Научная статья на тему 'О криминализации воинских преступлений: краткий комментарий к Федеральному закону от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ'

О криминализации воинских преступлений: краткий комментарий к Федеральному закону от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
специальная военная операция / уголовный закон / воинские преступления / криминализация / объективная сторона / санкция / special military operation / criminal law / military crimes / criminalization / objective side / sanction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Вячеславович Новокшонов, Кирилл Владимирович Шевченко, Виктор Михайлович Шеншин

В представленном исследовании проводится анализ Федерального закона от 24 сентября 2022 года № 365. Отмечается, что исследуемый акт внес изменения в уголовный закон, касающийся в большей степени объективной стороны, расширен круг деяний, совершаемых в форме бездействия, указано на новые последствия — тяжкие, введен новый перечень квалифицированных и особо квалифицированных признаков, затрагивающих обстановку. В своей основе большинство санкций, предложенных законодателем, являются санкциями, связанными с лишением свободы, т.е. относительно определенными, вместе с тем имеются санкции с одним основным видом наказания (лишение свободы) и одним или двумя дополнительными видами наказания (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) — кумулятивные санкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Вячеславович Новокшонов, Кирилл Владимирович Шевченко, Виктор Михайлович Шеншин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the criminalization of military crimes: a brief commentary on Federal Law № 365-FZ of September 24, 2022

The presented study analyzes Federal Law № 365-FZ of September 24, 2022. It is noted that the act under study has made changes to the criminal law concerning the more objective side, the range of acts committed in the form of inaction has been expanded, new consequences have been indicated — grave, a new list of qualified and specially qualified signs affecting the situation has been introduced. Basically, most of the sanctions proposed by the legislator are sanctions related to deprivation of liberty, that is, relatively certain, at the same time there are sanctions with one main type of punishment (deprivation of liberty) and one or two additional types of punishment (deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities) — cumulative sanctions.

Текст научной работы на тему «О криминализации воинских преступлений: краткий комментарий к Федеральному закону от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ»

Закон и право. 2023. № 11. С. 250-256. Law and legislation. 2023;(11):250-256.

Научная статья УДК 344.2

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-250-256 EDN: https://elibrary.ru/WCUNDP

NIION: 1997-0063-1 1/23-677 MOSURED: 77/27-001-2023-11-877

О криминализации воинских преступлений: краткий комментарий к Федеральному закону от 24 сентября 2022 года № Э65-ФЗ

Дмитрий Вячеславович Новокшонов1, Кирилл Владимирович Шевченко2, Виктор Михайлович Шеншин3

1 Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

2 3 Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской

Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, Санкт-Петербург, Россия

1 d_novoksh@mail.ru

2 kirill_55@mail.ru

3 vitya-shen@mail.ru

Аннотация. В представленном исследовании проводится анализ Федерального закона от 24 сентября 2022 года № 365. Отмечается, что исследуемый акт внес изменения в уголовный закон, касающийся в большей степени объективной стороны, расширен круг деяний, совершаемых в форме бездействия, указано на новые последствия — тяжкие, введен новый перечень квалифицированных и особо квалифицированных признаков, затрагивающих обстановку.

В своей основе большинство санкций, предложенных законодателем, являются санкциями, связанными с лишением свободы, т.е. относительно определенными, вместе с тем имеются санкции с одним основным видом наказания (лишение свободы) и одним или двумя дополнительными видами наказания (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) — кумулятивные санкции.

Ключевые слова: специальная военная операция, уголовный закон, воинские преступления, криминализация, объективная сторона, санкция.

Для цитирования: Новокшонов Д.В., Шевченко К.В., Шеншин В.М. О криминализации воинских преступлений: краткий комментарий к Федеральному закону от 24 сентября 2022 года № 365-ФЭ // Закон и право. 2023. № 11. С. 250—256. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-250-256 ББЫ: https://elibrary.ru/WCUNDP

Original article

On the criminalization of military crimes: a brief commentary on Federal Law № 365-FZ of September 24, 2022

Dmitry V. Novokshonov1, Kirill V. Shevchenko2, Viktor M. Shenshin3

1 St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

2 3 St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E. N. Zinichev, St. Petersburg, Russia

1 d_novoksh@mail.ru

2 kirill_55@mail.ru

3 vitya-shen@mail.ru

© Новокшонов Д.В., Шевченко К.В., Шеншин В.М. М., 2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

Abstract. The presented study analyzes Federal Law № 365-FZ of September 24, 2022. It is noted that the act under study has made changes to the criminal law concerning the more objective side, the range of acts committed in the form of inaction has been expanded, new consequences have been indicated — grave, a new list of qualified and specially qualified signs affecting the situation has been introduced.

Basically, most of the sanctions proposed by the legislator are sanctions related to deprivation of liberty, that is, relatively certain, at the same time there are sanctions with one main type of punishment (deprivation of liberty) and one or two additional types of punishment (deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities) — cumulative sanctions.

Keywords: special military operation, criminal law, military crimes, criminalization, objective side, sanction.

For citation: Novokshonov D.V., Shevchenko K.V., Shenshin V.M. On the criminalization of military crimes: a brief commentary on Federal Law № 365-FZ of September 24, 2022 // Law and legislation. 2023;(11):250—256. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-250-256 EDN: https://elibrary.ru/WCUNDP

Проведение специальной военной операции послужило основанием для приня-ж тия законодателем Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ (далее — Федеральный закон № 365).

Одним из новшеств указанного Закона стало внесение в п. «л» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) изменений, в соответствии с которыми появились новые обстоятельства, отягчающие наказание. Так, уголовный закон теперь дополнительно предусматривает в качестве таковых совершение преступления в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.

Введение в уголовный закон новых обстоятельств обусловило необходимость дать краткий комментарий относительно понятий, предусматривающих режим военного положения или иную форму ведения боевых действий, а также выявления проблем, требующих своего разрешения. Тем более, что в науке уже стали появляться соответствующие научно-практические комментарии [4].

Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных форми-

рований на организацию и состав военного времени1.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1 -ФКЗ под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии2.

Отметим, что военное положение вводится на основании Указа Президента Российской Федерации, действует оно с даты и времени, которые указаны в Указе. Так, с 00:00 20 октября 2022 г. военное положение введено на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей3.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы» предусмотрено, что военным временем является период с момента объявления федеральным законом состояния войны в случае вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации либо с момента фактического начала военных действий до момента объявления об их прекращении, но не ранее фактического прекращения.

1 Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 31-Ф3 // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.

2 Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

3 Указ Президента РФ от 19.10.2022. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // pravo.gov.ru

LAW & LEGISLATION • 11-2023

Военное положение и военное время — это не синонимы. Поясним свою мысль на основе анализа российского законодательства, из которого следует, что состояние войны объявляется отдельным федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации4. Состояние войны может быть объявлено в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации [3], здесь также должен быть принят соответствующий федеральный закон [5].

С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 11 предписано, что под вооруженным конфликтом следует понимать вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт), в ходе которого осуществляется применение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских (специальных) формирований и органов без перехода государства в состояние войны.

Дефиниция «вооруженный конфликт» в законодательстве не раскрывается, хотя ссылка на нее встречается в названии некоторых законов и подзаконных актов. Даже Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта предусматривает этот юридический факт. И все-таки считаем необходимым привести понятие термина «вооруженный конфликт».

Так, в Большой российской энциклопедии под вооруженным конфликтом (от лат. сопШйш — столкновение) понимается вид вооруженного противоборства между государствами или социальными и политическими группами внутри государств в целях разрешения политических, экономических противоречий посредством применения каждой из сторон военной силы [1].

В приказе Министра обороны Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. № 760 упоминается о необходимости оказания первой помощи

4 Часть 1 ст. 18 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

военнослужащим в условиях военного времени, ведения военных (боевых) действий, выполнения боевых (учебно-боевых), служебно-боевых (оперативно-служебных) задач в области обороны.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 11 судам рекомендовано под военными считать действия, которые ведет Российская Федерация в военное время по отражению вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

В этом же Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации читаем: «Боевые действия представляют собой организованное применение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских (специальных) формирований и органов в военном конфликте, охватывающем все виды вооруженного противоборства, включая войны и вооруженные конфликты, а также в иных случаях в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (например, участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений органов, уполномоченных их принимать в соответствии с международными договорами, участие в проведении контртеррористической операции, специальной военной операции либо защита Государственной границы Российской Федерации). Боевые действия ведутся в определенном районе и в определенный период при выполнении поставленных боевых (оперативных) задач».

В энциклопедии, изданной под эгидой Министерства обороны Российской Федерации [2], боевые действия выступают не чем иным, как составной частью военных действий противоборствующих сторон, организованным применением сил и средств объединений, соединений, частей, подразделений для выполнения поставленных боевых задач. Боевые действия авторами указанного труда рассматриваются как процесс, являющийся составной частью военных действий, как форма применения объединений, соединений, частей и подразделений.

Из Федерального закона № 365 следует, что ст. 332 УК РФ дополнена частью второй, в которой в качестве особо квалифицированных признаков указаны обстоятельства неисполнения

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий. Нужно сказать, что отказ от участия в военных или боевых действиях также является особо квалифицированным признаком, отягчающим наказание.

Характерно, что законодатель не оставил альтернативы суду как только привлекать к уголовному наказанию в виде лишения свободы от двух до трех лет. Тем самым данный состав преступления относится к категории преступления небольшой тяжести.

А вот в ч. 2 ст. 332 УК РФ в качестве особо квалифицированных признаков сделан акцент на совершении деяний, предусмотренных частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенных в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях и повлекших при этом тяжкие последствия.

Тяжкие последствия, предусмотренные в ст. 332 УК РФ, выражаются, в частности, в снижении боевой готовности воинской части, невыполнении боевой задачи, утрате военного управления (дезорганизации вверенных командиру (начальнику) сил), выводе из строя критически важных объектов инфраструктуры.

Тяжкими последствиями в п. «в» ч. 2 статей 333 или 334, ч. 3 ст. 335 УК РФ являются, в частности, срыв выполнения боевого задания, причинение по неосторожности смерти потерпевшему, самоубийство потерпевшего либо покушение на него, самовольное оставление части или места службы потерпевшими вследствие допущенных в отношении них нарушений порядка уставных взаимоотношений между военнослужащими.

В части 3 ст. 335 УК РФ тяжким последствием также является умышленное или неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью.

При этом умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при наличии в этих случаях признаков, перечисленных в частях 3 и 4 ст. 111 УК РФ, необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 335 и указанными частями ст. 111 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности дополнительной квалификации по ст. 118 УК РФ не требует.

Под тяжкими последствиями в ст. 340 УК РФ понимаются непредотвращенные военное напа-

дение, нанесение противником ущерба важным государственным и военным объектам (разрушение или повреждение оборонных предприятий, сооружений, в целом военной инфраструктуры, причинение иного значительного материального ущерба), гибель людей, вскрытие системы противовоздушной обороны и т.п.

Тяжкими последствиями по ст. 341 УК РФ признаются, например, вооруженное вторжение, нападение на объекты пограничных органов, проникновение на территорию Российской Федерации диверсантов, членов незаконных вооруженных формирований, незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации предметов контрабанды в крупном размере.

К тяжким последствиям нарушения уставных правил караульной (вахтенной) службы в ст. 342 УК РФ могут быть отнесены случаи хищения из охраняемых объектов оружия, боеприпасов и другого военного имущества, случаи вывода из строя боевой техники, утрата Боевого Знамени воинской части, побег военнослужащего, содержащегося на гауптвахте или в дисциплинарной воинской части, и т.п.

В качестве тяжких последствий (ч. 2 ст. 343 УК РФ) могут выступать нарушения прав и законных интересов значительного числа граждан, самоубийство или покушение на самоубийство незаконно задержанного лица, значительный материальный ущерб, в том числе причиненный юридическим лицам, и т.д.

К тяжким последствиям по ст. 344 УК РФ могут быть отнесены совершение преступлений военнослужащими, массовые драки с участием военнослужащих при условии возможности их предотвращения патрулем и т.п.

Уголовная ответственность за нарушение уставных правил несения внутренней службы наступает только при условии, что это деяние повлекло утрату, уничтожение или повреждение находящихся под охраной наряда оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо предметов военной техники, а равно иные тяжкие последствия.

При этом к иным тяжким последствиям могут быть отнесены, в частности, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, сопровождающееся грубым нарушением внутреннего порядка в подразделении, хищение военного имущества, охраняемого нарядом, и т.п.

Тяжкие последствия в статьях 346 и 347 УК РФ выражаются, например, в причинении реаль-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2023

ного значительного материального ущерба, в том числе связанного с расходами на ремонт, в срыве выполнения боевого задания, в длительной утрате управления воинским подразделением или способности выполнять им боевые задачи по предназначению. Судам необходимо иметь ввиду, что при определении тяжести последствий в указанных статьях имеет значение не только размер материального ущерба, но и уникальность уничтоженного или поврежденного военно-технического средства, его значимость для обеспечения боевой способности подразделения, утрата технического приоритета и т.п.

К иным тяжким последствиям в ч. 1 ст. 349 УК РФ относятся, например, уничтожение или повреждение военного или гражданского имущества (в том числе самого предмета преступления), невыполнение подразделением боевого задания или решения иной задачи, заражение окружающей среды и т.п. При этом необходимо учитывать не только стоимость уничтоженного или поврежденного имущества в денежном выражении, но и его военную значимость.

Из смысла статей 351 и 352 УК РФ следует, что последствие в виде смерти человека охватывает смерть одного и более лиц. Тяжкие последствия могут выражаться, например, в причинении тяжкого вреда здоровью человека, в причинении вреда здоровью средней тяжести нескольким лицам, в гибели военного летательного аппарата или военного корабля, в значительном их повреждении, делающем невозможным использование по назначению без ремонта, в причинении крупного материального вреда наземным объектам и сооружениям, принадлежащим как военным, так и гражданским организациям, физическим лицам, в срыве выполнения боевого задания.

Наказание по ч. 2 ст. 332 УК РФ также предусмотрено только в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет, тем самым данный состав преступления уже является тяжким преступлением.

Отсутствие в приведенных частях, а именно в их санкциях, иных видов наказания свидетельствует о серьезности складывающейся в стране обстановки и решительных мерах, принимаемых органами государственной власти.

Не вдаваясь в подробный анализ внесенных Федеральным законом № 365 изменений и дополнений, отметим, что уже в ч. 3 ст. 333, ч. 3 ст. 334, ч. 3 ст. 338 УК РФ совершение деяний в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного

конфликта или ведения боевых действий будет наказываться лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет. А это уже категория преступлений — особо тяжкое.

Часть 2 ст. 337 УК РФ дополнена теми же особо квалифицированными признаками и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет (преступление средней тяжести).

Часть 3 указанной статьи введена вновь. Она предусматривает срок лишения свободы до семи лет (тяжкое преступление), за совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 337 УК РФ, совершенных в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.

Частью 5 ст. 337 УК РФ предусмотрен новый состав преступления для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту, за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, за совершение которого срок лишения свободы варьируется от пяти до десяти лет (тяжкое преступление).

Характерно также и то, что законодатель примечание к ст. 337 УК РФ изложил в новой редакции, предоставив тем самым возможность не быть привлеченным к уголовному наказанию в случае, если военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные частями 1, 2, 3 или 4 настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу явились следствием стечения тяжелых обстоятельств.

В пункте 2 примечания речь идет о гражданах, пребывающих в запасе, когда во время прохождения ими военных сборов они будут нести уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 337 УК РФ, которая установлена для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Статья 339 УК РФ дополнена частью 3, содержащей положения о том, что деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения бо-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

евых действий, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (тяжкое преступление). Аналогичное дополнение мы видим и в ч. 4 ст. 340, ч. 4 ст. 341, ч. 3 ст. 346 УК РФ.

А вот ч. 5 ст. 340 и ч. 5 ст. 341 УК РФ предусматривают составы преступлений, по форме вины совершаемые в виде неосторожности, наказание, за которые предусмотрены в виде лишения свободы на срок до пяти лет (преступления средней тяжести).

В санкции ч. 4 ст. 342 УК РФ законодатель в качестве наказания предложил рассматривать лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (тяжкое преступление).

Часть 5 ст. 342 УК РФ предусматривает неосторожное преступление, наказание за которое предусматривается в виде лишения свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (преступление средней тяжести).

Часть 3 ст. 344 УК РФ в качестве обстановки раскрывает признаки деяния, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, совершение которого наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (тяжкое преступление).

Статья 347 УК РФ изложена в новой редакции. Так, ч. 1 по форме вины является преступлением, совершаемым по неосторожности, предусматривает уничтожение или повреждение по неосторожности оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшие тяжкие последствия, наказание за которое устанавливается в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (преступление небольшой тяжести).

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает совершение действий, предусмотренных ч. 1, совершенных в период военного положения, в военное время либо в условиях вооружен-

ного конфликта или ведения боевых действий, наказываемых лишением свободы на срок до пяти лет (преступление средней тяжести).

Статья 348 УК РФ также претерпела изменения. Так, ч. 1 по форме вины характеризуется как преступление, совершенное по неосторожности, в виде нарушения правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники. Наказание по ч. 1 предусмотрено в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (преступление небольшой тяжести).

Часть 2 указанной статьи в качестве обстановки предусматривает совершение того же деяния в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий и наказывается лишением свободы на срок до семи лет (преступление средней тяжести).

Интересным, с нашей точки зрения, выглядит нововведение, внесенное в уголовный закон и предусмотренное ст. 352.1 УК РФ. Так, добровольная сдача в плен при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

При этом в примечании к рассматриваемой статье предусмотрено, что военнослужащий, впервые совершивший преступление, предусмотренное настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если он принял меры для своего освобождения, возвратился в часть или к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений.

Таким образом, законодатель совершение преступлений в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий отнес к различным категориям: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое.

Не совсем понятен алгоритм отнесения законодателем одних и тех же признаков к различным категориям преступлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из анализа Федерального закона № 365 следует, что большинство составов преступлений по конструкции (способу описания признаков объективной стороны преступления) являются фор-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2023

мальными составами преступлений и лишь некоторые из составов преступлений являются материальными (ч. 2 ст. 332, статьи 347, 348 УК РФ).

Таким образом, момент окончания того или иного воинского преступления зависит от отказа военнослужащих и граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, от совершения соответствующего преступления (его обнаружения) или наступления конкретных уголовно -правовых последствий.

Список источников

1. https://bigenc.ru/military_science/text/1928629

2. https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/ dictionary/details.htm?id=12700%40morf Dictionary

3. Бондуровский В.В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В.В. Бондуровский, С.В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 2 (55). С. 29-36. EDN EMOWWT

4. Ермолович Я.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ // Право в Вооружен-

ных Силах — Военно-правовое обозрение. 2023. № 1 (306). С. 44—56. EDN SATIWT

5. Ирошников Д.В. Безопасность как категория международного публичного права: теоретический аспект // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 1 (54). С. 11—22. EDN WCAYMY

References

1. https://bigenc.ru/military_science/text/1928629

2. https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/ dictionary/details.htm?id=12700%40morfDictionary

3. Bondurovsky V.V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the conditions of transfor-mation of challenges and threats to security / V.V. Bon-durovsky, S.V. Pospelov // Law. Safety. Emergency situations. 2022. № 2 (55). Pp. 29—36. EDN EMOWWT

4. Ermolovich Ya.N. Scientific and practical commentary on the Federal Law «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» dated September 24, 2022 № 365-FZ // Law in the Armed Forces — MilitaryLegal Review. 2023. № 1 (306). Pp. 44—56. EDN SATIWT

5. Iroshnikov D.V. Security as a category of international public law: a theoretical aspect / / Law. Safety. Emergency situations. 2022. № 1 (54). Pp. 11—22. EDN WCAYMY

Информация об авторах

Новокшонов Д.В. — кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса и криминалистики факультета (командного)

Шевченко К. В. — старший преподаватель кафедры теории государства и права Шеншин В.М. — доцент кафедры теории государства и права

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.06.2023; одобрена после рецензирования 08.1 0.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the authors

Novokshonov D.V. — candidate of law, associate professor, head of the department of criminal procedure and criminalistics of the faculty (command)

Shevchenko K.V. — senior lecturer of the department of theory of state and law Shenshin V.M. — associate professor of the department of theory of state and law

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 07.06.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.