Т.С. Ябыштаев
Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск
О РОДОВОЙ ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕННОГО ЗАЙСАНАТА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ*
Мы обратились к изучению данного вопроса по теме регионального проекта РГНФ «Институт зайсанства и его правовые основы в свете современных проблем возрождения в Республике Алтай» (№07-03-61304а/Т). Предметом изучения явился современный зайсанат, многогранный по своей сути, выступающий как социальный институт, как форма родового управления, как система старшинства и авторитета ро-да-сеока. Изучение его основывается на междисциплинарном методе исследования, когда используются достижения ряда научных направлений, названия которых объединяются формантом «этно-» - этносоциологии, этнопсихологии, этнолингвистики (Итс Р.Ф., 1989, с. 87-88).
Приступив к реализации проекта, мы освоили накопленный материал по изучаемой теме и выявили следующие основные положения. Во-первых, основой возрожденного зайсаната явилась родовая структура алтайского этноса, выступающего объектом исследования по теме. Во-вторых, сохранение в советское время основных родовых обычаев экзогамии, авункулата, сватовства, соблюдение их семейно-родственной среде вызвали возрождение зайсаната как символа рода-сеока постсоветского периода. В-третьих, современный институт зайсанства вызывает различные мнения о необходимости его существования, в чем проявляются особенности этнических процессов. Наблюдая и фиксируя в полевых условиях архаичные элементы традиционного социального института, каким является зайсанат, можно проникнуть в глубь бытования этнографического явления. Этот метод сравнительно-исторического анализа позволит реконструировать родовое управление зайсаната (Ябыштаев Т.С., 2007, с. 59-62).
Для освещения данной проблемы рассмотрим развитие этнической ситуации в регионе за последний период. В начале 1990-х гг. в Республике Алтай происходит поддержка общероссийского и международного движения по приоритетам коренных малочисленных народов. В 1992 г. была создана «Ассоциация северных алтайцев», целью которой явилось сохранение их этнического своеобразия и официальное применение диалектов. В том же году прошел съезд челканцев, на котором поднимались проблемы возрождения. Затем в начале 1993 г. Совет национальностей Верховного Совета РФ причисляет кумандинцев и шорцев к малочисленным народам Севера.
В те годы прослеживается объединение северных алтайцев на основе единых проблем возрождения - это утрата знания родного языка, особенно молодежью и подрастающим поколением, забвение родовых традиций, всеобщий стресс и алкоголизм, развившиеся еще в советское время. Не случайно через год в марте 1994 г. состоялся Первый съезд северных народов Алтая, на котором была принята Программа сохранения тюркских народов Северного Алтая и возрождения их этнической культуры. Кроме того, подчеркивалось законодательное закрепление за ними права собственности на землю, на родовые промысловые и охотничьи угодья.
* Исследование проведено при финансовой поддержке регионального проекта РГНФ «Институт зайсанства и его правовые основы в свете современных проблем возрождения в Республике Алтай» (№07-03-61304а/Т, рук. B.C. Иванова).
Сравнивая этническую ситуацию этнотерриториальных групп алтайцев, мы пришли к следующему выводу. Если у северных алтайцев период возрождения этнических традиций самоуправления развивается по административному пути, то у южных основывается на родовой структуре, бытующей в среде этнотерриториальных групп алтай-кижи и теленгит. Еще в начале прошлого века в условиях единой родовой структуры система управления была жизнеспособна. Тогда во главе крупных родов-сеоков стояла родовая элита, возглавляемая зайсаном (Радлов В.В., 1989, с. 123).
До наших дней термин «/айса/Г» сохранился как наследие ойратского периода (XVII—XVIII вв.), когда предки алтайцев пережили государственность в составе Джунгарского ханства. В то время власть зайсанов была наследственной, а их звания пожизненными. Как правило, старший сын наследовал светскую власть, а младший сын получал семейное имущество отца. Если у зайсана был единственный сын, то ему доставались и должностное звание, и родительское имущество. Исстари была известна традиция называть родовитого зайсана, как выходца из родовой аристократии, «уктуу ]айсан~» (Вайнштейн С.И., 1989, с. 580).
Результаты опроса современных зайсанов - Б.В. Кортина сеока «чапты», И.Г. Юлукова сеока «алмат», И.А. Охрина сеока «тонжаан», А.А. Сельбикова сеока «иркит» - позволяют заключить следующее. До тех пор, пока из поколения в поколение будет сохраняться обычай передачи родовой принадлежности по патрилинейной линии в системе родства и связанное с этим соблюдение родовых обычаев таких, как экзогамия, авункулат, взаимопомощи «карындаш» и пр., будет жить в памяти народа институт зайсанства. В нем зайсан воспринимается как символ единства сеока (Тади-на Н.А., Ябыштаев Т.С., 2007а, с. 63-66).
Утверждение о том, что возрождение зайсаната является лишь стремлением возврата традиции родового управления остается однобоким. Всем известно, что имеющийся опыт «реанимации» не дал ожидаемых результатов: старинная форма правления не ответила современным условиям развития этноса. Проведенный нами историко-сравнительный анализ (Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С., 2007в, с. 160) показал, что в большей степени идея возрождения зайсаната отвечает современным внутриэтническим проблемам. Ни для кого не является секретом, что происходящие случаи нарушения родовых обычаев давно озадачили старшее поколение алтайцев южных групп (алтай-кижи и теленгитов), среди которых до сих пор сильно бытование родовых традиций.
Современный зайсанат считает возможным налаживание регулирования традиций сватовских расходов - это прозвучало в середине апреля этого года на V Курултае алтайского народа (Алтайдын- Чолмоны. 2008. №74). Необходимость реформирования свадебных обычаев, влекущих непосильные сватовские расходы, обсуждалась и на предыдущих Курултаях, собиравшихся через каждые три года. Дело в том, что в Усть-Канском районе считается нормой назначение стороной невесты свыше 40 (а в последнее время 50-60) семей, к каждой из которой сторона жениха должна совершить сватовские визиты, что стало своеобразной мерой испытания сватов. Также зайсанат считает возможным реформирование норм авункулата, соблюдение которого преднамеренно забывается среди алтайцев Онгудайского района, у которых усиливаются настроения индивидуализма.
С другой стороны, актуализацияродовых традиций силами зайсанов приводитквоз-врату престижа родовой элиты, авторитета старшинства по возрасту, родству, социаль-
ному статусу, что вызвало интерес среди населения как внутри республики, так и за ее пределами (Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С., 20076, с. 291). Сегодняшнее состояние возрожденного института зайсаната представляет собой результат эволюции, перспективы его интеграции и функционирования в современном правовом мире. Наблюдается деформация родового самоуправления как неизбежный итог адаптации к нынешним условиям развития алтайского этноса.
Зайсанат в роли института родового управления олицетворяет один из символов алтайских родов-сеоков. Если же для старинного зайсаната основными функциями были административные и судебные, то в наши дни зайсанат претендует на решение социальных проблем. К числу таких относится соблюдение родовых обычаев экзогамии и авункулата, сохранение авторитета старших по возрасту, сокращение размаха пьянства, решение проблемы безработицы и пр.
Следует подчеркнуть, что современный институт зайсанства является неправительственной организацией в республике. Этот статус определяет круг вопросов, входящих в его ведение, как-то: семейно-брачный кодекс алтайцев, традиционные нормы морали и этики, законы обычного права наследования и опеки, промысловое и договорное право и прочие проблемы.
Таким образом, основой возрожденного зайсаната остается родовая структура, о чем свидетельствует десятилетняя история его существования в современных этносоциальных условиях республики. Именно сохранение родовых традиций на уровне семейно-родственных отношений в течение советского периода позволило современным алтайцам выйти на очередной уровень этнического развития, характеризуемый как период возрождения этноса и этнической культуры.
Библиографический список
Алтайдын" Чолмоны. 2008 г. 8 апр. №74.
Вайнштейн С.И. Примечания в книге «Из Сибири» В.В. Радлова. М., 1989.
Итс РФ. Введение в этнографию: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989.
Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С. В.В. Радлов о статусе алтайских зайсанов в свете современной харизмы родового лидера // Материалы научной конференции с международным участием «Немецкие исследователи на Алтае», посвящ. 170-летию со дня рождения В.В. Радлова. Горно-Алтайск: Немецкий культурный центр ГАГУ, 2007а. С. 63-66.
Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С. О воспитательной роли старшинства рода и семьи (по материалам алтайской этнографии) // Этнопедагогика: теория и практика. Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 20076. С. 289-294.
Тадина И. А., Ябыштаев Т.С. О методике сбора этнографического материала на языке изучаемого этноса // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2006 г.: Археология, этнография, устная история. Барнаул: БГПУ, 2007в. Вып. 3. С. 159-163.
Ябыштаев Т.С. Об опыте полевой работы по проекту «Институт зайсанства...» // Вестник молодых ученых. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. №4. С. 59-62.
Научный руководитель - к. и.н., доцент Н.А. Тадина (ГАГУ)