120 всадников в легионе.

Основной частью конницы времен принципата были галльские кавалеристы, единообразно вооруженные и организованные в алы под руководством префектов из римлян.

Ауксиларии — нумидийцы и некоторые другие - действовали по своим обычаям и своим оружием, но под руководством префектов. К примеру, нумидийцы славились как легкая кавалерия, метающая дротики и невероятно мобильная.

Галлы, иберы и германцы использовались как ударная конница и разведка.

В охране императора было от 1000 до 2000 всадников-батавов (Germani corporis custodes).

При Траяне появилась первая ала дромадерариев, а при Адриане - первая регулярная часть катафрактариев.

О сверхрелигиозности римского общественного сознания писали все древние авторы. В частности, Полибий отмечал: «Важнейшее преимущество римского государства состоит в воззрениях римлян на богов. То самое, что осуждается у других народов, именно богобоязнь, у римлян составляет основу государства. Оно у них облекается в столь грозные формы, что невозможно идти дальше в таком отношении» (Polyb. VI. 56. б).

Далее здесь приводятся сакральные памятники воинов, служивших в римских кавалерийских частях в различных регионах империи и в разные хронологические периоды1.

ILS. 2492. Retia. A. 444.

Imp. Caesari divi | Hadriani fil., div. Tr. | nepo., Tito Ael. Hadri|ano Antonino Aug. | Pio pontif. maximo | p. p., consul. III, tribun. | pot. IIII, Ala prima singularium pia fidelis civium Romanorum.

ILS. 2493 In Mauretaniae. A. 204.

Imp. Caesari | L. Septimio | Severo Pio | Pertinaci | Aug. Arab. Adia[b.] | Parth. maxim., | trib. potest. | VIIII, imp. XI, cos. III, | p. p., p[rocos.] | eq. alae I Aug. | Parth. | Antoninia[w]ae.

ILS. 25l8. In Numidia.

Dis manibus | C. Iulius Dexter vet., mil. in ala | eq., ctir. turmae, armor. custos, signi|fer tur., milita. annos XXVI, dimis. emer. | honesta missione, duoviratu egit in col. | sua Thelepte, vixit an. LXXXV, hic crematus. | Tutia Tertia marita Iuli Dextri, vix. an. LXX, | hic cremata est.

ILS. 2520. In Britannia

(eques cum signo; sub eo hostis prostratus) dis manibus Flavinius eq. alae Petriana signifer | tur. Candidi, an. XXV | stip. VII, h. s.

ILS. 2524. Norici A. 238.

Victoriae | Aug. sac. | Fl. Tacitus | Singularis consularis aliae Aug., | Ael. Martius | Singularis consularis coh. I Ael. Brit. | pro se suisque omnibus| v. s. l. l. m. kal. Febr. Pio et Pontiano cos.

ILS. 2525. Untersaal ad Danuvium.

In h. d. d., | deo Mercu|rio, Fortunae re|duci. sacr., | M. Vir. | Marcellus Decurio alae primae Flaviae singularium Antoninianae. Singularis consularis. Praepositus kastris III De suo laetus Ubens merito Die Lunae, X kalendas Iunias, luna V.

ILS. 2527. Ad limitem Raetiae. A. 153.

Pro saluffe An] |tonini imp. [n.] | Mercurio sa|crum, FI. Rae|ticus optio | eq. al. Aurianae | v. s. 1. l. m., | [Pr]aesent. et [Ruf]no cos.

ILS. 2536 Britannia.

Deae Vagdaver. Custi., Sim[p]li|cius Super dec. alae Vocontior. | exerci[t]uus Britannici.

ILS. 2540. Intercisa Pannoniae.

I. o. m. Barsemis Abbei | dec ala firma | katafractaria | exnumero Hos|roruorum, mag. | coh. milliaria Hemesenorum. | natione domo Carris [e]t | Aur. Iulia coniux | [et]us v. s. 1. m. | Aurelia Phicimim (sic) | [e]t Aurel. Asalia [e]t | filias (sic) Barsimia tit. | o. e. c s. s.

ILS. 2546. Romae.

I. o. m. Heliopolitano, vexillatio alae prima Augusta Iture|orum, praebe|ntibus Cla. | Rufino et Ur|sione, decuriones posuerunt.

Итак, мы видим посвящения римских кавалеристов императорам, высшим богам римского пантеона за здравие, благополучие и победы императоров и всего божественного дома, а также иноземным богам: германской богине Вакдавере, Юпитеру наилучшему высочайшему Барсемий-скому и Юпитеру наилучшему высочайшему Гелиополитанскому, и, наконец, богам подземного царства Манам на надгробиях.

1 По изд.: Desau H. Inscriptiones Latinae Selectae (ILS). Vol. I-IV. Ed. 2. Berolini, 1954-1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.