Научная статья на тему 'О "КРАССОВОЙ ГИПОТЕЗЕ" И ЭЛЛИНСКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СЮЖЕТАХ В КИТАЕ И МОНГОЛИИ'

О "КРАССОВОЙ ГИПОТЕЗЕ" И ЭЛЛИНСКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СЮЖЕТАХ В КИТАЕ И МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / ДИНАСТИЯ ТАН / АРХЕОЛОГИЯ / БАКТРИЯ / ПАРФИЯ / ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ВОСТОЧНЫЙ ЭЛЛИНИЗМ / ПЕРИОД ЮЖНЫХ И СЕВЕРНЫХ ДИНАСТИЙ / ДИНАСТИЯ СУЙ / ДИОНИС / МАРК КРАСС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульга Д.П.

В современной отечественной науке достаточно сильны позиции гипотезы об участии бывших легионеров Марка Лициния Красса в битве при Таласе (36 г. до н. э.) на стороне хунну. Это предположение объясняет некоторые этнокультурные феномены к югу от пояса степей Евразии. В настоящей работе с опорой на артефакты из западного Китая представлена точка зрения, согласно которой существовал иной, куда более объёмный и долгоживущий источник греко-романского влияния на Поднебесную. Судя по ряду находок, в первой половине I тыс. н. э. в Азии существовал ряд центров по производству артефактов в эллинистическом стиле, в первую очередь декорированных мифологическими (например, сюжеты из цикла о Троянской войне) и религиозными сюжетами, чаще всего связанных с культом плодородия и виноделия. Автор рассуждает о наличии ряда центров потому, что стилистика различных групп артефактов, при несомненно греческом влиянии, во всех случаях заметно различается. Эллинистический след можно предположить и при рассмотрении «необычных воинов», выступивших на стороне хуннского правителя Чжи Чжи против ханьских войск. В качестве аналогий автор привлекает и более поздние средиземноморские посвоему происхождения находки в Китае (до VIII в. н.э.), доказывая тем самым, что Великий Шёлковый путь, сложившись к концу II в. до н. э., играл не только экономическую, но культурно-религиозную роль, оказывая влияние в том числе на Центральную Азию и бассейн Хуанхэ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE "CRASSUS HEPOTHESIS" AND THE HELLENIC MYTHOLOGICAL SUBJECTS IN CHINA AND MONGOLIA

In modern domestic science, Mark Licinius Crassus former legionaries participation in the battle of Talas (36 BC) on Xiongnu side hypothesis are quite strong. Among other things, this assumption explains some ethno-cultural phenomena to the south of the Eurasian steppe belt. In this work, relying on artifacts from western China, we present the point of view according to which there was another much more voluminous and long-lived source of Greco-Roman influence on the Celestial Empire. Judging by a number of finds, in the first half of the 1st millennium AD Asia there were a number of centers for the artifacts in the Hellenistic style production primarily decorated with mythological (for example, stories from the Trojan War cycle) and religious stories (primarily associated with the fertility and winemaking cult). We are talking about a number of centers because the artifacts stylistics various groups with the undoubted Greek influence in all cases differs markedly. A Hellenistic trace can also be assumed when considering the "unusual warriors" who sided with the Xiongnu ruler Zhi Zhi against the Han troops. As an analogy, the author also draws on later finds Mediterranean by origin in China (up to the 8th century AD) thus proving that the Great Silk Road having developed to the end of the II century BC played not only an economic but a cultural and religious role influencing, among other things, Central Asia and the Yellow River basin.

Текст научной работы на тему «О "КРАССОВОЙ ГИПОТЕЗЕ" И ЭЛЛИНСКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СЮЖЕТАХ В КИТАЕ И МОНГОЛИИ»

Раздел III

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 94 (5)

Б01: 10.14258/пгеиг(2021)4-08 Д. П. Шульга

Сибирский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Новосибирск (Россия)

О «КРАССОВОЙ ГИПОТЕЗЕ» И ЭЛЛИНСКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СЮЖЕТАХ В КИТАЕ И МОНГОЛИИ

В современной отечественной науке достаточно сильны позиции гипотезы об участии бывших легионеров Марка Лициния Красса в битве при Таласе (36 г. до н. э.) на стороне хунну. Это предположение объясняет некоторые этнокультурные феномены к югу от пояса степей Евразии. В настоящей работе с опорой на артефакты из западного Китая представлена точка зрения, согласно которой существовал иной, куда более объёмный и долгоживущий источник греко-романского влияния на Поднебесную. Судя по ряду находок, в первой половине I тыс. н. э. в Азии существовал ряд центров по производству артефактов в эллинистическом стиле, в первую очередь декорированных мифологическими (например, сюжеты из цикла о Троянской войне) и религиозными сюжетами, чаще всего связанных с культом плодородия и виноделия. Автор рассуждает о наличии ряда центров потому, что стилистика различных групп артефактов, при несомненно греческом влиянии, во всех случаях заметно различается. Эллинистический след можно предположить и при рассмотрении «необычных воинов», выступивших на стороне хуннского правителя Чжи Чжи против хань-ских войск. В качестве аналогий автор привлекает и более поздние средиземноморские по-своему происхождения находки в Китае (до VIII в. н.э.), доказывая тем самым, что Великий Шёлковый путь, сложившись к концу II в. до н. э., играл не только экономическую, но культурно-религиозную роль, оказывая влияние в том числе на Центральную Азию и бассейн Хуанхэ.

Ключевые слова: Китай, династия Тан, археология, Бактрия, Парфия, Шёлковый путь, восточный эллинизм, период Южных и Северных династий, династия Суй, Дионис, Марк Красс.

Цитирование статьи:

Шульга Д. П. О «крассовой гипотезе» и эллинских мифологических сюжетах в Китае и Монголии // Народы и религии Евразии. 2021. Т. 26, № 4. С. 96-107. БОТ: 10.14258/пгеиг(2021)4-08

D. P. Shulga

Siberian Institute of Management — the branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk (Russia)

ABOUT THE "CRASSUS HEPOTHESIS" AND THE HELLENIC MYTHOLOGICAL SUBJECTS IN CHINA AND MONGOLIA

In modern domestic science, Mark Licinius Crassus former legionaries participation in the battle of Talas (36 BC) on Xiongnu side hypothesis are quite strong. Among other things, this assumption explains some ethno-cultural phenomena to the south of the Eurasian steppe belt. In this work, relying on artifacts from western China, we present the point of view according to which there was another much more voluminous and long-lived source of Greco-Roman influence on the Celestial Empire. Judging by a number of finds, in the first half of the 1st millennium AD Asia there were a number of centers for the artifacts in the Hellenistic style production primarily decorated with mythological (for example, stories from the Trojan War cycle) and religious stories (primarily associated with the fertility and winemaking cult). We are talking about a number of centers because the artifacts stylistics various groups with the undoubted Greek influence in all cases differs markedly. A Hellenistic trace can also be assumed when considering the "unusual warriors" who sided with the Xiongnu ruler Zhi Zhi against the Han troops. As an analogy, the author also draws on later finds Mediterranean by origin in China (up to the 8th century AD) thus proving that the Great Silk Road having developed to the end of the II century BC played not only an economic but a cultural and religious role influencing, among other things, Central Asia and the Yellow River basin.

Keywords: China, Tang dynasty, archeology, Bactria, Parthia, Silk Road, Eastern Hellenism, Northern and Southern dynasties, Sui dynasty, Dionysus, Marcus Licinius Crassus.

For citation:

Shulga D. P. About the "Crassus hepothesis" and the hellenic mythological subjects in China and Mongolia. Nations and religions of Eurasia. 2021. T. 26, № 4. P. 96-107. DOI: 10.14258/nreur(2021)4-08

Шульга Даниил Петрович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных основ государственной службы факультета политики и международных отношений, Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС, Новосибирск (Россия). Адрес для контактов: alkaddafa@gmail.com. Shulga Daniil Petrovich, Candidate of Science (History), senior lecturer, Chair of Humanitarian Foundations of Public Service of the Faculty of Politics and International Relations, Siberian institute of Management — the branch of RANEPA, Novosibirsk (Russia). Contact address: alkaddafa@gmail.com https://orcid.org/0000-0001-5820-1743

Введение: история вопроса

Стремление вписать в единый контекст историю обществ из различных регионов Земли вполне закономерно. В связи с этим исследователи предпринимали попытки выявить этнокультурные связи между, например, Дальним Востоком и Средиземноморьем. На рубеже XIX и XX вв. имеющиеся наработки были уже внушительны как по объёму [Hirth, 1885], так и по глубине анализа [Hirth, 1913]. Благо, что в распоряжении синологов уже был значительный массив нарративных источников. Что касается археологических находок, то они также были достаточно многочисленны, хотя нередко лишены соответствующего контекста (главным образом из-за несоблюдения методологии раскопок), от чего в значительной степени теряли свою научную ценность [Гэ Чэнъ-юн, 2018: 60-62].

Заметной точкой в историографии «сопряжения Востока и Запада» стал ряд работ Гомера Г. Дебса (в том числе на русском языке [Дебс, 1948]), где была выдвинута гипотеза об участии бывших легионеров Марка Лициния Красса в Таласской битве 36 г. до н. э. на стороне хунну против ханьских войск. Данное предположение вызвало заметный отклик в отечественной научной среде, в том числе и спустя полвека после указанной выше публикации [Комиссаров и др., 1991; Харрис и др., 1997]. Из работ XXI в., рассматривающих данную гипотезу, можно выделить обобщающий труд о Двадцатом ноин-улинском кургане, где сражение сюнну с китайцами авторы связывают с появлением в степях (ныне — территория Монголии) серебряной бляхи с сатиром и нимфой [Полосьмак, 2011: 110-115].

Нельзя сказать, что интерес к «Крассовой гипотезе» был исключительно в русскоязычной науке. По данной проблеме работали и учёные КНР, в том числе с применением естественно-научных методов, не выявивших, впрочем, неопровержимых следов присутствия римлян в Ханьском Китае [Zhou, An, Wang et al., 2007: 584, 589]. Интересная точка зрения была приведена в работе 2011 г. «Greek Hoplites in an Ancient Chinese Siege», где делалось предположение (в первую очередь на основании военной истории), что союзниками сюнну были не экс-легионеры Красса, а наёмники из азиатских эллинистических царств [Christopher, 2011]. Последнее представляется вполне возможным, ведь подвергшиеся воздействию греков регионы на востоке не просто существовали продолжительное время, но и были, как считается, известны китайцам [Christopoulos, 2012: 4-15].

Обсуждение материалов

Несмотря на свою важную роль в истории синологии и антиковедения, «Крассо-ва гипотеза» имеет ряд слабых мест. Базируется она, по сути, на указании в «Хань шу» о том, что в битве при Таласе на стороне хунну участвовало «более ста пехотинцев, выстроенных в линию с каждой стороны ворот и построенных в виде рыбьей чешуи». Гомер Г. Дебс, исходя из представления о том, что сражаться «правильным» пехотным строем в I в. до н. э. умели только римляне и греки1, сделал вывод о вероятности проникновения в Среднюю Азию бывших воинов Красса, разбитого при Каррах в мае 53 г. до н. э. Предположение об участии контингента из эллинистических царств исследователь отвергал, так как «щиты воинов македонской фаланги были маленькие и круглые», в отличие от римского щита «scutum, который был прямоугольный и с полуцилиндрической поверхностью» [Дебс, 1948: 45-46].

Тут следует отметить тот факт, что щиты эпохи поздней республики заметно отличались от тех, что мы видим на Колонне Траяна (на которой находится, пожалуй, известнейшее изображение построения «черепахой»). Они, судя по находкам, были еще овальными [Киселёв, 2002: 4], лишь в эпоху правления Тиберия (14-37 гг.) скутум приобрёл описанную Г. Дебсом форму.

Другой довод в пользу «Крассовой гипотезы» — наличие у сюнну укреплённого лагеря [Дебс, 1948: 46-47]. Действительно, умение возводить защищённый рвом и частоколом «военный городок» всегда было сильной стороной легионеров [Киселёв 2002: 8-9]. Но мы должны учитывать, что представление о неумении греков возводить временные полевые укрепления ложно (по крайней мере, для эллинистического периода), уже эпоха диадохов знает целый ряд примеров, прямо указывающих на это [Светлов, 2006: 104-105].

Помимо вышесказанного, слабым местом гипотезы является значительный хронологический разрыв между поражением Красса в 53 г. до н. э. и победой ханьцев при Таласе (36 г. до н. э.). После внедрения системы Гая Мария новобранцы обычно поступали в римскую армию в возрасте 18 лет или старше [Киселев, 2002: 6]. Таким образом, самому молодому «легионеру-союзнику хунну» должно было быть в момент сражения с китайцами около 35 лет (а вероятно, и больше, около 40 лет2, так как в битве при Каррах не отмечается массового использования необученной молодёжи). Нельзя сказать, что участие «возрастных ветеранов» в количестве около сотни (т. е. чуть более центурии) было к 36 г. до н. э. совершенно невозможным, но вероятность и военная целесообразность такого события весьма дискуссионны.

Гораздо более обоснованной, на наш взгляд, выглядит «эллинистическая» версия происхождения союзников хунну. Греко-македонская фаланга оказалась достаточно действенным построением, которое, к тому же, были способны воспринять и внешние народы (яркий пример — формирование персидской фаланги Александром Македон-

Что довольно спорно, так как куда ближе к сюнну были сами китайцы, которые, по крайней мере с эпохи Цинь, умели строить пехоту в ряды и колонны [Шульга, 2012].

По данным научного сотрудника ИА РАН, кандидата исторических наук О. А. Брилевой, опубликованным в статье «Биоархеологическая реконструкция позволяет узнать о жизни людей, от которых остались только кости» (Коммерсантъ Наука. 2011. № 2), средняя продолжительность жизни в Риме для мужчин составляла 40,2 года.

ским) [Светлов, 2006: 16]. Диадохи и эпигоны, обосновавшиеся на восточных рубежах распавшейся после 323 г. до н. э. державы, очевидно, привлекали в свои воинские формирования местное население (учитывая изначально незначительное количество здесь греков и отсутствие новых волн миграции из Средиземноморья).

Рис. 1. 1 — копьеносец (а) и трубящий кентавр (б), изображения на ткани, могильник Сампул, Синьцзян-Уйгурский АР (радиоуглеродная датировка — I в. до н. э.) [Jones, 2009: 23]; 2 — серебряная бляха из Двадцатого ноин-улинского кургана [Полосьмак и др., 2011: 111] Fig. 1. 1 — spear-bearer (a) and trumpeting centaur (b), images on fabric, Sampul burial ground, Xinjiang Uygur AR (radiocarbon dating — 1st century BC) [Jones, 2009: 23]; 2 — a silver plaque from the Twentieth Noin-Ula mound[Polosmak et al, 2011: 111]

Доказательством тому может служить изображение копейщика на ткани из могильника Сампул1 (уезд Хотан, Синьцзян, КНР) (см. рис. 1.-1а). Очевидно, на территориях, ныне составляющих юг СУАР, существовали достаточно стабильные очаги эллинистической культуры [СЬпБШроиЬБ, 2012: 15-31], которые, помимо высокохудожественных изображений кентавров (см. рис. 1.-6), теоретически могли поставлять окрестным правителям и отряды наёмников, обученных сражаться сомкнутым строем (в самой Греции традиция воевать за деньги была известна уже с конца классического периода).

Рис. 2. 1 — керамический верблюд из погребения М21 могильника Маопо [Гэ Чэнъюн, 2018: 59-60]; 2 — серебряное блюдо, найденное в волости Бэйтань пров. Ганьсу, в центре — фигура бога (вероятно, Диониса), восседающего на кошачьем хищнике,

вероятная датировка — III в. н.э. [Гэ Чэнъюн, 2015: 117] Fig. 2. 1 — ceramic camel from M21 burial at Maopo burial ground [Ge Chengyun, 2018: 59-60]); 2 — a silver dish found in the Beitan parish, prov. Gansu, in the center — the figure of a god (probably Dionysus) sitting on a feline predator, probable dating — HI century. AD [Ge Chengyung, 2015:117]

Датировка дискуссионна, анализ С14 дал результат ок. 100 г до н. э. [Jones, 2009: 25], однако сопутствующий инвентарь может указывать и на II-III вв. н. э. [Гэ Чэнъюн, 2015: 112-113].

Степень ориентализации эллинистического искусства в Центральной Азии была, очевидно, весьма различной. На некоторых образцах типично греческие элементы (амфоры, колонны с декорированными капителями) соседствуют с индийскими одеяниями и среднеазиатскими животными. Яркий пример — керамическая фигура верблюда из погребения М21 могильника Маопо (эпоха Суй, расположен в окрестностях Сианя провинции Шэньси, КНР). С одной стороны, совершенно не характерный для античной традиции бактриан, с другой — боковые фигуры в «юбках», подобных индийским, а с третьей — характерные сосуды для вина и элементы архитектуры, которые явно указывают на сильное средиземноморское культурное влияние (см. рис. 2.-1).

Не вполне классическими, к слову, выглядят и приводимые выше кентавр и копьеносец из Сампула. Фантастическое существо, например, изображено с музыкальным инструментом, что для греческой мифологии свойственно скорее сатирам и силенам, а не «конелюдам», которые обычно выступали в качестве символа необузданной дикости.

Параллельно с синкретичными, восточно-эллинистическими артефактами существуют и вполне вписывающиеся в античный канон. Рассмотрим сосуд из погребения Ли Сяня (504-569 гг.), найденный в 1983 г. в окрестностях Гуюани (Нинся-Хуэйский АР). Очевидно, что представленное здесь изображение по смыслу можно разбить на две композиции (см. рис. 3.-1). На первой — мужчина с фруктами в руках, вокруг которого расположены три женщины, индивидуальность которых подчёркнута их убранством. Очевидно, перед нами Парис, который готовится наделить богиню любви и красоты Афродиту волшебным золотым яблоком. Афина и Гера, чьи притязания отвергнуты, стоят как бы в стороне, поодаль. На второй композиции троянский царевич уже почти обнажён (на нём только шляпа и короткий плащ), он дотрагивается до лица девушки, видимо, Прекрасной Елены. Вероятно, перед нами именно гомеровский сюжет, причём выполненный довольно близко к классической стилистике (фигура мужчины с развитой мускулатурой и открытым фаллосом, шляпа, напоминающая греческий пе-тас, диадемы на головах богинь). Автор склонен согласиться с точкой зрения, что данный позолоченный сосуд из серебра (см. рис. 3.-2) был сделан мастерами где-то между Передней Азией и Бактрией [Гэ Чэнъюн, 2015: 116-117].

Еще два серебряных предмета, бляха из Двадцатого ноин-улинского кургана (рис. 1.-2) и блюдо, найденное в волости Бэйтань провинции Ганьсу (см. рис. 2.-2), демонстрируют нам, что реалистичное искусство эллинистического или римского облика проникало на восток вплоть до территории современной Монголии и бассейна Хуанхэ. Изготавливались ли эти предметы на территории внутренней Азии (например, Парфии) или же их родиной следует считать Средиземноморье? Однозначно ответить на этот вопрос довольно сложно. Если взглянуть на связи Восточной Римской империи с раннесредневековыми государствами Поднебесной1, то богатый нумизматический ма-

Такое сравнение выглядит закономерным, так как уровень экономического развития Римской державы и Ханьского Китая во II в. до н. э. — II в. н.э. по ряду параметров превосходил таковой в Раннее Средневековье (Византия — Суй/Тан). Единственным кардинальным различием можно считать то, что в период древности религиозно-философские идеи из Средиземноморья не оказали существенного влияния на Поднебесную, в то время как во второй половине I тыс. н. э. происходит проникновение несторианства в Тан [Чжан Сюйшань, 2006].

териал [Го Юньянь, 2006] прямо указывает на ввоз в Китай и сопредельные территории как оригинальных солидов, изготовленных на монетных дворах Константинополя, так и подделок разного качества, сделанных от Передней Азии до Сианя [Ы Qiang, 2005].

2

Рис. 3. Сосуд, обнаруженный в погребении Ли Сяня (504-569 г.) и его супруги со сценами в античном стиле (очевидно, изображение Париса и греческих богинь); 1 — прорисовка,

2 — фотография [Гэ Чэнъюн, 2015: 117] Fig. 3. A vessel found in the burial of Li Xian (504-569) and his wife with scenes in the antique style (apparently, the depiction of Paris and the Greek goddesses); 1 — drawing, 2 — photograph

[Ge Chengyung, 2015: 117]

Заключение

Результаты исследований нарративных [Hoppal, 2011; 2019] и археологических [Ло Фэн, 2004: 52-160] источников, сделанных в последние двадцать лет, показывают, что Гомер Г. Дебс, завершая свою статью фразой «в то время существовали развитые способы передвижения по Евразийскому континенту и что трудно установить предел влияния одних народов на другие», был прав в главном. Контакты между греко-романским миром и Дальним Востоком через Переднюю и Центральную Азию не просто существовали, но и имели впечатляющие масштабы [Mclaughlin, 2016: 295-312]. Связи эти, очевидно, не ограничивались сотней затерянных в Азии римских ветеранов, но касались экономики крупнейших империй [Сюй Годун, 2014; Ян Гунлэ, 2011], этнокультурных процессов, в которые были включены ханьцы, эллины, номады степей Евразии [Чэнь Бинъин, 2003: 48-57] и римляне.

Благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке Сибирского института управления — филиала РАНХиГС в рамках научного проекта «Этнополитические образования на территории Восточной России и сопредельных территориях (на рубеже древности и средневековья)».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гомер Г. Дебс. Военное соприкосновение между римлянами и китайцами в античное время // Вестник древней истории. 1948. № 2. С. 45-50.

Киселев В. И. Армия Рима (от Цезаря до Константина) // Новый солдат: военно-исторический альманах. 2002. № 27. 52 с.

Комиссаров С. А., Васенькин В. В., Харрис Д. Римляне в Китае: перспективы поиска // Общество и государство в Китае : тез. докл. XXII науч. конф. 1991. Ч. 1. С. 92-94.

Полосьмак Н. В., Богданов Е. С., Д. Цэвээндорж Д. Двадцатый ноин-улинский курган. Новосибирск : ИНФОЛИО, 2011. 184 с.

Светлов Р. В. Пирр и военная история его времени. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 355 с.

Харрис Д., Васенькин В. В., Комиссаров С. А. Столкновение Римской и Ханьской империй (в контексте военной истории) // Россия и Восток. Археология и этническая история : материалы IV Междунар. науч. конф. «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». Омск, 1997. С. 26-27.

Шульга Д. П. Международный выставочный проект «Терракотовая армия — восьмое чудо света: путь оружия в судьбе Поднебесной» // Вестник НГУ Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 4. С. 216-218.

Christopoulos L. Hellenes and Romans in Ancient China // Sino-Platonic Papers. 2012. Vol. 230. 79 p + maps (in English).

Christopher M. A. Greek Hoplites in an Ancient Chinese Siege // Journal of Asian History. Vol. 45. P. 17-37 (in English).

Hirth F. The Mystery of Fu-lin // Journal of the American Oriental Society. 1913. Vol. 33. P. 193-208 (in English).

Hirth F. China and the Roman Orient: Researches into their Ancient and Medieval Relations as represented in old Chinese Records. Munich: GEORG HIRTH, 1885. 368 p. (in English).

Hoppal K. The Roman empire according to the ancient chinese sources // Acta ant. hung. № 51. 2011. Р. 279-299 (in English).

Hoppal K. Chinese Historical Records and Sino-Roman Relations A Critical Approach to Understand Problems on the Chinese Reception of the Roman Empire // Res Antiquitatis, 2nd series. 2019. Vol. 1. P. 63-81 (in English).

Jones R. A. Centaurs on the Silk Road: Recent Discoveries of Hellenistic Textiles in Western China // The Silk Road. 2009. P. 23-32 (in English).

Li Qiang. Roman coins discovered in China and their research. // Eirene. Studia Graeca et Latina. 2005. Vol. 51. P. 279-299 (in English).

Mclaughlin R. The Roman Empire and the Silk Routes: The Ancient World Economy and the Empires of Parthia, Central Asia and Han China. Barnsley: Pen & sword history, 2016. 400 p. (in English).

Zhou R., An L., Wang X. et al. Testing the hypothesis of an ancient Roman soldier origin of the Liqian people in northwest China: a Y-chromosome perspective. J Hum Genet 52, 2007. P. 584-591 (in English).

Го Юньянь. Чжунго фасяньдэ байчаньтин цзиньби цзи ци фанчжи пинь яньцзю йЩ оФтШШ&и&Ъ&ШЯШтЯо^т: 2006] Ис-

следование обнаруженных в Китае византийиских монет и их имитаций. Тяньцзинь: Отдел аспирантуры ун-та Нанькай, 2006. 286 с. (на кит. яз.).

Гэ Чэнъюн. Цзуй Фулинь: Сила цзю шэнь цзай чжунго [Ш^Шо «^^W»

// ^^2018^^1^] «Хмельной средиземноморец»: греческий бог Бахус в Китае. Вэньу, 2018. № 1. С. 58-69 (на кит. яз.).

Гэ Чэнъюн. Цун чуту хань чжи тан вэнь у кань оу я вэньхуа цзяолю и хэнь [Ш^Шо

// Й^МРЖТУ 2015^3$] Культурные связи Европы и Азии по данным памятников наследия от Хань до Тан // Гугун боуюань-кань. 2015. № 3. С. 111-125 (на кит. яз.).

Ло Фэн. Хухань чжицзянь: «Сычоу чжилу» юй сибэй лиши каогу [Ш^о^Ж ¿И: «ШШ£Ш» 2004] Между иноземцами

и ханьцами: «Шёлковый путь» и историко-археологические исследования Северо-запада. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2004. 515 с. (на кит. яз.).

Сюй Годун. Ханьдай сиюй духуфуцзун дучжэн цзи дуй лома шан дуй дэ баоху [Ш ШШо ШШШМ^&ШЭД^^ЗШЛЙШ^ // Охрана караванов

с римскими товарами со стороны ханьского генерал-губернатора Чжэн Цзи в Западном крае // Фачжияньцзю (Исследования правового управления). 2014. № 3. С. 126131 (на кит. яз.).

Чжан Сюйшань. Цзинцзяо дунцзянь цзи чуань жу чжунго дэ сила-байчжаньтин вэньхуа -^fifi&fc // ##№£2005^ 6$]

Распространение несторианства на восток и греко-византийское культурное влияние в Китае. Шицзе лиши. 2006. № 6. С. 76-88 (на кит. яз.).

Чэнь Бинъин. Гудай миньцзу 2003

о 212Ж] Древние этносы. Ланьчжоу: Дуньхуанский литературно-художественный издательский дом (Дуньхуан вэньи чубаньшэ), 2003. 212 с. (на кит.яз.).

Ян Гунлэ. Сычоу сисяо даочжи Лома диго цзинцзи шуайло шо юаньлю бяньси [Ш

// Collected Papers of History Studies 2011^1^] Критический анализ гипотезы о взаимосвязи торговли по Шелковому пути и упадка Римской империи // Collected Papers of History Studies. 2011. № 1. С. 69-74 (на кит.яз.).

REFERENCES

Gomer G. Debs. Voennoe soprikosnovenie mezhdu rimlianami i kitaitsami v antichnoe vremia [Military contact between the Romans and the Chinese in ancient times]. Vestnik drevnei istorii [Journal of Ancient History]. 1948. No 2. S. 45-50 (in Russian).

Kiselev V. I. Armiia Rima (ot Tsezaria do Konstantina) [Army of Rome (from Caesar to Constantine)]. Voenno-istoricheskii al'manakh Novyi soldat [Military history almanac New soldier]. 2002. No27. 52 s. (in Russian).

Komissarov S. A., Vasen'kin V. V., Kharris D. Rimliane v Kitae: perspektivy poiska [Romans in China: Searching for Perspective]. Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae [Society and State in China: Abstracts. report XXII scientific. conf. M., 1991. Ch. 1. S. 92-94 (in Russian).

Polosmak N. V., Bogdanov E. S., Tseveendorzh D. The Twentieth Noin-Ula-Tumulu. Novosibirsk: INFOLIO, 2011. 184 s. (in Russian).

Svetlov R. V. Pirr i voennaia istoriia ego vremeni [Pyrrhus and the military history of his time]. SPb.: Izd-vo S. — Peterb. un-ta, 2006. 355 s. (in Russian).

Kharris D., Vasen'kin V. V., Komissarov S. A. Stolknovenie Rimskoi i Khan'skoi imperii (v kontekste voennoi istorii) [The clash of the Roman and Han empires (in the context of military history)]. Rossiia i Vostok. Arkheologiia i etnicheskaia istoriia: Materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. "Rossiia i Vostok: problemy vzaimodeistviia" [Russia and the East. Archeology and Ethnic History: Materials of the IV Intern. scientific. conf. "Russia and the East: Problems of Interaction"]. Omsk, 1997. S. 26-27 (in Russian).

Shul'ga D. P. Mezhdunarodnyi vystavochnyi proekt "Terrakotovaia armiia — vos'moe chudo sveta: put" oruzhiia v sud'be Podnebesnoi' [International exhibition project "Terracotta army — the eighth wonder of the world: the path of weapons in the fate of the Celestial Empire"]. Vestnik NGU. Seriia: Istoriia, filologiia [Vestnik NSU. Series: History, Philology]. 2012. T. 11. Vyp. 4. S. 216-218 (in Russian).

Christopoulos, L. Hellenes and Romans in Ancient China. Sino-Platonic Papers. 2012. Vol. 230. 79 p + maps (in English).

Christopher M. A. Greek Hoplites in an Ancient Chinese Siege. Journal of Asian History. Vol. 45. P. 17-37 (in English).

Hirth F. The Mystery of Fu-lin. Journal of the American Oriental Society. 1913. Vol. 33. P. 193-208 (in English).

Hirth F. China and the Roman Orient: Researches into their Ancient and Medieval Relations as represented in old Chinese Records. Munich: GEORG HIRTH. 1885. 368 p. (in English).

Hoppal K. The Roman empire according to the ancient chinese sources. Acta ant. hung. No 51. 2011. Р. 279-299 (in English).

Hoppal K. Chinese Historical Records and Sino-Roman Relations A Critical Approach to Understand Problems on the Chinese Reception of the Roman Empire. Res Antiquitatis, 2nd series. 2019. Vol. 1. P. 63-81 (in English).

Jones R. A. Centaurs on the Silk Road: Recent Discoveries of Hellenistic Textiles in Western China. The Silk Road. 2009. P. 23-32 (in English).

Li Qiang. Roman coins discovered in China and their research. Eirene. Studia Graeca et Latina. 2005. Vol. 51. P. 279-299 (in English).

Mclaughlin R. The Roman Empire and the Silk Routes: The Ancient World Economy and the Empires of Parthia, Central Asia and Han China. Barnsley: Pen & sword history, 2016. 400 p. (in English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhou R., An L., Wang X. et al. Testing the hypothesis of an ancient Roman soldier origin of the Liqian people in northwest China: a Y-chromosome perspective. J Hum Genet 52. 2007. P. 584-591 (in English).

Guo Yunyan. Study of Byzantine coins and their imitations discovered in China. Tianjin: Department of Graduate Studies at Nankai University, 2006. 286 р. (in Chinese).

Ge Chengyun. "Drunken Fulin": The Greek Wine God in China — on the Modeling Art of the Exotic Myth Motif on the Camel Bag Figure Unearthed from Tombs of the Sui Dynasty in Xi'an. Wenwu, 2018. No 1. P. 58-69 (in Chinese).

Ge Chengyun. Cultural ties between Europe and Asia according to heritage sites from Han to Tang. Gugong bowuyuankan. 2015. No. 3. P. 111-125 (in Chinese).

Luo Feng. Between Foreigners and Hans: The Silk Road and Historical and Archaeological Research of the Northwest. Beijing: Wenwu Chubanshe, 2004. 515 p. (in Chinese).

Xu Guodong. The protection of Roman caravans by Zheng Ji, the governor of the Western Regions in the Han Dynasty. Fazhi yanjiu. 2014. No 3. P. 126-131 (in Chinese).

Zhang Xushan. The spread of Nestorianism to the east and the Greco-Byzantine cultural influence in China. Shijie lishi, 2006. No. 6. Р. 76-88 (in Chinese).

^en Bingying. Ancient ethnic groups. Lanzhou: Dunhuang Literary and Art Publishing House, 2003. 212 р. (in Chinese).

Yang Gongle. Analysis of the Origin of the Theory that the Western Sales of Silk Leaded to the Economic Decline of the Roman Empire. Collected Papers of History Studies. 2011. No 1. P. 69-74 (in Chinese).

Статья поступила в редакцию: 08.04.2021 Принята к публикации 12.07.2021 Дата публикации 30.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.