Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством использования лингвистической сказки и ЦОР
Изместьева Н. А.
Изместьева Наталья Александровна /Izmest'eva Natalja Aleksandrovna - студент, кафедра русского языка и методики его преподавания, факультет начальных классов, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,
г. Красноярск
Аннотация: работа посвящена актуальной проблеме становления орфографических навыков, от степени сформированности которых зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах. В качестве средства совершенствования навыков правописания мы предлагаем рассмотреть лингвистическую сказку, которая обеспечивает нестандартную методическую интерпретацию учебного материала и цифровые образовательные ресурсы. Новизна исследования заключается в том, что данный прием будет использован в начальных классах, что позволит учащимся лучше усвоить законы языка.
Ключевые слова: лингвистическая сказка и цифровые образовательные ресурсы.
Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении высокого качества орфографических навыков, от степени сформированности которых зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
Письмо, грамотное в орфографическом отношении, выполняет социальную функцию: служит «удобным средством письменного общения» [3, с.84], является «составной частью языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания» [1, с.3], поэтому программа предъявляет достаточно высокие требования к навыкам грамотного письма.
Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому ученые, психологи, методисты, (М.Т. Баранов, Л.В. Щерба, Л.И. Айдарова, Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Н.Н. Алгазина, В.Я. Булохов, М.Р. Львов, П. С. Жедек и др.) и учителя ищут новые, более эффективные подходы, направленные на развитие орфографической грамотности у младших школьников.
Несмотря на то, что развитию орфографических навыков в учебной деятельности младших школьников уделялось значительное внимание, тема остается актуальной.
Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Сделать процесс формирования орфографического навыка более эффективным -задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой
творческой работы, поэтому в основу формирования должна быть положена активная учебная работа учащихся. Для активизации учащихся можно использовать специальный приём обучения - лингвистическую сказку, которая приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, позволяет преподать материал в доступной, интересной форме, что способствует лучшему усвоению знаний.
Поскольку в стандарте по начальному образованию отмечается, что у учеников должны быть сформированы: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; учащиеся должны осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, данный прием может способствовать реализации данных задач.
Учитывая требования новых стандартов к результатам обучения, мы также предлагаем на уроках русского языка использовать и цифровые образовательные ресурсы. Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Во-вторых, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. В-третьих, позволяет осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний. При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, повторении изученного и на этапе закрепления.
В качестве примера с использованием ЦОР на уроке русского языка может быть приведен конспект урока на тему «Правописание НЕ с глаголами».
Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами».
Личностные УУД:
У учащихся будет сформирована: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
■S оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
■S в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
■S строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
■S устанавливать причинно-следственные связи;
■S осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
■S формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные УУД:
Учащиеся научатся:
■S применять правила правописания;
■S сочинять небольшие тексты для конкретной ситуации;
Учащиеся получат возможность научиться:
■S подбирать примеры с орфограммой.
Таблица 1. Ход урока
Этапы
I.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организацион ный момент.
II. Языковая разминка.
III. Введение в тему (постановка учебной проблемы)
- Ребята, сегодня утром я на столе увидела
записку. Давайте её прочитаем:
Кот пушок - бальшой праказник.
Он себе устроил празник.
Утром кот зобрался в банку,
Сел у бабке всю смитанку.
Незнайка.
- Всем понятно, о чём идёт речь в записке?
Что заметили?
- Ребята, вам необходимо отыскать все допущенные ошибки, объяснить орфограммы, подобрать проверочные слова.
- Почему Незнайка допустил столько ошибок? Отвечайте только глаголами, но сначала вспомним определение понятия «глагол».
(Ответы детей учитель записывает на доске.)
(НЕ) учил
думал слушал трудился работал
- ошибки
Дети записывают дату, классная работа.
Дети находят орфограммы, исправляют ошибки и объясняют правила правописания. (Например: кот - в конце слова напишу согласную букву т, правило - парные согласные в конце слова, проверочное слово коты).
IV. Чтение правила по учебнику.
- Как мы будем писать НЕ с глаголами?
- Значит, какую цель поставим на уроке?
- А для того, чтобы нам с вами ответить на этот вопрос, прочитаем сказку от Знайки.
(См. приложение 1).
- Послушав сказку, вы уже можете ответить
на вопрос о том, как будем писать НЕ с глаголами?
- С какой новой орфограммой мы познакомились?
- Расскажите, что узнали о частице НЕ?
- Теперь давайте сверим с учебником, прочитаем правило на странице 100.
- не знаем
Учащиеся формулируют цель урока.
- да
- с частицей НЕ
Отрицательная частица не с глаголами пишется раздельно: нечитал, нелюбит. Раздельное написание частицы не с глаголами - это орфограмма-пробел.
- Правильно ли мы ответили на вопрос?
- А теперь вернёмся к столбику слов, уберём скобки и допишем слова, которые вы услышали в сказке.
V. Развитие - Чтобы умело применять правило, составим учебно- алгоритм рассуждения при написании
- да
- записывают в тетрадь слова
языковых и частицы НЕ. Ученики под руководством
речевых - Что нужно сделать сначала? учителя составляют
умений/приме - После того, как определили, какая часть алгоритм.
нение знаний речи, что нужно сделать?
(составление - Какой следующий пункт?
алгоритма, Алгоритм:
выполнение 1. определить часть речи;
упражнений). 2. подумать: может ли глагол употребляться без частицы НЕ;
3. Выбрать способ написания. Дети выполняют
- Вам необходимо выполнить следующее упражнение, применяя
упражнение, применив алгоритм. Книга (не)годует по поводу (не)брежного отношения к себе... Береги книгу! (Не)бери её грязными руками и (не)загибай листов. И алгоритм.
тогда книга откроет для тебя много Учащиеся выделяют
интересного! орфограмму НЕ с
- Проверим, что у нас получилось. Каллиграфическая минутка. Не спеши языком, торопись делом. - А сейчас вы выполните задания по вариантам. Перед вами деформированные пословицы, ваша задача составить и записать в тетрадь правильный вариант. (После выполнения задания пословицы проверяют). I вариант В откладывай ящик долгий не дела (НЕ откладывай дела в долгий ящик). II вариант Вода лежачий под течёт не камень (Под лежачий камень вода не течёт). - Как вы понимаете каждую из пословиц? Какой общей темой объединены пословицы? Физминутка. - Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот. Не качайтесь, не кружитесь, Не тянитесь, не шагайте, Не приседайте, не моргайте, Не шепчите, и не спите. А теперь все просыпайтесь И за дело принимайтесь. глаголами.
- Ребята, вспомните и запишите по памяти Записывают в тетрадь
глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в физминутке. Творческая работа: «Правила поведения на уроке». глаголы с частицей НЕ.
- Незнайка решил составить «Правила Дети на доске записывают
поведения на уроке». Давайте ему поможем. составленные
О какой орфограмме должны помнить? НЕ опаздывать в школу. НЕ разговаривать на уроке. НЕ мешать своему соседу по парте. НЕ рисовать на партах. НЕ дергать девочек за косички. НЕ жевать после звонка. предложения.
- Ребята, что же опять увидел Незнайка? Отрицательная частица НЕ
- Выполните упражнение из электронного с глаголами пишется
VI.
Подведение
итогов.
VII.
ресурса.
- Проверим - насколько вы на уроке были внимательными. Хлопните в ладоши над головой, если глаголы надо писать слитно и положите руки на стол, если писать их надо раздельно.
Глаголы для упражнения:
ненавидеть не решает
недомогать не боится
негодовать не знает
недоумевать не скучает - Чему научились?
- С какой новой орфограммой познакомились?
отдельно.
Домашнее - На основе сказки, с которой вы
задание. познакомились сегодня на уроке, сочините свою на тему «Правописание глагола с частицей НЕ». Используйте предложения из упражнения (из электронного ресурса).
Литература
1. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык, ч. 1. - М.: 1991. 350 с.
2. Ладыженская Т. А. Речь. Книга учителя. М., «Педагогика», 1990.
3. ЛьвовМ.Р. Правописание в начальных классах. - М.: 1990. 160 с.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев. 1969.
5. Изместьева Н. А. Использование лингвистической сказки в процессе формирования орфографических навыков у младших школьников. // Проблемы современной науки и образования. 2015. №7 (37). С. 113-125.