Научная статья на тему 'О криминализации преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства'

О криминализации преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
956
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макеева И.С.

Установление уголовной ответственности за то или иное негативное проявление в обществе является результатом процесса криминализации. Из множества предложенных в уголовно-правовой науке критериев криминализации, почти все в качестве превалирующего называют общественную опасность деяния. Анализ общественной опасности преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства, позволил в данной статье проиллюстрировать вред, причиняемый обществу в результате их совершения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О криминализации преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

УДК 34.343

И.С. Макеева

О КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ПОСЯГАЮЩИХ

на основы конституционного строя и безопасности государства

Установление уголовной ответственности за то или иное негативное проявление в обществе является результатом процесса криминализации. Из множества предложенных в уголовно-правовой науке критериев криминализации, почти все в качестве превалирующего называют общественную опасность деяния. Анализ общественной опасности преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства, позволил в данной статье проиллюстрировать вред, причиняемый обществу в результате их совершения.

Ключевые слова: общественная опасность, экстремизм, распространенность, преступления экстремистской направленности, криминализация.

Экстремизм является не только уголовно-правовым явлением, представляющим проблему для узкого круга субъектов, но и социальным, которое своим существованием затрагивает интересы всего общества. Во всех проявлениях экстремизм ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность РФ, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального и межконфессионального согласия. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества. Это связано с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, которые угрожают национальной безопасности Российской Федерации.

За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз. К внешним угрозам относятся поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, а также деятельность международных экстремистских и террористических организаций. Внутренние угрозы - это экстремистская деятельность радикальных общественных, ре-

лигиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц. В качестве примера можно привести материалы приговора Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 30 июля 2013 г. Г. осужден по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ за организацию деятельности экстремистской организации. Суд установил, что в период с сентября 2012 г. по 27 марта 2013 г. Г., принимая активное участие в реализации первого этапа «построения Халифата на территории России», заключающегося в скрытом увеличении численности международной террористической организации «Партия исламского освобождения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и пропаганде ее экстремистских принципов и идей, создал в г. Южно-Сахалинске конспиративную ячейку названной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена решением Верховного Суда РФ ГКПИ 03-116 от 14 февраля 2003 г. в связи с осуществлением экстремистской деятельности. При этом Г., используя хорошее знание Корана и литературы мусульманского толка, содержащей призывы к изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности РФ, возбуждению религиозной ненависти, за указанный период неоднократно организовывал и про-

50

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

водил тайные собрания членов созданной им ячейки, где также разъяснял методы вербовки новых членов организации и способы ее конспирации [2].

Право на идеологический, расовый и политический плюрализм гарантируется Основным законом страны. Отправной точкой в рамках национальной правовой системы являются ст. 19 и ст. 71 Конституции РФ. Ст. 19 Конституции РФ определяет, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Ст. 71 Конституции РФ устанавливает, что территория Российской Федерации относится к исключительному ведению России, на всю ее территорию распространяется суверенитет и Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории.

На опасность противоправных действий неформальных организаций и группировок экстремистской направленности давно обратила внимание мировая общественность. Об этом свидетельствуют многочисленные международно-правовые нормативные акты, среди которых Всеобщая декларация прав человека [3]; Международная конвенция «О ликвидации всех форм расовой дискриминации» [8]; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий или убеждений»[4]. В рамках национальной правовой системы также активно реализуется противодействие экстремистским проявлениям на законодательном уровне. В частности, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. одним из источников угроз национальной безопасности РФ признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утвержденная 28.11.2014 г., определяет цель, задачи и основные направления государственной поли-

тики в сфере противодействия экстремизму. Признание на законодательном уровне того или иного деяния преступным, в свою очередь, является результатом возникшей социальной необходимости в охране наиболее значимых общественных отношений.

Применительно к преступлениям экстремистской направленности интересным представляется тот факт, что проявления ненависти или вражды к лицу в силу его половой, национальной, расовой, языковой, социальной, политической принадлежности в обществе существовали всегда, однако их закрепление в отечественном уголовном законодательстве произошло относительно недавно - в 2002 году и по настоящее время вызывает споры о целесообразности их включения в УК РФ.

Установление уголовной ответственности за то или иное негативное проявление в обществе есть результат процесса криминализации. Криминализация является одним из основных методов уголовно-правовой политики, цель которой состоит в создании упорядоченной системы норм, устанавливающих ответственность за совершение общественно опасных деяний. Из множества предложенных в уголовно-правовой науке критериев криминализации почти все в качестве одного из них либо в качестве основного называют общественную опасность деяния [5, с. 106; 7, с. 26].

Уголовное законодательство выделяет в общественной опасности качественную сторону - характер и количественную - степень. Характер общественной опасности определяется совокупностью признаков объекта посягательства, последствий, формой вины, способа совершения преступления. Степень общественной опасности представляет собой ее количественную характеристику. Она зависит от размера причиненного или потенциального ущерба, степени выраженности вины лица, его мотивов и целей и др. [11, с. 157].

Руководствуясь сформулированным понятием, определим характер общественной опасности преступлений экстремистской направленности.

Результаты проведенного анализа эмпирических материалов позволили констати-

51

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

ровать, что общественная опасность рассматриваемых преступлений проявляется, прежде всего, в посягательствах на основы конституционного строя и безопасности государства, во-вторых, заключается в проникновении в общество идеологии нацизма, расизма, ксенофобии, в социальном заражении общества преступными обычаями и традициями, что приводит к общему низкому уровню состояния культуры.

Преступления экстремистской направленности обладают повышенной общественной опасностью, в связи с тем что носят международный характер. Экстремистская идеология используется иностранными государствами в целях вторжения во внутренние дела России, создавая внутриполитическую напряженность в стране и способствуя совершению населением различных насильственных действий в отношении органов государственной власти, что опасно не только для политической силы, находящейся у власти, но и для демократической государственности в целом, поскольку ведет к нарушению деятельности государственных институтов, которые обязаны обеспечивать права человека (данный вывод сделан на основании контент-анализа интернет-сайтов, освещающих проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности). Значительное количество экстремистских формирований международной ориентации сосредоточены в Южном, Уральском, Дальневосточном и Северокавказском регионах России. Взаимодействие на международном уровне происходит в связи с развитием информационных технологий. Информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет, служат для экстремистских объединений средством связи, «пунктом» координации действий при подготовке экстремистских акций, центром обучения методам конспирации, вербовки новых членов, «архивом» экстремистских материалов и т.д. Интернет избирается представителями экстремистских сообществ и организаций в силу простоты доступа, минимума регулирования, широкомасштабности, быстрого потока информации. Созданные, как правило, за пределами России, сайты экстремистских организаций активно пропагандируют экс-

_______________________№ 4(22) 2015

тремистскую идеологию, содержат призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а также пошаговые инструкции или видеопособия, демонстрирующие, например, совершение «националистических» убийств.

Количественная характеристика общественной опасности преступлений экстремистской направленности находит свое юридическое выражение, в частности, через крупный и особо крупный размер не поступивших в бюджет денежных средств, поскольку в большинстве своем финансирование экстремизма осуществляется путем совершения преступлений экономической направленности, что влечет подрыв экономической безопасности России. Так, в 2008 г. на территории Чеченской Республики было ликвидировано преступное сообщество, занимавшееся изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, прибыль от деятельности которого направлялась на развитие экстремизма в регионе. Указанная деятельность для членов сообщества была не только способом приобретения денег, но и средством борьбы с идеологией, против которой они выступали [10, с. 8].

Необходимо отметить, что общественная опасность рассматриваемых преступлений находит свое выражение не только в юридических критериях, но и в объективной действительности. Подтверждением тому служит неоднократное обращение внимания к проблеме массовых проявлений экстремизма со стороны Президента и Правительства РФ. Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ В.В. Путин отметил, что «в начале XXI века мы столкнулись с настоящим демографическим и ценностным кризисом, если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе». Первоочередная задача - не допустить появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила [12].

В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025

52

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

года в числе основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму называют обеспечение эффективного применения норм законодательства РФ в сфере противодействия экстремизму; реализация принципа неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности; координация действий правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных и религиозных объединений по пресечению экстремистских проявлений.

Первоначально преступления экстремистской направленности коррелировали с общеуголовной насильственной преступностью (например, убийством или причинением вреда здоровью по мотивам национальной, религиозной или расовой ненависти или вражды). Такая ситуация складывалась ввиду отсутствия со стороны государства должного контроля за межконфессиональными и межнациональными противоречиями. Все религиозные и этнические споры решались путем применения мер насильственной преступности, поскольку верующих легко вовлечь в реализацию преступных планов в отношении тех, кто глумится над их религиозными чувствами. Примером этому могут служить идеи ваххабизма, проникшие в 90-х годах XX века в Северокавказский регион России и проявившиеся в качестве организованной преступной деятельности в формах террористических актов, вооруженных мятежей и попыток насильственного захвата власти в этом регионе для создания независимого исламского государства [14, с. 46].

В настоящее время анализируемые преступления постепенно срастаются с иными видами общественно опасных посягательств: экономическими преступлениями, с организованной преступностью и коррупционными проявлениями. Так, в качестве примера можно привести уголовное дело в отношении 28-летнего жителя г. Владимира. В июне 2010 г. он признан виновным в возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства, совершенном публично, хулиганстве, совершенном с применением оружия, по мотивам идеологиче-

ской, национальной и религиозной ненависти и вражды, незаконном изготовлении взрывчатого вещества. Следствием и судом установлено, что 6 декабря 2009 г. мужчина изготовил взрывное устройство и бросил его в окно православного христианского храма «Кирилла и Мефодия», расположенного на территории Владимирского государственного университета. На шпиле металлического ограждения храма он разместил заранее изготовленную листовку, содержащую высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды по религиозным и национальным признакам в отношении лиц еврейской национальности и православных христиан. Кроме того, являясь активным сторонником националистических взглядов, испытывая неприязнь к сотрудникам правоохранительных органов, деградирующим слоям населения и работникам культуры, осужденный изготовил смесевое взрывчатое вещество и напечатал 2 листовки, содержащие угрозы взрыва здания развлекательного комплекса «РусьКино» [1].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что преступления экстремистской направленности, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства, обладают достаточной степенью общественной опасности для их криминализации, и обоснованность установления уголовно-правового запрета не вызывает сомнений.

Общественная опасность преступлений экстремистской направленности находится в тесной связи с их распространенностью. По мнению Н.А. Лопашенко, деяние, преследуемое в уголовном порядке, не может быть случайным или редким для общества, а напротив, должно быть типичным, повторяющимся [6, c. 290].

По данным ГИАЦ МВД России, в 2009 г. преступлений экстремистской направленности совершено - 548 (прирост 19,1%); 2010 г. - 656 (прирост 19,7%); 2011 г. - 622 (спад 5,2%); 2012 г. - 696 (прирост 11,9%); 2013 г,- 896 (прирост 28,7%), 2014 г. - 1024 (прирост 14,3%) [9]. По указанным данным можно заметить, что за последние годы наблюдается стабильный рост данного вида преступлений, исключение составляет лишь

53

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

2011 год. Вместе с тем, приведенные выше цифры не позволяют в полной мере судить о фактическом количестве посягательств на основы конституционного строя и безопасность государства. Уголовно-правовая статистика не в состоянии учесть все совершенные проявления экстремизма и вынуждена ограничиваться учетом лишь зарегистрированных деяний. Преступления, ответственность за которые установлена ст. 280, 280.1, 282-282.3 УК РФ, обладают высокой латентностью в связи с тем, что не всегда получают надлежащую правовую оценку, поскольку из-за поливариативности самого явления «экстремизм» действия оперативных и следственных органов не всегда эффективны. Поэтому распространенность анализируемых общественно опасных деяний гораздо выше, чем это отражают данные официальной статистики, а повышенная латентность, в свою очередь, создает ощущение безнаказанности, способствует формированию стойких преступных образований, подрывает принцип неотвратимости наказания, снижает превентивное значение уголовного закона. Количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности может показаться достаточно небольшим по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, однако каждое из них вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом. Примером может служить приговор Ленинского районного суда г. Уфы, по материалам которого П., имея умысел на воспрепятствование закон-

ной деятельности государственных органов, обращаясь к неопределенному кругу лиц, с целью склонения их к насильственным действиям в отношении представителей власти

- сотрудников правоохранительных органов и государственного аппарата, совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 280 УК РФ. П., используя персональный компьютер, имеющий выход в информационно

- телекоммуникационную сеть Интернет, разместила в свободном доступе обращение следующего содержания: «Нацисты-скинхеды Уфы, давайте объединяться, и мы покажем всем - не умерла Россия»; «Мы провозглашаем 10 ноября днем насилия, террора и мести». «Пусть твари в погонах и креслах государственных учреждений умоются своей грязной кровью!»; «Надо отомстить за всех наших братьев, наточить ножи, выкопать и достать оружие, сделать как можно больше самодельных взрывных устройств, приготовить «Коктейли Молотова»; «Поджигайте здания МВД, ФСБ, государственные учреждения, филиалы «Единой России», режьте тварей и оккупантов, убивайте, взрывайте, уничтожайте, крушите, избивайте, калечьте, пишите на стенах призывы!» [13].

В заключении следует сделать вывод, что значимость рассмотрения общественной опасности указанной категории преступлений заключается в том, что ее анализ позволяет проиллюстрировать вред, причиняемый обществу в результате совершения исследуемых преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив судебного участка № 23 Владимирской области. - URL: https:// rospravosudie.com//

2. Архив Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда. - URL: https://rospravosudie.com

3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СПС «Консультант плюс».

4. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий или убеждений // СПС «Консультант плюс».

5. Злобин Г. А. Некоторые террористические вопросы криминализации общественно опасных деяний // Проблемы правосудия и уголовного права. - 1978. - С. 106.

6. Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. - СПб., 2004. - С. 290.

7. Марцев А. И. Общие вопросы учения о преступлении. - Омск, 2000. - С. 26.

8. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря

54

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

1965 г. // СПС «Консультант плюс».

9. Общие сведения о состоянии преступности. - URL: http://www.mvd.ru

10. Петрянин А. В. Уголовно-правовые средства противодействия отдельным формам экстремистских проявлений // Следователь. - 2011. - № 7. - С. 8.

11. Пионтковский А. А. Учение о преступлении. - М., 1961. - С. 157.

12. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ (декабрь 2012 г.) // Рос. газета. - 2012. - 13 дек.

13. Приговор Ленинского районного суда г. Уфы от 4 декабря 2013 г. по делу № 1-55/2013. -URL: https://rospravosudie.com

14. Силаева Н. А. Криминологический анализ некоторых причин преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации // Следователь. - 2011. - № 5. - С. 46.

© Макеева И.С., 2015 Получено: 10.09.2015

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Ф.Ф. Фаткуллин

ТЕОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фаткуллин Ф.Ф.

Теория государства и права: учебно-методическое пособие / под редакцией доктора педагогических наук, доцента Ф.К. Зиннурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Казань, 2015. - 578 с.

Допущено министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России.

Учебно-методическое пособие соответствует требованиям примерной учебное программы высшего профессионального образования по дисциплинам «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Конституционное право России», «Уголовное право», «Гражданское право».

Изложение научно-теоретического материала сопровождается большим учебно-методическим материалом и общекультурными информационными базами данных (вопросы для самоконтроля, авторская учебная программа и планы семинарских занятий, задания на самоподготовку, информационно-исторические справки)

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.