Научная статья на тему 'О КОНСТАНТАХ БЫТИЯ И ИНВАРИАНТАХ ОБРАЗОВАНИЯ (В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ)'

О КОНСТАНТАХ БЫТИЯ И ИНВАРИАНТАХ ОБРАЗОВАНИЯ (В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТАНТЫ БЫТИЯ / CONSTANTS OF BEINQ / ИНВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION INVARIANTS / БИНАРНОСТЬ / BINARY / ВАРИАТИВНОСТЬ / VARIABILITY / ВИЗУАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВЫ / VISUAL DIDACTIC REQULATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штейнберг Валерий Эмануилович, Манько Наталия Николаевна

Рассматривается задача поиска инвариантных оснований множества технологий обучения. На основе принципа бинарности выделены социокультурные и антопокультурные инвариантные основания, реализующие и процесс обучения, и процесс образования. Приведены примеры визуальных дидактических регулятивов логикосмыслового типа - важных элементов технологии бинарного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штейнберг Валерий Эмануилович, Манько Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CONSTANTS OF BEING AND INVARIANTS OF EDUCATION (IN THE ORDER OF THE DISCUSSION)

The problem of searchinq for invariant bases of a set of learninq technoloqies is considered. On the basis of the binary principle, sociocultural and anthropocultural invariant foundations are realized, realizinq both the learninq process and the process of education. Examples of visual didactic requlators of the loqical-semantic type-important elements of binary-type technoloqy are qiven.

Текст научной работы на тему «О КОНСТАНТАХ БЫТИЯ И ИНВАРИАНТАХ ОБРАЗОВАНИЯ (В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ)»

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько О КОНСТАНТАХ БЫТИЯ И ИНВАРИАНТАХ ОБРАЗОВАНИЯ (в порядке дискуссии)

Ключевые слова: константы бытия, инварианты образования, бинарность, вариативность, визуальные дидактические регулятивы.

Аннотация: рассматривается задача поиска инвариантных оснований множества технологий обучения. На основе принципа бинарности выделены социокультурные и антопокультурные инвариантные основания, реализующие и процесс обучения, и процесс образования. Приведены примеры визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа - важных элементов технологии бинарного типа.

doi: 10.21510/1817-3292-2017-4-145-157

Проблема. Объемная и обстоятельная работа Г.К. Селевко [6; 7], аналогов или продолжения которой до сих пор не появилось, наводит, тем не менее, на размышления о том, почему возникло столь много педагогических технологий (500!) при том, что люди во многом и психологически, и физиологически одинаковы. А также на вопрос: нет ли в основании этого множества технологий неких неизменных, инвариантных оснований, которые скрываются под многообразием авторских педагогических находок и вариаций исполнения учебных занятий? Рискнем предположить, что данный вопрос небезынтересен многим ученым и практическим педагогам, что и предлагается обсудить в рамках заочного круглого стола, любезно организуемого «Педагогическим журналом Башкортостана».

Существуют различные специальные определения термина «инвариант», остановимся на следующем: «инвариант» (от латинского invarians - неизменяющийся) - величина, остающаяся неизменяемой при тех или иных преобразованиях [2]. К идее инвариантов образования обращались видные отечественные ученые. Н.Ф. Талызина указывала на необходимость в каждом учебном предмете «выделять те структурные элементы, из которых слагаются любые частные явления этого предмета, то есть выделять инвариант системы и представлять все частные явления, слагающие эту систему, как проявление этого инварианта» [9]. Н.И. Резник на основании обзора истории отечественного образования выделил ряд констант его развития, определявших характер взаимоотношений общества и государства в решении проблем образования, раскрывая их эволюцию в историческом плане [4]. А.А. Вербицкий и М.Д. Ильязова сформулировали и решили проблему формирования инвариантов профессиональной компетентности студента на основе ситуационно-контекстного подхода [3].Исследователи уфимской научной школы также обращались к идее инвариантов образования: поиски велись в дисциплинах культурологического цикла [5] и естественнонаучного цикла [10]; рассматривались особенности ориентации человека в материальных и абстрактных пространствах [12]; некоторые результаты поиска обобщены в монографии [11]. Однако следует признать, что проблема признания, обоснования и применения инвариантов образования в дидактике, оставаясь малоисследованной, все еще продолжает привлекать внимание ученых.

Предложение по решению проблемы. В качестве исходного предположения нами выдвинут принцип бинарности систем: бинарный (лат. binarius) - состоящий из двух частей, компонентов [8]. В контексте рассматриваемой проблемы бинарность образуют два признака: «инвариантный» и «оппозиционный» - вариативный, то есть предметом рассмотрения оказывается инвариантно-вариативный характер технологий обучения.

III III

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп N 4(71), Я017 ёмооай

Вторая часть признака - «вариативный» - достаточно понятна и представляет собой не что иное, как авторские научные или практические находки, авторские приемы педагога и т. п. Неопределенность же первой части признака - «инвариантно...» - инициировала поиск в области социокультурных и антропокультурных оснований процессов образования и обучения. В частности, в качестве инвариантов образования были рассмотрены так называемые константы бытия и способы постижения мира (рис. 1-2), а в качестве инвариантов обучения - механизмы отражения действительности и оперирования соответствующими формами представления знаний (рис. 3-4). Предполагалось, что такой подход позволит прояснить содержание признака «инвариантно-вариативный» и даст возможность попытаться спроектировать технологию обучения на принципе бинарности.

К социокультурным инвариантным основаниям целесообразно, по нашему мнению, отнести три инвариантных формы (и этапа) образовательного процесса, соответствующих «формуле образованного человека», способного адекватно познавать, переживать и оценивать окружающую действительность. Данная формула поясняется следующим образом: среди различных констант бытия выделяются три: «истина», «красота» и «добро», которые являются глобально значимыми, так как коррелируют с тремя исторически сложившимися сферами освоения мира человеком: наукой, задачей которой является отыскание истины; искусством, задачей которого является отыскание или формирование образов красоты; и моралью, задачей которой является различение и оценивание добра и зла. В процессе общего образования, до профилизации и последующего профессионального образования должны развиваться все три базовые способности - познавательная, эмоционально-образная переживательная и оценочная. Одна из них при получении профессионального образования выделяется и становится ведущей, а остальные поддерживают ее. То есть связь трех констант бытия - «истина», «красота», «добро» - с тремя сферами постижения мира человеком - «наука», «искусство», «мораль» - вполне очевидна (рис. 1), и для успешной деятельности в каждой сфере необходима соответствующая способность - «исследовательская познавательная», «эстетическая образная переживательная», этико-праксеологическая оценочная» (рис. 2).

Отметим, что в общеобразовательной и профессиональной школах существует устойчивый дисбаланс в пользу познавательной учебной деятельности и, соответственно, развития способности к познанию. Данный дисбаланс инициировал тенденцию гуманитаризации образования, но оказался возможным и технологический путь решения проблемы, основанный на дидактических средствах малого формата и визуальных дидактических ре-гулятивах:

а) формирование навыков генерации малоформатного эмоционально-образного отклика на изучаемую тему, оформляемого эстетическими средствами какого-либо жанра искусства (что усиливает эффект присвоения и запоминания знаний; оформляется в виде микрорисунка, микростиха, микросказки, афоризма);

б) формирование навыков оценивания значимости изучаемой темы по отношению к различным объектам и сферам жизни: человеку, природе, обществу, науке, производству, быту (что также усиливает эффект присвоения и запоминания знаний).

Опытно-экспериментальные работы по апробации разработки подтвердили эффективность и экономичность данного подхода, позволяющего за малый промежуток времени при завершении занятий инициировать с помощью ориентировочных основ действий - визуальных дидактических инструментов переживательные и оценочные действия обучающихся, то есть развивать необходимые базовые способности.

приглашение к дискуссии

Рис. 1. Схема взаимосвязи констант бытия и инвариантов образования

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71), В017 й®ааз®э

Рис. 2. Матрица взаимосвязи констант бытия, инвариантов образования, деятельности и способностей

В качестве инвариантов обучения были рассмотрены механизмы мышления, которыми может оперировать обучающийся в процессе учебно-познавательного восхождения (рис. 3). Это механизмы чувственно-образного отражения, вербально-логического отображения и модельного отображения. Первый наследуется биологически и развивается в процессе обучения, а второй и третий формируются прижизненно в процессе обучения. Причины формирования второго и третьего механизмов мышления - искусственно созданные формы представления знаний в процессе социализации и технологической эволюции общества.

приглашение к дискуссии

Рис. 3. Взаимосвязь механизмов отражения действительности и соответствующих форм представления знаний

Исходя из гипотезы существования трех механизмов мышления, инвариантную структуру процесса учебной познавательной деятельности можно представить в трехэтап-ной форме: «восприятие - осмысление - фиксация» (рис. 4). Выполнение учебной деятельности на каждом этапе может поддерживаться ориентировочными основами действий (ООД) и дополняться элементами гипермедийной технологии. Следует отметить, что со-

педагогический журнпл спшнортостпнп м 4(71), яо17 емао-ай

временные технологии обучения действительно развиваются в данном направлении - дополняются визуальными субмодельными и модельными средствами.

Рис. 4. Взаимосвязь инвариантов обучения с механизмами отражения действительности

Опираясь на вышеизложенное и используя группы инвариантов образования и обучения, можно попытаться представить инвариантную «клетку» технологий обучения (рис. 5).

&мойоп приглашение к дискуссии

Рис. 5. Структура инвариантной «клетки» технологий обучения

Возвращаюсь к исходному положению о бинарной структуре технологий обучения, можно предположить, что на инвариантную «клетку», акцент которой может делаться на тот или иной этап-компонент, условно «наслаиваются» (при необходимости) вариативные компоненты: полезные для изучения темы межпредметные связи; реализационные потенциал изучаемых знаний, включая задачи на практическое применение их в области той или иной компетенции; а также авторское вариативное исполнение занятия педагогом (рис. 6).

педагогический журнал Башкортостана м 4(71), яо17 емао-ай

Рис. 6. Бинарная (инварианто-вариативная) структура технологий обучения

Апробации подхода. Апробация изложенного в статье подхода системно выполнялась в процессе диссертационных исследований, посвященных преподаванию предметов естественнонаучного цикла - физики [13] и математики [1], а также фрагментарно при проведении опытно-экспериментальной работы в школах Республики Башкортостан в период с 1992-го по 1998 год (монографические публикации и публикации в научных изданиях списка ВАК также можно считать апробацией разработанного подхода). Далее приводятся визуальные фрагменты дидактического обеспечения - логико-смысловые модели и матрицы, спроектированные для занятий по теме «Молекулярно-кинетическая теория» кандидатом педагогических наук Ю.А. Шуруповым (подробно ознакомиться с технологией проведения занятий можно в работе [13]).

СП

со

©ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКТ

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

"НИИ" '.-'7 ;

МКТ .,7-/. ©.>*;

л .-* : .<• 7 / «.'-'

(К4) .-<• 7 ( -.* .

/ */*•'-■■''•'.»''/-

/ ' А* ' * УЫтХ^ь^-'

"Л1*.......0:-;0л.0'*

..о

-О'/-'-;.'

Т-" V • ФУНДАМЕНТАЛЬНО-*—-* ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС (ФХК)

Физические эффекты и явления, иллюстрирующие и подтверждающие теорию

| ПОЛУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ Металлургия О

1 ПОЛУЧЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ Сварка ф

| ФОРМООБРАЗОВАНИЕ Штамповка ф

| ПОЛУЧЕНИЕ РАСТВОРОВ Электролиты ф

| УЛУЧШЕНИЕ СВОЙСТВ Азотированиеф

О о

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

ВТОРИЧНЫЕ ФУНКЦИИ

I

а

I

I *

Э?

ь

п€/1пгогич€ский журнпл спшнортостпнп n 4(71), я017

5ОоОООП

Рис. 7. Логико-смысловая модель по теме «Молекулярно-кинетическая теория» (МКТ)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ УРОКА

СТРУКТУРА ФО (К2)

свойства ФО признаки ФО

определение ФО логическая конструкция ФО

т о ю

о О

2 е

&

У V

((типы контроля знаний:

распознавание, вариация,генерация

I »формы отображения знаний:

образ,описание,модель

I)формы учебных действий:

планирование,выполнение, рефлексия

ф типы наглядности:

предметная,словесная,модельная

Оформы учебной деятельности:

предметная,речевая,модельная

О формы образовательного

ПрОЦеССЭ:познание,переживание оценка

О методологические

и к

II

и

С! О.

ш

X

о о

5

О в

з г л

I 2 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ х щ о к Ч

О. 5 О с I 5

-О-о-

0

1

ГО О

¡О о 0 -О-

ЭТАП ПОЗНАНИЯ-1

обобщение и рефлексия репродукция знаний приложение ФО в

конкретных случаях анализ и осмысление ФО

принципы урока:

■многомерность

•орудииность и восприятие и представление

•управляемое^ -системность-

актуализация знании ЭТАП

мотивация

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗ. ОБЪЕКТА (ФО)

авторы научных и технических идеи/; современные приложения и переспективы

МНОГОМЕРНЫЙ УРОК ФИЗИКИ

привязка у оценки к ФО

межпредметные связи, творчество учащихсяг

определение оцени-9 ваемого качества

определение численной

оценкиШ

л о О 110 5 * 1г

7 * 5 3 1 5

а п х со« — ш ш

ассоциации

ПОЗНАНИЯ-2 (К5)

ш о 20 5 «

I'

5- *

ГО щ СО П П ГО X ос

ГО I

. ГО

детализация связей ФО и образа связывание изменения параметров ФО и параметров образа оформление образа ФО (создание графических и литературных форм образа ФО)

§6

2 3

0 О.

ь >.

оЕ

* а

1 I-

ш о Ч ш ш

ш

ГУМАНИТАРНЫЙ ФОН

ЭТАП ОЦЕНИВАНИЯ

ЭТАП

ПЕРЕЖИВАНИЯ

Рис. 8. Логико-смысловая модель «Многомерный урок физики»

приглашение к дискуссии

Рис. 9. Логико-смысловая модель «Дидактический генератор задач по теме МКТ»

пепп готический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4(71), Я017 §®а৮!

Рис. 10. Матрица «Знания и умения по теме МКТ»

Рис. 11. Матрица «Переживание знаний по теме МКТ»

Рис. 12. Матрица «Оценивание знаний по теме МКТ»

Заключение. 1. Задача исследования инвариантов образования и обучения представляется актуальной в контексте поиска эффективных методов построения дистантного образования и самообразования, а также совершенствования стационарного обучения и педагогической профессии в целом.

2. Одно из потенциальных направлений решения означенной проблемы - технология бинарного типа с инвариантной основой и вариативной (локальной) локализацией. В

156

приглашение к дискуссии

качестве инвариантной основы технологии бинарного типа возможно использовать социокультурные основания, происходящие от значимых глобальных констант бытия, а также антропокультурные основания - механизмы отражения и отображения действительности, оперирующие тремя основными формами представления знаний.

3. Ключевыми элементами технологии бинарного типа являются визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа, выполняющие функции ориентировочных основ действий и логической организации многочисленных разнородных элементов технологии, благодаря чему повышается интенсивность учебного процесса и степень самостоятельности обучающегося.

1. Арсланбекова, С.А. Реализация развивающего потенциала естественно-математических дисциплин на основе проектно-технологического подхода (на примере математики) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2003. - 24 с.

2. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://aoo.al/vGS7qR (дата обращения : 15.08.2017).

3. Инварианты профессионализма: проблемы формирования [Текст] : монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - Москва : Логос, 2011. - 288 с. ISBN978-5-98704-604-3.

4. Резник, Н.И. Вопросы образования: Инвариантный подход. Компетентностный подход [Текст] : монография / Н.И. Резник, О.Г. Берестнева, Л.Ф. Алексеева, Г.Е. Шевелев. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 470 с. ISBN 978-98298-568-2.

5. Рябова, С.В. , Штейнберг, В.Э. Инварианты знаний в культурологическом цикле как ориентировочная основа учебной деятельности [Текст] // Образование и наука. - 2003. - № 2. С. 26-36. (ВАК)

6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст]. - Москва : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). ISBN 5-87953-196-1.

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. - Т. 1. - Москва : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). ISBN 5-87953-227-5.

8. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://aoo.al/GvcKvC (дата обращения : 15.08.2017).

9. Талызина, Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Советская педагогика. - 1973. - № 7. - С. 71-82. - С. 74.

10. Штейн ерг В.Э. Инварианты знаний для общего и профессионального образования на основе дидактических многомерных инструментов // Образование и наука. - 2002. - № 5. С. 150-163. (ВАК)

11. Штейн ерг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. - Москва : Народное образование, 2015. - 351 с. ISBN 978-5-87953-366-8.

12. Штейнберг, В.Э. , Бакусов, Л.М. , Манько, Н.Н. Дидактический дизайн: когнитивно-динамический инвариант ориентации в знаниевом пространстве // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №5. - С. 63-72. (ВАК)

13. Шурупов, А.Ю. Развитие комплексных учебных умений учащихся средствами инструментальной дидактики (на примере физики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.