УДК 373.1.02:372.8
Елецкий государственный университет им. И. Бунина
канд. филол. наук, доц. кафедры современного русского языка и методики его преподавания Телкова В.А. Россия, г. Елец, тел. 89158553077 e-mail: [email protected]
Elets State University named after I.A. Bunin
The department of the modern Russian
language and methods of its teaching
PhD, associate professor
Telkova V.A.
Russia, Eles,
89158553077
e-mail: [email protected]
В.А. Телкова
О КЕЙС-МЕТОДЕ КАК ОБ ОДНОЙ ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена новым активным формам и приемам работы, которые могут использовать учителя на уроках русского языка в современной школе. Автор показывает эффективность одного из них -кейс-метода, который опирается на анализ комплекса практико-ориентированных ситуаций прагматичного языкового поведения.
Ключевые слова: активные методы и приемы, кейс-метод, речевая ситуация.
V.A. Telkova
ON THE CASE-METHOD AS ONE OF ACTIVE FORMS OF TEACHING RUSSIAN IN MODERN SCHOOL
The article deals with the new active forms and methods that teachers can use at Russian lessons in modern school. The author shows effectiveness of one of them - a case-method, which is based on the analysis of the complex of practice-oriented situations of pragmatic linguistic behaviour.
Key words: active methods and ways, case-method, speech situation.
В настоящее время очевидна необходимость определенных изменений в преподавании школьных дисциплин, в том числе русского языка. Отвечая на вызов времени, школьная учительская общественность живо обсуждает новые педагогические технологии, ищет и опробует в своей практике активные формы, методы и приемы, позволяющие интенсифицировать работу учащихся во время занятия, повышать их мотивацию к приобретению знаний, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в преподавании.
В последнее время широкую популярность в образовательной сфере приобрел кейс-метод, о чем свидетельствуют многочисленные публикации [2, 3]. Известно, что первоначально кейс-метод применялся в подготовке к профессиональной деятельности управленцев. Появление этого метода относят к 1870 году, когда его стали использовать в школе права Гарвардского университета, а активное внедрение кейс-метода началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году. В дальнейшем кейсовый метод
© Телкова В.А., 2015
нашел широкое применение на западе в области изучения менеджмента и маркетинга.
Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе»[1; с. 320].
Кейс-метод позволяет в значительной степени устранить разрыв между знаниями и практическим опытом школьника, так как он нацелен не только на использование полученных знаний, но и на овладение способами их применения, и - более всего - на приобретение коммуникативного опыта.
Термин «кейс» возводят к англ. «case» - случай или даже к лат. «casus» - запутанный или необычный случай. Но слово «кейс» в английском языке имеет омоним, обозначающий кейс, портфель. Отсюда и разнообразие трактовок. Так, в дистанционном обучении кейс - это и есть портфель: комплект учебных материалов, а кейс-стади -форма самостоятельной работы обучающегося, которая включает изучение материалов описанной практической ситуации (кейса), подготовки ответов на вопросы по кейсу и выполнение заданий в рамках кейса.
Чаще кейс-метод, или кейс-стади (от англ. case-study), рассматривают как метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных практических примеров, иначе говоря, кейс-стади - это метод анализа ситуаций. Суть его в том, что обучаемым предлагают осмыслить определенную речевую ситуацию, описание которой способствует актуализации определенного комплекса знаний, необходимых для ее разрешения.
Разработка и преподавание кейсов очень сложная задача. Источниками кейсов могут быть: наука, образование, жизненные и производственные ситуации. Кейсы могут подразделяться на: практические, обучающие и научно-исследовательские. Практические кейсы отражают реальные жизненные ситуации Цель таких кейсов - закрепить знания школьников, умения и навыки общения. Основной задачей обучающих кейсов выступает обучение, они отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Обучающие кейсы формируют у школьников способность анализировать различные ситуации. Научно-исследовательский кейс является моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней и строится по принципу исследовательской модели.
Использование кейс-метода в учебном процессе призвано развивать у школьников аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки. Основными целями использования кейс-метода на уроках русского языка, по-нашему мнению, являются: а) активизация учащихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения; б) повышение мотивации к учебному процессу; в) отработка умений работы с информацией; г) приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме.
Кейс должен содержать достаточно информации, чтобы можно было понять, в чем состоит суть проблемы, и набор таких материалов, которые заинтересуют обучающихся, вызовут желание проанализировать полученную информацию и предложить возможное решение.
При использовании кейс-метода для формирования речевых умений учащихся выделяют четыре основных этапа работы.
Первый этап (ориентировка в ситуации общения): умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию - цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания, то есть формировать замысел будущего речевого произведения.
Второй этап (планирование содержания высказывания): умение в соответствии с замыслом собирать материал для речи, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио- и телепередачами, научными и публицистическими материалами, произведениями искусства, в том числе и художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел.
Третий этап (реализация замысла во внешней речи): умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи, разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации.
Четвертый этап (контроль за результатами речевой деятельности): умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, умение совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом.
Для формирования указанных умений необходимо как можно чаще предлагать учащимся такие виды работ, которые требуют не просто составления текста (изложения или сочинения), но содержат заданные условия общения, описания речевой ситуации, естественной или условной. Для примера сравним традиционные упражнения с кейсами.
1. Традиционные упражнения. Используя данные словосочетания, составьте текст на тему «В турпоходе».
Кейс. Представьте себе, что вы возвратились из турпохода и хотите поделиться своими впечатлениями с другом-одноклассником. Запишите возможный вариант своего рассказа. В меру необходимости используйте данные словосочетания.
2. Традиционные упражнения. Напишите сочинение о том, как нужно беречь книги. Какие виды предложений по цели высказывания вам понадобились?
Кейс. Представьте себе, что вам нужно рассказать ребятам из подшефного первого класса о том, как нужно беречь книги. Составьте и запишите возможный текст своего выступления перед первоклассниками. Какие виды предложений вам понадобились?
3. Традиционные упражнения. Составьте небольшой текст о работе кружка юннатов. Используйте слова: растение, выращивать, ростки, подрасти, отросток. Обозначьте изучаемую орфограмму.
Кейс. Представьте себе, что вы посещаете кружок юннатов и хотите написать о нем своему другу. Составьте такое письмо. Используйте, если нужно, слова: растение, выращивать, ростки, подрасти, отросток. Обозначьте изучаемую орфограмму.
4. Традиционные упражнения. Расскажите о значимых частях слова.
Кейс. Сегодня на уроке мы будем работать над разбором слов по составу. Кто сможет так рассказать о значимых частях слова, чтобы все быстро повторили эти сведения? Представьте себе, что вам нужно объяснить, что такое корень, приставка, суф-
фикс и окончание младшему брату, пропустившему уроки по болезни. Составьте устно такое объяснение.
5. Традиционные упражнения. Составьте текст повествовательного характера. Героями вашего рассказа могут быть неживые предметы.
Кейс. Составьте сказку, героями которой были бы неживые предметы. Подготовьтесь к тому, чтобы рассказать свою сказку товарищам по классу и заинтересовать их. Почему вам понадобится такой тип речи, как повествование?
Из данных примеров видно, что кейсы содержат перечень основных условий, от которых зависит характер высказывания и прежде всего наиболее значимые из них -цель общения и адресат речи.
Обычно кейс включает информацию, достаточную для понимания речевой ситуации. Однако допустимы и такие кейсы, в которых намеренно приводится избыточная информация, с тем чтобы обучающиеся самостоятельно выделили материалы, которые понадобятся для решения проблемы. В любом случае объем кейса не должен быть слишком большим.
Кейс-метод в старших классах должен иметь характер исследовательской работы. Учащиеся для разрешения поставленной задачи должны самостоятельно собрать необходимый материал, использовав различные источники, зафиксировать его в письменной форме и представить для обсуждения в классе. У пятиклассников же использование данного метода имеет скорее игровой характер, хотя все вышеуказанные этапы ими тоже должны быть пройдены. Так, по теме «Состав слова» школьникам можно предложить следующие кейсы:
- Представьте себе, что вам срочно понадобилась книга и вы пришли в библиотеку, но попали в перерыв. Несмотря на это, библиотекарь вас обслужил. Передайте своим друзьям диалог, который состоялся между вами и библиотекарем. Какие выражения из речевого этикета вы использовали? Запишите диалог, правильно расставляя знаки препинания. Выпишите использованные вами слова с приставками, разберите эти слова по составу.
- Ваш школьный товарищ заболел, вы пришли его проведать и сообщить домашнее задание по русскому языку. Объясните ему, что вы узнали нового о правописании приставок. Составьте для друга словарный диктант.
- Вам дано право стать на время учителем. Нужно составить карточку-зачет, чтобы проверить знания своих одноклассников по теме «Значимые части слова» («Гласные в корнях с чередованием» и др.).
- Ваши родители решают, куда поехать летом. Они хотят побывать в деревне, вы - в Москве. Постарайтесь убедить их в правильности вашего выбора. Запишите свое рассуждение. Проверьте правописание безударных гласных в корнях слов. Какие правила вы использовали? В каких случаях вам пришлось обращаться к словарю?
- Представьте себе, что вы недавно прочитали в газете статью о том, что девочка не посещает уроков физкультуры, потому что не любит их, не видит в них смысла. Попробуйте доказать ей в письме, что физическое воспитание является полезным и важным предметом. Следите за тем, чтобы не допустить орфографических ошибок. Какие недавно изученные правила правописания вам понадобились? Не забывайте пользоваться словарем.
- Представьте себе, что вы участник экспедиции в пустыню. Возвратившись домой, вы получили приглашение выступить в телепередаче «Дальние страны». Вам нужно поделиться своими впечатлениями с ведущим этой передачи и с телезрителями.
Подготовьте текст своего выступления. Если нужно, используйте слова бархан, варан, джейран, дюны, маршрут, жук-скарабей, саксаул, смерч, солончаки, ящерица.
- Вы - участник восхождения на гору, только что возвратились домой, полны впечатлений и хотите поделиться ими со своим другом, который живет в другом городе. Опишите в письме к другу свое путешествие так, чтобы и ему захотелось пойти в горы. Встретились ли у вас в письме слова с чередованием гласных в корне? Проверьте все слова с трудными орфограммами по словарю, чтобы не допустить ошибок. Какие песни В. Высоцкого, посвященные горам, вы можете вспомнить? Используйте отрывки из них в письме.
- Представьте, что вы опустились в батискафе на морское дно. Опишите свои впечатления в репортаже для газеты. Используйте, если нужно, слова иллюминатор, панцирь, водоросли, растения, расти, причудливый, удивительный, фосфоресцировать. Какие еще слова с трудными орфограммами вы использовали? Проверьте их написание по орфографическому словарю.
- Представьте себе, что вы собираетесь в гости. Вам нужно купить цветы. Вы покупатель, ваш друг - продавец магазина «Гвоздика». Пусть продавец спросит у покупателя, по какому поводу ему нужны цветы, поможет ему выбрать наиболее подходящие и составить из них букет. Запишите возможный диалог между покупателем и продавцом, используйте слова - названия цветов. Подчеркните не регулируемые правилами орфограммы. Как вы их проверите?
Использование кейс-метода значительно повышает практическую направленность занятий по языку и интерес к ним со стороны учащихся. Причем это достигается за счет тех возможностей, которые заложены в самом содержании предмета, внутренне присущи ему.
Библиографический список
1. Аладьина А.А. Современные практические технологии на занятиях практического русского языка // Теория и практика преподавания языка и литературы. Алматы, 2008.
2. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. М., 2000. 502 с.
3. Егорова Т.В. Применение метода кейс-стади в учебном процессе школы // Теория и практика преподавания языка и литературы. Алматы, 2008.
References
1. Aladyina A.A. Modern practical technologies at the lessons of practical Russian // Theory and practice of teaching language and literature. Almaty, 2008.
2. Barns L.B. Teaching and the method of specific situations: the text book, situations and additional literature. M., 2000. 502 p.
3. Egorova T.V. The use of the case-study method in the educational process of school // Theory and practice of teaching language and literature. Almaty, 2008.