Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки семей, имеющих детей: Актуальные проблемы их реализации'

Меры государственной поддержки семей, имеющих детей: Актуальные проблемы их реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7474
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нор-аревян О. А.

В статье рассматриваются меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в частности, такие, как государственные пособия гражданам, имеющим детей, и дополнительная государственная поддержка в виде материнского (семейного) капитала. Проводится сравнительный анализ размеров различных видов государственной поддержки в динамике за 2007-2009 гг. Автор выявляет недостатки действующего законодательства в сфере социальной поддержки семей, имеющих детей, и формулирует основные направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки семей, имеющих детей: Актуальные проблемы их реализации»

1 Ави А I ЙСААвЙОАА Г М Ё Т I АААв^ЕЁ ЙА! АЁ, Ё1 АР иЁО ААОАЁ:

АеОСАЁО Г иА Тв I АЁА1 и ЁО вААЁЁдАОЁЁ

Т. А. Г Т9-А9аау Г

А поаоиа ЭаппТаоЭеаа^опу 1аЭй аТпоааЭпоааТТТе 1'ТаааЭжёё паТаё, еТфиео ааоаё, а -апоТШё, оаёёа, ёаё аТпоааЭпоааТТйа УТпТаёу аЗажааТа!, ёТа^йё! ааоаё, ё ап'Тё-ТёоаёиТау атоааЭпоаа пау '1'ТаааЭжёа а аёаа ТаоаЭётёТаТ (паТаёТТаТ) ёаУёоаёа. I ЭТаТаёопу пЭааТёоаёиТйё аТаёёд ЭадТаЭТа Эадёё-нйо аёаТа атоааЭпоаа ТТТё УТа-ааЭжёё а аёТаТёёа да 2007—2009 аа. АаоТЭ айуаёуао ТааШаоёё ааёпоао^йааТ даёТТТааоаёипоаа а пбаэа пТоёаёиПё УТаааЭжёё паТаё, ёТа^йёо ааоаё, ё бТЭюёё-Эоао ТпТТаТйа Та'ГЭааёаТёу ааТ пТааЗиатоаТааТёу.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. В настоящее время Президент РФ и Правительство РФ значительно больше внимания уделяют государственной поддержке семьи и детства, разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления и методы социально-правовой защиты семьи, имеющей детей. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации, в частности, статьей 38 Основного закона установлено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1].

В реализации мер государственной поддержки семьи необходимо взаимодействие федеральной и региональных властей. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семьи.

Начиная с 1991 г. в нашей стране ведется активная работа по формированию системы учреждений социального обслуживания семьи. Такие учреждения предназначены для оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, для оказания материальной, консультативной и иных форм социальной поддержки нуждающихся семей. Сложившаяся система социального об-

служивания семей включает в себя: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и др.

Семья и детство находятся под защитой государства. Федеральным законом от 19.05.96 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Закон устанавливает следующие виды «детских» пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву [3].

За последние два-три года в нашей стране сделано очень многое в системе социального обеспечения граждан, в том числе и семьи. Увеличены все виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Введены новые виды пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

С 2010 г. изменяется порядок назначения пособия по беременности и родам и ежеме-

© Т. А. Г Тэ-Аэаауг, 2010

Йабёу «ЙТоёТёТаёч-апеёй Гаоеё»

121

сячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования “» предусматривает увеличение в части обеспечения пособиями по материнству [5]. Так как с 2010 г. вводятся страховые взносы, начисляемые на заработок, не превышающий установленного предела в год (415 тыс. руб. в 2010 г., или 34 583 руб. в расчете на месяц), то и размер пособия предлагается рассчитывать из среднемесячного заработка, на который начисляются страховые взносы. Размер пособия по беременности и родам составит 100 % среднего заработка, но не выше 34 583 руб., а ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — 40 % от среднего заработка, но не выше 13 833 руб. Вместе с тем эти меры еще далеки от обеспечения достойного уровня существования семьи. Чтобы получить полагающуюся по закону выплату, граждане вынуждены пройти множество кабинетов и доказать свое право на пособие. Первоочередной мерой в этой связи является обеспечение «безболезненности» данной процедуры для россиян. И в этом направлении уже сделаны правительственные шаги. С 2011 г. планируется создать единый государственный документооборот, чтобы граждане не «бегали» по кабинетам за различными справками.

Рассматривая меры государственной поддержки семей, имеющих детей, остановим внимание на содержании правовых норм Закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей. С 1 января 2007 г. вступили в силу Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 873 [2; 4]. Законом установлено право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 г. появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребенка право на получение этих средств

не оформлялось). Материнский (семейный) капитал ежегодно индексируется государством. В 2007 г. он составлял 250 000 руб., в 2008 г. — 276 250 руб., с 1 января 2009 г. — 299 731,25 руб., а с 1 мая 2009 г. материнский капитал проиндексирован дополнительно и составил 312 162,5 руб. Владельцы сертификата на материнский капитал имеют право на единовременную выплату в размере 12 тыс. руб., которая не подлежит индексации. Однако таким правом можно будет воспользоваться только до 1 мая 2010 г., написав соответствующее заявление в указанные сроки. При этом размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму единовременной выплаты, то есть на 12 тыс. руб., которая перечисляется на счет лица, открытый в российской кредитной организации.

Закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В подтверждение права на получение средств материнского (семейного) капитала выдается сертификат государственного образца. Алгоритм получения сертификата сводится к следующему: 1) оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка; 2) в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, представить необходимые документы; 3) срок рассмотрения заявления — не более одного месяца с даты его подачи. После этого в течение пяти дней заявителю направляется уведомление, в котором указывается о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче сертификата), а также дата получения сертификата; 4) получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства в день, указанный в уведомлении, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Средствами материнского (семейного) капитала можно распоряжаться в полном объеме либо частями по следующим направлениям:

— улучшение жилищных условий. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения. Способы различные: посредством погашения займа и кредита, в том числе ипотечного, участия в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах и т. д. Условия — приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации. При этом кредит мо-

122

ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2010 | 1 2

жет быть оформлен как на женщину, получившую сертификат на материнский (семейный) капитал, так и на ее супруга;

— получение образования ребенком. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. Средства могут быть использованы на обучение любого из детей в семье, когда возникает необходимость в образовании. При этом возраст ребенка на дату начала обучения не должен превышать 25 лет;

— формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства. Направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на накопительную часть трудовой пенсии можно и в негосударственный пенсионный фонд (частную управляющую компанию).

Распорядиться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала можно будет только после достижения ребенком возраста трех лет; однако в связи с внесенными в закон поправками материнский капитал можно направить на погашение кредитов на покупку жилья, взятых по 31 декабря 2010 г. включительно, независимо от срока, истекшего со дня рождения второго или последующих детей. Исключение составляет направление средств материнского (семейного) капитала на погашение ипотечных кредитов — этим правом можно воспользоваться уже с 1 января 2009 г.

Анализ динамики развития законодательства о социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства приводит к выводу, что на сегодняшний день правовая база в целом недостаточна. Невозможно однозначно ответить, какого закона не хватает в сфере социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Но вполне очевидно несовершенство действующих законов. Так, Федеральным законом «О дополнительны мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который в народе называют законом о материнском (семейном) капитале, в числе направлений расходования средств материнского капитала выделены три: 1) формирование накопительной части трудовой пенсии матери ребенка; 2) улучшение жилищных условий, включая погашение ипотечного креди-

та; 3) на образование любого из детей, включая дошкольное, школьное, средне-специаль-ное, высшее.

На наш взгляд, очень недостает еще одного направления — лечение и медицинская помощь ребенку. На сегодняшний день в России очень низкие показатели здоровья детей, высокая младенческая смертность, хотя в этом году впервые за последние 15 лет отмечается естественный прирост населения (около 0,2 %). И, несмотря на то что медицина у нас бесплатная, но не безграничная, такое направление расходования средств очень необходимо. С таким же успехом можно ответить, что и образование у нас бесплатное, но ведь такой пункт расходов заложен в законе. Но, как мы все понимаем, чтобы ребенок мог хорошо учиться, он должен быть здоров. Да и вообще здоровые дети — это счастливые родители.

В законе капитал называется материнским (семейным) — эти термины употребляются как синонимы, но это два самостоятельных социальных института. Фактически право на получение сертификата имеет не семья, а женщина — мать ребенка, и только в случае ее отсутствия — отец ребенка, усыновитель (или иной официальный представитель ребенка) и несовершеннолетний ребенок. Можно даже предположить, что такая финансовая поддержка (прежде всего матери ребенка) дает женщине больше свободы в выборе приоритетов: сохранить семью или подать на развод. В этом случае под большим вопросом характеристика мужчины как «каменной стены», способной материально поддерживать и обеспечить будущее ребенка. Конечно, такая ситуация не типична, но вполне реальна. И еще один важный момент. Взятый для рассмотрения закон имеет ограниченный срок действия: с 1 января 2007 по 31 декабря 2016 г., то есть за десять лет государство будет «приплачивать» мамочкам в целях повышения уровня рождаемости и улучшения социально-демографической ситуации в стране и пополнения производительных сил в будущем. Вот и все «меры государственной поддержки семей, имеющих детей», в то время как куда важнее поддерживать ценность именно семьи, семьи многодетной, а не многодетности как таковой.

Страну необходимо выводить не только из демографического кризиса, но и нравственного и культурного. В настоящее время наблюдается разрушение ценностей семьи, брака, материнства, отцовства и как результат — ущербное детство. Ослабление контроля за детьми в семье, как правило, влечет их дезадаптацию и дезинтеграцию, увеличивая риски криминализации детей и подростков.

Йабёу «ЙТоёТёТаё-^Пеёа Гаоеё»

123

Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному, культурно-историческому институту, чтобы ее сохранить. Необходимы особая забота, внимание и помощь материнству, отцовству, детству и семье. Но если материнство, детство и семья всегда были под защитой государства, то говорить о социальной поддержке отцовства стало возможным сравнительно

недавно. В нашем государстве только-только пришли к правовому определению понятия «отец-одиночка» и приравняли его к правам одинокой матери. Также недостаточны меры государственной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида. Качество социально-правовой защиты семьи во многом определяется уровнем развития законодательства, которое уже на сегодняшний день дает больше возможностей российской семье, и мы надеемся, будет продолжать совершенствоваться и в будущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ) // Рос. газ. — 2009. — 21 янв.

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 (с изм. от 03.06.2008 года) «О

порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (вместе с

«Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=65132. — Загл. с экрана.

3. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2009 года № 213-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 22.12.2005 года № 180-ФЗ) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ online/base/?req=doc;base=LAW;n=90074. — Загл. с экрана.

4. Федеральный закон от 29.12.2006 года № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008 года) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=78607. — Загл. с экрана.

5. Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2009 года № 341-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования44» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://

www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95434. — Загл. с экрана.

Поступила 12.01.10.

124

ААЯОГЕЁ 1 TбaTanёTaT бГёаабПёоаоа | 2010 | 1 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.