Научная статья на тему 'О когнитивных и аффективных компонентах «Образа я» младших школьников'

О когнитивных и аффективных компонентах «Образа я» младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
281
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ОБРАЗ Я" / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / САМООЦЕНКА / «AN IMAGE I» / КОГНИТИВНОЕ DEVELOPMENT / A SELF-APPRAISAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цветков А. В., Миронов Д. И.

«Образ Я» — наиболее популярная личностная структура в современных исследованиях, однако к настоящему моменту он явно недостаточно исследован у младших школьников. Данная статья заполняет этот пробел. Когнитивные компоненты «Образа Я» изучались при помощи метода «Гомункулус» А. В. Семенович, аффективные — самооценка — при помощи метода «Круг» Л. А. Регуш. Были обследованы дети, нормально развивающиеся и с нарушениями зрения. Показано, что у здоровых детей меньше дифференци-рованность «Образа Я», но выше самооценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цветков А. В., Миронов Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the cognitive and affective components of «The Image I» for primary school children

“The image I» is the most popular personality structure of modern re-search, but at the moment it is not enough studied for primary school children. This article fills this gap. Cognitive components of the «The image I» were studied by the method of» Homunculi» by A. V. Semenovitch, affective components — self-appraisal — with the method of «Circle» by L. A. Regush. The authors examined the children, normally developing and visually impaired. It is shown that healthy children have less differentiated «The image I», but they have higher self-appraisal.

Текст научной работы на тему «О когнитивных и аффективных компонентах «Образа я» младших школьников»

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А. В. Цветков, канд. психол. наук, доцент,

кафедра клинической психологии,

Д. И. Миронов, соискатель,

кафедра педагогической психологии,

Московский психолого-социальный институт,

г. Москва, Россия,

ats1981@gmail.com

О КОГНИТИВНЫХ И АФФЕКТИВНЫХ КОМПОНЕНТАХ «ОБРАЗА Я» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема «Я-образа» (я-концепции, самосознания, термины разнятся у разных авторов) разрабатывается уже более века, и на данный момент, как в российской, так и в зарубежной психологии, несмотря на различия в подходах, установилось общее мнение о присутствии в этом образовании когнитивного (образ своего тела и личности, социального окружения), эмоционально-оценочного (самооценка, самоотношение) и смыслового компонентов (постановка целей жизни и критика к своему поведению). Вопрос о методах исследования данных психических образований, однако, окончательно не решен. Особенно актуальным этот вопрос стал в настоящее время, когда разрабатывается концепция психологической безопасности образовательной среды1 — наличия условий, способствующих удовлетворению потребностей ученика в личностно-доверительном общении и обеспечивающих психическое здоровье включенных в нее участников. Для обеспечения психологической безопасности авторы предлагают опираться на ряд принципов, среди которых опора на развивающее обучение и принцип психологической защиты личности каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса. Реализация этих принципов возможна, по мнению И. А. Баевой, благодаря систематиче-

Дети с нарушениями зрения более дифференцированно воспринимают свое тело, чем здоровые дети.

Как нам кажется, не вызывает сомнений положение, что именно развитие личности является одним из значимых параметров, подлежащих мониторингу.

В нашей предшествующей статье2 в качестве показателей личностного развития у старших школьников (9-11 классы) диагностировали тревожность и показатели знако-во-символической деятельности (речь и образный компонент), но в дальнейшей работе столкнулись с тем, что у детей младшего школьного и ранне-подросткового возраста связь этих показателей не является такой существенной и однозначной. Поэтому наше внимание привлекла категория «Образа Я» ребенка, которая с учетом перечисленных выше его компонентов, является достаточно удобным объектом для психологического мониторинга по двум причинам: его компоненты относительно доступны диагностике, а результат (предположительно, обоснование этого является целью цикла наших исследований) является прогностичным в отношении психологического благополучия учащегося.

Исходя из данных теоретического анализа, указывающих на необходимость психологического мониторинга «Образа Я» для контроля состояния младших школьников, была поставлена задача: выявить особенности

скому мониторингу изменений в образовательной среде и состоянии ее участников.

«Образа Я» младших школьников в норме и при нарушениях зрительного восприятия.

№ 3 (21) МАРТ 2012

дискуссия |

журнал научных публикаций %

Выборка. В данном исследовании приняли участие 50 детей в возрасте от 7 до 10 лет, из них 27 здоровых детей и 23 ребенка со следующими нарушениями зрения: дальнозоркость, амблиопия обоих глаз, амблиопия левого глаза, гиперме-тропический астигматизм обоих глаз, расходящееся косоглазие, сходящееся косоглазие, смешанный астигматизм обоих глаз, органическое поражение зрительного анализатора, дальнозоркий астигматизм левого глаза, спазм аккомодации, миопия, гиперметропия, врожденная миопия высокой степени.

Методы: «Гомункулус» по А. В. Семенович, методика «Круг» для диагностики самооценки (Л. А. Регуш).

Методика «Гомункулус» представляет собой раскрашивание схематического человечка цветными карандашами. Исследование с помощью данной методики в большей степени направлено на проведение диагностики соматических нарушений, однако качественный анализ рисунка может говорить о том, как воспринимает испытуемый «образ своего физического Я». В данном исследовании внимание направлено на исследование аффективно-когнитивного компонента образа тела, что позволяет нам изучить самоотношение и дифференцирован-ность «образа физического Я».

Интерпретация методики «Гомункулус» основана на описании встреченных феноменов: 1) пуговицы, деление туловища пополам; 2) цветные руки; 3) красные волосы/ дорисована шапка; 4) красный рот; 5) красные волнистые линии на рисунке; 6) перевязка на горле, бусы, воротник; 7) румянец на щеках; 8) маленький рот/отсутствие рта; 9) нераскрашенное туловище; 10) большой нос (относительно всего лица); 11) пятно на теле (учитывается каждое пятно по отдельности); 12) затемненная левая сторона туловища; 13) помеченные суставы; 14) крупные штрихи раскрашивания. За каждый из встреченных феноменов начисляется один балл, что дает количественный показатель развитости телесного компонента «Образа Я». Особое внимание в качественном анализе методики было уделено показателю

Чем выше оценивает себя испытуемый (и чем более он эгоцентричен), тем более он склонен помещать себя в центр субъективной вселенной, моделью которой служит круг.

дифференцированности «образа физического Я» и показателю «нераскрашенное туловище», которое характеризует асоматогнозис или невосприятие собственного тела.

Для исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста была использована методика Л. А. Регуш «Круг», основанная на предположении, что чем выше оценивает себя испытуемый (и чем более он эгоцентричен), тем более он склонен помещать себя в центр субъективной вселенной, моделью которой служит круг. Обработка методики основана на делении расстояния до центра круга, выставленного ребенком на радиус круга.

Несмотря на то, что данное исследование является пилотажным, что обуславливает малое число примененных методов, его результаты в некоторой степени показательны.

Результаты исследования. Проведенные с помощью «Гомункулуса» исследования по когнитивному компоненту «образа физического Я» у здоровых детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и с нарушениями зрения, дали следующие результаты: здоровые дети в среднем набрали меньше баллов (3,2), чем дети с нарушениями зрения (4,1), что отражает несколько большую дифференцированность «образа физического Я» у этой группы. К полученным данным был применен метод непараметрической статистики (и-критерий Манна-Уитни для независимых выборок) с целью выявления достоверности различий между здоровыми школьниками и с нарушениями зрения. Результаты статистической обработки данных показали, что выявленное различие по уровню дифференцированности «образа физического Я» статистически достоверно.

Также при качественном анализе методики «Гомункулус» были выявлены следующие характерные особенности для детей 7-10 лет (табл. 1):

а) здоровые дети младшего школьного возраста наиболее часто изображали: пуговицы, деление туловища пополам (29 % детей); цветные руки (71 %); красный рот

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1

Распределение качественных характеристик методики «Гомункулус» среди относительно здоровых и детей с нарушениями зрения младшего школьного возраста

Респонденты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Здоровые 29 71 19 48 5 43 29 0 0 0 14 5 14 86

С нарушениями зрения 8 73 0 4 19 31 0 85 0 0 46 15 4 81

Примечание: в таблице список симптомов по методике «Гомункулус» дан в той же последовательности, что и выше при описании особенностей интерпретации.

(48 %); перевязка на горле, бусы или воротник (43 %); румянец на щеках (29 %); крупные штрихи (86 %);

б) дети с нарушениями зрения наиболее часто изображали: цветные руки (73 % детей); перевязка на горле, бусы или воротник (31 %); маленький рот/отсутствие рта (85 %); пятно на теле (46 %); крупные штрихи (81 %).

Как видно, некоторые феномены (красный рот, крупные штрихи) у детей с нарушениями зрения более частотны, другие (перевязка на горле) — менее частотны.

Проведенное угловое преобразование Фишера, для выявления различий между выраженностью качественных характеристик «образа физического Я» здоровых детей и детей с нарушениями зрения, показало с уровнем значимости р=0,05, что у здоровых детей, по сравнению с детьми с нарушениями зрения, преобладают такие феномены, как пуговицы, деление туловища пополам, красные волосы, красный рот и помеченные суставы. У детей с нарушениями зрения, по сравнению со здоровыми детьми, преобладают такие феномены как маленький рот/отсутствие рта и пятна на теле.

Нами также были рассмотрены возрастные особенности «образа физического Я» данных детей.

Выявлено, что здоровые дети 7-8 лет в среднем набрали меньше баллов (2,8), чем дети 9-10 лет (3,52), а у детей с нарушениями зрения 7-8 лет наблюдается более высокая дифференцированность физического Я (4,2), чем у детей 9-10 лет (4). Однако обработка данных, приведенных в табл. 2, по критерию Манна-Уитни на уровне значимости р=0,05 не выявила различий по уровню дифференцированности «образа физического Я» как у здоровых детей в зависимости от возрастных особенностей, так и у детей с нарушениями зрения. Обнаружено, что у здоровых детей 7-8 лет дифференциро-ванность «образа физического Я» достоверно (уровень значимости р=0,01) ниже, чем у детей 7-8 лет с нарушениями зрения.

Кроме того, значимым представляется, что ни у одного ребенка не был выявлен показатель отрицания собственного тела. Таким образом, дети с нарушениями зрения более дифференцированно воспринимают свое тело, чем здоровые дети, к тому же, при качественном рассмотрении рисунков у них был обнаружен гипертонус определенных частей тела, подавленная агрессия и более вы-

Таблица 2

Суммарный балл по методике «Гомункулус» среди относительно здоровых и детей с нарушениями зрения младшего школьного возраста.

Респонденты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Здоровые 7-8 лет 2 1 6 3 3 5 5 7 4 2 1 6 1

Здоровые 9-10 лет 2 6 1 5 2 7 4 2 2 4 2 3 2 2

С нарушениями зрения 7-8 лет 5 3 6 5 3 4 5 3 5 3 5 3 5

С нарушениями зрения 9-10 лет 4 4 9 4 4 4 3 2 3 3

№ 3 (21) МАРТ 2012

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций %

сокии уровень тревожности, что может указывать на некую «зацикленность» детей с нарушениями зрения на своем физическом Я.

Анализируя данные исследования аффективного компонента «образа Я» (самооценки) у здоровых детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и с нарушениями зрения, было выявлено, что у здоровых детей показатель самооценки находится ближе к центру круга (0,37 балла), а у детей с нарушениями зрения показатель самооценки находится несколько дальше от центра (0,60 балла), чем у здоровых детей. Тенденция к более высокой самооценке у здоровых детей подтверждена и-критерием Манна-Уитни.

Обнаружено также, что здоровые дети 7-8 лет оценивают себя несколько ниже, чем дети 9-10 лет (0,54 и 0,23 баллов соответственно). Такую же картину наблюдаем и у детей с нарушениями зрения — у детей 7-8 лет с нарушениями зрения самооценка несколько ниже, чем у детей с такими же проблемами 9-10 лет (0,7 и 0,49 баллов соответственно).

Как уже было упомянуто выше, для младших школьников более значимыми являются категории интересов, учебной деятельности и на последнем месте у них находится половая идентичность и внешность. Полученные данные в ходе нашего эксперимента также указывают на то, что у здоровых детей младшего школьного возраста наблюдается меньшая дифференцированность «образа физического Я», чем у детей с нарушениями зрения.

Показатели самооценки у детей 7-8 лет ниже, чем у детей 9-10 лет вне зависимости от состояния здоровья. Однако достоверных различий по критерию Манна-Уит-ни на уровне значимости р=0,05 выявлено не было, но все же обнаружена тенденция к увеличению уровня самооценки у детей 9-10 лет.

Исходя из теоретических предпосылок о временной перспективе детей 7-10 лет и полученных нами данных об их уровне самооценки, можно сделать вывод о том, что младшие школьники чаще всего оценивают себя в настоящем, с некоторым акцентом на прошлое, к тому же их самооценка несколько увеличивается к 9-10 годам, однако у относительно здоровых детей самооценка

заметно выше, чем у детей с соматическими заболеваниями (в нашем случае с нарушениями зрения).

Таким образом, «образ Я» находится на стадии формирования входящих в него когнитивного и аффективного компонентов: у детей с нарушениями зрения наблюдается более дифференцированное восприятие «образа физического Я», чем у здоровых, с выявлением у них гипертонуса определенных частей тела и подавленной агрессии и более высокого уровня тревожности, что указывает на повышенную концентрацию внимания этих детей с нарушениями зрения на своем физическом Я. Выявлено также, что здоровые дети 7-8 лет оценивают себя несколько ниже, чем дети 9-10 лет, то же самое происходит и у детей с нарушениями зрения, т. е. у детей 7-8 лет показатели самооценки ниже, чем у детей 9-10 лет вне зависимости от состояния здоровья. К тому же младшие школьники чаще всего оценивают себя в настоящем, с некоторым акцентом на прошлое, а их самооценка несколько увеличивается к 9-10 годам, однако у относительно здоровых детей самооценка заметно выше, чем у детей с соматическими заболеваниями.

1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006.

2. Цветков А. В., Гуменюк Д. Ю., Скворцова И. Б. Динамика развития тревожности и ассоциативных процессов у подростков 14-17 лет // Сб. материалов IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение». М.: ООО ФПО, 2007. С. 132-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.