Научная статья на тему 'О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОМУ ТРУДУ'

О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОМУ ТРУДУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / КОМПЛЕКС ТЕСТОВ ВФСК ГТО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрижакова Ольга Владимировна, Орлов Владимир Александрович, Самусенков Олег Иосифович

В статье представлены результаты исследования психофизической готовности студенческой молодежи, готовности к высокопроизводительному труду. Цель исследования звучит лаконично. Дать ответ на вопрос, «Готов или не готов к труду». В качестве методов исследования были применены: анализ медицинских документов, полученных от студентов, педагогические тесты, опрос. Готовность человека рассматривается, как готовность выполнять какую-либо работу с позиций психики и мотивации. Полученные результаты позволяют однозначно говорить «о готовности к труду» не более 15% студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стрижакова Ольга Владимировна, Орлов Владимир Александрович, Самусенков Олег Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE READINESS OF STUDENT YOUTH FOR HIGH-PERFORMANCE WORK

The article presents the results of the study of the psychophysical readiness of student youth, readiness for high-performance work. The purpose of the study sounds concise. Give the answer to the question, "Ready or not ready to work." The following research methods were used: the analysis of medical documents received from students, pedagogical tests, and survey. The person's readiness is considered as willingness to perform any work from the standpoint of the psyche and motivation. The results obtained allow us to unequivocally say "about readiness for work" no more than 15% of students.

Текст научной работы на тему «О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОМУ ТРУДУ»

УДК 796.011.3+ УДК 159.9.072

О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОМУ ТРУДУ

Ольга Владимировна Стрижакова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, Москва, Институт медико-биологических проблем РАН, Москва; Владимир Александрович Орлов, доктор биологических наук, Институт медико-биологических проблем РАН, Москва; Олег Иосифович Самусенков, доктор педагогических наук, Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова,

Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследования психофизической готовности студенческой молодежи, готовности к высокопроизводительному труду. Цель исследования звучит лаконично. Дать ответ на вопрос, «Готов или не готов к труду». В качестве методов исследования были применены: анализ медицинских документов, полученных от студентов, педагогические тесты, опрос. Готовность человека рассматривается, как готовность выполнять какую-либо работу с позиций психики и мотивации. Полученные результаты позволяют однозначно говорить «о готовности к труду» не более 15% студентов.

Ключевые слова: Здоровье и работоспособность студентов, стиль жизни, комплекс тестов ВФСК ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p420-423

ABOUT THE READINESS OF STUDENT YOUTH FOR HIGH-PERFORMANCE

WORK

Olga Vladimirovna Strizhakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Stroganov University, Moscow Institute of Biomedical Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow; Vladimir Alexandrovich Orlov, the doctor of biological sciences, Institute of Biomedical Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow; Oleg Iosifovich Samusenkov, the doctor of pedagogical sciences, Stroganov University, Moscow

Abstract

The article presents the results of the study of the psychophysical readiness of student youth, readiness for high-performance work. The purpose of the study sounds concise. Give the answer to the question, "Ready or not ready to work." The following research methods were used: the analysis of medical documents received from students, pedagogical tests, and survey. The person's readiness is considered as willingness to perform any work from the standpoint of the psyche and motivation. The results obtained allow us to unequivocally say "about readiness for work" no more than 15% of students.

Keywords: health and efficiency of students, lifestyle, set of tests of the GTO.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость в физической (мускульной) работе почти отпала, поскольку ее стали выполнять машины. Стиль жизни населения и молодежи очень изменился, даже за последние 2 года и будет продолжать меняться постоянно под воздействием таких обстоятельств, как гаджеты, интернет, коронавирус, самоизоляция, военные действия, и список можно продолжать. Известный американский врач, основатель учения об оздоровительной «аэробике» К. Купер писал: «В течение многих тысячелетий человек формировал себя в физической работе. Сейчас с драматической внезапностью ломается адаптационная модель, созданная эволюцией» [2]. Основоположник отечественной теории нравственного и физического воспитания детей и молодежи П.Ф. Лесгафт утверждал, что главная цель воспитания - подготовить человека к высокопроизводительному труду на благо об-

щества и в целом. Труд человека - это напряженная психофизическая работа, требующая высокой мобилизации психики и многих физиологических систем организма, которые должны обладать высокими резервными возможностями. Учебный процесс в школах, университетах требует от учащихся ежедневной напряженной работы головного мозга, включая высокую концентрацию внимания к поступающей информации, тренировку памяти и умение применять полученные знания для решения учебных и прикладных жизненных задач. Указом Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО» поставлена масштабная цель: «создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие Человеческого потенциала и укрепление здоровья населения». Эта цель ориентирована на длительный период. Труд человека - это работа. Оборона - это тоже работа. Готовность - способность к работе - это оценка потенциала (уровня) работоспособности человека. Понятийная категория «готовность» в данной работе представляется как способность к эффективным психофизическим действиям (т.е. работоспособность) человека для получения желаемых результатов. Работоспособность человека - это интегральная функция от работоспособности (и здоровья) нейронов головного мозга, мышц, сердца, сосудов, аппарата дыхания и других физиологических систем. Работоспособность человека - величина, в определенном диапазоне, переменная и изменяется в суточном, недельном и годичном циклах, может быть высокой, средней, низкой. Для ее оценки необходим надежный инструментарий [5]. Готовность человека к трудовым действиям и его мотивацию можно оценивать на основе психофизических тестов, составляющих комплекс ГТО, а также обязательная составляющая - медицинские документы (справки), предоставляемые учащимися для допуска к занятиям физической культурой.

Цель исследования. Оценить Готовность студентов столичных вузов к высокопроизводительному труду (учебе).

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось по имеющимся документам в медпунктах ВУЗов и кафедрах физвоспитания - медицинским справкам, которые предоставляют студенты для допуска к занятиям физической культурой. Документы относятся к 2021-2022 учебному году (выход на очные занятия после длительного дистанционного взаимодействия). Анализу подверглись медицинские документы 1200 студентов московских ВУЗов на момент выхода в очную форму обучения. Анкетный опрос об образе жизни и двигательной активности выполнен у 540 студентов первого и второго курсов трех московских гуманитарных ВУЗов в возрасте 17-19 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно стандарту, программы по физическому воспитанию, реализуемые в ВУЗе, должны готовить выпускников, как минимум к высокопроизводительному труду. Выполнение тестов Физкультурно-спортивного комплекса ГТО доказательно отвечает на вопрос: «Готов или не готов к труду и обороне». Готовность к обороне - это следующая ступень после готовности к труду. Итак, «Готовность» - это желание, согласие сделать что-либо в данный момент времени. Человек изменяется физически постоянно, ежедневно; сегодня - здоров, завтра - НЕ здоров. Безусловно, как у любой системы, у этих тестов есть плюсы и минусы. Чтобы получить допуск к занятиям по физкультуре и тестированию, студент должен предоставить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний. Наше исследование показало, что из 1200 студентов, 49% отнесены к основной медицинской группе, 29% - к специальной медицинской группе, у 7% - справки КЭК и 15% - справки о временном освобождении (не кратковременные, а более 20 дней). 29% студентов по медицинским показаниям и состоянию здоровья не могут сдавать нормативы ГТО, что позволяет говорить о проблемах с готовностью к труду и обороне. 15% сту-

дентов, имеющих временное освобождение, временно, но также не допущены к физическим учебным нагрузкам. Согласно справкам КЭК, студенты освобождены от занятий физической культурой на год. Теоретически, 49% молодежи, отнесенных к основной медицинской группе, могут принимать участие в тестировании. По статистике, лишь 7-10% испытуемых, участвующих в проекте ГТО, могут выполнить нормативы на «значок», т. е. ответить утвердительно на вопрос: «Готов к труду и обороне?». Надо полагать, что некоторые студенты (а их немало), представляют справки о «надуманных» заболеваниях. Это свидетельствует о нежелании многих студентов повышать физическую культуру, укреплять собственное здоровье и работоспособность. Итак, 51% студентов сами дают ответ, что они не готовы к обороне, и даже к труду. И просят их освободить от такой жизни.

Мы решили проверить статистику, которая говорит лишь о 7-10% готовых к труду, при этом помня о том, что это десятая часть от допущенных (а допущены - 50% от изначального количества студентов). Мы провели 3 теста, доступные для реализации после дистанционной формы обучения, которые используются в ВФСК ГТО: поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 минуту), прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см), сгибание рук в упоре лежа на полу для девушек и подтягивание из виса на высокой перекладине для юношей (кол-во раз). Безусловно, результаты тестирования представляют интерес и подверглись анализу. Но мы задались простым вопросом: «Готов или не готов?» и отвечаем на него, пользуясь актуальным на сегодня инструментарием.

По правилам ВФСК ГТО, даже если 1 из обязательных нормативов и нормативов по выбору не выполнен, значок не может быть получен. То есть, ответ на проведенное тестирование будет коротким: не готов к труду и обороне. Это очень большой минус данной системы. Но на сегодняшний день, именно такие правила существуют и реализуются в проекте. Наступившая эра цифровых технологий вынуждает искать современные методы измерения и оценки физической готовности (культуры) человека, которые должны базироваться на мульти дисциплинарной методологии и вооружить специалистов новыми принципами, способами и правилами практической деятельности [3].

В простой логике «от обратного», был проанализирован самый трудно сдаваемый норматив - сгибание рук в упоре лежа у девушек и подтягивание у юношей. Минимально, «на бронзу» девушки должны выполнить не менее 10 раз сгибание рук в упоре, юноши - 10 раз подтягивание. Тесты «прыжок в длину» и «сгибание туловища» на минимальную бронзовую отметку выполняются студентами успешнее. Из 380 девушек выполнить отжимания «на бронзу» смогли 50 человек (13%), из 208 юношей, подтягивание -32 человек (15%). Цифры говорят сами за себя и подтверждают статистику. Это анализ одного «трудного» норматива из 4 обязательных. И помним про 2-4 норматива по выбору для получения бронзы/золота соответственно. Что и требовалось доказать.

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения формируется под воздействием 4-х групп факторов. В данном подходе понятие «фактор» рассматривается как «сила, действующая на организм и вызывающая ответные приспособительные реакции» [1]. Регулярное и интенсивное воздействие любого фактора будет адаптировать организм, перестраивать и формировать его структурное и функциональное состояние. Влиянию генетических факторов эксперты ВОЗ отдают 20%; еще 20% приходится на экологический комплекс; влияние медицинской помощи на здоровье оценивается в 10%, а оставшиеся 50% занимает большой и сложный комплекс факторов жизненного стиля. Следовательно, наиболее «весомым» для здоровья человека фактором является жизненный стиль.

Был задан вопрос о влиянии выделенных 4-х факторов на здоровье в следующей формулировке: «В каком процентном отношении, обозначенные факторы влияют на Ваше собственное здоровье в данный период жизни?» 33% опрошенных не признали фактор «Стиль жизни» весомым, а присвоили медицинскому и генетическому факторам 30% и

25% соответственно. Можно предположить, это люди, имеющие «отягчающую» генетику, зависимость от фармпрепаратов.

«Здоровый» или «нездоровый» стиль жизни - это отражение высокой или низкой физической культуры личности, отраженной в каждодневных поведенческих стереотипах. Сегодня мы очень по-разному понимаем словосочетание «стиль жизни» и плохо представляем себе, на основании каких показателей можно давать ему объективную оценку. Каждая из четырех представленных групп факторов многими авторами детализируется на более мелкие факторы. При этом возникает вопрос об измерении силы их воздействия на конкретные органы и системы организма.

Группа факторов, характеризующих стиль жизни населения, остается единственно доступной для прямого и целенаправленного регулирования оздоровительным поведением любого человека. Вопрос заключается лишь в том, как сформировать сознание и мотивацию у молодых людей в отношении заботы о личном здоровье и превратить это в повседневные поведенческие стереотипы на протяжении всей сознательной жизни. Воспитание культуры, обучение и формирование высокого потенциала деятельностных возможностей молодых людей является главной задачей для образовательной системы страны [4].

ВЫВОДЫ

Предварительный отрицательный ответ на вопрос о готовности может быть получен, даже не проводя тестирование психофизической готовности. А также избирательно поведенные тесты дают отрицательный ответ о психофизической готовности, а, следовательно, и о готовности к высокопроизводительному труду.

Финансирование. Работа выполнена в рамках государственной программы исследований ГНЦ РФ ИМБП РАН по теме 64.1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров В.Н. Здоровье с позиции теории управления / В.Н. Захаров // Вестник РАМН, -2005. Том 75, № 12 - С.1089-1097.

2. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / К Купер. - Москва : Физкультура и спорт, 1989, - 224 с.

3. Стрижакова О.В. Цифровой взгляд на физическую культуру человека / О.В. Стрижакова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - №2. - С. 11-14.

4. Стрижакова О.В. Концепция численной оценки психофизического потенциала человека / О.В. Стрижакова, В.А. Орлов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - C. 6-8.

5. Стрижакова О.В. Теоретические аспекты Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / О.В. Стрижакова, В.А. Орлов, О.Б. Фетисов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 1. - С. 18-21.

REFERENCES

1. Zakharov, V.N. (2005), "Health from the perspective of management theory", Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences, Volume 75, No.12 pp.1089-1097.

2. Cooper, K. (1989), Aerobics for well-being, Physical culture and sport, Moscow.

3. Strizhakova, O.V. (2018), "Digital view of human physical culture", Physical culture: education, training, No. 2, pp. 11-14.

4. Strizhakova, O.V. and Orlov, V.A. (2020), "The concept of numerical assessment of a person's psychophysical potential", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 6-8.

5. Strizhakova, O.V., Orlov, V.A. and Fetisov, O.B. (2018), "Theoretical aspects of the All-Russian physical culture and sports complex of the GTO", Physical culture: education, training, No. 1, pp. 18-21.

Контактная информация: striz13@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.