Научная статья на тему 'О Концепции развития е-Learning в высших учебных заведениях'

О Концепции развития е-Learning в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-LEARNING / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ / СУБЪЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурбеков Бакыт Жаксылыкович, Нурбекова Жанат Кунапиановна

В данной статье рассмотрено современное состояние электронного обучения, определены основные подходы и пути развития электронного обучения. Предлагается концепция развития электронного обучения в вузе на примере вузов Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Концепции развития е-Learning в высших учебных заведениях»

Нурбеков Б.Ж., Нурбекова Ж.К.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (ЕНУ), профессор,

г.Астана, Казахстан, b_zh_nur@mail.ru

О Концепции развития е-Learning в высших учебных

заведениях

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассмотрено современное состояние электронного обучения, определены основные подходы и пути развития электронного обучения. Предлагается концепция развития электронного обучения в вузе на примере вузов Республики Казахстан.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии применяются как в системе дистанционного обучения, так и в традиционных университетах. Связанное с этим устранение грани между традиционным и дистанционным обучением (т.е. их интеграция) предполагает целостный подход к обучению. Термин «е-Learning» является обобщением ряда терминологических понятий в сфере применения информационных и коммуникационных технологии в образовании.

На Западе получил широкое распространение термин е-Learning, как процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением [1].

е-Learning связано с внедрением видео, аудио, мультимедиа технологии и их различных комбинации.

По поводу организации обучения с применением средств информатизации в американских вузах профессор Мел Мучник(Govenor State Univercity, Чикаго, США) отмечает, что «фактически выработался новый раздел педагогики, и в сегодняшней практике преподавания классная комната приобрела свойство абсолютной географической распределенности на тысячи миль. Если говорить о США в целом, то темпы развития систем электронного обучения очень высоки, хотя они и отличаются в различных университетах и даже на факультетах внутри одного учебного заведения...» [2].

Важность исследовании в области е-Learning для улучшения качества и увеличения доступности обучения отмечено и в других работах. Одной из основных тенденций, является внедрение специальных мобильных устройств для обучения с применением средств информатизации (некоторые специалисты употребляют термин mobile learning или m- learning) [3].

Обучение с помощью портативных устройств с беспроводными интерфейсами имеют свои отличительные характеристики. Следует сказать, что наряду с принципом «обучение в любом удобном месте в любое

удобное время», при мобильном обучении мы имеем дело с некоторыми ограничениями. Например, ограниченные возможности по воспроизведению графики, нестабильная работа коммуникаций. Поэтому программные средства управления обучением должны отслеживать связь с обучающим ресурсом и позволять работать эффективно и в случае отсутствия доступа к учебному ресурсу. А также необходимо учитывать удобство получения информации с маленького экрана, как структурирование учебного материала и динамическое их продвижение.

Накапливающий опыт и методы требуют систематизации, которая в свою очередь формирует новое направление педагогики.

А.В.Соловов отмечает, что «в странах Северной Америки и Западной Европы аналоги термина (Electronic Learning, Electronic Tutoring или сокращенные E-learning, E-tutoring) в последние годы применяются очень широко. Они интегрируют ряд терминологических понятий в сфере применения современных ИКТ (Информационных и Коммуникационных Технологий) в образовании, таких как мультимедиа, обучение на основе web-технологий, онлайн-обучение и т.п. Постепенно эти термины вытесняют термин Distance Learning - аналог широко известного и модного ныне в России термина «Дистанционное обучение (ДО)». Связано это с применением ИКТ в современных системах ДО и с широким внедрением технологий ДО в традиционных университетах. Таким образом, стираются грани между обучением на расстоянии и непосредственно внутри университетских кампусов. И эту интеграцию дистанционной и традиционной организации учебного процесса более адекватно отражает термин «Электронное обучение» [4].

"Электронное обучение - более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий" [5].

Исследователями, специалистами из FedEx, Hilton Group, Nestle, Xerox, Siemens Communications, Deloitte, PricewaterhouseCoopers [6] после опроса сотрудников 16 крупных компаний Европы, Ближнего Востока и Африки были указаны преимущества обучения с применением средств информатизации, и основной мотивацией обращения к «е-Learning» большинства респондентов (34%) является повышение компетентности.

Множество проектов по мобильному обучению показывает, что мобильное обучение (m-Learning) позволяет полноценно реализовать потенциал обучения с применением средств информатизации.

Для разработки и внедрения электронного обучения используют программные продукты следующих видов [7]:

• средства разработки учебного контента (Authoring Tool);

• система управления обучением (Learnig Management System);

• система обмена информацией;

• система управления контентом/учебным порталом.

Технологические средства обучения с применением средств информатизации можно классифицировать следующим образом.

1. Аппаратные средства и программное обеспечение мультимедиа и Интернет/Интранет.

Они позволяют готовить компоненты электронных учебных материалов, сканировать информационное пространство Интернет, осуществлять индивидуальное оперативное общение, проводить электронные форумы, видеоконференции, вести коллективную работу над проектами.

2. Инструментальные программные средства подготовки средств электронных обучения.

Отдельные электронные составляющие средств электронных обучения конструируются в учебные мультимедиа комплексы с помощью специальных инструментальных систем. Они же позволяют готовить упражнения для интерактивного тренинга и контроля знаний. Дидактический интерфейс сегодня требует подготовки мультимедиа комплексов, ориентированных на кроссплатформенность реализации.

Известны инструментальные средства такие, как Director 8 Shockwave Studio (http://www.macromedia.com), HyperStudio

(http://www.hyperstudio.com), ToolBook II (http://www.click2learn.com) и другие.

3. Информационные системы управления учебным процессом.

В настоящее время существуют такие сетевые программные системы управления учебным процессом, как Learning Space (http://www.lotus.com/learningspace), Top Class

(http://www.wbtsystems.com), WebCT (www.webct.com), ИОС ОО (www.openet.ru) и др. Эти системы интегрируют основные функции организации обучения с применением средств информатизации -регистрацию обучающихся, поддержку самостоятельной учебной работы, организацию индивидуального и группового взаимодействия обучающихся и преподавателей, промежуточное и итоговое тестирование и ряд других функций, поддерживающих, прежде всего, дистанционные формы организации учебного процесса.

Основной проблемой обучения с применением средств информатизации является создание и эффективное использование информационно-образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий.

Для обеспечения устойчивого развития электронного обучения в учебных заведениях необходимо изучить сущность электронного обучения и систематизировать работу по реализации электронного обучения.

Концепция развития и внедрения E-Learning в вузе определяет систему взглядов, понимания сущности электронного обучения, внедрению системы электронного обучения и процесса информатизации образования, совокупность принципов, направления развития и способы решения

поставленных задач в рамках системы образования.

Концепция развития и внедрения E-Learning обеспечивает широкое развитие системы образования в области Е^еагп^ за счет использования соответствующих технологий.

Цель Концепции заключается в повышении эффективности обучения, а также в соблюдений академических требований для субъектов образовательного процесса для достижения запланированного результата обучения.

Ключом к достижению этой цели будет:

• содействие и обеспечение принятия преподавателями на себя инициативы в разработке и поставке электронного обучения /е-1еагп^;

• обеспечение необходимыми ресурсами для реализации Концепции, как на уровне учебного заведения, регионов, так и центральном уровне;

• использование он-лайн, компьютерных методов оценки, которые являются надежной, безопасной и эффективной в процессе обучения, и могут в целом поддерживать процесс обучения и оценку успеваемости учащихся;

• обеспечение надежной и интуитивно управляемой среды электронного обучения;

• решение кадрового вопроса в области электронного обучения как на исполнительском уровне, так и на административно управленческом уровне;

• сделать национальные университеты центрами передового опыта в области электронного обучения;

• поддержка научно-практических исследований по электронному обучению и расширению имеющихся электронных средств для обеспечения научно-обоснованной виртуальной среды обучения. Концепция E-Learning

Для поддержания высокого уровня образования в соответствии с мировыми тенденциями развития современной цивилизации, как становление постиндустриального общества, глобализация и интернационализация образования, необходимо опираться на соответствующие новаторские методы преподавания и обучения, использование лучших методов осуществления образовательной программы.

Эффективное управление учебным процессом оказывает непосредственную пользу в производительности процесса обучения, помогая творчески работающим педагогам, активных сотрудникам сбалансировать свою нагрузку.

В дидактическом плане определяются следующие наиболее важные проблемы обучения электронного обучения:

• организация полноценного информационного взаимодействия между

субъектами образовательного процесса;

• выявление особенностей информационно-коммуникационной

предметной среды при электронном обучении;

• обеспечение эффективной учебной деятельности субъектов процесса

обучения с применением средств информатизации.

Эффективность обучения зависит от индивидуального стиля

обучения, характеризующий оптимальный для студента механизм восприятия учебного материала. В связи с этим, обеспечение эффективной учебной деятельности подразумевает, прежде всего, организацию самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся, организацию индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями и организацию совместной учебной работы обучающихся над проектами.

Концепция электронного обучения направлена на решение указанных проблем и принимает в качестве основы Государственную программу развития образования в Республики Казахстан на 2011-2020.

Принципы стратегии электронного обучения

Следующие принципы следует поддерживать тех в областях образования в учебных заведениях, преподавании и обучении, там, где это уместно.

1- Принцип. Оптимизация образовательного опыта учащихся:

1. Обеспечение личностно-ориентированного обучения и поддержка процесса обучения.

2. Реализация соответствующего и устойчивого использования электронного обучения в интегрированном виде и смешанном обучении.

3. Обеспечение эффективного и действенного формирования знаний и итоговой оценки посредством электронного обучения.

4. Обеспечение того, чтобы обучащиеся регулярно имели прогресс обучения и в процессе обучения обеспечивали обратную связь с обучающимися.

5. Поощрение самостоятельного обучения и поддержки со стороны сверстников.

6. Обеспечение достаточно гибкой системы электронного обучения, чтобы удовлетворить потребности обучающихся из различных слоев населения.

2- Принцип. Обеспечение максимальной эффективности и действенности всех четырех аспектов электронного обучения:

1. Доставка средств и услуг электронного обучения;

2. Связь при электронном обучении;

3. Администрирование и управление процессом электронного обучения;

4. Оценка учебных достижений обучащихся и эффективности

процесса обучения.

3- Принцип. Расширение научно-исследовательской

деятельностипо:

1. Создании национального центра для исследований в области использования электронное обучения и инновационной практики.

2. Поддержка исследований активных сотрудников в эффективном управлении своим временем, особенно за счет использования эффективных административных инструментов, так что и их преподавание и научные исследования будут самого высокого качества.

3. Поддержка исследований сотрудников по оптимизации своих возможностей для предоставления высококачественных преподавания и научных исследований.

Для соблюдения вышепоставленных принципов, необходимо достижение следующих целей:

1. Реализация управляемой среды е^еагп^, которая обеспечивает единую точку доступа для субъектов образовательного процесса (сотрудников, обучающихся и родителей) к целому ряду электронных инструментов и приложений, включая виртуальные среды обучения.

2. Достижение расширенной интеграции и координации различных структурных подразделений учебных заведений на региональном и центральном уровне, которые в настоящее время поддерживают преподавание и обучение, с конкретной целью улучшения координации действии в области развития электронного обучения.

3. Содействие и обеспечение принятия преподавателями на себя инициативы в деле включения электронного обучения в существующий процесс преподавания и обучения.

4. Ввод в действие соответствующей и устойчивой инфраструктуры поддержки электронного обучения как в учебных заведениях, так и на каждом уровне системы образования.

5. Обеспечение высокого качества соответствующих средств и ресурсов электронные обучения.

6. Обеспечение доступности электронного обучения для всех студентов независимо от их индивидуальных особенностей.

7. Содействие гибкости и распределенности обучения.

8. Поддержка общих исследований с электронными инструментами, а также проведение научных исследований в электронном обучении.

9.Поощрение национального и международного сотрудничества и кооперации в области электронного обучения.

10. Обеспечение качества электронного обучения: влияния на качество обучения обучающихся и полноценной оценки их опыта.

Основные направления развития электронного обучения

- создание Нормативной базы электронного обучения;

- развитие национальной инфраструктуры электронного обучения в виде виртуально управляемой и интуитивно доступной среды личностно-

ориентированного обучения на основе кроссплатформенной информационной системы с распределенной «живой» базой данных, интегрированной с системой электронного правительства е^оу;

- усиление составляющей системы электронного обучения для обучающихся, имеющих физические ограничения по состоянию здоровья;

- становление научно-педагогически обоснованной системы образования в электронном формате;

- повышение качества образования независимо от географии (местонахождения) и вида образовательных учреждений;

- обеспечение кадрами отрасли электронного обучения, как нового сегмента услуг (подготовка педагогов-технологов, тьюторов, специалистов по педагогическому дизайну, дизайнеров цифрового образовательного контента и т.д.)

Механизм реализации

Мехназим реализации определяет меры, необходимые для достижения каждой из указанных целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешное выполнение этих действий зависит выделения соответствующих ресурсов, т.е. своевременного финансирования и соответствующего компетентного персонала.

Для осуществления реализации электронного обучения необходимо на региональном уровне пересмотреть существующую структуру и состав академического персонала, участвующий во внедрении и развитии электронного обучения с пересмотром должностных обязанностей сотрудников.

На центральном уровне необходимо организация работы по общенациональному контролю за качеством образования и развитию карьеры по электронному обучению. Необходима организация системы интегративной сертификации (в области методической системы электронного обучения (цели, содержания, методы, средства и формы организации электронного обучения, технических (программные и технические инструменты) и технологических (педагогический дизайн и способы доставки образовательного контента) персонала, работающих в сфере электронного обучения.

Координационный орган, имеющий в составе представителей педагогической общественности, государства, бизнеса и общества, разрабатывает и кординирует мероприятия по реализации Концепции по следующей схеме:

1. Разработка плана мероприятий по реализации концепции;

2. Распределение ответственности и выделение ресурсов;

3. Обеспечение финансирования в рамках Республиканского бюджета;

4. Создание системы мониторинга за развитием электронного обучения;

5. Работа по реализации плана мереоприятий;

6. Формирование отчета руководству страны по созданию и развитию Национальной системы электронного обучения;

7. Общественное обсуждение работ и корректировка плана действий.

Литература

1. Информационный бюллетень «Обучение с применением средств информатизации» //http://www.amr.ru/

2. е-Learning в университетах США. Интервью и перевод А.Печенкина./е-Learning World. Мир обучения с применением средств информатизации. - 2004. - № 3. - С. 76-77.

3. Boungiorno е-Learning! Интервью и перевод А.Печенкина./е-Learning World. Мир обучения с применением средств информатизации. - 2004. - № 3. - С. 74-75.

4. Соловов А.В. Дидактика и технология обучения с применением средств информатизации в системе Кадис/ Сборник статей "Индустрия образования". Выпуск 6. - М.: МГиУ, 2002. - С. 54-64.

5. Крюкова О.П., Смольникова И.В. Обучение с применением средств информатизации: разработка, проблемы, перспективы.// http://www.informika.ru/

6. е-Learning - опыт компаний./е-Learning World. Мир обучения с применением средств информатизации. - 2004. - № 3. - С. 76-77.

7. Корольков А. "Обучение с применением средств информатизации - история, технологии, эффективность. // http://www.biz-education.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.