Научная статья на тему 'Правовое регулирование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством'

Правовое регулирование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8610
711
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЖЕНЩИН / СТРАХОВАНИЕ / ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ / SOCIAL LEGISLATION / SOCIAL PROTECTION OF WOMEN / INSURANCE / MATERNITY ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шик М.П.

Рассмотрена проблема социальной защиты женщин в период беременности и в послеродовой период. Показана противоречивость действующего законодательства РФ, регулирующего социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности в связи с материнством. Предложено возвратиться к разработке Социального кодекса РФ. Обоснована целесообразность сокращения до полугода необходимого страхового стажа, влияющего на расчет пособия по беременности и родам. Показан негативный эффект применения действующего законодательства РФ о правах женщин-индивидуальных предпринимателей относительно порядка начисления им пособия по беременности и родам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regulation of the compulsory social insurance for temporary occupational incapacity due to maternity

The problem of social security coverage for women during pregnancy and postpartum period is highlighted. The inconsistency of the current Russian legislation regulating the social insurance for temporary occupational incapacity due to pregnancy and childbirth is demonstrated. It is suggested that the Social Code of the Russian Federation should be developed. The reasonability of reducing the minimuminsurance period influencing the calculation of maternity allowances to six month has been substantiated. It is shown that the implementation of the current Russian Federation legislation has a negative effect when it concerns the rights of women as individual entrepreneurs in the procedure of the maternity allowance administration.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством»

УДК 349.3

М.П. ШИК,

е-mail: galashik53@yandex.ru,

ГОУ ВПО «Институт экономики и права» (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Севастополь, РФ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

Рассмотрена проблема социальной защиты женщин в период беременности и в послеродовой период. Показана противоречивость действующего законодательства РФ, регулирующего социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности в связи с материнством. Предложено возвратиться к разработке Социального кодекса РФ. Обоснована целесообразность сокращения до полугода необходимого страхового стажа, влияющего на расчет пособия по беременности и родам. Показан негативный эффект применения действующего законодательства РФ о правах женщин-индивидуальных предпринимателей относительно порядка начисления им пособия по беременности и родам.

Ключевые слова: социальное законодательство, социальная защита женщин, страхование, пособие по беременности и родам.

Shik M.P. The legal regulation of the compulsory social insurance for temporary occupational incapacity due to maternity.

The problem of social security coverage for women during pregnancy and post-partum period is highlighted. The inconsistency of the current Russian legislation regulating the social insurance for temporary

occupational incapacity due to pregnancy and childbirth is demonstrated. It is suggested that the Social Code of the Russian Federation should be developed. The rea-sonability of reducing the minimum insurance period influencing the calculation of maternity allowances to six month has been substantiated. It is shown that the implementation of the current Russian Federation legislation has a negative effect when it concerns the rights of women as individual entrepreneurs in the procedure of the maternity allowance administration.

Keywords: social legislation, social protection of women, insurance, maternity allowance.

Социальная защита женщин в период беременности и в послеродовой период всегда являлась приоритетом, ведь именно в эти периоды женщина нуждается в поддержке. Социальная политика любого государства в данном аспекте направлена на обеспечение максимально комфортных и благоприятных условий для таких женщин.

Актуальность темы обусловлена тем, что законодательство, регулирующее правоотношения, связанные с назначе-

© М.П. Шик, 2018

нием и выплатой пособия по беременности и родам, динамично развивается, внося постоянные коррективы в порядок расчетов и выплат пособия. Наиболее уязвимой категорией граждан, рассчитывающих на социальную помощь в условиях экономического кризиса, высоких инфляционных процессов, являются женщины, поскольку в период беременности и родов они не имеют возможности в полном объеме осуществлять трудовую деятельность. При этом отсутствие социальной поддержки либо ее недостаточность могут отразиться на общей демографической ситуации в стране.

Проблемы социальной защиты женщин в период беременности и в послеродовой период исследовала Т.С. Гусева [1], «налоговым» аспектам трудового законодательства посвящены работы М.А. Климовой [2], В.В. Семенихина [3] обозначила существующие в Российской Федерации проблемы, связанные с оплатой больничных, выплатой других пособий по беременности и родам.

Цель статьи - разработать предложения по созданию эффективной системы социального страхования женщины в период беременности и родов. Обосновать целесообразность сокращения до полугода необходимого страхового стажа, влияющего на расчет пособия по беременности и родам.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. говорится о благополучии и защищенности детства как об одном из национальных приоритетов. Задачи по повышению эффективности государственной политики в области материнства и детства ставились и в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Способы решения проблем материнства и детства конкретизированы в Концепции долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2020 г. [4], в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. [5]. Однако условия жизни и развития детей, созданные в стране, еще далеки от современных стандартов. Этому свидетельствует продолжающееся сокращение численности населения детского возраста [6].

По нашим наблюдениям, государство осознает роль повышения уровня рождаемости в плане сохранения многонационального народа России. Предложены разнообразные правовые механизмы, направленные на защиту института семьи. Вместе с тем социальная политика Российской Федерации должна соответствовать задачам текущего исторического этапа, на котором проблемы экономического развития определяют финансовые возможности государства [7]. Пособие по беременности и родам считаем важным проявлением государственной заботы о семье. Оно способствует сохранению здоровья женщины в дородовой и послеродовой периоды, обеспечению материнского ухода за новорожденным ребенком [1]. Поддерживаем позицию профсоюзов о необходимости отмены зачетного принципа формирования страховых средств в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В п. 4.4. Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 гг. [8] указанная позиция признана проблемной.

Отметим, что международное право социального обеспечения содержит нормы, регулирующие условия и порядок предоставления пособий по беременности и родам. В этой отрасли права основными называем следующие акты: Конвенция

Международной организации труда (далее - МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [9] (раздел VIII. Пособия по беременности и родам), Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» [10], Конвенция МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» [11]. В отечественном законодательстве, согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [10], этот вид страхования обозначен как система мер правового, экономического и организационного характера, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании [12].

В ноябре 2017 г. Президент Российской Федерации объявил о новых мерах поддержки семей с детьми, начиная с 2018 г. На современном этапе государственная политика в демографической сфере основывается, преимущественно, на программе материнского капитала и на материальной поддержке многодетных семей. Президент России анонсировал перезагрузку политики демографического развития. Программа материнского капитала продлена до 2021 г. включительно. Ежемесячные выплаты при рождении третьего ребенка расширены на новые

регионы с низким коэффициентом рождаемости. В 2018 г. уже введены в действие дополнительные меры социальной поддержки. Так, при рождении первого ребенка предусмотрены ежемесячные выплаты в размере прожиточного минимума (около 10000 рублей в месяц) на детей до 1,5 лет. На второго и последующих детей осуществляются выплаты наличными средствами ежемесячно из материнского капитала. На основании ст. 6 Закона № 81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В особом порядке этим пособием обеспечиваются женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации. Данного вида пособие, на основании листка нетрудоспособности, выдаваемого медицинской организацией по специальной форме [13], выплачивается по месту работы (службы) (этот порядок регламентирован ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством») [14; 3, с. 65].

Итак, для более полного рассмотрения правоотношений, возникающих в связи с материнством, представим особенности правового регулирования в виде таблицы (табл. 1).

Таким образом, условия обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, в том числе и в связи с материнством, распределяем на виды: 1) страховые случаи, связанные с временной потерей трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при таком условии назначаются и выплачиваются пособия по временной

Таблица 1

Субъектный и объектный составы правоотношений, возникающих в связи

с материнством

Законодательный акт Субъекты правоотношений Объекты правоотношений Правоотношения

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Застрахованные лица, страхователь, страховщик Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Права и обязанности субъектов страхования по назначению и выплате пособий при наступлении страхового случая в связи с временной нетрудоспособностью и материнством

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Граждане, имеющие детей, опекуны, попечители и другие члены семьи, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством Условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Права и обязанности субъектов отношений по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, за счет средств Фонда социального страхования РФ

нетрудоспособности; 2) страховые случаи в связи с материнством, на этот период назначается и выплачивается пособие по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет.

В заключение, исходя из вышеизложенного, формулируем следующие обобщения и выводы.

1. Законодательство, регулирующее основы социального страхования, обязательное социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности в связи с материнством весьма объемно; оно включает более десяти основных нормативных правовых актов, что влечет определенные трудности при изучении вопросов, касающихся назначения пособия по беременности и родам. Данное обстоятельство, на наш взгляд, затрудняет указанным категориям населения реализацию своих прав относительно уровня

социальной поддержи в период беременности и родов. Представляется целесообразным вновь вернуться к вопросу о разработке и принятии Социального кодекса Российской Федерации, в который включить нормы, регулирующие основания и порядок получения женщинами пособия в наиболее важный для себя жизненный период, связанный с материнством.

2. Отмечаем, что, начиная с 2013 г. страховой стаж, позволяющий установить размер пособия по беременности и родам в 100% от среднемесячного заработка, исчисляется двумя годами до наступления страхового случая. В связи с этим наиболее уязвимой становятся категория женщин, не имеющих необходимого стажа (по нашим наблюдениям, к данной категории относятся женщины в возрасте до 25-ти лет, то есть физиологически в наиболее подходящем для первой беременности и родов возрасте). По нашему

мнению, психологическим барьером для материнства может оказаться боязнь трудной жизненной ситуации, связанной с отсутствием денежных средств на содержание себя и своего ребенка в период грудного вскармливания. Поэтому считаем необходимым в целях увеличения рождаемости и стабилизации демографической ситуации сократить до полугода необходимый страховой стаж, влияющий на расчет пособия по беременности и родам.

3. Обращаем внимание на ущемление прав женщин-индивидуальных предпринимателей, связанных с их социальной защитой в период беременности и родов. Такое положение связано с тем, что они лишены возможности получить пособие по беременности и родам в размере 100% от своего среднемесячного заработка. Кроме того, нельзя признать допустимым, что женщина-индивидуальный предприниматель не является лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию. Так, даже в случае осуществления ею добровольного социального страхования размер пособия по беременности и родам для нее, как индивидуального предпринимателя, все равно ограничен 40% от среднего заработка. Учитывая, что государственная политика Российской Федерации направлена на обеспечение самозанятости населения, развитие малого и среднего предпринимательства, думается, что данная дискриминирующая норма в отношении женщин-инди-видуальных предпринимателей не способствует ни развитию предпринимательства, ни увеличению рождаемости.

Список использованной литературы

1. Гусева, Т.С. Пособие по беременности и родам: российский и зарубежный опыт правового регулирования /

Т.С. Гусева // Российская юстиция. - 2012. - № 10. - С. 25-29.

2. Климова, М.А. «Налоговые» аспекты трудового законодательства / М.А. Климова. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. - Вып. 16. - С. 176.

3. Семенихин, В.В. Больничные и иные пособия по социальному страхованию / В.В. Семенихин. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. - 894 с.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. - 2008.-№ 47. - Ст. 5489.

5. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» // СЗ РФ. - 2007. - № 42. - Ст. 5009.

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» // СЗ РФ. - 2012. - № 23. -Ст. 2994.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. № 28-П «По делу о проверке конституционности части четвертой ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева» // Российская газета. - 2011. - 30 дек.

8. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 гг. // Российская газета. - 2013. - 30 дек.

9. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в Женеве 28 июня 1952 г.). Документ вступил в силу 27 апреля 1955 г. Россия не участвует [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.ilo.org/

wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—nor

mes/documents/normativeinstrument/wcms_

c102_ru.pdf

10. Конвенция Международной Организации Труда № 103 об охране материнства (Пересмотрена в 1952 г.) (Женева, 28 июня 1952 г.). Конвенция вступила в силу 7 сентября 1955 г. СССР ратифицировал настоящую Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 г. Настоящая Конвенция пересмотрена Конвенцией Международной Организации Труда № 183 (Женева, 15 июня 2000 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/publi c/—ed_norm/—nor mes/documents/normativeinstrument/wcms_ c103_ru.htm

11. Конвенция № 156 Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с

семейными обязанностями» (Принята в Женеве 23 июня 1981 г. на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // СЗ РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3284.

12. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. - 1999. - 21 июля.

13. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июня 2011 г. № 21026) // Российская газета. - 2011. - 22 июня.

14. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Российская газета. - 2006. -31 дек.

Статья поступила в редакцию 11.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.