THE BODY REACTIONS TO COOLING IN CASE OF VARIOUS CONTENT OF MICROELEMENTS IN FOOD RATIONS
M. G. Kolomiitseva, F. M. Voznesenskaya, E. A. Isaeva
The investigation results obtained showed an intermittent action of low temperature to cause a fall of the phagocytic activity of leucocytes, that of the lysozyme titer and the bactericidal activity of blood serum of albino rats. The body reactivity indices were considerably lower in animals kept on rations with unsufficient content of copper and manganese.
УДК 616.36-008.6-099:615.235.7
О ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НЕКОТОРЫХ ПЕСТИЦИДОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕЧЕНИ
Проф. Ю. С. Каган, канд. мед. наук Л. М. Сасинович, Л. Я- Воронина
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Большинство хлорорганических соединений, в том числе ДДТ, обладают выраженным гепатотоксическим действием, о чем свидетельствуют многочисленные данные экспериментальных исследований и клинических наблюдений (С. Г. Серебряная; Е. П. Краснюк; Ттз1еу).
В последние годы опубликованы сообщения о влиянии на печень некоторых фосфорорганических соединений (М. С. Рожкова; В. А. Полецкий; И. С. Фаерман, В. Г. Цапко; А. П. Киричек и Н. С. Харченко, и др.) и производных карбаминовой кислоты (Е. И. Маковская и М. Б. Раппопорт; М. Н. Рыбакова; В. С. Яким).
Однако в большинстве работ изучались только отдельные функции печени, чаще при острой интоксикации при введении препаратов в больших дозах, что не позволяет судить о сравнительной силе и качественных особенностях гепатотоксического действия различных инсектицидов и, что самое главное, о наличии и характере изменений со стороны печени при хроническом воздействии соединений в дозах, которые могут поступать в организм в реальных условиях.
В настоящей работе приведены результаты исследований некоторых показателей, характеризующих функциональное состояние печени белых крыс, кроликов и кошек при воздействии хлорорганического соединения ДДТ. производного карбаминовой кислоты севина, фосфорорганического соединения метилнитрофоса, а также ДДВФ — фосфорорганического соединения, содержащего в молекуле атомы хлора.
Исследования проводили в динамике при многократном пероральном введении животным препаратов в изотоксических дозах, равных г/г0 и 7,оо ЬО50, и ежедневном скармливании их с пищей в количестве 7юоо и х/гооо 1-О50.
Длительность хронических опытов составляла от 4 до 12 месяцев. Для оценки функционального состояния печени, учитывая многообразие выполняемых ею функций, пользовались тестами, позволяющими выявить начальные поражения этого органа: активность аланин -и аспартат- аминотранс-феразы, щелочной фосфатазы, холинэстеразы; при интоксикации ДДВФ исследовали также активность органоспецифических ферментов — сорбитде-гидрогеназы и орнитинкарбамилтрансферазы. О состоянии обезвреживающей функции печени судили по результатам пробы с нагрузкой бензойнокислым натрием (проба Квика — Пытеля в модификации М. Я- Савиной, 1963) и по изменению длительности сна у животных при введении гексенала (60 мг/кг внутрибрюшинно). Экскреторную функцию печени изучали с помощью пробы
с нагрузкой бромсульфалеином в модификации В. Н. Тугариновой и В. С. Миклашевского. О состоянии углеводного обмена свидетельствовали результаты пробы с нагрузкой галактозой; при интоксикации ДДВФ опре-* делили также содержание гликогена в печени и пировиноградной кислоты
в крови. Для суждения о белоксинтетической функции печени изучали соотношение белковых фракций сыворотки крови.
Наряду с исследованием функционального состояния печени наблюдали за общим состоянием животных, определяли относительный вес печени.
Результаты исследований сопоставляли с данными о содержании препаратов в печени и других органах.
Содержание ДДТ и его метаболита ДДЭ определяли по методу Шехтера и Галлера в модификации Г. П. Вавилиной и методом хроматографии в тонком слое; концентрацию севина и продукта его метаболизма а-нафтола — по методу М. А. Клисенко, количество ДДВФ — методом тонкослойной хроматографии и энзимным методом по степени угнетения активности хо-линэстеразы.
Выявлено, что активность ферментов аланин- и аспартат-аминотрансфе-разы и щелочной фосфатазы изменялась при воздействии ДДТ, севина и ДДВФ. Метилнитрофос изменений в активности этих ферментов не вызывал.
У животных, отравленных метилнитрофосом, ДДВФ и севином, активность холинэстеразы снижалась во всех исследованных биосубстратах, что связано с их специфическим антихолинэстеразным действием. При введении ДДТ отмечалось повышение активности псевдохолинэстеразы. Наиболее выраженные изменения наблюдались при ежедневном введении препаратов в дозах V20 и Vioo LD50. У животных, получавших препараты в дозах Viooo и 72ооо LD50, существенных изменений в активности этих ферментов не наблюдалось. Активность органоспецифических ферментов — сор-битдегидрогеназы и орнитинкарбамилтрансферазы — не менялось.
Результаты исследования гликемических кривых после нагрузки галактозой показали, что введение животным ДДТ, севина, метилнитрофоса Л и ДДВФ вызывало выраженное изменение углеводной функции, в основ-
ном при введении относительно больших доз препаратов (У20 LD50). У крыс, отравленных ДДВФ, наблюдалось снижение содержания гликогена в печени и повышение количества пировиноградной кислоты в крови. Антитоксическая функция печени, если судить по результатам пробы Квика — Пытеля, нарушалась только при введении ДДВФ. Однако значительное увеличение длительности гексеналового сна отмечено также у животных, получавших севин и метилнитрофос. Воздействие ДДТ, наоборот, приводило к резкому снижению продолжительности гексеналового сна, что, по-видимому, можно объяснить активацией микросомальных ферментов, катализирующих распад барбитуратов (Hart и Taets). Необходимо отметить, что, используя гексеналовый тест в качестве критерия токсического действия на печень, следует учитывать возможность влияния на результаты этого показателя состояния центральной нервной системы.
Соотношение белковых фракций сыворотки крови изучали у крыс, кроликов и кошек, отравленных ДДТ, севином и ДДВФ. Наблюдаемые при ш этом изменения в основном были однотипными и характеризовались резким
снижениемсодержания альбуминов и повышением всех глобулиновыхфракций, особенноРи у.Отмечена определеннаяфазовостьвсоотношении белковых фракций при отравлении всеми перечисленными веществами. Значительные изменения в протеинограмме, наблюдавшиеся через месяц от начала опыта (с введением 7го и V2000 LD50), постепенно нормализовались к 6-му месяцу. К концу опыта (12 месяцев) были обнаружены значительные изменения, по характеру сходные с предыдущими. Кролики и кошки, судя по этому показателю, были более чувствительными к воздействию изучаемых пестицидов, чем крысы.
Подобная фазовость изменений наблюдалась также при исследовании экскреторной функции печени с помощью бромсульфалеиновой пробы.
4
37
Уже через месяц от начала опыта отмечалась задержка бромсульфалеина в крови, в последующие сроки опыта элиминация бромсульфалеина из крови еще более замедлялась. Однако к 6-му месяцу опыта эти изменения были выражены в меньшей степени.
Относительный вес печени животных, отравленных ДДТ.севином, метил-нитрофосом и ДДВФ, повышался. У животных, получавших ДДТ, увеличение относительного веса печени наблюдалось даже при введении этого препарата в относительно небольших дозах —1/2000 LD60, севи-на—в дозе 1/1000 LD59, ДДВФ и метилнитрофоса — в дозе 7го LD50.
Мы попытались по возможности сопоставить результаты исследования функционального состояния печени с данными о содержании этих препаратов в органах крыс и кроликов.
При определении остаточных количеств севина и его метаболита а-на-фтола в печени, сердце, мозгу и крови животных установлено, что ни сам севин, ни a-нафтол в органах не накапливался. Севин был обнаружен только в сердце 2 крыс через месяц после ежедневного введения его в дозе7го1-0Ь()
Наибольшее количество ДДГ обнаруживалось в органах крыс, получавших препарат из расчета V20 LD50 в день при сроке затравки 1 месяц. Особенно много его найдено в сальнике (в среднем 706 мг/кг), меньше всего — в крови (0,38 мг/кг). Содержание ДДТ в органах крыс, получавших Viooo LD50i было значительно меньше, однако превышало величины, найденные у контрольных животных. У крыс, получавших ежедневно V2000 LDb0 ДДТ, содержание его в сальнике через месяц составляло в среднем 1,5 мг/кг, т. е. было в 2 раза больше, чем у контрольных животных. Небольшое количество ДДТ, которое определялось в сальнике контрольных животных, по-видимому, объясняется наличием остаточных количеств его в корме. В печени животных, получавших ДДТ в дозе72о и V100 LD50,. препарат обнаруживался в среднем 2,9—4,0 мг/кг, ДДЭ — 0,78 мг/кг~ При введении ДДТ в дозе V2000 LD50 последний в печени не был выявлен или же имелись следы его.
ДДВФ определяли в органах только при введении в относительно больших дозах (Vio LD50). Наибольшее количество его обнаружено в печени.
J Таким образом, хроническое воздействие на животных (крыс, кроликов и кошек) соединений ДДТ, севина, метилнитрофоса и ДДВФ, принадлежащих к различным химическим группам, вызывало выраженное в различной степени нарушение функционального состояния печени, проявляющееся изменением гипер- и постгликемического коэффициентов, нарушением соотношения белковых фракций, снижением биосинтеза гиппуровой кислоты, изменением длительности гексеналового сна. Степень и характер выраженности этих изменений зависели от структуры препарата, величины ежедневно вводимой дозы и продолжительности опыта. Наибольшей гепатотоксич-ностью среди изученных препаратов обладает ДДТ, наименьшей — метил-нитрофос. Среди изу^ц^шихся препаратов севин и особенно ДДТ в дозах,, которые могут влиять на организм в реальной обстановке при поступлении с продуктами питания (7юоо—V2000 L.DM)), вызывали изменение некоторых показателей функционального состояния печени. Выраженные нарушения функционального состояния печени, наступавшие у животных при интоксикации ДДВФ, по-видимому, обусловлены особенностями его строения — наличием в молекуле атомов хлора.
Наиболее чувствительной к воздействию исследованных пестицидов оказалась белоксинтетическая и экскреторная функции печени.
Степень накопления в организме ДДТ зависела от характера исследуемого биосубстрата: наибольшее накопление этого пестицида наблюдалось в сальнике, наименьшее — в крови.
Севин и ДДВФ не накапливались в организме и обнаруживались в органах лишь в единичных случаях при введении больших доз.
ЛИТЕРАТУРА
ВавилинаГ. П. В кн.: Методы определения пестицидов в пищевых продуктах. М., 1965, с. 84.— КиричекА. П., ХарченкоН. С. В кн.: Гигиена' и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1966, в. 4, с. 125.— КлисенкоМ. А. Аналит. химия, 1965, т. 20, с. 634.— КраснюкЕ. П. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1965, с. 532.— Маковская Е. И., Раппопорт М. Б. Тезисы докл. 2-го Всесоюзн. совещания по химическим средствам защиты растений и борьбы с сорняками. Киев, 1964, т. 2, с. 244.— П о л е ц к и й В. А. Труды Всесоюзн. ин-та экспер. ветеринарии, 1964, т. 30, с. 265.— Рожкова М. С. Мед. ж. Узбекистана, 1961, № 12, с. 28.— Рыбакова М. Н. Сравнительное токсическое действие севина, ДДТ на животный организм. Авгореф. дисс. канд. М., 1966.—С а в и н а М. Я. Гиг. и сан., 1963, № 1, с. 45. — С е р е б р я н а я С. Г. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1965, с. 123.— Тугаринова В. Н., Миклашевский В. С. Гиг. и сан., 1966, № 11, с. 55.— ФаерманИ. С. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1965, с. 542.—- Ц а п к о В. Г. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1966, в. 4, с. 117.— Я к и м В. С. В кн.: Токсикология и фармакология пестицидов и других химических соединений. Киев, 1967, с. 178.— Н а г t L. G., F а е t s I. R., Arch. exp. Path. Pharmak., 1965, Bd 249, S. 486.— Tinsley I., Biochem. Pharmacol., 1965, v. 14, p. 847.
Поступила 22/XII 1969 г
CHRONIC ACTION OF CERTAIN PESTICIDES ON THE LIVER FUNCTIONING Yu. S. Kagan, L. M. Sasinovich, L. Ya. Voronina
The finding was that the action of DDT, sevine and DDVP on warm-blooded animals caused changes in the fermentative activity of alanine and asprtate-aminotranspherase and alkaline phosphatase. The cholinesterase activity decreased in animals that received methyl nitrophose, DDVP and sevine due to their specific anticholinesterase activity. Disturbances of carbohydrate, antitoxic and protein-synthetic functions of the liver were noted to be more pronounced in the action of DDT than that of methylnitrophose. DDT was noted to accumulate in animal tissues, especially in the omentum. DDVP and methylnitrophose did not accumulate in the body.
УДК 614.37:878.742.8
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПОЛИПРОПИЛЕНА
Д. Д. Браун
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Среди полимерных материалов, намеченных для широкого использования в пищевой промышленности и быту, значительное место занимает полипропилен, представляющий собой высокомолекулярное вещество, получаемое полимеризацией пропилена в присутствии катализатора — соединений алюминия и титана. Для отмывки полимера сж'Ъстатков катализатора применяют спирты (метиловый, изопропиловый и др.).
Полипропилен предполагают использовать в виде жесткой тары, пленочных изделий, покрытий пищевого оборудования, в составе комбинированных упаковочных материалов, в связи с чем необходимо дать гигиеническую оценку различным изделиям из полипропилена отечественного производства перспективных марок на основании санитарно-химических и токсикологических исследований.
Исследовали полипропилен марок типа ПП-1, ПП-2, ПП-3, ПП-4, ПП-51, синтезированных на Московском нефтеперерабатывающем заводе и предназначенных для использования в пищевой промышленности. При получении
1 Марки различаютея в основном значениями индекса расплава, содержанием атакти-ческой фракции и некоторыми другими показателями. Индекс расплава марки ПП-5 колеблется от 0,1 до 1,5, марки ПП-4 — от 1,5 до 5, а других — от 4,5 до 30 (СТУ-36-13-126-65).