Научная статья на тему 'О кризисе общественных отношений в Республике Алтай (на примере организации «Курултай алтайского народа»)'

О кризисе общественных отношений в Республике Алтай (на примере организации «Курултай алтайского народа») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ALTAI REPUBLIC / SOCIETY / L ETHNIC ELITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ябыштаев Тенгис Степанович

Анализируются взаимоотношения структуры власти и общественности в Республике Алтай. Среди влиятельных политиков из алтайцев сформированы две противоборствующие группы «национальной бюрократии» и «молодых тигров». Этническая элита алтайцев призывает организацию «Курултай алтайского народа» заниматься не политикой, а решением социальных вопросов. Основным методом исследования проблемы явилось непосредственное наблюдение за процессом проведения съездов-курултаев и опрос информантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crisis of public Relations in the Altai Republic (After the example of the organization «Kurultai of Altai people»)

Intra-Altai issues (conservation of tribal customs, the degree of knowledge of the native language by the younger generation, uniting ethnic groups of Altaians) acquire a new meaning against the backdrop of nationwide problems associated with unemployment in rural areas, youth employment, low living standards in the regions. In 2011-2012 the public life of the Altai Republic is in crisis. Among the most influential politicians and public figures have formed two teams, nicknamed the "national bureaucrats" and "young tigers". The leader of the first group is the vice-premier of the Republic Y. Antaradonov, who has spearheaded the creation of the organization of "Kurultai of Altai people" as the first head of El Bashchy. His group includes ethnic elite, calling on civil society organizations not to engage in policy, but and solving social issues. He is opposed to a group of "young tigers", which consists of deputies of the State Assembly El Kurultai of the Republic. This article identifies the causes of the crisis in the public life of the Altai Republic. As the main sources are used the Charter of the organization of "Kurultai of Altai people" and information from regional newspapers and Internet sites. The main method of investigation was direct observation the process of the convention-kurultays held in Gorno-Altaisk (April 16, 2011), and v. Ust-Caen (Nov. 4, 2011), the City Kurultai of Altai (April 1, 2012) and the Congress of the Altai people (April 13, 2012). An additional method of investigation was interviews with informants, who were interviewed the Altai language, which is important for the understanding of existing problems. As the sequence of events of the last two years, in the Altai Republic has developed the problem of relations between the structure of power and the public. The history of the organization of "Kurultai of Altai people" reveals the degree of its influence on public life in Altai. It is no accident that unfolding struggle for election to the position of E Bashchy confirms the social stratification of Russian society. The isolation of the officials from the interests of the people confirms their special status and material security. In order to solve the social crisis proposals to disband the organization of "Kurultai of Altai people" are made and to move on to another stage, although the problem of public relations in the country remains.

Текст научной работы на тему «О кризисе общественных отношений в Республике Алтай (на примере организации «Курултай алтайского народа»)»

2012 История №4(20)

УДК 94(470)

Т.С. Ябыштаев

О КРИЗИСЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ «КУРУЛТАЙ АЛТАЙСКОГО НАРОДА»)*

Анализируются взаимоотношения структуры власти и общественности в Республике Алтай. Среди влиятельных политиков из алтайцев сформированы две противоборствующие группы «национальной бюрократии» и «молодых тигров». Этническая элита алтайцев призывает организацию «Курултай алтайского народа» заниматься не политикой, а решением социальных вопросов. Основным методом исследования проблемы явилось непосредственное наблюдение за процессом проведения съездов-курултаев и опрос информантов

Ключевые слова: Республика Алтай, общественная жизнь, этническая элита.

Начиная с 1997 г. в Республике Алтай приобретает известность организация «Курултай алтайского народа», призванная выражать социальные и политические интересы алтайцев. Ее создание явилось одним из результатов общественного движения за этническое возрождение в условиях постсоветского периода. Все начиналось с возрождения собраний сёоков-родов и института родового управления - зайсанат. К настоящему времени организацией алтайцев проведено пять съездов. Для верного понимания терминологии необходимо отметить, что в алтайском языке, как и во многих других тюркских языках, понятие «курултай» означает «съезд». На этих съездах-курултаях были подняты актуальные вопросы сохранения родовых обычаев экзогамии и авункулата, регулирования расходов, связанных со сватовством, так как свадьба остается мероприятием сёока - рода. Важно знание алтайского языка, выступающее маркёром этнической идентичности алтайцев, при этом поднимался вопрос о степени знания родного языка подрастающим поколением и проблемах совершенствования методики преподавания. Одним из актуальных вопросов остается объединение этнических групп северных алтайцев, приобретших статус «отдельных этносов» с целью получения «северных» льгот, предусмотренных для коренных малочисленных народов Сибири. Внут-риэтнические вопросы алтайцев приобретают новое звучание на фоне общероссийских проблем, связанных с безработицей на селе, занятостью молодежи, низким уровнем жизни в регионах.

В 2011-2012 гг. в общественной жизни Республики Алтай наблюдается кризис. Среди влия-

тельных политиков и общественных деятелей сформировались две команды, прозванные с легкой руки журналистов «национальными бюрократами» и «молодыми тиграми». Лидером первой группы является вице-премьер республики Ю.В. Антарадонов, стоявший у истоков создания организации «Курултай алтайского народа» в роли первого главы Эл Башчы. В его группу входит этническая элита: министры, главы ведомств и муниципалитетов. Группу «молодых тигров» составляют депутаты Госсобрания - Эл Курултай республики: У. Князев, В. Тайтов, А. Манзыров и

В. Уханов. Они подвергают критике результаты деятельности Ю. В. Антарадонова и его команды, которая, по их мнению, «предала интересы коренного населения и забыла о нем» [1].

В данной статье выявляются причины возникновения кризиса в общественной жизни Республики Алтай. В качестве основных источников использованы Устав организации «Курултай алтайского народа» и сведения из СМИ: региональных газет «Листок», «Алтайдын Чолмоны», сайтов Интернета. Основным методом исследования явилось непосредственное наблюдение за процессом проведения съездов-курултаев, состоявшихся в г. Горно-Алтайске (16 апреля 2011 г.) и с. Усть-Кане (4 ноября 2011 г.), Городского Курултая алтайцев (1 апреля 2012 г.) и Конгресса алтайского народа (13 апреля 2012 г.). Следует обратить внимание на то, что заседания алтайцев проходят на алтайском языке как привычном языке общения. Дополнительным методом исследования явилось интервьюирование информантов, общение с которыми шло на алтайском языке, что важно для понимания сути сложившихся проблем.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта РГНФ - «Диалог культур народов Республики Алтай в изменяющихся условиях: стратегия и прогноз» (№ 11-11-04004 а/Т).

Кратко о структуре организации «Курултай алтайского народа». Высшим органом является съезд-курултай, собираемый через три года. В период между съездами работает исполнительный комитет Тёс Тёргё. Организацией руководит Курее (Президиум), находящийся в г. Горно-Алтайске -столице республики. В его полномочие входит координация деятельности организации, установление даты проведения съезда, выработка позиции по возникнувшим проблемам, например прокладка газопровода в Китай через республику, вопрос о У1Р-браконьерах, связанный со случаем аварии вертолета в январе 2009 г., и пр. Сложилась традиция объявления даты проведения республиканского курултая по местному каналу телевидения, в газетах «Алтайдын Чолмоны» и «Листок», на сайте алтайского народа (altai.kurultai.ru).

Перед его проведением в городе и каждом райцентре проходят съезды-курултаи, на которых избирают делегатов республиканского курултая, количество которых определено уставом организации [2]. Сбор материала о возрожденном родовом управлении «зайсанат» и его анализ подтверждают сочетание двух принципов руководства -родовой и административно-территориальный [3]. Так, согласно родовому устройству традиционного общества алтайцев, комитеты на местах должны создаваться по сёокам-родам, но фактически они формируются по районам, согласно административному устройству республики. И это понятно, идентификация себя по району проживания давно стало привычной в общественной жизни.

На последнем республиканском курултае камнем преткновения стало избрание Эл Башчы (Главы народа), являющегося главой исполнительного комитета Тёс Тёргё. Согласно Уставу организации «Курултай алтайского народа», им может быть представитель любой этнической группы алтайцев, свободно говорящий на алтайском языке, дети которого знают родной язык. Последние события свидетельствуют о том, что должность Эл Башчы приобретает высокий общественный статус. Неслучайно избрание на этот пост стало поводом возникновения кризиса общественных отношений в среде алтайцев. Официальная власть в лице группы Ю. В. Антарадонова стремится взять сложившуюся ситуацию под контроль и таким образом заручиться поддержкой народа во время предвыборных кампаний [4].

28 марта 2011 г. состоялось очередное заседание комитета Тёс Тёргё, на котором решено провести 16 апреля VI курултай. Планировалось избрать Эл Башчы, так как срок полномочий действующего Эл Башчы Б.К. Алушкина истекал. Через

день в большом зале Правительства республики проходило рядовое заседание, которое по инициативе группы «Национальная бюрократия» было объявлено VI курултаем. На нем присутствовали главы районов, некоторые зайсаны и приглашенные на встречу с главой республики А. Бердниковым. С отчетом о положении дел в общественной организации «Курултай алтайского народа» выступил Б.К. Алушкин. Зайсан сёока тонжаан И. Охрин предложил объявить проходящую встречу VI «чрезвычайным» курултаем и признать делегатами съезда глав сельских поселений и депутатов, так как они являются избранниками народа [5]. Основным вопросом курултая стали выборы Эл Башчы и исполнительного комитета Тёс Тёргё. По рекомендации Б. Алушкина на должность Эл Башчы был избран первый вице-мэр Горно-Алтайска 34-летний Эжер Татин. В исполнительный комитет Тёс Тёргё вошли люди из команды Ю.В. Антарадонова.

В ответ на это событие в большом зале Госсо-брания - Эл Курултай 16 апреля 2011 года собрался съезд из 170 «несогласных» делегатов, среди которых был депутат Госдумы РФ С.Т. Пекпеев. Собравшиеся подчеркнули, что их съезд созван на основе Устава организации «Курултай алтайского народа». На этом «альтернативном» курултае Эл Башчы был избран Урмат Князев из группы «молодые тигры». Так в общественном движении алтайцев образовалось двоевластие. На съездах противоборствующих групп были избраны Эл Башчы. На «чрезвычайном» курултае «бюрократы» избрали Э. Татина, а на «альтернативном» - У. Князева. Тот и другой Эл Башчы считают себя избранными законным путем. С целью закрепления своих правомочий подали документы в Министерство юстиции республики. После их проверки им отказали в государственной регистрации в связи с тем, что были нарушены нормы российского законодательства в проведении «чрезвычайного» и «альтернативного» курултаев. И в должности Эл Башчы остался Б.К. Алушкин [6].

Съезд-курултай «несогласных» стали называть «народным» курултаем, а «чрезвычайный» - «чиновничьим» курултаем. В речах противоборствующих сторон заметна новая терминология. Так, слово «сайыттар» имеет отрицательный смысл и означает «чиновник», слово «туунчы» есть «патриот». В доказательство своей «народности» 4 ноября 2011 г. был созван очередной VII курултай в логу Ойбок Усть-Канского района, на котором призвали алтайцев отдать свои голоса на выборах в Госдуму за КПРФ. Сторонники Ю.В. Антародо-ва предложили организации «Курултай алтайского

О кризисе общественных отношений в Республике Алтай

народа» не заниматься политикой, а лишь вопросами социального характера. И для показательного примера создали новое движение «Конгресс алтайского народа», учредителями которого стали П. Бедушев, С. Очурдяпов и А. Санаа: «Мы не станем заниматься политикой. Наше общественное движение возьмется за решение проблем культуры, науки, связей с общественными движениями других регионов. Мы будем опираться на опыт работы подобных конгрессов в Татарии и Башкирии, где эти общественные организации помогают власти в решении вопросов культуры, науки» [7].

После президентских выборов был назначен республиканский курултай на 25 апреля 2012 г. Его основной целью было избрания единого Эл Башчы. От каждого района избрали делегатов. От имени городских алтайцев делегатов выдвинули две организации - «Курултай алтайского народа» и «Конгресс алтайского народа». 1 и 8 апреля 2012 г. прошел городской курултай под председательством В. Д. Кудирмекова и У. А. Князева - Эл Башчы «альтернативного» Курултая. В нем участвовали зайсаны Э. В. Бабрашев (сёок-род мундус), К.И. Шлыков (сёок-род кыпчак), Б.К. Алушкин (сёок-род чапты), В.Д. Кудирмеков (сёок-род ир-кит). Б.К. Алушкин предложил провести заседание комитета Тёс Тёргё вместо городского курултая в связи с тем, что У. Князев по решению Минюста является незарегистрированным Эл Башчы. Это предложение не приняли, и городской курултай провели. Из числа его участников были избраны 74 делегата на республиканский курултай.

Через неделю, 13 апреля 2012 г., организация «Конгресс алтайского народа» во главе С. Очур-дяповым провела рабочее собрание по выдвижению делегатов на республиканский курултай. В этом заседании участвовали алтайцы из чиновников, служащих министерств и различных структур власти республики. Большинство их являются сторонниками группы Ю.В. Антарадонова.

Б.К. Алушкин заявил о нелегитимности прошедшего городского курултая. Ю.В. Антарадонов зачитал подготовленный список делегатов на республиканский курултай. И перед городскими алтайцами встала проблема, какая делегация будет их представлять - избранная организацией «Курултай алтайского народа» или новым движением «Конгресс алтайского народа»?

20 апреля 2012 г. по инициативе В. Д. Кудир-мекова был организован круглый стол с участием опытных общественных деятелей - Д.И. Табаева,

B.И. Петрова, С.С. Тюхтенева, В.К. Сабина,

C. Михайлова и Е.П. Мамашевой. При обсужде-

нии проблем общественного развития в республике было отмечено, что борьба за должность Эл Башчы организована умышленно, так как предстоят выборы главы республики и властям необходимо поставить своего человека от имени алтайского народа. В.К. Сабин предложил расформировать организацию «Курултай алтайского народа» и возложить представление интересов алтайцев на институт зайсанат, избрав Ага ]айзан~а (Главу зайсанов). Участники круглого стола были едины во мнении о том, что проблему общественных отношений необходимо решать, так как она может негативно повлиять на имидж республики [8].

Перед проведением республиканского курултая неожиданно умирает депутат Государственной думы С.Т. Пекпеев. В связи с проведением траурных мероприятий курултай был перенесен на месяц. В дальнейшем каждая группа назначила свой курултай. На сайте Алтайского народа У. А. Князев объявил о «народном» курултае 9 июля 2012 г. в логу Ойбок Усть-Канского района. Действующий по решению Минюста Эл Башчы Б.К. Алуш-кин объявил о проведении «чиновничьего» курултая 31 мая 2012 г. в г. Горно-Алтайске.

С целью урегулирования ситуации перед общереспубликанским фестивалем Эл Ойын (Народные игры), которые состоялись в конце июня 2012 г., инициативная группа во главе с А. Кучи-новым (Онгудайский р-н) призвала противоборствующие стороны к примирению. В селе Онгудай 18 мая 2012 г. было организовано примирительное собрание, на которое съехались представители городских и районных алтайцев, но к консенсусу не пришли. Затем в г. Горно-Алтайске 23 мая 2012 г. состоялось собрание, на котором оппозиция потребовала отменить список делегатов от Конгресса алтайского народа [9]. В итоге оба Эл Башчы - Б.К. Алушкин и У.А. Князев намерены провести свои съезды-курултаи.

Как показывает череда событий последних двух лет, в Республики Алтай сложилась проблема взаимоотношений структуры власти и общественности. История деятельности организации «Курултай алтайского народа» обнаруживает степень влияния на общественную жизнь алтайцев. Неслучайно развернувшаяся борьба за избрание Эл Башчы подтверждает социальное расслоение российского общества [10]. Оторванность чиновников от интересов народа обоснована их особым статусом, высоким достатком и материальной обеспеченностью. С целью решения общественного кризиса звучат предложения расформировать организацию «Курултай алтайского народа» и перейти к

другому формированию, хотя проблема общественных отношений в стране остается, что видно на примере Республики Алтай.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Молодые тигры» начали подготовку к Курултаю алтайского народа // Сайт газеты «Листок». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.listock.ru

2. Ябыштаев Т.С. О структуре управления общественной организации «Курултай алтайского народа» // Археология, этнология и антропология Евразии. Исследования и гипотезы. (матер. конф.). Новосибирск, 2012. С. 339-340.

3. Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С. Возрожденный зайсанат глазами алтайцев (по материалам газеты «Алтайдын" чолмо-ны») // Сибирь, Центральная Азия и Дальний Восток: актуальные вопросы истории и международных отношений (матер. конф.). Барнаул, 2009. С. 51-57.

4. Ябыштаев Т.С. Общественная организация «Курултай алтайского народа» в сосредоточии проблем родового движения в Республике Алтай // Гуманитарные и социальные науки. Ростов н/Д, 2012. № 1. С. 515-517. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hses-online.ru/Actual.html

5. Бельчекова Н. Алтай калыктын алтынчы Курултайы... // Алтайдын Чолмоны. 2011. 7 апр. № 59-61. С. 5.

6. Борис Алушкин остался Эл башчы // Новости Горного Алтая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gorno-altaisk.info

7. Движение без политики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gornoaltaysk.ru

8. Попова Н. Когда жить легко, но противно // Листок. 2012. 25 апр. № 17. С. 2.

9. Кудирмеков В. Стыдно за весь алтайский народ и за нашу власть // Листок. 2012. 11 апр. № 15. С. 3.

10. Ерохина Е.А. Этническое развитие народов России и перспективы становления российской нации // Новые исследования Тувы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.t:uva.asia/joumal/issuе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.