Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ УЧАСТИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СВО: ЧАСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ'

О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ УЧАСТИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СВО: ЧАСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
948
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / УЧАСТИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВО / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПОМИЛОВАНИЕ / АМНИСТИЯ / УБИЙСТВО / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лопашенко Наталья Александровна

Специальная военная операция, которую проводит Россия, продиктовала необходимость привлечения к участию в военных действиях осужденных, не отбывших назначенное судом уголовное наказание, в том числе наказание в виде срочного лишения свободы. Насколько можно судить по информации из СМИ, а также по отдельным комментариям представителей администрации Президента РФ, в таких случаях был использован институт помилования. Такой не уголовно-правовой способ привлечения осужденных к участию в боевых действиях существовал и в годы Великой Отечественной войны (в УК РСФСР 1926 г. во время войны не было внесено ни одного изменения), хотя нормативное регулирование существовало. Однако правильнее было бы, не исключая действия названного института, регламентировать порядок освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы в Уголовном кодексе РФ, предусмотрев для такой ситуации специальный вид отсрочки от отбывания наказания, чтобы соблюсти уголовно-правовую легитимность такого освобождения. При этом отсрочка не должна носить безусловныйхарактер; вопрос об освобождении от уголовной ответственности должен решать суд с учетом поведенияосужденного в СВО. Кроме того, следует внести соответствующие изменения в законодательство о военной службе, законодательство о мобилизации, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство. Комплекс таких изменений позволит уменьшить криминологические риски, возникающие в связи с совершением помилованными осужденными после возвращения из зоны СВО новых тяжких преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лопашенко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME LEGAL AND CRIMINOLOGICAL PROBLEMS OF PRISONERS' PARTICIPATION IN THE SPECIAL MILITARY OPERATION: A PRIVATE POSITION AT KNOWN EVENTS

The special military operation carried out by Russia dictated the need to involve convicts who have not served a criminal sentence imposed by the court, including a sentence in the form of urgent imprisonment, in military operations. As far as can be judged by information from the media, as well as by individual comments from representatives of the Presidential Administration of the Russian Federation, in such cases, the institute of pardon was used. Such a non-criminal legal method of attracting convicts to participate in hostilities existed during the Great Patriotic War (no changes were made to the Criminal Code of the RSFSR in 1926 during the war), although regulatory regulation existed. However, it would be more correct, without excluding the actions of the named institution, to regulate the procedure for release from serving a sentence of imprisonment in the Criminal Code of the Russian Federation, providing for such a situation a special type of deferral from serving a sentence in order to comply with the criminal legitimacy of such release. At the same time, the postponement should not be unconditional; the issue of exemption from criminal liability should be decided by the court, taking into account the behaviorof the convicted person in his own. In addition, appropriate amendments should be made to the legislation on military service, legislation on mobilization, penal enforcement and criminal procedure legislation. A set of such changes will reduce the criminological risks arising from the commission of pardoned convicts, after returning from the SVO zone, of new serious crimes.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ УЧАСТИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СВО: ЧАСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ»

DOI 10.37523/SUI.2023.53.2.007 УДК 343

Лопашенко Наталья Александровна

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Саратовская государственная юридическая академия, 410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1, e-mail: lopashenko@yandex.ru

Natalia A. Lopashenko

Doctor of Law, Professor,

Professor of the Department of Criminal and Penal Enforcement Law, Saratov State Law Academy, 1,Volskaya str., Saratov, Russia, 410056, e-mail: lopashenko@yandex.ru

О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ УЧАСТИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СВО: ЧАСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ

Аннотация. Специальная военная операция, которую проводит Россия, продиктовала необходимость привлечения к участию в военных действиях осужденных, не отбывших назначенное судом уголовное наказание, в том числе наказание в виде срочного лишения свободы. Насколько можно судить по информации из СМИ, а также по отдельным комментариям представителей администрации Президента РФ, в таких случаях был использован институт помилования. Такой не уголовно -правовой способ привлечения осужденных к участию в боевых действиях существовал и в годы Великой Отечественной войны (в УК РСФСР 1926 г. во время войны не было внесено ни одного изменения), хотя нормативное регулирование существовало. Однако правильнее было бы, не исключая действия названного института, регламентировать порядок освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы в Уголовном кодексе РФ, предусмотрев для такой ситуации специальный вид отсрочки от отбывания наказания, чтобы соблюсти уголовно-правовую легитимность такого освобождения. При этом отсрочка не должна носить безусловный характер; вопрос об освобождении от уголовной ответственности должен решать суд с учетом поведения осужденного в СВО. Кроме того, следует внести соответствующие изменения в законодательство о военной службе, законодательство о мобилизации, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство. Комплекс таких изменений позволит уменьшить криминологические риски, возникающие в связи с совершением помилованными осужденными после возвращения из зоны СВО новых тяжких преступлений.

Ключевые слова: осужденный, участие осужденных в СВО, уголовный закон, отсрочка отбывания наказания, лишение свободы, пожизненное лишение свободы, помилование, амнистия, убийство, преступность.

SOME LEGAL AND CRIMINOLOGICAL PROBLEMS OF PRISONERS' PARTICIPATION IN THE SPECIAL MILITARY OPERATION: A PRIVATE POSITION AT KNOWN EVENTS

Summary. The special military operation carried out by Russia dictated the need to involve convicts who have not served a criminal sentence imposed by the court, including a sentence in the form of urgent imprisonment, in military operations. As far as can be judged by information from the media, as well as by individual comments from representatives of the Presidential Administration of the Russian Federation, in such cases, the institute ofpardon was used. Such a non-criminal legal method of attracting convicts to participate in hostilities existed during the Great Patriotic War (no changes were made to the Criminal Code of the RSFSR in 1926 during the war), although regulatory regulation existed. However, it would be more correct, without excluding the actions of the named institution, to regulate the procedure for release from serving a sentence of imprisonment in the Criminal Code of the Russian Federation, providing for such a situation a special type of deferral from serving a sentence in order to comply with the criminal legitimacy of such release. At the same time, the postponement should not be unconditional; the issue of exemption from criminal liability should be decided by the court, taking into account the behavior of the convicted person in his own. In addition, appropriate amendments should be made to the legislation on military service, legislation on mobilization, penal enforcement and criminal procedure legislation. A set of such changes will reduce the criminological risks arising from the commission of pardoned convicts, after returning from the SVO zone, of new serious crimes.

Keywords: convict, participation of convicts in SVO, criminal law, postponement of serving a sentence, imprisonment, life imprisonment, pardon, amnesty, murder, crime.

© 2023 Лопашенко Н. А.

1. Анализ проблем

Специальная военная операция, которую проводит Российская Федерация (далее - СВО), продемонстрировала многие проблемы современного российского общества и привела к необходимости внесения правовых и иных корректировок в сложившихся институтах. Остановимся на одном известном событии - привлечении к участию в СВО лиц, осужденных за совершение преступлений и отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Первая информация об этом появилась в СМИ в июле прошлого года, в сентябре 2022 г. привлечение осужденных к СВО получило относительно массовое распространение (к тому моменту эта практика уже имела место. Известно, например, что лидер ОПГ «Кусковские» Игорь Куск, отбывавший 23-летний срок в колонии строгого режима по обвинению в убийствах, погиб в Донбассе 6 сентября 2022 г. Его вдова рассказала, что Куск отправился на военную спецоперацию 25 июля, отбыв лишь девять лет из своего срока. Служил он в ЧВК «Вагнер» [1]). В сети появился ролик из одной из колоний с выступлением перед осужденными Е. Пригожина, призывающим к участию в СВО в его ЧВК [2].

Осужденные, не отбывшие наказание за совершение преступлений, в том числе тяжких, поступали, таким образом и в основном (до начала этого года, когда такая практика была прекращена), в ЧВК «Вагнер», в штурмовые отряды, по определению характера ЧВК нашим президентом, и успешно сражались на поле боя вместе с лицами, которые заключили контракты на службу в ЧВК при отсутствии неотбытого наказания. Освобождение Артемовска (Бахмута) произошло, в том числе, благодаря этим людям. Руководитель ЧВК «Вагнер» Е. В. Пригожин в интервью медиа-технологу Константину Долгову заявил: «За время ведения операции я выбрал 50 тыс. заключенных, из которых погибло около 20 %. Их погибло ровно столько же, сколько и тех, кто пришел к нам по контракту». И далее: «Подразделения ЧВК «Вагнер» потеряли в боях за Артемовск (Ба-хмут) около 20 тыс. человек, из них половина - заключенные» [3].

По данным газеты Коммерсантъ, количество заключенных в уголовно-исполнительной системе страны сократилось за 2022 г. на 32 тыс. человек, при этом особенно резко сокращение происходило осенью прошлого года.

Понятно, что участие в СВО осужденных заключенных мотивировалось льготами, относящимися, в том числе (кроме оплаты участия), возможностью не отбывать наказание далее, то есть освобождением от уголовного наказания: в упомянутом ролике Е. В. Пригожин обещал осужденным, что спустя полгода службы в ЧВК осужденный сможет отправиться домой с помилованием. «На зону вы уже не вернетесь» [2]. Хотя это совсем не исключает и наличие патриотических мотивов хотя бы у части осужденных.

Известно также (см. РИА Новости и другие источники), что в самом начале января нынешнего года глава ЧВК «Вагнер» Е. В. Пригожин заявил, что помилована первая группа заключенных, участвовавших в СВО, примерно два десятка людей: «Первая группа бывших заключенных, участвовавшая в спецоперации в качестве добровольцев в группе «Вагнер», завершила свой полугодовой контракт, с них сняты все судимости». «Они отработали контракт свой. С честью отработали, с достоинством. Первые. Отработали так, как мало кто работает на этом свете» (СМИ писали, в частности, о помиловании 35-летнего Станислава Богданова, осужденного по ч. 2 ст. 105 и ст. 162 УК к 23 годам лишения свободы, из которых он отбыл меньше половины - десять [4]). Они же были награждены медалями «За отвагу» (так, пресс-секретарь президента в январе 2023 г. подтвердил, что В. В. Путин вручил медаль «За отвагу» командиру штурмовой группы ЧВК «Вагнер» Айку Гаспаряну, бывшему заключенному рязанской колонии: «Он принимает участие в специальной военной операции, и он проявил геройство в ходе специальной военной операции, что было отмечено государственной наградой» [5]).

Спустя два месяца после этого заявления, Е. Пригожин сделал еще одно: больше пяти тысяч российских заключенных отслужили контракт с ЧВК «Вагнер» и вышли на свободу [6].

Следует упомянуть здесь и то, что по неоднократным заявлениям Пригожина, практика привлечения осужденных в ЧВК «Вагнер» для участия в СВО была прекращена с января текущего года [7], хотя в печати почти в то же время мелькали сведения о том, что осужденных будет использовать Министерство обороны РФ, которое разрабатывает нормативную базу для этого [8].

Проблемой в связи со сказанным и с учетом действующего законодательства так называемых криминальных отраслей права является то, что ни уголовное, ни уголовно-процессуальное, ни уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает подобного освобождения осужденных от отбывания уголовного наказания [6]. Так, гл. 12 УК РФ, посвященная освобождению

от наказания, содержащая ряд видов возможного освобождения, не может быть применена ни по одному из них, поскольку не соблюдаются основания и условия освобождения. Чаще всего апеллируют к ст. 80.1 УК - освобождение от наказания в связи с изменением обстановки, однако и она имеет узкую сферу применения (только к лицам, совершившим впервые преступление небольшой или средней тяжести, при этом лицо или совершенное им преступление перестали быть общественно опасными).

Речь также идет о возможном освобождении осужденных от наказания в силу актов амнистии или помилования, однако доподлинно неизвестно, имели ли они место. В то же время пресс-секретарь президента РФ Д. Песков, которого спрашивали об освобождении осужденных от отбывания наказания в порядке помилования, в январе 2023 г. прокомментировал: «Я не могу ничего говорить. Вы знаете, что существуют указы открытые и существуют указы с различными грифами секретности. Вот именно по этому указу я ничего не могу говорить. Но я могу подтвердить, что вся процедура помилования в отношении заключенных осуществляется в строгом соответствии с российским законодательством» [9].

Не коснулось этих проблем и новое, очень важное Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18.05.2023 № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы», разъяснившее целый ряд понятий (период мобилизации, вооруженный конфликт, военное время, военные действия и др.), хотя по вполне понятным причинам: речь в нем о другом.

Однако новая редакция от 18.05.2023 ранее действовавшего постановления Пленума Верховного суда РФ от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы» основное содержание аб. 4 п. 3 оставило неизменным: «В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд».

Понятно, что почти сразу к проблеме привлечено внимание. Уже 18 сентября 2022 г. члены Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России (СПЧ) попросили генпрокурора Игоря Краснова объяснить ситуацию с возможным участием осужденных в боевых действиях в зоне СВО на Украине. 19 октября 2022 г. член СПЧ Ева Меркачева в своем Те^гат-канале опубликовала ответ надзорного ведомства, согласно которому вопрос с законностью направления осужденных в зону СВО Генпрокуратура переадресовала во ФСИН России и взяла на контроль [2]. Вернулась она к этому и позже: «Осужденные, участвовавшие в спецоперации, были освобождены до того, как их вывезли из колонии, но процедура помилования была государственной тайной в рамках закона, и родственники бывших осужденных подтверждают наличие соответствующих документов». И далее: «Это, на самом деле, объясняется нашим действующим законодательством. Есть перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и к ним отнесены сведения, в том числе в военной области. В итоге получается, что указ президента о помиловании осужденных, которые принимали участие в спецоперации, и в которых есть сведения, составляющие государственную тайну, позволяющие идентифицировать человека - личность участников, они еще отнесены к сведениям военной категории» [10].

Также следует отметить криминологическую проблему, связанную с участием в СВО не отбывших уголовное наказание осужденных. С момента первых возвращений освобожденных осужденных из зоны СВО в СМИ стали появляться сообщения о возвращении этих лиц к преступной деятельности, при этом часто - к тягчайшим преступлениям с непоправимыми последствиями. Так, 29 марта 2023 г. в Кировской области осужденный ранее за убийство и грабеж к 14 годам колонии строгого режима, участвовавший в боевых действиях в ЧВК «Вагнер» и после полугода помилованный Иван Россомахин убил 85-летнюю пенсионерку Б. [6]. Еще один подтвержденный случай: питерец Бен Ахмед Шериф, приговоренный к полутора годам колонии строгого режима за покушение на грабеж, не отбывший наказание и привлеченный к участию в СВО, в феврале 2023 г. вернулся домой на основании указа президента РФ о помиловании и снятии судимости с медалью «За отвагу», а в марте совершил две кражи велосипедов [11]. Есть еще шумное убийство конца апреля этого года, так называемое убийство аниматоров (потерпевшие - Кирилл Чубко и Татьяна Мостыко - занимались организацией праздничных мероприятий в разных районах Кубани и были

убиты тремя судимыми лицами), одним из участников которого был Демьян Кеворкьян, осужденный в последний раз в 2016 г. Краснодарским краевым судом к 18 годам лишения свободы за бандитизм, незаконный оборот оружия, два разбойных нападения, угон и вымогательство, отслуживший в СВО и вернувшийся к своему кровавому промыслу [12]. Пишут много и о других случаях совершения тяжких преступлений помилованными осужденными [13], не обращаюсь к ним. По данным же основателя ЧВК «Вагнер» Е. В. Пригожина, за все время тысячи бывших заключенных, отслуживших в «оркестре», совершили всего 20 преступлений [7], то есть вернулись к криминалу 0,31 %, что в 10-20 раз меньше, чем до участия в спецоперации [6]. Оценивая это заявление, следует иметь в виду, что преступление преступлению - рознь... Одно дело, если совершено 20 краж, что плохо, но можно пережить. Другое - если совершено 20 убийств.

Оценивая сказанное, следует выделить две главные проблемы участия осужденных в военных действиях: правовую - основания для освобождения от дальнейшего отбывания наказания, и криминологическую - оценку рисков совершения такими лицами после возвращения из СВО и помилования новых преступлений [14]. Обе проблемы бурно обсуждались и продолжают обсуждаться не только юридической общественностью, но и всем населением. Подключились к их обсуждению уже и специалисты в области уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии [15, 16]. При этом звучат и такие выводы, как сделанный директором Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток) А. Н. Сухаренко: «.предоставление подобных уголовно-правовых преференций отдельным группам преступников противоречит как принципу равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), так и задачам Уголовного кодекса (охрана прав и свобод человека и гражданина, его собственности от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений). Ведь далеко не факт, что «добровольное» участие в спецоперации способно вразумить преступника, удержав его от совершения новых преступлений, особенно в случае посттравматического расстройства» [17].

Попробуем разобраться.

2. История решения правовой проблемы

В годы Великой Отечественной войны Советский Союз принимал решение об отправке на фронт лиц, отбывавших наказание. Уже 12 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об освобождении от наказания осужденных по некоторым категориям преступлений», которые призывались на службу в Красную армию. Подобный же указ, расширивший действие первого в отношении категорий лиц, к которым он мог быть применен, был издан 24 ноября 1941 г. Согласно этим документам «из мест лишения свободы были досрочно освобождены бывшие военнослужащие, осужденные в годы массовых репрессий, военачальники и другие категории командного состава. Подлежали освобождению и лица, осужденные за прогулы, мелкие хищения, незначительные должностные и бытовые преступления, мелкое хулиганство, а также судимые впервые» [18].

По данным С. И. Кузьмина, в первые месяцы войны было призвано в действующую армию 480 тысяч осужденных. Кроме того, на оборонные работы из мест заключения освободили дополнительно 200 тысяч осужденных. В 1942 и 1943 гг. были досрочно освобождены и призваны в ряды Красной Армии еще 157 тысяч человек [19]. А из доклада начальника ГУЛАГа В. Г. Наседкина наркому внутренних дел Л. П. Берия «О работе ГУЛАГа за годы войны (1941-1944)» следует, что:

«Во исполнение указов Президиума Верховного Совета СССР ГУЛАГом было проведено освобождение 420 000 заключенных.

По специальным решениям Государственного комитета обороны в течение 1942-1943 гг. произведено досрочное освобождение с передачей в ряды Красной Армии 157 000 человек из числа осужденных за незначительные преступления.

Кроме того, по установленному ГУЛАГом порядку все заключенные, освобождаемые из лагерей и колоний за отбыванием сроков наказания, годные к строевой службе, также передавались в армию.

Всего за три года Отечественной войны было передано на укомплектование Красной Армии 975 000 человек...» [20].

В начале 1942 г. Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР был разработан порядок снятия судимости с осужденных - Инструкция о порядке снятия судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками (она снималась по ходатайству командиров частей (кораблей) решением военных советов фронтов, флотов и отдельных армий от имени Президиума Верховного Совета СССР с последующим его утверждением) [21].

А в сентябре 1942 г. Наркоматом обороны СССР утверждены Положение о штрафных батальонах действующей армии и Положение о штрафных ротах армии, а потом был издан приказ № 298 о положениях о штрафных батальонах и ротах, штатов штрафного батальона, роты и заградительного отряда действующей армии. За боевое отличие осужденный мог быть освобожден досрочно от дальнейшего отбытия наказания и пребывания в штрафном батальоне по представлению командования штрафного батальона, утвержденному военным советом фронта, или по истечении назначенного срока наказания [21].

Таким образом, участие осужденных в боевых действиях во время Великой Отечественной войны было нормативно урегулировано. Однако обратим внимание на то, что это регулирование осуществлялось вне рамок уголовного законодательства; в УК РСФСР 1926 г. во время Великой Отечественной войны не было внесено ни одного изменения (последнее предвоенное изменение датировано 16.11.1940, первое послевоенное - 27.06.1947), хотя правоприменительные акты Президиумом Верховного Совета СССР по уголовному закону издавались не раз.

3. Попытки правового регулирования проблемы в настоящее время

Отметим, что нами не рассматривается нормативное регулирование в отношении осужденных, которое имеет к анализируемой проблеме косвенное отношение: прежде всего принятый 06.02.2023, но пока не вступивший в действие ФЗ № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», а также проект Постановления ГД ФС РФ № 241358-8 «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием образования Союза Советских Социалистических Республик».

Попытки нормативного урегулирования проблемы участия осужденных в СВО стали предприниматься еще в 2022 г., после того как появились желающие из отбывающих наказание отправиться на фронт, которым в этом было отказано как раз по причине отсутствия подобных положений в законе [22] (возможность выйти на свободу привлекла и так называемых пожизненников. Так, в московском СИЗО «Бутырка» осужденные на пожизненный срок заявили о желании принять участие в СВО: «В десяти из 12 камер блока для осужденных к пожизненному лишению свободы заключенные интересовались, как они могут попасть в войска для участия в специальной военной операции, куда направлять заявления». Среди добровольцев был и осужденный к пожизненному заключению глава Ореховской организованной преступной группировки Сергей Буторин (Ося), которого Московский городской суд в сентябре 2011 г. признал виновным в организации 38 убийств, руководстве преступным сообществом [1]).

В сентябре 2022 г. депутаты Государственного собрания - Курултая Башкирии внесли в Госдуму законопроект, который разрешает привлекать осужденных к участию в военной операции на Украине и «других военных действиях в целях защиты интересов» России. Законопроект содержит предложение о дополнении УК РФ ст. 82.2, посвященной отсрочке отбывания наказания в связи с участием в СВО и других военных действиях в целях защиты интересов РФ. Ее могут получить граждане, отбывающие наказания в дисциплинарной воинской части, на принудительных работах или в местах лишения свободы, если они решат «добровольно принять участие в СВО». Законопроект предлагает засчитывать один день участия в военных действиях за десять дней лишения свободы. При этом минимальный срок участия в СВО составляет три месяца; для пожизненно заключенных - не менее года. Если такой гражданин в дальнейшем решит отказаться от участия в СВО, он возвращается в место отбытия наказания. По окончании СВО осужденные освобождаются от отбывания наказания или оставшейся части наказания. Предусмотрено также, что наказание для участников боевых действий может быть заменено на более мягкое.

Если осужденный в период отсрочки совершит новые преступления, наказание ему должно назначаться с применением ст. 70 УК РФ «Назначение наказания по совокупности приговоров».

Отсрочка не распространяется на осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних до 14 лет, терроризм, захват заложников, организацию преступного сообщества, распространение фейков о ВС РФ.

13 октября 2022 г. аналогичный башкирскому законопроект разработали в Совете Федерации РФ [23]. Все основные позиции первого законопроекта в нем были повторены и уточнены; речь тоже шла о дополнении УК новой статьей (ст. 82.2) об отсрочке. Законопроект «отвечает интересам безопасности страны и принципам гуманизации уголовного законодательства», говорится в пояснительной записке к проекту. Он также должен ликвидировать пробел в правовом регулировании, из-за которого осужденные фактически получают отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Однако судьбу законопроектов в Государственной думе РФ нам отследить не удалось: видимо, они не были официально внесены или были отклонены на этапе сбора заключений на законопроект. Хотя вполне возможно, что сами инициаторы законопроектов их сняли с рассмотрения (на предварительных этапах), в связи с тем что некоторое нормативное регулирование анализируемых вопросов все-таки состоялось.

На рассмотрении в Государственной думе РФ с 11.09.2018 находился проект Федерального закона № 546749-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (по вопросу прохождения гражданами альтернативной гражданской службы в период мобилизации)» (внесен депутатами Государственной думы РФ В. А. Шамановым, А. Л. Красовым, Н. В. Говориным, Н. В. Маловым, и др.). 12.12.2018 он был принят в первом чтении. Дума вернулась к нему только спустя почти четыре года, при этом текст законопроекта был изложен в принципиально новой редакции, с новым наименованием, с коррекцией нормы о возможности призыва по мобилизации лиц, ранее судимых. 26.10.2022 законопроект принят во втором чтении, на следующий день - уже в окончательной редакции, 02.11.2022 одобрен Советом Федерации РФ, 04.11.2022 - подписан Президентом РФ, вступил в силу 15 ноября 2022 г.

Что было изменено в интересующем нас аспекте? Был уточнен перечень лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, подлежащих мобилизации. Если раньше к таким лицам относились все лица, кроме лиц, осужденных за совершение тяжкого преступления (возникал вопрос, а что делать с судимыми за особо тяжкие преступления), то после внесения в п. 4 ст. 17 ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» изменений мобилизация стала распространяться на судимых по всем категориям преступлений -от небольшой тяжести до особо тяжких, за отдельными специально перечисленными статьями УК РФ: «4. Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего либо преступлений, предусмотренных статьями 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276-280, 282.1-282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, в соответствии с законом могут быть мобилизованы лица, имеющие судимости за все убийства (ст. ст. 105-108 УК РФ), за причинение любой тяжести вреда здоровью, за все хищения и экономические преступления, за бандитизм и организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), за все посягательства, связанные с оружием и наркотиками, за все должностные преступления, и т. д.

При этом в норме нет никаких исключений для тех лиц, которые имеют судимость, однако еще не отбыли наказание, а то и не приступили к его отбыванию после вступления обвинительного приговора в силу. То есть теоретически, если основываться только на этом законе, они могут быть мобилизованы. Однако этот закон не согласуется с федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О воинской обязанности и военной службе», в п. 3 ст. 23 которого говорится о том, что не подлежат призыву на военную службу граждане: а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд (именно к этим нормам вновь апеллирует изложенное в новой редакции (от 18 мая 2023 г.) постановление Пленума Верховного суда РФ от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы»). Понимая, что мобилизация и военная служба - это не совпадающие понятия, которые регулируются разными законами (об этом см. и п. 2 ст. 1 ФЗ 1998 г.), полагаем, что следовало бы сделать соответствующую оговорку по привлечению неотбывших наказание судимых лиц к участию в военных действиях и в последнем законе.

Об этом же пишет и В. И. Селиверстов, комментируя изменения мобилизационного закона: «Указанный закон создал правовую основу для военной мобилизации осужденных, отбывших уголовное наказание, но имеющих судимость, а также для осужденных условно на основании ст. 73 УК РФ... Однако для военной мобилизации осужденных, отбывающих уголовные наказания, правовых оснований по-прежнему не создано» [15, с. 24].

Отрадно, что только что появился законопроект о возможности заключения ранее судимыми гражданами контрактов о поступлении на военную службу [24], однако речь в нем идет только о лицах, уже отбывших наказание и имеющих судимость.

Заключая, можно констатировать явное противоречие между законодательством о мобилизации и уголовным законом, который вообще не предусматривает возможность освобождения от отбывания наказания судимых лиц в связи с мобилизацией.

Согласимся, вместе с тем, с пресс-секретарем Президента Д. С. Песковым и представителями СПЧ, комментировавшими его заявление, что в отношении осужденных, но не отбывших наказание лиц теоретически могут быть приняты секретные, поскольку касаются сведений, составляющих государственную тайну, указы Президента РФ о помиловании. Вызывают сомнения здесь два фактора: 1) решения о помиловании носят индивидуальный характер (ч. 1 ст. 85 УК РФ: «Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица») и проходят, как правило, длинную бюрократическую процедуру до момента принятия президентом решения, а судя по ранее озвученным данным, освобождение от отбывания наказания носило массовый характер; 2) освобождение от дальнейшего отбытия наказания путем помилования осужденного после того, как он проявил героизм в деле защиты Родины, сомнений не вызывает (вспомним здесь известное определение Конституционного суда РФ от 15.01.2009 № 283-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудика Андриана Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 43, части третьей статьи 59 и статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации»: «Осуществление помилования является закрепленной непосредственно в Конституции Российской Федерации исключительной прерогативой Президента Российской Федерации как главы государства (статья 89, пункт «в»). Акт о помиловании действует самостоятельно, не требует для своего исполнения принятия какого-либо судебного решения, реализуется вне рамок отправления правосудия по уголовным делам и в силу самого предназначения данного полномочия Президента Российской Федерации не может расцениваться как ухудшающий положение осужденного и препятствующий реализации права на смягчение его участи, в том числе если после помилования, в ходе исполнения предусмотренного им вида наказания, новым законом ответственность за совершенное правонарушение устранена или смягчена (статья 54, часть 2, Конституции Российской Федерации)»). Но это же лицо для того, чтобы покинуть пределы колонии, должно иметь нормативное основание для такого (пусть временного) освобождения от отбывания наказания. Возможно ли помилование условно, «на будущее», если осужденный проявит себя позитивным образом? Поскольку это прерогатива президента РФ, законодательных запретов на такое решение нет, хотя и оговорок по возможности такой процедуры тоже нет.

Таким образом, вопросы по правовым основаниям участия в СВО осужденных, не отбывших наказание, остаются.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание: по сути, Российская Федерация идет по пути советского решения проблемы - когда в уголовный закон изменений не вносилось. Однако современная правовая система государства не оставляет, на наш взгляд, такой возможности. Потому нам сложно согласиться с П. В. Тепляшиным и С. А. Ступиной, которые связывают решение проблемы привлечения к боевым действиям осужденных, не отбывших наказание, в основном, с изменением военного и мобилизационного законодательства. Очень сомнительно и их предложение -после внесения указанных изменений - «принятие Государственной думой Российской Федерации акта амнистии к лицам, желающим участвовать в вооруженных действиях за интересы России» [16]. Полагаем, что количество «желающих участвовать» кардинально разойдется с количеством тех, кто будет реально участвовать в защите Отечества.

Справедливости ради отметим, авторы предлагают и частичные изменения уголовного закона - института условно-досрочного освобождения от наказания: «допустимо в ч. 4.1 ст. 79 Уголовного кодекса Российской Федерации указать, что при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию, желание лица принять участие в официально объявленных Российской Федерацией специальных операциях, в том числе военных, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения» [16]. Однако и здесь предлагается довольно дискуссионная категория «желания участвовать», которая в дополнении к уже перечисленным требованиям к тем лицам, которые претендуют на УДО, еще более блокирует ее применение.

4. Возможные пути решения проблем для исключения правовых пробелов и обеспечения безопасности

Начать следует с того, с чего начинает, рассуждая на эту тему, и В. И. Селиверстов [15, с. 24]: наличие судимости и отбывание наказания не избавляет осужденных от выполнения конституционной обязанности по защите Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»). Однако выполнение осужденными, отбывающими наказание, этого долга должно быть регламентировано в российском законодательстве и для того, чтобы была соблюдена понятная правовая процедура такого участия, и для того, чтобы избежать криминологических и иных рисков, связанных с особой категорией лиц.

Пошаговые пути решения привлечения к военным действиям лиц, не отбывших наказание и имеющих судимость, на наш взгляд, таковы:

1) внесение изменений в законодательство о военной службе, с указанием на возможность исключения из базовых правил непривлечения осужденных к боевым действиям в период мобилизации и нахождения России в состоянии военных действий;

2) внесение изменений в законодательство о мобилизации, с указанием: а) на возможность привлечения осужденных, не отбывших назначенное наказание, к боевым действиям в период мобилизации и нахождения России в состоянии военных действий, с выполнением требований освобождения от наказания, предусмотренных в уголовном законодательстве; б) с ограничением круга тех имеющих судимость, в том числе неотбывших наказание лиц, которые могут быть привлечены из мест лишения свободы к участию в военной операции, помимо тех категорий лиц, которые уже указаны в ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». П. 4 ст. 17 названного закона следует изложить, например, в такой редакции: «4. Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, в том числе лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы за совершение умышленных тяжких насильственных преступлений, связанных с посягательством на жизнь, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего либо преступлений, предусмотренных статьями 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276-280, 282.1282.3, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также лиц, организовавших или руководивших организованными группами и / или преступным сообществом (преступной организацией)»;

3) внесение дополнений и изменений в УК РФ. Полагаем, что изменения, предложенные башкирским законодателем и чуть позже Советом Федерации РФ в части включения в уголовный закон специальной исключительной нормы - ст. 82.2 УК РФ, регламентирующей отсрочку отбывания наказания с направлением осужденного для участия в боевых действиях, были абсолютно верными и заслуживающими всяческой поддержки. Такой вид освобождения от уголовного наказания должен быть включен в УК РФ со следующими основными характеристиками освобождения: а) отсрочка отбывания наказания не может быть безусловным освобождением от отбывания наказания, всегда вопрос о возвращении или невозвращении осужденного к отбытию наказания должен решаться судом; б) отсрочке не подлежат те лица, которые выше назывались в коррекции мобилизационного законодательства, и лица, осужденные к пожизненному лишению свободы; в) должны быть установлены дополнительные условия освобождения от отбывания наказания для лиц, страдающих наркоманией и (или) совершивших преступления, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов; г) по окончании срока контракта участия в военной операции такие лица должны быть этапированы в места лишения свободы для принятия судом решения по их дальнейшей судьбе; д) суд, принимая во внимание все характеристики осужденного, а также его поведение в рамках участия в военных действиях, может принять одно из следующих решений: освободить лицо от дальнейшего отбывания наказания безусловно; освободить лицо от дальнейшего отбывания наказания под условием выполнения возложенных на него судом требований; уменьшить неотбытый срок лишения свободы; заменить неотбытый срок лишения свободы другим видом наказания; направить лицо для дальнейшего отбывания наказания; е) в случае совершения во время привлечения осужденного к военным действиям умышленного преступления, отсрочка прерывается, лицо возвращается к дальнейшему отбыванию наказания, а наказание за вновь совершенное преступление назначается по правилам наказания при совокупности приговоров;

4) примечательно, что предложения по изменению УК РФ не понравились ни главе частной военной компании, ни военнослужащим [2]. Полагаем, что в основном это объясняется отсутствием на сегодняшний день специально прописанных регламентов несения службы такими

лицами: помимо обучения судимых выполнению военных функций, в связи со специфическими личностными характеристиками указанных лиц, они требуют и специального надзора, поскольку цели наказания в отношении них не достигнуты. Поэтому нужен еще один шаг, а именно: создание специальных отрядов, бригад, батальонов и пр. (ранее они назывались штрафными), которые подчиняются помимо Министерства обороны РФ, еще и Минюсту России (в лице ФСИН России);

5) наконец, чтобы система по освобождению неотбывших наказание судимых функционировала быстро, должны быть внесены изменения в уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство, с установлением в нем коротких сроков по рассмотрению ходатайств о новом виде отсрочки.

Все эти шаги должны были быть предприняты еще в июле прошлого года.

Что касается путей решения криминологической проблемы - оценке и снижению криминальных рисков, связанных с неотбывшими наказание осужденными, - то они во многом заложены нами в те меры, которые приведены выше, особенно это касается установления ограничений на отсрочку отбытия наказаний лицам, осужденным за ряд преступлений, и создания специальных отрядов для таких лиц с повышенным надзором за ними в период отсрочки. Кроме того, будут работать и традиционные меры предупреждения преступности, а также - с начала следующего года, и упомянутый выше федеральный закон о пробации.

Библиографический список

1. Шустрова М. День за десять: заключенных предложили отправлять на спецоперацию. Парламент Башкирии предложил Госдуме узаконить участие осужденных в СВО [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/army/2022/09/30/15553105.shtml?ysclid=li2paqnml6610369180& updated (дата обращения: 15.05.2023).

2. «На зону вы уже не вернетесь». Российских заключенных предложили отправить в зону боевых действий. Что это даст армии? [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/ 2022/10/28/prisoners/?ysclid=li2mdsgcyi 121660044 (дата обращения: 01.06.2023).

3. Евгений Пригожин назвал потери ЧВК «Вагнер» в Артемовске [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/24/05/2023/646dcc099a79478ef157061b (дата обращения: 05.06.2023).

4. Кошечкина В. Убившего судью заключенного помиловали из-за участия в спецоперации на Украине [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2022/10/12/ukrrr/ (дата обращения: 01.06.2023).

5. Кремль заявил о секретности указов о помиловании членов ЧВК «Вагнер» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63d3a1a79a7947958be02289? ysclid=li37ztog6j289518278 (дата обращения: 03.06.2023).

6. Кухмарь К. Массовое помилование заключенных: опасно ли возвращать преступников в общество [Электронный ресурс]. URL: https://postnews.ru/a/21597?ysclid=li2ow3qg8p 422482760 (дата обращения: 18.04.2023).

7. Королев О. «Отправим на фронт»: Пригожин объяснил, что будет с совершившими преступление бывшими заключенными из ЧВК «Вагнер» [Электронный ресурс]. URL: https://polit.info/23966989_otpravim_na_front_prigozhin_ob_yasnil_chto_budet_s_sovershivshimi_prestu plenie_bivshimi_zaklyuchennimi_iz_chvk_vagner?ysclid=li2wvg9zce151303852 (дата обращения: 03.03.2023).

8. Переход задачи по вербовке заключенных к Сергею Шойгу «затянет» СВО [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/army/50184722/?utm_content=newsmedia&ut_medium=read_more&utm_ сурс]. URL: https://news.rambler.ru/army/50184722/?utm_content=newsmedia&ut_medium=read_more&utm_so urce=copylink (дата обращения: 15.03.2023).

9. Таиров Р. Кремль ответил на сообщения о помиловании заключенных за участие в «спецоперации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/society/483521-kreml-otvetil-na-soobsenia-o-pomilovanii-zaklucennyh-za-ucastie-v-specoperacii?ysclid=li37za41w6841027576 (дата обращения: 25.03.2023).

10. СПЧ объяснил процедуру освобождения заключенных до участия в спецоперации [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230109/zaklyuchennye-1843702450.html?ysclid=li2 ptuqy14797078566 (дата обращения: 20.04.2023).

11. Бывший сиделец, вернувшийся из зоны СВО с помилованием и миллионом рублей, украл два велосипеда и избежал отправки в СИЗО [Электронный ресурс]. URL: https://megapolisonline.ru/byvshij-sidelets-vemuvshijsya-iz-zony-svo-s-pomilovaniem-i-millionom-rub lej-ukral-dva-velosipeda-i-izbezhal-otpravki-v-sizo/ (дата обращения: 12.04.2023).

12. Перова А., Сергеев Н. Отслужил и снова сел. Среди арестованных убийц аниматоров на Кубани оказался заключенный на 18-летний срок [Электронный ресурс]. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5968292 (дата обращения: 10.06.2023).

13. Помилованные убийцы, грабители и расчленители: юг России потрясли преступления вернувшихся с СВО бойцов ЧВК «Вагнер» [Электронный ресурс]. URL: https://bloknot-krasnodar.ru/news/pomilovannye-ubiytsy-grabiteli-i-raschleniteli-yug?sphrase_id=7088230& ysclid=li2wp7fd69139381069 (дата обращения: 25.05.2023).

14. Трофимов И. Опасно ли массовое помилование заключенных для общества? [Электронный ресурс]. URL: https://postnews.ru/a/21597?ysclid=li2ow3qg8p422482760 (дата обращения: 23.05.2023).

15. Селиверстов В. И. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства в современных условиях: основные факторы и направления // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17. № 1 (61). С. 19-29.

16. Тепляшин П. В., Ступина С. А. Освобождение осужденных от отбывания наказания в связи с их участием в специальной военной операции: правовые возможности и законотворческие перспективы // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 4. С. 152-159.

17. Сухаренко А. Н. Вместо СИЗО в зону СВО. Освобождение добровольцев от уголовной ответственности входит в противоречие с Уголовным кодексом [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/vision/2023-04-17/2_8708_volunteers.html?ysclid=li2picz624875859492 (дата обращения: 05.06.2023).

18. Кузьмин С. И., Дорофеев Н. К. Исправительно-трудовые учреждения в годы Великой Отечественной войны // Закон и армия. 2005. № 6. С. 24-26.

19. Кузьмин С. И. Исправительно-трудовые учреждения в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг. М.: Изд. Академии МвД СССР, 1991. 130 с.

20. Родина дает второй шанс: о призыве бывших заключенных в РККА в годы войны [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/XMiKY01awgCvtV6B_(дата обращения: 05.06.2023).

21. Лысенков С. Г., Вележев С. И., Молдабаев С. С. Уголовная ответственность военнослужащих в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2003. № 1 (17). С. 26-29.

22. Машкин С. Заключенные просят сменить режим на боевой. В колониях отказывают в освобождении для участия в спецоперации на востоке Украины [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5329320?from=doc_vrez (дата обращения: 05.05.2023).

23. Анисимова Н. Клишас предложил разрешить осужденным участвовать в боевых действиях [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/13/10/2022/6347cb599a7947 c9b2576120?from=newsfeed (дата обращения: 25.05.2023).

24. Лапшин А. Судимым россиянам предложили разрешить служить по контракту [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/politics/sudimym-rossiyanam-predlozhili-razreshit-sluzhit-po-kontraktu.html (дата обращения: 06.06.2023).

References

1. Shustrova M. Den' za desyat': zaklyuchennyh predlozhili otpravlyat' na specoperaciyu. Parlament Bashkirii predlozhil Gosdume uzakonit' uchastie osuzhdennyh v SVO [A day in ten: prisoners were offered to be sent to a special operation. The Bashkiria Parliament proposed to the State Duma to legalize the participation of convicts in SMO]. URL: https://www.gazeta. ru/army/2022/09/30/15553105. shtml?ysclid=li2paqnml6610369180&updated (Accessed: 15.05.2023) [in Russian].

2. «Na zonu vy uzhe ne vernetes'». Rossijskih zaklyuchennyh predlozhili otpravit' v zonu boevyh dejstvij. Chto eto dast armii? [«You will not return to the zone». Russian prisoners were offered to be sent to a war zone. What will it give the army?]. URL: https://lenta.ru/articles/2022/10/28/prisoners/?ysclid= li2mdsgcyi 121660044 (Accessed: 01.06.2023) [in Russian].

becthhk cm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Evgenij Prigozhin nazval poteri CHVK «Vagner» v Artemovske [Yevgeny Prigozhin called the losses of the Wagner PMCs in Artemovsk]. URL: https://www.rbc.ru/politics/24/05/2023/ 646dcc099a79478ef157061b (Accessed: 05.06.2023) [in Russian].

4. Koshechkina V. Ubivshego sud'yu zaklyuchennogo pomilovali iz-za uchastiya v specoperacii na Ukraine [The prisoner who killed the judge was pardoned because of participation in a special operation in Ukraine]. URL: https://lenta.ru/news/2022/10/12/ukrrr/ (Accessed: 01.06.2023) [in Russian].

5. Kreml' zayavil o sekretnosti ukazov o pomilovanii chlenov CHVK «Vagner» [The Kremlin announced the secrecy of decrees on pardoning members of the Wagner Private Security Company]. URL: https: //www.rbc.ru/rbcfreenews/63d3a1a79a7947958be02289?ysclid=li37ztog6j289518278 (Accessed: 03.06.2023) [in Russian].

6. Kuhmar' K. Massovoe pomilovanie zaklyuchennyh: opasno li vozvrashchat' prestupnikov v obshchestvo [Mass pardon of prisoners: is it dangerous to return criminals to society]. URL: https://postnews.ru/a/21597?ysclid=li2ow3qg8p422482760 (Accessed: 18.04.2023) [in Russian].

7. Korolev O. «Otpravim na front»: Prigozhin ob"yasnil, chto budet s sovershivshimi prestuplenie byvshimi zaklyuchennymi iz CHVK «Vagner» [«We will send to the front»: Prigozhin explained what will happen to the former prisoners from the Wagner PMCs who committed the crime]. URL: https: //polit.info/23966989-_otpravim_na_front_prigozhin_ob_yasnil_chto_budet_s_sovershivshimi_ prestuplenie_bivshimi_zaklyuchennimi_iz_chvk_vagner?ysclid=li2wvg9zce151303852 (Accessed: 03.03.2023) [in Russian].

8. Perekhod zadachi po verbovke zaklyuchennyh k Sergeyu SHojgu «zatyanet» SVO [The transition of the task of recruiting prisoners to Sergei Shoigu will «delay» SMO]. URL: https://news.rambler.ru/army/50184722/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_sou rce=copylink (Accessed: 15.03.2023) [in Russian].

9. Tairov R. Kreml' otvetil na soobshcheniya o pomilovanii zaklyuchennyh za uchastie v «specoperacii» [The Kremlin responded to reports about pardoning prisoners for participating in a «special operation»]. URL: https://www.forbes.ru/society/483521-kreml-otvetil-na-soobsenia-o-pomilovanii-zaklucennyh-za-ucastie-v-specoperacii?ysclid=li37za41w68410275 76 (Accessed: 25.03.2023) [in Russian].

10. SPCH ob"yasnil proceduru osvobozhdeniya zaklyuchennyh do uchastiya v specoperacii [The HRC explained the procedure for the release of prisoners before participating in a special operation]. URL: https://ria.ru/20230109/zaklyuchennye-1843702450.html?ysclid=li2ptuqy14797078566 (Accessed: 20.04.2023) [in Russian].

11. Byvshij sidelec, vernuvshijsya iz zony SVO s pomilovaniem i millionom rublej, ukral dva velosipeda i izbezhal otpravki v SIZO [A former prisoner who returned from the SVO zone with a pardon and a million rubles stole two bicycles and avoided being sent to a pre-trial detention center]. URL: https://megapolisonline .ru/byvshij -sidelets-vernuvshij sya-iz-zony-svo-s-pomilovaniem-i-millionom-rublej-ukral-dva-velosipeda-i-izbezhal-otpravki-v-sizo/ (Accessed: 12.04.2023) [in Russian].

12. Perova A., Sergeev N. Otsluzhil i snova sel. Sredi arestovannyh ubijc animatorov na Kubani okazalsya zaklyuchennyj na 18-letnij srok [Served and sat down again. Among the arrested murderers of animators in the Kuban was a prisoner for an 18-year term]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 5968292 (Accessed: 10.06.2023) [in Russian].

13. Pomilovannye ubijcy, grabiteli i raschleniteli: yug Rossii potryasli prestupleniya vernuvshihsya s SVO bojcov CHVK «Vagner» [Pardoned murderers, robbers and dismemberers: the south of Russia was shocked by the crimes of the fighters of the Wagner PMCs who returned from their own]. URL: https://bloknot-krasnodar.ru/news/pomilovannye-ubiytsy-grabiteli-i-raschleniteli-yug?sphrase_id=7088230&ysclid=li2wp7fd69139381069 (Accessed: 25.05.2023) [in Russian].

14. Trofimov I. Opasno li massovoe pomilovanie zaklyuchennyh dlya obshchestva? [Is mass pardoning of prisoners dangerous for society?]. URL: https://postnews.ru/a/21597?ysclid =li2ow3qg8p422482760 (Accessed: 23.05.2023) [in Russian].

15. Seliverstov V. I. Sovershenstvovanie ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva v sovremennyh usloviyah: osnovnye faktory i napravleniya [Improvement of penal enforcement legislation in modern conditions: main factors and directions]. Penitenciarnaya nauka [Penitentiary science], 2023, no. 1 (61), pp. 19-29 [in Russian].

16. Teplyashin P. V., Stupina S. A. Osvobozhdenie osuzhdennyh ot otbyvaniya nakazaniya v svyazi s ih uchastiem v special'noj voennoj operacii: pravovye vozmozhnosti i zakonotvorcheskie perspektivy [Release of convicts from serving their sentences in connection with their participation in a special military operation: legal possibilities and legislative prospects]. Social'no-ekonomicheskij i gumanitarnyj zhurnal [Socio-economic and humanitarian Journal], 2022, no. 4, pp. 152-159 [in Russian].

17. Suharenko A. N. Vmesto SIZO v zonu SVO. Osvobozhdenie dobrovol'cev ot ugolovnoj otvetstvennosti vhodit v protivorechie s Ugolovnym kodeksom [Instead of the pre-trial detention center in the SMO zone. The release of volunteers from criminal liability is in contradiction with the Criminal Code]. URL: https://www.ng.ru/vision/2023-04-17/2_8708_volunteers.html? ysclid=li2picz624875859492 (Accessed: 05.06.2023) [in Russian].

18. Kuz'min S. I., Dorofeev N. K. Ispravitel'no-trudovye uchrezhdeniya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Correctional labor institutions during the Great Patriotic War]. Zakon i armiya [Law and the Army], 2005, no. 6, pp. 24-26 [in Russian].

19. Kuz'min S. I. Ispravitel'no-trudovye uchrezhdeniya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny v 1941-1945 gg. [Correctional labor institutions during the Great Patriotic War in 1941-1945]. Moscow, 1991, 130 p. [in Russian].

20. Rodina daet vtoroj shans: o prizyve byvshih zaklyuchennyh v RKKA v gody vojny [Motherland gives a second chance: about the conscription of former prisoners in the Red Army during the war]. URL: https://dzen.ru/a/XMiKY01awgCvtV6B (Accessed: 05.06.2023) [in Russian].

21. Lysenkov S. G., Velezhev S. I., Moldabaev S. S. Ugolovnaya otvetstvennost' voennoslu-zhashchih v period Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. [Criminal liability of servicemen during the Great Patriotic War of 1941-1945]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2003, no. 1 (17), pp. 26-29 [in Russian].

22. Mashkin S. Zaklyuchennye prosyat smenit' rezhim na boevoj. V koloniyah otkazyvayut v osvobozhdenii dlya uchastiya v specoperacii na vostoke Ukrainy [Prisoners are asked to change the regime to combat. In the colonies, they refuse to be released to participate in a special operation in the east of Ukraine]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5329320?from=doc_vrez (Accessed: 05.05.2023) [in Russian].

23. Anisimova N. Klishas predlozhil razreshit' osuzhdennym uchastvovat' v boevyh dejstviyah [Klishas proposed to allow convicts to participate in hostilities]. URL: https://www.rbc.ru/ politics/13/10/2022/6347cb599a7947c9b2576120?from=newsfeed (Accessed: 25.05.2023) [in Russian].

24. Lapshin A. Sudimym rossiyanam predlozhili razreshit' sluzhit' po kontraktu [Convicted Russians were offered permission to serve under contract]. URL: https://www.pnp.ru/politics/ sudimym-rossiyanam-predlozhili-razreshit-sluzhit-po-kontraktu.html (Accessed: 06.06.2023) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.