Научная статья на тему 'О кодификации миграционного законодательства Российской Федерации'

О кодификации миграционного законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
иностранные граждане / лица без гражданства / беженец / вынужденный переселенец / временное убежище / миграционное законодательство / foreign citizens / stateless persons / refugees / internally displaced persons / temporary asylum / migration legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лидия Дмитриевна Матросова

Автор рассмотрел проблемные аспекты правового регулирования понятий «беженец» и «вынужденный переселенец» и пришел к выводу, что недостаточная разработанность отдельных элементов системы миграционного законодательства ставит перед государством задачу упорядочения нормативного материала в единый кодифицированный нормативный правовой акт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On codification of the migration legislation of the Russian Federation

The author considered the problematic aspects of legal regulation of the concepts of «refugee» and «forced migrant» and came to the conclusion that the lack of development of individual elements of the migration legislation system sets the state the task of ordering the normative material into a single codified normative legal act.

Текст научной работы на тему «О кодификации миграционного законодательства Российской Федерации»

УДК 351.745 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10168

0 КОДИФИКАЦИИ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лидия Дмитриевна МАТРОСОВА, начальник кафедры информационных технологий в деятельности органов внутренних дел Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук, доцент E-mail: matrosovald@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Аннотация. Автор рассмотрел проблемные аспекты правового регулирования понятий «беженец» и «вынужденный переселенец» и пришел к выводу, что недостаточная разработанность отдельных элементов системы миграционного законодательства ставит перед государством задачу упорядочения нормативного материала в единый кодифицированный нормативный правовой акт.

Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, беженец, вынужденный переселенец, временное убежище, миграционное законодательство.

Annotation. The author considered the problematic aspects of legal regulation of the concepts of «refugee» and «forced migrant» and came to the conclusion that the lack of development of individual elements of the migration legislation system sets the state the task of ordering the normative material into a single codified normative legal act.

Keywords: foreign citizens, stateless persons, refugees, internally displaced persons, temporary asylum, migration legislation.

В качестве одной из важнейших проблем законодательного регулирования миграционных отношений в Российской Федерации следует рассмотреть отсутствие системного подхода в реализации миграционной политики по вопросам развития отдельных институтов миграционного законодательства.

Традиционно самостоятельному анализу в системе миграционного законодательства подвергают принятые единовременно 19 февраля 1993 г. Закон Российской Федерации № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»1 и Федеральный закон № 4528-1 «О беженцах»2, определяющие правовой статус указанных категорий граждан и являющиеся в целом основой для формирования нормативно-правовой базы национальной миграционной политики.

Как справедливо указывает Н.Д. Кочетко-ва, институт вынужденных переселенцев и беженцев до сегодняшнего дня продолжает оставаться наиболее уязвимым и требующим защиты, причем это единственные категории миг-

рантов, правовой статус которых нормативно закреплен3.

Законодательство о беженцах и вынужденных переселенцах оправданно признается наиболее стабильной частью российского миграционного законодательства, вместе с тем оно не лишено отдельных правовых изъянов.

Определенный интерес вызывает категория лиц, ищущих временное убежище. Согласно Федеральному закону «О беженцах» № 4528-1 временное убежище представляет собой возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории России на законных основаниях. Оно предоставляется лицу, которое имеет основания для признания его беженцем, но ограничивается заявлением о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеет оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не может быть выдворено (депортировано) за пределы территории страны (подп. 3 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 12).

№ 3/2020

По своей правовой сути институт временного убежища является мерой защиты, препятствующей осуществлению выдворения (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории страны, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных в ней находиться. Временное убежище действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства и не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории России при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения в обычном порядке. То есть, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории России возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством правовых механизмов.

Временное убежище служит дополнительной формой защиты, предоставляемой нашей страной наряду с другими государствами, но в то же время в Федеральном законе № 4528-1 установлены не совсем четкие критерии предоставления временного убежища в отношении лиц, не имеющих оснований для признания их беженцами, но из гуманных побуждений не выдворяемых из Российской Федерации. Термин «гуманные побуждения», а также основания для возникновения таких побуждений в указанном нормативном правовом акте не раскрываются, что рассматривается в качестве существенной проблемы правового обеспечения миграционной политики Российской Федерации.

Недостаточная правовая регламентация данного термина способствовала возникновению спора в Конституционном Суде Российской Федерации о конституционности подп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона № 4528-14.

По мнению судебного органа конституционного контроля, отсутствие исчерпывающего законодательного перечня обстоятельств, относящихся к гуманным побуждениям, достаточных для предоставления лицу временного убежища на территории страны, не означает наличие у правоприменителя неограниченной свободы усмотрения при разрешении данного вопроса. Принятие решения о предоставлении временного убежища должно осуществляться с учетом правовой природы и предназначения института временного убежища, а также конституционного принципа признания прав и свобод человека высшей ценностью.

Вместе с тем отсутствие ориентировочного перечня причин, относящихся к гуманным побуждениям, достаточным для предоставления лицу временного убежища на территории страны может привести к нарушению принципов правовой определенности, равенства всех перед законом и судом и равноправия, к допущению случаев несоразмерного ограничения прав и свобод граждан.

Необходимость устранения отдельных пробелов правового регулирования миграционных отношений, связанных с отсутствием базовых, системообразующих понятий, искусственной дифференциацией единых походов к определяющим миграционную политику категориям, наличием в отдельных правовых актах в сфере миграции контратипных положений, недостаточной разработанностью отдельных элементов системы миграционного законодательства, очевидно, ставит перед государством задачу упорядочения нормативного материала в единый кодифицированный нормативный правовой акт, который бы учитывал особенности общественных отношений в сфере территориального перемещения населения.

Кодификация как способ систематизации норм миграционного законодательства представляет собой весьма долгосрочный и трудозатрат-ный процесс, осложненный невозможностью проведения полной кодификации и охвата содержанием одного кодекса всей или подавляющей части общественных отношений, относящихся к миграционной сфере.

Безусловно, законодательное регулирование миграционных отношений в Российской Федерации активно развивается, что, возможно, является серьезным сдерживающим фактором кодификации правовых актов, регламентирующих миграционную сферу. Однако создание иммиграционного кодекса послужит отправной точкой для последующего развития механизмов законодательного регулирования миграционных отношений в Российской Федерации, что с большой степенью вероятности позволит исключить из нормативного материала излишние и дублирующие нормы, закрепить в качестве самостоятельных элементов системы миграционного законодательства такие институты, как трудовая, образовательная миграция, миграция в особых условиях и др.

Успешной работе по кодификации миграционного законодательства способствует развитие стратегического планирования в сфере миграции. Вместе с тем при совершенствовании правовых механизмов государственной миграцион-

№ 3/2020

ной политики представляется необходимым проведение обязательного научного прогнозирования, являющегося необходимым условием обоснованной миграционной политики государства и гарантией эффективного управления миграционными процессами, а также внедрение системы избирательной иммиграции, т.е. такого подхода, при котором будут установлены различные юридические нормы для иммиграции конкретных категорий граждан.

1 Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г. № 4530-1 (ред. от 27.12.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2 Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 г. № 4528-1 (ред. от 31.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3 Кочеткова Н.Д. Проблемы административно-правового регулирования образовательной миграции в Российскую Федерацию / / Научный вестник Орловского юрид. ин-та МВД России им. В.В. Лукьянова. 2020. № 1 (82). С. 98—104.

4 Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 г. № 1317-О-П «По жалобе Закарии Мусы Ясира Мустафы, Маланга Сулеймана и ряда других иностранных граждан на нарушение их конституционных прав подпунк-

том 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» // СПС «Консультант Плюс»

Библиографический список

1. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г. № 4530-1 (ред. от 27.12. 2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 г. № 4528-1 (ред. от 31.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 г. № 1317-О-П «По жалобе Зака-рии Мусы Ясира Мустафы, Маланга Сулеймана и ряда других иностранных граждан на нарушение их конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» // СПС «Консультант Плюс»

4. Кочеткова Н.Д. Проблемы административно-правового регулирования образовательной миграции в Российскую Федерацию // Научный вестник Орловского юрид. ин-та МВД России им. В.В. Лукьянова. 2020. № 1 (82). С. 98—104.

g^i \ Московская академия №JB Следственного комитета Российской Федерации

Международное право

Схемы и определения

Ю.А. Цветков

Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.

ISBN 978-5-238-03325-9

В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.

Для студентов юридических вузов.

№ 3/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.