Научная статья на тему 'О гражданско-правовом и международно-правовом режимах охраны имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом'

О гражданско-правовом и международно-правовом режимах охраны имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИМ ОХРАНЫ / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ / СРЕДСТВА ОХРАНЫ / ОХРАННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / PROTECTION REGIME / INTER-BRANCH GUARDING REGIME / GUARDING MEANS / GUARDING RESPONSIBILITY OF THE STATE / STATE PROPERTY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миннеханова Сания Хазиповна

Гражданско-правовой и международно-правовой режим охраны имущества государства, обусловлен нахождением такого имущества на территории другого государства. Соответственно, такое положение, обусловливает необходимость применения в отношении такого имущества особых комплексных межотраслевых режимов охраны, включающих в себя средства охраны в соответствии с законодательством как страны места нахождения имущества, так и страны его принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About civil and international legal regimes of overseas property protection of the Russian Federation

Civil and international legal regimes of property protection of the state are based on being this kind of property on the territory of another country. Accordingly, such provision is due to necessity of using in case of such property complex, inter-branch guarding regimes, which include guarding means under applicable law of the country whether the property is and also owner country.

Текст научной работы на тему «О гражданско-правовом и международно-правовом режимах охраны имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом»

О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕЖИМАХ ОХРАНЫ ИМУЩЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩЕГОСЯ ЗА РУБЕЖОМ

Миннеханова Сания Хазиповна, старший преподаватель.

Место работы: НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ», кафедра гражданского права.

Контакты автора: E-mail: Sofia.13@inbox.ru

Аннотация. Гоажданско-правовой и международноправовой режим охраны имущества государства, обусловлен нахождением такого имущества на территории другого государства. Соответственно, такое положение, обусловливает необходимость применения в отношении такого имущества особых комплексных межотраслевых режимов охраны, включающих в себя средства охраны в соответствии с законодательством как страны места нахождения имущества, так и страны его принадлежности.

Ключевые слова: режим охраны; межотраслевой режим охраны; средства охраны; охранная функция государства; управление объектами государственной собственности.

ABOUT CIVIL AND INTERNATIONAL LEGAL REGIMES OF OVERSEAS PROPERTY PROTECTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Minnekhanova Sania Hazipovna, head teacher.

Place of employment: Non-state Educational Establishment Highest Vocational Education “Administration Academy. TISBI”, civil law faculty

Contacts of the author: E-mail: Sofia.13@inbox.ru

Annotation. Civil and international legal regimes of property protection of the state are based on being this kind of property on the territory of another country. Accordingly, such provision is due to necessity of using in case of such property complex, inter-branch guarding regimes, which include guarding means under applicable law of the country whether the property is and also owner country. Keywords: protection regime; inter-branch guarding regime; guarding means; guarding responsibility of the state; state property management.

Нахождение объектов государственной собственности на территории другого государства обусловливает необходимость применения в отношении такого имущества особых комплексных межотраслевых режимов охраны, включающих в себя средства охраны в соответствии с законодательством как страны места нахождения имущества, так и страны его принадлежности (страны-собственника). Кроме того, возникающие в этой связи отношения регламентируются соответствующими нормами международного права, закрепляющими международно-правовой режим охраны государственного имущества. Таким образом, исследование вопросов правовой охраны зарубежной

собственности Российской Федерации должно основываться на анализе соотношения гражданско-правовых и международно-правовых режимов охраны, выраженных в соответствующих правовых институтах. В целом же необходимо рассматривать нормы, устанавливающие названную охрану, как особый межотраслевой институт.

В нашем представлении охрана государственной собственности является одним из социально-правовых средств, при помощи которого реализуется экономическая функция государства. Непосредственная реализация данной охранной функции государства осуществляется через правомочие управления. При этом под управлением объектами государственной собственности, в том числе и находящимися за рубежом, понимается комплекс проводимых государственными органами мероприятий (юридических и фактических действий), направленных на получение необходимого эффекта от использования данных объектов, и обеспечение его необходимой правовой охраной, в том числе защитой.

Указанное государственное управление проявляется в выработке единого подхода (концепции) и координации процессов управления объектами государственной собственности, закрепленными за отдельными ведомствами как внутри страны, так и за его пределами. В данном случае под концепцией государственного регулирования объектов государственной собственности имеется в виду выработанный и утвержденный Правительством РФ на основе соответствующего федерального закона единый подход к стратегическому развитию и управлению различными объектами государственной собственности, в рамках которого принимаются программы развития, управления, охраны и защиты отдельных объектов ведомственной и межведомственной принадлежности.

В этой концепции должно быть учтено, что применительно к государственной собственности за рубежом, охранная деятельность субъекта права, в целом, представляет собой комплекс гражданско-правовых и международно-правовых мер, направленных на обеспечение эффективного использования объекта государственной собственности в целях предотвращения незаконного вмешательства как в его материальную, так и в нематериальную целостность.

Кроме того, отмеченный единый подход, по нашему мнению, должен отражать целостное научное представление о режиме правовой охраны государственной собственности, находящейся за рубежом. Думается, что под режимом правовой охраны государственной собственности, находящейся за рубежом, подразумевается закрепленная в гражданском и международном праве система мероприятий, направленных на сохранение, восстановление, улучшение, приумножение и защиту находящихся в ведении государства объектов государственного управления. Назначение режима охраны государственного имущества, находящегося за рубежом, - это обеспечение правомочий государства как собственника принадлежащего ему имущества, а его специфика (нахождение имущества под юрисдикцией не менее чем двух государств) - это трехуровневый характер правового режима: использование в отношении зарубежного имущества национального режима места нахождения имущества, национального режима правообладателя и международно-правового режима.

Реализация режима правовой охраны государственной собственности, находящейся за рубежом, с пози-

Бизнес в законе

3'2010

ции применяемых правовых инструментов, носит межотраслевой характер и подразделяется на две составляющие: публично-правовую и частноправовую. Первая представляет собой систему международноправовых и национально-правовых (административных, финансовых и т.п.) инструментов (меры превентивного, предупредительного характера (ограничения, разрешения и т.п.), при помощи которых осуществляется собственно охранная деятельность, направленная на создание предпосылок по предотвращению несанкционированного вмешательства в целостность объектов государственной собственности. Частноправовая составляющая, в свою очередь, опосредует деятельность по защите (самозащита, виндикация и т.п.), т.е. меры активного характера, направленные на восстановление нарушенных правомочий правообладателя.

Под гражданско-правым режимом охраны государственной собственности России за рубежом (отмеченная частноправовая составляющая) предполагается комплекс предусмотренных гражданско-правовых мер, направленных на обеспечение правомочий государства как собственника в отношении имущества, находящегося на каком-либо основании в ведении или управлении третьих лиц, реализующих правомочия собственника, в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации, тогда как международно-правовой режим охраны предполагает наличие комплекса мер, предусмотренных международными соглашениями и правилами, направленных на предоставление объектам государственной собственности РФ, находящимися за ее пределами, режима ограничения или полного исключения из оборота страны, на территории которой они находятся.

Исследование структуры гражданско-правового и международно-правового режимов охраны объектов государственной собственности, находящихся за рубежом, с точки зрения необходимости обеспечения публичных интересов (сохранность публичного имущества) позволяет сделать вывод о том, что составной частью указанных режимов, которая должна быть закреплена нормативно, является система правовых ограничений, направленных на минимизацию возможных несанкционированных случаев отчуждения данного имущества, и создание препятствий по его незаконному использованию. В этой общности правовых режимов выражено известное единство исследуемых режимов охраны.

Также единство рассматриваемых режимов усматривается и в другом аспекте. В целях достижения максимальной эффективности управления объектами государственной собственности, находящимися за рубежом, соотношение между международно-правовым и гражданско-правовым режимами охраны названных объектов должно быть основано на принципе взаимного дополнения и не может быть определено по схеме «основной - субсидиарный режим».

Применение гражданско-правового и международноправового режимов охраны зарубежного имущества РФ может быть связано с договорными и внедоговор-ными отношениями как с непосредственным участием РФ, так и без такового участия. В данном случае одной ключевых проблем на практике выступает вопрос об отказе от государственного иммунитета в коммерческих сделках. По нашему мнению, подобный отказ необходимо осуществлять на основании и в порядке, предусмотренном специальным федеральным законом «О государственном иммунитете». Этот закон,

помимо общего определения государственного иммунитета, должен предусматривать ряд юридических процедур, связанных с ограничением или отказом от него. Например, обязательную ратификацию соглашения о предоставлении государственных гарантий исполнения Российской Федерацией и подконтрольных ей организаций обязательств перед третьими лицами, на основе отдельного федерального закона «О государственных гарантиях».

Нужно заметить, что комплексное исследование правовых режимов охраны зарубежного имущества РФ и их практического применения позволяет оценить не только реальное состояние этой охраны, но и обратить внимание на отдельные сугубо внутренние, «национальные» проблемы такой охраны в отношение любого государственного имущества. Так, рассмотрение в качестве гражданско-правовых способов охраны государственной собственности изъятия имущества для государственных нужд, национализации и других подобных принудительных способов позволяет сделать вывод о необходимости детальной регламентации на законодательном уровне юридических процедур изъятия из хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, используемого нецелевым образом или с низкой эффективностью. Здесь следует заметить, что общие положения ст. 299 ГК РФ, предусматривающие возможность правомерного изъятия по решению собственника имущества, находящегося у третьих лиц на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, при отсутствии реального механизма, носят в известной мере декларативный характер.

Также изучение правового механизма банкротства юридических лиц, в ведении и управлении которых находятся объекты государственной собственности, позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в процессуальное законодательство Российской Федерации и непосредственно в законодательство о банкротстве в части закрепления обязательного участия прокурора или иного уполномоченного государством органа при возбуждении процедуры банкротства и на всех ее стадиях в отношении юридических лиц, в ведении и управлении которых имеются объекты государственной собственности.

Список литературы:

1. Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

2. Постановление Правительства от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом".

3. Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества".

4. Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества".

5. Постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г^ 10 «Об утверждении порядка отчуждения федерального недвижимого имущества, находящегося за границей».

6. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом".

7. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 1090-р «О продаже Росимуществом, находящихся

в федеральной собственности пакетов акций и долей участия в уставных капиталах ряда акционерных обществ, находящихся за рубежом».

8. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

9. Концепция развития гражданского законодательства РФЛмт^/ privlaw.ru/

10. Ибатуллина Р.З. Гражданско-правовой режим управления общим недвижимым имуществом в многоквартирных домах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2007. - 24 с.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

РЕЦЕНЗИЯ

Статья соискателя кафедры Гражданского и предпринимательского права КГУ Миннехановой С.Х. представляется весьма актуальной. Актуальность анализа заключается, прежде всего, в обосновании гражданско-правового и международно-правового режимах охраны имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом в рамках Концепции совершенствования гражданского законодательства Российской Федерации.

Установление определенных режимов охраны госза-грансобственности Российской Федерации обусловлено нахождением этих объектов на территории другого государства, что приводит к необходимости применения в отношении такого имущества особых комплексных межотраслевых режимов охраны. В этом и заключается научная новизна содержания данной статьи. Соответственно, цель статьи, которая основана на исследовании правовой охраны зарубежной собственности Российской Федерации, раскрыта и подтверждается тем, что охрана госзагрансобственности должна основываться на анализе соотношения гражданско-правовых и международно-правовых режимов охраны, выраженных в соответствующих правовых институтах.

В соответствии изложенным, данную статью Миннехановой С.Х. рекомендую к печати.

Д.ю.н., зав.кафедрой Гражданского и предпринимательского права Казанского государственного университета

Челышев М.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.