Ю.П.Мамонов
— кандидат медицинских наук, доцент, Нижневартовский государственный гуманитарный университет
О КОДЕКСЕ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ
АННОТАЦИЯ. Автором приводятся основные факторы заболеваемости и общей смертности населения и обосновывается необходимость более глубокого изучения вопросов основ медицинских знаний и здорового образа жизни в образовательных учреждениях ХМАО — Югры.
The author results major factors of disease and the general death rate of the population, and necessity of deeper studying of questions of bases of medical knowledge and a healthy way of life for educational institutions KhMAO — Ugra is proved.
Первое десятилетие XXI в. отмечено продолжающимся ухудшением здоровья населения России. Об этом свидетельствует рост показателей смертности и заболеваемости населения. Особую тревогу вызывает то, что это в основном относится к трудоспособному и молодому подрастающему поколению людей — детям и подросткам. В ХМАО — Югре тоже происходят подобные процессы, однако они существенно отличаются, и связано это с более молодой структурой населения и лучшими социально-экономическими условиями жизни в сравнении с показателями по стране. Исследования этих процессов на протяжении 35 лет вызывают определенную озабоченность и не позволяют динамику состояния здоровья населения Югры признать удовлетворительной, несмотря на достаточно хорошее медицинское обеспечение. Состояние своего здоровья большинство людей связывают с медицинской службой, при этом большие надежды, как правило, возлагаются на различные лекарства, коих появилось множество. Это не способствует улучшению здоровья наших жителей.
Настало время признать, что в рамках классической педагогики недостаточное внимание уделяется воспитанию культуры здоровья, своими корнями уходящей в философию человеческого бытия и его предназначения. В связи с этим особая роль в образовании человека должна быть отведена педагогам, будь то мать, воспитывающая ребенка, профессиональный педагог или врач. Очень важно, чтобы они знали о существующих биологических законах, которые в большинстве своем легли в основу разработки основных рекомендаций по здоровому образу жизни. Педагоги обязаны постоянно пополнять свои знания в этой области и всегда являться примером и образцом в культуре здоровья. Ничто так отрицательно не влияет на окружающих, как педагог, демонстративно игнорирующий основы этой культуры.
Человеческая жизнь является абсолютной ценностью, так как это единственное условие и критерий для существования любой другой ценности. Всестороннюю полноту ее обусловливает здоровье нашего организма. Поэтому во все времена человек стремился познать причины своих болезней, сохранить и улучшить здоровье и продлить активную жизнь. К настоящему времени об этом накоплены обширные знания, однако это не способствовало эффективному снижению заболеваний и улучшению качества жизни. Эти проблемы не стали менее актуальными, чем сто лет назад. При колоссальных достижениях человечества во всех областях знаний почти ничего не изменилось в природе человека, создаваемой многие миллионы лет. С другой стороны, невозможно отрицать факт, что человек, совершивший и совершающий самые фантастические открытия в природе вещей, сам является не больше и не меньше, чем составной частью этой же природы (к сожалению, иногда не лучшей). Он создан и развивается по ее законам, которые нужно знать и следовать им. А этого как раз и не происходит!
Наш мир сегодня — это мир достаточно образованных людей, но эти знания, получаемые в процессе образования, чаще всего не относятся к знаниям природы человека. При заболеваниях он обращается к услугам медицины, в которой на все случаи разработаны методы, рекомендации и бесконечное число, чаще всего искусственно синтезированных, лекарственных средств. Человек в подобных случаях ведет себя так, как будто в его болезнях вообще нет никаких причин. А между тем любая болезнь — это, прежде всего, результат нарушения природных законов в жизнедеятельности человеческого организма. В этой связи основной проблемой становится вопрос, как следовать этим законам при стремительно меняющейся относительно короткой жизни человека? С большой достоверностью можно утверждать, что эти проблемы будут решаться по мере возрастания роли и ценности человеческой жизни.
Вместе с этим не следует забывать доказательное утверждение о том, что практическое использование того, что уже известно, позволяет современному человеку счастливо и качественно жить в течение 100 лет и более с большой пользой и на радость окружающим. При несомненных очень больших достижениях медицины в лечении многих заболеваний людей основной потенциал здоровья создается самим Человеком, обладателем этого бесценного дара. Быть или не быть этому в большинстве случаев решает он сам!
«Здоровье — это не всё, но всё без здоровья — это ничто» (Сократ, ок. 470—399 гг. до н.э., древнегреческий философ).
Организм человека — целостная сложнейшая природная саморегулирующаяся биологическая система, в которой взаимосвязано все: и тело, и мысли, и душа, и образ жизни. Если болит что-то одно — это показатель нездоровья всего организма в целом, показатель неправильного образа жизни, нарушающего природу человека.
В нашем организме постоянно идут восстановительные процессы, обновляющие «израсходованные» в процессе жизнедеятельности клетки и другие структуры нашего организма. У молодых они происходят очень интенсивно. В более зрелом возрасте темп их снижается, а в пожилом и старческом — значительно замедляется, но не прекращается до самой смерти. С большой достоверностью можно предположить, что если человеку среднего возраста (30—40 лет) создать условия жизни, не противоречащие его природе, и исключить вредные влияния, то через 10 лет все ткани его изменятся, и это будет новый здоровый организм, свободный от распространенных в настоящее время болезней. Подобные процессы происходят и при повреждениях нашего организма болезнями, травмами, отравлениями и другими агрессиями. При них эти восстановительные процессы протекают очень интенсивно и требуют большого напряжения резервных возможностей человека. В таких ситуациях человек сам может активно вмешиваться в этот процесс, способствуя максимальному использованию этих природных возможностей организма. Нам не известен более искусный врачеватель нашего организма, как сам организм. Было бы очень разумно познакомиться с ним и жить в полной гармонии.
«Каждый человек — строитель храма, называемого его телом» (Генри Торо, 1817—1862 гг., американский писатель).
Никогда не поздно заняться самосовершенствованием своего здоровья. Разница в том, что чем раньше начать — тем результат лучше.
Во всем цивилизованном мире признано, что состояние здоровье человека более чем в 70% зависит от его образа жизни и соблюдения мер безопасности в быту и на производстве. Для этого недостаточно овладеть соответствующими теоретическими знаниями, но необходимо с их помощью поверить в жизненную силу своего организма. Эта вера вместе с целенаправленной мотивацией позволит изменить образ жизни и этим сохранить и укрепить здоровье.
В этой связи большие реальные возможности имеются в целенаправленном обучении и воспитании здоровья в образовательных учреждениях. Наш многолетний опыт по изучению этих вопросов позволяет определенно высказаться о неудовлетворительном состоянии образования в этой области. Об этом свидетельствуют низкие показатели здоровья учащихся. Самими педагогами зачастую игнорируется признанное мнение, что многочисленные болезни и ранние смерти взрослых людей в своем большинстве берут начало уже в детстве и подростковом возрасте. Здоровье учащихся должно быть одним из основных показателей качества образовательного процесса. Без этого невозможны положительные демографические процессы в цивилизованном обществе. По нашему мнению, хорошо поставленная работа на этом направлении в ближайшие годы может существенно улучшить здоровье всего населения страны. Преподавание должно быть обеспечено подготовленными по этим вопросам педагогами и медицинскими работниками. Такой подход к улучшению здоровья нации следует признать наиболее целесообразным и экономически выгодным.
Для обучения других слоев населения целесообразно привлечь организации, предприятия, страховые общества и самих граждан. Не следует забывать, что на один рубль, вложенный в оздоровление населения и профилактику болезней, общество и персонально каждый человек получает десять рублей экономии.
В первую очередь это относится к наиболее распространенным и опасным из них: заболевания сердца и кровеносных сосудов, рак и травматизм. Эти заболевания в своем большинстве можно предотвратить, изменив стиль жизни. Нам всем надо признать, что нельзя сохранить и укрепить свое здоровье, не делая для этого того, что мы должны и обязаны делать сами.
Ниже нами приводятся научно обоснованные, экономически малозатратные и эффективные меры улучшения собственного здоровья, которые можно отнести к кодексу здоровья.
1. Обязательно нужно прекратить курение.
Оно приводит к опасным для жизни заболеваниям сердечно-сосудистой системы, раку и преждевременной смерти. Из 10 главных факторов риска в общей смертности населения на курение приходится 17,1%. Оно одинаково опасно как для курящих людей, так и для окружающих. При этом особенно страдает организм женщины. Курящая девушка или женщина не может рассчитывать на здоровое потомство, так как вместе с ней курит ее будущий ребенок.
2. Откажитесь от употребления алкогольных напитков или максимально ограничьте себя.
Все алкогольные напитки содержат этиловый спирт, который еще в 1975 г. Всемирной ассамблеей здравоохранения признан наркотиком, подрывающим здоровье (БСЭ. Т. 2, С. 116; Госстандарт СССР 1982 г. «Алкоголь — этиловый спирт... относится к сильнодействующим наркотикам» № 1053 ГОСТ 5964-82).
На его долю, как фактора общей смертности, приходится 11,9%. У человека нет ни одного органа, не испытывающего пагубного влияния алкоголя. Поэтому нет безопасной дозы алкоголя для человека.
3. Обязательно нужно нормализовать массу тела.
Это достигается использованием рационального и сбалансированного питания. Каждый лишний килограмм веса тела сопровождается повышением артериального давления (АД) на 2 мм рт. ст. О нормализации массы тела для взрослых людей судят по индексу массы тела (ИМТ). Он определяется по формуле: ИМТ= М/Р2, где М — масса тела в килограммах, Р — рост человека в метрах (в квадрате). Он должен быть в пределах 20—25. Выделяют следующие показатели ИМТ:
• меньше 15 — острый дефицит веса,
• от 15 до 20 — дефицит веса,
• от 20 до 25 — нормальный вес,
• от 25 до 30 — избыточный вес,
• свыше 30 — ожирение.
Из основных факторов риска общей смертности населения высокий уровень ИМТ занимает 12,5%.
4. Уменьшите употребление жирных и сладких продуктов.
К ним, прежде всего, относятся продукты с легкодоступными углеводами (хлебобулочные изделия из высокосортной муки, печенье, конфеты, шоколад, мороженое и др.). Именно они являются частой причиной ожирения и сахарного диабета, начиная с детского возраста. Калорийность суточного рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма. Средняя потребность женщин в энергии составляет 1500—1800 ккал в сутки, мужчин —1800—2100 в сутки.
Контролируйте качество используемых продуктов по сроку годности. Они не должны содержать опасных пищевых добавок и генномодифицированных ингредиентов. Безопасность их должна подтверждаться сертификатом качества. Продукты предпочтительней готовить на пару, отваривать или запекать. При приготовлении пищи полезней использовать растительные жиры (оливковое, подсолнечное, кукурузное и др.).
5. Следует ограничить потребление поваренной соли.
Она не является необходимым компонентом нашего питания и ограничение ее до 6 граммов в сутки полезно для здоровья. Она должна быть йодированная, и использовать ее нужно, добавляя в готовую пищу. Рекомендуется ежедневное употребление свежих овощей и фруктов, и отказ от употребления консервированных или имеющих соленый вкус продуктов.
6. Используйте для питания безопасную воду.
Для большинства регионов России, и в том числе территории Ханты-Мансийского автономного округа, безопасной для употребления и приготовления пищи нужно считать очищенную специальными фильтрами и затем прокипяченную воду.
7. Необходимо регулярно давать своему организму физические нагрузки.
После согласования с врачом необходимо регулярно (не менее 5 раз в неделю) заниматься физическими упражнениями, длительностью 30—40 минут. Физические нагрузки следует увеличивать постепенно, очень полезно ходить пешком на свежем и чистом воздухе, выполнять утреннею гимнастику, регулярно заниматься оздоровительной физкультурой (быстрая ходьба, плавание, ходьба на лыжах, медленный бег, танцы). При выявлении заболеваний должна назначаться лечебная физкультура под наблюдением квалифицированного врача. Для дозированных физических нагрузок почти нет противопоказаний со стороны здоровья. В жизни современного человека физическая культура должна занять достойное место. Он обречен на сознательное постоянное выполнение комплекса физических упражнений и нагрузок, подобранных соответственно его индивидуальным особенностям, состоянию здоровья и возрасту. Это обязательное условие сохранения и совершенствования здоровья известно с глубокой древности.
«Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении» (Абу Али Ибн Сина, «Авиценна», среднеазиатский философ и врач, 980 г.).
«Движение может по своему действию заменить любое лекарство, но ни одно лекарство в мире не может заменить целебной силы движения». (Симон Андре Тиссо, 1728—1797 гг., знаменитый французский врач).
8. Необходимо контролировать уровень артериального давления (АД).
Это основной и очень важный показатель состояния сердечно-сосудистой системы. Среди основных факторов общей смертности населения повышенное АД (гипертония) занимает 35,5%. Поэтому каждый должен знать его уровень и уметь правильно измерить:
• за 30 минут до измерения не следует курить, пить кофе или крепкий чай;
• перед измерением АД следует спокойно посидеть в течение 5 минут;
• манжетка аппарата накладывается на плечо выше локтевого сгиба на 2 пальца;
• через 2 минуты измерение АД повторяется. Если результаты различаются более чем на 5 мм рт. ст., то нужно ещё раз измерить АД через 2 минуты и рассчитать среднее значение.
Нормальные показатели систолического АД (первая цифра) — 120—130 мм рт. ст.; диастолического АД (вторая цифра) — 80—85 мм рт. ст.
9. Периодически проверяйте уровень холестерина (липидов) крови.
Высокое содержание холестерина крови является основной причиной болезней сердечно-сосудистой системы и в общей смертности населения среди основных факторов занимает 23%. Желательная концентрация общего холестерина — 5 ммоль/л.
10. Периодически проверяйте уровень глюкозы крови (сахар крови).
Наша страна входит в число 10 стран с наибольшим количеством больных сахарным диабетом. Это заболевание часто не диагностируется и обнаруживается при обследовании в связи с другими заболеваниями. Поэтому требуется регулярно контролировать показатели глюкозы в крови. Уровень ее натощак утром должен быть 5,5 ммоль/л.
11. Обязательно регулярно проходите профилактические врачебные осмотры.
Современные достижения медицины дают возможность диагностировать болезни на
самых начальных стадиях. Для этого надо регулярно обследоваться у квалифицированного врача, знающего особенности вашей конституции и жизнедеятельности, с которым установлены уверенные доверительные отношения. Врачебные осмотры детей и подростков организованы лечебными и образовательными учреждениями.
Все люди зрелого возраста, начиная с 20-21 года, нуждаются в ежегодном профилактическом осмотре врачами терапевтами, окулистами и стоматологами, к тому же мужчины — врачами-андрологами (урологами), а женщины — врачами-гинекологами.
Необходимо признать, что за свое здоровье и своевременное выявление ранних признаков заболеваний в основном ответственны мы сами. Будьте здоровы!