Научная статья на тему 'О концептуальных основах разработки учебных планов подготовки педагогов: опора на традиции, ориентация на перспективные потребности'

О концептуальных основах разработки учебных планов подготовки педагогов: опора на традиции, ориентация на перспективные потребности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФСТАНДАРТ / PEDAGOGICAL EDUCATION / FUNDAMENTALITY / PERSONALITY DEVELOPMENT / CURRICULUM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Людмила Александровна

Актуальность статьи обусловлена наметившимися тенденциями к изменениям в подготовке педагогов. Главные направления и целевые ориентиры формирования новой модели педагогического образования сформулированы в Концепции развития Московского педагогического государственного университета (МПГУ) ведущего вуза системы педагогического образования. Цель статьи на основе анализа современных тенденций в образовании определить концептуальные основы содержания подготовки педагогов. В их числе сочетание традиций и инноваций, гармонизация научно-предметного, психолого-педагогического и воспитательного компонентов, фундаментальность подготовки как интегрированная характеристика взаимосвязи разных аспектов педагогического вида деятельности. В статье представлен опыт формирования базовой части учебных планов МПГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations for the development of curricula for teacher training: reliance on tradition, orientation to future needs

The relevance of the article is due to the current changes in the training of teachers. The main directions and targets for the formation of a new model of pedagogical education are formulated in the Concept of the Development of Moscow State University of Education, the leading institution of the pedagogical education system. The purpose of the article is to define the conceptual bases of the content of teachers’ training. Among them are the combination of tradition and innovation, harmonization of the scientific subject, psycho-pedagogical and educational components, the fundamental training as an integrated feature of the relationship of different aspects of pedagogical activity. The article presents the experience of forming the basic part of the curriculum of Moscow State University of Education.

Текст научной работы на тему «О концептуальных основах разработки учебных планов подготовки педагогов: опора на традиции, ориентация на перспективные потребности»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

1УДК 378 ББК 74.58

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ: ОПОРА НА ТРАДИЦИИ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Л. А. Трубина

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена наметившимися тенденциями к изменениям в подготовке педагогов. Главные направления и целевые ориентиры формирования новой модели педагогического образования сформулированы в Концепции развития Московского педагогического государственного университета (МПГУ) - ведущего вуза системы педагогического образования.

Цель статьи - на основе анализа современных тенденций в образовании определить концептуальные основы содержания подготовки педагогов. В их числе - сочетание традиций и инноваций, гармонизация научно-предметного, психолого-педагогического и воспитательного компонентов, фундаментальность подготовки как интегрированная характеристика взаимосвязи разных аспектов педагогического вида деятельности. В статье представлен опыт формирования базовой части учебных планов МПГУ.

Ключевые слова: педагогическое образование, фундаментальность, развитие личности, учебный план, федеральный государственный образовательный стандарт, профстандарт.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CURRICULA FOR TEACHER TRAINING: RELIANCE ON TRADITION, ORIENTATION TO FUTURE NEEDS

L. A. Trubina

Abstract. The relevance of the article is due to the current changes in the training of teachers. The main directions and targets for the formation of a new model of pedagogical education are formulated in the Concept of the Development of Moscow State University of Education, the leading institution of the pedagogical education system.

The purpose of the article is to define the conceptual bases of the content of teachers' training. Among them are the combination of tradition and innovation, harmonization of the scientific subject, psycho-pedagogical and educational components, the fundamental training as an integrated feature of the relationship of different aspects of pedagogical activity. The article presents the experience of forming the basic part of the curriculum of Moscow State University of Education.

Keywords: pedagogical education, fundamentality, personality development, curriculum, Federal state educational standard, professional standard.

Вопросы учебного планирования, при всей их внешней «технологичности», имеют содержательный характер. Они связаны с конкретными мерами по реализации современной государственной политики в сфере образования и, в случае Московского педагогического государственного университета (МПГУ), - с Концепцией развития университета на 2017-2020 гг. Зафиксированная в тексте Концепции «смена вех», которая происходит сейчас в университете, определяет подходы к реализации его образовательной политики. И учебные планы как часть основных образовательных программ высшего образования составляются с учетом этих подходов.

Если обратиться к основным документам, положения которых определяют концептуальную основу разработки и обновления учебных планов университета, то мы увидим в их числе как правовые документы, в которых закреплены нормы, обязательные к исполнению (ФЗ, ФГОС), так и документы, которые носят рекомендательный характер и определяют перспективы, ориентиры движения вперед.

Такое сочетание не случайно и создает непростые проблемы при разработке образовательных программ в целом и конкретно учебных планов. Нельзя не видеть, что современный этап развития образования отличается крайней противоречивостью. Уже стало очевидно, что принятая в последние десятилетия без должной рефлексии модель высшего образования не просто вызывает резкую критику, но появились явные предпосылки для ее изменения. Однако четкие контуры новой модели еще не обозначены в достаточной степени и, что для обсуждаемого сегодня вопроса важно, не закреплены нормативно. К примеру, продолжается дискуссия по поводу профстандарта «Педагог», введение которого вновь отложено и в соответствие с которым должен быть приведен ФГОС ВО, но это не снимает в принципе задачу учета требований профстандарта в подготовке будущих специалистов.

Приоритетами в обучении студентов были и вновь выдвигаются на первый план фундаментальный подход, сочетание глубокой теоретической подготовки с практикой исследовательской и образовательной деятельности.

Главные направления изменений и целевые ориентиры формирования новой образовательной модели подготовки педагогов определены в Концепции развития МПГУ на 2017-2020 гг.

Концепция развития МПГУ на 2017-2020 гг.

I. Целевые ориентиры формирования образовательной модели университета:

• Усиление в образовательном процессе философских аспектов теории познания, реализация системного и междисциплинарного подходов, обучения методам и приемам самообразования и самовоспитания.

• Освоение универсальных методов анализа и прогнозирования, включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность на всех этапах обучения.

• Формирование понимания самоценности жизни, ценностных ориентиров и установок личности и общества, ответственной гражданской позиции.

• Воспитание у будущего специалиста уважительного отношения к жизненному опыту обучающихся и профессиональному опыту коллег.

• Формирование устойчивой готовности обучающихся к освоению новых профессиональных функций и видов деятельности педагогов.

II. Комплекс мер для создания новой образовательной модели университета:

• Разработка вариативных моделей подготовки кадров для системы образования на основе мониторинга ее содержания, технологий обучения.

• Модернизация образовательных программ с учетом развития науки, потребностей работодателей, интересов личности.

• Укрепление фундаментальности педагогического образования на основе интеграции науки и образования

• Разработка системы практико-ориенти-рованной психолого-педагогической подготовки обучающихся, в том числе для работы с разными категориями детей.

• Широкое внедрение новых образовательных технологий и форм организации учебной и научно-исследовательской деятельности.

• Развитие электронной образовательной среды, включая создание портфолио для каждого обучающегося.

Наш университет активно участвует в процессах, связанных с корректировкой стандартов высшего образования, и в проектах, направленных в целом на модернизацию педагогического образования. Застой, жажда простого возвращения в прошлое без учета современных реалий, нежелание двигаться вперед, осваивая новое, - не для нас. Мы открыты к сотрудничеству внутри страны и за рубежом, к восприятию передовых идей и запросов социума.

В работе по формированию современного облика педагогического образования мы будем опираться на лучший опыт разных лет, в том числе и на то позитивное, что было достигнуто в последние годы, что подтвердило свою состоятельность и отвечает перспективным запросам.

МПГУ всегда не только отвечал на запросы времени, но и обладал потенциалом опережающего развития. Инновационные разработки ученых первого педагогического университета становились фундаментом для подготовки педагогов всей страны. Мы были одними из первых в стране, когда еще в самом начале 1990-х апробировали новые модели подготовки бакалавров и магистров науки и образования наряду с центральной линией подготовки специалистов-учителей. Мы - разработчики государственных и федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования всех поколений. По нашей инициативе был разработан и принят 5-летний ФГОС бакалавриата с двумя профилями подготовки, что, без преувеличения, стало спасением для обеспечения школ всей страны учителями. Инновации - в крови университета! Но при этом инновации научно обоснованные, без поспешности и надрыва, с пониманием особой ответственности за эксперименты, «объект» которых - дети, молодежь.

Мы видим сложность ситуации, в которой находится наш университет и в целом система педагогического образования. Совершенно очевидно, что нам предстоит непростой путь по восстановлению многого из того, что было утрачено или не было достигнуто. В области образовательной деятельности речь идет, прежде все-

го, о преодолении дисбаланса основных компонентов подготовки педагогов: предметного, психолого-педагогического (включая методическую составляющую) и общеобразовательного (воспитательного), направленного на формирование личности будущего специалиста.

Высокие требования к развитию личности будущих специалистов наряду с их фундаментальной подготовкой - плодотворная традиция университета. Соединение фундаментальности образования с формированием общей культуры, гражданской ответственности, уважения к отечественной истории, многообразию культур и уникальности каждого человека, чувство сопричастности к традициям МПГУ, особому братству нашего университета определяет ту атмосферу, ту образовательную среду, вне которой невозможен настоящий педагог и в целом современный специалист.

Остановлюсь на некоторых концептуальных подходах к разработке и обновлению учебных планов. Основываясь на требованиях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, мы разрабатываем учебные планы в идеологии уров-невого образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура). Важно учитывать специфику каждого уровня, а также видеть их преемственность. Говорю об этом не случайно. Мы помним, что традиционно в нашей стране подготовка педагогов осуществлялась по линейной моноуровневой модели. При переходе всей высшей школы с 2010 г. на многоуровневую подготовку произошло не просто сокращение учебных часов по тем или иным курсам (а именно часы являются основным предметом всех обсуждений, хотя действующие стандарты измеряют трудоемкость в зачетных единицах). Изменилась идеология подготовки: перестав быть линейной, подготовка в бакалавриате стала выполнять роль всего лишь одного звена, базы высшего образования с последующей возможностью приращения специализированных знаний, навыков и новых компетенций на следующих уровнях - в магистратуре, а теперь и на 3-м уровне - в аспирантуре. Это определяет необходимость перераспределения содержания между уровнями образования, что на практике удается осуществить с большим трудом. Действительно, мы и сегодня зачастую по-

прежнему пытаемся научить в бакалавриате всех и всему одинаково. При переходе на бакалавриат во многих случаях были разработаны не новые программы, а просто сокращены на год старые. Именно здесь кроется большая проблема, поскольку сохранение линейной дисциплинарной структуры осуществляется в совершенно изменившихся условиях - организационных и финансовых. Вторая проблема: в силу целого комплекса причин магистратура до сих пор нередко воспринимается как некая «второстепенная» по отношению к бакалавриату подготовка, как вариант «доучивания» после бакалавриата, в связи с чем нам предстоит полнее отразить в учебных планах цели и особенности магистратуры как нового, более высокого по отношению к бакалавриату уровня подготовки. В магистратуре формируются новые компетенции, прежде всего в рамках научно-исследовательской деятельности, возможна подготовка выпускников-бакалавров к совершенно иным видам деятельности (например, управленческой или педагогической). Вариативность и уровневость программ позволяют реализовать принципы индивидуализации в обучении и обеспечить непрерывность педагогического образования.

Один из важнейших принципов, определяющих содержание высшего образования, - это его фундаментальность. В применении к педагогическому образованию под фундаментальностью нередко понимается максимально полное соответствие классическому университетскому образованию именно в его научной, предметной составляющей. При этом предметная подготовка нередко считается основной, а психолого-педагогической составляющей отводится роль специализации - наподобие научной специализации у классиков. Но при таком подходе оказывается абсолютно не проявленной уникальность педагогического образования. Мы вряд ли в этом случае сможем доказать необходимость и важность особой образовательной траектории, а тем более значимость особой отрасли подготовки, какой является педобразование. Ведь не раз уже звучало, что работать в школе при желании может любой выпускник вуза, надо только получить дополнительно некоторые психолого-педагогические знания. Акцент на углубление научной

подготовки по предмету абсолютно понятен, и необходимо особо подчеркнуть: только глубокое знание предмета позволяет учителю обеспечить высокое качество обучения школьников и возможность самому быть конкурентоспособным. Роль предметной подготовки особенно важно акцентировать в условиях, когда распространилось мнение о том, что всю информацию по предмету можно взять в интернете. Не случайно в профстандарте «Педагог» зафиксировано в качестве требования к учителю знание материала в рамках общеобразовательной программы школы. Но сама по себе научная подготовка по предмету, какой бы глубокой она ни была, еще не делает из выпускника вуза учителя. К педагогическому виду деятельности, к миссии педагога надо готовиться особо и целенаправленно на протяжении всех лет обучения. И не только на методике и педпрактике, но и в рамках предметной подготовки, выделяя особо те компоненты содержания, которые необходимы для работы в школе. Когда я порой слышу от некоторых коллег «Я не знаю, изучается ли это в школе», - это вызывает у меня недоумение. Знать, что нужно школе, быть подготовленным работать на уровне современных требований к педагогу, а главное -знать ребенка, понимать закономерности его развития и обучения - тоже неотъемлемая часть фундаментальной подготовки педагога.

Интеграция научно-предметного, психолого-педагогического (в том числе методического) и общекультурного компонентов сегодня является особенно актуальной в профессиональной подготовке педагогов. Это часть по-настоящему пионерской проблемы формирования собственного содержания педагогического образования, которую нам предстоит решать.

Анализируя современную ситуацию, мы отмечаем, что традиционная модель образования пришла в противоречие с меняющимся социумом, стремительным технико-технологическим развитием, нарастающими процессами информатизации всех сфер жизни общества. Под давлением внешней среды меняются цели, формы и технологии получения знаний, организация учебного процесса, меняются формы и инструментарий оценивания результатов обучения. Фундаментальность подготовки в этих условиях - это совокупность различных видов

знаний и умений: предметных и психолого-педагогических, методических и технологических, информационных и рефлексивных, направленных на формирование профессиональных компетенций. Такое понимание нашло отражение в образовательных программах и учебных планах нашего университета.

Основным направлением деятельности университета является подготовка педагогических кадров (это 63% от общего количества программ, по которым идет подготовка в университете). Но это не только учителя и педагоги дошкольного образования. За последние годы произошло значительное расширение сфер деятельности, в которых требуются выпускники с педагогическим образованием.

Речь о кадрах высшей школы, СПО, дополнительного образования, включая различные корпоративные курсовые формы обучения, бизнес-образование.

Востребованы специалисты с педагогическим образованием в органах внутренних дел для работы с детьми и подростками с девиант-ным поведением; в системе социальной помощи и социальной защиты семей с детьми, детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; в органах управления образованием.

Сегодня остро стоит задача подготовки кадров, обеспечивающих функционирование и развитие всей системы образования (специалисты в области образовательного менеджмента и маркетинга, образовательного права, 1Т-технологий в образовании, педагогического дизайна, образовательной журналистики). Но для этого (подчеркну!) в программы их обучения должен быть включен соответствующий модуль, который подготовит к работе в сфере образования. Научный и кадровый потенциал МПГУ позволяет готовить специалистов для науки, искусства, многих областей социальной сферы (молодежной политики, социальной работы, туризма и т. д.). Этот социальный заказ, учитывающий текущие и перспективные потребности нашего общества, определяет открытие подготовки по основным программам высшего образования, а также дополнительным программам.

Подробнее остановлюсь на структуре базовой части бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», поскольку именно она является фундаментом всех программ и здесь предполагаются наиболее серьезные изменения.

Макеты учебных планов 4-летнего и 5-летнего бакалавриата в базовых частях едины (в

Таблица 1

Соотнесение общекультурных компетенций и дисциплин базовой части

Наименование дисциплины Перечень компетенций

Социально-гуманитарный модуль

История ОК-2; ОК-6

Философия ОК-1; ОК-6

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности ОК-7

Социология / Политология / Экономика / Светская этика и религиозная культура / Культурология / Русская литература / Права ребенка

Коммуникативный модуль

Иностранный язык ОК-4; ОК-6

Речевые практики ОК-4; ОК-6

Естественнонаучный модуль

ИКТ и математические методы обработки данных ОК-3

Естественнонаучная картина мира ОК-3

Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности

Возрастная анатомия, физиология и гигиена ОК-9

Основы медицинских знаний и безопасность жизнедеятельности ОК-9

Физическая культура и спорт ОК-8

Психолого-педагогический модуль

Психология ОК-5; ОК-6

Педагогика ОК-5; ОК-6

Обучение лиц с ОВЗ ОК-5; ОК-6

соответствии с требованиями ФГОС, это единая, унифицированная базовая часть по всему направлению «Педагогическое образование» -вне зависимости от специфики профилей).

Учебные планы составлены в компетент-ностном формате, что соответствует нормам федерального законодательства и требованиям ФГОС. План выдержан в модульной структуре (и это позволяет обеспечить соответствие единиц содержания компетенциям ФГОС ВО, а также возможность выбора дисциплин, единство дисциплин внутри модуля) (табл. 1).

В базовой части выделено 5 модулей, направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций (табл. 2).

Восстановлен ряд отсутствовавших в предыдущих планах компонентов общепрофессиональной подготовки (Естественнонаучный модуль, Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности).

В соответствии с ФГОС предметная подготовка составляет вариативную часть учебного плана (так как содержание предметов различно). Но важно именно при обсуждении базовой части подчеркнуть следующее. В планах 2017 г. появилась возможность усиления предметной подготовки (формирования профессиональных компетенций) в вариативной части за счет сокращения излишне увеличенной в предыдущих планах трудоемкости и перераспределения дисциплин базовой части (рис.).

Таблица 2

Структура учебного плана по направлению «Педагогическое образование»,

бакалавриат

Объем базовой части 62 ЗЕТ

Структура базовой части Модули

Название Трудоемкость

Социально-гуманитарный модуль 12 ЗЕТ

История 4 ЗЕТ (144 ч)

Философия 4 ЗЕТ (144 ч)

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности 2 ЗЕТ (72 ч)

Социология / Политология / Экономика / Светская этика и религиозная культура / Культурология / Русская литература / МХК / Права ребенка 2 ЗЕТ (72 ч)

Коммуникативный модуль 17 ЗЕТ

Иностранный язык 12 ЗЕТ (432 ч)

Речевые практики 5 ЗЕТ (180 ч.)

Естественнонаучный модуль 5 ЗЕТ

ИКТ и математические методы обработки данных 3 ЗЕТ (108 ч)

Естественнонаучная картина мира 2 ЗЕТ (72 ч)

Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности 8 ЗЕТ

Возрастная анатомия, физиология и гигиена 2 ЗЕТ (72 ч)

Основы медицинских знаний и безопасность жизнедеятельности 4 ЗЕТ (144 ч)

Физическая культура и спорт 2 ЗЕТ (72 ч)

Психолого-педагогический модуль 20 ЗЕТ

Психология 9 ЗЕТ (324 ч)

Педагогика 9 ЗЕТ (324 ч)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение лиц с ОВЗ 2 ЗЕТ (72 ч)

Объем вариативной (дисциплинарной) части (двупрофильный бакалавриат) 199-204 ЗЕТ Формируется Институтом/факультетом

Объем вариативной (дисциплинарной) части (монопрофильный бакалавриат) 135-151 ЗЕТ Формируется Институтом/факультетом

Практики 21-30 ЗЕТ Формируется Институтом/факультетом

ГИА 6-9 ЗЕТ

Г

и

□ Социально-гуманитарные дисциплины

■ Коммуникативные дисциплины

□ Естественно-научные дисциплины

□ Дисциплины в областиздоровья и безопасности жизнедеятельности

■ Психолого-педагогический модуль

Г

□ Социально-гуманитарный мудуль

■ Коммуникативный модуль

□ Естественнонаучный модуль

□ Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности

■ Психолого-педагогический модуль

2016 г. 72 ЗЕТ 2017 г. 62 ЗЕТ

Рис. Направление «Педагогическое образование», бакалавриат

В базовую часть учебных планов по направлениям «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование» включены Социально-гуманитарный, Коммуникативный, Естественнонаучный модули, Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности (включающий БЖД и физическую культуру).

Базовая часть в этих направлениях унифицирована и представляет собой набор обязательных модулей общим объемом 38 ЗЕТ (инвариантная часть). Это объединяет все направления подготовки УГСН «Образование и педагогические науки» и позволяет обеспечить технологичность учебного процесса (табл. 3).

Но обязательным (инвариантным) набором базовая часть этих направлений не ограничивается. Следует учесть, что разные ФГОСы устанавливают разный объем базовых частей в ЗЕТ: «Психолого-педагогическое образование»: 6075; «Специальное (дефектологическое) образование»: 78-96.

В связи с этим разработчики могут дополнить инвариант базовой части (то есть увеличить ее в случае необходимости в соответствии с особенностями программы).

Для непедагогических направлений мы рекомендовали дополнять инвариант базовой части, включая в него модули/дисциплины с учетом заложенных во ФГОС видов деятельности. Напри-

Таблица 3

Инвариант базовой части учебных планов направлений «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», непедагогических

направлений, бакалавриат

Объем инварианта базовой части 38 ЗЕТ

Структура инвари- Модуль Трудоемкость

анта базовой части Социально-гуманитарный модуль 12 ЗЕТ

История 4 ЗЕТ (144 ч)

Философия 4 ЗЕТ (144 ч)

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности 2 ЗЕТ (72 ч)

Социология / Политология / Экономика / Светская этика и религиозная культура / Культурология / Русская литература / МХК / Права ребенка 2 ЗЕТ (72 ч)

Коммуникативный модуль 17 ЗЕТ

Иностранный язык 12 ЗЕТ (432 ч)

Речевые практики 5 ЗЕТ (180 ч)

Естественнонаучный модуль 5 ЗЕТ

ИКТ и математические методы обработки данных 3 ЗЕТ (108 ч)

Естественнонаучная картина мира 2 ЗЕТ (72 ч)

Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности 4 ЗЕТ

Безопасность жизнедеятельности 2 ЗЕТ (72 ч)

Физическая культура и спорт 2 ЗЕТ (72 ч)

мер, если ФГОС включает педагогический вид деятельности (Филология, История, Математика) и разработчики выбирают этот вид деятельности при составлении учебного плана, то рекомендуется включать в базовую часть психолого-педагогический модуль. Объем этого модуля определяется разработчиками самостоятельно по согласованию с реализующими кафедрами.

Представленные проекты базовых частей учебных планов - это итог согласованной работы институтов и кафедр, результат определенного компромисса, в основе которого - понимание конкретных задач и перспектив развития, обеспечение преемственности и стабильности, постепенного движения вперед («великие потрясения», как мы еще раз убедились, имеют серьезные негативные последствия). Важно отметить, что все содержательные позиции должны быть раскрыты в практике реализации утвержденных учебных планов и в рабочих программах учебных дисциплин.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Концепция развития МПГУ на период 20172020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)».

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1087 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)».

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 947 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата)».

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 950 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата)».

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 943 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата)».

REFERENCES

1. Federalnyy zakon ot 29 Dec. 2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop.).

2. Kontseptsiya razvitiya MPGU na period 20172020 gody: ot vozrozhdeniya k sozidaniyu novogo oblika pedagogicheskogo obrazovaniya.

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 9 Feb. 2016 No. 91 "Ob utverzhdenii federal-nogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo stan-darta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazo-vanie (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven bakalavriata)".

4. Prikaz Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity RF ot 18 Oct. 2013 No. 544n "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta 'Pedagog' (pedago-

gicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)".

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 4 Dec. 2015 No. 1426 "Ob utverzhdenii fe-deralnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven bakalavriata)".

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 1 Oct. 2015 No. 1087 "Ob utverzhdenii fe-deralnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 44.03.03 Spetsialnoe (defek-tologicheskoe) obrazovanie (uroven bakalav-riata)".

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 Dec. 2015 No. 1457 "Ob utverzhdenii fe-deralnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-

leniyu podgotovki 44.03.02 Psikhologo-peda-gogicheskoe obrazovanie (uroven bakalav-riata)".

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 Aug. 2014 No. 947 "Ob utverzhdenii fe-deralnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 45.03.01 Filologiya (uroven bakalavriata)".

9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 Aug. 2014 No. 950 "Ob utverzhdenii fe-deralnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 46.03.01 Istoriya (uroven bakalavriata)".

10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 Aug. 2014 No. 943 "Ob utverzhdenii fe-deralnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 01.03.01 Matematika (uroven bakalavriata)".

Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор Московского педагогического государственного университета e-mail: la.trubina@mpgu.edu

Trubina Liudmila A., ScD in Philology, Professor, vice-rector, Moscow State University of Education e-mail: la.trubina@mpgu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.