Научная статья на тему 'АНТИЧНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ НА АРТЕФАКТАХ, НАЙДЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КНР'

АНТИЧНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ НА АРТЕФАКТАХ, НАЙДЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КНР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ДИНАСТИЯ ТАН / АРХЕОЛОГИЯ / БАКТРИЯ / ПАРФИЯ / ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ВОСТОЧНЫЙ ЭЛЛИНИЗМ / ПЕРИОД ЮЖНЫХ И СЕВЕРНЫХ ДИНАСТИЙ / ДИНАСТИЯ СУЙ / ДИОНИС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульга Даниил Петрович

В современном антиковедении тема материальной культуры Китая звучит довольно редко. При этом даже анализ нескольких артефактов, обнаруженными на территории КНР, позволяет существенно обогатить наше представление о бытовании эллинских мифологических мотивов за пределами их «традиционного ареала» (как географического, так и хронологического). На территории греко-романского Средиземноморья уже в первые века нашей веры наблюдается постепенное усиление новых религиозно-философских учений (различные ветви гностицизма, христианство, митраизм и т.д.). Но на Великом Шёлковом пути мы можем констатировать своеобразную «консервацию» мифологических образов, восходящих еще к архаическому периоду Греции (или даже к микенской эпохе). Речь идёт не о малообоснованных интерпретациях, а об артефактах со множеством характерных для греко-романского мира деталей. Подобные изображения малоизвестны в отечественной науке, потому актуальным для изучения греко-азиатского синкретизма является введение их в исследовательский оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANCIENT MYTHOLOGICAL SCENES ON THE ARTIFACTS FROM CHINA

The topic of Chinese material culture is quite rare in modern classical studies. However, even the analysis of a few artifacts found in the territory of China allows us to enrich significantly our understanding of the occurrence of Hellenic mythological motifs outside their "traditional area" (both geographical and chronological). On the territory of the Greco-Roman Mediterranean, already in the first centuries of our era there is a gradual strengthening of new religious-philosophical doctrines, but on the Great Silk Road we can state a kind of "conservation" of mythological images dating back to the archaic period of Greece (or even to the Mycenaean era). We are not talking about unfounded interpretations, but about artifacts with many details characteristic of the Greco-Romanic world. Such images are little known in Russian-speaking scholarship, therefore it is relevant for the study of Greco-Asian syncretism to make them available for classicsts.

Текст научной работы на тему «АНТИЧНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ НА АРТЕФАКТАХ, НАЙДЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КНР»

Античные мифологические сюжеты

на артефактах, найденных на территории КНР

Д. П. Шульга

Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск), alkaddafa@gmail.com

Daniil Shulga

Siberian Institute of Management - the branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration (Novosibirsk, Russia) Ancient mythological scenes on the artifacts from China

Abstract. The topic of Chinese material culture is quite rare in modern classical studies. However, even the analysis of a few artifacts found in the territory of China allows us to enrich significantly our understanding of the occurrence of Hellenic mythological motifs outside their "traditional area" (both geographical and chronological). On the territory of the Greco-Roman Mediterranean, already in the first centuries of our era there is a gradual strengthening of new religious-philosophical doctrines, but on the Great Silk Road we can state a kind of "conservation" of mythological images dating back to the archaic period of Greece (or even to the Mycenaean era). We are not talking about unfounded interpretations, but about artifacts with many details characteristic of the Greco-Romanic world. Such images are little known in Russian-speaking scholarship, therefore it is relevant for the study of Greco-Asian syncretism to make them available for clas-sicsts.

Keywords: China, Tang dynasty, archeology, Bactria, Parthia, Silk Road, Eastern Hellenism, Northern and Southern dynasties, Sui dynasty, Dionysus.

ЕХОЛН Vol. 15. 2 (2021) classics.nsu.ru/schole; schole.ru

© Д. П. Шульга, 2021 DOI:10.25205/1995-4328-2021-15-2-894-910

На территории греко-римского Средиземноморья1 и прилегающих районов Передней Азии со II века нашей эры возникает целый ряд новых учений (неопифагореизм, неоплатонизм, различные гностические группы, включая манихеев, а также митраизм, христианство и др.). Олимпийская и римская религии постепенно отступали (даже известнейший «язычник» Юлиан Отступник (правил в 361-363 гг.) тяготел скорее к эллинской философско-религиозной традиции, лишь отчасти связанной с античным пантеоном). Начиная с императора Аврелиана «внешние» монотеистические учения начинают утверждаться как государственный культ. Логическим завершением данного процесса стала сначала деятельность Феодосия Старшего (правил в 379-395 гг.) и, наконец, закрытие Юстинианом I Академии в 529 г. В то же время на территории Китая мы видим целый ряд артефактов, показывающий бытование в Азии на Великом Шёлковом пути достаточно устойчивой традиции воспроизведения античных мифологических сцен и сюжетов. И обнаружены они в погребениях втор. пол. VI-VII вв., т.е. спустя продолжительное время после христианизации Средиземноморья. Естественно, охватить весь комплекс подобных открытий в рамках одной статьи должным образом невозможно, потому мы остановимся на нескольких сюжетах, в том числе на том, который китайские исследователи, вслед за нарративными источниками, именуют «Ц^Ш^» (цзуй фулинь, примерный перевод - «хмельной средиземноморец»). Само слово «Фулинь», вероятнее всего, является попыткой транскрибировать название Roma. Это не удивительно, ведь появление Великого Шёлкового пути относится именно к римской эпохе (хотя походы Александра стали важным шагом, предвосхитившим встречу Дальнего Востока с античным миром). Но надо учитывать, что за основу бралось не оригинальное латинское или греческое наименование, а вариации, приходившие из языков Передней и Средней Азии. На это указывает явное сходство топонима (а также его вариаций2: - «Пулань» из «Истории Вэй», созданной в 550-х гг и Üp^ - «Фулуни» из «Истории Северных династий», составленной к 659 г.) с ирано-язычными названиями: From в согдийском, Prom в парфянском, Hröm или Hrüm в среднеперсид-ском, которые, в свою очередь, являются искаженной передачей топонима

1 Автор именует данный регион так потому, что политическая власть здесь с I в. до н.э. сперва де-факто, а затем и де-юре принадлежала римским правителям, в то время как культура, еще со времён Великой греческой колонизации была в той или иной степени эллинизированной.

2 Несмотря на запись весьма различными иероглифами, мы считаем все эти топонимы вариациями, так как перед нами попытка транскрипции, которая выражалась различными знаками сообразно с их звучанием, а не смыслом.

Roma.3 Здесь, к слову, вспоминается ситуация, когда вытеснившие ромеев турки-сельджуки продолжали использовать топоним «Рум».

Немецко-американский синолог Ф. Хирт (1845-1927 гг.), проанализировав ровав большое количество письменных источников4 («Исторические записки», «Хоу Ханьшу», «Записи о Трёх Царствах», «Новая история Тан», «Старая история Тан», «Всеобъемлющие разыскания по литературным источникам», «Записи о дальних народах»), в результате сформулировал свою, более широкую, точку зрения так: «Я прихожу к выводу, что древнее нее царство Дацинь, в средние века называвшееся Фулинь, было не Римской империей со столицей в Риме, а только ее восточной частью, а именно Сирией, Египтом и Малой Азией».5

При этом исследователь признавал, что различные китайские источники могут понимать под Фулинь разное. Во-первых, это может быть центр ан-тиохийского богословия - Сирия. Во-вторых - места пребывания эмигрировавших несторианских предстоятелей на территории Персии. В-третьих, Восточная Римская империя вообще. Примечательно также, что Ф. Хирт приводит альтернативную этимологию топонима «Фулинь». В своей работе 1909 г. «The Mystery of Fu-lin» он высказывает точку зрения, что исходным «транскрибируемым» словом мог стать Вифлеем (родина Христа, с именем которого пришли несториане).6 Впрочем, мы должны понимать, что к нач. XX в. наиболее ранними средиземноморскими материалами в Китае казались артефакты, относящиеся к ранневизантийскому периоду с его доминирующей христианской культурой. Находки, сделанные за последние сорок лет показывают, что всё было значительно сложнее.

В последние десятилетия в районе г. Сиань было сделано две достаточно однотипные находки - керамические статуэтки верблюдов, на спинах которых на обе стороны свешиваются мешки с поклажей. Первое происходит из погребения М21 могильника Маопо (рисунки 1, 2). Второе - из захоронения Чжан Линя (рисунок 3, рисунки 5-2) На внешней стороне мешков с каждой стороны присутствует рельеф, на котором выделяется центральная фигура «хмельного божества». Все артефакты происходят из погребений эпохи Суй, между 581 г. и 617 г. (на подобную датировку в т.ч. указывают сопроводительные фарфоровые изделия и, в некоторых случаях, эпиграфические источники). Стоит оговориться, что часть погребального инвентаря, очевидно, была изготовлена в предыдущий период Южных и Северных династий в

3 Мин Вэнь, Линь Чжан 2006, 14-69.

4 Hirth 1885, 4-60.

5 Чэн Лун 2011, 170.

6 Hirth 1913, 199.

царствах Северная Ци (555-577 гг.) и Северная Чжоу (557-581 гг.). Некоторые «верблюжьи мешки» повреждены (особенно экземпляр из захоронения Чжан Линя), однако в целом их содержание реконструируется. Еще одна очень похожая статуэтка представлена в собрании Метрополи-тан-музея (США) (рисунок 4, рисунки 5-1), его точное место обнаружения точно установить на данный момент невозможно.7 Очевидно, впрочем, что хронологически он также должен быть отнесён к эпохе Суй.

Надо сказать, что, как часто бывает с находками вне археологического контекста, терракотовый верблюд, выставленный в Америке, стал жертвой сомнительных интерпретаций. Очевидно, исходя из того, что в VI-VII в. н.э. по Великому Шёлковому пути начинают циркулировать предметы с христианской8 символикой9 и эпиграфикой10 (в первую очередь, монеты Восточной Римской империи и их имитации11), была сделана попытка соотнести композицию («неловкая» фигура в центре и две поддерживающие по краям) с сюжетом снятия Иисуса с креста.12

Появление новых материалов из Сианя показывает, что, скорее всего, данная точка зрения ошибочна. С одной стороны, мы видим на всех трёх «мешках» массу отсылок к эллинской мифологии и культуре (винные амфоры (рисунки 2-2), колонны с характерными капителями (рисунки 3-2), растительный орнамент (рисунки 3-1), возможно, символизирующий виноградную лозу), с другой - полное отсутствие христианской символики, которая к описываемому периоду уже сложилась.13

Разумеется, было бы неверным умолчать о стилистическом своеобразии фигур «хмельного божества» и его спутников. Несмотря на вышеперечисленные «греческие» элементы, следует признать сильное азиатское влияние. Если центральная фигура условного Диониса полуобнажена, что не является редкостью и в Средиземноморье, то его сопровождающие одеты в юбки и имеют высокие головные уборы с плоским верхом. Судя по всему, перед нами продукт восточно-эллинистического культурного синкретизма, испытавшего влияние одновременно с Балканского полуострова, из Бактрии, Передней Азии и северной Индии.

7 Гэ Чэнъюн 2018, 63.

8 Wu Changxing, 2015.

9 Li Qiang 2005.

10 Ню Жуцзи 2000.

11 Ло Фэн 1993.

12 Гэ Чэнъюн, 2018, 64.

13 Ян Гунлэ 2009, 120.

Нельзя сказать, что на территории Китая подобные пост-

14

эллинистические находки ограничиваются только керамическими верблюдами.

Одной из наиболее ранних находок является изображение кентавра на на ковре из могильника Сампул (Синьцзян, уезд Хотан) (рисунки 7-1). Его Его датировка дискуссионна, анализ С14 дал результат ок. 100 г. до н.э. 15, однако сопутствующий инвентарь может указывать и на II-III вв. н.э.16 С одной стороны, перед нами совершенно точно кентавр, основными чертами напоминающий греческого. С другой - фантастическое существо музицирует на духовом инструменте, что в эллинской традиции куда более соотносится с образами силенов и сатиров, чем с буйными и неукротимыми коне-людьми. Очевидно, что где-то на территории Бактрии или в прилегающих районах сложился культурный феномен, сочетавший греческие и местные элементы.

В этой связи важно отметить два факта. Во-первых, территория Хотана, где была сделана находка, в лучшем для Китая случае была под властью правителей, признававший свой формальный вассалитет по отношению к императорам Поднебесной (как это было, например, в эпоху расцвета Западной Хань, т.е. с сер. II в. до н.э. примерно до рубежа эр), но не китайского «регулярного» чиновничества. Потому вплоть до окончательного включения Синьцзяна в состав государства Цин17 в XVII-XVIII вв. данный регион был и культурно, и политически самобытен. Для сравнения Сиань, в окрестностях которого были найдены керамические верблюды, был с перерывами столицей Китая с III в. до н.э. Во-вторых, весьма вероятна связь сампулского кентавра с Кушанским царством. По устоявшейся точке зрения основатели этого государства, юэчжи,18 с одной стороны, долгое время были западными соседями китайцев и сюнну, но, впоследствии, под ударами последних, продвинулись в Бактрию, где сокрушили местную эллинистиче-

14 Данный термин автор использует как предварительный. С одной стороны, описываемые артефакты создавались явно позже событий 30 г. до н.э., которые считаются концом эллинистической эпохи. С другой - они выполнены в той логике, что была задана культурными процессами, запущенными после походов Александра Македонского. Другое возможное определение - «поздний азиатский культурный эллинизм», хотя и более точно отражает суть, представляется слишком громоздким.

15 Jones 2009, 25.

16 Гэ Чэнъюн 2015, 112-113.

17 Ли Сяоцун 2004, 23-40.

18 Чэнь Бинъин 2003, 48-57.

скую монархию, приняв, частично, её культурное наследие. Вспомним, путешествие Чжан Цяня в Западный край (ставшее провозвестником Великого Шёлкового пути) было, в том числе, мотивировано желанием отыскать юэчжей для совместных военных действий против сюнну.19

Одновременно с вышеописанными «ориентализированными» образцами в Китае встречаются и артефакты, стилистика которых довольно близка к средиземноморской.

Первая, и наиболее известная такая находка - сосуд из погребения Ли Сяня (504-569 г.), сделанная в 1983 г. в окрестностях г. Гуюань (Нинся-Хуэйский АР). Очевидно, что круговое изображение распадается на две композиции (рисунки 6-1). На первой - мужчина с плодами в руках, которого расположены три женских фигуры, индивидуальность которых подчёркнута в т.ч. предметами в руках (например, у одной из них копьё и щит) и неодинаковыми нарядами. Судя по всему, перед нами Парис, который готовится наделить Афродиту золотым яблоком, предпочтя её Афине и Гере. На второй композиции предполагаемый троянский царевич уже почти обнажён (на нём лишь шляпа и короткий плащ), он дотрагивается до подбородка девушки, видимо, Елены Прекрасной. Таким образом, с высокой долей вероятности, перед нами именно гомеровский сюжет, причём выполненный довольно близко к классической стилистике (атлетичная фигура мужчины с открытым фаллосом, шляпа, напоминающая греческую, диадемы на головах богинь). Автор находит довольно убедительным предположение, что данный позолоченный сосуд из серебра (рисунки 6-2) был изготовлен мастерами где-то между Передней Азией и Бактрией.20 Несколько более вероятной выглядит именно бак-трийская версия, так как хотя этот регион отчасти попал под власть Са-санидов, их про-зороастрийская культурная политика (сильно отличавшаяся от парфянского периода) ощущалась здесь явно слабее, чем в центре. Таким образом, здесь с эллинистических и кушанских времён мог сохраниться производственный центр, сохранивший и в пер. пол. I тыс. н.э. греческие традиции в искусстве.

Другой артефакт - серебряное блюдо, найденное 1988 г. в волости Бэйтань пров. Ганьсу, в центре - фигура бога (вероятно, Диониса), восседающего на кошачьем хищнике (рисунки 7-2). Приводимые в китайской литературе датировки различны, но укладываются в III—VI вв. н.э. Вокруг «наездника на льве» по кругу расположены двенадцать мужских и женских лиц, что соответствует числу олимпийских богов. Ближе к краю

19 Christopoulos 2020, 33.

20 Гэ Чэнъюн 2015, 116-117.

блюда можно видеть орнамент в виде виноградных лоз. К счастью для нас на блюде имеется прочерченная надпись в виде иероглифов « ЛМ », т.е. Бактрия.21 Опираясь на это косвенное доказательство, можно предполагать, что и блюдо с Дионисом (наличие виноградных лоз и характерного «ездового животного» доказывает, что перед нами именно этот олимпийский бог22) также происходит из Бактрии.

Отметим, что, в отличие от территории Синьцзяна (о культурно-исторической самобытности которого говорилось выше), земли нынешних провинций Шэньси (где были найдены керамические верблюды с «мешками») и Ганьсу (блюдо с Дионисом на льве), а также Нинся-Хуэйского АР (ваза с сюжетом из Илиады) хотя и не могут быть названы колыбелью китайской цивилизации, оказались под её контролем довольно рано, будучи включены еще в эпоху первых империй: Цинь (221-207 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.).

Подведём итоги. Во-первых, всё более обоснованным выглядит предположение, что в Бактрии или сопредельных регионах, по крайней мере, в пер. пол. I тыс. н.э. существовал очаг эллинистической культуры, сохранявший известную «чистоту» и сравнительно слабо подвергшийся ориентализации. Иными словами, в то время как в Средиземноморье христианство активно вытесняло прежние культы, в глубине Азии античная мифология продолжала воспроизводиться. Во-вторых, предметы с христианской (от ромей-ских монет с крестами и ангелами23 до несторианских артефактов24) и «эллинистической» символикой сосуществовали на Шёлковом пути по крайней мере до периода Суй (581-618 гг.). В-третьих, наряду с весьма «греческими» экземплярами, параллельно в Китай поступал и куда более «ориентальные» (вроде «Диониса» и его спутников, изображённых на боках керамических верблюдов). В-четвёртъх, несмотря на очевидную актуальность изучения контактов греко-романского мира с Дальним востоком, на данный момент работ в этом направлении на русском языке немного, при наличии таковых на английском25 и китайском26 (как статей27, так и монографий28).

21 Чэнь Бинъин 2003, 8.

22 Гэ Чэнъюн 2015, 117.

23 Го Юньянь 2006.

24 Чжан Сюйшань 2006.

25 Hoppal 2011.

26 Ло Фэн 2004.

27 Hoppal 2019.

28 MclaugЫm 2016.

В завершении стоит сказать, что похожие вещи есть и на территории Монголии (Двадцатый Ноин-улинский курган, где была найдена бляха с сатиром и богиней). За основную версию авторами раскопок взята та, согласно которой судьба артефакта напрямую связана с Красса на восток в период поздней Республики.29 Приводимые нами выше находки показывают, что традиция связывать античные предметы именно с парфянским походом и последствиями битвы при Каррах, хотя и не лишена определённых косвенных доказательств, вроде кратких неоднозначных сообщений китайских нарративных источников о «построении в виде рыбьей чешуи», но не может объяснить всего объёма культурного взаимодействия Дальнего Востока с греко-романским Средиземноморьем.

Библиография / References

Christopoulos, L. (2012) «Hellenes and Romans in Ancient China», Sino-Platonic Papers. Hirth F. (1913) «The Mystery of Fu-lin», Journal of the American Oriental Society 33, 193208.

Hirth F. (1885) China and the Roman Orient: Researches into their Ancient and Medieval

Relations as represented in old Chinese Records. Munich. Hoppal K. (2011) «The Roman empire according to the ancient Chinese sources», Acta

ant. hung. 51, 279-299. Hoppal K. (2019) «Chinese Historical Records and Sino-Roman Relations a Critical Approach to Understand Problems on the Chinese Reception of the Roman Empire», Res Antiquitatis 1, 63-81. Jones R.A. (2009) «Centaurs on the Silk Road: Recent Discoveries of Hellenistic Textiles

in Western China», The Silk Road 6/2, 23-32. Li Qiang (2005) «Roman coins discovered in China and their research», Eirene. Studia

Graeca etLatina 51, 279-299. Mclaughlin R. (2016) The Roman Empire and the Silk Routes: The Ancient World Economy

and the Empires ofParthia, Central Asia and Han China. Pen & sword history. Wu Changxing (2015) «Review on the Studies of Daqin Jingjiao: A Comprehensive Discussion on Its History, Linguistics and Text», Journalfor the Study of Christian Culture 34, 187-215.

Го Юньянь (2006) Чжунго фасяньдэ байчаньтин цзиньби цзи ци фанчжи пинь яньцзю о

фЩ^^Ш] Исследование обнаруженных в Китае византийискихмонет и их имитаций. Тяньцзинь.

29 Полосьмак и др. 2011, 111-115.

Гэ Чэнъюн (2018) «Цзуй Фулинь: Сила цзю шэнь цзай чжунго» [«Щ^Шо "^Щ-^" : 2018 1 Ш] «" Хмельной средиземноморец":

греческий бог Бахус в Китае», Вэньу 1, 58-69.

Гэ Чэнъюн (2015) «Цун чуту хань чжи тан вэнь у кань оу я вэньхуа цзяолю и хэнь» [« Щ^Шо ^^i^I^l^ffeltfti^ti», ¿i^tf^Mf'J 2015 3 Ш] «Культурные связи Европы и Азии по данным памятников наследия от Хань до Тан», Гугун боуюанькань 3, 111-125.

Ли Сяоцун (2004) Чжунго цюйюйлиши дили [о tSE^^t^S—

о Региональная

историческая география - геополитика Китая, региональное экономическое развитие и культурный ландшафт. Пекин.

Ло Фэн (1993) «Гуаньюй си ань со чу дун лома цзиньби фан чжи пинь дэ таолунь» [«

о tS^ 1993 ^ 4Ш]

«Обсуждение имитаций восточно-римских золотых монет, произведенных в Сиане», Чжунго цяньби 4, 17-19.

Ло Фэн (2004) Хухань чжицзянь: «Сычоу чжилу» юй сибэй лиши каогу [Ж^ о ^Л^

^ЭД: о 2004] Между ино-

земцами и ханьцами: «Шёлковый путь» и историко-археологические исследования Северо-запада. Пекин: Вэньу чубаньшэ.

Мин Вэнь, Линь Чжан (2006) Гомэнь говай [ ЩЩ, о SHS^ о : tS^

Ж^А] За рубежами Китая. Пекин.

Ню Жуцзи (2000) «Чжунго туцзюэ юй цзинцзяо бэймин вэньсянь гай шо»

4 Ш] «Обзор

тюркских несторианских надписей в Китае», Миньцзу юйвэнь 4, 62-67.

Полосьмак Н.В., Е.С. Богданов, Д. Цэвээндорж (2011) Двадцатый ноин-улинский курган. Новосибирск.

Чжан Сюйшань (2006) «Цзинцзяо дунцзянь цзи чуань жу чжунго дэ сила-байчжаньтин вэньхуа» [ 5ШЖ о —

ft // ^^^ t 2005 ^ 6 Ш] «Распространение несторианства на восток и греко-византийское культурное влияние в Китае», Шицзе лиши 6, 76-88.

Чэн Лун (2011) «Дэго ханьсюэцзя Сядэ цзи цичжун госюэ яньцзю» о M-S ^

Social Science Journal, 2011 ^^ 5 Ш] «Немецкий синолог Ф. Хирт и его исследования Китая», Social Science Journal 5, 169-174.

Чэнь Бинъин (2003) Гудайминьцзу [Р&ЙЖ о о i^'1'l:

; 2003о

212 Ж ] Древние этносы. Ланьчжоу. Дуньхуан вэньи чубаньшэ.

Ян Гунлэ (2009) «Дацинь цзинцзяо люсин чжунго бэй» жогань шиши као си»

& о // 2009 « 2 Ш

] «Анализ некоторых исторических фактов о несторианской стеле в Китае», Шисюэши яньцзю 2, 120-121.

In Russian and Chinese:

Guo Yunyan (2006) Zhongguo faxiande baizhanting jinbiji qi fangzhipinyanjiu / Study of Byzantine coins and their imitations discovered in China. Tianjin.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ge Chengyun (2018) «Zui fulin: Xila jiu shen zai Zhongguo / "Drunken Fulin": The Greek Wine God in China — on the Modeling Art of the Exotic Myth Motif on the Camel Bag Figure Unearthed from Tombs of the Sui Dynasty in Xi'an». Wenwu 7, 58-69.

Ge Chengyun (2015) «Cong chutu han zhi tang wenwu kan ou ya wenhua jiaoliu yi hen» / «Cultural ties between Europe and Asia according to heritage sites from Han to Tang», Gugong bowuyuankan 3, 111-125.

Li Xiaocong (2004) Zhongguo quyu lishi dili / Regional Historical Geography: Geopolitics, Regional Economy and Culture. Beijing.

Luo Feng (1993) «Guanyu xi an suo chu dong luoma jinbi fang zhi pin de taolun» / «Discussion of imitations of East Roman gold coins produced in Xi'an», Zhongguo qi-anbi, 4, 17-19.

Luo Feng (2004) Huhan zhijian: «Sichou zhilu»yu xibei lishi kaogu / Between Foreigners and Hans: The Silk Road and Historical and Archaeological Research of the Northwest. Beijing: Wenwu Chubanshe.

Ming Wen, Lin Zhang (2006) Guomen guowai / Outside China. Beijing.

Niu Ruji (2000) «Zhongguo tujue yu jingjiao beaming wenxian gaishuo» / «Review of Turkic Nestorian inscriptions in China», Minzuyuwen 4, 62-67.

Polosmak N.V., Bogdanov E.S., Tseveendorzh D. (2011) The TwentiethNoin-Ula-Tumulu. Novosibirsk.

Zhang Xushan (2006) «Jingjiao dongjian ji chuan ru zhongguo de xila-baizhanting

wenhua» / «The spread of Nestorianism to the east and the Greco-Byzantine cultural influence in China», Shijie lishi 6, 76-88.

Cheng Long (2011) «Deguo hanxuejia Xiade ji qizhong guoxue yanjiu» / «German Sinologist F. Hirth and His Studies of China», Social Science Journal 5, 169-174.

Chen Bingying (2003) Gudai minzu / Ancient ethnic groups. Lanzhou. Dunhuang wenyi chubanshe.

Yang Gongle (2009) «" Daqin jingjiao liuxing zhongguo bei" ruogan shishi kaoxi» /

«Analysis of some historical facts about the Nestorian stele in China», Shixyueshi yangju 2, 120-121.

Иллюстрации 30

Рисунок 1: керамический верблюд из погребения М21 могильника Маопо; 7 - вид слева, 2 - вид справа.

30 Рисунки 1, 2, з, 4 и 5 даются по: Гэ Чэнъюн. Цзуй Фулинь: Сила цзю шэнь цзай чжунго [Щ^Шо // 2018 1 Ш] «Хмельной

средиземноморец»: греческий бог Бахус в Китае. Вэньу. - 2018. - №1. - С. 58-69.

Рисунки 6 и 7 даются по: Гэ Чэнъюн. Цун чуту хань чжи тан вэнь у кань оу я вэньхуа цзяолю и хэнь

2015 3 Ш] Культурные связи Европы и Азии по данным

памятников наследия от Хань до Тан // Гугун боуюанькань. 2015. №3. С. 111-125.

Рисунок 2: изображения на «мешках» по бокам керамической скульптуры верблюда из погребения М21 могильника Маопо;

7 - изображение хмельного божества и сопровождающих, 2 - изображение амфоры античного типа крупным планом.

Рисунок 3: изображения античных колонн коринфского ордера (7) и растительного орнамента (2) из погребения суйского Чжан Линя.

Рисунок 4: керамический верблюд из собрания Метрополитен-музея, Нью-Йорк; 7 - вид слева, 2 - вид справа.

2

Рисунок 5: изображение хмельного божества и сопровождающих в окружении коринфских колонн; 7 - с «мешка» на боку керамического верблюда из собрания Метрополитен-музея, 2 - из погребения суйского Чжан Линя.

Рисунок 6: сосуд, обнаруженный в погребении Ли Сяня (504-569 г.) и его супруги со сценами в античном стиле (очевидно, изображение Париса и греческих богинь); 1 - прорисовка, 2 - фотография.

Рисунок 7: артефакты из других западных и центральных районов КНР, выполненные в восточно-эллинистической стилистике; i - трубящий кентавр на ткани из могильника Сампул, Синьцзян-Уйгурский АР (радиоуглеродная датировка - I в. до н.э.), 2 - серебряное блюдо, найденное в волости Бэйтань пров. Ганьсу, в центре - фигура бога (вероятно, Диониса), восседающего на кошачьем хищнике, вероятная датировка - III в. н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.