Научная статья на тему 'О ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ И ПРОБЛЕМЕ ДЕТОРОЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ "СТРУКТУРЫ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ" МАРКА МАССЫ'

О ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ И ПРОБЛЕМЕ ДЕТОРОЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ "СТРУКТУРЫ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ" МАРКА МАССЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / МОРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ / АМЕРИКАНСКИЙ КАТОЛИЦИЗМ / ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ / HUMANAE VITAE / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / БРАК / СЕМЬЯ / ДЕТОРОЖДЕНИЕ / КОНТРОЛЬ РОЖДАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марков Дмитрий Александрович

В статье подробно рассматриваются тезисы, высказываемые Марком Массой в его книге «Структура теологических революций», которая является введением в проблемы сущности христианской традиции, естественного права и моральной теологии, богословия брака и его частного аспекта, связанного с деторождением. Проводится анализ главного тезиса М. Массы на примере рецепции американскими католиками положений энциклики «Humanae vitae». Тезис состоит в том, что в католичестве не существует единой традиции богословия, которое эволюционирует таким образом, как об этом писал Т. Кун по отношению к науке. В статье также описывается история энциклики «Humanae vitae», благодаря анализу рецепции которой М. Масса предлагает свою теорию «теологических революций». «Humanae vitae» сопоставляется с папскими энцикликами, содержащими идеи, противоречащие главному тезису данного текста. На примере нескольких авторов, которым посвящены отдельные параграфы в «Структуре…» М. Массы, предлагается рассмотреть данное противоречие, касающееся рождения детей и их воспитания. В заключительной части статьи делается несколько выводов: М. Масса, приспосабливая теорию научных революций Т. Куна к богословию, не учитывает особой специфику данной области знаний; он говорит об отсутствии единой католической традиции богословия; в аспекте меняющихся в богословии парадигм, чувствительных к проблемам современности, любое действие, характеризуемое как антицерковное, могло бы найти поддержку в церковном богословии. Набор данных выводов позволил автору статьи сделать предположение о том, какой должна быть традиция православного богословия, чтобы оно было чувствительно к проблемам современности и одновременно не потеряло свою идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN TRADITION AND THE PROBLEM OF PROCREATION IN THE “STRUCTURE OF THEOLOGICAL REVOLUTIONS” MARK MASSA

This article is devoted to the analysis of the theses described by M. Massa in his book “The structure of theological revolutions”. This book This book is an introduction to the problems of the essence of Christian Tradition, natural law and moral theology, the theology of marriage and its particular aspect related to childbearing. The article analyzes the main thesis of M. Massa on the example of reception by American Catholics of the provisions of the encyclical “Humanae vitae”. The thesis is that in Catholicism there is no single tradition of theology that evolves in the way T. Kuhn wrote about this in relation to science. For introduction into the context of the described M. Mass reception of the encyclical “Himanae vitae” the article describes the history of its occurrence. “Humanae vitae” is compared with papal encyclicals containing conflicting ideas to the main thesis of this text. By the example of several authors, to whom individual paragraphs in the “Structure…” by M. Mass are devoted, this contradiction between the birth of children and their upbringing is described. In the final part of the article, several conclusions are made: M. Massa, adapts T. Kuhn's theory of scientific revolutions to theology, but does not take into account the specifics of this field of knowledge; the author speaks of the absence of a unified Catholic tradition of theology; since there is a position about paradigms changing in theology that are sensitive to the problems of our time, any anti-church action could find support in church theology. A set of these conclusions allowed the author of the article to conclude with an assumption about what the tradition of Orthodox theology should be, so that it is sensitive to the problems of modernity and at the same time does not lose its identity.

Текст научной работы на тему «О ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ И ПРОБЛЕМЕ ДЕТОРОЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ "СТРУКТУРЫ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ" МАРКА МАССЫ»

№2 УДК 171, 173, 176, 2-18, 2-184, 2-42, 271, 272

ТОМ 2 2020

О христианской традиции

и проблеме деторождения с точки зрения

К «Структуры теологических революций»

Я Марка Массы кч

ф Д. А. Марков

п о

е

нч

о

с

о м

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6

Для цитирования: Марков Д. А. О христианской традиции и проблеме деторождения с точки зрения «Структуры теологических революций» Марка Массы // Вопросы теологии. 2020. Т. 2, № 2. С. 250-261. https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.204

В статье подробно рассматриваются тезисы, высказываемые Марком Массой ^^ в его книге «Структура теологических революций», которая является введе-

нием в проблемы сущности христианской традиции, естественного права и моральной теологии, богословия брака и его частного аспекта, связанного с деторождением. Проводится анализ главного тезиса М. Массы на примере рецепции американскими католиками положений энциклики «Нитапае уйае». Тезис состоит в том, что в католичестве не существует единой традиции богословия, которое эволюционирует таким образом, как об этом писал Т. Кун по отношению к науке. В статье также описывается история энциклики «Нитапае уйае», благодаря анализу рецепции которой М. Масса предлагает свою теорию «теологических революций». «Нитапае уйае» сопоставляется с папскими энцикликами, содержащими идеи, противоречащие главному тезису данного текста. На примере нескольких авторов, которым посвящены отдельные параграфы в «Структуре...» М. Массы, предлагается рассмотреть данное противоречие, касающееся рождения детей и их воспитания. В заключительной части статьи делается несколько выводов: М. Масса, приспосабливая теорию научных революций Т. Куна к богословию, не учитывает особой специфику данной области знаний; он говорит об отсутствии единой католической традиции богословия; в аспекте меняющихся в богословии парадигм, чувствительных к проблемам современности, любое действие, характеризуемое как антицерковное, могло бы найти поддержку в церковном богословии. Набор данных выводов позволил автору статьи сделать предположение о том, какой должна быть традиция православного богословия, чтобы оно было чувствительно к проблемам современности и одновременно не потеряло свою идентичность.

Ключевые слова: теология, моральная теология, американский католицизм, христианская традиция, Humanae vitae, естественное право, брак, семья, деторождение, контроль рождаемости.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2020

250 https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.204

Введение

Марк Масса — римско-католический священник, профессор теологии и церковной истории. Получил степень PhD в Гарварде, был первым обладателем профессуры по теологии им. Карла Ранера в университете Форд-хэм, директором Центра религии и публичной жизни Бостон Колледжа, а также Центра католических исследований университета Фордхэм. Его книга «Структура теологических революций», изданная в 2018 г., развивает работу 2010 г. «Американская католическая революция: как 1960-е годы навсегда изменили церковь»1.

Названные работы вводят читателей в несколько проблемных полей в области теологии. Первое из них — сущность христианской традиции. Изучение трудов М. Массы поможет исследователю познакомиться с данной проблематикой и найти ответы на вопросы о том, что такое Предание, как единая традиция соотносится с локальными традициями, трансформируется ли Предание: эволюционирует, искажается или сохраняется формально или содержательно с течением времени. Второе проблемное поле книг — богословие естественного закона и моральная теология — ставит перед читателями вопросы о том, насколько богословски решаема и нормализуема проблема интимных сторон семейной жизни, какова роль вероучительного авторитета церкви в вопросах естественного права, выражаемого в папских энцикликах, может ли церковь трактовать естественный закон подобному тому, как это сделано в энциклике «Humanae vitae» («Важнейший дар передачи человеческой жизни...»), является ли рожде- | \ \ ние детей правом и обязанностью каждого человека. Поскольку М. Масса обсуждает вопросы о деторождении и контроле над рождаемостью, его книги открывают третье проблемное поле. Оно не только связано с вопросами деторождения, допустимости использования супругами неабортивных и абортивных контрацептивов, стерилизации мужчин и женщин, богословского обоснования той или иной позиции по данным вопросам, но и открывает возможность исследовать богословие брака в целом на примере рецепции американскими католиками 1960-х годов положений энциклики «Humanae vitae».

«Структура теологических революций» М. Массы состоит из введения («Как и почему меняется теология»), четырех глав и заключения. В первой главе (окончание католического XIX в. в 1968 г.) автор описывает ре- ^^ акцию американского католицизма на публикацию папской энциклики «Humanae vitae» и предлагает объяснение того, почему эта реакция была довольно острой. Он связывает это с главной гипотезой книги о «научных революциях» в теологии на примере понимания естественного закона в энциклике и у авторов, ее критикующих. Развертыванию данного тезиса

03

посвящены следующие части книги. В заключении М. Масса подтверждает собственную гипотезу, говоря о разных трактовках естественного закона

о

ТОМ 2 2020

1 Massa M. S. The American Catholic Revolution: How the Sixties Changed the Church Forever. New York: Oxford University Press, 2010. №2

№2 и выстраивании в соответствии с ним своей жизни американскими католиками; по его мнению, католическое богословие естественного закона (а значит, и католическое богословие в целом) эволюционирует соответственно тому, как об этом писал Т. Кун, говоря о науке.

Также М. Масса указывает на утверждение в католической церкви XIX в. неосхоластической системы взглядов (неизменность, разумность, объективность законов церкви). В неотомизме, с его точки зрения, проис-\ Г ходит подмена: идея Фомы Аквинского об осуществлении полноты человеческого бытия через следование рациональному (или же божественному) и естественному (биологическому) законам подменяется моральным позитивизмом. В попытке рационально оценить то, что свойственно человеческой природе (это делается в энциклике «Нитапае уНае»), церковь перестает трактовать Предание, но начинает трактовать естественный закон. Так, по мнению М. Массы, аргументация в энциклике, которая практически не отсылает к Евангелию и отцам церкви, но говорит о браке в контексте естественного закона, выводится из рационального объясне-ч^ ния биологических, физических представлений о браке. Иными словами, критика М. Массой энциклики направлена на то, что в ее основе лежит не Р I церковное учительство, а рациональный позитивистский аргумент.

Кроме того, М. Масса демонстрирует, что неосхоластическая система взглядов, на которой базируется «Нитапае уНае», входит в противоречие с жизнью католиков в XX столетии. Автор показывает это на примере кри-г^Ч тики американскими католическими богословами энциклики «Нитапае уйае», в которой говорится о браке и деторождении в контексте естественного закона. Среди обозреваемых авторов, высказывающих в разном виде свое несогласие с документом, были Ч. Куран2 («"Лояльное несогласие": первая постклассическая парадигма естественного права»3), Ж. Гризе4 («Новое естественное право»5), Дж. Портер6 («Исторический проект ясного реализ-

S g

О

о

е

нч

уЦ

с

о

2 Чарльз Куран — католический священник, богослов. В настоящее время является профессором в Южном методистском университете в Далласе. Известен публикациями, посвященными моральному богословию, католической социальной доктрине и пр. Соредактор 18-томной серии «Чтения в моральной теологии». Несколько раз подвергался прещениям со стороны Ватикана из-за своего несогласия с официальной позицией Католической церкви, касающейся сущности естественного права и использования неабортивной контрацепции.

3 См. об этом: Massa M. S. The Structure of Theological Revolutions: How the Fight Over Birth Control Transformed American Catholicism. New York: Oxford University Press, 2018. P. 79-106.

4 Жерман Гризе (1929-2018) — почетный профессор Университета Маунт Сент-Мэ-ри, один из наиболее ярых защитников учения церкви против контрацепции. С 1979 по 2009 г. Ж. Гризе преподавал моральную теологию в семинарии в Эммитсбурге. Автор десятков книг и статей по философии и нравственному богословию, выступал в защиту энциклики «Humanae vitae» во время смятений и разномыслия в университетах.

5 Ibid. P. 106-128.

6 Джин Портер возглавляет кафедру богословской этики на богословском факультете Университета Нотр-Дам. Ее исследования посвящены историческим и теоретическим вопросам, связанным с основами богословской этики, особенно с традицией естествен-

ма»7), Л. Кэхилл8 («Поиск "функционалистской парадигмы" феминисткой глобальной этики»9). Основными критиками папской энциклики изначально выступили теологи Ричард Маккорник и Чарльз Куран. Уже после публикации энциклики и ее критики возникли ответные реакции в ее защиту10.

О главном тезисе Марка Массы

Тезис, вокруг которого строится аргументация в обоих трудах, состоит в том, что идеи, описанные в «Нитапае УЙае», в 1960-е годы в значительной степени изменили американское католическое богословие и разделили американских католиков-интеллектуалов на несколько лагерей в вопросах понимания естественного права и контроля над рождаемостью. Этот факт позволяет М. Массе сделать вывод о наличии микротрадиций в католическом богословии, что приравнивается для него к отсутствию «единой традиции богословия», в частности традиции морального богословия, к отсутствию «неразрывной преемственности» данной традиции.

Важный элемент построения аргументации М. Массы — попытка применить теорию парадигм и научных революций Т. Куна к богословию. В первой главе («Конец католического XIX века в 1968 году»11) он пишет, что применение теории научных революций к богословию хорошо отражает восприятие понятия естественного права в католическом богословии. В следующих разделах книги М. Масса пытается подтвердить этот тезис, описывая тексты разных католических богословов, анализирующих положения, касающиеся естественного права и контроля над рождаемостью. Так, он говорит о том, что теология — познание Бога — меняется во времени, но ее изменение не является эволюционным (как в биологии) [ | и линейным, как отчасти утверждали Дж. Г. Ньюман и Дж. Ноонан. По ана- ^^ логии с физикой (релевантным примером для Т. Куна) автор говорит о моральной теологии как о наборе парадигм, которые не сменяют друг друга как восприемники, а возникают в момент разрывов.

О появлении энциклики «Humanae vitae»

ного права. Она рассматривает вопросы пола, сексуальной ориентации и репродуктив-

S

о

ы

F

Разрабатывая свой главный тезис о теологических революциях, М. Масса обращается к критике энциклики «Humanae vitae» американски- О ми католическими богословами, поэтому кратко скажем о предыстории ^^

Рч

ных прав. С

7 Massa M. S. The Structure of Theological Revolutions. P. 128-152.

8 Лиза Соул Кэхилл — доктор философии, профессор Бостонского колледжа; президент Католического богословского общества Америки (1992-1993), Общества христи- ЧЧ анской этики (1997-1998), член Американской академии гуманитарных и естественных

наук. Ее исследования посвящены этике, биоэтике, семье. Мать пятерых детей. том 2

9 Massa M. S. The Structure of Theological Revolutions. P. 152-179.

10 Подробнее об этом см. ч. 2 гл. 2 «Период кризисов, 1960-1966» (Ibid. P. 50-79).

11 Ibid. P. 13-33. №2

ТОМ 2 2020

№ 2 появления этого документа. После участия папы Иоанна XXIII в заседаниях ООН и ВОЗ, где предполагалось обосновать необходимость контроля рождаемости тем, что при отсутствии такого контроля мировая экономика окажется неспособной обеспечить человечеству «прожиточный минимум»12, в 1963 г. была учреждена комиссия, которая должна была нЧ заняться определением точки зрения Святого Престола. После смерти Д \ ] Иоанна XXIII папой стал Павел VI, продолживший дело предшественника. \ Г В итоге в 1968 г. была издана энциклика «Нитапае уНае», где применение ^^ контрацептивов признавалось недопустимым с позиций естественного права и противным воле Божией о браке и супружеских актах близости, которые должны быть нацелены «на порождение [новой] человеческой

О

е

нч

уЦ

о

PQ

жизни»13.

Еще в 1891 г. папа Лев XIII издал энциклику «Rerum novarum», ставшую первым выражением поддержки Католической церковью идеи прожиточного минимума. Эта позиция была широко поддержана, с тех пор не раз подтверждалась папами (например, папой Пием XI в 1931 г. («Quadragesimo anno»), а затем папой Иоанном XXIII в 1961 г. («Mater et magistra»)). Позднее папа Иоанн Павел II писал: «В каждом случае спра-Р I ведливая заработная плата является конкретным средством проверки всей социально-экономической системы и, в любом случае, проверки ее правильного функционирования»14.

Католическая церковь, с одной стороны, поддержала в конце XIX в. утилитаристское понятие о прожиточном минимуме, а с другой — не поддержала идею, вытекающую из него, т. е. идею контроля над рождае-

12 Первым, кто высказал идею контроля рождаемости, был Т. Мальтус (1766-1834), английский священник, демограф, экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост населения при ограниченности природных ресурсов должен привести человечество к вымиранию от голода. Здесь стоит отметить две вещи. Во-первых, сам Т. Мальтус, исходя из своих предпосылок, выступал не в пользу контрацепции (о которой он говорил как о «противной нравственности»), а за «нравственное обуздание» (естественное воздержание). Однако в своем эссе он писал, что воздержание в широком масштабе вряд ли будет эффективным (подробнее см.: Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Шедевры мировой экономической мысли: в 4 т. Т. 4. Петрозаводск: Петроком, 1993). Во-вторых, мальтузианство не раз подвергалось критике, в том числе на эмпирическом материале (см., напр.: Капица С. П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. М.: Наука, 1999; Бабенко В. Т. «Золотая десятка» // Наука и жизнь. 2001. № 11. С. 2-7).

13 Папа Павел VI. Humanae vitae. URL: http://www.unavoce.ru/library/humanae_vitae. html (дата обращения: 20.01.2020). — Идеи ответственного родительства стали логическим продолжением тезисов, написанных в «Casti Connubii» («О целомудренности брака») — энциклике папы Пия XI 1930 г., где говорится о недопустимости использования контрацепции, о ее использовании в браке как о «тяжком грехе». В свою очередь, поводом к написанию данной энциклики стала Ламбетская конференция 1930 г., на которой англиканская церковь разрешила использовать контрацепцию, подтвердив положения конференций 1920 г. (68-я резолюция) и 1908 г. (41-я резолюция).

14 Цит. по: Quigley W. P. The Living Wage and Catholic Social Teaching // America Magazine. 2006. August 28. URL: https://www.americamagazine.org/issue/581/article/living-wage-and-catholic-social-teaching (дата обращения: 19.11.2019).

мостью. Воспитывать детей, с точки зрения супругов, становится дорого, возникает дискуссия про прожиточный минимум, говорится о необходимости сокращения бедности, появляется тезис «рожать детей — плодить нищету»; католики поддерживают этот тезис и одновременно говорят о необходимости рожать детей. Тезисы энциклики оказываются противоречивыми в глазах читателя. Получается, что если супруги считают себя ответственными родителями, то они не могут не думать о контроле над рождаемостью, причиной чего являются преимущественно финансовые и экономические факторы.

Рождение детей и их воспитание: нужны ли аргументы

от естественного права с точки зрения критиков энциклики?

При прочтении текста М. Массы создается впечатление, что его непосредственный интерес находится не в области тезисов о понимании брака и естественного права в энциклике «Нитапае у^ае» (хотя и этому вопросу он уделяет большое внимание), а в доказательстве собственной идеи о смене парадигм в богословии. На примере авторов, анализируемых М. Массой, мы можем увидеть, как они разбирают приведенную выше оппозицию между воспитанием и рождением детей.

Например, Дж. Портер в своем проекте исторической реконструкции говорит, что любые идеи, отраженные в каких-либо текстах, необходимо рассматривать в контексте. Это же касается богословия Фомы Аквинского и понимания естественного права. Автор делает вывод о том, что традиция понимания естественного права в католическом богословии не соответствует тому контексту, в котором о естественном праве писал Фома (к которому, собственно, это традиция и восходит). ^^ По мысли Дж. Портер, понятие природы и выводящееся из него понятие |-Н прокреации в том контексте, в каком о них писал Фома, неоднозначны. Дж. Портер реконструирует понимание Фомы и делает попытку расширить понятие прокреации. Тем самым она предлагает иное прочтение «Нитапае уйае». Также ученый пишет о том, что понятие прокреации (одна из функций брака, вторая — социальная, связанная с воспитанием детей) было физиологическим или биологическим — это же понятие используется, когда говорится о создании мира. Значит, понятие прокре-ации связано не только с рождением детей, но и с воспитанием, социализацией. Так, можно говорить, что брак нельзя сводить исключительно Рц к рождению детей. Семьям необходимо направить усилия не на рожде- ^^ ние детей, а на их воспитание (действие в мире), поскольку прокреация ^^ (плодотворность, творение) касается принесения плода в своей жизни. Дж. Портер говорит, что цель брака — не деторождение, что брак может быть плодотворен без детей15.

S

я

о

ы

F

нч

hJQ О О

ÇQ

ТОМ 2 2020

Подробнее см.: Massa M. S. The Structure of Theological Revolutions. P. 128-152. №2

15

Другой пример — тезисы Ж. Гризе16, англиканского богослова, который входил в комиссию по подготовке энциклики «Humanae vitae». Ж. Гризе предлагал новое прочтение Фомы и критику предшествующей традиции его истолкования: принцип Фомы «следовать благу, воздерживаться от зла» он понимает как принцип блага, встроенного в природу человека. Всего же, по Гризе, существует восемь благ17, которые связаны с социальной природной человека: четыре рефлексивных, три сущностных и одно f j стоящее особняком — благо брака и семьи. Далее он высказывает мысль о том, что семейная жизнь с необходимостью включает в себя деторождение, поскольку передавать жизнь свойственно человеку. Рожать детей — это благо/хорошо, потому что свойственно человеку. Предохраняться, уклоняться от рождения детей — не благо/плохо, так как несвойственно человеку. Гризе, воспринимая человека как цельное существо (self-integrity), подводит к мысли: перестаешь рожать — перестаешь быть человеком, идешь против своей природы. Для Гризе важно, что природу человека нельзя редуцировать: человеку необходимо быть цельным. Использование контрацепции семейной парой изымает один из смыслов семейных отношений, редуцирует семейные отношения. Редуцирование мыслится как Pi нечто противоестественное. Тем самым позиция Гризе по-своему снимает оппозицию между рождением и воспитанием детей. Сторонники контрацепции говорят, что супружеские отношения важнее детей, противники — что дети важнее супружеских отношений. Происходит подмена — противопоставление детей супружеским отношениям. Гризе говорит, что нельзя противопоставлять детей и супружеские отношения, иначе человек перестает быть цельным. Когда же человек воюет против своей природы, происходит дезинтеграция, а значит, он не может соединиться со Христом. Здесь можно увидеть другую оппозицию: доверие Богу против недоверия Богу. Если природа и ее свойства вложены в человека Богом, то следование своей природе (подразумевает отказ от контрацепции) — это доверие к Богу.

ТОМ 2 2020

К

я

о

о и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

с

о

PQ

Итоги и выводы

Книга М. Массы о структуре теологических революций не только ставит перед читателем вопросы о возможности применения теории Куна к богословию, но и предлагает войти в проблематику понимания христианской традиции, обратиться к проблемам естественного права и частного аспекта богословия брака, связанного с деторождением и регулированием рождаемости.

Попытку М. Массы применить теорию научных революций Т. Куна к теологии, с учетом того, что богословие можно рассматривать как науку

16 Подробнее см.: Massa M. S. The Structure of Theological Revolutions. P. 107-127.

17 Почему именно они осмысливаются как блага, почему их восемь — остается не до конца понятным.

и систему мыслей, нельзя не признать смелой и в каком-то смысле оправданной. Однако у такого подхода есть и слабые стороны.

Во-первых, М. Масса, применяя теорию научных революций к богословию, не принимает во внимание специфику этой особой области знаний, отличающейся от иных, не сводящихся исключительно к науке. Не вдаваясь в дискуссию о месте теологии в системе научного знания, укажем на особые предмет и метод богословия, а также на так называемую кон-фессиональность исследования (предполагается, что теолог, изучающий Предание церкви, — не чуждый церковной жизни человек). Осознание особых метода и предмета теологии и конфессиональности исследования релевантно как для католического, так и для православного богословия18. М. Масса же не пишет о теологии как об особой области знаний, но подразумевает, что теология является такой наукой, к которой можно приспособить теорию Т. Куна. Автор также не делает оговорки о том, что Кун не признавал за теологией научный статус19. Иначе говоря, если пытаться применить теорию Т. Куна к богословию, то необходимо рассматривать данную науку как особую область знаний, а также говорить о взглядах Т. Куна на природу науки, что М. Масса не сделал. Таким образом, если пытаться применить теорию Т. Куна к теологии, необходимо переосмыслять и приспосабливать саму теорию Куна.

Во-вторых, в попытке указать с помощью куновской теории на плюра-листичность богословия автор подвергает сомнению существование единой католической богословской традиции в целом. В этом смысле М. Масса, использующий в качестве эпиграфа цитату из кардинала Дж. Г. Ньюмена («В горнем мире все обстоит иначе, но здесь жить — значит меняться, | \ ] а быть идеальным — значит меняться постоянно»20), отчасти солидари- ^н зируется с теорией догматического развития последнего и говорит о том, ^^ что церковь в современности должна претерпевать изменения21. Таким |-Н

18 Подробнее о теологии как особой области знаний см.: Антонов К. М. Теология как ^^

научная специальность // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 73-84; Давыдов О. Б. «Новое ^^

богословие» в контексте эволюции католической мысли // Христианское чтение. 2017. ^^

№ 6. С. 39-50; Лонерган Б. Метод в теологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010; Михайлов П. Б. Начала богословского знания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 3(35). С. 7-21; Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 93-101; и др. Г] Т, „, „ „ , , „ -----------

Рч

s

О

19 Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. С. 215-217.

20 Massa M. S. The Structure of Theological Revolutions. P. 13.

21 После II Ватиканского собора Католическая церковь в качестве основного вектора развития богословия и своего служения определила ориентацию на современный мир. Это следует из анализа энициклик «Lumen gentium» («Догматическая конституция о церкви») и «Gaudiam et spes» («Пастырская конституция церкви в современном мире»). Подробнее см.: Калиниченко Е. В., Пономарев В. П., Поташинская Н. Н., Пучкин Д. Э., Тю-шагин В. В. Ватиканский II собор // Православная энциклопедия. Т. 7. М.: Православная том 2 энциклопедия, 2004. С. 268-303. — Естественно, такое положение вещей не могло не вызывать со стороны некоторых католических богословов волну критических замечаний, касающихся в том числе проблемы сохранения единой католической богословской тра- №2

С

о

ÇQ

ТОМ 2 2020

.тог

№ 2 образом, М. Масса пишет о плюралистичности католического богословия на примере рецепции идей энциклики «Нитапае уйае» о естественном праве и использовании контрацепции, подвергая сомнению возможность существования единого католического Предания в целом. Данная установка у М. Массы противоречива: он пишет о критике энциклики, о ее отвержении церковным сознанием, о том, что никто не выстраивает свою жизнь исходя из ее положений, о появлении новой парадигмы в католиче-\ Г ском богословии. Однако позиция католиков о следовании богословия за ^^ современностью не мешает самим богословам продолжать предыдущую традицию моральной теологии и теологии брака, цитировать Писание, Отцов, соборы, папские энциклики и пр.; важный прием сохранения католической традиции, который используют все обозреваемые М. Массой авторы, — интерпретация католическими богословами Фомы Аквинского (хотя они и предлагают разные прочтения).

В-третьих, из позиции о меняющихся парадигмах, чувствительных к проблемам современности (что предполагает отсутствие единой богаче словской традиции), любое действие, которое можно было бы характери-^^ зовать как антицерковное, могло бы найти в церковном богословии под-Р I держку и оправдано тем, что мир изменился, а вслед за ним изменилась богословская парадигма. Подобная богословская установка может приводить к одобрению церковью венчания однополых браков, благословения абортов и пр. Подобного рода практические решения можно наблюдать

ТОМ 2 2020

К S

О

[2

нч

уЦ

с

о

PQ

в жизни протестантских церквей22, притом что изначальные установки протестантизма (например, принцип sola scriptura предполагал разрыв с традицией толкования Священного Писания отцами церкви; принципы sola fide и sola gratia выражали идею индивидуальных отношений человека и Бога без посредников23) были построены на критическом отношении к богословской традиции. В связи с этим можно предположить, что идея М. Массы, католика-иезуита, не осмыслялась им с точки зрения возможных практических выводов, хотя сам он вряд ли отнесся бы одобрительно к вышеупомянутым антицерковным явлениям.

В этом смысле перед исследованиями, относящимися к области православного практического богословия, в которых постулируется открытость к проблемам современности, может стоять вопрос о сохранении целостности православного Предания, из недр которого, по нашему мнению, можно давать ответ на вызовы современности. Пример рецепции американ-

диции. Иначе говоря, если церковь (по известному выражению М. Д. Шеню) ищет мир и ищет в нем вдохновение, чтобы найти себя, то она ставит себя не только в зависимость от мира, но и теряет вечное и неизменное Предание.

22 Chretien С. Lesbian Episcopal "priest" named new head of National Abortion Federation // Life Site. Nov 5, 2019. URL: https://www.lifesitenews.com/news/lesbian-episco-pal-priest-named-new-head-of-national-abortion-federation (дата обращения: 19.11.2019).

23 Подробнее см.: Луценко Т. В. Эволюция богословских воззрений Лютера в контексте современности // Научные ведомости БелГУ Сер. Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). С. 202-208.

скими католиками положений «Нитапае уНае» столь же показателен, как показателен пример II Ватиканского собора, поставившего Католическую церковь перед неразрешимой дилеммой: вернуться назад в чисто традиционное русло для католицизма уже не представляется возможным, а если довести новые тенденции до логического завершения, то католицизм полностью потеряет свою идентичность24. Для православного богословия же считается важным сохранить целостность Предания, а потому оно имеет неоднозначное (скорее отрицательное) отношение к теории догматического развития25.

Удачное описание православного практического богословия находим у Н. Ю. Суховой, специалиста в области изучения духовного отечественного образования, которая, говоря о развитии этой дисциплины в истории отечественных духовных школ, пишет, что результаты богословских дискуссий не должны оставаться обсуждениями, но должны «вводиться в жизнь, способствуя решению тех проблем, из которых они исходили. Это было тем требованием, которое всегда предъявлялось церковью к своей науке — богословие должно постоянно развиваться и быть готовым дать ответ на тот или иной вопрос, выработать церковно-богословскую позицию по той или иной теме. То есть практическое богословие получало несомненный научный статус, свои научные задачи, источники и методы исследования, но они имели особенность — взаимосвязь теоретического богословия, с его историческим и систематическим подходами, концептуальной основой и специальными исследованиями по конкретным вопросам, и реальной современной жизни церкви, с ее актуальными пробле-

мами»26.

Статья поступила в редакцию 17 февраля 2020 г. Статья рекомендована к печати 23 апреля 2020 г.

Марков Дмитрий Александрович — магистр теологии; агсЬрго1оНр@дта11.сот

К

к С

о «

Информация об авторе:

£

О

о

Рч

с

24 См. об этом: Ерошев Е. В. Риторика кризиса религии в немецком богословии священства на материале работ Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера) // Материалы IV Международной научной конференции «Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития». Минск: Изд-во Минской духовной академии, 2020. С. 20-26. И

25 См. об этом: Емельянов Н., свящ. Догматического развития теория // Православная энциклопедия. Т. 15. С. 534-542. том 2

26 Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный: сб. статей по истории высшего духовного 2020 образования в России XIX — начала XX века. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. С. 270. №2

№ 2 Christian tradition and the problem of procreation

in the "Structure of theological revolutions" Mark Massa

О

о

G

О

ТОМ 2

2020 D. A. Markov

St. Tikhon's Orthodox University, ^H 6, Likhov per., Moscow, 127051, Russian Federation

I \ j For citation: Markov D. A. Christian tradition and the problem of procreation in the

"Structure of theological revolutions" Mark Massa. Issues of Theology, 2020, vol. 2, no. 2, ^ pp. 250-261. https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.204 (In Russian)

This article is devoted to the analysis of the theses described by M. Massa in his

О book "The structure of theological revolutions". This book This book is an introduc-

tion to the problems of the essence of Christian Tradition, natural law and moral МЧ theology, the theology of marriage and its particular aspect related to childbearing.

The article analyzes the main thesis of M. Massa on the example of reception by American Catholics of the provisions of the encyclical "Humanae vitae". The thesis ^ g is that in Catholicism there is no single tradition of theology that evolves in the way

T. Kuhn wrote about this in relation to science. For introduction into the context of the described M. Mass reception of the encyclical "Himanae vitae" the article describes the history of its occurrence. "Humanae vitae" is compared with papal en-p cyclicals containing conflicting ideas to the main thesis of this text. By the example

of several authors, to whom individual paragraphs in the "Structure..." by M. Mass are devoted, this contradiction between the birth of children and their upbringing is described. In the final part of the article, several conclusions are made: M. Massa, adapts T. Kuhn's theory of scientific revolutions to theology, but does not take into account the specifics of this field of knowledge; the author speaks of the absence of a unified Catholic tradition of theology; since there is a position about paradigms changing in theology that are sensitive to the problems of our time, any anti-church action could find support in church theology. A set of these conclusions allowed the author of the article to conclude with an assumption about what the tradition of Orthodox theology should be, so that it is sensitive to the problems of modernity and at the same time does not lose its identity.

Keywords: theology, moral theology, American Catholicism, Christian tradition, natural law, marriage, family, childbearing, birth control.

References

Antonov K. M. (2012) "Theology as a scientific specialty", in Philosophy issues, no. 6, pp. 73-84. (In Russian)

Babenko V. T. (2001) "Golden ten", in Nauka i zhizn', no. 11, pp. 2-7. (In Russian) Davydov O. B. (2017) "'New theology' in the context of the evolution of Catholic thought", in

Christian reading, no. 6, pp. 39-50. (In Russian) Chretien С. (2019) "Lesbian Episcopal 'priest' named new head of National Abortion Federation", in Life Site, Nov 5. Available at: https://www.lifesitenews.com/news/lesbian-episco-pal-priest-named-new-head-of-national-abortion-federation (accessed: 19.11.2019). Emel'ianov N., sviashch. (2012) "Theory of dogmatic development", in Orthodox encyclopedia,

Vol. 15. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ., pp. 534-542. (In Russian) Eroshev E. V. (2020) "Rhetoric of the crisis of religion in German theology of the priesthood based on the works of Benedict XVI (Joseph Ratzinger)", in Materials of theIVInternational Scientific Conference "Church Science at the Beginning of the Third Millennium: Actual Prob-

lems and Development Prospects". Minsk, Izdatel'stvo Minskoi dukhovnoi akademii Publ., pp. 20-26. (In Russian)

Kalinichenko E. V., Ponomarev V. P., Potashinskaia N. N., Puchkin D. E., Tiushagin V. V. (2004) "Second Vatican Council", in Orthodox encyclopedia, vol. 7. Moscow, Pravoslavnaia entsik-lopediia Publ., pp. 268-303. (In Russian) Kapitsa S. P. (1999) How many people lived, lives and will live on Earth. Moscow, Nauka. Publ. (In Russian)

Kun T. (1977) The Structure of Scientific Revolutions. Moscow, Progress Publ. (In Russian) Lonergan B. (2010) Method in theology. Moscow, Institut filosofii, teologii i istorii sviatogo Fomy Publ. (In Russian)

Lutsenko T. V. (2012) "The evolution of the theological views of Luther in the context of modernity", in Nauchnye vedomosti BelGU. Ser. Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo, no. 14(133), pp. 202-208. (In Russian) Mal'tus T. (1993) "Experience on Population Law", in Masterpieces of the highest economic

thought, in 4 vols, vol. 4. Petrozavodsk, Petrokom Publ. (In Russian) Massa M. S. (2010) The American Catholic Revolution: How the Sixties Changed the Church Forever. New York, Oxford University Press. Massa M. S. (2018) The Structure of Theological Revolutions: How the Fight Over Birth Control

Transformed American Catholicism. New York, Oxford University Press. Mikhailov P. B (2011) "Beginnings of theological knowledge", in Bulletin of St. Tikhon's University.

Series I: Theology. Philosophy, iss. 3 (35), pp. 7-21. (In Russian) Papa Pavel VI. Humanae vitae. Available at: http://www.unavoce.ru/library/humanae_vitae.html

(accessed: 17.01.2020). (In Russian) Pol'skov K. O (2010) "To the Question of the Scientific Theological Method", in Philosophy issues,

no. 7, pp. 93-101. (In Russian) Quigley W. P. (2006) "The Living Wage and Catholic Social Teaching", in America Magazine, August 28. Available at: https://www.americamagazine.org/issue/581/article/living-wage-and-catholic-social-teaching (accessed: 19.11.2019). (In Russian) Sukhova N. Iu. (2007) Spiritual vineyard of sciences: A collection of articles on the stories of higher ^^

spiritual education. Moscow, Izd-vo Pravoslavnogo Sviato-Tihonovskogo gumanitarnogo

universiteta Publ. (In Russian)

Received: February 17, 2020 Accepted: April 23, 2020

Author's information:

Dmitry A. Markov — Master of Theology; archprotolip@gmail.com

S

o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o

w

F i—( h-Q

o

o

e

o

ÇQ

TOM 2 2020

№2 261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.