Научная статья на тему 'О гуманизационных аспектах информационного обеспечения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины'

О гуманизационных аспектах информационного обеспечения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гуманизационных аспектах информационного обеспечения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины»

Раздел II. Социально-психологические аспекты управления

РАЗДЕЛ II СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

ББК 60.5

УДК 331.015.1

Т.Н. Бакаева, В.С. Компаниец

О ГУМАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Эффективное решение проблемы создания безопасного производства, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний во многом зависит от гуманизации и гуманитаризации инженерного образования. Гуманитаризация технического образования, т. е. введение в содержание обучения дисциплин различной направленности, должна быть закреплена и развита за счет изменений в методологических и концептуальных подходах к изучению технических и общепрофессиональных дисциплин, к которым относится, например, безопасность жизнедеятельности. Рассматривая методы и способы комфортного и безопасного взаимодействия человека со средой обитания, безопасность жизнедеятельности осуществляет переход от технократического взгляда на человеко-машинные, эргатические и экотехнические системы к ориентации этих систем на пользователя с целью обеспечения его безопасности, сохранности экосистем и биосферы в целом.

Правовая беспомощность выпускников технических вузов, незнание основных законов и нормативно-законодательных актов в области безопасности труда зачастую становится серьезной причиной неэффективности проводимых и внедряемых на производстве мероприятий по улучшению условий труда, организации оптимального режима труда и отдыха, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Восполнить этот пробел на этапе подготовки специалиста в вузе может дисциплина "Безопасность жизнедеятельности". Однако значительная номенклатура таких документов, насыщенность содержания требуют больших затрат учебного времени на их изучение, что, в свою очередь, тормозится ограниченным числом часов, отводимых на курс "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД) в учебных планах.

Найти выход из замкнутого круга можно, внедряя новые технологии обучения, широко используя возможности компьютерной техники и создавая на этой основе сети информационных и автоматизированных обучающе-контролирующих систем.

Работа по созданию и внедрению в учебный процесс автоматизированных обучающе-контролирующих систем (АОКС) давно ведется на ка-

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

федре психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ. В настоящее время в рамках лабораторных и индивидуальных занятий со студентами, изучающими курс БЖД, используется АОКС "Производственный травматизм", которая позволяет изучать такие законодательные документы как "Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве", "Кодекс законов о труде Российской Федерации" и получать навыки их использования при решении ситуационных задач. Аналогичная система АОКС разработана и внедрена по разделу курса "Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях". Она предназначена для освоения "Норм радиационной безопасности" и "Основных санитарных правил ОСП-72/87", а также для изучения поведения человека в нештатных ситуациях, принятия им правильных решений.

Значительно повышает информационное обеспечение и дает возможность конкретизировать применяемые мероприятия по биологически значимым факторам производственной среды и трудового процесса новая "Автоматизированная система анализа и учета условий труда".

Данная система позволяет: изучать основные нормативные документы по терминологии в области безопасности труда и регламентации опасных и вредных производственных факторов (СН, СНиП, ГОСТы ССБТ и др.); производить аттестацию условий труда на рабочем месте; получать оперативные данные о состоянии условий труда на предприятии в целом и на любом из рабочих мест, а также осуществлять прогноз заболеваемости персонала; делать выводы о приоритетности проведения профилактических и оздоровительных мероприятий как на предприятии в целом, так и на отдельно взятом рабочем месте.

Данная система вырабатывает у студента взгляд на необходимость решения проблем безопасности труда в производственных условиях, обеспечивает его нормативно-законодательной базой в виде эталонного банка данных, учит принятию обоснованных и эффективных мероприятий по улучшению условий труда. Кроме того, разработанная автоматизированная система может использоваться и для практических целей на производстве в системе автоматизированного рабочего места специалиста по охране труда.

УДК 681.3.069

С.И. Лебедь

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ РОЛИКОВ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ, НАПИСАННЫХ НА ЯЗЫКЕ TURBO PASCAL 7.0 С ПРИМЕНЕНИЕМ БИБЛИОТЕКИ КЛАССОВ TURBO VISION

В настоящее время одной из самых актуальных проблем, встающих при разработке прикладных программ, является создание средств обучения пользователей работе с ними. К наиболее полезным из таких средств относятся демонстрационные ролики. К сожалению, решение проблемы создания демонстрационного ролика программного продукта зависит от большого числа обстоятельств, в частности, языка программирования, и не может быть универсальным. В данной статье рассматривается вопрос о создании динамических демо-роликов программ, написанных на языке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.