Научная статья на тему 'Оценочная деятельность в федеральном государственном учреждении «Российский Речной Регистр»'

Оценочная деятельность в федеральном государственном учреждении «Российский Речной Регистр» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
433
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СУДНА / СТОИМОСТЬ РЕЧНОГО СУДНА / ИЗНОС СУДНА / ЭКСПЕРТИЗА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СУДНА / ОБНОВЛЕНИЕ СУДНА / ASSESSMENT OF THE VESSEL / THE COST OF A RIVER BOAT / WEAR OF THE VESSEL / THE EXPERTISE OF TECHNICAL CONDITION OF THE VESSEL / THE VESSEL UPDATE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Рябов Александр Алексеевич

Статья посвящена оценочной деятельности федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр». Рассмотрены нормативные документы (акты) Речного Регистра, на основании которых решаются вопросы оценки объектов, находящихся на классификационном учете в Речном Регистре. Приведены расчеты для определения физического и функционального износов судов, исходя из фактического состояния их основных конструктивных элементов. Показана разница между физическим износом судна, определенным по его фактическому состоянию, и физическим износом судна, определенным расчетным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION ACTIVITIES IN THE FEDERAL GOVERNMENT AGENCIES «RUSSIAN RIVER REGISTER»

The article is devoted to the evaluation of the federal state institution «The Russian River Register». Normative documents (acts) of the River Register, based on addressing issues of assessment of objects in the classification Registered in River Register. The calculations for determining the physical and functional wear courts, based on the actual status of their basic structural elements. Shown is the difference between the physical deterioration of the vessel, identified by its actual condition, and the physical deterioration of the vessel, identified by calculation.

Текст научной работы на тему «Оценочная деятельность в федеральном государственном учреждении «Российский Речной Регистр»»

Оценочная деятельность в федеральном государственном учреждении «Российский Речной Регистр»

А.А. Рябов

руководитель службы по работе с персоналом федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр» (г. Москва)

Александр Алексеевич Рябов, riabov@rivreg.ru

Федеральное государственное учреждение «Российский Речной Регистр» (далее - Речной Регистр) является членом Международной ассоциации органов технического надзора и классификации. Его представители принимают участие в работе Комитета по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии ООН, Международной морской организации (ИМО) и Дунайской Комиссии (ДК) по вопросам гармонизации и унификации требований в области судоходства.

Оценочная деятельность является одним из видов деятельности, определенных уставом Речного Регистра, согласно которому осуществляются исследования и экспертизы технического состояния судов, иных плавучих объектов и их элементов, а также оценка этих объектов по заявкам судовладельцев, фрахтователей, страховщиков или других заинтересованных лиц.

Согласно уставу Речной Регистр осуществляет классификацию следующих судов:

• самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт;

• несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн;

• все пассажирские и наливные суда;

• паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях;

• суда смешанного (река - море) плавания.

Рассмотрим ряд документов Речного Регистра, в той или иной степени перекликающихся с вопросами оценки объектов, находящихся на классификационном учете в Речном Регистре. Прежде всего это недавно вступившие в силу руководства Речного Регистра:

1) Р.002-2002 «Обновление судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания»;

2) Р.003-2003 «Строительство судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов».

В настоящее время к оценке могут быть представлены следующие речные суда:

• соответствующие проекту постройки;

• прошедшие обновление всех основных конструктивных элементов (как с сохранением, так и без сохранения своего назначения);

• прошедшие обновление отдельных основных конструктивных элементов (как с сохранением, так и без сохранения своего назначения);

• построенные с использованием элементов эксплуатировавшихся судов;

• переведенные по своему техническому состоянию из вышестоящего класса в нижестоящий, и наоборот.

Все эти суда будут иметь различную полную стоимость восстановления, а потенциального покупателя в первую очередь будут интересовать техническое состояние этого судна, и в какой мере по своему фактическому техническому состоянию оно соответствует требованиям своего класса.

В руководстве Р.002-2002 под обновлением судна понимается комплекс согласованных с Речным Регистром и производимых судовладельцем мероприятий, после осу-

ществления которых техническое состояние корпуса, механизмов и электрического оборудования позволит обеспечить надежную эксплуатацию судна в спецификационных условиях в течение планируемого судовладельцем срока. Руководством установлены следующие уровни обновления (отдельно по корпусу, механизмам и электрическому оборудованию):

• уровень 1 (У1), удостоверяющий техническое состояние судна, обеспечивающее надежную эксплуатацию обновленного судна не менее 15 лет;

• уровень 2 (У2), удостоверяющий техническое состояние судна, обеспечивающее надежную эксплуатацию обновленного судна не менее 10 лет.

Техническое состояние корпуса, механизмов и электрического оборудования судна, обновленного до уровня У1 или уровня У2, признается аналогичным техническому состоянию соответствующих элементов спроектированного на срок службы 20 лет нового судна после 5-летней или 10-летней эксплуатации. При этом считается, что все параметры нового судна (главные размерения, грузоподъемность, назначение, класс, район плавания и т. д.) практически не отличаются от таковых обновленного судна. При обновлении судна на основании статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и пункта 5.1 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания1 на него выдаются документы Речного Регистра с соблюдением следующих положений:

1) при обновлении судна с сохранением его назначения составляется акт внеочередного или первоначального освидетельствования, в свидетельство о годности к плаванию вносятся необходимые изменения, выдаются свидетельства об обновлении раздельно по корпусу, механизмам и электрическому оборудованию, оформляется новое классификационное свидетельство;

2) при обновлении судна с изменением его назначения составляется акт первоначального освидетельствования, выдается новый комплект судовых документов. Дополнительно на судно выдаются свидетельства об обновлении корпуса, механизмов и электрооборудования;

Отсчет сроков последующих классификационных освидетельствований корпуса, механизмов и электрического оборудования производится с момента выдачи свидетельства

06 обновлении этих элементов судна. В практике это будет означать, что 45-летнее судно постройки 1964 года, прошедшее в 2007 году полное обновление всех конструктивных элементов до уровня У1, на момент оценки (09.2009) будет иметь эффективный возраст

7 лет:

Тэф = Тнорм - Тобн = 20 - (15-2) = 7 лет

где Т - эффективный возраст судна;

Тнорм - нормативный срок речного судна;

эф

н

Тобн - срок обновления основных конструктивных элементов судна.

Физический износ судна, рассчитанный по классической формуле, будет составлять: Иф = 100% х Тф / Т = 100% х 7 / 20 = 35%,

физ эф норм 9

где Ифиз- физический износ судна.

Соответственно, подразумевается, что все основные конструктивные элементы судна физически изношены на 35 процентов. Однако, принимая во внимание тот факт, что суда внутреннего плавания эксплуатируются 4-6 месяцев в году, в зависимости от продолжи-

1 Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания : зарегистрировано

в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 ноября 2002 года № 3932 : введено в действие с 5 де-

кабря 2002 года.

тельности навигационного периода в том или ином регионе Российской Федерации, физический износ судна, рассчитанный по классической формуле, представляется не вполне корректным.

Руководство Р.003-2003 «Строительство судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов» для судовладельца предусматривает возможность из невостребованного или аварийного судна (судно-донор) построить практически новое судно, требуемого ему предназначения с ограниченным расчетным сроком эксплуатации.

Расчетный срок эксплуатации судна, постройка которого планируется с использованием элементов эксплуатировавшихся судов, устанавливается судовладельцем и зависит от результатов процедуры подтверждения соответствия эксплуатировавшихся конструкций, технических средств и оборудования требованиям Правил Российского Речного Регистра (далее - Правила РРР), содержащихся в следующих разделах:

1) Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (ПСВП), утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № НС-137-р, вступившие в силу с 31 марта 2003 года, с изменениями, внесенными:

• Бюллетенем № 1 дополнений и изменений Правил РРР, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2003 года № НС-183-р, вступившим в силу с 31 марта 2004 года;

• Бюллетенем № 2 дополнений и изменений Правил РРР, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2004 года № НС-17-р, вступившим в силу с 1 июня 2004 года;

• распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № ИЛ-88-р;

• распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 2 июня 2010 года № ИЛ-40-р;

2) Правила классификации и постройки судов смешанного плавания (ПССП), утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22 ноября 2002 года № НС-140-р, вступившие в силу с 31 марта 2003 года, с изменениями, внесенными:

• Бюллетенем № 1 дополнений и изменений Правил РРР, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2003 года № НС-183-р, вступившим в силу с 31 марта 2004 года;

• распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № ИЛ-88-р;

• распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10 апреля 2009 года № СА-29-р.

Расчетный срок эксплуатации судна отражается в техническом задании на его проектирование.

Руководство Р.003-2003 содержит требования, относящиеся к проектированию и постройке судов на ограниченные расчетные сроки эксплуатации 15 (3КС) и 20 (4КС) лет:

1) срок эксплуатации 3КС равен трем периодам между классификационными освидетельствованиями, включая первоначальное, то есть 15 годам;

2) срок эксплуатации 4КС равен четырем периодам между классификационными освидетельствованиями, включая первоначальное, то есть 20 годам.

Эксплуатация судна по истечении его расчетного срока службы возможна в том случае, если техническое состояние судна признано Речным Регистром годным для тех или иных условий эксплуатации.

Сегодня уже эксплуатируются речные суда, переоборудованные из невостребованных или списанных судов (построенные с использованием элементов эксплуатировавшихся

судов на ограниченный расчетный срок эксплуатации 15 или 20 лет). Так, на Енисее невостребованные сухогрузные баржи проекта Р29 переоборудуются в нефтеналивные суда проекта 1369, грузоподъемностью 3 000 тонн. В настоящее время только Красноярский судоремонтный завод спустил на воду 13 судов проекта 1369, построенных согласно Руководству Р.003-2003, а всего за 2006-2009 годы в Российской Федерации по такой схеме построены и эксплуатируются порядка 50 единиц судов.

Руководство Р.003-2003 доказало свою актуальность и привлекательность для судовладельцев, вследствие чего в России наметилась тенденция роста количество переоборудованных речных судов.

Вопросы, связанные с определением технического состояния и износа конструктивных элементов судов, регламентируются Правилами освидетельствования судов в эксплуатации (с 2 июля 2010 года - Руководство Р.035-2010) (ПОСЭ). ПОСЭ устанавливают порядок, сроки, методы и объемы освидетельствований Речным Регистром судов, находящихся в эксплуатации, а также содержат нормативы для определения технического состояния судов. Техническое состояние судов определяется в соответствии с приложениями 1-4 ПОСЭ, а именно:

• приложение 1 ПОСЭ «Указания по определению технического состояния корпусов судов в эксплуатации расчетным методом», включая суда с деревянными, пластмассовыми и железобетонными корпусами;

• приложение 2 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния металлических корпусов», включая корпуса судов, изготовленные из легких сплавов;

• приложение 3 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния механизмов», включая судовые системы;

• приложение 4 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния электрического оборудования», включая радиооборудование.

Корпус речного судна является основным ценообразующим фактором при определении восстановительной стоимости судна. Весовые значения восстановительной стоимости корпусов в составе полной восстановительной стоимости судов могут находиться в диапазоне от 50 до 75 процентов, а в отдельных случаях (баржи металлические наливные, несамоходные, проект 248А) могут достигать 95 процентов.

В ПОСЭ заложены критерии и нормы, регламентирующие нахождение судна внутреннего или смешанного (река - море) плавания в своем классе. Согласно приложению 2 ПОСЭ «Методические указания по определению технического состояния металлических корпусов» это будет означать, что судно класса «Ё О-ПР 2,0», с металлическим корпусом, длиной 50 метров, конструктивная толщина листов наружной обшивки корпуса которого равна 6,0 мм, будет находиться в своем классе до достижения им минимальных остаточных толщин листов наружной обшивки корпуса:

• в районе скулового пояса - 3,25 мм;

• в средней части судна и кормовой оконечности - 3,45 мм;

• в районе балластных и топливных цистерн - 4,45 мм.

После этого судно подлежит переводу в низший класс или списанию.

Правилами Российского Речного Регистра также предусматривается возможность перевода судна из низшего класса в высший при условии укрепления на судне корпусных конструкций и проведении иных согласованных с Речным Регистром дополнительных мероприятий.

Оценке может подлежать судно, изначально принадлежавшее к вышестоящему классу, но в силу своего технического состояния (в основном из-за состояния корпуса) переведенное в низший класс. Приведем пример.

Судно класса «М-СП», длиной 50 метров, с конструктивной толщиной борта 9,0 мм, в районе скулового пояса достигло износа листов наружной обшивки, равного 4,5 мм

(замер произведен по 12 точкам, с использованием средств ультразвуковой толщино-метрии, взято среднее арифметическое значение), и согласно приложению 2 ПОСЭ перестало быть судном класса «М-СП». Исполнять свое функциональное предназначение - перевозить грузы в районах, назначенных для плавания судов класса «М-СП», это судно уже не может, но оно не списано, а переведено в класс «О». В классе «О» конструктивная толщина бортов судов, как правило, составляет 6,0 мм, а минимальное допустимое значение толщины листов наружной обшивки в районе скулового пояса - 3,25 мм. В этом случае износ наружной обшивки корпуса судна составит 54,5 процента. Допустимый износ толщины листов наружной обшивки корпуса в районе скулового пояса для судов класса «О»: 6,0 мм - 3,25 мм = 2,75 мм. Фактический износ толщины листов наружной обшивки корпуса в районе скулового пояса оцениваемого судна рассчитывается следующим образом:

6,0 мм - 4,5 мм = 1,5 мм;

2,75 мм - 100%;

1,5 мм - х;

х = 1,5 х 100 / 2,27 = 54,5%.

Таким образом, было установлено, что это судно способно исполнять свое новое функциональное предназначение - перевозить грузы в районах, назначенных для плавания судов класса «О».

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что при освидетельствовании и оценке речных судов, на которые распространяется процедура переводов судна из класса в класс, износ основных элементов конструкции судна в пределах норм, регламентирующих нахождение судна в своем классе, по сути, является износом функциональным. Он может быть с достоверной точностью рассчитан как среднее взвешенное значение допустимых в своем классе износов основных конструктивных элементов судна.

Для примера представим алгоритм определения функционального износа речного судна.

1. Корпус судна.

Техническое состояние корпуса признается годным, если остаточные толщины и параметры местных остаточных деформаций удовлетворяют требованиям пунктов 3.6.3-3.6.6 ПОСЭ:

1.1. Наружная обшивка корпуса:

1.1.1. Процент допустимого в своем классе износа наружной обшивки:

• в районе скулового пояса - 20,0%;

• в средней части судна - 18,0%;

• в районе кормовой оконечности - 22,0%;

• в районе балластных и топливных цистерн - 20,0%.

Замеры допустимого износа корпуса судна произведены в 10 точках для каждого района с использованием средств ультразвуковой толщинометрии, и взято среднее арифметическое значение для каждого района корпуса. Среднее арифметическое значение допустимого износа наружной обшивки корпуса:

(20,0 + 18,0 + 22,0 + 20,0) / 4 = 20,0%.

1.2. Надстройка.

Вычисление процента допустимого в своем классе износа надстройки производится по аналогии с расчетами для наружной обшивки. Среднее арифметическое значение допустимого износа надстройки равно 14%.

1.3. Палубы.

Среднее арифметическое значение допустимого износа палуб, определенное по аналогии, - 19,0%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4. Платформы.

Среднее арифметическое значение допустимого износа платформ, определенное по аналогии, - 14,0%.

1.5. Весовые значение элементов конструкции корпуса по доле их веса в общем весе корпуса судна в нашем случае примем равными:

• наружная обшивка с набором - 52,0%;

• надстройка - 21,0%;

• палубы - 22,0%;

• платформы - 11,0%.

1.6. Среднее (взвешенное) значение допустимого износа для корпуса судна в своем классе в нашем случае составит:

(20,0 х 0,52) + (14,0 х 0,21) + (19,0 х 0,22) + (14,0 х 0,11) = 10,4 + 2,9 + 4,2 + 1,5 = 20%.

Зная, что за период эксплуатации (10 лет) корпус судна износился на 20 процентов допустимого износа, можно спрогнозировать срок нахождения судна в своем классе по основному ценообразующему фактору - около 40 лет.

В приложениях к ПОСЭ подобный алгоритм определения технического состояния основных конструктивных элементов судна заложен и для определения технического состояния механизмов, трубопроводов, систем, а также электрооборудования судов.

2. Механизмы.

На судне установлен один главный двигатель типа 3Д42 и один вспомогательный дизель-генератор типа ДГР75.

2.1. Главный двигатель типа 3Д42.

Функциональный износ (Ифун) (функциональное устаревание) дизеля 3Д42, установленного на судне, определен по остатку технического ресурса дизеля 3Д42 и равен 32,0%. Ресурс работы дизеля, установленный Инструкцией по технической эксплуатации и обслуживанию дизеля 3Д42 (до полной замены), равен 4 000 часам. По журналу учета работы главного двигателя 3Д42 он отработал 1 000 часов:

Ифн = 1 000 час. х 100 / 4 000 час. = 25,0%.

фун

2.2. Основной дизель-генератор ДГ100.

Ресурс работы основного дизель-генератора (до полной замены) согласно Инструкции по технической эксплуатации и обслуживанию дизель-генератора ДГ100 составляет 3 000 часов. По журналу учета работы дизель-генератора ДГ100 он отработал 1 600 часов:

Ифн = 1 600 час. х 100 / 3 000 час. = 53,3%.

2.3. Вспомогательный дизель-генератор ДГР75.

Ресурс работы вспомогательного дизель-генератора (до полной замены) согласно Инструкции по технической эксплуатации и обслуживанию дизель-генератора ДГР75 составляет 3 000 часов. По журналу учета работы дизель-генератора ДГР75 он отработал 2 000 часов:

Ифун = 2 000 час. х 100 / 3 000 час. = 66,6%.

2.4. Весовые значения главного двигателя и вспомогательного дизель-генератора в нашем случае примем равными:

• главный двигатель - 52%;

• основной дизель-генератор - 27%;

• вспомогательный дизель-генератор - 21%.

2.5. Среднее (взвешенное) значение допустимого износа механизмов судна в своем классе в нашем случае будет составлять:

(25,0 х 0,52) + (53,3 х 0,27) + (66,6 х 0,21) = 13,0 + 14,4 + 13,9 = 41,3%.

3. Трубопроводы и системы.

Среднее (взвешенное) значение допустимого износа трубопроводов и систем в своем классе, определенное по аналогии, - 24%.

4. Электрооборудование (включая радиооборудование).

Среднее (взвешенное) значение допустимого износа электрооборудования судна в своем классе, определенное по аналогии, - 15%.

5. Функциональный износ судна как среднее взвешенное значение допустимых процентов износов основных его конструктивных элементов внутри своего класса рассмотрим применительно к сухогрузному теплоходу класса «М-СП» проекта Финн-1000/540. Для этого воспользуемся Ценником № 103 Министерства речного флота РСФСР (далее - Минреч-флот РСФСР) для переоценки речных судов. В Ценник включены все суда, находившиеся на балансе Минречфлота РСФСР по состоянию на 1 декабря 1972 года. В Приложении № 6 «Удельные веса конструктивных элементов судов в общей восстановительной стоимости» (раздел «Самоходный грузовой флот», подраздел «Теплоходы сухогрузовые») судну проекта Финн-1000/540 соответствует позиция 171: тип судна «Одновинтовой трюмный «М», грузоподъемность 1000 тонн, мощность 540 л. с., удельные веса конструктивных элементов:

• корпус - 0,65%;

• механизмы - 0,17%;

• системы и трубопроводы - 0,08%;

• электро- и радиооборудование - 0,1%.

В нашем случае функциональный износ основных конструктивных элементов судна составляет:

• корпус - 20,0%;

• механизмы - 41,3%;

• трубопроводы и системы - 24,0%;

• электрооборудование (включая радиооборудование) - 15%.

Среднее (взвешенное) значение функционального износа применительно к судну проекта 791 будет составлять:

Ифун = (20,0 х 0,65) + (41,3 х 0,17) + (24,0 х 0,08) + (15,0 х 0,1) =

= 13,0 + 7,0 + 1,9 + 1,5 = 23,4%.

Помимо рассмотренных, в Российском Речном Регистре есть документы (например акты филиалов Речного Регистра), в которых регистрируются данные о фактическом техническом состоянии судна. Из этих документов оценщики могут получить полную информацию о его износе. Вторые экземпляры документов хранятся в филиалах Российского Речного Регистра, а первые должны находиться на борту оцениваемого судна.

Речь идет о следующих документах:

1) акт о дефектации корпуса судна - составляется на суда внутреннего плавания 1 раз в 5 лет и на суда смешанного (река - море) плавания 1 раз в 2 года. В разделе акта «Заключение эксперта» отражены все аспекты износа корпуса судна, включая наружную обшивку, надстройку, палубы и платформы;

2) акты очередного освидетельствования корпуса судна:

• форма РР-3.5 - стандартное освидетельствование корпуса;

• форма РР-3.6 - освидетельствование корпуса с использованием средств неразру-шаемого контроля (ультразвуковой толщинометрии).

Эти акты для судов, имеющих возраст менее 30 лет, составляются при очередном освидетельствовании - 1 раз в 5 лет, а для судов, имеющих возраст более 30 лет, - 1 раз в 2 года;

3) акт очередного освидетельствования механизмов (форма РР-3.7) дает представление о техническом состоянии двигателя (двигателей) судна, его систем и трубопроводов, а также об их износе. Акт составляется при очередном освидетельствовании судна 1 раз в 5 лет;

4) акт очередного освидетельствования электрооборудования (форма РР-3.8) дает представление о техническом состоянии электро- и радиооборудования судна (его износе). Акт составляется при очередном освидетельствовании судна 1 раз в 5 лет;

5) акт освидетельствования судна в доке или на слипе (форма РР-3.9). Этот акт является комплексным, в нем содержатся данные о техническом состоянии и износе корпуса судна, включая надстройку палубы и платформы, механизмов судна, его трубопроводов и систем, а также судового электро- и радиообородувания. Акт составляется во время докования (слипования) судна, отражает полное техническое состояние его основных конструктивных элементов, что необходима специалисту-оценщику для определения физического и функционального износов при проведении оценочных работ.

В Речном Регистре имеются и отдельные документы Министерства речного флота РСФСР, которые до сих пор действуют и могут быть использованы при определении полной восстановительной стоимости судов, в частности упомянутый ранее Ценник № 103 для переоценки речных судов, приведена полная восстановительная стоимость этих судов (в ценах 1972 года) как для индивидуальной, так и групповой их оценки, также приведены удельные веса основных конструктивных элементов судов в общей их восстановительной стоимости и региональные коэффициенты.

Если мы вернемся к началу статьи, к анализу состояния 45-летнего судна постройки 1964 года, все конструктивные элементы которого в 2007 году были полностью обновлены до уровня У1, на момент оценки (сентябрь 2009 года) имеющего эффективный возраст 7 лет, физический износ которого был рассчитан по классической формуле и равен 35 процентам, то сможем увидеть разницу между физическим износом судна, определенным по его фактическому состоянию, и физическим износом судна, определенным расчетным путем.

Пример

Судно класса «М-СП», длиной до 50 метров, конструктивная толщина наружных листов обшивки корпуса которого равна 9 миллиметрам, по данным ультразвуковой толщинометрии имеет остаточные толщины наружной обшивки корпуса:

• в районе скулового пояса - 7,2 мм, что соответствует Ифиз = 20%;

• в средней части судна - 7,5 мм, что соответствует Ифиз = 16,6%;

• в районе кормовой оконечности - 7,2 мм, что соответствует Ифиз = 20%;

• в районе балластных и топливных цистерн - 7,7 мм, что соответствует Ифиз = 14,4%.

Среднее арифметическое значение физического износа (Ифиз ) корпуса судна составит:

Ифиз ср = (20,0% + 16,6% + 14,4% + 20,05) / 4 = 17,75% * 17,6%.

При Ифиз = 35%, рассчитанным по классической формуле, разница в значениях составит:

35,0% - 17,6% = 17,4%.

При полной стоимости восстановления судна равной 100 000 000 рублей и удельном весе корпуса судна в его полной восстановительной стоимости 65 процентов недооценка стоимости судна только по одному этому фактору может составить 11 310 000 рублей:

• восстановительная стоимость корпуса судна - 65 000 000 рублей:

100 000 000 р. х 0,65 = 65 000 000 р.;

• недооценка стоимости судна из-за ошибки в определении восстановительной стоимости его корпуса - 11 310 000 рублей:

65 000 000 р. - 100%;

х - 17,4%;

х = (65 000 000 р. х 17,4) / 100 = 11 310 000 р.

Таким образом, мы наглядно показали, что вопросы освидетельствования судов и расчеты физических и функциональных износов их основных конструктивных элементов должны решаться специалистами классификационных организаций (обществ), на классификационном учете в которых находятся эти суда. Специалисты этих организаций (обществ) имеют в своем ведении всю необходимую проектную и эксплуатационную документацию на суда, соответствующий уровень образования (профессиональной подготовки) специалистов в области судостроения, теории устройства судна и применения средств неразрушающего контроля, а также соответствующую аппаратуру для непосредственного проведения замеров.

Российским Речным Регистром в целях повышения объективности отчетов об оценке стоимости речных судов, подготавливаемых оценочными и страховыми компаниями, предлагается привлекать к процедуре оценки экспертов Речного Регистра и приобщать их акты освидетельствования судов (их основных конструктивных элементов) к своим отчетам о рыночной стоимости оцениваемых объектов. Наличие в отчете об оценке стоимости судна актов его освидетельствования Речным Регистром позволит:

• внести дополнительный вклад в минимизацию риска наступления имущественной ответственности оценщика (оценщиков) при осуществлении оценочной деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

• освободить Речной Регистр от переписки с судами различных юрисдикций по вопросам оценки.

В настоящее время взаимодействие Речного Регистра с оценочными и страховыми компаниями в какой-то степени налажено в Нижневолжском филиале Речного Регистра (г. Астрахань), в других филиалах взаимодействие не организовано, значит, есть над чем работать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) : Федеральный закон от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ.

2. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. М. : РосКон-сульт, 2003.

3. Обновление судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания : Руководство Р.002-2002. М. : РРР, 2002.

4. Строительство судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов: Руководство Р.003-2003. М. : РРР, 2003.

5. Ценник № 103 для переоценки речных судов : утвержден Министерством речного флота РСФСР по согласованию с ЦСУ СССР. М. : Транспорт, 1970.

6. Оценка недвижимости : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М. : Финансы и статистика, 2005.

7. Практика оценки стоимости машин и оборудования : учебник / под ред. М. А. Федотовой. М. : Финансы и статистика, 2005.

8. Оценка стоимости транспортных средств : учебно-методическое пособие / под ред. М. П. Улицкого. М. : Финансы и статистика, 2005.

9. Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания : зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 ноября 2002 года № 3932 : введено в действие с 5 декабря 2002 года.

*

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Предлагаем Вашему вниманию издание Международной академии оценки и консалтинга - монографию авторов И.В. Булавы, А.М. Батьковского, М.А. Бать-ковского, С.А. Бушуева, К.Н. Мингалиева, Т.Л. Олейник,

В.И. Потапенко, М.П. Ярошука «Теория и методология разработки стратегии развития предприятия» посвящена исследованию теории и методологии формирования стратегии развития предприятия в российских условиях. Сегодня при разработке такой стратегии консалтинговые фирмы используют различные руководства, большая часть которых - переводы зарубежных изданий. Авторы впервые системно исследовали теорию и методологию разработки стратегии развития предприятия, выделив и проанализировав основные ее элементы, учитывая при этом особенности хозяйственной деятельности в России.

Монография подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 10-02-00082а - глава 1, проект 10-02-00081 а - глава 2 и проект 10-02-00038а -глава 3).

Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высшей школы, а также для всех, кто интересуется развитием экономики России.

По вопросам приобретения книги обращаться в редакцию тел./факс (495) 974-1945, 974-1950 * доб. 108, 109, e-mail: iovrf@mail.ru 115093, Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1, под. 2, 4 этаж, офис, МАОК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.