Использование лингвистической сказки в процессе формирования орфографических
навыков у младших школьников Изместьева Н. А.
Изместьева Наталья Александровна - студент, кафедра русского языка и методики его преподавания, факультет начальных классов,
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева,
г. Красноярск
Аннотация: работа посвящена актуальной проблеме становления орфографических навыков, степень сформированности которых определяет уровень языковой культуры человека. В качестве средства совершенствования навыков правописания мы предлагаем рассмотреть лингвистическую сказку, которая обеспечивает нестандартную методическую интерпретацию учебного материала. Новизна исследования заключается в том, что данный прием будет использован в начальных классах, что позволит учащимся лучше усвоить законы языка.
Abstract: the paper is devoted to the topical problem of the development of spelling skills, the degree offormation, which determines the level of linguistic culture. As a means of improving spelling skills, we propose to consider the linguistic tale that provides non-standard methodological interpretation of educational material. The novelty of this research lies in the fact that this technique will be used in the elementary grades, allowing students to learn better the language laws.
Ключевые слова: лингвистическая сказка.
Keywords: linguistic tale.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, определяющих основные результаты обучения и воспитания учащихся.
С внедрением новых стандартов повышаются требования не только к уровню сформированности орфографического навыка учащихся, но и к уровням развития мышления младших школьников и их самостоятельности. Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. При этом очень важно вести обучение родному языку на высоком теоретическом уровне. Методика обучения русскому языку имеет большой арсенал приемов, направленных на формирование грамотности учащихся, однако порой ученики, зная правило, не могут применить его на практике.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах. Поэтому лингвисты, психологи, методисты (Л. В. Щерба, А. М. Гвоздев, Л. И. Айдарова, Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, В. Я. Булохов, М. Р. Львов, П. С. Жедек, Н. С. Рождественский, В. В. Бабайцева и др.) и учителя ищут новые, более эффективные подходы, направленные на развитие орфографической грамотности младших школьников.
Современного школьника трудно удивить, а тем более заинтересовать. Особенно если это касается правил, определений, орфограмм, которые кажутся ученикам однообразными, скучными и становятся главной их неприятностью, снижая интерес к предмету. Учитель при этом всячески старается сохранить мотивацию и заинтересованность своих учеников, поскольку положительные эмоции при выполнении работы, как утверждают психологи, способствуют более успешному ее результату.
Учитывая все вышесказанное, мы предлагаем рассмотреть лингвистическую сказку («Лингвистическая сказка - речевой жанр, представляющий «своеобразный «симбиоз» поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения» [Ладыженская]) в качестве одного из средств, которое не только сможет заинтересовать школьника, но и будет направлено на развитие орфографической грамотности у младших школьников. Но, используя сказку, нужно помнить одно правило: «сказочное» определение должно «переводиться» на язык научный, которым написан учебник. Лингвистической сказке присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения. Сюжет построен на лингвистических понятиях, композицию сказки составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка. В концовках говорится о лингвистических понятиях, как бы делается вывод из того, о чем в сказке рассказывалось. Герои - буквы или слова, находящиеся в особом царстве. Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных и новеллистических сказок.
Выделяют три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок:
1. Научить, объяснить новый материал.
2. Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).
3. Проверить знания по теме.
В качестве примера приведем следующие конспекты уроков.
Тема урока: «Глагол как часть речи».
(Знакомство с лингвистической сказкой.)
Личностные УУД:
У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные УУД:
■S Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу.
■S Учащиеся получат возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
■S осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
■S осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
■S формулировать собственное мнение и позицию;
■S допускать возможность существования различных точек зрения.
Предметные УУД:
Учащиеся научатся:
■S применять правила правописания;
■S сочинять небольшие тексты для конкретной ситуации;
■S определять грамматические признаки глагола.
Учащиеся получат возможность научиться:
S подбирать примеры с орфограммой;
■S познакомиться с понятием «лингвистическая сказка».
Ход урока.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. I. Ребята, урок у нас с вами сегодня необычный, но
Организационный тему пока называть я не буду. Попробуйте догадаться
этап сами. Итак, послушайте пословицы и поговорки и скажите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Сказка - сладка, а песня - быль. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. II. И о чем же мы будем говорить? Кто догадался? О сказках
II. Введение в Послушайте, как К. Паустовский описал свое
тему впечатление от знакомства с книгой сказок:
(формулировка «Удивительная, и, как мне показалось, душистая,
темы урока) подобно дыханию цветов человеческая доброта исходила от страниц книг...» - Ребята, а какое у вас отношение к сказкам? Поэт В. Берестов писал: «НЕ бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи - на свете правды больше станет». - Как вы понимаете эти слова? 1. - Послушайте текст внимательно и определите
жанр. Докажите свою точку зрения. (Учитель читает сказку «Мороз, Солнце и Ветер»; см. приложение 1). - А перед тем как я вам прочитаю вторую сказку, выполните тест. «Экспресс - тест». У детей на столе листочки с заданиями: 1. Прочитайте. Выберите букву правильного ответа. 1. Сказка
Глагол - это: Дети выполняют
в) часть речи; тест по теме
г) член предложения. 2. Глагол называет: д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета. «Глагол».
3. Глаголы отвечают на вопросы: o) Что? Кто? п) Кому? Откуда? p) Что делать? Что сделать? 4. Каким членом предложения является? л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым. 5. Как подчеркивается в предложении? о) двумя черточками; п) пунктирной линией; р) одной черточкой. - Проверьте себя сами. Какое слово составили из букв? Кто может определить, о чем пойдет речь на уроке? «Верно»
2. - Теперь послушайте другой текст и тоже определите жанр. Докажите. (Читается сказка 2. Сказка по
III. Объяснение «Глагол и его друзья»; см. приложение 2). русскому языку,
нового материала - Чем отличается эта сказка от предыдущей? но только здесь
- Выполним упражнение устно. Я называю другие герои.
существительное, а вы изменяете на глагол. Герои - части
(шофёр - шоферить речи, которые
завтрак - завтракать находятся в
мечта - мечтать особом царстве.
печаль - печалиться
барабан - барабанит Дети устно
грипп - грипповать выполняют
отдых - отдыхать упражнение.
путешествие - путешествовать
сочинение - сочинять
тоска - тосковать). Итак, запишите тему - Лингвистическая сказка и ее Записывают в
особенности. тетрадь начало
- Ребята, сформулируйте определение: определения и
лингвистическая сказка - это сказка, в которой... продолжают
- Назовите виды сказок. самостоятельно.
- Несмотря на то, что в лингвистической сказке - фольклорные,
главное - это языковые явления, она, тем не менее, литературные,
является сказкой. И ей присущи сказочные элементы... предметные,
Как вы думаете, какие? Лингвистическая сказка родилась гораздо позже, чем обычная фольклорная. лингвистические
Конечно, она многое взяла от фольклорной сказки. - например,
- Выполняя следующее задание, мы соберем те волшебные
языковые средства, которые в дальнейшем помогут превращения,
вам самим сочинять лингвистические сказки. герои,
Работа с карточками (выполняется вместе с определенные
учителем). устойчивые
Задание: выражения
1. В приведенных примерах выделите слова и предложения, которые обычно употребляются в Записи в
сказках. тетради.
2. Продолжить следующие концовки: Вот и сказке конец. 1. Ни в сказке
Вот вам сказка. сказать, ни
Я там был. пером описать.
3. Назовите сказочные выражения, обозначающие По долам, по
длительность и неопределенность времени, пути. горам, по зеленым лугам, избушка на курьих ножках и т. д. 2. - А кто слушал - молодец. - А мне бубликов связка. - Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. 3. Долго ли,
IV. Развитие
учебно-языковых
и речевых умений
(составление
алгоритма,
выполнение
упражнений)
коротко ли,
близко ли,
далеко ли и т. д.
А что вы можете сказать о героях лингвистических Герои-буквы, сказок? части речи, части
слова, слова.
Объясните, почему лингвистические термины получили в сказках ту или иную характеристику? (Например, частица НЕ — гордая и упрямая, а инфинитив — лежебока и лентяй.)
Риторическая игра.
- Давайте попробуем охарактеризовать некоторые термины. Я называю вам термин, а вы - его характеристику, соответствующею его роли в языке.
1. Прилагательные 1. Добрые,
2. Предлоги хорошие,
3. Шипящие покладистые
4. Буква С 2. Задиры,
5. Буква З драчуны 3.
Композиция лингвистических сказок. Ворчун
Каковы элементы композиции лингвистической ы
сказки? 4. Тихая
5. Смелая,
- Эти
характеристики соответствуют роли терминов в языке (их
функции).
- Выполним упражнение из электронного ресурса.
ООО ООО ООО I
Проверь себя!
Здесь 9 глаголов.
Желтеть, пожелтеть, темнеть, обновить, пишут, пишу, протекать, петь, пою.
Слово течь может быть именем существительным, а может быть глаголом.
сущ. гпаг.
Лодка дала течь. Вода стала течь.
\________________________________________________________)
звонкая
Совместно с
учителем дети
составляют
алгоритм
написания
лингвистической
сказки.
1. Присказка -проблемный вопрос
(лингвистическая
задача).
2. Зачин, где определяются место действия и герои сказки.
3. Собственно сказочное действие.
4. Концовка,
разрешающая проблему (либо вопрос, на
который еще предстоит ответить).
- Ребята, кто-нибудь из вас может назвать такие слова,
которые могут быть именем существительным, а может быть, глаголом? (Если ученики испытывают затруднения, то учитель предлагает слова, например, печь, три, стих, знать,
V. Подведение смог).
итогов - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие вы заметили сходства, различия у литературной и лингвистической сказки?
VI. Домашнее - Ребята, опираясь на полученные знания, на
задание алгоритм, сочините свою сказку по теме «Глагол».
Приложение 1.
Сказка «Мороз, солнце и ветер».
Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жара-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
— Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
— Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
— Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
— Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
— Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика словно рака испеку. Будет меня помнить!
— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.
— Ну так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.
— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!
Приложение 2.
Сказка «Глагол и его друзья».
Жил-был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.
— Что ты так пригорюнилось?
— Да вот, живу - живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу
— Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.
— Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко сидишь здесь?
— Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю, где.
— Пойдём с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там всё что-то делали, трудились - скучать было некогда.
Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.
Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделает? И другие. Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников - падежей.
А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
Тема урока: «Неопределенная форма глагола».
Личностные УУД:
У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
« учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
« осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Учащиеся получат возможность научиться « преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
« осуществлять поиск необходимой информации;
« осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
« проводить классификацию по критериям.
Учащиеся получат возможность научиться « осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
« договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
« контролировать действия партнера.
Предметные УУД:
Учащиеся научатся:
« применять правила правописания;
« сочинять небольшие тексты для конкретной ситуации;
« определять грамматические признаки глагола неопределенной формы.
Учащиеся получат возможность научиться « подбирать примеры с орфограммой.
Ход урока.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент II. Актуализация знаний Удел знания — говорить.
Удел мудрости — слушать. (американский писатель О. Холмза) - Как вы понимаете эти слова? Показывать
- Почему я предлагаю начать урок с этого свои знания,
выражения? Чему оно нас учит? делиться
- А теперь послушайте интервью, определите, какая знаниями друг
часть речи отвечала на вопросы. с другом,
— Что вы больше всего любите? (Люблю слушать друг друга.
III. Введение в тему действовать). - Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу). - Что бы вы пожелали ребятам? (Чтобы русский все ребята на «десятку» знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия.
(постановка учебной А я приду - всё в действие придёт.
проблемы) Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт). - О какой части речи будем говорить на уроке? О глаголе.
- Давайте вернёмся к нашей цитате и назовем Говорить,
глаголы.
- Определите время и число данных глаголов. -Какова цель нашего урока? Что должны сделать?
- Ребята, обратите внимание на доску. Здесь записаны слова.
(Слова: выкопали, зашагает, выдержал, иду,
стемнеет, играть, рисуют).
- Что их объединяет?
- Теперь распределите данные слова на группы, указав признак классификации.
слушать.
Не можем
определить. Учащиеся формулируют цель.
Это все
глаголы?
Прошедшее время Настоящ ее время Будущее время
выкопали выдержал иду рисуют зашагает стемнеет игра ть
- Возникли ли у вас затруднения?
- В чём?
Да.
Дети устно определяют время и число у глаголов и приходят к выводу, что у слова
«играть» не могут
определить.
- А у каких глаголов мы также не смогли определить время, лицо, число? Запишем их в столбик под словом «играть».
Говорить,
слушать
Прошедшее время Настоя щее время Будущее время ?
выкопали выдержал иду рисуют зашагает стемнеет играть говорить слушать
- Что общего у данных глаголов?
Часть слова подчеркивается и ставится вопрос.
- Значит, мы можем сделать вывод, что данные глаголы стоят в такой форме, когда нельзя определить форму времени и число. А как бы вы назвали глагол, у которого не можем определить время и число?
- Ребята, форма глагола, которая не указывает на время и число, называется... Для того, чтобы узнать, как она называется, прочитаем лингвистическую сказку об Инфинитиве глагола. (Чтение сказки; см. приложение 1).
- ть
Ответы
учащихся
IV. Чтение правила по учебнику
- Посмотрите на слайд. Какой вывод можно сделать?
- Что узнали об инфинитиве/неопределенной форме глагола? Какие существенные признаки этой формы надо выделить?
- Давайте сверим с правилом в учебнике на
Глагол
неопределенн ой формы (инфинитив), вопросы: что
делать? что сделать? Совершенный/ несовершенны
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений/применение знаний (выполнение упражнений)
странице 108._________________________________
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?
Эта начальная форма глагола.
Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола.
Неопределённая форма глагола имеет суффиксы —ть, -ти, -чь.
Перед суффиксом —ть стоят глагольные суффиксы -а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-.______
й вид. Время, лицо, число определить не можем.
Глаголы в неопределенн ой форме имеют
суффиксы — ть, -ти, -чь.
- Тогда чем является - ть в словах «играть», «говорить», «слушать»?
- Ребята, обратите внимание на слайд. Запомните.
/ Неопределённая форма глагола \
что делать? что сделать?
0 СййгЮ ® & ^шу“в<й ^ х' с? 1
Суффиксы неопределённой формы i не входят в основу слова! А щ
.Повторить
- Суффиксом
- Ребята, какие вы услышали глаголы неопределенной формы в сказке? Выпишите в тетрадь и выделите суффикс.
Физминутка.
- Я вам называю глаголы, если этот глагол неопределенной формы - вы приседаете, если это любой другой глагол - встаёте.
Глаголы: гудеть, пишет, бежать, читает, рисует, стеречь, шьёт, научить, поёт, плести, блистать, желаю, иметь, пляшет.
На доске записаны пословицы:
1. Жизнь... не поле...
2. Нужно много... чтобы много...
Слова для справок: перейти, читать, знать,
прожить.
Учащиеся выделяют суффиксы в словах.
Учащиеся
записывают
составленные
пословицы в
тетрадь).
Объясните
смысл
пословиц
Жизнь
прожить - не поле перейти. Нужно много читать, чтобы много знать
- Прочитайте, какие предложения у вас получились. В
неопределённ ой форме
Не указывает на время и
- В какой форме стоят вписанные вами глаголы? число
Что делать? Что сделать?
- Почему она неопределенная?
- На какие вопросы отвечают эти глаголы?
- Обратите внимание, что глагол неопределенной формы совпадает по форме с данным глаголом. Значит, сначала нужно определить вид глагола.
Примечание: глагол в неопределенной форме
совершенного вида отвечает на вопрос: что
сделал? Чтобы лучше запомнить, обратите внимание на приставку «с» в вопросе у глагола совершенного вида.
Работа в парах (взаимопроверка).
- Поставьте глагол в неопределенную форму, выделите суффиксы. Будьте внимательнее и не торопитесь.
Задание: Живёшь - ползёшь - бережёшь - глядишь -спишь - растёшь - печёшь - ....
(Взаимопроверка: карандашом ставить +, если слово записано правильно.)
- Поднимите руку, кто не испытывал затруднений. У кого 7 плюсов поставьте за работу 5.
- Кто испытывал затруднения? В чём?
- А сейчас устно выполним упражнение. Я буду называть глаголы, если с суффиксом —ть, то хлопает в ладоши первый ряд, если — ти, то второй, если -чь, то третий.
I ряд -ть II ряд -ти III ряд -чь
рассказать нести беречь
придумывать идти стеречь
сделать ползти увлечь
Выполняют самостоятельн ую работу
VI. Подведение итогов
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы.
Бить баклуши - вешать нос - витать в облаках -зарубить на носу - держать язык за зубами -ждать у моря погоды - дрожать как осиновый лист - водить за нос - ходить на голове - ..
Слова для справок: грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.
Карточка «Полезные советы».
- Прочитайте. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами в неопределенной форме. (Учащиеся выполняют работу на карточках, вписывают глаголы.)
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя _________ (лежу) в
постели. Надо сразу _____________ (встаю) и
_________(сделаю) зарядку. Между упражнениями
необходимо_____________(делаю) небольшие паузы
для отдыха. Нельзя _____________ (задерживаю)
дыхание, надо______________ (дышу) спокойно.
Зарядку нужно __________ (делаю) при открытой
форточке.
Выполняют упражнение на карточках, вписывая глаголы
VII. Домашнее задание
- На сегодня наше исследование глагола заканчивается.
Что нового вы узнали о глаголе? Почему эти глаголы так названы?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- На что оканчиваются данные глаголы?
- Суффикс, вид.
- На основе сказки, с которой вы познакомились на уроке, сочините свою на тему: «Неопределенная форма глагола». При этом на какие существенные признаки вы будете обращать внимание?
Приложение 1.
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
- Почему вы живёте здесь один?
- Во-первых, у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс «ть» принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины и очень серьёзные!
- Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
- Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка - загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец,
Инфинитив - звучит занятно,
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу - меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный...
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени - так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять...
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
- Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
- И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
- Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.
- Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
- Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен - ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой, и тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести... Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь... Про них даже сочинили целое правило.
В. Агафонов
Литература
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. - М.: «Баласс», 2002.
2. Волина В. Веселая грамматика, издательство «Знание». Москва, 1995.
3. Кривин Феликс. Сказки с моралью. — Ужгород: «Карпаты», 1964.
4. Ладыженская Т. А. Речь. Книга учителя. М., «Педагогика», 1990.