УДК 351.71
О. С. ГОЛУБОШ Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
O. S. GOLUBOSH Financial University under the Government of the Russian Federation
О ключевых вопросах публично-правового регулирования семейного бизнеса в современной России
On the key issues of public legal regulation of family business in modern Russia
Аннотация
В статье автором анализируются особенности публично-правового регулирования семейного бизнеса в Российской Федерации на современном этапе. На основе исследования актуальных положений российского законодательства, различных точек зрения российских научных деятелей, соответствующей статистики, касающихся развития семейного бизнеса, автор заключает о необходимости реализации системы мер поддержки семейного бизнеса как фактора развития экономики страны через закрепление на законодательном уровне понятия семейного предпринимательства как отдельной формы ведения бизнеса, а также отдельного специального налогового режима (семейного патента).
Автор уверен, что в современных россииских реалиях поддержка семейного бизнеса с учетом его специфических особенностей краине важна, а предлагаемые способы его публично-правового регулирования выступают основополагающими шагами в контексте поддержки семейного предпринимательства в стране.
Ключевые слова: семейный бизнес, специальный налоговый режим, патент, семейное предприятие, государственное управление.
Abstract
In the article, the author analyzes the features of public legal regulation of family business in the Russian Federation at the present stage. Based on the study of current provisions of Russian legislation, various points of view of Russian scientists, relevant statistics related to the development of family business, the author concludes that it is necessary to implement a system of measures to support family business as a factor in the development of the country's economy through the consolidation at the legislative level of the concept of family entrepreneurship as a separate form of doing business, as well as a separate special tax regime (family patent). The author is sure that in modern Russian realities, the support of family business, taking into account its specific features, is extremely important, and the proposed methods of its public legal regulation are fundamental steps in the context of supporting family entrepreneurship in the country.
Keywords: family business, special tax regime, patent, family enterprise, public administration.
Введение
Ценность семьи как главной ячейки общества безусловна. О роли такого института высказываются как политические деятели, так и специалисты в области психологии, социологии, педагоги, определяя семью как транслятора общественных ценностей, передающихся из поколения в поколение, способного противостоять социальной напряженности в стране, восстановить баланс и равновесие.
В этой связи, сегодня в странах-участницах международной арены семье уде-
ляется особенное внимание в рамках реализации государственной политики. В данном вопросе Российская Федерация не является исключением: в стране на федеральном уровне провозглашается и гарантируется защита семьи1 и реализуются соответствующие решения по под-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020. № 31. ст. 4398.
держке данного социально значимого института.
Так, 25 августа 2014 года была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, направленная на развитие Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики», в новых социально-экономических и политических условиях и является основой для разработки и реализации комплексов мер по реализации государственной семейной политики в субъектах Российской Федерации (далее — Концепция)2.
Согласно Концепции, «государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи, ... профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей»3.
Основная часть
Сегодня в России делается особенный акцент на семью как полноценного субъекта предпринимательской деятельности, обозначая семейный бизнес как фактор успешного экономического развития страны.
Важность семейного бизнеса в контексте социально-экономического развития
Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
страны отмечается и современными научными деятелями. Так, в своей работе И. В. Охременко определяет, какие функции семейный бизнес выполняет для общества, и относит к ним «улучшение состояния рынка труда, создание более сбалансированной системы оказания услуг, активизацию экономики в регионах при условии использования местного сырья для локальных производств» [3].
В свою очередь, А. Н. Левушкин подчеркивает, что «семейный бизнес обеспечивает стабильную социально-экономическую атмосферу в обществе, формирует позитивную, направленную в будущее деловую среду; рост дохода семьи позволит ее членам получить качественное образование и развиваться в различных сферах» [1].
Российские научные деятели утверждают, что семейный бизнес в виду своей специфики способен напрямую повлиять на социально-экономическое развитие государства, на усиление благополучия граждан в целом: семейные отношения, лежащие у основания семейного бизнеса, отличаются своей прочностью, стабильностью, что в значительной мере может благоприятно сказаться на экономическом развитии конкретной семьи и соответствующей территории в целом.
Именно поэтому для достижения первоочередной задачи государственной семейной политики, провозглашенной в Концепции — «развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции»4 — государство стремится обеспечить условия для интеграции семьи и бизнеса. В част-
Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ности, решение указанной задачи включает в себя, в том числе, развитие индивидуального предпринимательства родителей, а также обучение членов семьи основам семейного предпринимательства и ведения бизнеса.
Помимо решений, принимаемых непосредственно органами власти, сегодня в России разрабатывается и принимается ряд мер, нацеленных на поддержку семейного бизнеса, и негосударственными организациями.
Так, Торгово-промышленная палата Российской Федерации (далее — ТПП РФ) реализует деятельность по развитию семейного предпринимательства через разработку соответствующих законодательных инициатив, проведение мероприятий, направленных на распространение среди населения идеи ведения семейного бизнеса, выступает инициатором открытия центров семейного бизнеса в регионах. В частности, ТПП РФ в целях популяризации семейного предпринимательства в молодежной среде ТПП РФ реализует флагманский проект «100 Надежд бизнеса», ключевая идея которого — «дать молодому поколению семейных предпринимателей реальный опыт построения собственного бизнеса»5.
Однако, несмотря на предпринимаемые попытки поддержать семейный бизнес, сегодня в России по-прежнему отсутствуют четкие механизмы, которые позволили бы на качественном уровне развить семейное предпринимательство в стране. При этом, представляется, что наибольший эффект от принятых решений будет достигнут только через создание и реализацию целой системы связанных между собой соответствующих мероприятий.
Очень личный бизнес [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата РФ : [сайт]. [2022]. URL : https:// family.tpprf.ru/about/ (дата обращения: 18.09.2022).
Поскольку ряд российских научных деятелей отмечает, что сегодня семейный бизнес в России гораздо больше озадачен законодательным регулированием семейного предпринимательства, развитие семейного бизнеса в России необходимо начинать с нормотворческой деятельности. Такие выводы представляется возможным сделать на основе анализа опроса PwC от 2018 г., согласно которому одной из основных сложностей, с которыми ожидали столкнуться компании — представители семейного бизнеса в следующие два года, выступило «текущее законодательство, которое волновало 67 % российских предпринимателей, в мире семейный бизнес беспокоился по поводу норм законодательства в 43% случаев» [4].
Российский исследователь А. Н. Левуш-кин подтверждает приведенные данные и считает, что «в России семейное предпринимательство еще не получило своего полного развития, поэтому существует проблема с определением его правовой природы в цивилистической парадигме» [2]. И в целях совершенствования правого регулирования семейного бизнеса в России российский научный деятель считает необходимым разработать специальный закон о семейном предпринимательстве, закрепляющем понятие семейного предприятия, и внести изменения в статью 23 ГК РФ путем включения в нее части 6, определяющей право граждан «заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на основе соглашения супругов о создании семейного предприятия, заключенного в соответствии с законом о семейном предпринимательстве» [2].
Действительно, ключевым препятствием успешного развития семейного бизнеса в современной России выступает отсутствие четкого нормативно-правового регулирования семейного бизнеса
и закрепления на законодательном уровне его определяющих понятий и специальных организационных форм — на сегодняшний день в законодательстве не закреплено понятие семейного предпринимательства и семейного предприятия, что означает отсутствие законодательно установленной отдельной формы предпринимательства — семейной. Последнее, в свою очередь, затрудняет реализацию специальных мер поддержки непосредственно для семейного бизнеса, с учетом его специфических черт и особенностей.
В этой связи, позиция А. Н. Левушкина весьма оправдана. При этом, считаем, что на современном этапе нет необходимости принятия отдельного федерального закона о семейном предпринимательстве, поскольку в Гражданском и Семейном кодексах Российской Федерации в целом закреплены положения, позволяющие на общих основаниях вести семейный бизнес.
Однако ввиду того, что сегодня отсутствует само понятие семейного предпринимательства и семейного предприятия, выступает актуальным внесение соответствующих изменений в Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации. Так, видится целесообразным включение в Семейный Кодекс Российской Федерации отдельной главы «Семейное предприятие», закрепляющей понятие семейного предприятия, его критерии, а также положения о создании семейного предприятия, об имуществе семейного предприятия, о правах и обязанностях членов семейного предприятия, прекращении семейного предприятия.
Также предлагается внести изменения в 23 статью Гражданского кодекса Российской Федерации путем включения в неё части 6 в следующей редакции: «Граждане вправе заниматься предпринима-
тельской деятельностью без образования юридического лица на основе соглашения супругов о создании семейного предприятия, заключенного в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации».
При этом, представляется, что помимо закрепления правовой основы регулирования семейного бизнеса с точки зрения публично-правовых отношений актуальным выступает создание и реализация целого комплекса мер по оптимизации и упрощению ведения бизнеса семьям, тем самым предоставляя им большие возможности для развития. В свою очередь, наиболее эффективным видится введение государством системы мер в части налогообложения: налоговые льготы, специальные налоговые режимы способствуют уменьшению влияния различных барьеров развития бизнеса в целом, повышая тем самым уровень занятых в сфере предпринимательства. При этом, целесообразно проанализировать некоторый международный опыт налогообложения семейного бизнеса, который сложился в течение длительного времени и показал свою эффективность.
Так, интересна практика поддержки семейного бизнеса в Казахстане, где понятия семейного предприятия и неоплачиваемых работников семейных предприятий установлены на законодательном уровне, а также введен новый налоговый режим — единый совокупный платеж (далее — ЕСП), который включает в себя индивидуальный подоходный налог, социальные отчисления в государственный фонд социального страхования ,пенсион-ные выплаты в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» и отчисления в Фонд обязательного социально-медицинского страхования[5].
Как сообщают эксперты, уплата ЕСП весьма привлекательна для неоплачи-
ваемых работников семейных предприятий. Преимуществом является право плательщика стать участником системы обязательного социального медицинского страхования, право на получение базовых пенсионных выплат, в зависимости от стажа трудовой деятельности, а также возможность производить пенсионные накопления.
Представляется, что такой режим весьма эффективен с точки зрения поддержки развития семейного бизнеса. Своим примером Казахстан продемонстрировал необходимость закрепления на законодательном уровне таких ключевых понятий, связанных с семейным предпринимательством, как первого шага в части поддержки семейного бизнеса, и реализация мер по упрощению их [семейных предприятий] налогообложения как дальнейших действий органов власти по усилению экономического потенциала отдельной семьи и страны в целом.
Такие меры представляются весьма обоснованными и актуальными. С учетом того, что в Российской Федерации существуют предпосылки для реализации подобных мер, считаем необходимым обратиться к опыту разных стран, включая Казахстан, в рамках создания эффективной системы поддержки семейного бизнеса в стране.
Так, наряду с закреплением на законодательном уровне понятия семейного предпринимательства и семейного предприятия, важно внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) в статью 18, закрепляющую перечень специальных налоговых режимов, действующих в Российской Федерации. С учетом того, что в настоящее время семейные предприятия могут на общих основаниях использовать имеющиеся сегодня специальные налоговые режимы, считается целесо-
образным внести предлагаемые изменения в качестве эксперимента.
При этом, обоснованным в данном случае налоговым режимом выступает следующий: патент, в рамках которого плательщики (члены семейного предприятия) освобождались бы от сдачи налоговой отчетности и необходимости официальной регистрации как в начале своей трудовой деятельности, так и в случае прекращения деятельности.
Представляется, что внедрение приведенного налогового режима (патента) поспособствует активизации семейного предпринимательства в России как такового в виду его ключевой идеи: упростить ведение бизнеса членами семьи через снижение влияния некоторых бюрократических процедур, которые, как правило, препятствуют ведению бизнеса, тем самым повышая эффективность их предпринимательской деятельности в целом.
Отметим, что ранее уже предпринимались попытки закрепления подобного налогового режима на законодательном уровне, инициатором чего выступала ТПП РФ. Согласно проекту закона о коллективном (семейном) патенте, «руководитель семейной компании на патенте регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, а взаимоотношения с членами семьи регламентируются на основании гражданско-правового договора»6. Однако данная инициатива не была всецело поддержана и отражена в российском законодательстве.
При этом, мы уверены, что в современных российских реалиях поддержка семейного предпринимательства высту-
Для семейного бизнеса в России предлагают создать новую форму или налоговый режим [Электронный ресурс] // Бизнес.ру :[сайт]. [2021] URL : https://www.business.ru/ news/22882-dlya-semeynogo-biznesa-v-rossii-predlagayut-sozdat-novuyu-formu-ili-nalogovyy-rejim (дата обращения: 18.09.2022).
пает ключевой задачей государственного управления. Семейное предприятие может являться флагманом развития национальной экономики, но только в случае реализации эффективных мер поддержки.
Заключение
Сегодня в России отсутствует законодательное закрепление семейного предпринимательства и семейного предприятия, что свидетельствует об отсутствии семейного бизнеса как отдельной формы предпринимательства, на которую могут быть
направлены отдельные меры поддержки. Именно поэтому сегодня крайне важно, во-первых, обозначить понятие семейного предпринимательства и семейного предприятия и его критериев в соответствующих нормативно-правовых актах, и, во-вторых, определить отдельный специальный налоговый режим, позволяющий в упрощенном виде реализовывать предпринимательскую деятельность членам семьи (семейного предприятия) с учетом специфики семейных отношений, являющихся основой семейного предпринимательства.
Список литературы
1. Левушкин А. Н. Семейное предприниматель-ствов системе малого и среднего предпринимательства: правовая природа и пути развития / А. Н. Левушкин // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 11 (96). — С. 19-25.
2. Левушкин А. Н. Семейное предпринимательство и семейный бизнес: понятие, правовая природа и перспективы развития // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина : электрон. науч. журн. 2018 [сайт]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-predprin-imatelstvo-i-semeynyy-biznes-ponyatie-pravo-vaya-priroda-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 18.12.2022).
3. Охременко И. В. Социальные функции семейного бизнеса в современном обществе // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. — 2021. — № 3. — С. 72-75.
4. Сазонова А. П. Проблемы и перспективы развития семейного бизнеса в России // Теория и практика общественного развития : электрон. науч. журн. 2022 [сайт]. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-semeynogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 18.12.2022).
5. Шашкова Т. Н., Кусярбаева Л. Х. Зарубежный опыт налогообложения семейного бизнеса // Креативная экономика. — 2021. — Том 15. — № 6. — С. 2365-2380. — doi: 10.18334/ce. 15.6.112203.
References
1. Levushkin A. N. Semeinoe predprinimatelstvo v sisteme malogo i srednego predprinima-telstva: pravovaya priroda i puti razvitiya / A. N. Levushkin // Actual problems of Russian law, 2018, № 11 (96), Pp. 19-25.
2. Levushkin A. N. Semeinoe predprinimatelstvo i semeinii biznes ponyatie pravovaya priroda i perspektivi razvitiya // Bulletin of the O. E. Kutafin University : electron. scientific journal 2018 [website]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/semeynoe-predprinimatelstvo-i-se-meynyy-biznes-ponyatie-pravovaya-priroda-i-perspektivy-razvitiya (accessed: 12/18/2022).
3. Okhremenko I. V. Socialnie funkcii semeinogo biznesa v sovremennom obschestve // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021, No. 3, pp. 72-75
4. Sazonova A. P. Problemi i perspektivi razvitiya semeinogo biznesa v Rossii // Theory and practice of social development : electron. scientific journal 2022 [website]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspe-ktivy-razvitiya-semeynogo-biznesa-v-rossii (accessed: 12/18/2022).
5. Shashkova T. N., Kusyarbayeva L. H. Zarubejnii opit nalogooblojeniya semeinogo biznesa // Creative economy, 2021, Volume 15, No. 6, pp. 2365-2380. - doi: 10.18334/ce.15.6.112203
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Голубош Олеся Сергеевна, магистрант юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
[email protected] Научный руководитель: Матвеева Наталья Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
ABOUT THE AUTHOR
Olesya S. Golubosh, Master's student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation
Scientific supervisor:
Natalia A. Matveeva, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Статья поступила в редакцию 01.08.22; одобрена после рецензирования 22.08.22;
принята к публикации 04.09.22; Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 01.08.22; approved after reviewing 22.08.22; accepted for publication 04.09.22; The authors read and approved the final version of the manuscript.