Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 45-55. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. no. 3 (102). P. 45-55.
12.00.02. Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Научная статья УДК 342.24
DOI: 10.55001/2312-3184.2022.21.66.004 Шелегов Юрий Владимирович
Восточно-Сибирский институт МВД России, Российская Федерация, Иркутск, [email protected]
О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение: в статье рассматриваются основания и механизм введения режима чрезвычайного положения, международные стандарты введения особого правового режима, порядок и условия ограничения прав граждан при чрезвычайном положении. Рассматриваются различные виды чрезвычайной ситуации, каждый из которых имеет свои особенности, что необходимо учитывать в теории и практике применения конкретных исключительных правовых мер, затрагивающих права человека и гражданина.
Материалы и методы: нормативная основа исследования включает международные правовые акты, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, методы обобщения и описания, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения и анализа.
Результаты исследования: ограничения прав человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения могут быть реализованы только на основе и во исполнение закона, ограничения прав вне закона об особом правовом режиме недопустимо в правовом государстве. Вопрос введения режима чрезвычайного положения в каждом конкретном случае решается индивидуально. Трудно определить грань, когда чрезвычайное положение должно быть введено, а когда можно обойтись тем правовым инструментарием, который применяется в обычных условиях. Механизм введения режима чрезвычайного положения зависит от исторических традиций государственного управления, от политического режима, формы правления и формы государственного устройства.
Выводы и заключения: Конституционно-правовой механизм введения чрезвычайного положения в Российской Федерации наиболее логичен и соответствует международно-правовым стандартам. Право введения чрезвычайного положения есть у главы государства, что обеспечивает оперативность реагирования на чрезвычайную ситуацию. Возможность Парламента отменить или утвердить решение Президента РФ о введении указанного особого правового режима в установленный законом срок дает дополнительные гарантии объективности принятого решения.
© Шелегов Ю. В., 2022
Введение рассматриваемого правового режима возможно лишь при условии реальной угрозы и в рамках установленных государством границ во времени и пространстве. Недостаточно продуманный механизм введения и реализации режима чрезвычайного положения несет в себе угрозу массовых нарушений прав человека и формирования антидемократического политического режима.
Ключевые слова: особые правовые режимы, чрезвычайное положение, обеспечение прав человека.
Для цитирования: Шелегов Ю.В. О конституционно-правовых основах введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 45-55. DOI 10.55001/2312-3184.2022.21.66.004.
12.00.02. Constitutional law; constitutional judicial process; municipal law Original article
ON THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL LEGAL FOUNDATIONS DECLARE OF THE STATE OF EMERGENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Yury V. Shelegov
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, Irkutsk, [email protected]
Introduction: the article discusses the grounds and mechanism for the introduction of a state of emergency, international standards for the introduction of a special legal regime, the procedure and conditions for restricting the rights of citizens in a state of emergency. Various types of emergency situations are considered, each of which has its own characteristics, which must be taken into account in the theory and practice of applying specific exceptional legal measures affecting human and civil rights.
Materials and methods: the normative basis of the study includes international legal acts, the Constitution of the Russian Federation, federal laws of the Russian Federation. The methodological basis of the research was the general dialectical method of scientific cognition, methods of generalization and description, cognitive methods and techniques of observation, comparison and analysis.
The results of the study. Restrictions on human and civil rights in a state of emergency can be implemented only on the basis and in compliance with the law, restrictions on rights outside the law on a special legal regime are unacceptable in a State of law. The issue of the introduction of a state of emergency in each specific case is decided individually. It is difficult to determine the line when a state of emergency should be introduced, and when it is possible to do with the legal tools that are used in normal conditions. The mechanism for the introduction of the state of emergency depends on the historical traditions of public administration, on the political regime, the form of government and the form of government.
Findings and Conclusions: The constitutional and legal mechanism for the introduction of a state of emergency in the Russian Federation is the most logical and complies with
international legal standards. The head of state has the right to declare a state of emergency, which ensures prompt response to an emergency situation. The possibility of the Parliament to cancel or approve the decision of the President of the Russian Federation on the introduction of this special legal regime within the time limit established by law provides additional guarantees of the objectivity of the decision taken.
The conduct of the legal regime in question is possible only under the condition of a real threat and within the boundaries established by the state in time and space. An insufficiently thought-out mechanism for the introduction and implementation of a state of emergency carries the threat of mass violations of human rights and the formation of an anti-democratic political regime.
Key words: special legal regimes, state of emergency, ensuring human rights.
For citation: Shelegov Yu. V. O konstitucionno-pravovyh osnovah vvedenija rezhima chrezvychajnogo polozhenija v Rossijskoj Federacii [On the constitutional and legal foundations declare of the state of emergency in the Russian Federation]. Vestnik Vostochno-Sibir-skogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022, no, 3 (102) pp.45-55 (in Russ.). DOI: 10.55001/23123184.2022.21.66.004.
Правовой режим чрезвычайного положения имеет существенное значение для обеспечения условий стабильного функционирования государственных механизмов во время обострения социальных противоречий, проблем техногенного, природного и экологического характера. Ни одно государство не обошлось в своем развитии без обострения подобных проблем, когда институты общества и государства не могут осуществлять свою деятельность в штатном режиме.
При возникновении условий, угрожающих жизни и здоровью граждан, существованию государственных институтов, должны включаться особые механизмы правового регулирования, всемерно отвечающие сложившейся ситуации. В противном случае государство не сможет обеспечить не только безопасность граждан, но и свой суверенитет, как внутренний, так и внешний.
Попытки государственного переворота и захвата власти, антигосударственные мятежи, равно как и мятежи на основе межконфессиональных или межнациональных конфликтов, несут в себе большую угрозу. Механизмы противостояния им должны быть четко продуманы и практически реализуемы. История цветных революции говорит, что далеко не все государства смогли создать правовые механизмы противостояния захвату власти группой лиц при финансировании третьих государств или организаций [1, 705]. Те правовые механизмы, которые были предусмотрены у государств, подвергшихся так называемым цветным революциям (при финансировании извне), показали свою слабую эффективность на практике и привели государство к распаду.
Примеров тому масса. Один из наиболее значимых для нашего государства -распад Советского Союза. Поэтому мы полагаем, что вопрос особенностей режима чрезвычайного положения в Российской Федерации крайне важен и для теории госу-
дарственного права, и для практики, т.е. практической возможности реализации, разработанной на основе теории, правовых положений обеспечения безопасности гражданина, общества и государства в условиях различного рода внутренних угроз.
Также нельзя забывать и о возможных проблемах техногенного, природного и экологического характера. Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности и при возникновении такого рода угроз. Именно природные стихии, техногенные катастрофы могут вызвать массовое нарушение прав человека в своих локациях. Отсутствие еды и питьевой воды, гуманитарный коллапс, мародерство - все это угрожает в первую очередь гражданам.
В описанных выше чрезвычайных для государства условиях невозможно обеспечить правопорядок, используя стандартные правовые механизмы и стандартные меры, направленные на поддержание общественного порядка в государстве. В этих условиях нужны особые рычаги государственного управления, которые позволят обеспечить стабилизацию чрезвычайной ситуации и ликвидацию возникших в ее результате негативных послествий.
Практически в каждом государстве имеются предусмотренные на случай форс-мажорных ситуаций правовые режимы. Эти режимы могут иметь разные названия, но суть их от этого не меняется - это особые правовые режимы, предусмотренные на случай возникновения опасных для общества и государства ситуаций. В Италии это режим состояния общественной опасности, в ФРГ - состояние напряженности, в Норвегии -состояние готовности, во Франции - режим осадного положения, в Канаде, США и Великобритании - режим чрезвычайного положения [2, с. 138].
Нормы права, регулирующие порядок отношений между обществом и государством при возникновении угроз конституционному строю, правам человека и безопасности общества в целом, предполагают использование нехарактерных для штатной ситуации мер, направленных на временное ограничение прав человека и гражданина с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности [3, с. 176]. Ключевое отличие указанных мер заключается в том, что могут значительно ограничиваться права не только лиц, совершивших административный проступок или подозреваемых в совершении преступления, а всех без исключения граждан региона, в котором введен особый правовой режим чрезвычайной ситуации [4, с. 123]. Кроме того, на граждан при введении подобного режима накладываются дополнительные обязанности [5, с. 149], в том числе направленные на ликвидацию неблагоприятных последствий сложившейся чрезвычайной ситуации.
Ограничения прав граждан в рассматриваемых условиях могут быть реализованы только на основе и во исполнение закона. Ограничения прав вне закона об особом правовом режиме в правовом государстве недопустимо [6, с. 10].
Конечно, в разных государствах различны ограничительные меры и в целом механизмы реализации правового режима чрезвычайного положения. Более того, жесткость введенных государством мер зависит от тяжести положения, угрозы гражданам, обществу и государству.
В разные периоды истории подобные режимы вводились во многих государствах, и, надо отметить, на схожие чрезвычайные ситуации разные государства вво-
дили свои ограничительные меры. Специфика введенных мер одна и цель одна - стабилизировать ситуацию в государстве или на определенной территории государства, а вот конкретные меры принимаются разные и зависят от уровня демократичности государственной власти и правосознания граждан. Например, в государстве с тоталитарным политическим режимом правовые меры, принимаемые при чрезвычайной ситуации, будут характеризоваться максимальной жесткостью, бескомпромиссностью и, соответственно, значительными ограничениями прав граждан.
Как было отмечено, конституции большинства государств предусматривают возможность ограничения прав человека при реализации мер чрезвычайного характера в случаях возникновения реальной угрозы государству [7, с. 37]. Так, в соответствии со статьей 16 Конституции Франции, режим «осадного положения» может вводиться в случае угрозы институтам государственной власти, целостности территории государства, независимости нации. Конституция ФРГ также предусматривает применение чрезвычайных мер при возникновении в государстве «состояния напряженности», чрезвычайные меры направлены на отражение угрозы демократическому строю [7, с. 481-483]. Конституции Бразилии [7, с. 238], Швейцарии [7, с. 352-357] и США [7, с. 138] тоже предусматривают возможность введения мер чрезвычайного характера в условиях возникновения угрозы государству и обществу.
Российская Федерация также обладает широким арсеналом правовых мер, направленных на стабилизацию ситуации в условиях чрезвычайного положения. Правовая база, регулирующая отношения, которые возникают в условиях, создающих опасность для государства и общества, достаточно логична, соответствует Конституции РФ и высоким стандартам обеспечения прав человека.
Режим чрезвычайного положения в российской Федерации регламентируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», международными договорами, заключенными Российской Федерацией.
Режим чрезвычайного положения вводится в Российской Федерации при обстоятельствах, создающих угрозу обществу и государству. Основной закон оговаривает возможность введения режима чрезвычайного положения и в отдельных местностях, и на всей территории государства (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).
Необходимо отметить, что важный момент в реализации системы сдержек и противовесов учтен в механизме принятия решения о введении режима чрезвычайного положения. Так, в соответствии со ст. 88 Конституции РФ режим чрезвычайного положения вводится Президентом России, но с незамедлительным сообщением о принятии такого решения верхней и нижней палатам Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии со ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ утверждает Указ Президента России о введении чрезвычайного положения.
Порядок и основания введения режима чрезвычайного положения прописан в Федеральном конституционном законе №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». В соответствии с указанным федеральным конституционным законом рассматриваемый правовой режим вводится при наличии непосредственных угроз конституционному строю государства; жизни, здоровью и безопасности населения страны и только в том
случае, если устранение этих угроз не может быть реализовано без принятия государством мер чрезвычайного характера [8, с. 162-167].
Основанием для введения режима чрезвычайного положения будут следующие обстоятельства.
Попытки подрыва основ конституционного строя государства, в том числе его изменение насильственным путем, а также захват государственной власти путем переворота, вооруженного мятежа. Безусловно, основанием для введения режима чрезвычайного положения будут региональные и межконфессиональные конфликты, массовые беспорядки, захват незаконными формированиями каких-либо государственных объектов, блокирование инфраструктурных объектов, террористические акты и другие обстоятельства, в случае если они создают угрозу безопасности населения страны, препятствуют нормальному функционированию органов государственной и муниципальной власти.
Также основаниями для введения в стране и на отдельных местностях чрезвычайного положения будут техногенные и природные катастрофы, обстоятельства, связанные с критическим нарушением экологии окружающей среды.
Кроме того, в результате техногенных и природных катастроф, могут быть спровоцированы эпидемии и эпизоотии, которые сами по себе являются достаточным основанием для введения режима чрезвычайного положения, поскольку представляют угрозу жизни и здоровью большого количества человек на территории государства или отдельных его территориях. Введение режима чрезвычайного положения в перечисленных случаях необходимо для проведения неотложных спасательных мероприятий по ликвидации угроз населению и минимизации последствий.
В Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» говорится, что цель введения режима чрезвычайного положения - нормализация ситуации в стане и на отдельных ее территориях, устранение угроз безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в зоне поражения, оказание им необходимой помощи, восстановление правопорядка в государстве.
Как было отмечено ранее, содержание режима чрезвычайного положения зависит от ситуации и должно быть соразмерным, т.е. отвечать целям федерального вмешательства в сложившуюся нештатную ситуацию федерального или регионального значения.
Чрезвычайное положение может вводиться исключительно с целью необходимой защиты интересов граждан, общества и государства от угроз внутреннего характера. Безусловно, режим чрезвычайного положения не сводится только к силовым методам решения проблемы, это всегда комплекс мер, направленный на стабилизацию чрезвычайной ситуации и ликвидацию ее последствий.
Исходя из положений Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», цель введения рассматриваемого правового режима не ограничивается стабилизацией ситуации и ликвидацией последствий. Важная составляющая реализации введенного режима - создание условий, исключающих возможность повторного возникновения подобной ситуации. Речь идет о контролируемых явлениях, таких как обострение криминогенной обстановки, антигосударственные мятежи, разного рода социальные волнения.
С целью стабилизации обстановки чрезвычайной ситуации специальным органам государственной власти предоставляются дополнительные полномочия, но могут ограничиваться полномочия органов государственной власти субъектов, на которых объявлен режим чрезвычайного положения, а также, как было отмечено ранее, могут ограничиваться права граждан с целью обеспечения их защиты в условиях чрезвычайной ситуации.
Вопрос введения режима чрезвычайного положения в каждом конкретном случае решается индивидуально, трудно определить грань, когда чрезвычайное положение должно быть введено, а когда можно обойтись тем правовым инструментарием, который применяется в обычных условиях [9, с.10]. В некоторых случаях при схожих обстоятельствах может быть введен режим контртеррористической операции. Например, в условиях образования на определённых территориях бандформирований, ставящих своей целью борьбу с государственным режимом, в том числе с использованием террора, может быть введен и режим чрезвычайного положения, и режим контртеррористической операции, при котором также могут значительно ограничиваться права человека и гражданина для обеспечения общества от возникших угроз терактов.
Независимо от того, какой из особых правовых режимов будет введен, нужно четко понимать общее для временных ограничительных мер правило - насколько бы ни были широки полицейские полномочия чрезвычайной власти, эти полномочия не должны выходить за пределы той цели, ради которой объявляется исключительное положение [10, с. 125].
Существует достаточно много видов чрезвычайных ситуаций, они могут выражаться как в государственной и общественной сферах, так и в природных, техногенных, экологических катастрофах. Каждый вид чрезвычайной ситуации может иметь свои особенности, и это нужно учитывать в теории и практике применения тех или иных исключительных правовых мер, затрагивающих права человека и гражданина. Можно выделить некоторые особенности чрезвычайных ситуаций в различных сферах.
В сфере государственного управления органы государственной власти субъекта Федерации надлежащим образом не выполняют свои функции, не исполняются решения федеральных органов государственной власти, осуществляются действия, направленные на подрыв основ конституционного строя и государственного управления.
В хозяйственно-экономической сфере региона происходит нарушение штатного функционирования организаций и предприятий, массовые забастовки, нарушение жизнеобеспечения населения - перебои с поставками продуктов питания, воды, энергоресурсов, сбои в работе общественного транспорта.
В сфере общественно-политических отношений возможны создание и активная деятельность незаконных бандформирований, сепаратистских организаций, националистических и экстремистских религиозных групп. Сюда же относится эскалация межнациональных и межконфессиональных конфликтов, когда участниками конфликта оказывается значительное количество граждан, проживающих в регионе.
В сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка начинаются массовые беспорядки, убийства и другие преступления, которые охватывают опреде-
ленный субъект федерации или его часть; неэффективность правоохранительной деятельности на отдельных территориях; угроза жизни и здоровью граждан; захват в заложники представителей власти и местного самоуправления, а также сотрудников правоохранительных органов [11, с. 33-34].
Безусловно, с целью ликвидации подобных ситуации необходимо введение достаточно жестких мер - режима чрезвычайного положения.
Понимая всю значимость вводимых мер (в условиях чрезвычайного положения), при которых значительно, хоть и временно ограничиваются права человека, особый интерес представляет сам механизм принятия решения о введении подобного рода режимов. Ведь государство может быть формально правовым и соответствующим высоким стандартам правовой защищенности населения, но все эти формальные рамки будут запросто размываться, в случае если лидер государства имеет рычаги введения особого правового режима в любое время и на любой срок. В таких случаях правовая защищенность граждан становится лишь фикцией, формально закрепленной в Основном законе.
т~ч __и и
В разных государствах предусмотрен свой механизм введения чрезвычайного положения. Этот механизм зависит от исторических традиций государственного управления, от политического режима, формы правления и формы государственного устройства.
В большей части государств правом введения чрезвычайных режимов обладает исполнительная власть, такой порядок предусмотрен государственным правом Франции, Испании, Ирландии, Канады и США.
В Болгарии, Израиле и Германии правом введения режима чрезвычайного положения обладает Парламент. Необходимо отметить, что в некоторых из перечисленных государств право Парламента на введение режима чрезвычайного положения не абсолютно. Все зависит от вида чрезвычайной ситуации. Например, в Аргентине в случае стихийных бедствий, а также массовых беспорядков, конгресс вправе ввести осадное положение, в то же время в случае вторжения на территорию государства иностранного контингента осадное положение вводится уже непосредственно Президентом страны, при одобрении такого решения Сенатом [6, с. 151].
Представляется, что наиболее подходящий для правового государства механизм принятия решения о введения особого правового режима, временно ограничивающего права граждан, - введение его Парламентом или одной из его палат. Это больше отвечает принципам демократии. Коллегиальный способ принятия данного решения органом законодательной власти характеризует его как крайнюю необходимость, крайнюю меру, на которую пошло правовое государство для обеспечения безопасности личности, общества и государства в условиях реальных угроз [1, с. 26]. Такой же позиции придерживается Международный Комитет по обеспечению законодательства и прав человека Международной ассоциации права. Так, на Парижской конференции было принято решение, согласно которому ответственность за введение исключительного правового режима возлагается на законодательный орган государственной власти» [6, с. 151].
Нельзя не отметить и слабые стороны озвученной выше позиции. Законодательная власть не всегда может оперативно принять решение, поскольку имеет место плюрализм мнений и процедурные механизмы могут достаточно сильно затягивать время, которого очень мало в экстренной для страны ситуации.
У исполнительной власти или главы государства, не входящего ни в одну из ветвей власти, есть в этих вопросах значительные преимущества. Именно поэтому многие государства возлагают полномочия по введению рассматриваемых режимов именно главой государства или исполнительной властью. Но, как отмечалось ранее, делегирование таких полномочий исполнительной власти или главе государства позволяет сосредоточить в одних руках или руках группы лиц достаточно широкие полномочия на основе их же решения. Считаем, что при определенных условиях это может привести к формированию антидемократического политического режима. Именно поэтому в большинстве стран предусмотрен институт парламентского контроля над органами государственной власти, наделенными чрезвычайными (исключительными) полномочиями. Очень важно, чтобы в условиях чрезвычайной ситуации при введении, а также при реализации правового режима чрезвычайного положения четко была организована система сдержек и противовесов.
Конечно, законодательная власть не должна создавать препятствия исполнительной при ликвидации последствий, причин, условий чрезвычайной ситуации, но у нее должен оставаться рычаг воздействия на органы исполнительной власти с вытекающей ответственностью, о которой говорилось ранее. Органы законодательной власти должны быть наделены правом влиять на объем полномочий главы исполнительной власти или главы государства. Если глава государства (глава исполнительной власти) уполномочен вводить чрезвычайное положение, то законодательная власть должна проверить законность и обоснованность такого решения и в последующем признать необходимость такого решения и одобрить либо отменить введенный режим. Вопрос лишь в том, какое время должно быть установлено для проверки решения о введения чрезвычайного положения и какое большинство может утвердить или отменить решение главы государства о введение указанного режима.
Нужно отметить, что в конституционно-правовом механизме введения чрезвычайного положения в Российской Федерации учтены все описанные выше нюансы. И право введения чрезвычайного положения главой государства и возможность отменить или утвердить решение Президента РФ о введении указанного особого правового режима в срок не более 72 часов.
Подводя итог, нужно отметить, что современные реалии диктуют необходимость закрепления в конституционном праве каждого государства возможность введения чрезвычайного положения. Наиболее рациональный механизм нам видится в порядке введения особых правовых режимов в Российской Федерации, когда глава государства принимает решение о введении режима, а законодательный орган может в установленные сроки одобрить или отменить принятое главой государства решение. Ограничения прав, вводимые при режиме чрезвычайного положения, должны носить временный характер и, если это не предусмотрено законодательно, то есть угроза формирования, при определенных условиях, антидемократического политического режима.
т~ч и __и
В настоящее время государственно-правовой институт чрезвычайного положения - важнейший механизм обеспечения общественной безопасности государства в условиях
серьезных внутренних угроз безопасности с четко обозначенными правовыми границами. Введение рассматриваемого правового режима возможно лишь при условии реальной угрозы и в рамках установленных государством границ во времени и пространстве. Недостаточно продуманный механизм введения и реализации режима чрезвычайного положения несет в себе угрозу массовых нарушений прав человека и формирования антидемократического политического режима. Любые изменения и новшества в основаниях введения, порядке реализации рассматриваемого режима должны быть тщательно обдуманы и соответствовать как международным стандартам, так и доктринальным основам системы сдержек и противовесов в правовом государстве.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Римский, А.В., Рязанова, Н.А. Экстремизм и насилие в практиках «цветных переворотов»: «сакральная жертва» и «чрезвычайное положение» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. - Т. 44. -№ 4. - С. 704-713.
2. Мелехин, А.В. Особые правовые режимы. М.: АУ МВД России, 2008. - 144 с.
3. Шадрин, В.В. Проблемы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения // Крымский Академический вестник. 2017. - № 2.
- С. 176-178.
4. Ковалев, В.В. Права и обязанности человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения // Современная научная мысль. - 2013. - № 3.- С. 123-128.
5. Домрин, А. К. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах. //Международная жизнь. - 1993. - № 5-6. - С. 149-152.
6. Бражник, В.А., Сидоренко, Д.А., Кушниренко, А.Г. К вопросу ограничения прав и свобод человека в условиях действия специального правового режима // Международный научный журнал Интернаука. - 2018. - Т. 3. - № 9 (49). - С. 10-14.
7. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: БЕК, 2002. - 592 с.
8. Смирнов, П.А. Понятие чрезвычайного и военного положений в законодательстве России и зарубежных стран // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2005. -№ 2 (259). - С. 162-167.
9. Аметчаев, Э.З. Правовые основы режима чрезвычайного положения // Крымский Академический вестник. 2017. - № 3. - С. 9-13.
10. Гессен, В.М. Исключительное положение. СПб.: юрид. кн. скл. «Право», 1908. VIII.
- 410с.
11. Григорьев, В.М. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях (правовое обеспечение, организация, методика). Дисс.... докт. юрид. наук. - М., 1993. - 565 с.
12. Авидзба, Р.С. Роль федерального собрания российской федерации в вопросах использования сил и средств обеспечения национальной безопасности // Юридический вестник.
- 2021. - № 3 (7). - С. 25-28.
REFERENCES
1. Rimsky A.V., Ryazanova N.A. Extremism and Violence in the Practices of "Color Coups": "Sacred Victim" and "State of Emergency" // Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2019. Vol. 44. No. 4. pp. 704-713.
2. Melekhin A.V. Special legal regimes. M. : AU MIA of Russia, 2008. - 144 p.
3. Shadrin V.V. Problems of restriction of fundamental rights and freedoms of a person and a citizen in a state of emergency // Crimean Academic Bulletin. 2017. No. 2. pp. 176-178.
4. Kovalev V.V. Rights and obligations of a person and a citizen in a state of emergency and martial law // Modern scientific thought. 2013. No. 3. P. 123-128.
5. Domrin A.K. Institute of emergency in foreign countries. //International life. 1993. #5-6. pp. 149-152.
6. Brazhnik V.A., Sidorenko D.A., Kushnirenko A.G. On the issue of restricting human rights and freedoms under the conditions of a special legal regime // International scientific journal Inter-nauka. 2018. V. 3. No. 9 (49). pp. 10-14.
7. Constitutions of foreign states: Textbook / Comp. prof. V.V. Maklakov. Ed. 3rd, revised. and additional - M.: BEK, 2002. - 592 p.
8. Smirnov P.A. The concept of emergency and martial law in the legislation of Russia and foreign countries // News of higher educational institutions. Jurisprudence. 2005. No. 2 (259). pp. 162-167.
9. Ametchaev E.Z. Legal foundations of the state of emergency // Crimean Academic Bulletin. 2017. No. 3. pp. 9-13.
10. Gessen V.M. Exceptional position. St. Petersburg: jurid. book. skl. "Right", 1908. VIII. -
410s.
12. Avidzba R.S. The Role of the Federal Assembly of the Russian Federation in the Use of Forces and Means of Ensuring National Security // Legal Bulletin. 2021. No. 3 (7). pp. 25-28.
11. Grigoriev V.M. Investigation of crimes in emergency conditions (legal support, organization, methodology). Diss.... doc. legal Sciences. - M., 1993. 565 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Шелегов Юрий Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин. Восточно-Сибирской институт МВД России. 664028, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110. INFORMATION ON AUTHORS
Shelegov Yury Vladimirovich, Candidate of Law, Deputy Head of the Department of State and Legal Disciplines.East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 664028, Russia, Irkutsk, st. Lermontova, d. 110.
Статья поступила в редакцию 01.02.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 13.09.2022.
The article was submitted 01.02.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 13.09.2022.