Научная статья на тему 'О криминализации преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства'

О криминализации преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / PUBLIC DANGER / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ / PREVALENCE / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / CRIMES OF AN EXTREMIST ORIENTATION / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / CRIMINALIZATION / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EXTREMIST ORGANIZATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макеева Ирина Сергеевна

В статье исследуются проблемы криминализации преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства. Криминализация как метод уголовно-правовой политики наиболее широкое применение находит в период принятия нового уголовного закона. В это время целью криминализации выступает создание целостной системы уголовно-правового запрета. Объем первичной криминализации не очень велик даже при новой кодификации и подлежит в ряде случаев детальному исследованию. Из множества предложенных в уголовно-правовой науке критериев криминализации почти все в качестве одного из них либо в качестве основного называют общественную опасность деяния. В теории уголовного права нет однозначного ответа на вопрос о структуре общественной опасности. Ученые едины только в том, что связывают структуру общественной опасности с определенными элементами состава преступления. Правильное определение структурных элементов общественной опасности играет важную роль, так как именно они влияют на криминализацию того или иного деяния. Анализ общественной опасности преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства, позволил проиллюстрировать вред, причиняемый обществу в результате их совершения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CRIMINALIZATION OF THE CRIMES OF THE EXTREMIST ORIENTATION ENCROACHING ON BASES OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM AND SAFETY OF THE STATE

In the article problems of criminalization of the crimes of an extremist orientation encroaching on bases of the constitutional system and safety of the state are investigated. Criminalization as a method of criminal and legal policy finds the broadest application during adoption of the new criminal law. At this time creation of complete system of a criminal and legal ban acts as the purpose of criminalization. At the same time the volume of primary criminalization isn’t really big even at new codification and is subject in some cases to detailed research. From a set of the criteria of criminalization suggested in criminal and legal science, public danger of act is considered as the basic one. In the theory of criminal law there is no definite answer to a question of structure of public danger. Scientists agree that the structure of public danger is connected with certain elements of corpus delicti. Meanwhile, the correct definition of structural elements of public danger plays an important role as they influence criminalization of this or that act. The analysis of public danger of crimes of an extremist orientation encroaching on bases of the constitutional system and safety of the state has allowed to illustrate the harm done to society as a result of their commission.

Текст научной работы на тему «О криминализации преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства»

УДК 343.3:343.235

ИРИНА СЕРГЕЕВНА МАКЕЕВА,

преподаватель кафедры уголовного права (Уральский юридический институт МВД России),

e-mail: i.suhanova@bk.ru

О КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Реферат: в статье исследуются проблемы криминализации преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства. Криминализация как метод уголовно-правовой политики наиболее широкое применение находит в период принятия нового уголовного закона. В это время целью криминализации выступает создание целостной системы уголовно-правового запрета. Объем первичной криминализации не очень велик даже при новой кодификации и подлежит в ряде случаев детальному исследованию.

Из множества предложенных в уголовно-правовой науке критериев криминализации почти все в качестве одного из них либо в качестве основного называют общественную опасность деяния. В теории уголовного права нет однозначного ответа на вопрос о структуре общественной опасности. Ученые едины только в том, что связывают структуру общественной опасности с определенными элементами состава преступления.

Правильное определение структурных элементов общественной опасности играет важную роль, так как именно они влияют на криминализацию того или иного деяния. Анализ общественной опасности преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства, позволил проиллюстрировать вред, причиняемый обществу в результате их совершения.

Ключевые слова: общественная опасность, экстремизм, распространенность, преступления экстремистской направленности, криминализация, экстремистская организация, национальная безопасность.

Экстремизм - это не только уголовно-правовое явление, представляющее собой проблему для узкого круга субъектов, но и социальное, которое своим существованием затрагивает интересы общества. Во всех проявлениях экстремизм ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность РФ, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального и межконфессионального согласия. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества. Это связано с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, которые угрожают национальной безопасности Российской Федерации.

За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз. К внешним угрозам относится поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, а также деятельность международных экстремистских и террористических организаций. Внутренние угрозы - это экстремистская деятель-

ность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц. В качестве примера можно привести материалы приговора ЮжноСахалинского гарнизонного военного суда от 30 июля 2013 г. Г. осужден по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ за организацию деятельности экстремистской организации. Суд установил, что в период с сентября 2012 г. по 27 марта 2013 г. Г., принимая активное участие в реализации первого этапа «построения Халифата на территории России», заключающегося в скрытом увеличении численности международной террористической организации «Партия исламского освобождения ,,Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"» и пропаганде ее экстремистских принципов и идей, создал в г. Южно-Сахалинске конспиративную ячейку названной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена решением Верховного Суда РФ ГКПИ 03-116 от 14 февраля 2003 г. в связи с осуществлением экстремистской деятельности. При этом Г., используя хорошее знание Корана и литературы мусульманского толка, содержащей призывы к изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности РФ, воз-

© Макеева И. С., 2016

буждению религиозной ненависти, за указанный период неоднократно организовывал и проводил тайные собрания членов созданной им ячейки, где также разъяснял методы вербовки новых членов организации и способы ее конспирации.

Право на идеологический, расовый и политический плюрализм гарантируется Основным Законом страны. Отправной точкой в рамках национальной правовой системы являются ст. 19 и 71 Конституции РФ. Статья 19 Конституции РФ определяет, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Ст. 71 Конституции РФ устанавливает, что территория Российской Федерации относится к исключительному ведению России, на всю ее территорию распространяется суверенитет и Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории.

На опасность противоправных действий неформальных организаций и группировок экстремистской направленности давно обратила внимание мировая общественность. Об этом свидетельствуют многочисленные международно-правовые нормативные акты, среди которых Всеобщая декларация прав человека; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий или убеждений. В рамках национальной правовой системы также активно реализуется противодействие экстремистским проявлениям на законодательном уровне. В частности, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из источников угроз национальной безопасности РФ признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму. Признание на законодательном уровне того или иного деяния преступным является результатом возникшей социальной необходимости в охране наиболее значимых общественных отношений.

Применительно к преступлениям экстремистской направленности интересным представляется тот факт, что проявления ненависти или вражды к лицу в силу его половой, национальной, расовой, языковой, социальной, политической принадлежности в обществе существовали всегда, однако их закрепление в отечественном уголовном законода-

тельстве произошло в 2002 г. и по настоящее время вызывает споры о целесообразности их включения в УК РФ.

Установление уголовной ответственности за то или иное негативное проявление в обществе есть результат процесса криминализации. Криминализация является одним из основных методов уголовно-правовой политики, цель которой состоит в создании упорядоченной системы норм, устанавливающих ответственность за совершение общественно опасных деяний. Из множества предложенных в уголовно-правовой науке критериев криминализации почти все в качестве одного из них либо в качестве основного называют общественную опасность деяния [1, с. 106; 3, с. 26].

Уголовное законодательство выделяет в общественной опасности качественную сторону - характер и количественную - степень. Характер общественной опасности определяется совокупностью признаков объекта посягательства, последствий, формы вины, способа совершения преступления. Степень общественной опасности представляет собой ее количественную характеристику. Она зависит от размера причиненного или потенциального ущерба, степени выраженности вины лица, его мотивов и целей и др. [5, с. 157].

Руководствуясь сформулированным понятием, определим характер общественной опасности преступлений экстремистской направленности.

Результаты проведенного анализа эмпирических материалов позволили констатировать, что общественная опасность рассматриваемых преступлений, во-первых, проявляется в посягательствах на основы конституционного строя и безопасности государства, во-вторых, заключается в проникновении в общество идеологии нацизма, расизма, ксенофобии, в социальном заражении общества преступными обычаями и традициями, что приводит к общему низкому уровню состояния культуры.

Преступления экстремистской направленности обладают повышенной общественной опасностью в связи с тем, что носят международный характер. Экстремистская идеология используется иностранными государствами в целях вторжения во внутренние дела России, создавая внутриполитическую напряженность в стране и способствуя совершению населением различных насильственных действий в отношении органов государственной власти, что опасно не только для политической силы, находящейся у власти, но и для демократической государственности в целом, поскольку ведет к нарушению деятельности государственных институтов, которые обязаны обеспечивать права человека (данный вывод сделан на основании контент-анализа интернет-сайтов, освещающих проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности).

Значительное количество экстремистских формирований международной ориентации сосредоточены в Южном, Уральском, Дальневосточном и СевероКавказском регионах России. Взаимодействие на международном уровне происходит в связи с развитием информационных технологий. Информационно-телекоммуникационные сети, в том числе Интернет, служат для экстремистских объединений средством связи, пунктом координации действий при подготовке экстремистских акций, центром обучения методам конспирации, вербовки новых членов, архивом экстремистских материалов и т. д. Интернет избирается представителями экстремистских сообществ и организаций в силу простоты доступа, минимума регулирования, широкомасштабности, быстрого потока информации. Созданные, как правило, за пределами России сайты экстремистских организаций активно пропагандируют экстремистскую идеологию, содержат призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а также пошаговые инструкции или видеопособия, демонстрирующие, например, совершение националистических убийств.

Количественная характеристика общественной опасности преступлений экстремистской направленности находит свое юридическое выражение, в частности, через крупный и особо крупный размер не поступивших в бюджет денежных средств, поскольку в большинстве своем финансирование экстремизма осуществляется путем совершения преступлений экономической направленности, что влечет за собой подрыв экономической безопасности России. Так, в 2008 г. на территории Чеченской Республики было ликвидировано преступное сообщество, занимавшееся изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, прибыль от деятельности которого распределялась на развитие экстремизма в регионе. Указанная деятельность для членов сообщества была не только способом приобретения денег, но и средством борьбы с идеологией, против которой они выступали [4, с. 8].

Общественная опасность рассматриваемых преступлений находит свое выражение как в юридических критериях, так и в объективной действительности. Подтверждением тому служит неоднократное обращение внимания к проблеме масссовых проявлений экстремизма со стороны Президента и Правительства РФ. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ В. В. Путин отметил, что «в начале XXI века мы столкнулись с настоящим демографическим и ценностным кризисом, если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе». Первоочередная задача - не допустить появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией,

живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила.

В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года в числе основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму называют обеспечение эффективного применения норм законодательства РФ в сфере противодействия экстремизму; реализация принципа неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности; координация действий правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных и религии-озных объединений по пресечению экстремистских проявлений.

Первоначально преступления экстремистской направленности коррелировали с общеуголовной насильственной преступностью (например, убийством или причинением вреда здоровью по мотивам национальной, религиозной или расовой ненависти или вражды). Такая ситуация складывалась ввиду отсутствия со стороны государства должного контроля за межконфессиональными и межнациональными противоречиями. Все религиозные и этнические споры решались путем применения мер насильственной преступности, поскольку верующих легко вовлечь в реализацию преступных планов в отношении тех, кто глумится над их религиозными чувствами. Примером могут служить идеи ваххабизма, проникшие в 90-х годах XX века в Северо-Кавказский регион России и проявившиеся в качестве организованной преступной деятельности в формах террористических актов, вооруженных мятежей и попыток насильственного захвата власти в этом регионе для создания независимого исламского государства [6, с. 46].

В настоящее время анализируемые преступления постепенно срастаются с иными видами общественно опасных посягательств: с экономическими преступлениями, организованной преступностью и коррупционными проявлениями. В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении 28-летнего жителя г. Владимира. В июне 2010 г. он признан виновным в возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства, совершенном публично, хулиганстве, совершенном с применением оружия, по мотивам идеологической, национальной и религиозной ненависти и вражды, незаконном изготовлении взрывчатого вещества. Следствием и судом установлено, что 6 декабря 2009 г. мужчина изготовил взрывное устройство и бросил его в окно православного христианского храма Кирилла и Мефодия, расположенного на территории Владимирского государственного университета. На шпиле металлического огражде-

ния храма он разместил заранее изготовленную листовку, содержащую высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды по религиозным и национальным признакам в отношении лиц еврейской национальности и православных христиан. Кроме того, являясь активным сторонником националистических взглядов, испытывая неприязнь к сотрудникам правоохранительных органов, деградирующим слоям населения и работникам культуры, осужденный изготовил смесевое взрывчатое вещество и напечатал 2 листовки, содержащие угрозы взрыва здания развлекательного комплекса «РусьКино».

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что преступления экстремистской направленности, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства, обладают достаточной степенью общественной опасности для их криминализации, и обоснованность установления уголовно-правового запрета не вызывает сомнений.

Общественная опасность преступлений экстремистской направленности находится в тесной связи с их распространенностью. По мнению Н. А. Лопа-шенко, деяние, преследуемое в уголовном порядке, не может быть случайным или редким для общества, а, напротив, должно быть типичным, повторяющимся [2, с. 290].

По данным ГИАЦ МВД России, за последние годы наблюдается стабильный рост преступлений экстремистской направленности. Уголовно-правовая статистика не в состоянии учесть все совершенные проявления экстремизма и вынуждена ограничиваться учетом лишь зарегистрированных деяний. Преступления, ответственность за которые установлена ст. 280, 280.1, 282-282.3 УК РФ, обладают высокой латентностью, в связи с тем что не всегда получают надлежащую правовую оценку, поскольку из-за поливариативности самого явления «экстремизм» действия оперативных и следственных органов не всегда эффективны. Распространенность анализируемых общественно опасных деяний гораздо шире, чем это отражают данные официальной статистики, а повышенная латентность, в свою очередь, создает ощущение

безнаказанности, способствует формированию стойких преступных образований, подрывает принцип неотвратимости наказания, снижает превентивное значение уголовного закона. Количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности может показаться достаточно небольшим по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, однако каждое из них вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом. Примером может служить приговор Ленинского районного суда г. Уфы, по материалам которого П., имея умысел на воспрепятствование законной деятельности государственных органов, обращаясь к неопределенному кругу лиц с целью склонения их к насильственным действиям в отношении представителей власти - сотрудников правоохранительных органов и государственного аппарата, совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 280 УК РФ. П., используя персональный компьютер, имеющий выход в Интернет, разместила в свободном доступе обращение следующего содержания: «Нацисты-скинхеды Уфы, давайте объединяться, и мы покажем всем - не умерла Россия. Мы провозглашаем 10 ноября днем насилия, террора и мести. Пусть твари в погонах и креслах государственных учреждений умоются своей грязной кровью! Надо отомстить за всех наших братьев, наточить ножи, выкопать и достать оружие, сделать как можно больше самодельных взрывных устройств, приготовить коктейли Моло-това. Поджигайте здания МВД, ФСБ, государственные учреждения, филиалы единой России, режьте тварей и оккупантов, убивайте, взрывайте, уничтожайте, крушите, избивайте, калечьте, пишите на стенах призывы!»

Значимость рассмотрения общественной опасности преступлений экстремистской направленности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства, заключается в том, что ее анализ позволяет проиллюстрировать вред, причиняемый обществу в результате их совершения.

Список литературы

1. Злобин Г. А. Некоторые террористические вопросы криминализации общественно опасных деяний // Проблемы правосудия и уголовного права. М., 1978. С. 102-119.

2. Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб., 2004. 339 с.

3. Марцев А. И. Общие вопросы учения о преступлении. Омск, 2000. 136 с.

4. Петрянин А. В. Уголовно-правовые средства противодействия отдельным формам экстремистских проявлений // Следователь. 2011. № 7. С. 6-9.

5. Пионтковский А. А. Учение о преступлении. М., 1961. 666 с.

6. Силаева Н. А. Криминологический анализ некоторых причин преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации // Следователь. 2011. № 5. С. 41-48.

IRINA SERGEYEVNA MAKEEVA,

lecturer at criminal law department (Ural legal institute Ministry of internal affairs of Russia),

e-mail: i.suhanova@bk.ru

ABOUT CRIMINALIZATION OF THE CRIMES OF THE EXTREMIST ORIENTATION ENCROACHING ON BASES OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM AND SAFETY OF THE STATE

Abstract: in the article problems of criminalization of the crimes of an extremist orientation encroaching on bases of the constitutional system and safety of the state are investigated. Criminalization as a method of criminal and legal policy finds the broadest application during adoption of the new criminal law. At this time creation of complete system of a criminal and legal ban acts as the purpose of criminalization. At the same time the volume of primary criminalization isn't really big even at new codification and is subject in some cases to detailed research.

From a set of the criteria of criminalization suggested in criminal and legal science, public danger of act is considered as the basic one. In the theory of criminal law there is no definite answer to a question of structure of public danger. Scientists agree that the structure of public danger is connected with certain elements of corpus delicti.

Meanwhile, the correct definition of structural elements of public danger plays an important role as they influence criminalization of this or that act. The analysis of public danger of crimes of an extremist orientation encroaching on bases of the constitutional system and safety of the state has allowed to illustrate the harm done to society as a result of their commission.

Key words: public danger, extremism, prevalence, crimes of an extremist orientation, criminalization, extremist organization, national security.

References

1. Zlobin G. A. Nekotorye terroristicheskie voprosy kriminalizacii obshhestvenno opasnyh dejanij [Some terrorist questions of criminalization of socially dangerous acts]. Problemy pravosudija i ugolovnogo prava [Problems ofjustice and criminal law]. Moscow, 1978, рр. 102-119.

2. Lopashenko N. A. Osnovy ugolovno-pravovogo vozdejstvija: ugolovnoe pravo, ugolovnyj zakon, ugolovno-pravovaja politika [Bases of criminal and legal influence: criminal law, criminal law, criminal and legal policy]. St. Petersburg, 2004. 339 р.

3. Marcev A. I. Obshhie voprosy uchenija o prestuplenii [General questions of the doctrine of a crime]. Omsk, 2000. 136 р.

4. Petrjanin A. V. Ugolovno-pravovye sredstva protivodejstvija otdel'nym formam jekstremistskih projav-lenij [Criminal and legal means of counteraction to separate forms of extremist manifestations]. Sledovatel' -Investigator, 2011, no. 7, рр. 6-9.

5. Piontkovskij A. A. Uchenie o prestuplenii [The doctrine about a crime]. Moscow, 1961. 666 р.

6. Silaeva N. A. Kriminologicheskij analiz nekotoryh prichin prestuplenij, posjagajushhih na politicheskuju sistemu Rossijskoj Federacii [The criminological analysis of some reasons of the crimes encroaching on political system of the Russian Federation]. Sledovatel' - Investigator, 2011, no. 5, рр. 41-48.

© Makeeva I. S., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.