Донского. Надпись на этой стороне знамени гласит: «Калмыцкий 3 Донской конный полк».
Со схожими знаменами выступали калмыки в Отечественной войне 1812 года. Одно из них хранилось в Хошеутовском хуруле на Волге. По свидетельству Г. Прозрителева, на нем был изображен небесный всадник (Дээч-тецгр) в сопровождении пяти животных и парящих над ним трех птиц, символизирующих его власть на Небе и Земле [8, с. 90 - 92].
Таким образом, калмыцкие знамёна - интересная тема, свидетельствующая об этническом своеобразии традиционной культуры и в определенной степени связанная с традициями иконографии буддизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Beer R. The Encyclopedia of Tibetan symbols and motifs. Shambhala Publications, Inc. Horticultural Hall 300, Massachusetts Avenue, Boston, Massachusetts. USA.
2. Sle lung bzhad pa’I rdo rje. “dam can bstan srung rgya mtso ’I mam par thar pa cha shas tsham brjod pa sngon med legs bshad ces bya ba bzhugs so”. Me rigs dpe sgrung khang. Pe cin, 2003.
3. Nebesky-Wojkowitz Rene de. Oracles and demons of Tibet. Paljor publ. D-39, Jang Pura Extn. New Delhi. India, 1998.
4. Jamgon Mipham. Mo Tibetan divination system. Snow Lion Publ. Ithaca, New York. USA, 1990.
5. Туччи Д. Религии Тибета. Евразия. СПб., 2005.
6. Потанин ГН. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1881. Вып. 2.
7. Saphud thub bstan dpalldan. mtson don nor bu’I do shal. Dorjee Tsering at Jayyyed Press, Balimaran, Delhi. India, 1998.
8. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX века. М.: Наука, 2005.
9. Прозрителев Г.Н. Военное прошлое наших калмыков. Ставрополь, 1912.
ББК 86.35 (2 Рос=Калм)
О КАЛМЫЦКИХ ОБЕРЕГАХ «МИРДЕ» Б.В. Меняев, Ч.А. Санджиев
В статье рассматриваются особенности буддийских оберегов «мирде», их магические функции и техника изготовления.
Ключевые слова: оберег, охранительные функции, воины-калмыки, «мирде».
The article is devoted to the peculiarities Buddhist protection amulets called “mirde”, their magical functions and manufacturing techniques.
Keywords: talisman, guarding functions, Kalmyk soldiers, mirde.
Представления о защитных силах, сопровождающих воина в ратных походах, характерны для многих народов мира. При этом функции защиты обеспечиваются различными как рациональными, так и иррациональными способами, например священными оберегами. Для верующих весьма значимыми представляются предметы, наделяемые, согласно религиозным традициям, особыми свойствами. Согласно традиционным представлениям, они обладают магической способностью оберегать его владельца от разных бедствий.
Обереги имеются у каждого народа. Одной из причин, породивших культуру оберегов, является вера в магическую силу священных предметов. В составе оберегов обычно выделяют такие разновидности, как амулет - предмет, который, по народным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий, и талисман (буквальное значение - магическое изображение) - предмет, который по представлениям людей, верящих в его чудодейственную силу, обладает способностью приносить его владельцу счастье, удачу и т.д. Талисман обычно отличается своеобразной формой
и связью с какими-либо верованиями и представлениями.
Своя система оберегов существовала и у калмыцкого народа. В буддийской культуре одним из оберегов является мирде - культовый предмет индивидуального пользования, который, как правило, представляет собой вложенное в металлический или деревянный футляр изображение буддийского божества. Этимология слова мирде восходит к санскритскому амрита, что значит «бессмертный» [2, с. 74].
Для кочевой культуры являются характерными функции защиты хозяйства и общества. Поэтому мужчины-калмыки в прошлом были не только скотоводами, но и воинами. Известно также, что воины-калмыки участвовали во многих войнах Российского государства. В народе верили, что существуют амулеты, охраняющие от стрел (позже от пуль) и ударов сабли на войне, - мирде. Во время Первой и Второй мировых войн воины-калмыки отправлялись в армию, взяв с собой обереги мирде, и вера в их чудодейственные силы в среде калмыков была очень велика. Наиболее распространенным мотивом в рассказах старых воинов является следу-
Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН
№1 2010
ющий: пуля, пущенная из оружия, пролетает мимо, даже если стреляют с близкого расстояния.
Мирде пользовались популярностью, выполняя защитную и эстетическую функцию. И.А. Жи-тецкий в своем труде так описал этот оберег: «Мир-де» («шутен») или «менгку» - это миниатюры, хранящиеся в металлической коробочке (серебряных ящиках), так что мирде - род медальона с религиозным значением. Ящик для шутена («орда харши» или «менгку») [1, с. 44].
В буддийской культуре обереги являются одним из видов знаковых предметов. Они выполняют защитную функцию и используются многими последователями буддийского учения как символ обеспечения покровительства определенного божества, как знак принадлежности к данному культурному кругу. Система оберегов, призванных защищать жилище, семью и отдельно каждого человека, сложилась на основе как почитания священных предметов, так и соблюдения религиозных запретов.
Среди буддийских оберегов следует выделить несколько видов: сделанные из ниток (зэцг), выполненные из глины (цаца), записанные на ткани или бумаге тексты молитв (бу) и, наконец, мирде.
Изготовленные в традиционной технике мирде состоят из двух частей: из оберега в виде глиняного цаца, рельефного металлического изображения или небольшого живописного изображения и металлического или деревянного футляра. Вкладываемая внутрь футляра цаца делается из определенного образом замешанной глины с добавлением специальных ингредиентов. Иногда в глину добавляют прах (пепел) прославленных учителей. Считается, что такие обереги обладают особой силой и свойствами. Замешанную глину помещают в различного вида формочки, имеющие на внутренней стороне тиснение в виде изображений ступ, а также божеств в ранге будд и бодхисаттв. Наиболее часто встречаются изображения таких буддийских персонажей, как Будда Шакьямуни (калм. Бурхн Багш), Ами-табха (калм. Амидава бурхн), Амитаюс (калм. Аюш бурхн), Авалокитешвара (калм. Арьябала), Манд-жушри (калм. Манзшир), Ваджрапани (калм. Очир-вани), Зеленая Тара (калм. Нокан Дэрк), Белая Тара (калм. Цакан Дэрк), а также лама Падмасамбхава (калм. Бадмсамбав бурхн), Цзонхава (калм. Зуцквин гегэн), Ямантака (калм. Ямндак бурхн), Хаягрива (калм. Дамдин), Махакала (калм. Махгал бурхн) и Лхамо (калм. Окн тецгр). С обратной стороны в глину вдавливают три зернышка. После этого глину вынимают из формочки и сушат. Встречаются также изображения, выполненные в двусторонних формах, в которых возможно изготовление круглой скульптуры и, чаще, круглых ступ, отличающихся законченной формой.
Цаца является также важным компонентом закладки буддийских мемориальных сооружений «ступ» (калм. сувркн). В Тибете существуют специ-
альные строения, в которые помещают максимальное количество цаца для очищения негативных явлений и призывания удачи в данной местности. Кроме того, считают, что человек, изготавливающий цаца, накапливает огромные благие заслуги (буйн).
С мирде, в магическую силу которого свято верили и к которому относились почтительно, у калмыков связано множество легендарных рассказов. К примеру, среди калмыков бытует одно весьма занимательное предание. Во время Великой Отечественной войны (1941 - 1945) в одном полку служил калмык, не раз бывавший в самом пекле сражений и ни разу не получивший даже легкого ранения. Секрет его неуязвимости, по мнению его сослуживцев, был связан с оберегом. Решив проверить его чудодейственную силу, солдаты надели амулет на козу и выстрелили в нее в упор. Животное осталось невредимым. Приведенное предание о мирде является отнюдь не единичным из цикла образцов устного творчества, содержащих сюжет о чудесных свойствах буддийских охранительных талисманов.
Калмыки высоко ценили мирде в целом и, в особенности, уникальный амулет «куукн цакан мирд» («сакрально белый мирде»), которым владели лишь избранные люди. По поверьям, он обладал необыкновенной силой [3]. По преданию, таких мирде во всем монгольском мире было всего четыре. Два из них попали в калмыцкую степь во времена, когда предки калмыков - ойраты пришли из Джунгарии на Волгу. Здесь уникальные обереги переходили из рук в руки в среде избранных нойонов и зайсангов. Сохранились сведения, что этот оберег имелся у Аюки-хана.
В Национальном музее Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова хранится коллекция мирде. Все экспонаты коллекции имеют небольшие размеры (высота от 2 - 3 до 9 - 10 см) и выполнены различными способами: из глины, рельефные из металла, маленькие писаные иконы в металлических рамках для ношения на груди [4, с. 151].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884 - 1886 гг М., 1893; Репринт. воспр. изд. 1893 г. Элиста, 1991.
2. Кичгэ Телэ. Угин туск уг. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1979.
3. Митиров А.Г По следам бурхана Мирде // Хальмг унн. 2003 г. 23 мая.
4. Менкенова Б.Ш. О коллекции предметов буддийского культа из собрания Государственной академии им. Маймонида // Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа: материалы Между-нар. научн. конф., посвященной 405-летию со дня рождения Зая-пандиты. Элиста: АПП «Джангар», 2004.