Научная статья на тему 'О конституционных основах и некоторых мерах государственной поддержки материнства и детства'

О конституционных основах и некоторых мерах государственной поддержки материнства и детства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL SECURITY / МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ / MOTHER (FAMILY) CAPITAL / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / COMPULSORY SOCIAL INSURANCE / КОМПЕНСАЦИЯ / COMPENSATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Линёв Антон Николаевич.

Приводится обзор законодательства Российской Федерации, устанавливающего виды социального обеспечения родителей, имеющих и воспитывающих детей, в том числе систему предоставляемых им государственных пособий, а также определяющего источники финансирования соответствующих денежных выплат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Линёв Антон Николаевич.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About constitution bases and several measures state maintenance of motherhood and childhood

Reviewed Russian legislation, which install kinds of social security parents, who have and bring up children, including system of state allowances, and also definite financial courses payment of damages.

Текст научной работы на тему «О конституционных основах и некоторых мерах государственной поддержки материнства и детства»

УДК 342.72/73 ББК 67.300

О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ И НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

АНТОН НИКОЛАЕВИЧ ЛИНЁВ,

кандидат юридических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный

судебный процесс; муниципальное право E-mail: anton-linev@mail.ru Рецензент: Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор А.С. Прудников

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводится обзор законодательства Российской Федерации, устанавливающего виды социального обеспечения родителей, имеющих и воспитывающих детей, в том числе систему предоставляемых им государственных пособий, а также определяющего источники финансирования соответствующих денежных выплат.

Ключевые слова: социальное обеспечение, материнский (семейный) капитал, обязательное социальное страхование, компенсация.

Annotation. Reviewed Russian legislation, which install kinds of social security parents, who have and bring up children, including system of state allowances, and also definite financial courses payment of damages.

Keywords: social security, mother (family) capital, compulsory social insurance, compensation.

В ч. 2 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.1, провозглашается, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

Трудно переоценить значение включения названного положения в документ, который стал фундаментом для создания системы международных правовых норм в области защиты прав человека и послужил основой для принятия многих международных актов как универсального, так и регионального характера.

Несмотря на то, что советский период российской истории был отмечен противозаконными массовыми репрессиями, нарушениями принципов демократии, преследованием инакомыслия, Советский Союз добился существенных достижений в осуществлении закрепленных в Декларации социальных прав, таких, как право на труд и защиту от безработицы, право на социальное обеспечение, образование, отдых и досуг, попечение материнства и младенчества2.

В период «перестройки», проводившейся, в том числе под лозунгом укрепления политических и гражданских свобод, во главе угла системы социального обеспечения по-прежнему оставались интересы и благополучие семей, имеющих детей.

В ст. 20 Декларации прав и свобод человека, утвержденной Съездом народных депутатов СССР

5 сентября 1991 г.3, было подтверждено обязательство государства обеспечивать защиту таких семей.

Одним из принципов также не потерявшей своей актуальности Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-14, остается государственная защита семьи, материнства и детства.

Наконец, ст. 38 Конституции Российской Федерации5 объявлено, что материнство и детство находятся под защитой государства.

В юридической литературе под государственной защитой материнства понимается защита права женщины иметь ребенка. И хотя это естественное право редко находит закрепление в писаных конституциях зарубежных стран, по мнению большинства ученых, этому праву корреспондирует обязанность любого государства, в том числе и нашего, создать условия для того, чтобы она могла иметь детей6.

Несмотря на то, что такая забота государства проявляется, прежде всего, в обеспечении защиты интересов семьи, ее укреплении, создании условий для построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, что, безусловно, находит отражение в основополагающих принципах семейного законодательства Российской Федерации, обеспечивать реализацию указанной конституционной гарантии в

имущественном отношении призвано право социального обеспечения, представляющее собой целый комплекс правовых институтов, определяющих систему пособий и иных мер государственной поддержки, источники их финансирования, порядок деятельности уполномоченных органов и организаций, участвующих в механизме социального обеспечения, получателей соответствующих материальных благ и социальных услуг.

Главенствующую роль в числе законодательных актов, оформляющих единую систему государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением детей, играет Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (в редакции от 2 июля 2013 г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»7, который направлен на создание благоприятных социальных условий для их воспитания.

Названным федеральным законом устанавливаются конкретные виды пособий, условия их получения, размер и период выплат. Так, в целях обеспечения гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства устанавливаются следующие виды единовременных и периодических выплат: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка. Кроме того, предусмотрен ряд пособий приемным родителям при передаче ребенка на воспитание в семью, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и их женам.

Выплата указанных пособий осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба; средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным и научным организациям, в которых женщины проходят обучение по очной форме; средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет которых органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право увеличивать установленные федеральным законом размеры государственных пособий.

Говоря об источниках формирования денежных фондов, используемых при назначении пособий и иных выплат, нельзя не упомянуть о тесном переплетении социально-обеспечительных и перераспределительных отношений, возникающих в процессе осуществления обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральными законами страхование работающих граждан от воз-

можного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Социальное страхование призвано компенсировать или минимизировать негативные последствия указанных изменений.

Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 г.) «Об основах обязательного социального страхования»8 к таким обстоятельствам (фактам) отнесено достижение пенсионного возраста, заболевание, инвалидность, несчастные случаи на производстве, беременность и рождение ребенка.

В этой связи ст. 7 названного федерального закона в числе социальных страховых рисков названа утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страховых случаев, которыми, в частности, признаются беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет.

Особенности осуществления страхования по каждому из названных страховых случаев, права и обязанности его участников, а также размеры страхового обеспечения определены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (в редакции от 28 июня 2014 г.) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»9.

Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (например, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой), производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Страховщиком по указанному виду социального страхования выступает Фонд социального страхования Российской Федерации, средства которого, как было отмечено выше, направляются на выплату пособий, полагающихся беременным женщинам и матерям, воспитывающим детей возрастом до полутора лет.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в отношении:

• лиц, работающих по трудовым договорам, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

• государственных гражданских служащих, муниципальных служащих;

• лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

• членов производственных кооперативов, принимающих личное трудовое участие в их деятельности;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• священнослужителей;

• лиц, осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду.

Размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями в пользу застрахованных лиц, определяется как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, установленного Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (в редакции от 4 июля 2014 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»10 в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Традиционно в российской правовой системе право на получение пособий закреплено не за детьми, а за лицами, имеющими право в силу закона представлять их права и законные интересы. К таким лицам относятся родители, а также опекуны и попечители несо-вершеннолетних11.

Право на получение пособия, в зависимости от характера события (юридического факта), служащего основанием для его назначения, может возникать у обоих родителей ребенка: как женщины, так и мужчины, а также у иных лиц.

Так, получателями пособия по беременности и родам являются только женщины, а пособия по уходу за ребенком - матери либо отцы или другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ним.

Все пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы или в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

В качестве еще одной формы материальной поддержки воспитания и обучения детей применяется механизм компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

Напомним, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Частью 5 ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в редакции от 21 июля 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации»12 установлено, что размер указанной компенсации не может быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных

организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. При этом средний размер родительской платы устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Относительно недавно руководством нашего государства был предложен еще один способ повысить материальное положение россиянок, задумывающихся о рождении второго ребенка.

Так, обращаясь в 2006 г. с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент Российской Федерации В. Путин13 выступил инициатором принятия дополнительных мер поддержки молодых семей, и, прежде всего, женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги второго ребенка, что, по его словам, должно было послужить одним из стимулов повышения рождаемости и одновременно социального статуса самой матери, надолго выбывающей из трудовой деятельности и теряющей квалификацию в то время, когда она занята уходом и воспитанием ребенка14.

Поддержать женщину в такой ситуации призван был первичный, базовый капитал, получивший в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (в редакции от 2 июля 2013 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»15, принятие которого не потребовало долгого ожидания со стороны российского общества, официальное определение «материнского (семейного) капитала».

В качестве дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, данным федеральным законом предусматривается создание условий, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий таких семей, получения детьми образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения матери, а в определенных случаях и отца усыновленного ребенка, путем предоставлениям им материнского капитала, право на распоряжение которым подтверждается специальным сертификатом.

Материнский капитал образуют средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию рассматриваемых дополнительных мер государственной поддержки. Его размер ежегодно индексируется с учетом темпов роста инфляции. Конкретные формы и порядок использования денежных средств, составляющих материнский капитал, устанавливаются названным федеральным законом.

Накопленный опыт использования российскими семьями средств материнского капитала, несмотря на ряд издержек этого процесса и некоторых проблем, обнаруживших себя в правоприменительной практике (появление мошеннических схем присвоения денежных средств и их использования не в

предусмотренных законодательством Российской Федерации целях16, невозможность использования материнского капитала в случае возникновения трудной жизненной ситуации), свидетельствует, что в целом принятая программа материального стимулирования повышения рождаемости позволила компенсировать такие негативные явления, сопровождавшие отечественную действительность конца XX - начала XXI века, как изменение демографического и социального состава общества, а также резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни населения.

Не стоит также забывать, что рассмотренные, а также иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры государственной поддержки семей и, прежде всего, матерей, имеющих детей, призваны не только обеспечить достойные условия их жизни и воспитания, но и способствовать достижению социальной справедливости, компенсировать разницу в имущественном положении трудящихся членов общества и родителей, занятых уходом за детьми и по этой причине временно утративших самостоятельный заработок.

1 Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1978. С. 1-3.

2 Из Заявления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О пятидесятой годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека», принятого Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 3469-11 ГД // Ведомости Федерального собрания Российской Федерации. 1999. № 2. ст. 206.

3 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 37. ст. 1083.

4 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. ст. 1865.

5 Российская газета, № 237, 1993; СЗ РФ. 2014. № 15. ст. 1691. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

6 См., напр.,БеломестныхЛ.Л. Права человека и их защита: В 3-х т. М., 2003. Т. 2. С. 369.

7 СЗ РФ.1995. № 21. ст. 1929; 2013. № 27. ст. 3459.

8 СЗ РФ.1999. № 29. ст. 3686; 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6986.

9 СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18; 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3398.

10 СЗ РФ. 2009. № 30. ст. 3738; 2014. № 23. ст. 2928.

11 Слобцов И.А., Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (постатейный) // Подготовлено для системы КонсультантПлюс. 2012.

12 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). ст. 7598; 2014. № 30 (ч. 1). ст. 4263.

13 Российская газета. № 97. 2006. С. 9.

14 Маслова Т.А. Все о материнском капитале: как его получить и использовать. М.: Библиотечка «Российской газеты». 2011. Вып. 13. С. 5.

15 СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). ст. 19; 2013. № 27. ст. 3477.

16АлистарховВ. Недостаткижилищногозаконодательствапри использовании материнского капитала // Жилищное право. 2014. № 3. С. 81-90.

УДК 34 ББК 67

РОЛЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ОСАВЕЛЮК,

заведующий кафедрой конституционного, административного и финансового права Европейского института Justo, доктор юридических наук, профессор СТАНИСЛАВ ЮРЬЕВИЧ КОСИЦЫН, научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки Научные специальности 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: osaveluk@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются роль и цели семинарских занятий в процессе преподавания юриспруденции в высших учебных заведения.

Ключевые слова: семинар, форма учебно-практических занятий, дискуссия, реферат, доклад.

Annotation. Analyzed the role and purpose of the seminars in the teaching of law in higher education institutions. Keywords: seminar, form of training and practical exercises, discussion, summary, report.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.