УДК 343.98.067
Новиков Евгений Феоктистович Yevgeniy Novikov
О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ ГРУЗОВ С ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ON CRIMINALISTIC METHODOLOGY OF INVESTIGATION OF FREIGHT THEFTS FROM ROLLING STOCK
Приводятся статистические данные о количестве совершаемых преступлений на объектах обслуживания транспортной полиции. Они свидетельствуют о необходимости совершенствования имеющихся средств и методов противодействия преступности. Анализируются особенности криминалистической методики расследования краж грузов с подвижного состава. Указывается, что знание и учет этих особенностей позволяет улучшить качество расследования преступлений данной категории. Устанавливая и привлекая к ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, государство тем самым выполняет цели наказания — восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений
Ключевые слова: преступность, кража грузов, железнодорожный транспорт, методика расследования
The article presents the statistics concerning the number of crimes committed at the service objects of transport police. They are evidence of the need of improving the existing tools and methods of crime resistance. The characteristics of criminal investigation techniques of cargo theft from vehicles are also analyzed. The author argues that awareness and consideration of these data can improve the quality of crimes' investigation in this category. By identifying and bringing to justice those who have committed wrongful acts, the state is able to punish the wrongdoers, restore social justice and prevent further crimes
Key words: crime, theft of load, rail transport, investigation methodology
Построение правового государства предполагает создание эффективного механизма защиты нарушенных преступлением прав физических и юридических лиц. Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность признания, соблюдения и гарантий защиты прав и свобод человека, обеспечения потерпевшим от правонарушений и преступлений доступа к правосудию и возмещения причиненного ущерба [7,4].
Нарушение преступлением законных прав, свобод и интересов личности, а также прав и интересов юридического лица влечет исполнение государством обязанности перед пострадавшими по осуществлению пра-вовосстановительной деятельности [11,7].
Карая виновного за совершение преступного деяния, государство преследует определенные цели. В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ, наказание применяется в целях восстановления социальной справед-
ливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Процесс возрождения России как сильного и независимого государства сопряжен с преодолением немалых трудностей политического, экономического и социального характера. Последнее десятилетие этот процесс характеризуется изменением структуры преступности в России, ее ростом, появлением новых видов преступлений и способов их совершения.
Преступность, как социальное явление, имеет универсальный характер, поэтому приспосабливаемость ее к новым условиям окружающей действительности значительно опережает многие другие социальные явления и процессы. При этом преступность использует в качестве арсенала самые современные средства коммуникации, связи и технологии. Нестабильность в обществе, снижение уровня жизни, рост безработицы, потеря частью общества нравственных ориентиров является условиями для дальнейшего роста преступности.
Современная преступность имеет высокую степень организованности, она может выйти за пределы отдельно взятой страны и активно использовать социально-политические и экономические институты современного общества. Преступность является одним из наиболее негативных социальных явлений, дестабилизирующих общественные отношения как внутри нашей страны, так и во всем мире.
В России преступность как социальное явление теснейшим образом связана с социально-экономическими преобразованиями, заключающимися в переходе к рыночной экономике, демократизации всех сфер жизни общества. Данные изменения сопряжены с серьезными кризисными явлениями, обусловившими не только рост преступности, но и ее негативные качественные изменения в части организованности, вооруженности, технической оснащенности. Этим объясняется все возрастающее количество лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от наказания.
В современном учении о способе преступления широко используются такие понятия, как способ сокрытия преступления, способ уклонения от ответственности, а в последние годы — и способ противодействия раскрытию и расследованию преступления.
Расследование преступлений, связанных с хищениями на транспорте имеет свои специфические особенности, в силу чего у следователей возникает немало трудностей, связанных с юридической оценкой действий виновных лиц, наиболее эффективным использованием тех или иных приемов тактики и методики расследования и рядом других проблем.
Преобразования в социально-экономической, политической сфере, реформирование органов внутренних дел помимо ряда положительных результатов вызвали и массу негативных последствий. Так, в 2013 г. на объектах обслуживания транспортной полиции России продолжалась тенденция сокращения числа зарегистрированных преступлений до 42029, что на 9,5 % ниже аналогичного периода прошлого года. Снижение зарегистрированных преступлений отчасти обусловлено изменениями, внесенными в уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, декриминализацией в сфере экономики и исключение принципа экстерриториальности в работе транспортной полиции по выявлению и пресечению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия, повышением эффективности мероприятий по профилактике преступлений. Основными же причиной снижения регистрации преступлений, на наш взгляд, является низкое выявление латентной преступности, которое связано, прежде всего, с сокращением штатной численности сотрудников оперативных, в рамках проводимого реформирования МВД и недостаточной профессиональной подготовкой.
По-прежнему наиболее часто совершаемыми преступлениями остаются хищения, удельный вес которых достигает 45 %. Среди хищений наиболее распространёнными являются кражи. Количество совершенных краж составило — 14719, удельный вес 35
% от общего числа зарегистрированных преступлений, совершенных на транспор-те[12]. Аналогичная ситуация сложилась и в Забайкальском линейном управлении внутренних дел на транспорте. В 2013 г. совершено 1391 преступление. Из 664 зарегистрированных краж — 221 кража груза из подвижного состава[1].
Такое состояние преступности на объектах транспорта требует постоянного совершенствования имеющихся средств (методов) противодействия ей, учитывая при этом сложность и комплексность этого процесса, включающего в себя меры различного характера — от улучшения социально-экономической жизни людей до совершенствования деятельности органов расследования [9, 3].
Задачи успешного расследования преступлений, как показывает следственный опыт, не могут быть решены достаточно быстро и методически правильно только с помощью средств и приемов криминалистической техники и тактики. Профессионально раскрыть преступление и решить все остальные задачи их расследования, практически невозможно, не руководствуясь при этом специальными научно-разработанными системами методов ведения следствия и предупреждения преступлений.
Методика расследования отдельных видов преступлений как часть криминалистики имеет своей основной и главной задачей вооружить следователей необходимым комплексом знаний и навыков раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступлений в различных следственных ситуациях, возникающих в процессе криминалистической деятельности.
Термин «методика расследования преступлений», наряду с которым впоследствии стали употребляться термины «частная методика», «общая методика» и т.п., по общему признанию, своим появлением в отечественной криминалистике обязан В.И. Громову, который впервые ввел его в оборот в учебнике по криминалистике 1935 г.
Криминалистическая методика имеет длительную историю развития, охватывающую и весь период накопления эмпиричес-
ких знаний, применяющихся при раскрытии и расследовании преступлений [5, 5].
Как неоднократно подчеркивалось в научной и учебной криминалистической литературе, методики расследования отдельных категорий преступлений (частные криминалистические методики) являются конечным «продуктом» криминалистической науки, поступающим на вооружение следственной практики, «в содержании которых на основе положений и выводов общей и частных криминалистических теорий комплексируются криминалистические рекомендации по осуществлению судебного исследования и предотвращения преступлений» [3, 176].
Следовательно, методики расследования преступлений представляют собой мыслительный образ процесса расследования, понятие и содержание которых зависят, прежде всего, от общего современного представления о криминалистической методике, понятие которой в настоящее время рассматривается в двух значениях: во-первых, как часть науки криминалистики; во-вторых, как практическая деятельность по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений [6, 3].
По мнению Н.П. Яблокова, методика расследования отдельных видов преступлений представляет собой целостную часть криминалистики, изучающую и разрабатывающую на основе познания их закономерностей систему наиболее эффективных методов расследования и предупреждения разных видов преступлений [12, 482]. Близким, по сути, является определение, сформулированное Р.С. Белкиным. Под криминалистической методикой он понимал систему научных положений и разработанных на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования и предотвращения отдельных видов преступлений [3, 99]. Практически аналогичное определение дает В.П. Бахин [2, 3]. О простоте и понятности определения Р.С. Белкина обоснованно пишет А.С. Шаталов [12, 55].
По мнению И.Ф. Герасимова, под методикой расследования отдельных групп преступлений следует понимать структур-
ную часть криминалистики, в которой на основе общих принципиальных положений рассматриваются методы и средства, применяемые в раскрытии и расследовании конкретных видов и групп преступлений с учетом их криминалистической характеристики и типичных следственных ситуаций [7, 324].
Приведенные позиции и определяют основные тенденции в понимании сущности криминалистической методики, исходя из которых, на наш взгляд, можно предложить следующее определение криминалистической методики — это информационная модель научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций по организации и осуществлению раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Таким образом, методика расследования преступлений, являясь мыслительным образом, выступает, с одной стороны, как средство расследования, с другой стороны — как идеальная модель технологии расследования.
Несмотря на то, что методика расследования краж грузов с подвижного состава базируется на общетеоретических основах, но и имеет свои характерные особенности.
Говоря о некоторых особенностях криминалистической методики расследования краж грузов с подвижного состава, на наш взгляд, целесообразно остановиться на следующем:
1) осмотр места происшествия является одним из наиболее важных моментов при раскрытии преступлений данной категории, так как от качества и своевременности его проведения зависит выдвижение и отработка наиболее перспективных версий, направленных на сбор дополнительных доказательств, обнаружения похищенных материальных ценностей, установления лиц, совершивших преступные посягательства;
2) знание криминалистической характеристики краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта призвана не только дать объективное представление о преступлении, но и указывать на его признаки, которые являются отправными для методики расследования;
3) как показывает анализ практики расследования дел данной категории, на выбор преступниками конкретного способа совершения преступления оказывают влияние факторы объективного и субъективного характера.
К числу объективных относятся:
— особенности обстановки и места совершения преступления;
— время совершения преступления;
— предмет преступного посягательства, его качественные и количественные признаки;
— наличие орудий преступления;
— возможность осуществления подготовительных действий;
— наличие соучастников;
— степень защищенности и охраны груза от преступного посягательства;
— конструктивные особенности объектов подвижного состава;
— возможность совершения действий по сокрытию кражи;
— способ проникновения на объект железнодорожного транспорта.
Факторами субъективного характера являются:
— наличие у преступника профессиональных знаний и опыта совершения краж;
— служебное положение преступника и его отношение к работе на железной дороге;
— физическое состояние и психологические особенности личности преступника;
— знание им правил перевозки грузов, организации работы различных служб железнодорожного транспорта, технологического процесса работы станции;
4) для создания методики расследования дел данной категории целесообразно классификацию способов совершения краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта дать относительно классификаций внутри его основных элементов, т.е. внутри способов подготовки, непосредственного совершения краж грузов и сокрытия данных преступлений;
5) для организации розыска похищенного имущества, возмещения материального ущерба, причиненного преступлением,
принципиальное значение имеют количественные и качественные признаки не только предмета посягательства, но и признаки сопутствующих объектов (упаковки, тары);
6) специфика расследования хищений груза определяется расстоянием перевозки от пункта передачи груза для транспортировки до места обнаружения хищения, временем обнаружения хищения, видами транспортных средств, используемых для перевозки груза;
7) анализ статистических данных по расследуемым уголовным делам данной категории свидетельствует, что место совершения кражи в более чем 80 % случаев не совпадает с местом ее обнаружения. Обнаружение кражи на станции назначения, сортировки груза или на промежуточных станциях еще не свидетельствует о том, что именно в данном месте совершено преступление;
8) изучение перевозочных документов, актов общей формы, коммерческих актов, некоторых учетных книг и иных документов позволит лицам, проводящим расследование, установить маршрут и время следования подвижного состава, наиболее вероятные места кражи груза и выявить круг лиц, которые могли быть причастны к краже груза из подвижного состава;
9) типичные следы выявляются там, где груз находился до его хищения ( в подвижном составе), либо в местах, где груз был обнаружен после совершения преступления, а также на предметах преступного посягательства (самом грузе, его таре и упаковке);
10) при выдвижении версий необходимо в первую очередь отрабатывать на причастность к преступлению лиц, непосредственно участвующих в перевозочном процессе. Более 63 % случаев кражи совершаются работниками железнодорожного транспорта. Так как совершение данного вида преступлений требует знания хотя бы элементарных правил перевозки грузов и опломбирования объектов подвижного состава;
11) современный технологический процесс большинства грузовых и сортиро-
вочных станций построен таким образом, что в одновременной обработке подвижного состава и груза участвуют различные службы. В таких условиях совершить одному кражу груза на крупной станции очень сложно. Поэтому в криминалистической характеристике краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта важное значение имеют сведения относительно совершения преступления группой лиц;
12) поводом к началу уголовно-процессуальной деятельности по исследуемой категории дел является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, дающих основание предположить о наличии уголовно-наказуемого деяния.
По данным ряда исследований, в 43,6 % случаев эта информация была достаточной для принятия решения о возбуждении уголовного дела, в остальных случаях требовалось проведение комплекса действий по оценке соответствующих фактов (комиссионная выгрузка вагонов) [См. подробнее: 9].
В настоящее время железнодорожный транспорт на рынке перевозок России занимает в общем грузообороте транспорта около 38 %. Он является универсальным видом транспорта для перевозки всех видов грузов, и его значение велико в хозяйственной жизни страны. Поэтому проблема соотношения организации расследования краж грузов с подвижного состава и криминалистической методики приобретает наибольшую актуальность. Для решения указанной проблемы необходимо рассматривать организационный аспект расследования преступлений как основную составляющую деятельности по раскрытию и расследованию краж грузов с подвижного состава. Именно поэтому при расследовании данной группы преступлений основное внимание должно быть уделено изучению условий и обстановки совершения преступления. Как представляется, типичную ситуацию расследования следует определять через следственную ситуацию как информационную модель с наиболее значимыми, на-
иболее типичными свойствами и признаками ситуаций расследования преступлений, связанных с кражами грузов с подвижного состава, моделью которых она выступает. Применительно к такой модели должны разрабатываться криминалистические средства, приемы и методы разрешения конкретных ситуаций расследования.
Расследование этого вида преступлений, как правило, осложнено рядом факторов. Наиболее значимые из них: концентрация больших людских потоков; круглосуточный цикл работы; значительная протяженность временно-пространственного следования грузов от отправителя к получателю; относительно свободный доступ к объектам грузовых перевозок; наличие большого спектра способов совершения и сокрытия данного вида преступлений и др. Все это приводит к тому, что отдельным лицам удается совершать за короткий промежуток времени несколько краж одним способом, причинив значительный материальный ущерб.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что:
1) преступность социальна, и в ее основе лежат социально-экономические законы, обусловленные совокупностью сложившихся производственных отношений и характером производственных сил. Она порождается причинами и условиями, носящими социальный характер. Именно в этом аспекте стоит говорить о социальной справедливости, добиться которой можно только путем эффективного расследования преступления;
2) основной проблемой расследования преступлений данной категории являются: удаленность мест совершения преступлений от станций, постов и маршрутов пат-
Литература_
1. Аналитические материалы Забайкальского ЛУВД на транспорте за 2013 г.
2. Бахин В.П. Криминалистическая методика: лекции. Киев.: ИСТИНА, 1999. 35 с.
3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. 3-е изд., дополненное. М.: Юристъ, 2001. 540 с.
рулирования, вследствие чего происходит несвоевременное реагирование следственными и оперативными подразделениями транспортной полиции на сообщения о хищениях;
3) новые способы совершения преступлений, появившиеся в последние годы, подчеркивают актуальность пересмотра отдельных положений методики расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта;
4) типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном и последующих этапах расследования, особенности тактики производства отдельных следственных действий предполагают выработку конкретных рекомендаций по созданию методики расследования данных преступлений;
5 ) рассмотрение особенностей криминалистической методики расследования краж грузов с подвижного состава неразрывно связано с разработкой научных положений, а также понятийного и терминологического аппарата, что позволяет выработать соответствующие взаимосвязи межу теорией и практикой посредством научного анализа;
6) учет рассмотренных особенностей криминалистической методики расследования краж грузов с подвижного состава, на наш взгляд, позволит:
а) улучшить качество расследования преступлений данной категории;
б) своевременно выявлять лиц, совершивших преступление;
в) в полном объеме возмещать материальный ущерб, причинённый преступлением, грузоотправителю.
_References
1. Analiticheskie materialy Zabaikalskogo LUVD na transporte za 2013 g. (Analytical materials on the Transbaikal LUVD transport in 2013).
2. Bahin V.P. Kriminalisticheskaya metodika: lektsii. (Forensic methods: lectures). Kiev, ISTINA, 1999. 35 p.
3. Belkin R.S. Kurs kriminalistiki. (The course of criminology). 3rd ed., Amplified. M.: Yurist, 2001. 540 p.
4. Белкин Р.С. Курс советской криминалистики: в 3 т. Т. 3. М.: Юрист, 1979. 464 с.
5. Возгрин И.А. Криминалистическая методика. Минск: Вышэйшая школа, 1983. 215с.
6. Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Понятие и структура криминалистической методики / / Методика расследования отдельных видов преступлений. Вып. 1. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 1998. 47 с.
7. Кузьмин А.В. Механизм правовосстанов-ления: теоретико-правовые и отраслевые аспекты: монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2010. 217 с.
8. Криминалистика / под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. М.: Высш. шк.,1994. 672 с.
9. Курбатова М.И. Особенности расследования краж из подвижного состава железнодорожного транспорта. дисс. ... канд. юрид. наук 12.00.09. Омск, 2003. 248 с.
10. Методика расследования преступлений. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 110 с.
11. Садов А. Ю. Уголовно-процессуальный механизм восстановления нарушенных имущественных и неимущественных прав лиц, потерпевших от преступления: дисс. ... канд. юрид. наук 12.00.01. Владимир, 2008. 225 с.
12. Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2013 год.
13. Шаталов А.С. Актуальные проблемы криминалистической методики: история и перспективы их решения // Государство и право. 1999. № 3.
14. Яблоков Н.П. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений // Криминалистика / Отв. ред. Н.П. Яблоков. М.: БЕК, 1996. 708 с.
Коротко об авторе _
Новиков Е. Ф., канд. юрид. наук, доцент каф. «Уголовное право и уголовный процесс», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]
Научные интересы: криминалистика, уголовный процесс, оперативно-розыскная деятельность
4. Belkin R.S. Kurs sovetskoy kriminalistiki: v 3 t. T. 3. (Soviet criminology course: in 3 volm., Vol. 3). Moscow: Yurist, 1979, 464 p.
5. Vozgrin I.A. Kriminalisticheskaya metodika (Forensic methods). Minsk.: Visheishaya shkola, 1983.215 p.
6. Drapkin L.Y. Metodika rassledovaniya otdel-nykh vidov prestupleniy. (Methods of certain types of crime investigation: textbook). Issue 1. Ekaterinburg.: URUI MVD RF, 1998. 47 p.
7. Kuzmin A.V. Mekhanizm pravovosstanovleni-ya: teoretiko-pravovye i otraslevye aspekty: mono-grafiya (The mechanism of law development: theoretical-legal and industry aspects: monograph). St. Petersburg: St. Petersburg State University of Service and Economics, 2010. 217p.
8. Kriminalistika. (Criminalistics). pod red. I.F. Gerasimova, L.Ya. Drapkina. Moscow: Vis. sh., 1994. 672 p.
9. Kurbatova M.I. Osobennosti rassledovaniya krazh iz podvizhnogo sostava zheleznodorozhnogo transporta. diss. ... kand. yurid. nauk 12.00.09. (Features of theft on the railway rolling stock investigation. Diss. ...candidate of legal sciences. 12.00.09). Omsk, 2003. 248 p.
10. Metodika rassledovaniya prestupleniy. (Methods of crimes' investigation. Textbook). Moscow: ZAO Yustitsinform, 2006. 110 p.
11. Sadov A.U. Ugolovno-protsessualny mekhanizm vosstanovleniya narushennykh imushchest-vennykh i neimushchestvennykh prav lits, poterpe-vshikh ot pre-stupleniya: diss. ... kand. iurid. nauk 12.00.01. (Criminal procedure recovery mechanism of the broken economic and moral rights of crime victims: Diss. candidate. legal. sciences). Vladimir, 2008. 225 p.
12. Statisticheskie dannye GIATs MVD Rossii za 2013 god. (Statistical data of MIAC of the Russian Ministry of Internal Affairs for the year 2013).
13. Shatalov A.S. Gosudarstvoipravo (State and law). 1999. no 3.
14. Yablokov N.P. Kriminalistika (Criminalistics). Moscow: BEK, 1996. 708 p.
_ Briefly about the author
E. Novikov, candidate of law sciences, assistant professor, Criminal Law and Criminal Procedure department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: criminology, criminal procedure, operatively-search activity