Научная статья на тему 'О КЛАССИФИКАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА'

О КЛАССИФИКАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовный процесс / меры пресечения / изоляция от общества / заключение под стражу / уголовное наказание / запрет определенных действий / домашний арест / содержание под стражей / уголовно-процессуальная деятельность / уголовно-процессуальный статус / criminal procedure / preventive measures / isolation from society / detention / criminal punishment / prohibition of certain actions / house arrest / detention / criminal procedural activity / criminal procedural status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивенский Андрей Иванович, Орлов Алексей Викторович

Деятельность учреждений ФСИН России по обеспечению изоляции физических лиц в уголовном судопроизводстве имеет две важнейшие цели, которые необходимо достичь одновременно. С одной стороны, гарантировать права и законные интересы изолированных лиц как в рамках уголовного судопроизводства, так и при реализации в отношении них назначенного уголовного наказания. С другой -именно учреждения ФСИН России в этой части обеспечивают ту самую «изоляцию» лица, «разрыв» его социальных связей для достижения назначения уголовного судопроизводства и целей уголовно-правового воздействия на преступника. Именно поэтому правильное определение процессуальных задач, стоящих перед учреждениями ФСИН России и решаемых ими во всех стадиях уголовного судопроизводства, играет столь важную роль. К сожалению, следует признать, что в действующем законодательстве и юридической литературе отсутствует четкое представление как о полном перечне таких задач, так и о содержании многих правовых понятий, необходимых для их четкого формулирования, а также единых правовых подходов к классификации этих задач и определению процессуального статуса самих учреждений и их сотрудников. В рамках представленной работы авторами предпринимается попытка выделить основные процессуальные задачи, стоящие перед осуществляющими изоляцию лиц от общества учреждениями и органами ФСИН России, а также предложить их возможную классификацию и сформулировать основные положения статуса учреждений и их сотрудников в зависимости от решаемых уголовно-процессуальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ивенский Андрей Иванович, Орлов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLASSIFICATION OF CRIMINAL PROCEDURAL TASKS SOLVED BY EMPLOYEES OF INSTITUTIONS PROVIDING ISOLATION FROM SOCIETY

The activities of the Federal Penitentiary Service institutions to ensure the isolation of individuals in criminal proceedings have two important goals that must be achieved simultaneously. On the one hand, to guarantee the rights and legitimate interests of isolated persons both in the framework of criminal proceedings and in the implementation of the criminal punishment imposed on them. On the other hand, it is the institutions of the Federal Penitentiary Service in this part that ensure the very «isolation» of a person, the «rupture» of his social ties in order to achieve the purpose of criminal proceedings and the goals of criminal legal influence on the criminal. That is why the correct definition of the procedural tasks facing the institutions of the Federal Penitentiary Service and solved by them at all stages of criminal proceedings plays such an important role. Unfortunately, it should be recognized that the current legislation and legal literature lack a clear understanding of both the full list of such tasks and the content of many legal concepts necessary for their clear formulation, as well as unified legal approaches to classifying these tasks and determining the procedural status of the institutions themselves and their employees. Within the framework of the presented work, the authors attempt to identify the main procedural tasks facing institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service that isolate individuals from society, as well as to propose their possible classification and formulate the main provisions of the status of institutions and their employees depending on the criminal procedural tasks being solved.

Текст научной работы на тему «О КЛАССИФИКАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА»

DOI 10.37523/SUI.2023.54.3.003 УДК 343.1

Ивенский Андрей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, е-mail: 2264@paso.ru

Andrey I. Ivenskiy

Candidate of Law, Associate Professor,

Assistant Professor of Criminal Procedure and Criminalistics

Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, е-mail: 2264@paso.ru

Орлов Алексей Викторович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса, Самарский филиал Московского городского педагогического университета, 443081, Россия, г. Самара, ул. Стара Загора, 76, e-mail: avorlov7@rambler.ru

Аleksey V. Orlov

Candidate of Law, Associate Professor,

Assistant Professor of the Department of Criminal Law

and Procedure,

Samara branch of the Moscow city university, 76, Stara Zagora str., Samara, Russia, 443081, e-mail: avorlov7@rambler.ru

О КЛАССИФИКАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА

Аннотация. Деятельность учреждений ФСИН России по обеспечению изоляции физических лиц в уголовном судопроизводстве имеет две важнейшие цели, которые необходимо достичь одновременно. С одной стороны, гарантировать права и законные интересы изолированных лиц как в рамках уголовного судопроизводства, так и при реализации в отношении них назначенного уголовного наказания. С другой -именно учреждения ФСИН России в этой части обеспечивают ту самую «изоляцию» лица, «разрыв» его социальных связей для достижения назначения уголовного судопроизводства и целей уголовно-правового воздействия на преступника.

Именно поэтому правильное определение процессуальных задач, стоящих перед учреждениями ФСИН России и решаемых ими во всех стадиях уголовного судопроизводства, играет столь важную роль. К сожалению, следует признать, что в действующем законодательстве и юридической литературе отсутствует четкое представление как о полном перечне таких задач, так и о содержании многих правовых понятий, необходимых для их четкого формулирования, а также единых правовых подходов к классификации этих задач и определению процессуального статуса самих учреждений и их сотрудников.

В рамках представленной работы авторами предпринимается попытка выделить основные процессуальные задачи, стоящие перед осуществляющими изоляцию лиц от общества учреждениями и органами ФСИН России, а также предложить их возможную классификацию и сформулировать основные положения статуса учреждений и их сотрудников в зависимости от решаемых уголовно-процессуальных задач.

Ключевые слова: уголовный процесс, меры пресечения, изоляция от общества, заключение под стражу, уголовное наказание, запрет определенных действий, домашний арест, содержание под стражей, уголовно-процессуальная деятельность, уголовно-процессуальный статус.

THE CLASSIFICATION OF CRIMINAL PROCEDURAL TASKS SOLVED BY EMPLOYEES OF INSTITUTIONS PROVIDING ISOLATION FROM SOCIETY

Summary. The activities of the Federal Penitentiary Service institutions to ensure the isolation of individuals in criminal proceedings have two important goals that must be achieved simultaneously. On the one hand, to guarantee the rights and legitimate interests of isolated persons both in the framework of criminal proceedings and in the implementation of the criminal punishment imposed on them. On the other hand, it is the institutions of the Federal Penitentiary Service in this part that ensure the very «isolation» of a person, the «rupture» of his social ties in order to achieve the purpose of criminal proceedings and the goals of criminal legal influence on the criminal.

That is why the correct definition of the procedural tasks facing the institutions of the Federal Penitentiary Service and solved by them at all stages of criminal proceedings plays such an important role. Unfortunately, it should be recognized that the current legislation and legal literature lack a clear understanding of both the full list of such tasks and the content of many legal concepts necessary for their clear formulation, as well as unified legal approaches to classifying these tasks and determining the procedural status of the institutions themselves and their employees.

© 2023 Ивенский А. И., Орлов А. В.

Within the framework of the presented work, the authors attempt to identify the main procedural tasks facing institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service that isolate individuals from society, as well as to propose their possible classification and formulate the main provisions of the status of institutions and their employees depending on the criminal procedural tasks being solved.

Keywords: criminal procedure, preventive measures, isolation from society, detention, criminal punishment, prohibition of certain actions, house arrest, detention, criminal procedural activity, criminal procedural status.

Роль учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) как для государства и общества, так и для отдельных лиц, вовлекаемых в орбиту уголовного судопроизводства, трудно переоценить уже в силу того, что в настоящее время это единственные организации, на которые возложена ответственная задача обеспечения режима изоляции физических лиц от общества в связи с производством по уголовным делам.

Помимо указанной основной задачи учреждения ФСИН России играют весьма важную и достаточно специфическую роль в уголовном процессе. При этом нельзя не заметить, что четкого законодательного закрепления этих задач ни один нормативно-правовой акт в систематизированном виде не содержит. Данный вопрос находится в стороне от внимания ученых-правоведов, дискуссии которых преимущественно сосредоточены либо на вопросах участия органов, учреждений и сотрудников ФСИН России в дознании, производстве неотложных следственных действий, либо на деятельности в стадии исполнения приговора.

Полагаем, что для выяснения полного перечня таких задач необходимо предварительно уточнить следующие вопросы:

1) что следует подразумевать под понятием «изоляция от общества» в контексте избранной

темы;

2) каковы виды применяемых в рамках уголовного судопроизводства мер государственного принуждения, реализуемых учреждениями ФСИН России и обеспечивающих изоляцию физических лиц от общества;

3) в отношении каких категорий лиц учреждения ФСИН России разрешают задачи в сфере уголовного судопроизводства;

4) сотрудниками каких учреждений разрешаются уголовно-процессуальные задачи при обеспечении изоляция от общества.

Рассмотрим эти вопросы.

1. Понятие «изоляция от общества». Слово «изоляция» в переводе с французского имеет следующие смыслы: «обособление», «отделение кого-либо или чего-либо», «лишение связи с окружающей средой» [1, с. 189]. В социальном аспекте «изолированный» равнозначен понятиям «закрытый», «замкнутый». Синонимом изоляции от общества является термин «социальная де-привация», под которой понимается значительное ограничение или полное нарушение связей индивида или группы индивидов с обществом [2, с. 60].

В самом общем виде «изоляцию от общества» можно определить как обособление, уединение индивидов или социальных групп (преступников, больных и т. д.), для которого свойственны минимум социальных контактов и максимум социальной дистанции по отношению к другим членам общества [3, с. 96]; либо как социальное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий [4, с. 328].

При рассмотрении с точки зрения внутренней структуры для темы настоящей работы важны следующие аспекты изоляции:

1) изоляция осуществляется в отношении отдельных индивидов, поскольку вопрос об избрании мер уголовно-правового и уголовно-процессуального характера никогда не решается в отношении групп лиц;

2) возможности самореализации изолированных индивидуумов существенно снижаются по причине ограниченности материально-ресурсного обеспечения;

3) места их возможного нахождения (проживания) локализованы, точнее, жестко ограничены в территориально-пространственном аспекте;

4) серьезные ограничения целого ряда прав индивидов [5, с. 9]: на свободу передвижения, свободу общения и т. д.

В контексте темы работы понятие «изоляция об общества» мы рассматриваем как некий «обоюдонаправленный» процесс, при котором, с одной стороны, государство, применяя

изоляционные меры, стремится оградить общество от деятельности представляющих общественную опасность лиц [6], а с другой стороны, изолируемые в учреждениях ФСИН России лица в значительной мере лишаются возможности осуществлять нормальное социальное взаимодействие, самостоятельно выбирать круг общения.

2. Виды мер государственного принуждения, посредством которых учреждения ФСИН России обеспечивают изоляцию физических лиц от общества при осуществлении уголовного судопроизводства, должны соответствовать двум обязательным критериям:

а) эти меры должны обеспечивать изоляцию лица от общества;

б) исполнение таких мер должно возлагаться непосредственно на интересующие нас учреждения ФСИН России.

Применяя указанные критерии, отметим, что входящие в тему настоящего исследования меры государственного принуждения относятся к двум основным категориям: 1) меры уголовно-процессуального принуждения; 2) меры уголовного наказания. Никакие иные виды изоляции от общества, как добровольные (например, отшельничество), так и принудительные (административный арест - ст. 3.9 КоАП РФ, карантины и другие виды изоляции, осуществляемые в медицинских целях и т. д.), с уголовным судопроизводством не связаны.

Меры процессуального принуждения, включающие изоляцию от общества, относятся к двум видам: а) задержание и б) меры пресечения. При задержании (гл. 12 УПК РФ) подозреваемый, обвиняемый первоначально находится в кабинете следователя, дознавателя либо в ином помещении, в котором производится фактическое доставление задерживаемого к следователю, дознавателю, затем, как правило, помещается в изолятор временного содержания, далее также ИВС, из которого этапируется в следственный изолятор. Деятельность ИВС в связи с темой работы рассматривается далее. Любые меры пресечения в той или иной мере ограничивают предусмотренные ст. 1 Конституции РФ права лица на свободу передвижения и т. д. Однако меры пресечения, предусмотренные ст. 102-106 УПК РФ, фактически не ограничивают свободное общение подозреваемого, обвиняемого с социумом, то есть изоляция от общества не предполагается и потому не обеспечивается.

Содержат, хотя и в разной степени, некоторые элементы изоляции от общества меры пресечения, регламентируемые ст. 105.1 и 107 УПК РФ. Так, предусмотренные п. п. 1-5 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ запреты ограничивают отдельные способы общения. С точки зрения препятствий, создаваемых свободному общению с иными лицами, наиболее строгим является предусмотренное п. 1 запрещение покидать в определенные периоды времени жилое помещение. Аналогичное, но существенно более строгое ограничение накладывается при избрании меры пресечения в соответствии со ст. 107 УПК, в ч. 1 которой декларативно указано, что домашний арест якобы заключается в нахождении подозреваемого, обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении.

По нашему мнению, считать такие ограничения «полноценной» изоляцией лица от общества вряд ли правомерно. Во-первых, законом не предусмотрено никаких препятствий на общение с иными лицами, за исключением весьма ограниченных запрещений, предусмотренных п. п. 3-5 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ. В частности, не является изоляцией запрет общаться с конкретными лицами, которые должны быть прямо и недвусмысленно указаны в постановлении суда. Подозреваемый, обвиняемый свободен как в общении со всеми прочими лицами, так и в отношении использования любых других способов общения, помимо почтово-телеграфных отправлений и использования средств связи и сети «Интернет». Во-вторых, мы в настоящей работе рассматриваем изоляцию от общества в двустороннем формате, то есть отсутствие возможности общения как лица с обществом, с одной стороны, так и общества с лицом - с другой. По нашему мнению, декларативность изоляции при реализации как запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, так и домашнего ареста состоит в том, что хотя свобода передвижения подозреваемого, обвиняемого ограничена в определенные периоды времени (п. 1 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ) или круглосуточно (ст. 107 УПК РФ), однако на других лиц этот запрет не распространяется, и они свободно могут посещать подозреваемого, обвиняемого в любое время. Таким образом, в рамках избранной темы работы единственной мерой пресечения, при которой осуществляется действительная изолированность подозреваемого, обвиняемого от общества, является предусмотренное ст. 108 УПК РФ содержание под стражей.

Меры уголовного наказания, при которых осуществляется изоляция осужденных от общества, регламентированы ст. 54-57 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также ст. 59 УК РФ, поскольку перед исполнением смертной казни осужденный содержится под стражей (согласно Определению от 19.11.2009 № 1344-О-Р Конституционного суда РФ Российская Федерация связана

требованием ст. 18 Венской конвенции, поэтому в России с 16 апреля 1997 г. смертная казнь применяться не может, наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться).

Наказание, предусмотренное ст. 53 УК РФ, имеет высокую степень сходства с рассмотренными ранее запретами, предусмотренными п. п. 1-5 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ (несмотря на их процессуальный, а не материально-правовой характер). В силу тех же аргументов данное наказание, как нам представляется, не предполагает фактической изоляции лица от общества.

3. Лица, в отношении которых учреждения ФСИН России разрешают задачи в сфере уголовного судопроизводства, связанные с изоляцией от общества, исходя из рассмотренного перечня мер государственного принуждения, относятся к следующим категориям:

1) подозреваемые, а в исключительных случаях обвиняемые, задержанные в порядке ст. 92, 95 УПК РФ. Задержанные, как правило, первоначально помещаются в изоляторы временного содержания, однако пребывание там краткосрочное. Юридически помещение лица под стражу означает передачу его в следственный изолятор;

2) подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей;

3) осужденные в период от момента постановления обвинительного приговора до его вступления в силу, если в отношении них на данный период избрана мера пресечения - содержание под стражей;

4) осужденные, отбывающие рассмотренные выше виды наказания, предусмотренные ст. 54-57, 59 УК РФ.

Теоретически к третьей категории должны быть также отнесены лица, отбывающие наказание в виде ареста (ст. 54 УК РФ), которых следует разделить на две категории: «обычные» лица и военнослужащие. Обе категории не подпадают под тему нашего исследования, хотя и по разным причинам.

Для лиц, не являющихся военнослужащими, порядок отбывания данного наказания в настоящее время не урегулирован, арестные дома (ч. 8 ст. 16 УИК РФ) не созданы. Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахтах ст. 149 УИК РФ, не относящихся к учреждениям ФСИН России.

По указанным причинам в настоящей работе арест не рассматривается.

4. Учреждения ФСИН России, обеспечивающие изоляцию от общества, решающие задачи в сфере уголовного судопроизводства, относятся к следующим основным разновидностям:

а) следственные изоляторы (далее - СИЗО), являющиеся местом исполнения содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, подсудимых. Здесь же содержатся осужденные к наказанию в виде реального лишения свободы до вступления обвинительного приговора в законную силу, а также лица отбывающие наказание лица, указанные в ст. 77 УИК РФ;

б) исправительные учреждения (далее - ИУ), являющиеся основными местами отбывания наказания в виде реального лишения свободы, включая воспитательные колонии (далее - ВК), в которых отбывают лишение свободы несовершеннолетние осужденные;

в) лечебные исправительные учреждения (далее - ЛИУ), в которых получают медицинскую помощь в стационарных условиях нуждающиеся в ней лица, перечисленные в п. п. «а», «б».

Изоляцию от общества в уголовном судопроизводстве обеспечивают также изоляторы временного содержания. Однако, во-первых, ИВС не относятся к системе ФСИН России, так как существуют только в системе МВД России и Пограничной службы Федеральной службы безопасности. Во-вторых, как уже отмечено, пребывание в ИВС кратковременное, при этом местом постоянного пребывания задержанных и заключенных под стражу юридически являются учреждения ФСИН России: СИЗО и ЛИУ. Вследствие указанных причин деятельность ИВС в настоящей работе не рассматривается.

Несмотря на вышеперечисленные существенные ограничения перечень задач, разрешаемых в сфере уголовного судопроизводства учреждениями ФСИН России, обеспечивающими изоляцию от общества, обширен и включает, по нашему мнению, 8 самостоятельных разнохарактерных задач:

1) регистрация первоначальной информации о преступлениях;

2) производство разбирательства, предусмотренного ст. 144 УПК РФ, по категориям уголовных дел, перечисленных в п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;

3) производство неотложных следственных действий по категориям уголовных дел, перечисленных в п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;

4) уведомление лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России, о времени и месте производства с ними процессуальных действий, а также обеспечение их участия в следственных и судебных действиях;

5) вручение копий документов, подлежащих обязательной передаче лицам, изолированным от общества, получение от них расписок о вручении и направление расписок в соответствующий орган - инициатор вручения;

6) направление процессуальных документов: заявлений, жалоб, ходатайств лиц, изолированных от общества, - в адрес должностных лиц и органов, которым эти документы адресованы;

7) исполнение приговоров, предполагающих нахождение осужденного в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества;

8) участие в разрешении разнообразных вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора.

Данные задачи расположены по возможности с соблюдением процессуально-хронологического порядка, то есть изложены в нормальной последовательности уголовно-процессуальных событий с учетом стадий, которые проходит производство по уголовному делу. Как видно из указанного перечня, сотрудниками учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в сфере уголовного судопроизводства разрешаются задачи, которые относятся ко всем стадиям уголовного судопроизводства.

Отметим, что одно и то же лицо, участвуя в производстве по разным уголовным делам при отсутствии оснований для их соединения в порядке ст. 153, 239.2 УПК РФ, может одновременно играть различные роли в уголовных делах, которые к тому же могут находиться в различных стадиях процесса. Совокупность перечисленных нами задач определяется несколькими факторами в зависимости:

а) от количества уголовных дел, участником которых является изолируемое лицо;

б) того, в каких стадиях находится производство по этим уголовным делам;

в) процессуальных «ролей», которые данное лицо играет при одновременном участии в различных уголовных делах.

Например, осужденный, отбывающий лишение свободы:

а) может быть привлечен в качестве подозреваемого, обвиняемого по новому уголовному

делу;

б) в случае совершения в отношении него же преступления получит статус потерпевшего;

в) при установлении факта его осведомленности об обстоятельствах преступлений, совершенных иными лицами, то же лицо может допрашиваться в качестве свидетеля и т. д.

Перечисление всех возможных вариантов множественности ролей изолируемого от общества лица в различных уголовных делах неэффективно в целях настоящей работы, поскольку не влияет на изменение перечня и характера задач, решаемых сотрудниками учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.

Отметим, однако, что в отношении лиц, являющихся участниками более чем одного уголовного дела, сотрудниками учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, могут одновременно разрешаться несколько задач.

В целях упорядочения исследования специфики выполнения отдельных видов выделенных нами задач систематизируем их в три группы по признаку относительной однородности характера и видов совершаемых действий.

1. В первую группу следует отнести деятельность в сфере дознания - задачи 1, 2, 3: 1) регистрация первоначальной информации о преступлениях; 2) производство разбирательства в порядке ст. 144 УПК РФ; 3) производство неотложных следственных действий по категориям уголовных дел, перечисленных в п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ. Эти виды деятельности осуществляются в двух стадиях: возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Некоторые авторы дополняют перечень этих задач выполнением поручений следователя, дознавателя по производству оперативно-розыскных мероприятий и отдельных следственных действий [7, с. 109] в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 1.3 ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Данное мнение справедливо, но отметим: а) это также деятельность в сфере дознания; б) разовые поручения учреждениям ФСИН России даются далеко не по всем делам, в силу чего не считаем целесообразным выделять их как самостоятельную задачу.

Относительно деятельности сотрудников учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в сфере дознания много лет ведутся оживленные научные дискуссии по таким вопросам, как: а) уголовно-процессуальный статус учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, и их сотрудников; б) право руководителей и сотрудников учреждений ФСИН России выносить постановления о возбуждении уголовного дела либо отказе в таковом; в) целесообразность введения должностей штатных дознавателей в системе учреждений ФСИН России и т. д. Эта группа задач заслуживает отдельного углубленного исследования.

2. Вторую группу условно назовем «коммуникативно-обеспечительная» деятельность (задачи 4-6): 4) уведомление лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России, о времени и месте производства с ними процессуальных действий, а также обеспечение их участия в следственных и судебных действиях; 5) вручение копий документов, подлежащих обязательной передаче лицам, изолированным от общества, получение от них расписок о вручении и направление расписок в соответствующий орган - инициатор вручения, преимущественно в суд; 6) направление процессуальных документов: заявлений, жалоб, ходатайств лиц, изолированных от общества, должностным лицам и органам, которым эти документы адресованы.

Задачи второй группы могут решаться учреждениями ФСИН России во всех стадиях уголовного судопроизводства, за исключением стадии возбуждения уголовного дела. Эти задачи характеризуются следующими признаками:

а) пассивная роль учреждений ФСИН России в уголовно-процессуальном смысле, поскольку эти задачи ставятся и решаются по инициативе различных участников процесса: задачи 4 и 5 - по инициативе дознавателя, следователя или суда, то есть субъектов, ведущих процесс на разных стадиях; задача 6 - по инициативе лиц, изолированных от общества, то есть подозреваемых или обвиняемых, задержанных в порядке, предусмотренном гл. 12 УПК РФ, либо заключенных под стражу, либо осужденных, отбывающих соответствующее наказание;

б) статус учреждений ФСИН России и их сотрудников при решении этих задач прямо не регламентирован УПК РФ;

в) действия, выполняемые сотрудниками учреждений ФСИН России, необходимы для достижения целей уголовного судопроизводства, однако не регламентируются УПК РФ и не признаются процессуальными действиями.

В связи с этим спорным является вопрос, являются ли при решении этих задач учреждения ФСИН России и их сотрудники участниками процесса? С одной стороны, напрашивается аналогия с тем, что, например, не являются участниками процесса учреждения Почты России либо иных операторов связи, осуществляющие пересылку почтовых сообщений, посредством которых участникам процесса направляются процессуальные документы, повестки и т. д. либо сами участники процесса направляют исходящие от них заявления, жалобы, ходатайства и т. д. дознавателю, следователю или в суд. С другой стороны, учреждения ФСИН России и их сотрудники в условиях обеспечиваемой ими изоляции от общества фактически являются единственным связующим звеном между изолированным лицом и его адресатами. Для лица, находящегося на свободе, доступен выбор: доставить корреспонденцию лично, нарочным или выбрав одного или сразу нескольких операторов связи. Однако без исполнения учреждениями ФСИН России и их сотрудниками обязанностей по передаче корреспонденции не могут быть реализованы уголовно-процессуальные права изолированных на подачу ходатайств, жалоб и т. д.

Учреждения ФСИН России, обеспечивающие изоляцию от общества, выполняют коммуникативные задачи, руководствуясь разделом V Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция по делопроизводству) [8]. Задача уведомления лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России, о времени и месте производства с ними процессуальных действий, а также обеспечение их участия в следственных и судебных действиях, выполняется в соответствии с правилами входящего документооборота (п. 85 Инструкции по делопроизводству) и является крайне важной, поскольку оказывает существенное влияние на сроки судебного рассмотрения уголовных дел. Так, из исследованных авторами, один из которых является действующим адвокатом, протоколов судебных заседаний следует, что лица, содержащиеся под стражей, зачастую несвоевременно уведомляются о времени и месте производства с ними процессуальных действий. В основном это происходит по вине дознавателей, следователей и судов, не направляющих своевременно сообщения о необходимости таких уведомлений. В стадии предварительного расследования обычны ситуации, когда содержащийся под стражей обвиняемый узнает о том, что с ним будет проводиться следственное действие, непосредственно

перед началом такового. В случае когда о факте несвоевременного уведомления либо о нарушениях, допущенных при вручении копии обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления) становится известно в судебном разбирательстве, суд под запись в протоколе судебного заседания уведомляет обвиняемого о времени и месте следующего заседания, после чего оно откладывается на достаточный для подготовки срок, предусмотренный ч. 4 ст. 231, ч. 2 ст. 233 УПК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаем, что такие важнейшие коммуникативно-обеспечительные уголовно-процессуальные задачи должны регламентироваться хотя бы в самом общем виде непосредственно нормами УПК РФ. Подзаконные акты не могут подменять федеральное законодательство, а должны лишь конкретизировать содержащиеся в нем предписания.

Задачи обеспечения участия обвиняемых в следственных и судебных действиях решаются двумя способами, предусмотренными ст. 28 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ [9]:

1) предоставление на территории места содержания под стражей оборудованных помещений;

2) передача подозреваемых и обвиняемых из места содержания под стражей конвою для отправки к месту назначения.

При первом способе в учреждение ФСИН России допускаются: а) дознаватель, следователь, который инициирует и проводит процессуальное действие; б) эксперты, для выполнения функций которых необходимо обследование обвиняемого; в) иные лица (потерпевшие, свидетели), участие которых в следственном действии требуется. С учетом распорядка дня учреждения в него также беспрепятственно допускаются защитник либо иные адвокаты, оказывающие юридическую помощь лицу, изолированному от общества.

Второй способ обеспечения участия обвиняемых в следственных и судебных действиях за пределами учреждения, обеспечивающих изоляцию от общества, осуществляется совместно сотрудниками учреждений ФСИН России и охранно-конвойными подразделениями МВД России или ФСБ России. В соответствии с п. 347 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила) [10], администрация СИЗО обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, посещение СИЗО в рабочее время и доставку подозреваемых и обвиняемых по вызову уполномоченных на то лиц.

Выполнение задачи направления процессуальных документов: заявлений, жалоб, ходатайств лиц, изолированных от общества, должностным лицам и органам, которым эти документы адресованы, регулируется п. п. 111-114 Правил. В частности, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, цензуре не подлежат, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи администрации СИЗО, передаются в запечатанном пакете операторам связи для доставки адресату. Заявления и жалобы, адресованные защитнику, должны быть направлены администрацией СИЗО по принадлежности не позднее трех рабочих дней со дня их подачи.

В соответствии с п. 112 Правил отправка заявлений и жалоб при отсутствии у подозреваемых и обвиняемых денег на лицевом счете оплачивается за счет средств федерального бюджета. Аналогичный порядок работы с процессуальными обращениями осужденных установлен п. п. 148-151 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

3. Третью группу составляет деятельность в сфере исполнения приговоров (задачи 7, 8): 7) исполнение приговоров, предполагающих нахождение осужденного в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества; 8) участие в разрешении вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора.

Выполнение задач в стадии исполнения приговоров осуществляется путем совершения сотрудниками учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, активных действий уголовно-процессуального характера. Под активностью в данном случае понимается то, что действия по решению задач могут выполняться сотрудниками ИУ по собственной инициативе, проистекающей из выполнения их уголовно-процессуальных и должностных обязанностей.

На наш взгляд, предлагаемая классификация многообразных задач, решаемых учреждениями ФСИН России и их сотрудниками, обеспечивающими изоляцию от общества, в сфере уголовного судопроизводства, при условиях преодоления отмеченных законодательных пробелов позволит существенно повысить эффективность процессуальной деятельности учреждений УИС, а также соблюдение прав изолированных лиц.

Библиографический список

1. Словарь иностранных слов. 7-е изд. М., 1980. 622 с.

2. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997. 335 с.

3. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. М., 1998. 480 с.

4. Фролов С. С. Основы социологии: учебное пособие. М., 1997. 344 с.

5. Бочарова Е. В. Процессы социальной изоляции в сельском социуме: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2004. 134 с.

6. Лагунов Е. В. Влияние «изоляции от общества» на личность осужденного // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 6-1. С. 134-146.

7. Саутиев А. М., Рыбина С. Н. Уголовно-процессуальная компетенция ФСИН России // Государственная служба и кадры. 2020. № 4. С. 108-111.

8. Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 10 августа 2011 г. № 463 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.04.2023).

9. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.04.2023).

10. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.04.2023).

References

1. Slovar' inostrannyh slov [Dictionary of foreign words]. Moscow, 1980, 622 p. [in Russian].

2. Kondrat'ev M. Yu. Podrostok v zamknutom kruge obshcheniya [A teenager in a closed circle of communication]. Moscow, 1997, 335 р. [in Russian].

3. Sociologicheskij enciklopedicheskij slovar' [Sociological encyclopedic dictionary] Moscow, 1998, 480 p. [in Russian].

4. Frolov S. S. Osnovy sociologii: uchebnoe posobie [Fundamentals of Sociology]. Moscow, 1997, 344 p. [in Russian].

5. Bocharova E. V. Processy social'noj izolyacii v sel'skom sociume. Diss. kand. sots. nauk Processes of social isolation in rural society. Candidate's of Social Sciences thesis]. Saratov, 2004, 134 р. [in Russian].

6. Lagunov E. V. Vliyanie «izolyacii ot obshchestva» na lichnost' osuzhdennogo [The influence of «isolation from society» on the personality of the convict]. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki [Current issues of modern science], 2009, no. 6-1, рр. 134-146.

7. Sautiev A. M., Rybina S. N. Ugolovno-protsessual'naya kompetentsiya FSIN Rossii [Criminal procedural competence of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry [State Service and personnel], 2020, no. 4, pp. 108-111 [in Russian].

8. Instruktsii po deloproizvodstvu v uchrezhdeniyakh i organakh ugolovno-ispolnitel'noi sistemy: prikaz FSIN Rossii ot 10 avgusta 2011 g. no. 463 [Instructions on office work in institutions and bodies of the penal enforcement system: Order of the Federal Penitentiary Service of Russia no. 463 of August 10, 2011]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 20.04.2023) [in Russian].

9. O soderzhanii pod strazhei podozrevaemykh i obvinyaemykh v sovershenii prestuplenii: fed-eral'nyi zakon ot 15 iyulya 1995 g. no. 103-FZ [On the detention of suspects and accused of committing crimes: federal Law of July 15 1995 no. 103-FZ]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 20.04.2023) [in Russian].

10. Pravila vnutrennego rasporyadka sledstvennykh izolyatorov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy: prikaz Minyusta Rossii ot 4 iyulya 2022 g. no. 110 [Internal regulations of pre-trial detention facilities of the penal system: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation no. 110 dated July 4, 2022]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 20.04.2023) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.