Научная статья на тему 'О концептуальных подходах к организации строительства судов с ограниченным использованием отдельных элементов эксплуатировавшихся судов'

О концептуальных подходах к организации строительства судов с ограниченным использованием отдельных элементов эксплуатировавшихся судов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лобастое В. П.

С включением предприятий водного транспорта в рыночные отношения изменились тенденции проектирования и строительства судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания: 1 проектирование и строительство судов ведется на ограниченный срок службы (от 10 до 15 лет): 2 предусматривается возможность изменения назначения судна и устанавливаются новые предельные значения его характеристик (размерения, грузоподъемность и т.п.) Наибольший рыночный эффект от реализации изложенных тенденций в судостроении возможен в случае повторного использования конструктивных элементов и модулей, технических средств и электрооборудования одного судна при создании другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT APPROACHES TO ORGANIZATION SHIPBUILDING WITH LIMITED EMPLOYMENT ELEMENTS OF USED SHIPS

Designing and shipbuilding internal and mixed ships changed with market: 1. Designing and shipbuilding realizations on service life about 10-15 years. 2. Gives a chance of fixing ships type and its characteristics (dimensions, capacity and others). Maximum profit from introduced offers is possible when by the building new ship is using elements (modulus, electrical equipment) of another ship.

Текст научной работы на тему «О концептуальных подходах к организации строительства судов с ограниченным использованием отдельных элементов эксплуатировавшихся судов»

УДК 629

В.II. Лобастое, к.т.н., начальник ВВИ РРР,

603001, Нижний Новгород, ул. Рождественская, 38В. E-mail: vvi(wsinn.ni

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА СУДОВ С ОГРАНИЧЕННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКСПЛУАТИРОВАВШИХСЯ СУДОВ

С включением предприятий водного транспорта в рыночные отношения изменились тенденции проектирования и строительства судов внутреннего и смешанного (рекаморе) плавания:

. 1 проектирование и строительство судов ведется на ограниченный срок службы (от 10 до 15 лет);

.2 предусматривается возможность изменения назначения судна и устанавливаются новые предельные значения его характеристик (размерения, грузоподъемность и т.п.) Наибольший рыночный эффект от реализации изложенных тенденций в судостроении возможен в случае повторного использования конструктивных элементов и модулей. технических средств и электрооборудования одного судна при создании другого

1. Область применения

С включением предприятий водного транспорта в рыночные отношения изменились тенденции проектирования и строительства новых судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, что связано со стремлением судовладельцев к снижению капитальных затрат и эксплуатационных издержек. Эти тенденции проявляются в следующем:

.1 проектирование и строительство судов ведется на ограниченный срок службы (от 10 до 15 лет), при этом срок окупаемости затрат устанавливается в диапазоне от 5 до 8 лет (снижение капитальных затрат);

.2 предусматривается возможность изменения назначения судна и устанавливаются новые предельные значения его характеристик (размерения, грузоподъемность и т. п.) благодаря использованию конструктивных и функциональных модулей (снижение эксплуатацибнных расходов).

Наибольший рыночный эффект от реализации изложенных тенденций в судостроении возможен в случае повторного использования конструктивных элементов и модулей, технических средств и электрооборудования одного судна при создании другого.

Применительно к российской действительности такой подход может быть реализован уже сегодня благодаря использованию в новом судостроении элементов существующих судов. Предпосылки для этого создает сама ситуация:

во-первых, несмотря на избыток флота в целом (более 40 % имеющихся судов не востребовано и выведено из эксплуатации), дефицит флота на фрахтовом рынке нашей страны продолжает нарастать, и это связано с объективными причинами, основными из которых являются:

физическое и моральное старение флота; снижение фрахтовых ставок;

нерентабельность транспортного процесса, сокращение парка флота, занимающего выгодные “ниши” по доставке грузов водным транспортом;

во-вторых, с учетом предстоящего официального присоединения Российской Федерации к международному Соглашению о единой Европейской сети внутренних водных путей, требуется скорейшее пополнение отечественного флота высокоэффективными современными судами.

Учитывая, что, несмотря на государственную поддержку нового судостроения, в настоящее время строительство новых судов ведется, в основном, только для морских перевозок, а перспективы нового судостроения для обеспечения внутренних и смешанных (река-море) перевозок на ближайшие 5-10 лет представляются весьма проблематичными, решение №9 Совета Государственной службы речного флота от 31.10.2002 г. с формулировкой “приступить к разработке нормативного документа, определяющего процедуру постройки судна с ограниченным использованием отдельных частей существующего судна” является актуальным и своевременным.

2. Особенности проектирования и постройки судов с ограниченным использованием отдельных элементов эксплуатировавшихся судов

Нормативное обеспечение строительства судов с ограниченным использованием элементов эксплуатировавшихся судов со стороны Российского Речного Регистра (далее - Речной Регистр), других классификационных обществ, например. РМРС при оформлении конвенционных документов, и контролирующих органов должно формироваться с учетом следующих особенностей проектирования и постройки таких судов:

.1 строительство судна должно быть осуществлено по проекту, разработанному проектной организацией, имеющей Свидетельство о признании Речного Регистра;

.2 в техническом задании на проектирование судна, согласованном с Главным управлением Речного Регистра, должна быть представлена подробная информация по конкретному судну (конкретным судам, если их несколько) отдельные элементы которого (которых) планируется использовать при строительстве нового судна. Составлению технического задания должны предшествовать полная дефектация судна (судов), элементы которых планируется использовать, ремонт, испытания и сертификация в присутствии представителя Речного Регистра предполагаемых к использованию конструкций, технических средств и электрического оборудования;

.3 проект судна в общем случае должен содержать техническую документацию, объем которой регламентирован Правилами Российского Речного Регистра (далее -Правила). При этом в дополнение к документам, указанным в Правилах, должны быть представлены:

ведомость заказа материалов, изделий и оборудования, необходимых для постройки судна, состоящая из двух частей: ведомости заказа на новые материалы, изделия и оборудование и ведомости заказа на используемые элементы эксплуатировавшегося судна (судов);

перечень вновь изготавливаемых корпусных конструкций и нового комплектующего оборудования, обязательного с позиций обеспечения стандарта безопасности плавания;

обоснование возможности и условий применения используемых с эксплуатировавшихся судов конструкций, оборудования и материалов;

технология формирования корпуса с использованием конструкций с эксплуатировавшихся судов;

.4 проектирование судна должно быть ориентировано на конкретный (ограниченный) срок его службы: 10, 15 или 20 лет, обусловленный результатами сертификации элементов, предполагаемых к использованию. Срок службы судна, спроектированного и построенного с ограниченным использованием элементов эксплуатировавшихся

судов, устанавливается судовладельцем. Этот срок службы по заявке судовладельца должен быть согласован с Главным управлением Речного Регистра вместе с техническим заданием на проектирование;

.5 судно после завершения строительства должно пройти приемо-сдаточные испытания в соответствии с программой, аналогичной программе приемо-сдаточных испытаний нового судна.

3. Нормативный документ Речного Регистра

3.1 Нормативный документ Речного Регистра, регламентирующий процедуру постройки судна с использованием отдельных элементов эксплуатировавшегося судна (судов), следует разрабатывать в виде руководства, включающего в себя следующие разделы (главы):

. 1 Общие положения.

.2 Указания по проектированию судна с использованием отдельных элементов эксплуатировавшегося судна (судов).

.3 Указания по сертификации отдельных элементов эксплуатировавшегося судна (судов), используемых при строительстве нового судна.

.4 Указания по строительству корпуса судна с использованием корпусных конструкций эксплуатировавшегося судна (судов).

.5 Указания по строительству судна с использованием технических средств и оборудования эксплуатировавшегося судна (судов).

.6 Указания по строительству судна с использованием электрического оборудования эксплуатировавшегося судна (судов).

.7 Указания по проведению испытаний судна, построенного с ограниченным использованием элементов эксплуатировавшегося судна (судов).

.8 Приложение, включающее в себя форму заявки на согласование технического задания на проектирование судна с использованием элементов эксплуатировавшегося судна (судов).

3.2 Руководство должно распространяться на проектирование и постройку судов различных типов и назначений:

.1 самоходные суда внутреннего плавания классов “Р”, “О”, “М” длиной 50 м и более и смешанного (река-море) плавания классов “О-ПР”, “М-ПР” и “М-СП” длиной 60 м и более;

.2 несамоходные суда внутреннего плавания классов “Р”, “О” и “М” и смешанного (река-море) плавания классов “О-ПР”, “М-ПР” и “М-СП” длиной 60 м и более.

4. Содержание разделов руководства по реконструкции судов

4.1 Раздел “Общие положения” должен включать в себя:

'''область распространения (без конкретизации ограничений, связанных с назначением судна);

^термины и их определений, обозначения и сокращения;

'''перечень нормативных документов, на которые имеются ссылки в руководстве;

''общие указания, включающие в себя, в том числе, обоснование расчетного срока службы реконструированного судна и регламентирующие процедуру списания эксплуатировавшегося судна, элементы которого предполагается использовать при строительстве нового судна;

«'перечень документов Речного Регистра.

4.2 Раздел “Указания по проектированию судна с использованием отдельных элементов эксплуатировавшегося судна (судов)” должен включать в себя:

^требования к объему технического задания на проектирование;

^положение о порядке разработки и согласования технического задания;

^требования к объему технической документации проекта, разрабатываемого с учетом требований действующих Правил и конвенционных требований, сообразованных с предстоящей датой закладки киля;

^требования, связанные с особенностями разработки ведомостей заказа и технологической подготовкой производства.

4.3 Раздел “Указания по сертификации отдельных элементов эксплуатировавшегося судна (судов), используемых при строительстве нового судна” должен включать в себя;

^требования к подготовке и сертификации используемых корпусных конструкций (первичная пескоструйная или дробеструйная обработка; изготовление образцов, определение химического состава и механических свойств материала используемых корпусных конструкций; определение объема ремонтных работ; устранение дефектов корпусных конструкций и доведение их до годного технического состояния в соответствии с требованиями Правил);

^требования к подготовке и сертификации используемых неновых технических средств и оборудования, в том числе электрического (безразмерная параметрическая диагностика; разборка изделий; дефектация деталей, замена деталей, ремонт, капитальный ремонт изделия, приемо-сдаточные испытания, установление соответствия параметров, полученных в результате испытаний, указанным в технических условиях на поставку или в паспортах однотипных новых изделий; по возможности определение расчетными методами остаточного ресурса изделий; выдача сертификатов на 4 (20 лет), 3(15 лет) или 2 (10 лет) классификационных срока);

^на изделия, включенные в номенклатуру “Правил технического наблюдения за постройкой судов, изготовлением материалов и изделий” (ПТНП), которые прошли сертификацию, выдается сертификат Речного Регистра.

4.4 Раздел “Указания по строительству корпуса судна с использованием корпусных конструкций эксплуатировавшегося судна (судов)” должен включать в себя:

^требования к проектированию (проектирование должно вестись в соответствии с требованиями ч. 1 “Корпус” Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП) и Правил классификации и постройки судов смешанного рекаморе) плавания (ПССП), с учётом того, что ограничения по расчётному сроку эксплуатации создаваемого судна позволяют уменьшить требуемые Правилами минимальные толщины листовых конструкций и минимально требуемые моменты сопротивления балок набора):

^требования к используемым корпусным сборочным единицам, в которых должно быть отражено, что в первую очередь используются сборочные единицы, которые не участвуют в обеспечении общей прочности судна (такие, как объёмные секции форпика и ахтерпика, секции, располагающиеся на длине 0,15Ь от носового и кормового перпендикуляров, а также секции надстройки или её части). Применение корпусных конструкций, наиболее нагруженных при общем изгибе судна, с эксплуатировавшихся судов, пусть даже в составе более крупной сборочной единицы, недопустимо (к таким конструкциям относятся, например, комингсы грузовых трюмов, ширст-рек и стрингер в средней части, тронковые палубы, наружная обшивка и скуловой пояс в средней части и т.п.). Применение корпусных сборочных единиц с существующих судов для конструкций, участвующих в обеспечении общей прочности судна, за исключением указанных выше, является предметом специального рассмотрения Речного Регистра. Величины деформаций (стрелок прогиба бухтин, ребристости-гофрировки, вмятин и “домиков”) обшивки применяемых при новом строительства корпусных сборочных единиц существующих судов не должны превышать значений, допускаемых Правилами (см. приложение 8 ПТНП).

4.5 Раздел “ Указания по строительству судна с использованием технических средств и оборудования эксплуатировавшегося судна (судов)” должен включать в

себя:

^общие указания с перечислением конкретной номенклатуры новых устанавливаемых технических средств и оборудования (главные двигатели, системы ДАУ, реверс-редукторы, гребные валы, гребные винты, дизельгенераторы, рулевые устройства, подруливающие устройства, компрессоры сжатого воздуха, паровые котлы, трубопроводы и арматура, находящиеся под давлением 0,7 МПа и более);

^требования к неновым техническим средствам, устройствам и системам.

4.6 Раздел “Указания по строительству судна с использованием электрического оборудования эксплуатировавшегося судна (судов)” должен включать:

^общие указания с перечислением конкретной номенклатуры нового устанавливаемого оборудования (ГРЩ, АРЩ, ЗРЩ, кабельные трассы, электродвигатели рулевой машины, подруливающего устройства якорных механизмов другие электродвигатели мощностью более 100 кВт, системы автоматики и защиты, радионавигационное оборудование);

^требования к неновому электрическому оборудованию.

4.7 Раздел “Указания по проведению испытаний судна, построенного с ограниченным использованием элементов эксплуатировавшегося судна (судов)” должен включать:

^указания по проведению швартовных и ходовых испытаний с учетом требований стандартов, технической документации и применимых требований ПТНП. Особое внимание при разработке программы испытаний должно быть уделено испытаниям неновых судовых конструкций, технических средств и оборудования, в том числе электрического. При этом указываются браковочные значения параметров перечисленных объектов, которые могут отличаться от аналогичных значений новых однотипных изделий;

''требования о замене отказавшего ненового изделия на новое (в случае, когда отмечен отказ ненового изделия, который может повлечь за собой снижение стандарта безопасности плавания).

5. Документы Речного Регистра

После окончания постройки, приемо-сдаточных испытаний и первоначального освидетельствования судну присваивается новый регистровый номер, и на судно выдаются документы Речного Регистра в соответствии с указаниями “Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания”, что является основанием для постановки на учет и регистрации судна в Государственной речной судоходной инспекции при Министерстве транспорта Российской Федерации.

ABOUT APPROACHES TO ORGANIZATION SHIPBUILDING WITH LIMITED EMPLOYMENT ELEMENTS OF USED SHIPS

V.P. Lobastov

Designing and shipbuilding internal and mixed ships changed with market:

1. Designing and shipbuilding realizations on service life about 10-15 years.

2. Gives a chance of fixing ships type and its characteristics (dimensions, capacity and others).

Maximum profit from introduced offers is possible when by the building new ship is using elements (modulus, electrical equipment) of another ship.

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.