Научная статья на тему 'Роль физической культуры в формировании психофизического потенциала человека'

Роль физической культуры в формировании психофизического потенциала человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТЕХНОЛОГИЯ "НАВИГАТОР ЗДОРОВЬЯ" / ГТО / DIGITALIZATION OF PHYSICAL CULTURE / PSYCHOPHYSICAL POTENTIAL OF A PERSON / EDUCATIONAL STANDARD / TECHNOLOGY "HEALTH NAVIGATOR" / GTO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрижакова Ольга Владимировна, Орлов Владимир Александрович

Цель проекта оценить уровень физической культуры, подготовленности, развитие основных физических качеств и образ жизни выпускников общеобразовательных школ (студентов I курса московских вузов) на основе тестов и нормативных требований ВФСК ГТО; рассмотреть ГТО как индикатор психофизической готовности молодежи, как результат реализации образовательного стандарта по физической культуре. Физическая готовность первокурсников определялась на основе универсальной шкалы индексов физической подготовленности и резервов здоровья человека технологии «Навигатор здоровья» и по выполнению некоторых тестов ГТО. Статистическая обработка данных тестирования выполнялась программно-информационным комплексом «Навигатор здоровья». 86% мужчин и женщин не смогли выполнить полный объем физических тестов, соответствующих нормативам ГТО. 453 человека к тестированию не допущены, т.к. отнесены к специальной медицинской группе. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о несовершенстве системы физического воспитания и обучения в школах, низкой физической активности молодежи во внеурочное время. Для реализации требований стандартов по предмету «Физическая культура» школьное физическое воспитание нуждается в значительном совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стрижакова Ольга Владимировна, Орлов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE FORMATION OF HUMAN PSYCHOPHYSICAL POTENTIAL

The purpose of the project is to assess the level of physical culture, fitness, development of basic physical qualities and lifestyle of graduates of secondary schools (1st year students of Moscow universities) on the basis of tests and regulatory requirements of the WFSK TRP; to consider TRP as an indicator of psychophysical readiness of young people, as a result of the implementation of the educational standard for physical culture. Physical readiness of first-year students was determined on the basis of a universal scale of indices of physical fitness and reserves of human health technology “Health Navigator” and the implementation of some tests GTO. Statistical processing of test data was performed by the software and information complex “Health Navigator”. 86% of men and women failed to complete the full scope of physical tests that meet the GTO standards. 453 people are not allowed to be tested, because they are assigned to a special medical group. The results of the study indicate ineffective physical education and training in schools, low physical activity of young people in extracurricular time. To implement the requirements of standards on the subject of “Physical culture” school physical education needs significant improvement.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры в формировании психофизического потенциала человека»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ЧЕЛОВЕКА

О.В. СТРИЖАКОВА, В.А. ОРЛОВ, ИМБП РАН, г. Москва

Аннотация

Цель проекта - оценить уровень физической культуры, подготовленности, развитие основных физических качеств и образ жизни выпускников общеобразовательных школ (студентов I курса московских вузов) на основе тестов и нормативных требований ВФСК ГТО;рассмотреть ГТО как индикатор психофизической готовности молодежи, как результат реализации образовательного стандарта по физической культуре. Физическая готовность первокурсников определялась на основе универсальной шкалы индексов физической подготовленности и резервов здоровья человека технологии «Навигатор здоровья» и по выполнению некоторых тестов ГТО. Статистическая обработка данных тестирования выполнялась программно-информационным комплексом «Навигатор здоровья». 86% мужчин и женщин не смогли выполнить полный объем физических тестов, соответствующих нормативам ГТО. 453 человека к тестированию не допущены, т.к. отнесены к специальной медицинской группе. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о несовершенстве системы физического воспитания и обучения в школах, низкой физической активности молодежи во внеурочное время. Для реализации требований стандартов по предмету «Физическая культура» школьное физическое воспитание нуждается в значительном совершенствовании.

Ключевые слова: цифровизация физической культуры, психофизический потенциал человека, образовательный

стандарт, технология «Навигатор здоровья», ГТО.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE FORMATION OF HUMAN PSYCHOPHYSICAL POTENTIAL

O.V. STRIZHAKOVA, V.A. ORLOV, IMBP RAS, Moscow

Abstract

The purpose of the project is to assess the level of physical culture, fitness, development of basic physical qualities and lifestyle of graduates of secondary schools (1st year students of Moscow universities) on the basis of tests and regulatory requirements of the WFSK TRP; to consider TRP as an indicator of psychophysical readiness of young people, as a result of the implementation of the educational standard for physical culture. Physical readiness of first-year students was determined on the basis of a universal scale of indices of physical fitness and reserves of human health technology "Health Navigator" and the implementation of some tests GTO. Statistical processing of test data was performed by the software and information complex "Health Navigator". 86% of men and women failed to complete the full scope of physical tests that meet the GTO standards. 453 people are not allowed to be tested, because they are assigned to a special medical group. The results of the study indicate ineffective physical education and training in schools, low physical activity of young people in extracurricular time. To implement the requirements of standards on the subject of "Physical culture" school physical education needs significant

improvement.

Keywords: digitalization of physical culture, psychophysical potential of a person, educational standard, technology

"Health Navigator", GTO.

Введение

Целью преподавания физической культуры в системе образования (начального, основного и среднего), системе высшей школы является формирование гармонично развитой личности, приобретение навыков и знаний, мотивации на обладание оптимальным уровнем физической подготовленности, поддержание высоких резервов здоровья и работоспособности для будущей социальной жизни и профессиональной деятельности. ФГОС и программы по ФК требуют, чтобы выпускник высшей школы обладал следующими компетенциями: способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В ныне действующем образовательном стандарте выделяются индикаторы достижения компетенции. Индикатором достижения компетенции может быть только психофизическая готовность человека.

Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО» ставит цель: «Создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие Человеческого потенциала и укрепление здоровья населения» [1]. Именно физическое воспитание, обучение и спортивная подготовка молодежи играют важную роль в формировании «Человеческого потенциала» страны. Цифровая экономика (в т.ч. образование и здравоохранение) включены в список приоритетных направлений стратегического развития России до 2025 г. [2].

«Физическая культура» как образовательная и оздоровительная дисциплина имеет все предпосылки к использованию цифровых технологий для количественной оценки физической работоспособности и резервов здоровья человека [3].

Валидным индикатором ЗОЖ может служить только физическое состояние и работоспособность каждого человека и всех групп населения на основе возрастных нормативов и цифровых показателей в контрольных психофизических тестах.

По предложению Министерства спорта РФ и поддержке ректоров в 2017 г. было проведено тестирование 1600 студентов I курса (выпускников школ этого года) с целью оценки уровня физической подготовленности и образа жизни. В проекте приняли участие: МГМУ им. И.М. Сеченова, ГМНИУ им. Н.И. Пирогова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ МГСУ Московский строительный университет, МТУСИ Московский технический университет связи и информатики, Московский международный университет. В данном проекте, к сожалению, не принял участие ведущий университет страны - МГУ им. М.В. Ломоносова, который является одним из разработчиков ВФСК ГТО.

Цель исследования: оценить физическую готовность студентов согласно нормативным требованиям ВФСК ГТО, а также ряд подзадач (физическую выносливость, уровень развития скелетной мускулатуры, гибкость позвоночника, оценить факторы жизненного стиля). Оценив эти показатели, можно получить информацию, как и насколько реализован стандарт среднего школьного образования по физической культуре.

Материалы и методы исследования

Оценка физической подготовленности студентов определялась по выполнению некоторых нормативов

ГТО и одновременно на основе универсальной шкалы индексов физической подготовленности и резервов здоровья человека технологии «Навигатор здоровья» («НЗ»), которая разработана для здоровой категории людей от 6 до 60 лет. Разработчик - институт медико-биологических проблем РАН, профессор В.А. Орлов [5]. Обработка, анализ и структурированное хранение баз данных обследованных студентов выполнен с помощью программно-информационного комплекса «Навигатор здоровья» (ПИК-НЗ) в режиме "online" на головном сервере в ИМБП. Каждый университет получил прямой доступ к своей базе данных для ее анализа, пополнения и использования в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура». Полную программу тестирования прошли 1295 студентов.

Физическое развитие организма молодых людей оценивалось на основе весоростового показателя (индекс Кетле), окружности талии, доли жирового компонента в массе тела и ЖЕЛ (жизненной емкости легких). Возрастные статистические модели установлены с помощью технологии «НЗ». Развитие и работоспособность крупных групп мышц определялись на основе тестов и нормативов комплекса ГТО и статистической базы «ТНЗ». Физическая работоспособность человека (выносливость) определялась 6-минутным степ-тестом на двух разновысоких платформах; расчетным методом определялись: PWC170, метаболический эквивалент (METs) и потребление кислорода (ПО2). Обследование выполнено по 19-ти показателям, в том числе гибкости, ловкости, зрительно-двигательной реакции, способности к психофизиологической саморегуляции. В статье приводим оценки только по некоторым показателям. Количественная оценка стиля жизни студентов выполнена с помощью анкетного опроса.

10% женщин и 17% мужчин выполнили нормативы, которые соответствуют требованиям бронзового, серебряного и золотого знаков ГТО. 83% мужчин и 90% женщин оказались не готовы «к Труду и Обороне».

Таблица 1

Распределение студентов по уровням физической подготовленности на основе нормативов ВФСК ГТО

Уровень норматива ГТО Мужчины (n = 637) Женщины (n=658)

Золотой знак 29 (4,6%) 12 (1,8%)

Серебряный знак 17 (2,6%) 16 (2,5%)

Бронзовый знак 66 (10,4%) 36 (5,5%)

Показатели ниже бронзового уровня 525 (82,4%) 594 (90,2%)

В данной статистике не учтены студенты, отнесенные к специальным медицинским группам (30% от общего количества). Таким образом, в настоящее время 87% молодых людей не обладают способностью к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Надо полагать, что эти характеристики коррелируют с работоспособностью (успеваемостью) студентов в учебном процессе и обязательно отразятся на их трудовом потенциале в будущем.

Один из сегментов физической подготовленности молодых людей - силовые возможности скелетной мус-

кулатуры. Работа мышц в тестах управляется нервными сигналами, что делает неразделимым оценку единого нервно-мышечного комплекса. Скелетная мускулатура формирует осанку человека, участвует во всех видах двигательной и трудовой деятельности, а также защи-

щает внутренние органы от травм и механических воздействий.

Способность выполнить силовые физические тесты оценивает функциональное состояние как мышечных групп, так и эффективность их иннервации.

Таблица 2

Результаты тестирования (мужчины)

Мышцы рук Мышцы плеч, спины, Мышцы живота Мышцы ног

Уровень (подтягивания) живота (отжимания) (группировка) (прыжок)

(п = 514) (п = 620) (п = 620) (п = 565)

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

1-й 107 20,8 309 49,8 182 29,4 124 22,0

2-й 95 18,5 93 15,0 140 22,6 74 13,1

3-й 54 10,5 106 17,1 84 13,5 111 19,6

4-й 258 50,2 112 18,1 214 34,5 256 45,3

5-й

6-й

У 50-55% мужчин и женщин данные группы скелетной мускулатуры развиты хорошо и удовлетворительно. Подробные результаты тестирования женщин не приводятся в силу ограничения объема статьи.

Одним из самых «весомых» сегментов в оценке физической подготовленности являются физическая работоспособность и выносливость. В ГТО эти качества человека оцениваются по времени бега на длинные дистанции. Но из-за отсутствия результатов стандартного медицинского осмотра (допуска) в начале учебного года преподаватели университетов сочли проведение этого теста в начале учебного года нецелесообразным. Поэтому оценка физической работоспособности учащихся выполнялась в 6-минутном степ-тесте «Спутник здоровья»: с подъемом в темпе 30 раз за 1 мин, последовательно на две платформы разной высоты (от 10 до 40 см). Высотой платформы задавалась индивидуальная мощность.

Степ-тест выполнялся при постоянном автоматическом контроле ЧСС. Большая часть обследуемых справилась с подъемом на вторую платформу: женщины на 15-25 см, а мужчины на 20-30 см, частота пульса при выполнении теста 160-180 уд./мин.

По индивидуальной мощности физической нагрузки и ЧСС при подъеме на каждую из двух платформ вычислялись информативные и признанные в физиологии и медицине показатели: физическая работоспособность (PWC170, кгм/кг/мин) и метаболический эквивалент (МЕТ, усл. ед.). Функциональные резервы сердца, сосудов и дыхания играют самую важную роль в обеспечении работоспособности и здоровья человека, но именно они часто подвержены хроническим заболеваниям, в том числе и в молодом возрасте. Вычисление PWC и МЕТ8 и их оценка выполнялись на основе программного средства и возрастных статистических моделей из технологии «НЗ».

Таблица 3

Рейтинговая оценка физической работоспособности и выносливости групп студентов на основе индикаторов PWC170 и метаболического эквивалента МЕТ

Уровень РWС170 (кгм/кг/мин) METs (усл. ед.)

Муж. (п = 600) Жен. (п = 626) Муж. (п = 600) Жен. (п = 626)

чел. % чел. % чел. % чел. %

1-й 84 14,0 29 4,6 82 13,6 30 4,8

Норма: более 15,0 более 12,5 13,0 и выше 11,5 и более

2-й 30 5,0 47 7,5 31 5,1 37 5,9

Норма: 14,1-15,0 11,8-12,5 12,0-12,9 10,5-11,4

3-й 44 7,3 75 12,0 46 7,7 64 10,3

Норма: 13,1-14,0 10,8-11,7 11,0-11,9 9,5-10,4

4-й 45 7,5 83 13,3 55 9,2 86 13,8

норма: 12,1-13,0 9,8-10,7 10,0-10,9 8,5-9,4

5-й 136 22,7 137 21,9 148 24,7 120 19,1

Норма: 11,1-12,0 9,0-9,7 8,1-9,9 7,0-8,4

6-й 261 43,5 255 40,7 238 39,7 289 46,1

Норма: менее 11,1 менее 9,0 8,0 и ниже 6,9 и ниже

Крайне низкому уровню (5-й и 6-й) соответствуют показатели физической работоспособности (выносливости) у 65% студентов. Это указывает на недостаточную эффективность работы сердца как в самом миокарде, так

и в работающих мышцах. Низкий уровень показателей PWC и МЕТ!з у молодых людей является индикатором высоких рисков заболеваний ССС. Можно отметить, что большинство студентов, отнесенных к специальным

медицинским группам, имеют симптоматику именно по сердечно-сосудистой системе.

Показатели физического развития. Физическая форма (линейные размеры) тела человека отражает гармоничность развития и играет значимую роль в интегральной количественной оценке физической работоспособности. В программе обследования студентов выполнены измерения: роста и массы тела, окружности талии, объема легких и рассчитан весоростовой коэффициент (индекс Кетле). Оценка этих показателей произведена на основе возрастных статистических моделей и рейтинговых шкал из технологии «НЗ».

Таблица 4

Показатели физического развития студентов

На основе трех показателей физическое развитие организма многих студентов оценивается как достаточно гармоничное. Только 4-5% обследованных студентов имели завышенную массу тела с избыточным жировым компонентом (метаболический синдром) или недостаточный объем легких. Данные признаки текущего развития организма могут негативно влиять на физическую работоспособность и здоровье молодых людей в последующие годы.

Способность к психофизиологической саморегуляции. Управление эмоциями и умение контролировать нервный и мышечный тонус при стрессовых ситуациях становится все более значимым для хорошо образованного и культурного человека. В «ТНЗ» для контроля и совершенствования этого качества использован простейший тест: 3 минуты максимального мышечного расслабления в положении «сидя на стуле» (с контролем дыхательных актов) и измерением градиента ЧСС. Снижение ЧСС к концу теста рассматривается как позитивное владение саморегуляцией, а повышение пульса или его неизменность - как отсутствие этих навыков. Недостаточность условий для качественного тестирования этого показателя у студентов не позволила получить достоверные данные и выполнить валидный статистический анализ. Однако в итоговом персональном протоколе оценка этого показателя представлена. Простота методики позволяет каждому человеку выполнять данный тест самостоятельно и упражняться (медитировать) в любое удобное время.

Интегральная оценка физической культуры и работоспособности человека в технологии «НЗ» характеризуется 19-ю цифровыми показателями, в том числе и величиной интегрального индекса физической работоспособности

и резервов здоровья по шкале ИФЗ с размерностью от 0,5 до 6,0 баллов. Данная технология базируется на статистически обоснованных возрастных моделях (база данных 1,6 млн чел.) и концентрирует внимание человека на состоянии здоровья и работоспособности организма. Обработка данных обследованных студентов выполнена с помощью ПИК-НЗ в режиме "online" на головном сервере в ИМБП РАН. Каждый университет получил прямой доступ к своей базе данных для ее анализа, пополнения и использования в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура». В технологии «Навигатор здоровья» реализован принцип конвергенции, когда уровень развития физических качеств человека отождествлен с уровнем функциональных возможностей систем организма. Это в полной мере соответствует «духу и букве» Указа Президента РФ о ВФСК ГТО и позволяет на основе цифрового подхода контролировать и укреплять резервы здоровья любого человека и повышать «Человеческий потенциал» страны [4].

Таблица 5

Распределение студентов по рейтинговой шкале психофизического потенциала

Уровень ПФП (балл) Мужчины (n = 637) Женщины (n = 658)

число % число %

1-й 5,4-6,0 17 2,7 9 1,4

2-й 4,8-5,3 41 6,4 36 5,5

3-й 4,2-4,7 137 21,5 109 16,6

4-й 3,2-4,1 224 35,2 269 40,8

5-й 1,6-3,1 218 34,2 230 34,9

6-й 0,5-1,5 0 0,0 5 0,8

Результаты исследования

Все обследованные студенты распределены на 6 уровней по «рейтинговой шкале психофизического потенциала» профессора В.А. Орлова. Самый высокий 1-й уровень физической подготовленности и резервов здоровья оценивается в 5,4-6,0 баллов, что приравнено к нормативам золотого знака ГТО; 2-й уровень (4,85,3 балла) соответствует серебряному, а 3-й (4,24,7 балла) - бронзовому знаку.

Студенты, отнесенные по этой шкале к первым трем уровням, обладают достаточно высоким уровнем здоровья и физической работоспособности. Их организм хорошо адаптирован к физическим нагрузкам и негативным факторам окружающей среды.

69% мужчин и 76% женщин получили оценки в 4 балла и ниже по шкале ПФП - это ниже бронзового значка - не готов к труду и обороне, по сути, не может быть аттестован в школе. У них низкая физическая работоспособность и функциональные возможности нескольких систем организма. Они более всего нуждаются в регулярном контроле и эффективной развивающей программе. У молодых людей с такими показателями организма могут латентно развиваться соматические заболевания, что приведет в будущем к снижению работоспособности и качества жизни.

Выводы

Реализованный проект позволил оценить физическое развитие и уровень подготовленности молодежи (вы-

л X е в о Индекс Кетле Избыток (недостаток) жирового компонента ЖЕЛ

рУ муж. (n = 630) жен. (n = 633) муж. (n = 630) жен. (n = 633) муж. (n= 629) жен. (n = 629)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-й 318 374 319 374 357 295

2-й 146 137 145 137 82 90

3-й 93 58 93 58 76 108

4-й 42 41 42 41 93 107

5-й 29 20 29 20 18 29

6-й 2 3 2 3 3 0

пускников школ = первокурсников университетов) и более широко взглянуть на их физическую культуру, резервы здоровья и физическую работоспособность. А также дает ответ на вопрос, как реализуется образовательный стандарт по физической культуре в школе.

В шести университетах полную программу обследования прошли 1295 студентов. Из них нормативы золотого знака выполнили 41; серебряного - 33 и бронзового знака - 102 человека. 86% мужчин и женщин не смогли выполнить полный объем физических тестов, соответствующих нормативам ГТО. 453 человека к тестированию не допущены, т.к. отнесены к специальной медицинской группе. Значительное число студентов имеет крайне низкие показатели по физиологическим системам организма, граничащие с зоной предпатологии. Для справки: нормативы бронзового значка должен выполнять каждый учащийся, они намеренно занижены, это минимум по физкультуре - как таблица умножения, которую знают все.

Большинство обследованных не владеют техникой выполнения тестовых упражнений. Эти упражнения составляют основу школьного физического воспитания и должны быть освоены за 11 лет и 1120 часов обучения.

У большей половины юношей и девушек полностью отсутствуют мотивация и интерес к тестированию и достижению нормативов ГТО. При обследовании 48 студентов заявили, что они ранее проходили тесты и имеют знаки ГТО, однако при контрольном тестировании только 25 чел. подтвердили уровень нормативов, соответствующих заявленному знаку.

Важно отметить, что сравнение показателей настоящего обследования и уровня тестовых показателей выпускников школ 90-х годов прошлого века (база данных

«ТНЗ») свидетельствует о снижении уровня важных физических качеств и физической работоспособности молодых людей на 10-15%.

Результаты обследования указывают на недостаточно эффективное физическое воспитание и обучение в школах, а также низкую физическую активность молодежи в досуговое время. В целом можно заключить, что для подготовки и выполнения нормативов ФГСК ГТО, а также реализации требований ФГОС по предмету «Физическая культура» школьное физическое воспитание нуждается в значительном совершенствовании.

Наивысшую ценность для общества и государства представляют люди с качественным образованием, крепким здоровьем и высокой работоспособностью, т.е. с высоким Человеческим потенциалом. Именно с этих позиций нужно подходить к вопросу модернизации системы физического воспитания в стране [6]. Мониторинг физической культуры и работоспособности населения на основе ВФСК ГТО с использованием современных цифровых технологий должен играть важную роль в оценке и повышении Человеческого потенциала страны.

Многие показатели ПФП личности используются в медицинской диагностике для оценки функциональных возможностей отдельных систем организма и здоровья человека. Это дает основание считать дефиницию «психофизический потенциал человека» близкой к другому ин-тегративному понятию - «резервы здоровья человека». Оба эти понятия как важные свойства личности предопределяют общую дееспособность (работоспособность) и благополучие человека [7]. Эквивалентность этих двух терминов необходимо признать постулатом, а преподавание физической культуры - овладением технологией укрепления здоровья человека.

Литература

1. Указ Президента РФ № 172 от 24 марта 2015 года «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне».

2. Выступление Президента РФ В.В. Путина на «Петербургском международном экономическом форуме» 2 июля 2017 г.

3. Орлов, В.А., Стрижакова, О.В., Фетисов, О.Б. Физическая культура как образовательная и оздоровительная дисциплина. - Воронеж: Научная книга. - 2017. - 340 с.

4. Протокол Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 26.07.2017 г. № 8 «О формировании ЗОЖ».

5. Патент на изобретение № 2441580 от 10.02.2012 -«Способ оценки резервов физического здоровья и работоспособности населения».

6. Стрижакова, О.В. Цифровой взгляд на физическую культуру человека // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 2. - С. 11-14.

7. Орлов, В.А., Стрижакова, О.В., Фетисов, О.Б. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО: практические аспекты и проблемы. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2018. - № 1. - С. 22-24.

References

1. President of Russian Federation (2015), Presidential decree No. 172 of March 24, 2015 "On the all-Russian sports complex 'GTO'".

2. Speech by Russian President Vladimir Putin at the St. Petersburg international economic forum on July 2, 2017.

3. Orlov, V.A., Strizhakova, O.V. and Fetisov, O.B. (2017), Physical culture as an educational and health-improving discipline, Voronezh, Nauchnaya kniga, 340 p.

4. The Protocol of the presidential Council of the Russian Federation for strategic development and priority projects from 26.07.2017 No. 8 "About formation of healthy lifestyle".

5. Patent for the invention No. 2441580 from 10.02.2012 "Method of assessing the reserves of physical health and working capacity of the population".

6. Strizhakova, O.V. (2018), Digital view of human physical culture // Physical culture: education, training, no. 2, pp. 11-14.

7. Orlov, V.A., Strizhakova, O.V. and Fetisov, O.B. (2018), All-Russian sports complex GTO: practical aspects and problems, Physical culture: education, training, no. 1, pp. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.