Научная статья на тему 'Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи'

Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8602
1054
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болкунов И.А.

Статья посвящена анализу перспектив применения электронного обучения в системе педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи»

УДК: 378.147

Болкунов И. А.

к.ф.-м.н., доцент кафедры история и правоведения Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАУ ВО КФУ им. В. И. Вернадского

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЗАДАЧИ

Статья посвящена анализу перспектив применения электронного обучения в системе педагогического образования.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, электронное обучение

Динамика развития общества определяется эффективностью использования ресурсов. Знания стали не менее важным экономическим ресурсом, чем другие ресурсы. Инновации, т. е. реализованные новые знания, способствуют ускорению экономического роста России и других стран мира в последнее время. И потребности развития общества вызвали необходимость появления эффективных способов приобретения знаний, в том числе и за счет использования новых форм организации обучения.

Не так давно в педагогической среде появился термин «электронное обучение» (от англ. Electronic Learning). Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с использованием информационных технологий, технических средств, включая телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по каналам связи необходимой информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1]. Такая организация обучения опирается на применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), таких как компьютерные технологии обучения, интерактивные мультимедиа, обучение на основе веб-технологий, онлайн обучение, и т.п. Термин «электронное обучение» вытесняет ранее широко используемый термин «дистанционное обучение». Связано это с тем, что массовое применение ИКТ в образовательных организациях приводит к размытию граней между дистанционным и традиционным обучением внутри образовательного учреждения. Интеграцию дистанционного и контактного способа организации учебного процесса на основе ИКТ и отражает термин «электронное обучение». Кроме того, приемы электронного обучения вносят значительные изменения в общепринятые подходы к образовательному процессу, а также предопределяют снятие ограничений и повышение доступности образования.

К электронному обучению можно отнести ряд действий:

- самостоятельную работу обучающихся с электронными учебными материалами, с использованием технических средств обучения;

- получение консультаций, рекомендаций, разъяснений у консультанта (преподавателя) путем дистанционного взаимодействия;

- создание в сети территориально распределённого сообщества обучающихся (социальных сетей, форумов), для совместной виртуальной учебной деятельность;

- своевременное обеспечение обучающихся учебной информацией, предоставление им электронных учебных материалов;

В систему электронного обучения необходимо включить не только электронные учебные пособия и работу обучающихся с ними, но и образовательные услуги и технологии. Тогда, система электронного обучения должна включать и обеспечивать:

- стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, их разработку, контроль, внедрение;

- освоение и популяризация инновационных педагогических технологий с использованием ИКТ, передача их практикующим преподавателям;

- возможность развивать и создавать новые электронные ресурсы учебного назначения, корректировать уже используемые.

Электронное образование предоставляет ряд возможностей в сфере образования.

1. Электронное обучение позволяет включать в образовательный процесс те категории населения, которые в силу возрастных, физических, социальных, национальных, региональных, географических особенностей не имели возможности воспользоваться традиционными образовательными услугами.

2. Электронное обучение приводит к повышению экономической эффективности образования. С одной стороны, оно позволяет снизить часть расходов традиционных учебных заведений, оптимизировать и улучшить управление образовательным процессом, повысить уровень оплаты труда преподавателей и специалистов, создающих учебные ресурсы. С другой стороны, для потребителя, уменьшаются ограничения финансового характера, как вследствие снижения затрат учебной организации, так и вследствие снижения затрат обучаемого, связанных с необходимостью приобретения литературы, поездок и т.д.

3. Электронное обучение дает возможность реализовать индивидуальную траекторию обучения в соответствии с когнитивными особенностями личности обучающегося, его знаниями и имеющейся подготовкой, наличием времени для обучения, материальными возможностями и т. д.

4. Электронное обучение может способствовать повышению качества учебного процесса. Как правило, внедрение информационных технологий, сопровождается повышением качества курсов и программ учебных заведений, что связано с тем, что курсы и программы создаются при участии целой команды специалистов. Качество учебного процесса может быть повышено с точки зрения представления учебных материалов, педагогической поддержки студентов и т.д.

5. Электронное обучение способствует развитию новых образовательных концепций и новых моделей преподавания. В основе таких моделей и концепций находится индивидуально-ориентированное обучение, с ориентацией на обучаемом, на его индивидуальных особенностях. При этом обучение становится активным, ориентированным на практическую деятельность.

6. Электронное обучение открывает возможность перехода к открытой модели образования, позволяет реализовать концепцию непрерывного образования. Рост образовательного уровня личности в течение жизни является общественной потребностью, особенно в связи с задачей компенсации утрачиваемых функций и возможностей.

7. Электронное обучение дает возможность всем участникам учебного процесса развиваться в соответствии с требованиями времени. И преподаватели, и обучаемые в системе электронного обучения развивают свои знания, умения и навыки в соответствии с новейшими технологиями и стандартами. Кроме того, использование электронных технологий позволяет быстро актуализировать содержание учебных материалов и оперативно обновлять форму их представления в соответствии с современными требованиями.

8. Электронное обучение предоставляет обучающимся потенциально равные возможности обучения. Вне зависимости от качества преподавания в конкретном учебном заведении, обучающийся может получать учебную информацию и заниматься практически в любом оборудованном месте.

В целях обеспечения общественного развития, открывающиеся возможности электронного обучения должны быть реализованы. Именно электронное обучение позволяет перейти к реализации основных принципов современного образования — «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

Однако, при всех выявленных возможностях и достоинствах электронного обучения ряд проблем остается нерешенными и требуют дальнейшего рассмотрения [3]. К основным проблемам развития электронного обучения можно отнести:

- проблема обеспечения качества электронных учебных материалов (кто и как может их оценить, по каким критериям, стандартам). Электронные учебники, полностью раскрывающие потенциал электронного обучения, пока находятся в стадии разработки. В настоящее время основу электронных учебных материалов составляет информация в текстовом формате и простейшие графические объекты (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий, часто в специальном формате. Мультимедийные возможности электронного обучения, их потенциальная интерактивность представлены недостаточно;

- правовые проблемы, связанные как с общими проблемами нормативно-правового обеспечения электронного обучения [2], так и специфические задачи по защите интеллектуальной собственности и авторского права в электронном мире, по борьбе с интеллектуальным пиратством, по применению технических и юридических средств защиты авторских прав;

- финансовые проблемы, касающиеся как вопросов разработки и применения стандартов на электронные учебные пособия, так и затрат на разработку электронных курсов и их последующее обновление. На начальном этапе, создание электронных материалов является дорогостоящим и трудоемким процессом. Действительно, электронная среда обучения делает учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием. Тем не менее, приходится констатировать низкое качество электронного обучения, особенно в части практических знаний. Это следствие существующих экономических приоритетов — минимизация расходов и сокращение сроков.

- кадровые проблемы, связанные с дефицитом квалифицированного персонала. Трудно подготовить персонал, компетентный одновременно и в предметной области, и в разработке и применении ГГ технологий, и в художественном оформлении материалов. Для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста в предметной области, художника, программиста и т.д. Эти специалисты должны уметь работать с обучаемыми в режиме онлайн, иметь желание и способности разрабатывать электронные учебные материалы и постоянно обновлять их.

Безусловно, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число территориально разобщенных студентов. Рынок онлайн-образования быстро развивается и будет увеличиваться в ближайшей перспективе. Многие ВУЗы уже сегодня на коммерческой основе предлагают обучение в онлайн-режиме, предлагая курсы высшего или дополнительного профессионального образования. Количество таких учебных заведений и курсов возрастает по мере развития технологий и удешевления электронного обучения. Но принесет ли это желаемый учебный и экономический эффект? Что же необходимо для совершенствования и эффективного развития электронного обучения?

1. Важнейшим направлением совершенствования электронного образования является разработка государственных стандартов, которые обеспечат единый общегосударственный уровень требований к подготовке специалистов, сформируют в стране единое образовательное пространство. На основании этих стандартов и должны решаться теоретические и практические задачи дидактического и методического обеспечения образовательного процесса с применением технологий электронного обучения [4]. Неразвитость стандартизации и сертификации затрудняет использование, обмен, снижает совместимость учебных материалов различных учебных заведений.

2. Кроме того, эффективность электронного обучения, его результат напрямую зависит от индивидуальных качеств обучаемого, главным образом его самостоятельности и сознательности учащегося, возможность к жесткой самодисциплине. Отсутствие систематического контроля обучающихся расслабляет и не является побудительным мотивом в обучении. Другой проблемой организации контроля в онлайн-образовании остается проблема аутентификации пользователя. До сих пор нет приемлемых технологических решений, позволяющих определить кто на другом конце провода.

Возможно, проблема объективного контроля может быть решена путем установки на стороне обучающегося видеокамер и соответствующего программного обеспечения. Очевидно, что учебный материал, который, благодаря мультимедиа будет легче усваивается, должен сопровождаться возможностью выбора разнообразных контрольных и тестовых заданий с однозначной идентификацией пользователя;

3. Основу образовательного процесса в электронном обучении составляет творческая самостоятельная работа обучаемого. Он может учиться по индивидуальному графику, в удобном для себя месте, имея комплект учебных материалов и специальных технических средств обучения и возможность контакта с преподавателем и коллегами. При традиционном аудиторном очном процессе обучения, преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь, использует ее, адаптирует учебный материал, имеет возможность изменять учебный материал для студентов, делать его более доступным. При отсутствии личного очного общения между обучающимися и преподавателем сложно создать творческую атмосферу и мотивировать группу обучающихся. Дальнейшие развитие технологий электронного обучения предполагает обеспечение максимальной интерактивности. Не секрет, что обучение только тогда станет полноценным, когда виртуальное общение, полностью обеспечит имитацию реального и полноценного общения с преподавателем и коллегами. Сочетание различных типов электронных коммуникаций может скомпенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Не менее важным элементом обучение является организация общения обучаемых между собой;

4. Новые образовательные задачи приводят к изменению места и возможностей традиционного обучения в образовательном пространстве. Возможности традиционных методов значительно расширяются и обогащаются с помощью технологий электронного обучения. Можно говорить о качественно новом уровне образовательного процесса. Под воздействием информационных технологий меняется уровень требований потребителей образовательных продуктов, включая учащихся, студентов, учителей и преподавателей, работодателей. Изменение потребностей диктует необходимость постоянного совершенствования образовательных способов, приемов и методов для успешной работы на рынке образовательных услуг, для удовлетворения потребности рынка труда. В этом отношении, развитие электронного обучения является необходимым дополнением очной формы обучения для повышения качества и эффективности традиционного обучения.

Электронное обучение — это уже не дань моде и не временное увлечение. Сейчас необходимо заниматься комплексным решением отмеченных проблем электронного обучения. Решение проблем такого уровня и масштаба возможно при взаимодействии Государственных органов управления образованием, ВУЗов и компаний, работающих на рынке информационных технологий. Например, уже сейчас были бы полезны организации, занимающиеся вопросами оценки качества электронных учебных материалов, проблемами подготовки преподавателей и других необходимых специалистов, взаимодействием с 1Т компаниями по организации комплексной информатизации учебных заведений. Электронное обучение в системе российского образования будет развиваться и совершенствоваться и в части развития Интернет технологий и за счет совершенствования методов электронного обучения.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)/

2. Лапчик М. П. О развитии нормативно-правовых основ дистанционного образования в России // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. — 2014. — № 4. — С. 100113.

3. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1. — С. 89-90.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: Академия, 2008. — 272 с.

5. Информационные технологии и новая парадигма образования // VIII межрегиональная специализированная выставка-семинар по компьютерным и телекоммуникационным технологиям. 18-21 января 2005 г. Сборник трудов. — Смоленск, 2005. — С.86-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.